– Сначала поезда шли лишь ночью, ведь дорога подвергалась непрерывным артобстрелам и бомбёжкам, но фронт и Ленинград требовали большего. Позже этот путь вошёл в историю как «Дорога Победы», но те, кто возводил ветку под непрекращающимся огнём врага, называли его в то время «коридором смерти». Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда мы помним мы. 27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Ветка жизни. Как строили железную дорогу, спасшую Ленинград в блокаду
Госэкспертиза одобрила проект реконструкции двухкилометрового участка Дороги жизни во Всеволожске, сообщает 7 июня Дорожный комитет Ленобласти. Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное – «Коридор смерти». Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. «Дорога жизни»: 78 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград. 27 января 1944 года Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда, открыв дорогу для восстановления связи с остальной частью страны. они стали Дорогой жизни, спасительным путем.
Что такое Дорога жизни
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- «Коридор смерти»: почему так называли дорогу проложенную в блокадный Ленинград
- Как «Коридор смерти» спас блокадный Ленинград от голода - Узнай Россию
- «Малая дорога жизни»
- Построить за 20 дней
- Горячий лед: как Дорога жизни спасла Ленинград во время блокады | Статьи | Известия
«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
А утром оказалось - это трупы так сложены… Но этого мы в Ленинграде еще насмотрелись. Ведь зимой в городе не хоронили никого. Земля окаменела — могилы рыть нельзя. Конечно, если могильщикам буханку хлеба дать — выроют, но где ее возьмешь? Только весной стали экскаваторами братские могилы рыть… - А настроение? Утром на работу идем, лопаты на плечо, девчонки: «Запевай! И пели «Катюшу». Или другую, популярную тогда песню: Иду по знакомой дорожке, И вижу в открытом окошке Твое дорогое лицо… - У нас еще Катя-певунья была. Похожа на цыганку, а как руками поведет, как запоет! Но уставали все страшно — после работы сразу спать. А вот Валя Иванова себе на бумажках все кудри закручивала.
Я ее спрашивала: «Валя, ну, зачем? Ты ведь и так красивая! Надо же себя как-то соблюдать! В победу все свято верили. Знали, что для нее работаем, а потому дисциплина была железная! А потом нас в настоящую армию, в связистки взяли, форму солдатскую выдали. Вот там уже лафа началась! Сидишь у рации в палатке, в тепле… Хорошо! Последние годы в день Победы и День снятия блокады Ленинграда мама любила доставать большую коробку, в которой она хранила самые ценные для себя вещи. Награды отца, свою старую «медальку» за оборону Ленинграда и поздравительные открытки.
В нашем городе ветеранам губернаторы на праздники присылали. Мама этими открытками очень гордилась, мне показывала: «Вот! Меня сам губернатор поздравил! Однажды такое поздравление даже от Владимира Путина пришло. Иногда, по «круглым датам», районные власти приглашали ветеранов и блокадников на получение юбилейных медалей. Давали их в какой-то школе по списку. Сидит там тетенька с коробочками, фамилии выкликает: «Такая-то, получайте! Вот и вся церемония… Мать на это сильно обижалась, даже плакала иногда тайком. Но что поделать? Пришли другие времена… Сразу после войны на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от нашей страны Роман Руденко призвал наказать командира немецкой группы армий «Север», блокировавшей Ленинград, фон Лееба, за действия, «повлекшие массовую гибель мирного населения».
Но по этому пункту немецкого генерала союзники оправдали. Потому что дополнительный протокол к Женевской конвенции, запрещающий «использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий», был принят лишь в 1977 году. А во время Второй мировой, с их точки зрения, морить людей голодом, оказывается, было можно. Так что ж мы теперь удивляемся, что в Европе не замечают трагедии Донбасса, убийства Киевом тысяч мирных людей?
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Оно и стало единственной связью горда с большой землей. В мирные годы судоходства на озере не было из-за частых штормов, а значит, там не строили ни пирсов, ни причалов. Провизию доставляли с огромным риском и выгружали на дикие, необустроенные берега под налетами немецкой авиации.
Этих усилий едва хватало, чтобы город жил. К зиме Ленинград катастрофически нуждался в провианте и топливе. К ноябрю 1941 года дневная порция еды для рабочих состояла из куска хлеба весом всего 250 граммов, а для всех остальных была и того меньше — 125 граммов. Солдатам, которые сражались на передовой, полагался паек в 500 граммов. Но чтобы поддерживать даже такие скудные нормы, окруженному фашистами городу требовалось не меньше тысячи тонн продовольствия в сутки. РИА «Новости» Кто придумал Дорогу жизни С самого начала все понимали, что суда смогут доставлять ленинградцам грузы лишь временно — придут холода и Ладожское озеро скует льдом. Теперь весь мир знает ее под названием, которое ей дали сами ленинградцы, — Дорога жизни. На каждом пятом километре хотели разместить пункты обогрева, а движение сделать двухсторонним. В реальности все оказалось намного сложнее, чем на бумаге. Путь проложили по наименьшим глубинам Ладожского озера.
Лед там нередко ломался, забирая с собой не только необходимый и важный для ленинградцев груз, но и жизни отважных шоферов. Ее заносило снегом в метели, а в оттепели лед таял, становясь предательски непрочным. Тогда трассу приходилось прокладывать заново. Часто путь обновляли не из-за капризов природы, а потому, что немцы специально скидывали на него бомбы. Только за первый месяц маршрут меняли четыре раза. Замеры, которые сделали 17 ноября 1941 года, показали, что на Ладоге он почти вдвое тоньше — 10 сантиметров. Но Ленинграду нужны были еда и топливо. Поэтому 20 ноября со стороны города к большой земле двинулись 350 саней, запряженных конями. Медленно и очень осторожно обоз добрался до поселка Кобона — на путь в 30 километров ушел весь день. А 21 ноября Ленинграду доставили 60 тонн муки.
На следующий день, 22 ноября, тем же маршрутом проехала первая колонна из 60 грузовиков. Уже к декабрю грузовики ежедневно доставляли для Ленинграда по тысяче тонн груза. Все это стало возможным ценой множества человеческих жизней. Машины постоянно проваливались под лед даже там, где он был относительно крепок. Например, только за одни сутки 29 ноября 1941 года потонули 52 автомобиля. Оказалось, это происходит не из-за толщины льда, а из-за того, что волны неспокойной Ладоги под ним совпадают со скоростью грузовиков, вызывая резонанс. Ленинградский ученый Наум Рейнов придумал, как исправить ситуацию. Он создал специальный аппарат, прогибограф, который отслеживал колебания льда от десятой доли секунды до суток и фиксировал их. Так удалось определить, что самая опасная скорость движения — 35 километров в час. Выяснили и то, что грузовикам нужно сохранять дистанцию между друг другом не менее 70 метров.
Вдоль Дороги жизни построили склады с провизией, пунктами медицинской помощи и обогрева, мастерские и точки питания. Всего возвели 75 таких постов, они растянулись на всем пути следования грузовиков. На Ладожском озере работали 350 регулировщиков, которые направляли машины по наиболее безопасному пути.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления.
Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т.
Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.
Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.
За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.
А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.
Другая дорога жизни: по рельсам в блокадный Ленинград
Дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью в отношении 29-летнего смолянина прокуратура Велижского района направила в суд. Мужчину обвиняют по части 4 статьи 11 УК РФ умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. В июле прошлого года смолянин вместе с коллегой по работе возвращались из командировки в Ленинградской области на автобусе.
Героизм людей, которые защищали и обеспечивали бесперебойное движение по ней, увековечен сегодня в мемориалах и памятниках. Главное место среди них занимает «Разорванное кольцо» - композиция на Ладожском озере, изображенная на памятном знаке «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», который в этом году будет вручен всем участникам тех дней - ветеранам Великой Отчественной войны, принимавшим участие в обороне города, и жителям блокадного Ленинграда. О блокаде также напоминают ансамбль под названием «Румболовская гора» во Всеволжске, памятник «Цветок жизни» в деревне Ковалево, который посвящен детям блокадного Ленинграда, мемориальный комплекс в поселке Черная Речка, где в братской могиле захоронены воины, погибшие на ладожской дороге.
Каждый день жизни в блокадном Ленинграде — это подвиг, который не меркнет в памяти поколений.
Трассу расширят, снабдят тротуарами и даже велодорожкой. Его реконструкция должна убрать пробку на Румболовской горе, в которой часто застревают водители этой части Всеволожского района. На участке достроят две полосы и разделительную, сделав дорогу четырехполосной, обустроят тротуары, велодорожку и установят освещение.
Точное число жертв, принесенных ради создания и работы это трассы, до сих пор неизвестно. Временная железная дорога перестала функционировать только после полного освобождения Ленинграда от блокады.
Прорыв ради дороги Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот. В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда.
Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек.
Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти.
В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.
Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей.
Рассекречены уникальные архивы о «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду
Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны | «Дорога жизни» не стала для них спасением. В Заксобрании Санкт-Петербурга на минувшей неделе обсуждался вопрос об установке памятника блокадникам-ленинградцам, умершим в Вологде во время эвакуации в 1942 году и похороненным на Горбачевском кладбище. |
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград | В 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда рассказываем о главной ледовой трассе военных лет с точки зрения научной и инженерной мысли. В спецпроекте вы узнаете, как ученые блокадного Ленинграда досконально изучали физические свойства льда. Искали пути решения. |
Дорога победы — Википедия | «Коридором смерти» называли в 1943 году непрерывно обстреливаемый участок Шлиссельбург – Поляны, единственный прямой железнодорожный путь, связывающий Ленинград с Большой землёй. |
Горячий лед: как Дорога жизни спасла Ленинград во время блокады | Статьи | Известия | Во Всеволожском районе Ленинградской области 4 с половиной тысячи бегут в память о полном снятии блокады Ленинграда. |
22 ноября – День открытия Дороги жизни | Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. |
Оборона Ленинграда
Зимой 1941–1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. Главная» Новости» Начало снятия блокады ленинграда дата. «Дорога жизни» официально функционировала по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.
Кто сумел построить ж/д дорогу за 17 дней
- Марш памяти: ветераны вспомнили страшные дни блокады и открытие Малой дороги жизни
- Начало строительства
- К жизни – по «Дороге смерти»
- Воюя с природой
- Прорыв блокады Ленинграда
Дорога жизни
В результате в Ленинград стало поступать в два с половиной раза больше грузов, чем по ледовой «Дороге жизни» через Ладогу. Первое повышение норм выдачи продовольствия в городе было уже 23 февраля. Дорогу эту назвали «Дорогой Победы», но еще в процессе строительства она получила название «Коридор смерти». Несмотря на то, что поезда двигались только ночью, для немцев не составляло большого труда обстреливать дорогу, днем пристреляв цели. Огонь вели не только из пушек, но в некоторых местах даже из батальонных минометов. Железнодорожные составы представляли собой весьма удобную цель. Люди, обеспечивающие движение, были совершенно беззащитны перед обстрелами. Ленинградский и петербургский журналист-историк Вольт Суслов в сборнике «Был город-фронт, была Блокада... По другим, более поздним данным, было уничтожено полторы тысячи единиц подвижного состава.
Из числа железнодорожников НКПС за время эксплуатации дороги было убито 110 человек и ранено 175, но считается, что данные неполные. Сколько погибло бойцов железнодорожных бригад, личного состава подразделений ПВО и частей охраны, как сопровождавших грузы, так и охранявших саму дорогу, а также гражданских лиц, до сих пор неизвестно даже приблизительно. Петербургский журналист, Андрей Мартьянов, нашел такие данные по железнодорожникам: «21 февраля 1943 года убито 13 и ранено 35 человек, 27 февраля потеряно убитыми 8 и ранеными 14 человек. На том месте, где когда-то была переправа через Неву, поставлены памятники строителям и железнодорожникам.
Вечная слава защитникам и труженикам Дороги жизни! Вечная память павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны! Это были страшные блокадные дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов — для всех остальных. Люди начали умирать от голода тысячами. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
Значение дороги отлично понимал и начальник Генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Франц Гальдер, о чём свидетельствует его дневник: «Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Уже тогда он понял, что ледовая Дорога жизни — это крушение замыслов немцев, но ничего противопоставить, кроме воздушных налётов, не мог. Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность трассы, её значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же нацелили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать её из Шлиссельбурга. За период действия дороги над Ладогой было сбито свыше 500 самолётов противника. За зиму 1941—1942 годов в осаждённый город переправлено две тысячи вагонов различных грузов, 85 танков, большое число другой боевой техники, а из города эвакуированы 3700 вагонов промышленного оборудования, произведений искусства, 514 тысяч жителей, 35 тысяч раненых. Движение по трассе прекратилось 21 апреля 1942 года.
Вопрос о сдаче города уже был снят с повестки дня. Зачем я привожу эти цифры? Только для того, чтобы читатель мысленно представил себе, что всё это было переброшено по 35-километровой ниточке, связывавшей Ленинград со всей страной, которая ежеминутно подвергалась боевому воздействию со стороны противника. Тогда он, видимо, представит героизм ладожских шофёров, ремонтников, регулировщиков, медработников, бойцов. Надо, чтобы и сегодня подвиг людей служил вдохновляющим примером для будущих поколений. Каждый рейс был трудным, опасным и нужным. Вот воспоминания одного из участников тех событий — генерал-лейтенанта Андрея Петровича Козлова: «1 мая 1942 года каждый ленинградец получил поллуковицы. И никто тогда не знал предыстории этой выдачи. А она заслуживает того, чтобы о ней рассказать. По льду одна за другой катили волны.
Слой воды превышал сорок сантиметров. Самые отважные ладожские шофёры уже не рисковали отправляться в рейс, который мог стать последним. В 12 часов 21 апреля 1942 года ледяную трассу, пять месяцев верно служившую Ленинграду, закрыли. А на другой день Шикину позвонил Жданов.
Дорога жизни
В сентябре 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград и почти полностью отрезали его от снабжения. В 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда рассказываем о главной ледовой трассе военных лет с точки зрения научной и инженерной мысли. В спецпроекте вы узнаете, как ученые блокадного Ленинграда досконально изучали физические свойства льда. Искали пути решения. Начало трассы — примыкание к автомобильной дороге А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией) в районе 152-го километра. Еще одна дорога, подхватившая эстафету у воспетой в песнях Дороги жизни и спасшая Ленинград от дальнейшего вымирания, кому-то показалась лишней. Таким образом, Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев.