Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования.
Госдума приняла закон об электронном голосовании
Кроме того, жителям 24 субъектов Федерации необходимо заранее подать заявление через интернет. Подробнее об онлайн-голосовании — в видеоинфографике Ria. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Продолжается прием заявлений для участия в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования 09. Для участия в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования необходимо подать заявление до 13 ноября по ссылке voter. После заполнения и направления формы на портале Госуслуг отображается уведомление о статусе заявления. Для проверки данных требуется время, если его результат отображается как «Учтено», то Ваш статус участника тренировки подтвержден.
Риски вмешательства Сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас — о президентских сроках, балансе ветвей власти и роли Госсовета Однако большинство регионов не готовы принимать участие в новых форматах даже в Единый день голосования, который пройдет 13 сентября 2020 года. В частности, в Калининградской области «Известиям» сообщили, что могут рассматривать участие в эксперименте только в 2021 году. При этом отметили: «организация электронного дистанционного голосования требует вложения значительных материальных и финансовых ресурсов». Видимо, эти причины стали ключевыми в невозможности регионов применить новые технологии на практике.
В частности, в Краснодарском крае на данный момент не принято решение о сроках и видах выборов с применением ЭДГ. В Хабаровском крае признали, что новая форма позволит повысить электоральную активность и снизить нагрузку на избирательные комиссии. Но там также нашли сложности нового формата. Глава государства может провести встречу с рабочей группой и после 1 июля В Тюменской комиссии считают, что основные риски ЭДГ связаны со вмешательством извне.
При этом там тоже заявили, что не примут участия в новой форме в этом году. Кроме того, там пояснили, что для внедрения такой системы необходимо достичь консенсуса участников избирательного процесса, обеспечить тайну голосования и сформировать открытый и понятный общественный контроль.
Перейдите по ссылке и следуйте подсказкам платформы. Важно, чтобы в системе банка были актуальные паспортные данные человека. О других способах подтверждения записи мы рассказывали в отдельной статье. Москвичам нужна полная учетная запись на портале «Мос-ру». Указать и подтвердить на портале госуслуг или «Мос-ру» номер телефона — в день голосования на него придет смс-пароль для подтверждения личности. Иначе заявление об участии в ДЭГ подать не получится. Проверьте актуальность всех личных данных в разделе «Документы и данные» и исправьте ошибки, если они есть.
На портале госуслуг раздел «Полезные сервисы» находится внизу главной страницы Если вы видите информацию о своем избирательном участке, значит, ваши данные проверены и можно подавать заявление на участие в ДЭГ или выбрать любой участок для личного голосования, нажав на «Выбрать участок» Расхождения данных возможны в двух случаях: Человек изменил ФИО, паспортные данные или адрес регистрации, но в регистре избирателей информация не обновилась. Тогда избирателю нужно прийти с паспортом в участковую избирательную комиссию по новому месту жительства до 11 марта. Адреса комиссий — на сайте ЦИК. Регистрация по месту жительства оформлена в другом регионе незадолго до выборов. В таком случае избирателю нужно проинформировать ЦИК о новом адресе. Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ. Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени. После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено».
Экспортные ИТ-амбиции
- Аннулируйте заявление о выборе избирательного участка — если ранее подавали
- Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям?
- Столичный эксперимент
- Электронное голосование. Большая российская энциклопедия
Как проголосовать онлайн
На предстоящих в сентябре выборах муниципальных депутатов в Москве впервые будет использован электронный список избирателей — новая фишка системы дистанционного электронного голосования. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. На предстоящих в сентябре выборах муниципальных депутатов в Москве впервые будет использован электронный список избирателей — новая фишка системы дистанционного электронного голосования. Онлайн можно проголосовать при помощи дистанционного электронного голосования (ДЭГ) из 28 регионов России.
Госдума приняла закон об электронном голосовании
Глава государства может провести встречу с рабочей группой и после 1 июля В Тюменской комиссии считают, что основные риски ЭДГ связаны со вмешательством извне. При этом там тоже заявили, что не примут участия в новой форме в этом году. Кроме того, там пояснили, что для внедрения такой системы необходимо достичь консенсуса участников избирательного процесса, обеспечить тайну голосования и сформировать открытый и понятный общественный контроль. Тем не менее в избиркоме выразили готовность к участию в пилотных проектах ЦИК. В избиркомах Орловской, Белгородской, Ростовской и Тамбовской областей «Известиям» сообщили, что не планируют использовать технологии электронного дистанционного голосования 13 сентября. Не рассказали в этих субъектах и о планах по внедрению новых технологий в электоральные процессы. При этом почти во всех регионах подчеркнули, что ЭДГ позволит создать более мобильную избирательную систему и снизить риск для здоровья граждан, особенно в период пандемии. Доверие избирателей Глава рабочей группы ОП Максим Григорьев — о том, как будет организован процесс волеизъявления по поправкам в Конституцию Эксперты подчеркивают, что внедрение подобных технологий в электоральный процесс в нашей стране происходит уже давно, но отмечают нерешенность некоторых вопросов «цифрового голосования», рассказал член Совета по правам человека при президенте РФ, председатель совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» Игорь Борисов. Мы к этому привыкаем и ориентируемся на показатели этой системы.
Сегодня существуют проблемы, которые организаторы выборов по всему миру не могут пока решить.
По его мнению, это тренд, но все-таки скорее будущее. Первым российским регионом, где в 2019 году прошли электронные выборы, стала Москва, которая была и остается одним из самых технологичных и инновационных мировых мегаполисов, задающих современные тренды цифровизации многим другим большим городам планеты. В жизнь рядовых жителей столицы органично вошли искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, экосистема цифровых сервисов, в развитии которых столичные власти стараются найти новые актуальные технологические возможности для более комфортной жизни москвичей. Сегодня благодаря им, а многими сервисами портала mos.
В Москве более 90 процентов горожан пользуются интернетом, из них 72 процента активно используют онлайн-сервисы, начиная от доставки еды и вызова такси до получения услуг образования и телемедицины. И запрос на расширение онлайн-услуг и сервисов в столице постоянно растет. Поэтому дистанционное электронное голосование четыре года назад органично вошло в жизнь рядового москвича, став востребованной и популярной услугой Директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что если в техническом плане Москва и москвичи были готовы к онлайн голосованию, то в психологическом было сложнее. У москвичей — другая психология.
Grafana может мониторить и Kafka: сколько голосов через нее было отправлено, какой лаг вычитки. Помимо подсчета голосов, мы должны распределить ресурсы по компонентам «трубы» так, чтобы не возникало ботлнеков. Поэтому у каждого компонента предусмотрен мониторинг ресурсов. Удивительно, но инструмент мониторинга местами сам требовал больше ресурсов, чем отдельные компоненты системы, обрабатывающие голоса. Так что счетчики мы повесили и на мониторинг. Мониторинг блокчейн-сети Через Grafana мы развернули мониторинг майнинга. Если высота блокчейна на графике равномерно растет, значит, ноды майнят и все работает как надо: Если ноды обрабатывают блоки неравномерно, то сеть начинает разъезжаться и надо принимать меры: Здесь мы столкнулись только с одним интересным эпизодом, на тестовом прогоне. На скорости 200 tps безопасники по ошибке отключили доступ по сети. После восстановления и перезапуска метода отправки все ноды в течение 5—10 минут собрались, синхронизировались и обработали все транзакции из UTX-пула — а их накопилось около полутора тысяч. В итоге не потеряли ни одной. Тестировали мы в двух профилях нагрузки. В первом, пиковом, утилита пыталась пропихнуть определенное число бюллетеней в максимально короткий срок, что имитирует наплыв участников в первые часы голосования. Во втором режиме предусмотрена длительная нагрузка, когда голоса генерируются и отправляются в обработку постоянно. Так мы можем тестировать вторую метрику — живучесть системы при наполнении баз голосами и пользователями. Эти тесты мы проводили на слабых стендах, в результате чего поймали несколько деградирующих процессов, когда запросы к БД начинали выполняться слишком долго и приводили к остановке. Если говорить о боевых метриках, то в этом году голосование было менее масштабным по сравнению с прошлым годом, когда показатели доходили до 120 tps. И у нас всегда имелся большой запас по производительности. Прозрачность системы Напоследок — о том, что легко упустить в процессе разработки. Обычно, если для задачи заказчика у нас есть работающее решение, то дело в шляпе. Но в проекте национальных выборов очень важно, чтобы решение было еще и прозрачным. В этом направлении мы ведем активную работу. В прошлом году за нашей системой ДЭГ следили всего пять наблюдателей, а в этом их их стало уже 109. Для них был разработан портал наблюдения, который подключен к очереди обратной связи и получает данные одновременно с остальными компонентами системы. Выгрузки с этого портала наблюдатели могли загружать в дополнительно разработанную нами open-source утилиту. Сравнивая данные, прозрачно обработанные этой утилитой, и данные блокчейна голосования, наблюдатели могли убедиться, что всё обрабатывается одинаково. Кроме того, к системе были подключены ноды в режиме наблюдения. Они не обрабатывают транзакции и не синхронизируют UTX, а просто получают данные из блокчейна и применяют их к стейту. Наблюдатели могли подключить к таким нодам свои инструменты мониторинга, сравнить их с общедоступными данными и убедиться, что все совпадает. Выводы На основе проекта федеральной системы ДЭГ можно сделать несколько выводов с точки зрения технологии. Производительность блокчейна — это не то, что заявляет маркетинг, а то, что выявляется при крупном промышленном внедрении. Это стоит учитывать в реальных проектах.
Среди указанных рисков можно выделить следующие: нарушение принципа личного голосования и свободы волеизъявления в процессе дистанционного электронного голосования; возможность вмешательства в системы обработки голосов избирателей, поданных при помощи дистанционного электронного голосования; нарушение тайны голосования; нарушение гласности и транспарантности избирательного процесса посредством осуществления наблюдения со стороны как непосредственных участников избирательных кампаний, так и общественности; усложнение процедуры обжалования результатов выборов в судебном порядке Гриценко. Указанные риски заставили ряд государств установить мораторий на применение дистанционного электронного голосования в избирательном процессе например, Германия в 2005 при применении устройств для голосования определённого типа; Ирландия в 2003. Электронное голосование в России Применение электронного голосования в РФ изначально носило экспериментальный характер и не имело юридически обязательного значения. Устройства для обработки бюллетеней использовались на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 г. Первый эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования электронного опроса избирателей был проведён в 2008 г. Новомосковск Тульской области Митин. Законодательное оформление процедуры электронного голосования впервые было осуществлено в 2005 г. Электронное голосование осуществлялось в помещениях для голосования при помощи следующих технических средств автоматизации голосования: комплексы обработки избирательных бюллетеней, основанные на считывании информации с избирательных бюллетеней оптическим сканером; комплексы для электронного голосования, которые представляют собой электронные терминалы для голосования, использующие технологии электронного бюллетеня. Законодательная возможность применения процедуры дистанционного электронного голосования на постоянной основе была установлена в 2020 г. До этого момента использование дистанционного электронного голосования носило экспериментальный и строго ограниченный характер выборы депутатов Московской городской думы 7-го созыва 2019, общероссийское голосование по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020.
Закон о дистанционном электронном голосовании принят в третьем чтении
Защита документов | И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование. |
Пять вопросов о дистанционном электронном голосовании | Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет. |
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования | Нижегородская правда | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. |
Процедуру проведения дистанционного электронного голосования могут закрепить | ГАРАНТ.РУ | Подписанный президентом закон вводит понятие «дистанционное электронное голосование», под которым понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. |
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования - МК Новосибирск | Дистанционное электронное голосование – это голосование без использования бумажного бюллетеня. Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ |
О проведении общероссийской тернировки по участию в дистанционном электронном голосовании | Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. |
Портал государственных услуг Российской Федерации | И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование. |
Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации
При дистанционном электронном голосовании остро становится вопрос доверия избирателей к процедуре и результатам выборов, от которого зависит легитимность выборов в любом государстве. Как работает дистанционное электронное голосование. То есть на московской платформе дистанционного электронного голосования можно переголосовать, и система обеспечит тайну такого голосования. По результатам проведения общероссийской тренировки по использованию дистанционного электронного голосования будут подведены итоги, которые позволят усовершенствовать механизмы новой формы организации голосования через сеть Интернет. Провести дистанционное электронное голосование на выборах Губернатора Нижегородской области и совмещенных с ними дополнительных, повторных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных на 10 сентября 2023.
Как будет проходить дистанционное голосование?
Как работает дистанционное электронное голосование. Граждане смогут участвовать в голосовании через специальный портал в сети «Интернет» (в том числе с использованием специального мобильного приложения), пройдя процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности. При дистанционном электронном голосовании остро становится вопрос доверия избирателей к процедуре и результатам выборов, от которого зависит легитимность выборов в любом государстве. голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Документ унифицирует правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования как в целом в России, так и в регионах. В 2019 году к нам обратился «Ростелеком» с предложением принять участие в разработке бэкенда федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на основе блокчейна.
В России пройдет тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения, которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования. |
Демократия в электронной форме - Ведомости.Технологии и инновации | И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование. |
Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ
До этого момента использование дистанционного электронного голосования носило экспериментальный и строго ограниченный характер выборы депутатов Московской городской думы 7-го созыва 2019, общероссийское голосование по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме РФ принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ЦИК России. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, на референдуме субъекта РФ принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации по согласованию с ЦИК России. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» , а также иных государственных информационных систем. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети Интернет и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. Избиратель, участник референдума, включённый в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.
Опубликовано 1 декабря 2023 г. Последнее обновление 1 декабря 2023 г.
Нажать «Подать заявление». Авторизоваться на портале с помощью учетной записи портала «Госуслуги». Получить электронный бюллетень с помощью СМС—кода, который поступит на Ваш телефон. Ознакомиться с содержанием электронного бюллетеня, поставить отметку и подтвердить свой выбор.
После осуществления волеизъявления участников ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ. При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума. В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории, конкретному референдуму в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума соответствующей комиссией не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов установлении итогов голосования , результатов референдума 8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума. В комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума распечатываются в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 5 и N 7 к Порядку, с учетом утвержденных форм протоколов об итогах голосования о результатах выборов, референдума и с использованием таблиц соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложения N 6 и N 8 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения, указанного в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием может назначить не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; зарегистрированный кандидат на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; инициативная группа по проведению референдума, на котором проводится дистанционное электронное голосование; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование. Каждый из указанных субъектов имеет право назначить по три наблюдателя за дистанционным электронным голосованием, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием в помещении ТИК ДЭГ. Указанные наблюдатели за дистанционным электронным голосованием вправе также осуществлять наблюдение на портале наблюдения ПТК ДЭГ, в том числе одновременно. В случае выдвижения политической партией ее структурными подразделениями нескольких зарегистрированных кандидатов, зарегистрированных списков кандидатов на разных выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование, такая политическая партия вправе назначить наблюдателей за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею ее структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов зарегистрированных списков кандидатов. Списки наблюдателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого наблюдателя направляются в ТИК ДЭГ не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования. Списки наблюдателей могут быть также сформированы политической партией либо ее структурным подразделением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированными кандидатами на портале наблюдения ПТК ДЭГ с использованием данных учетной записи ЕСИА личного кабинета избирательного объединения кандидата.
Кроме этого, законом уточнены структура избирательных комиссий и порядок их формирования, а также конкретизированы требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных с ними лиц. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу. Дата публикации на сайте: 14.
Дистанционное электронное голосование
В Москве голосование проходило на платформе, разработанной мэрией, в остальных регионах — на платформе, разработанной ЦИК совместно с Минцифры и «Ростелекомом». Глава Минцифры Максут Шадаев в свою очередь заявил о готовности масштабировать систему такого голосования на всю страну. Между тем часть оппозиции критикует то, как именно в Москве проявило себя ДЭГ дистанционное электронное голосование. Удастся ли убедить граждан в том, что система работает честно? В Москве, где работа интернет-голосования вызвала наибольшее количество вопросов, основных претензий, по сути, две. Первая состоит в том, что оглашение результатов электронного голосования задержалось на 20 часов. Вторая — существенное расхождение результатов между офлайн- и онлайн-голосованием. В первом случае при этом вспоминают голосование по поправкам к конституции в прошлом году: дескать, результат объявили сразу. Да, сразу, но только само онлайн-голосование закончилось за день до окончания голосования на участках. К тому же в этот раз в Москве была опробована возможность переголосовать в течение суток, что теоретически снижает возможность административного давления на голосующего. Правом переголосовать воспользовались около 200 тысяч москвичей из 2 млн, выбравших такой способ волеизъявления.
Это сильно замедлило подсчет голосов.
Тренировка позволит на практике ознакомиться с процедурой дистанционного электронного голосования. Голосование осуществляется с помощью учетной записи Госуслуг и посредством подтверждения через смс-сообщение. Для голосования можно использовать любое персональное устройство — компьютер, планшет или смартфон. Голосование через Интернет — это удобно проголосовать можно в любое удобное время в обозначенный период , безопасно все данные обрабатываются через официальный портал Госуслуги , просто процесс голосования понятен и не требует дополнительных навыков , прозрачно можно убедиться, что голос был действительно направлен.
Осталось только убедить в этом же всех избирателей, часть которых заведомо скептически относятся к тому, как власти проводят выборы что офлайн, что онлайн. Что касается разных результатов голосования — то и они могут быть теоретически объяснены тем, что у единороссов и коммунистов слишком разный электорат.
К тому же со стороны оппозиции была довольно сильная агитация против голосования онлайн, она призывала прийти на участки лично. Это напоминает то, как в ходе последних президентских выборов в США Трамп и республиканцы всячески выражали скепсис по поводу голосования по почте. В результате многие республиканцы на почту и не пошли. Трамп, уверенно победив в голосовании на участках, затем просел и не менее уверенно проиграл выборы по итогам почтового голосования. В мире пока есть лишь одна страна, которая максимально широко практикует выборы через интернет. Это Эстония, где цифровизация вообще зашла очень далеко. Там так голосуют с 2005 года.
Но до сих пор таким образом волеизъявляются все же менее половины избирателей. Кстати, онлайн-голосование в маленькой Эстонии заканчивается за четыре дня до офлайн-выборов. А вот в родственной Эстонии Финляндии после изучения вопроса о возможности дистанционного электронного голосования в 2017 году вынесли отрицательный вердикт, сочтя, что рисков для кибербезопасности больше, чем пользы от процедуры.
Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе.
Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Наконец, меняется структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть.
Урегулирована процедура подготовки и проведения дистанционного электронного голосования
Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. Провести дистанционное электронное голосование на выборах Губернатора Нижегородской области и совмещенных с ними дополнительных, повторных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных на 10 сентября 2023. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это онлайн-голосование, в котором избиратель может не посещать избирательный участок, а сделать свой выбор, используя портал «Госуслуги» или сайт
Регистрация
- Эксперты оценили идею внедрения дистанционных выборов губернатора
- ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily
- Закон о дистанционном электронном голосовании принят в третьем чтении
- Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
- Постановление о проведении дистанционного электронного голосования | Нижегородская правда
Процедуру проведения дистанционного электронного голосования могут закрепить
Так, установлено, что лицо, являвшееся руководителем экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом РФ до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а рядовые члены экстремистской или террористической организации - в течение трех лет. Кроме этого, законом уточнены структура избирательных комиссий и порядок их формирования, а также конкретизированы требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных с ними лиц. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Алексеев Р. Апробация технологии блокчейн на выборах в Московскую городскую думу в 2019 г. В системе онлайн-голосования по поправкам в Конституцию нашли уязвимость. Глава Минцифры Шадаев: технических проблем при проведении электронного голосования не было. Дистанционное электронное голосование — 2021. Как работает и кто может участво- вать. Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности.
Кибервыборы v1. Минцифры подвело итоги работы цифровых сервисов на выборах 2022 года. О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Мо -сковской городской Думы седьмого созыва : фе-дер. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. Федерации от 12 июня 2002 г. Средняя явка на выборах составила более 35 процентов. Федоров В. Электронное голосование как механизм политического участия: российский и зарубежный опыт : дис. Электронное голосование. Риски и уязвимости.
Alvarez R. Alvarez, T. Alekseev R. Vulnerability was found in the online voting system for amendments to the Constitution. The head of the Ministry of Finance Shadaev: there were no technical problems during the electronic voting. Remote electronic voting — 2021. How it works and who can participate. Remote electronic voting in Russia. History and features. The final turnout at the municipal elections in Moscow was 33.
Cyber Elections v1. The Ministry of Finance summed up the work of digital services in the 2022 elections. On conducting an experiment on the organization and implementation of remote УДК 342. Law No. On the results of the experiment on electronic polling of voters conducted on October 12, 2008 in Novomoskovsk, Tula region: Resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation No. On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation : feder. Federation of June 12, 2002 No. The average turnout in the elections was more than 35 percent. Fedorov V. Electronic voting as a mechanism of political participation: Russian and foreign experience : dissertation of the Candidate of Political Sciences: 23.
Electronic voting. Risks and vulnerabilities. Щегольков Д.
В таком случае избирателю нужно проинформировать ЦИК о новом адресе. Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ. Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени.
После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено». Избирателю останется дождаться начала голосования. Но надо убедиться, что их запись на платформе «Мос-ру» полная. Это можно сделать в разделе «Профиль». Если там написано «У вас полная учетная запись», можно ждать начала голосования. Если нет — заполните анкету и подтвердите личность через госуслуги, МФЦ или банк.
Те, кто подал заявление на участие в ДЭГ и не отозвал его до указанного времени, голосуют дистанционно, на участке бюллетеня для них не будет. С 08:00 15 марта до 19:59 17 марта по местному времени избиратели могут заходить на платформы, чтобы проголосовать. В день голосования на платформах появится кнопка «Проголосовать». Ее нужно нажать, а затем: Авторизоваться через учетную запись госуслуг и нажать «Перейти к голосованию». Ознакомиться и нажать «Подтвердить» под согласием с условиями ДЭГ. Подтвердить личность кодом из смс, нажать «Продолжить» и получить электронный бюллетень.
После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет. Как происходит наблюдение за ДЭГ?
Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ.
Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий. По окончании голосования наблюдатели с помощью автоматических средств проверяют целостность всех без исключения бюллетеней и корректность подведения итогов голосования — математика позволяет им доказать, что ни один бюллетень не был искажён или не учтён при подсчёте голосов.
Эффективность работы наблюдателей в ДЭГ крайне высока — даже один человек может анализировать ход голосования по всей России. Наблюдение за ДЭГ в 2024 году будет организовано на нескольких уровнях и площадках: Для очных наблюдателей - В ЦИК статистические данные по каждому субъекту будут отображаться на отдельной панели - В ТИКах будет возможность выбора информации для отображения: с помощью портала можно будет выбрать субъект и кампанию, за которой можно будет наблюдать. Также в помещениях ТИК будет возможность ознакомиться со списком голосующих на специально оборудованном компьютере В Общественной палате ОП будет организован центр для технического наблюдения специалистами. Наблюдатели пройдут техническую подготовку и смогут получать информацию — по защищенному каналу будет предоставлен доступ к ноде блокчейн.
Ростелеком готовит методологию такого наблюдения, она предполагает, в том числе, проверку любого выборочного блока. Для наблюдателей, работающих удаленно - портал дистанционного электронного голосования ЦИК РФ vybory. Такой полноты раскрытия системы нет нигде в мире. При этом доступ к списку участников ДЭГ будет предоставлен только в помещениях ТИК и только со специально оборудованного места.