Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Близкие понятия
- Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
- рТБЧПУМБЧЙЕ ДМС "ЮБКОЙЛПЧ" [43] - вПЗПУМХЦЕОЙС (ОБЮБМП)
- Изучаем чинопоследование часов
- Богослужение часов
Изучаем чинопоследование часов
В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Также несколько раз в год установлены особенные часы, которые Церковь называет великими, а народ — царскими в воспоминание древне-византийской традиции, когда в определенное время в кафедральном соборе присутствовал император.
Проскомидия Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение. Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры.
Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши. Приготовление Даров имеет несколько главных значений: Воспоминания о рождении Спасителя. Его пришествие в мир. Голгофа и погребение. Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе. Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице.
Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца. Третью просфору формируют как дань памяти: Иоанну Предтечи и святых пророков, апостолов и благословенных святителей, великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии, праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны. Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы. Все частицы имеют определённое место на дискосе. В завершении Божественной литургии, части, которые были вырезаны из просфор в час жертвоприношения, высыпаются священником в Чашу Святую. Далее, звучит просьба священнослужителя к Господу, отнять грехи у упоминавшихся во время Проскомидии людей. Вторая часть или литургия оглашенных В давние времена люди, для принятия святого крещения, должны были тщательно подготовиться: изучить основы веры, ходить в церковь, но на литургию попасть могли только до того момента пока Дары не перенесены с жертвенника на церковный престол.
В это время оглашенные и отлучённые за грехи тяжкие от Таинства Святого причастия , должны были выходить на притвор храма. В наше время оглашения и подготовки к святому Таинству крещения нет. Сегодня людей крестят после 1 или 2 бесед. Но оглашенные, которые готовятся вступить в православную веру, есть. Эта действо литургии именуется великая или мирная ектенья. Она отражает стороны человеческого бытия. Верующие кладут молитву: о мире, здравии святых церквей, храме, где проходит служба, молитвенное слово в честь епископов, пресвитеров и диаконах, о родной стране, властях и её воинах, о чистоте воздухов и изобилии плодов, нужных для пропитания и здравия.
Просят помощи у Бога для путешествующих, больных и находящихся в плену. После мирной ектеньи, звучат псалмы, которые носят называние антифоны, потому, что они попеременно исполняются на двух клиросах. При пении евангельских заповедей Нагорной проповеди, царские врата открываются, происходит малый вход со Святым Евангелием.
Если же совершается Утреня Полиелейная или с Великим Славословием, то тогда Первый Час читается после полного отпуста Утрени и обычного многолетия. Далее следуют стихи из 118-го псалма ст. Кондак на службе Часа читается всегда один; если их два, то они чередуются: на Первом Часе один, на Третьем — другой, на Шестом опять первый, на Девятом — второй.
Священник произносит Великий отпуст, если служба была Вседневная, так как в этом случае Первым Часом заканчивается служба Утрени. Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу, в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден Пс. Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть Небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, то есть почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним.
О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа. На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта. В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Отсюда становится ясно, что Первый Час органически связан с Утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубокое историческое основание. Никольский придерживается несколько другого мнения.
Богослужебные указания Московской патриархии [6]. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня , в так называемые сочельники 24 декабря 6 января и 5 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству или страстям Христовым , читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
Что такое часы в церковной службе
Два палестинских монаха удивляются отсутствию тропарей, сопровождающих псалмы вечерни и Хвалитны псалмы, отсутствию Бог Господь, кафизм, тропарей по Славословии, то есть всего того, что характеризует антифонное пение Иерусалимского устава, который савваитские монахи применяют в своей богослужебной практике. Авва Нил отказывается от использования такого рода молитв, поскольку предполагается, что их должны произносить посвященные и рукоположенные церковно- и священнослужители, и считает пение псалмов и тропарей не только «неподобающим», но и вредным для монаха — поводом для тщеславия, гордости, высокомерия, тогда как высшей целью отшельника является «плач и скорбь о своих грехах…», но не наслаждение слушанием и не превращение церкви или кельи в театральную сцену. Суточный богослужебный круг, дошедший до нас, сегодня является результатом сочетания двух явно различных богослужебных традиций — монастырской монашеский чин и городской известной как песенное последование. Древний монашеский чин основной целью ставит непрестанную молитву, поэтому не придерживается определенных часов богослужебных собраний в течение дня. Центром монашеской богослужебной молитвы является непрерывное, а не выборочное чтение псалмов, после каждой группы псалмов следуют поклоны и чтение Священного Писания. Даже монастырское всенощное бдение представляет собой вышеизложенный чин, только более протяженный по времени. Таким образом, монастырская богослужебная практика не связана со степенями священства, молитвами, гимнами, псалмопением, литургическим символизмом и любым другим обрядом: в тишине пустыни и молчании кельи мистическим и сердечным образом монах слушает, как с ним говорит Сам Бог через Священное Писание: «Говори, Господи, ибо слышит раб твой» 1 Цар. Песенное последование, напротив, сконцентрировано вокруг кафедрального собора, где собираются епископ, клир и народ.
Оно совершается в определенные временные промежутки дня и имеет особое богословское содержание и символизм. Богослужебный устав содержит в себе молитвы, ектеньи, гимны, антифонное пение, крестные ходы; такие определенные обрядовые действия, как каждение, возжигание света, вход и проч. Два значительных центра богослужения: первый — Палестина с храмом Воскресения в Иерусалиме и лаврой святого Саввы Освященного, а несколько позже — Константинополь с храмом святой Софии и Студийским монастырем окончательно установят византийскую богослужебную традицию, как она в целом отразилась в богослужебных книгах и особенно в Часослове. Монашеские общины внутри городов и рядом с приходами участвуют в песенных последованиях утрени, вечерни и сами совершают последования третьего, шестого и девятого часа, повечерия и полунощницы. Сегодня суточный круг богослужения представляет собой изумительное сочетание строго отшельнического пустынного устава и песенного, которое совершается монахами, живущими рядом с городскими центрами. Часослов Особенной богослужебной книгой суточного богослужебного круга является Часослов, книга палестинского монастырского происхождения и применения, полностью неизвестная в богослужебных источниках Константинополя. Он неразрывно связан с Псалтирью.
В сущности, изначально он представлял собой сокращенную Псалтирь с выборкой определенных псалмов для определенных часов молитвы в течение дня. Большое число рукописей Часослова дошло до нас вместе с Псалтирью. Также до нас дошли рукописи Псалтири, которые вместе с псалмами передают молитвы для совершения личного молитвенного правила в келье. Избранные псалмы составляют основной корпус Часослова. Само слово в заглавии «Канон» относится к «канону псалмопения», то есть к псалмам, предназначенным соответственно для каждого богослужения, так что Часослов представляет собой сокращенную Псалтирь. Подчеркнем четыре момента: 1. Рукопись начинается с первого часа утра.
Как первый час утра, так и первый час ночи не связаны с какой-либо особенной темой Нового Завета или делом Божественного Спасения, но соответственно являются утренними и вечерними молитвами. Трисвятое идет как окончание Часов. Последование «ко причастию» — это палестинский монастырский чин причащения Преждеосвященными Дарами в дни, когда не совершается Божественная литургия, который идет после девятого часа перед вечерней. Вечерня состоит из предначинательного 103 псалма, текста Свете тихий, отсутствуют тропари и входное, далее идет Сподоби, Ныне отпущаеши, заканчивается Трисвятым. Так называемый «грузинский» извод Часослова является предшествующей формой Савваитского и берет начало в песенном последовании Иерусалима, где ученые монахи после установленных молитвенных собраний вечерня, причащение Преждеосвященными Дарами, полунощница, повечерие, утреня продолжают последование суточного круга, 12 часов утром и 12 часов вечером, где каждый час включает в себя один псалом, кафизму из Псалтири и молитву, так чтобы вся Псалтирь прочитывалась бы хотя бы раз в день. Подчеркнем три важных момента из грузинских источников: 1. Уже в X веке последование суточного круга заканчивается восемью дневными богослужебными собраниями утреня, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, повечерие, полунощница.
С конца IV века в скиту Нижнего Египта встречается группа из 24 псалмов — 12 дневных и 12 ночных. Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву.
Так называемый «грузинский» извод Часослова является предшествующей формой Савваитского и берет начало в песенном последовании Иерусалима, где ученые монахи после установленных молитвенных собраний вечерня, причащение Преждеосвященными Дарами, полунощница, повечерие, утреня продолжают последование суточного круга, 12 часов утром и 12 часов вечером, где каждый час включает в себя один псалом, кафизму из Псалтири и молитву, так чтобы вся Псалтирь прочитывалась бы хотя бы раз в день. Подчеркнем три важных момента из грузинских источников: 1. Уже в X веке последование суточного круга заканчивается восемью дневными богослужебными собраниями утреня, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, повечерие, полунощница. С конца IV века в скиту Нижнего Египта встречается группа из 24 псалмов — 12 дневных и 12 ночных. Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву. Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования. Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий». Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией. Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов. Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи. Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии. В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке. Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих». Напротив, отмечает тот же писатель, распространение савваитского устава по всей Византийской империи обязано тому, «что с ним возможно совершать службу одному человеку, поскольку он составлен монахами, и часто служба без песен в общежительных монастырях совершается». Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям.
Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий. Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса! Основные песнопения вечернего богослужения Ныне отпущаеши Песнь праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Господи, воззвах Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя.
Далее следуют сугубая и просительная ектении, разделенные молитвенным песнопением «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Сугубая и просительная ектении дополняют друг друга. В сугубой, которую мы приносим «от всея души, и от всего помышления нашего», перечисляются все, о ком молится Церковь: патриарх, правящий архиерей «и вся во Христе братия», богохранимая наша страна, власти и воинства, все, кто уже покинул мир, все, кто трудится в храме, поет и предстоит Богу в молитве. Сугубой ектении соответствует произносимое хором трехкратное «Господи, помилуй». Просительная ектения с припевом «Подай, Господи» называет все то полезное, что мы испрашиваем для себя, и даже то, что должно стать результатом всей нашей жизни — доброго ответа на последнем Божьем Суде. В дни больших двунадесятых, великих и некоторых других праздников совершается лития — усердное моление, которое открывается торжественной процессией — выходом духовенства из алтаря. В древности монахи в монастырях выходили из храма, а теперь духовенство выходит в притвор. Раньше притвор был местом для кающихся и оглашенных, готовящихся принять Крещение. То есть на литии Церковь будто бы выходит в мир, и этому соответствует вселенский характер литийной молитвы, на которой звучит прошение «о мире и состоянии всего мира» то есть о мире и его бытии, существовании. Ектения Литийные стихиры, которые исполняет хор, сопровождаются каждением. Стихиры посвящены либо празднику, либо храмовому святому. Священник произносит молитву из пяти пространных прошений, заканчивающихся возгласом что роднит ее с ектенией. Молитвенные прошения разделяет пение хора: «Господи, помилуй». Оно звучит символическое число раз: сорок после первого прошения, пятьдесят после второго и еще дважды по три. Священник молит Бога: «Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, возвыси рог христиан православных» рог — это библейский символ силы и славы. В молитве мы прибегаем к помощи всех святых, начиная с Богородицы, и перечисляем наших заступников, особо чтимых святых и святых дня. Еще одно песнопение — это стихиры на стиховне, песни присоединенные к стихам «стоящие» на стихах — отсюда их название и посвященные дню или празднику. Из притвора священнослужители перемещаются на середину храма, где установлен литийный столик: подставка с тремя свечами, на которой крестообразно расположены пять хлебов столько послужило чуду умножения хлебов, совершенному Господом , пшеница, вино и елей. Эти слова ознаменовали пришествие в мир Христа. Впервые их произнес святой праведный Симеон Богоприимец, принявший на руки Богомладенца в Иерусалимском храме. Древняя традиция отождествила его с одним из семидесяти переводчиков книг Ветхого Завета на греческий язык. Симеон трудился над книгой пророка Исаии и недоумевал, как может свершиться пророчество о рождении Христа от Девы. Тогда он и получил уверение, что сам увидит исполнение пророчества. Следует «Трисвятое». Хор исполняет отпустительный тропарь, обращенный к нашей Заступнице: «Богородице Дево, радуйся». Или же звучит тропарь двунадесятого праздника, или Богородичен исполняется дважды и его продолжает тропарь праздника. На литии священник читает молитву благословления хлеба, пшеницы, вина и елея, указывая на них рукой поочередно, так что получается знак креста. Освящение хлеба, пшеницы, вина, елея Священник просит, чтобы Господь не только освятил то, что предназначается в пищу, но и умножил эти дары во всем мире и через них освятил верующих: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем или в веси селе сей и во всем мире Твоем». Хлеб раздробляется, то есть разрезается, напояется вином и раздается верующим на утрене. На утрене также совершается помазывание елеем в знак Божьей милости. За стихами благодарственного 112-го псалма «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» следует благословляющий возглас священника, завершающий вечерню всенощного бдения. Из книги «Всенощное бдение» протоиерея Михаила Бравермана. Оставить отзыв Отзыв добавлен, ему присвоен внутренний номер:.
Вечерняя служба — значение, содержание, смысл
Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху? Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений! Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения 16:00-18:00. В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей. Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00. После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца. Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба.
Однако куличи уже не благословляются. Красивые поздравления с Пасхой можно найти по ссылке. Сколько длится всенощное бдение Перед этой службой всегда нужно проводить Великую вечерню, символизирующую и воспевающую ключевые и основные сюжетные линии Ветхого завета, таких как: создание нашего мира, слабость человека перед соблазнами, грехопадение людское, молитвы и появление надежды на то, что будущее дарует спасение. Священнослужитель кадит церковь и прихожан, которые молятся, а так же упоминается о том, что первые люди жили в раю, ведь Бог был рядом с ними, исполняя людей благодатью святого духа. Человек не смог оценить такой дар и согрешил, за что Бог наказал их, изгнав из рая, пред вратами которого теперь и происходят молитвы. Сегодня такое богослужение длится несколько часов, в среднем 2,5 часа, что в несколько раз меньше, чем ранее. Сокращение службы обусловлено тем, что далеко не каждому прихожанину под силу вынести длительную службу. Ранее ее начинали сразу, стоило лишь солнцу скрыться за горизонтом, а заканчивали с рассветом. Наиболее продолжительное всенощное бдение проходит в канун самого важного праздника в христианстве, Рождества и называется Рождественским. В нашей стране и на территории стран бывшего СНГ всенощное бдение проводится в период с 5 вечера до 10 вечера, довольно редко служба длится больше 3 часов.
Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу? Значение праздника Радоница Радоница — особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких. Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений — все зависит от внутреннего устава храма. Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах. Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить! Больше информации о Радонице здесь. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу? Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.
Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших. Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав. Советы о том, как говорить с детьми о Троице по ссылке. Православный календарь 2020 года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.
Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие. Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны. Праздничная служба 6 января В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00. Совершение Великой Вечерни Рождества Христова. Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00. Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения вечерняя, самая торжественная, часть длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа. О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить. О народных традициях празднования Рождества можно прочитать здесь. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник? Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения. Дата Крещенского Сочельника — 18 января. В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие. В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться. Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме. О свойствах крещенской воды можна прочитать, перейдя по ссылке. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение? Сретение завершает Рождественский круг православных праздников.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день и соответствует 7 часам утра. На третьем часе, соответствующем нашему 9 часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом часе, соответствующем нашему 12 часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. На девятом часе, соответствующем нашему 3 после полудня, воспоминаем Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Когда не совершается по какой-либо причине Божественная литургия, в этот день отправляется особое Последование изобразительных обычно Великим постом по будням. Божественная литургия на престольный праздник в скиту Всех Святых Божественная литургия — самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Евхаристии, установленное Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится обычно утром, перед обедом. Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Существуют также Великие царские Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные — часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования. Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы антифоны , Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров. В просторечии изобразительны называют обедницей.
Время и богослужение
Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Новости. Богослужение. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток.
Воцерковление
- Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? - Белгородская и Старооскольская епархия
- Все о богослужении
- История возникновения Божественной литургии
- 2. Суточный богослужебный круг
Что происходит в алтаре, когда читают часы?
Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей.
Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв.
Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа.
Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку. Искусство иконописи Создание образов божественных ликов — это анонимное искусство подписывать свои имена на иконах запрещено , а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции.
В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам.
Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира.
Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты. При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия — даже вода для разведения пигментов — освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики. Краски икон — символика цветов и оттенков Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения.
Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства. Вот некоторые из них: Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой. Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок — и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки.
В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией. Однако все три вида вечерни малая, вседневная и великая должны, согласно Уставу, совершаться в разное время.
Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» Типикон, глава 1-я ; великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» Типикон, глава 2-я ; тогда как вседневная вечерня — «пред вечером мало» Типикон, глава 9-я. Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала. Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие более торжественная и продолжительная служба совершается редко, всего 34 раза в году седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг. Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы то есть 118-го псалма , в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста.
Их использование уходит корнями в глубокую древность.
История появления часов в богослужении Первые часы были созданы еще в Древней Греции и Риме. Они представляли собой простые приборы, показывающие время с помощью тени от солнечных лучей или движения воды. В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий. Как правило, это были монастырские общественные часы, которые служили для согласования времени молитвы и работы. Позже, в Средние века, часы стали использоваться и в церковной службе. Факт: В православной традиции часы считаются не только инструментом для определения времени, но и символом разделения дня на светлое и темное время, что напоминает о борьбе между Богом и злом.
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
В традиции православного богослужения был отражен так называемый «римский счет». Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. ЧАСЫ (в богослужении) ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ)»).