Новости что такое купец

Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек.

Сегодня о купечестве

Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться. Накопившие капитал крестьяне вкладывали средства в промышленность и торговлю. Некоторые крестьяне переезжали в город, открывали лавки и начинали теснить купечество. На протяжении всего XIX века купцы играли важнейшую роль в хозяйственной жизни российского общества. Сословные границы в то время были довольно подвижны. Принадлежность к купеческому сословию не передавалась по наследству. Если предприниматель не мог его заплатить, то ему приходилось выходить из купеческого сословия и приписываться к мещанам.

Элиту московского купечества в конце XVIII-начале XIX формировалась в основном из самых предприимчивых крестьян-кустарей, которые успешно занимались хлопчатобумажным производством. Из среды крестьян вышли основатели широко известных в стране купеческих династий: Абрикосовых, Алексеевых, Губониных, Гучковых, Крестовниковых, Коноваловых, Найденовых, Солдатенковых, Хлудовых и других.

Жалованная грамота городам Екатерина II продолжила реформу в 1785 году, приняв законодательный акт, ставший известным как «Жалованная грамота городам». Акт распространялся на городских обывателей вообще, но купечеству в нём уделялось особое внимание. Помимо монополии на торговую деятельность, этот документ повышал социальный статус купеческого сословия. В нём, например, говорилось: «Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою то есть с двумя лошадьми в упряжи. Первая гильдия освобождается от телесного наказания… Второй гильдии дозволяется ездить по городу в коляске парою. Вторая гильдия освобождается от телесного наказания… Третьей гильдии запрещается по городу ездить в карете и впрягать зимой и летом более одной лошади». Кроме того, купцы первой гильдии обладали так называемой паспортной льготой, то есть правом беспрепятственного передвижения по стране. Все купцы освобождались от личной рекрутской повинности , но должны были оплатить рекрута вместо себя.

При этом жалованная грамота предписывала «объявление капитала оставить на показание по совести каждого; и того для нигде и ни под каким видом об утайке капитала доноса не принимать и следствия не чинить». Жалованная грамота городам «Пряник» привилегий оказался гораздо более действенным, чем «кнут» в виде следствия и полицейских мер. В сословной стране, какой была Российская империя XVIII века, люди имели мало возможностей повысить своё положение в обществе.

Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам. Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем.

Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой. Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г.

В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10. Действительно, по данным статистических обзоров Енисейской губернии за первое десятилетие XX в. Подобные явления отмечались и в других городах Енисейской губернии. В 1894 г. Гадалов не прогадал Некоторые торговцы при своем заведении имели несколько складов: дома, в гостином дворе, на вышке чердаке , кто-то устраивал четвертый склад раскладывали товар перед лавкой: бочки с рыбой, дуги, рогожи, железный товар 13, но билеты на них не брали и денег не платили.

Раскладка же товара перед лавкой - это неотъемлемая часть торговли: ведь нужно "показать товар лицом". Неудивительно, что нарушения такого рода "ускользали" от взгляда проверяющих, так как были естественны. Показателен случай, произошедший в 1888 г. Гадаловым, представителем известной в Енисейской губернии купеческой семьи. В Канске он занимался мануфактурной, бакалейной и оптовой торговлей.

Последняя производилась из каменного корпуса из двух кладовых с двумя вышками, а перед корпусом имелся открытый навес, под которым стоял сахар в бочках. Этот сахар и стал причиной разбирательства. Если рассматривать навес как место хранения, то на него нужен был отдельный билет, причем 1-й гильдии.

Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев.

Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» монастырь св. Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней.

По окончанию торга греческие власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель.

Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах. Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия особенно мечи и топоры , олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на волоках, возле бывших погостов.

В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII веке. Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. Купец давал гостю, купцуземляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша. Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята Клемент , живший в конце XII — начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов отдачей денег в рост. Климята был членом «Купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами.

Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села.

Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьевскому монастырю — очень типичный случай для того времени. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-русски брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно.

Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреевростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту не более 20 процентов в год , и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось.

Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Русским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом.

Купечество как предприниматели и элита местного общества

Купец - 1. Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина – более 3 рублей в неделю. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы».

Зачем в России возрождать купечество

Для поощрения купцов было введено почетное гражданство. Сословный статус купца определял имущественный ценз. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX в. К началу XX в. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 г. В 1722 г.

Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года. До гильдейской реформы 1775 г. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т. Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 г. Сенат издал указ о "неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами".

С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 г. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии.

Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает.

Правда, позже наметился некоторый рост: в 1854 г. Это и понятно: Великие реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Купеческие права распространялись не только на самого купца с семьей, но и на его братьев, и племянников, и в паспорте так и писалось: «купеческий племянник». Потому все, кто мог, правдами и неправдами старались записаться в гильдию, хотя бы в 3-ю, и столько было по русским городам купцов, которые в конце года чуть не по миру ходили, лишь бы заплатить гильдейские! Подлинных же, ведших большой торг или занимавшихся промышленностью, купцов, если не 1-й, то хотя бы 2-й гильдии, было немного, а в иных уездных городках первогильдейских и вовсе не бывало отродясь. В торговом Рыбинске из почти 300 купцов мужского пола первогильдейских с включением почетных граждан, то есть выходцев преимущественно из купеческого сословия было два человека! Страстный поборник регламентации и «партизан», как говорили в ту пору, служения всех и вся государству, Петр I обязал государственной службой и купечество, которому даже было запрещено переходить в другие сословия. Купцы являлись как бы финансовыми агентами правительства собственно, такое положение «гостей» было свойственно и временам царя Алексея Михайловича , а кроме того, были обязаны участвовать в городском самоуправлении: это должно было обезопасить торгово-промышленное население от хищников-воевод и прочей приказной саранчи. Прежде всего, речь шла о раскладке и сборе податей. Но, так или иначе, купечество, как торговое сословие, играло огромную роль в городской жизни, и его собственный образ жизни в той или иной мере накладывал отпечаток на жизнь всего города. Несколько богатейших купцов порой ворочали не только городской торговлей и промышленностью, но и владели… администрацией, заставляя ее плясать под свою дудку. Уже говорилось о богатейшем нижегородском мучном торговце на его водяных и паровых мельницах перемалывалось более 3 млн пудов хлеба в год , миллионере Н. Бугрове, поднесшем губернатору на блюде груду надорванных губернаторских векселей. Мог ли такой губернатор-должник не «потрафлять» своему кредитору? Старообрядец-беспоповец Бугров не только устроил Филипповский, Малиновский, Городецкий и другие раскольничьи скиты, но и обеспечил их спокойное существование в эпоху нового всплеска гонений на староверов. Достаточно было всучить обер-прокурору Синода К. Победоносцеву деньги на устройство при Великом сибирском пути передвижных вагонов-церквей. В свое время променял Бугров помещику Турчанинову свой огромный родительский дом на лесное имение. Позже дом перешел к городу, и в нем был устроен театр. Бугров, не желавший, чтобы там, где жили его родители, «голые бабы через голых мужиков прыгали», выкупил дом у города, а через неделю подал в городскую думу бумагу: «Желая в мере сил моих придти на помощь Нижегородскому Городскому Общественному управлению в удовлетворении особых городских нужд, имею честь предложить Городской думе приобретенное мною здание на Благовещенской площади бывшего театра гг. Турчанинова и Фигнера в полное распоряжение Городского Управления безмездно с тем, чтобы в этом здании впредь никогда не допускалось устройство какого-либо театра или увеселительного заведения» 163; 493. Вот и возьми его «за рупь за сорок», ежели он и синодские церквипередвижки по Сибирскому пути устраивает, и дома городу дарит… Все более или менее представляют себе облик купца так: окладистая борода, длиннополый кафтан нараспашку на объемистом чреве, с жилеткой и рубахой-косовороткой в горошек навыпуск, лаковые сапоги… Но современник-петербуржец писал в 1900 г. В своей частной жизни они стараются не отставать от петербургских чиновников: те же театры, клубы, рестораны и кафе. Последние годы… наложили свой отпечаток и на эту группу лиц, заставив их интересоваться политическими, общественными и профессиональными вопросами» Цит. Так что время и место делали свое дело. Конечно, здесь речь идет, скорее всего, о приказчиках, которые всегда были галантнее своих хозяев, но все же… Однако это — к началу ХХ в. Прежний купец был индивидуалистом, ведшим дела на свой страх и риск и норовившим «вывернуть шубу», «пригласить на чашку чая», облапошить, объегорить, надуть своего же брата-купца, с которым только что в трактире сидел за «парой чая» или обмывал в «растеряцыи» сделку «холодненьким». А к рубежу веков появились и укоренились понятия «торговый дом», «товарищество», «акционерное общество». Откуда появлялись купцы? Вот род петербургских купцов Лейкиных, из которых последний, Н. Лейкин, выйдя из купечества, стал известным в свое время писателем. Прадед — крестьянин Ярославской губернии, приехал в Петербург, торговал пирогами, записался в ораниенбаумское купечество пирожного торга. Дед уже записался в петербургские купцы, имел лавку в Гостином дворе по Суровской линии, торгуя кружевами, лентами и т. Отец, ввиду плохого состояния дел в лавке, поступил приказчиком в контору Герике, торговавших иностранными товарами в Гостином дворе. Сам мемуарист, окончивший Реформатское училище, также сидел в кладовых с приказчиками, стал описывать гостинодворские нравы и так «вышел в писатели». Был когда-то у графов Шереметевых садовник Петр Елисеев а отец его, скорее всего, был просто — Елисей. То ли за успехи в выведении на редкость крупной земляники, то ли за иные заслуги, но году в 1812 г. В 1813 г. После его смерти в 1825 г. Как и какими винами они торговали — достоверно сказать трудно, но в 1843 г. Уже через два года фирма закупила в Голландии три собственных корабля, а в Бордо, Хересе, Опорто и Мадейре были заложены собственные винные погреба. Были годы, когда фирма скупала на корню урожай целых винодельческих районов Франции! Этого показалось мало: в 1864 г. Григорий Елисеев совместно с финансистом Брандтом основал частный коммерческий банк и стал первым председателем его правления. Тут вскоре и кончилась купеческая династия Елисеевых: Григорий Петрович получил личное дворянство. С 1892 г. Григорий Григорьевич стал управлять делом единолично и создал акционерное товарищество на 600 паев с капиталом в 3 млн руб. Товарищество теперь владело не только винными погребами, пароходами, конными обозами, но имело свои кондитерские и рыбные цеха, крымские виноградники, конные заводы и 117 доходных домов в Петербурге. Оборот товарищества за 15 последующих лет составил более 396 млн руб. А в начале ХХ в. Елисеев приобрел и радикально перестроил выстроенный некогда Казаковым для золотопромышленницы Козицкой огромный дом на Тверской и такие же роскошные дома-магазины выстроил на Невском проспекте и в Киеве. Москвичи и петербуржцы нескольких поколений знавали «Елисеевские»… В 1910 г. Григорию Елисееву было пожаловано потомственное дворянство. Портрет ярославского купца Соболева. Или вот Н. Макарьевский мещанин, он имел небольшой кирпичный завод, доходы от которого даже не покрывали потребностей семьи, включавшей семерых детей. Сын его, И. Чумаков, уехал в Кострому и поступил приказчиком в табачную лавку. Через семь лет он открыл собственную табачную торговлю, взяв туда своего брата. Табак братья по дешевке закупали в Малороссии, куда ездили по очереди. Через три года, в 1839 г. Тут уж пришлось записаться в купцы 3-й гильдии. В 1843 г. Привод на фабрике был конский. Затем был куплены лабаз на Нижегородской ярмарке и земля в Костроме, построен двухэтажный дом на каменном подклете. В 1863 г. В 1866 г. Впоследствии куплен еще дом с землей, где устроены склады и типография для печатания этикеток со станком! Кроме того, выпускалось в год около десяти — пятнадцати пудов высшего сорта нюхательного табака, который употреблялся состоятельными людьми… Эти табаки изготовлялись каждый раз по особому заказу, чтобы были свежи. Для раздушки употреблялись дорогие естественные духи: розовое масло, бергамотное и т. Мало того, по жалобе соседки на отравление воздуха при расширении фабрики были поставлены воздушные насосы, фильтры и высокие вытяжные трубы вот когда началась охрана окружающей среды! Для нового трехэтажного корпуса был куплен двухцилиндровый дизель и построено машинное отделение, оборудование куплено было частично в Петербурге, у фирмы Сан-Галли, а частично в Германии, в Кельне. Но кроме того, с 1855 г. Чумаковы занялись торговлей хлебом. Была приобретена лавка в Мучном ряду, а в 1872 г.

К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна». Старались не только прослыть, но и быть благотворителями. Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий. Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз. Староверы не занимались сомнительными с точки зрения христианского благочестия видами деятельности: не торговали музыкальными инструментами, картами, табаком, не содержали питейных заведений. Старообрядческие предприниматели предпочитали заниматься производством нужных и полезных вещей и продуктов. Купцы-старообрядцы вели торговлю хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В руках староверов полностью находились целые отрасли экономики: литейное производство, текстильная промышленность, хлебная отрасль. Так, производство и продажа текстиля - от закупок сырья в России или за границей и его фабричной переработки до реализации товара через оптовую биржи и ярмарки и розничную торговлю магазины и лавки - почти полностью принадлежали старообрядцам. Староверы дали России более двух третей всех предпринимателей-миллионеров. Богатство у русских купцов-староверов никогда не было самоцелью. Образ купца-расточителя и кутилы, так часто встречающийся в русской классической литературе например, в пьесах А. Островского , не имел ничего общего с большинством старообрядческих предпринимателей. Ничего общего не было у купцов-староверов и с карикатурным образом невежественного и недалекого купчины. В 1824 году купцы I гильдии впервые получили право подавать прошения об определении детей в университеты. Старообрядцы всегда ценили грамотность и книжную культуру, и потому вчерашние крестьяне сразу же воспользовались возможностью отправить своих детей учиться. Купцы-старообрядцы вообще жертвовали немало средств на образование народа, на благотворительность. Свой вклад купцы-староверы внесли и в развитие науки. Химические и физические лаборатории, исследовательские проекты часто финансировались старообрядцами. Рябушинский организовал географическую экспедицию для исследования Камчатки. Деловая хватка не мешала старообрядцам-предпринимателям быть тонкими ценителями прекрасного. Среди староверов было много коллекционеров, знатоков древних рукописей, иконописи. В храмах Рогожского кладбища, других старообрядческих церквях было немало древних икон из коллекций купцов и промышленников. За счет этих коллекций во многом сформированы фонды современных государственных музеев - Третьяковской галереи, Русского музея, музея имени Андрея Рублева, провинциальных художественных галерей. Морозов издал памятник древнерусской литературы «Изборник Святослава». Собрание древних рукописей балаковского купца П. Мальцева стало основой фонда редкой книги библиотеки Саратовского государственного университета.

Кто такой купец

Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в. Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной.

Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков Бурышкин, 1991:337. Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен.

Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в.

Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141.

Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства.

Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202.

Из-за их значимой роли в обществе, они часто были приглашены на приемы к королевским семьям и высшим чиновникам. Благодаря своему богатству, купцы часто вкладывали деньги в благотворительные и общественные проекты, содействуя развитию образования, культуры и искусства. С течением времени роль купцов изменилась, но их влияние на общество остается значительным.

Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами. В конечном итоге, купцы являются основой экономики и общества, обеспечивая распределение товаров и услуг, финансовую поддержку и социальное развитие.

Впрочем, несколькими годами позже, в 1714 г. Однако уже вскоре это значение окончательно вышло из терминологического обихода. В 1720-е годы, начиная с городской реформы, слово "купечество" стало употребляться по отношению к посадским людям, занимавшихся торговлей. В последующие годы купцами называли не только собственно торговцев, но и тех из них, которые стали вкладывать капиталы в производство. В целом торговый капитал в России предшествовал возникновению промышленного капитала и создавал условия, необходимые для развития индустрии.

В XVII веке купцы, вкладывавшие капиталы в промышленность, не порывали с торговой деятельностью. Вплоть до конца этого столетия торговый капитал господствовал над промышленным.

Почему название компании - это фамилия владельца? Был ли возможен нечестный бизнес? Эти и многие другие вопросы мы будем тщательно разбирать на наших встречах. Купить абонемент на курс Исторические страницы русского бизнеса, актуальные для современного предпринимательства За 90 лет советской власти, уничижения «купцов-мироедов» и обличения «эксплуататоров» мы чуть было не утратили институт предпринимательства и столкнулись с необходимостью возродить, воспитать и сформировать новый класс деятельных, творческих, дальновидных людей — современных купцов. Как на русское предпринимательство влияет географическое положение, экология и другие условия жизни? Что отличает успешного предпринимателя — тогда и сейчас. Какие характерные черты объединяют видных представителей российского бизнеса и красной нитью проходят через вехи истории.

Обсудим предпринимательство как одну из самых открытых и либеральных форм жизни человека, возможность его реализации. Восстановим реалии, при которых существовало предпринимательство в 18-19 веках, чтобы через истоки и особенности русского купечества лучше понять современных предпринимателей. Стоимость лекции 600 руб.

Статьи по предмету Коммерческое право

Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. Новости Новости. Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства.

Глава 8 Купечество

В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.

СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ.

В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности.

Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни.

Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства.

Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202.

В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой.

Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе.

На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения.

В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести».

В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям.

Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч.

Дмитрий Алексеевич только в наших местах имел значительную недвижимую и движимую собственность около села Тарычево. У него было 124 десятины земли, из которых сорок десятин находилось под лесом. В имении у купца были две двухэтажные деревянные дачи, скотный двор на двадцать голов скота, четыре деревянных конных двора на сорок лошадей и др. Фирма Расторгуевых существовала до 1917 года.

В 1920 году в бывшем имении был создан совхоз «Расторгуево», вошедший в Горкинскую группу совхозов. Вернёмся к разговору о кодексе чести как основе купеческих торговых отношений. Достоинство ставилось выше выгоды. Многие купцы того времени были вообще неграмотными. Обмануть такого человека, который не мог подписать купчие крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно.

Но честное купеческое слово было столь же значимым, как в буржуазной среде — дворянская честь или благородное происхождение. Торговую сделку в купеческой России часто скрепляли не подписью и печатью, а крестным знамением. Можно скептически относиться к заключению сделок под честное слово, но в то же время необходимо понимать, что для купцов — в прошлом крестьян, православная этика — суть внутренняя мораль. Для них несоблюдение добродетелей — безбожность, а угроза невозвратного долга — бесчестие и грех. Купцы дорожили признанием и уважением. Не случайно газета деловых кругов конца XIX века «Биржевые ведомости» выходила под девизом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

Выдающийся государственный деятель С. Витте писал, что в обороте государства пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово. Мне хочется рассказать еще об одном купце, нашем земляке Иване Гаврилове.

Купечество , со своим статусом и податями. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц.

Гончаров был из купцов. Торговое судно, в отличие от военного мор. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г.

Во второй половине XIX века начинает формироваться общественная педагогика. Начинают создаваться Общества попечения образования, которые открывают и финансируют школы, гимназии и библиотеки. Купцы принимают активное участие в создании и финансировании деятельности подобных обществ. Профессиональные учебные заведения Первое российское коммерческое училище было открыто в 1772 году в Москве на средства П.

В 1804 году открылось Московское коммерческое училище , а в 1806 году Московская практическая коммерческая академия [3]. Влияние купечества на городскую архитектуру Дом Грибушина в Перми Полукаменный купеческий дом Верхнеудинска. Длинная сторона ориентирована во двор, в первом этаже вход в лавку. Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны городов. Купцы жили в одно- или двухэтажных деревянных или каменных особняках. В первом этаже и подвале могли размещаться склад, магазин, лавка, контора; жила прислуга, или дальние родственники. Второй этаж был жилым.

Каменные дома с толстыми стенами, деревянные — с богатой резьбой. Двухэтажные дома с балконами, лоджиями, большими окнами. Каменные дома с приметными фасадами ; появилась даже особая «купеческая» кладка кирпича. Украшались кирпичные дома кованными решётками, чугунными лестницами, парапетами и т. Большинство купеческих домов крылось железными крышами. Красили их, как правило, в зелёный или красный цвет. Дома строились основательные — «на века», и больших площадей — для потомков. По данным городской переписи Омска 1877 года в купеческих семьях на одного человека в среднем приходилось две комнаты.

Купцы, как зажиточные люди, могли себе позволить инновации в строительстве. Так в Кузнецке первый дом с балконом построил купец Пётр Баранов в 1852 году , а первый дом с мезонином — купец Алексей Бехтенев в 1856 году. Первую электростанцию в Сибири построил в 1885 году в своём доме красноярский купец Гадалов. В Сибири среди небогатых купцов и зажиточных мещан были популярны полукаменные дома. Первый этаж такого дома или полуподвал выполнялся из камня, второй этаж — из дерева. Купцы первых поколений, несмотря на богатое внутреннее убранство дома, продолжали сохранять крестьянский уклад, жили в скромных задних комнатах дома, и много времени проводили на большой кухне. В конце XIX века в купеческих домах появляются специализированные комнаты: кабинеты, библиотеки и т. Баландина и т.

Высшие награды для купечества Для поощрения предпринимателей были учреждены почётные звания: 1800 году — коммерции советника [5] , в 1810 году — мануфактур-советника [6]. Эти звания давали ряд прав и преимуществ, в частности, с 1832 года — потомственное почётное гражданство [7]. Купцы также могли быть удостоены личного не переходящего к их детям почётного гражданства. Крупнейшие российские купцы В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 мая 2011 года.

Разбираемся, что такое купец

купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес.

Купцы кто такие?

Именно в это время в наиболее крупных городах возникли первые купеческие общества. В Новгороде в XII веке была основана торговая корпорация. Она объединяла крупных оптовых торговцев воском и владела монопольным правом взвешивать и мерить некоторые товары, взимая за это соответствующую пошлину. Ее представители участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами совета Новгородской Республики.

Купеческие корпорации возникали и в других городах Древней Руси. Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. В XIV — XV веках богатые московские купцы объединились в две корпорации — гостей-сурожан Сурож — современный город Судак, в Крыму , торговавших в основном шелком, и «суконников», закупавших шерстяные ткани на Западе.

Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры — братчины. Ермолин и артель. Фрагмент рельефа с изображением святого Георгия Победоносца, 1464 год.

Третьяковская галерея Москва. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе, субсидировали крупных феодалов. Многие удельные князья становились должниками крупных купцов и ростовщиков.

Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали на помощь со стороны феодальной аристократии и на сближение с нею. Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины.

Все эти суммы постепенно росли.

В 1807 году объявленные капиталы составляли уже 50, 20 и 8 тысяч для первой, второй и третьей гильдии соответственно. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами.

Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов.

Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику. Особые указы освобождали и тех и других от воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии занимались ремеслами и розничной торговлей в селах, уездах и городах.

Они же держали лавки, бани, постоялые дворы или трактиры. На последнее накладывались ограничения: нельзя было содержать больше трех торговых точек и 30 работников. Кроме того, до 1863 года купцы третьей гильдии не были освобождены от телесных наказаний.

В 1881 году основные положения собрал и опубликовал в брошюре «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» литератор Иван Зегимель. Этого можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью. Иван Зегимель, «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» 14 Большинство купцов были верующими: молились, соблюдали церковные праздники, чтили заповеди.

Общечеловеческие ценности в купеческих династиях воспитывали с детства. Поэтому все торговцы дорожили своей репутацией. Как правило, сделки проходили «на честном слове», то есть заключались устно, без документального подтверждения.

Купец должен был строго соблюдать все условия договора и обязательно выполнить то, что пообещал. В различных исторических документах сохранились свидетельства честности торговых людей: они не изменяли оговоренные суммы сделок, а нередко даже возвращали покупателям или другим купцам деньги, которые те по ошибке переплатили за товар, вплоть до копейки. Считается, что именно со времен купеческой торговли до нас дошли такие фразы, как «по рукам» и «уговор дороже денег».

Кодекс, составленный Зегимелем, также содержал записи о том, какими качествами должен обладать успешный купец, и рекомендации, как правильно вести дела. У всякого купца, говорилось в труде, должен быть «здравый рассудок, быстрое соображение и твердость характера в исполнении всех дел». Он должен не терять самообладания, даже если приходится выслушивать дерзости.

Следовало оставаться вежливым и обходительным, но при этом не чересчур, чтобы не оттолкнуть покупателей. Чтобы торговля шла успешно, купцу следовало не перекладывать на других дела, которые он в состоянии вести сам, и внимательно следить, чтобы помощники исправно выполняли то, что им поручено. Действовал и цеховой кодекс.

Чтобы купцы не переманивали друг у друга покупателей, существовала четкая торговая иерархия. Например, у гостиной сотни была налажена торговля с восточными землями, а суконная торговала с западными.

Глазунов, Ф. Чечеткин, Т. Бречалов, П. Пивоваров, И. Почти треть задействованного во внешней торговле капитала сибирского купечества приходилась на иркутских купцов, концентрировавших свои капиталовложения преимущественно в русско-китайской торговле. Из 57 иркутских купцов, производивших торги «к портам и пограничным таможням», 7 человек вели торговлю в Охотском порту на сумму 23 тыс. Торговые дела в Кяхте имели 25-40 иркутских купеческих домов. В 1765 г.

Именно в это время формировались капиталы крупнейших купеческих династий Сибиряковых, Трапезниковых, Мыльниковых, Басниных, Солдатовых, Дудоровских… По закону, торговля велась только в специально отведённом месте — гостином дворе. После разрушительного пожара 1775 г. Проект был заказан модному итальянскому архитектору Джакомо Кваренги. Здание было заложено в 1778 г. На втором этаже находилась просторная зала, служившая для торжественных церемоний и балов. Но купеческий капитал быстро прибрал к рукам новые торговые площади, и уже через десять лет пятая часть этого гостиного двора принадлежала местным купцам.

Для обоих корпусов была заказана двухцилиндровая паровая машина, а оборудование закупалось в Цюрихе 94; 20—38. Вот откуда начиналось предпринимательство в России. С малого.

Не одни мещане и купцы становились предпринимателями. Уроженец Чухломского уезда Ф. Чижов был дворянином, хотя его отец всего-то служил учителем в Костроме. Побывал Чижов за границей и за связь с революционной эмиграцией даже посидел в Петропавловской крепости, занимался распространением шелкопрядного червяка, а там и организовал постройку железной дороги от Москвы до Троице-Сергиева Посада, выкупил казенную убыточную Курскую железную дорогу и сделал ее доходной, играл большую роль в торгово-промышленных и банковских кругах Москвы. Нажил миллионное состояние. И завещал все его на создание промышленных училищ в Костромской губернии. На эти деньги в Костроме были построены и содержались механико-техническое и химико-технологическое училища, в Кологриве и Чухломе — сельскохозяйственные, в Макарьеве — ремесленное училище, а, кроме того, в Костроме — родовспомогательное заведение. Таких предпринимателей немало появилось в России к рубежу веков. Вот хотя бы Адольф Юльевич Ротштейн, выходец из Берлина, ставший к концу жизни директором правления Петербургского Международного банка, «серым кардиналом» и правой рукой министра финансов С.

Делец скользкий: Н. И поделом ему: он деньги не зарабатывал. К богатейшим людям страны принадлежали Поляковы — династия «железнодорожных королей». Основание капиталам заложил винными откупами Самуил Самуилович Поляков, служивший управляющим имений министра почт и телеграфов графа Д. Толстого который ему небескорыстно и покровительствовал. Деньги от торговли водкой вложил он в первые железные дороги, каменноугольную и металлургическую промышленность Юга России. Делец это был беззастенчивый: именно на его дороге, «сшитой» на живую нитку, потерпел крушение царский поезд у станции Борки. Но дело замяли, зато банкирский дом Поляковых в 1903 г. А еще в 1897 г.

После смерти С. Полякова движимого и недвижимого имущества например, знаменитый дом Лаваля на Английской набережной, купленный затем правительством у наследников для расширения Сената осталось на 32 млн, хотя наличными — менее 9 тыс. Таким же богатейшим дельцом стал петербургский купец 1-й гильдии, а затем барон и действительный статский советник Гораций Осипович Гинцбург, создатель крупного банкирского дома, председатель правления Ленского золотопромышленного общества с 1908 г. Воронцов-Дашков, Н. Левашовы, П. Шувалов, П. Недурная компания… Предприниматели? В 1912 г. Почти одновременно лопнул банк и некоего Толстопятова типичная купеческая фамилия , а вскоре компаньон Киреева Петровский и бывший управляющий делами Толстопятова начали новое «дело» в банкирской конторе А.

Кропотова… И опять нашлись доверчивые вкладчики: ведь о «твердом купеческом слове» и тогда без устали твердили журналисты. Но все же мы будем вести речь не об этих скороспелых прыщах. Богатые купеческие особняки, заказывавшиеся известным архитекторам или покупавшиеся у разоряющегося дворянства, практически ничем не отличались от дворянских. Различие могло быть разве что в б? Так, в знаменитом особняке Рябушинского на Малой Никитской, выстроенном в стиле модерн там сейчас дом-музей М. Горького на самом верху была небольшая молельня. Впрочем, образные могли быть и в домах старого барства. От барского практически не отличался и быт богатого просвещенного купечества — те же балы, обеды, гости, гувернеры и гувернантки для детей; тот же европейский костюм и та же обстановка в комнатах, вплоть до коллекционирования диковинок, картин, гравюр и создания обширных и ценных библиотек. От беззаботного барства крупное купечество отличалось лишь тем, что должно было вести свое «дело», но и дело это было крупным, европейского типа, и велось в конторах и на бирже, а отнюдь не в лавке или лабазе.

На барский, «иностранный манер», был поставлен дом богатейшего торговца бакалейными товарами А. Андреева, отца будущей жены поэта Бальмонта. Дом этот стоял в самом центре тогдашней Москвы, в выходившем на Тверскую Брюсовом переулке: «С увеличением нашей семьи к дому пристраивались комнаты, во дворе возводили флигеля и службы: конюшни, коровник, прачечную и кладовые. Большая часть двора была крыта огромным железным навесом. Под ним складывались товары, что свозились для магазина. Около ворот было двухэтажное каменное помещение, где хранились более деликатные товары: чай, доставленный из Китая, зашитый в мешки из буйволовой кожи. В «фабрике», как назывался этот дом, в первом этаже была паровая машина, приводящая в движение разные мелкие машины, что пилили сахар. Во втором этаже сахарные головы оборачивали в синюю бумагу или наколотый сахар укладывали в пакеты. Там же сортировали, развешивали и убирали чай в деревянные ящики на два, четыре и больше фунтов.

В таком виде они отправлялись в провинцию. Главная клиентура отца, кроме москвичей, конечно, были помещики. Они выписывали по отпечатанному прейскуранту в свои поместья запасы товаров на целый год. Для этого и предназначалась особая упаковка товаров, которой и был занят большой штат служащих. Машину и всякие приспособления отец выписывал из-за границы, куда сам ездил осматривать новые изобретения по этой части… К весне, как только солнце начинало пригревать и лужи подсыхали, на камни нашего двора расстилали новые ярко-желтые рогожи, и на них высыпали для просушки целые кучи зеленого горошка, бобов, изюма, чернослива, сахарных стручков… Совсем напротив нашей детской находились службы: коровник, каретный сарай, дальше — конюшни, над ними сеновал… Купец. В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк… Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая — красного дерева с матовыми узорными стеклами — в залу. Кабинет отца — маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны… Между окон кабинета помещался большой письменный стол, за которым никто никогда не писал. На столе стояла тяжелая бронзовая чернильница без чернил, бювар с бронзовой крышкой без бумаг, бронзовый прорезной нож, ручки, которые не употреблялись.

Над диваном висела итальянская картина «Смерть святой Цецилии» из мозаики… Зала была самой большой комнатой в доме. Три больших зеркальных окна, с которых спускались прекрасные атласные занавеси. В простенках два зеркала. На подзеркальниках большие голубые фарфоровые вазы в золоченой бронзовой оправе с крышками. По стенам зала высокие стулья орехового дерева, обитые красным бархатом. В углу — рояль Бехштейн, шкафчик с пюпитром для нот. Жардиньерка с искусственными цветами, которые, по настоянию подросших сестер, были заменены живыми. Золоченой бронзы часы — земной шар, поддерживаемый двумя амурами, — стояли на деревянной подставке. По углам залы четыре канделябра той же золоченой бронзы со стеариновыми свечами, такая же люстра посреди потолка, свечи, обмотанные нитками, от которых должны были зажигаться фитили свечей, и никогда не загоравшиеся, когда к ним подносили спичку.

Гостиная была черного дерева, обитая синим шелковым штофом, стены затянуты тем же шелком… Столы черного дерева покрыты плюшевыми скатертями, бахрома которых спускалась до пола. Пол затянут сплошь светло-серым ковром, на подзеркальнике часы розового фарфора с изображением пышных дам в широкополых соломенных шляпах. Около них стояли безделушки из того же фарфора — какие-то тарелочки, вазочки неизвестно для какого употребления. Освещалась эта гостиная канделябрами и люстрами такого же розового фарфора. За гостиной, отделенной тяжелыми портьерами на шелковой подкладке, — будуар. Кретоновая мягкая мебель, золоченые стульчики, небольшие шифоньерки. В углу — мраморный камин. На нем часы совсем необычайные: в них двигался циферблат, а неподвижная золотая стрелка показывала время. На шкафиках и полках стояли китайские вазы и разные китайские безделушки.

Убранство всех наших парадных комнат носило французский характер.

Выпуск 58. Российское купечество

Люди, которые занимаются продажей Купчи и покупкой Товаров, называются – Купцы. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. В целом изменение статуса купцов привело к увеличению числа записавшихся в это сословие, а также доходов бюджета.

Значение слова "купец"

Купеческий бизнес — Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец».
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой.
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся! Весовое хозяйство купцов. Весы являются одним из древнейших приборов, изобретенных человеком. В Древней Руси товары взвешивали на весах в виде равно плечного коромысла с двумя подвешенными чашечками (на одну кладут товар на другую гири).
Купцы кто такие? 🤓 [Есть ответ] Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий