Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Думается, что Дмитрий Иванович сумел бы дать достойный отпор любым хулиганам. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске.
О Д.И. Менделееве
- Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь
- Дмитрий Менделеев
- Великий ученый Дмитрий Менделеев
- Великий ученый Дмитрий Менделеев
- Дмитрий Иванович Менделеев
Менделеев Дмитрий
Дмитрия Менделеева по праву называют одним из выдающихся ученых XIX века. Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. Менделеев Дмитрий Иванович (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск — 20 января (2 февраля) 1907, Петербург) — русский ученый-химик, педагог и общественный деятель, автор периодического закона химических элементов — одного из основных законов естествознания, а.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
В то время в Тобольске пребывали ссыльные декабристы, с которыми тесно общалась семья Менделеевых. Так, сестра Дмитрия Ольга вышла замуж Н. Басаргина , а после смерти отца большую помощь семье Менделеевых оказывал И. В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил Тобольскую классическую гимназию, директором которой был поэт и писатель Пётр Павлович Ершов. В 1850—1855 годах Дмитрий Иванович обучался в Главном педагогическом институте и закончил его с отличием в звании старшего учителя. Во время учёбы опубликовал статью «Об изоморфизме». В 1856 году Менделеев защитил диссертацию на тему «Об удельных объёмах».
Став приват-доцентом Петербургского университета, с 1857 года читал курс органической химии. В 1867 году Дмитрий Иванович был назначен заведующим кафедрой химии Петербургского университета. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, учёный ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.
Приборы ученый делал сам либо заказывал известным немецким мастерам. Именно он открыл самую критическую температуру, благодаря которой жидкость преобразовывается в пар. В 1865 году Дмитрий Иванович вернулся обратно в Россию. На родине он защитил докторскую диссертацию. Именно она и стала основой его учения о растворах. По истечении еще некоторого времени Дмитрия Ивановича назначили экстраординарным профессором университета в городе Санкт-Петербурге. А чуть позже Менделеев был назначен руководителем кафедры общей химии. На этой должности ученый проработал 20 лет. А еще раньше, с 1861 по 1862 год, Менделеев написал учебник, который назывался «Органическая химия». Его работа была оценена. За вклад в науку Дмитрия Ивановича наградили полной Демидовской премией. В связи с тем, что у студентов не было в то время единого учебного пособия, это и побудило великого русского ученого написать его. В своей работе ученый ищет принципы систематизации химических элементов. В результате этого ему удалось систематизировать все химические элементы в единую таблицу, то есть объединить их и распределить по единому принципу. Свой самый первый вариант такой таблицы ученый завершил 1 марта 1869 года. В результате чего этот день, 1 марта, стал особенным в науке, так как был датой открытия одного из самых главных законов мироздания. В последующие годы Дмитрий Иванович продолжал совершенствование открытой им системы. Менделеев, как ученый-химик, занимался изучением инертных газов, силикатов, растворов химических элементов. В 1890 году у великого ученого возник конфликт с министром просвещения из-за того, что Менделеев поддержал петицию студентов, которые выступали против ограничения автономии университетов. В результате этого конфликта ученый был вынужден уйти из университета. Практический вклад Менделеева в развитие страны Менделеев не был сторонником тех ученых, которые просто читали свой курс. Дмитрий Иванович категорически был против этого. В связи с этим его научная деятельность включала в себя и теорию, и практическую часть.
В силу вступили ограничивающий автономию университетский устав и печально известный циркуляр "о кухаркиных детях". В 1890 году 56-летний Менделеев, разочарованный политикой министерства просвещения, оставил профессуру, но вопросы образования занимали его до последних дней... Принципы, предложенные им в 1870-1905 годах, нашли воплощение уже в советской школе. А советы ученого педагогам, родителям и чиновникам на ниве просвещения не теряют актуальности и в XXI веке. Учительство во всех степенях очень трудно и чрезвычайно утомительно, как знаю по опыту, учив сперва малых детей, потом гимназистов и кадет и, наконец, долго быв профессором. Только усидчивый предварительный труд, рождающая от него любовь к делу и долгая привычка могут облегчать выполнение учительских обязанностей, для плодотворности которых - на всех ступенях - опытность и привычка к делу должны быть соединены как с ясным пониманием истинных общих целей образования и частных интересов учащихся, так и с полной сознательностью, свободной от рутины. Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо, так сказать, зара-зить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов, а ее без отдыха нельзя вести. Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть... Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т.
Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя. Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения. Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии. Молодой учёный Дмитрий Менделеев Спустя два года молодой исследователь был отправлен в немецкий Гейдельберг, где занимался вопросами физхимии и познакомился со многими выдающимися просветителями, включая Германа Гельмгольца, Александра Бородина, Ивана Сеченова. В 1860 он присутствовал на съезде в городе Карлсруэ, спустя год издал знаменитый труд «Органическая химия», высоко оцененный Климентом Тимирязевым и заслуживший присвоения АН престижной Демидовской премии. В 1864 г. Кроме этого, он участвовал в создании университетского устава, физико-химического общества, боролся с попытками ограничения прав студентов. В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу, систематизировав элементы. При этом он откорректировал атомные веса некоторых из них и предрек существование ряда еще неоткрытых. В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу Первоклассный исследователь занимался изысканиями в сфере воздухоплавания, кораблестроения, гидродинамики, упругости газов, экономики, геологии. В 1876 он стал членом-корреспондентом АН по физике, занимался изучением сопротивления жидкостей, работал в Италии, посетил промышленную выставку в Филадельфии. В 1880 он выдвигался в академики, но, несмотря на выдающиеся научные достижения, избран не был.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Когда Дмитрий Иванович Менделеев учился в гимназии, ему сложно давались предметы, особенно латынь. Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в городе Тобольск, а умер 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. 02.02.1907 года) Россия (Russia) Русский химик. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа.
Мифы и правда
- Менделеев Дмитрий Иванович - Российский ученый - Биография
- Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
- О Д.И. Менделееве
- Великий ученый Дмитрий Менделеев
- Детство великого ученого
- Случайные Менделеевы
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах. Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам. Основная статья: Периодический закон Д. Рукопись «Опыта системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». В результате этих размышлений 1 марта 17 февраля 1869 года был завершён самый первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [50] , в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов. Эта дата знаменует собой открытие Менделеевым Периодического закона , но более верным считать эту дату началом открытия, поскольку требовалось его осмысление и затем достижение формулировки. Согласно окончательной хронологии первых публикаций Таблицы Менделеева [51] , впервые Таблица была опубликована 26-27 марта 14-15 марта 1869 года в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии» ч. И уже после этого, осознав во время двухнедельной поездки по провинции великое значение своего открытия, Менделеев по возвращении в Петербург заказал в середине марта в типографии «Общественная польза» отдельные листки с этой таблицей, которые были напечатаны 29 марта 17 марта 1869 года специально для рассылки «многим химикам». Позднее, уже в начале мая 1869 года «Опыт системы элементов» был напечатан с химическим обоснованием в программной статье Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» [52] журнал Русского химического общества. Напечатанные листки достигли своей цели — в апреле 1869 года состоялась первая публикация Таблицы Менделеева в международной печати, согласно точной хронологии [51] , она вышла в свет 17 апреля 5 апреля 1869 года в лейпцигском «Журнале практической химии» [53] и стала достоянием мировой науки.
В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет [54] : Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса [55]. Оригинальный текст нем. Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности , позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики [13] [57]. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58].
Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л. Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.
На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др. В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д.
Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века.
Менделеев активно занимался экспериментами с газами, конструированием и изготовлением различных физических приборов. Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия.
Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность». В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии. В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности. Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Менделеев многие годы боролся за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью.
Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. В 1859 году 25-летний ученый опубликовал в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма», где указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы. В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е он принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 году.
Он говорил, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке и умением эту любовь передать своим ученикам». Во время лекций Д. Менделеева аудитория всегда была переполнена. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки».
Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки».
Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой». Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять. Особенно цинично высказался секретарь академии К. Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно». Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию. Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики».
И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И. Шишкин, А. Куинджи, Н. Крамской, М.
Врубель, И. Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М. Нестерова: «Знал я Д. Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника». По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину. Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С.
Джевецкого и В. Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно. За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом. В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И. Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба.
С 1891 года Менделеев приглашается редактором химико-технического и фабрично-заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Он правит присылаемые в редакцию материалы, сам пишет для энциклопедии. Его перу принадлежат статьи на самые разные темы: «Периодическая законность химических элементов» и «Винокурение», «Нефть» и «Технология»… Примерно тогда же военное ведомство пригласило Менделеева к работе над проблемой перевооружения армии и флота, в частности — к выработке бездымного пороха. Дмитрий Иванович совершает поездку в Англию и Францию обе страны уже имели свой порох и по возвращении назначается консультантом при управляющем Морским министерством по пороховым вопросам. Работая вместе со своими учениками в частности, с И. Чельцовым в научно-технической лаборатории морского ведомства, Менделеев уже в начале 1892 года указывает необходимый тип бездымного пороха — пироколлодийный, легко приспособляемый практически к любым огнестрельным орудиям. Однако запатентовать изобретение Менделеева российское военное ведомство не успело: секрет уплыл за океан, в Соединенные Штаты. В 1892 году Менделеев назначается хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое с 1893 года по его инициативе становится Главной палатой мер и весов ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. Менделеев налаживает регулярный выпуск «Временника», в котором публикуются все исследования, проводимые сотрудниками Главной палаты. В 1899 году в России был введен новый закон о мерах и весах, что несомненно способствовало успешному развитию промышленного производства.
В 1899 году правительство предприняло ряд мер по обследованию состояния железорудной промышленности. Менделеев получил приглашение участвовать в этом важном деле. Добирались сначала до Тюмени, а оттуда на пароходе до Тобольска. Так шестидесятипятилетний ученый снова оказался в своем родном городе. Прославленного земляка встречали ликующе, с почетом. Недолго пробыл Дмитрий Иванович в городе детства и отрочества, с грустью покидал его, сознавая, что больше никогда уже не приедет сюда. Позже он напишет о Тобольске: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей». Менделеев подготовил отзыв о проведенных испытаниях, после чего было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытного бассейна. Со временем он сыграл значительную роль в формировании первоклассного флота в России. И еще одна встреча с флотом.
Менделееву было поручено провести экспертизу проекта адмирала С. Макарова о строительстве ледокола, что позволило бы изучать высокие широты, а в будущем достигнуть Северного полюса. Менделеев положительно оценил начинание Макарова, и вскоре в Англии был построен первый в мире линейный ледокол, названный «Ермаком». С энтузиазмом откликнулся Дмитрий Иванович и на предложение адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана. Вместе они разработали проект будущей экспедиции. Летом 1900 года «Ермак» совершил опытное плавание в арктических льдах. В 1902 году Менделеев завершил работу над проектом экспедиционного ледокола, наметив высокоширотный промышленный морской путь у самого Северного полюса. К сожалению, осуществить этот замысел тогда не удалось. В 1959 году в нашей стране вступил в эксплуатацию атомный ледокол «Ленин», предназначенный для проводки транспортных судов по Северному морскому пути и экспедиционного плавания в Арктике. Многогранность деятельности Менделеева поразительна.
И сделано, я думаю, недурно». О многих его увлечениях, мнимых и подлинных, слагали легенды.
Менделеев Дмитрий
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года и был последним, 17-м ребенком в семье. Когда Дмитрий Иванович Менделеев учился в гимназии, ему сложно давались предметы, особенно латынь. Со временем, Дмитрий Иванович Менделеев стал гордостью российской науки, а стало быть, и Российской Империи. Дмитрий Иванович был семнадцатым (последним) ребенком в семье.
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев 1834, Тобольск — 20 января 1907, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист, общественный деятель. Дмитрий Иванович Менделеев признавал: "Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство". 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович Менделеев был не только великим учёным, но и выдающимся деятелем народного просвещения.
Дмитрий Менделеев: Истинное дело учителя делается исключительно нервами...
Биография Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге 1855, ученик А. Воскресенского ; подготовку по высшей математике получил у М. Остроградского , по физике — у Э. Был назначен старшим учителем гимназии в Симферополе, затем перевёлся в Одессу — Длинная форма периодической системы химических элементов в соответствии с данными ИЮПАК на 2013. В 1856 г.
С 1857 г. В 1859—1861 гг. Бунзена и Г. Кирхгофа , а также в собственной домашней лаборатории.
В 1864 г. В 1865 г. Одновременно в 1864—1872 гг. В 1890 г.
В 1890—1895 гг. С 1892 г. Научная деятельность Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов более 500 — фундаментальные работы по общей , органической и физической химии , химической технологии , физике , метрологии , воздухоплаванию, метеорологии , сельскому хозяйству , по вопросам экономики , народного просвещения и многим др.
Первые научные работы Менделеева 1854—1856 посвящены исследованию изоморфизма и удельных объёмов. В 1860—1861 гг. В 1860 г. Канниццаро были разграничены понятия атома , молекулы и эквивалента.
В 1861 г. Менделеев опубликовал первый отечественный учебник по органической химии, за который был удостоен Демидовской премии Петербургской АН. Начав читать курс неорганической химии в Санкт-Петербургском университете, Менделеев Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева. Фрагмент рукописи «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» Дмитрия Менделеева.
В процессе работы над учебником Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Первый вариант таблицы элементов, выражавшей периодический закон, Менделеев опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 г. Сообщение об открытом Менделеевым соотношении между свойствами элементов и их атомными весами было сделано на заседании Русского химического общества 6 18 марта 1869 г. Меншуткиным от имени Менделеева.
В 1870—1871 гг.
Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев — гениальный русский химик и ученый, обладатель энциклопедических знаний по химии, физике, географии, экономике; плодотворный исследователь в области гидродинамики, метрологии и метеорологии, геологии, в различных других сопредельных с химией и физикой дисциплинах; глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще в дореволюционной России. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 27 января по ст. Биография Д. Менделеева полна интересных фактов , которые чаще всего мало известны простому обывателю. Дмитрий получил отличное образование. В последующие 1,5 года успел поработать учителем естественных наук в Симферополе и Одессе, а также написать и защитить в конце 1856 г. Главным местом работы в 1857-1890 гг.
Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Д. Менделеев начал писать свой учебник «Основы химии». В ходе работы над ним в феврале 1869 г. Дмитрий Иванович открыл один из фундаментальных законов природы, систематизировав 56 известных тогда химических элементов в таблицу, которая сегодня дополненная до 114 элементов висит в каждом кабинете химии во всех странах мира. Впервые таблица была опубликована 26-27 марта 1869 г. Фундаментальный вклад учёного в науку не ограничивается этими двумя достижениями.
С этим удивительным фактом связан еще один — об изобретении Менделеевым особого вида клея, позволяющего скреплять детали конструкций. Менделеев — автор 54 статей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
Бездымный порох можно было приобрести у западных государств, но цена была дороговатой. Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу. Он изучал отчеты железных дорог Германии, Франции и Британии, на их основе выудил ценную информацию и создал нужный рецепт. В честь Дмитрия назван химический элемент — менделевий, открытый в 1955 году и располагающийся в таблице как номер 101. Его синтезировали искусственно. Менделеев предвосхитил появление: галлия, скандия, германия, полония, астата, технеция, рения и франция, вычислив их свойства и массу, но не сумев открыть. Дмитрий Иванович Менделеев с первой женой Личная жизнь Личная жизнь у Дмитрия Ивановича не менее плодотворная, как и его научная деятельность. У Менделеева было два брака, шестеро детей.
Первой супругой ученого стала Феозва Лещева из Тобольска в 1862 г. Она была падчерицей П. Ершова, знаменитого автора сказки «Конек-Горбунок». С ней у Дмитрия родились дети: Мария, Владимир и Ольга. До вступления в отношения с Феозвой Менделеев пережил несчастную любовь с Соней. Он хотел повести ее под венец, но девушка в последний момент отказалась. Дмитрий любил своих ребятишек. Машенька прожила мало, Володя и Оленька все же редко видели отца, занятого научными открытиями.
Он искал женщину поинтереснее и нашел музу в лице Анны Поповой. Химику было 42, когда он влюбился в 16-летнюю девушку из Урюпинска. Аня — дочь казака, училась и играла на фортепиано, была творчески одаренной. Любовь в дальнейшем вышла замуж за Александра Блока. Семья и потомки Семья Менделеева большая, и немало именитых предков, потомков у гения. Сам Дмитрий — сын директора гимназии Ивана Петровича и Марии Дмитриевны, самостоятельно освоившей гимназический курс, не посещая учебного учреждения. В семье было семнадцать детей, и он был последним. Восемь умерли во младенчестве.
Член-корреспондент Санкт-Петербургской АН. Неофициально 1. Его дед носил фамилию Соколов, но его отец Иван Павлович сменил фамилию. Если бы этого не произошло, в школах, наверно, изучали соколовскую систему. А мы изучаем Периодическую систему Дмитрия Ивановича Менделеева. После того, как Дмитрий Иванович Менделеев открыл прославивший его периодический закон, немецкий химик Роберт Бунзен завистливо заметил: «Такого рода обобщений можно составить сколько угодно из цифровых данных, помещённых в биржевом листке». Бунзен был не прав: американский институт, занимающийся изучением новых материалов, опубликовал составленный международными экспертами список самых важных открытий для человечества. На самом первом месте — периодический закон химических элементов, открытый Менделеевым. Это один из фундаментальных научных законов. Дмитрий Иванович был членом десятка академий и доктором десятка университетов.
Он отказывался от полного перечисления всех его титулов в подписи к научным трудам — выходило длиннее, чем у царя. Звания академика в этом перечне нет. Немецкое большинство Санкт-Петербургской академии забаллотировало его кандидатуру. Это вызвало возмущение общественности, но академиком Менделеев так и стал. Не получил Менделеев и Нобелевскую премию. Его трижды выдвигали иностранные коллеги, и Нобелевский комитет однажды даже присудил престижную награду, но Шведская академия наук отказалась утвердить решение. Считают, что главную роль в этом сыграли научные разногласия со шведским академиком Сванте Аррениусом. Да и с братьями Нобель Менделеев конфликтовал.
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый-энциклопедист.
Детские годы и воспитание
- Детство и семья
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
- Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева
- Автор Периодической таблицы химических элементов был по-настоящему увлечен школьной педагогикой
- Память о Д.И. Менделееве в Технологическом институте
- Нет дороги — иди в педагоги
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Из исследований ученого по физике важны указание на существование «температуры абсолютного кипения» жидкостей 1860-1861 , позднее названной критической температурой ; вывод уравнения состояния для одного моля идеального газа 1874, уравнение Клапейрона—Менделеева ; изучение отклонений реальных газов от закона Бойля — Мариотта при малых давлениях, для чего он разработал специальную аппаратуру. В 1887 году Д. Менделеев совершил самостоятельный, без пилота, подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы. Менделеев создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира , предложил приемы точного взвешивания. При его участии и под его руководством в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими эталонами 1893-1898. Менделееев считал необходимым введение в России метрической системы мер. По его настоянию с 1899 года метрическая система мер стала использоваться в России факультативно; в 1918 году стала обязательной. В своей научной деятельности Д. Менделеев признавал объективность и познаваемость законов природы, возможность использования их в интересах человека.
Его научная работа была тесно связана с потребностями экономического развития страны. Особое внимание ученый уделял нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленности. С 1860-х годов он не раз приезжал для консультаций на Бакинские нефтепромыслы ; был инициатором устройства нефтепроводов и использования нефти как химического сырья. Менделеев предложил принцип непрерывной дробной перегонки нефти. В 1877 году он выдвинул гипотезу образования нефти в результате взаимодействия карбидов железа с глубинными водами при высоких температурах. В отчете о научной поездке по Южной России 1888 он указал мероприятия для освоения природных богатств Донбасса каменного угля, железных руд, каменной соли , впервые высказал идею подземной газификации углей. Расширение разработки угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием производства чугуна, стали и меди; отмечал необходимость добычи хромовых и марганцевых руд на Урале и Кавказе. Первоочередными задачами химической промышленности Менделеев считал увеличение производства соды, серной кислоты, искусственных минеральных удобрений на базе отечественного сырья.
В работах по вопросам сельского хозяйства Д. Менделеев возражал против «теории убывающего плодородия почвы», считал возможным многократное повышение плодородия земли удобрениями. Основываясь на результатах полевых опытов 1867-1869 , ученый указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. Докучаева в сфере проведения почвенных обследований, организации кафедр почвоведения при университетах. Менделеев уделял внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, постройке железных дорог, освоению Северного морского пути. Как общественный деятель, Д. Менделеев ратовал за скорейшее промышленное развитие и экономическую независимость России.
Будучи членом Совета торговли и мануфактур он занимался разработкой нового таможенного тарифа 1889-1892. Однако процветание России ученый связывал не только с использованием ее природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. По мысли Менделеева народное образование должно быть жизненным и реальным, а не классическим, доступным для всех сословий. Особое значение он придавал подготовке учителей и профессоров, сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены.
Дмитрий Иванович сам так рассказывал об открытии: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять». Что ж, выходит, — действительно, приснилась. Только, как Менделеев сказал в одном из интервью: «Я над ней, может, 25 лет думал! Таким образом, никакой мистики в открытии периодического закона нет.
С подобными подходами в науке Менделеев как раз активно боролся. По его инициативе, например, Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. Ученый первым в России возглавил борьбу с лженаукой. Менделеев страстно интересовался всеми новинками техники. Он спроектировал стратостат для полетов в стратосферу первый такой аппарат построит Огюст Пикар и только спустя полвека и управляемый аэростат — прообраз дирижаблей. Мало того, Менделеев сам поднимался в воздух на воздушном шаре: сначала в 1878 году в Париже, а в 1887 году уже в России. В этот полет, предназначенный для изучения Солнца во время затмения, ученый отправился в одиночку — намокший шар не смог поднять второго человека. Менделеева привлек проект самолета Можайского. А со знаменитым адмиралом Макаровым он работал над конструкциями ледоколов.
Дмитрий Иванович входил в комиссию по постройке легендарного ледокола «Ермак». Великий химик был и автором российского бездымного, пироколлодийного пороха. Порох Менделеева превосходил по своим возможностям иностранный, мог применяться в снарядах любого калибра. Существует легенда, что состав французского прототипа своего пороха Менделеев вычислил, подсчитывая вагоны с сырьем разного рода, поступающие на завод, и с готовой продукцией, отгружаемой оттуда.
Бородиным и И. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р. Бунзена в Гейдельбергском университете. В 1861 г. В 1862 г. В этом браке у него родилось трое детей, но одна дочь умерла в младенчестве.
В 1865 г. Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там. В 1864-1866 гг. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав. Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г. Оно явилось результатом долголетних поисков.
В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит. Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды. Знаменитая таблица Менделеева В дальнейшем Менделеев сосредоточился на изучении свойств химических элементов, в то время были открыты 63 из них. Дмитрий Иванович пытался выработать основной отличительный признак элементов и постепенно пришел к выводу, что это — их атомная масса. Говорят, что гениальное открытие пришло к ученому во сне. Систематизировать накопленные знания о химических элементах было удобнее в виде таблицы. Так и появилась знаменитая таблица Менделеева. Хотя, он работал над ней не один, немецкий Лотар Мейер внес немалый вклад в создание таблицы, в некоторых странах его даже называют соавтором Менделеева. В 1869 году она была опубликована в главном труде Менделеева «Основы химии» и тут же была признана великим достоянием науки. Ученого трижды выдвигали на Нобелевскую премию. Скорее всего, Дмитрий Иванович не получил ее и еще некоторые награды лишь из-за своего характера и личных неприязненных отношений с теми, кто принимал решение о выборе лауреатов. Менделеев же продолжал трудиться во благо науки, оплачивал образование тем, кто не мог себе его позволить, увлекся метеорологией, воздухоплаванием, экономикой. В 42 года он был полон сил, вступил в новый брак, расторгнув предыдущий. По церковным законам он не мог жениться так скоро, но он все же сделал это, во втором браке у Менделеева появилось четверо детей.