смысл праздника, что нужно делать в праздник. Тема чистого понедельника затрагивается и Ветхим Заветом, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. Чистый понедельник, или Понедельник Чистой недели, отмечаемый в 2024 году, имеет глубокие корни в религиозных традициях.
В 2023 году Чистый понедельник отмечается 27 февраля.
Даже в церкви перестают служить литургию — все церковные службы становятся более тревожными и даже скорбными. Многие церковные служители рекомендуют в этот день принять таинство причастия и исповедаться в грехах, если это не было сделано на подготовительной сыропустной неделе. Первый день поста считается одним из самых строгих. Монахи стараются вообще ничего не есть в Чистый понедельник, но для мирян действуют более мягкие правила. В этот день на Руси старались всегда есть впервые после полудня. Сейчас же церковь отмечает, что воздержания от животной пищи будет достаточно. Для тех, кто хочет отмечать пост более строго, будет актуально сухоядение — нужно стараться есть только сырую пищу, не приготовленную на огне, без растительного масла.
Это могут быть фрукты, овощи, ягоды, каши на холодной воде. Пользуйтесь помощью календаря питания по дням, чтобы не забывать о том, какие правила действуют в тот или иной день.
Зайдя в храм, старушка видит его слезы и говорит нужные в это время для него слова: не стоит так страдать, это грех. Образы персонажей противопоставляются друг другу, невзирая на внешнее сходство. Такой контраст подчеркивает непостижимость природы любви, соединяющей двух абсолютно разных людей. Им не дано понять друг друга. Основная тематика Главная тема — любовь.
Именно это чувство дарит людям смысл жизни. Девушка обрела ее в служении Богу. А рассказчик утратил свой земной идеал и запутался в себе. Этим писатель пытался подчеркнуть хрупкость мирской страсти, она не может сравниться с духовным началом. Также Бунин поднимает следующие темы: Нравственный выбор. У каждого человека есть право на выбор, и именно он решает, как поступить в определенной ситуации. Девушка выбрала уход в монастырь, но рассказчик не может примириться с разлукой и найти гармонию в себе.
У него нет силы, которая есть в его возлюбленной. Смысл жизни. Девушка пытается найти себя, не понимает, что ей нужно в действительности. Но героиня почувствовала призвание в служении Богу и решила пойти до конца. В новелле виден переход от темных тонов к светлым оттенкам. Это обозначает, что девушка смогла найти выход из тьмы сомнений. Сомневающийся человек найдет себя в молитве.
В атмосфере пошлости, которая окружала персонажей на закате России, герой потерялся, а героиня нашла спасение в служении Богу. Бунин традиционно показал то, что в страсти нельзя обрести счастья. Любовь — это удар, оставляющий незаживающие шрамы. Притяжение сердец больше делает несчастным человека, чем радостным. Раскрытие проблемы Неразделенная любовь — главная проблематика произведения. Рассказчик страдает от того, что потерял возлюбленную, а девушка не может разорваться между духовными потребностями и страстью. Не зря так поражает контраст ее внешнего вида и внутренних черт характера: светлая тяга к Богу и дьявольская темная красота.
Также автор описывает следующие проблемы: Счастье. У персонажей отличается понятие счастья. Для героя — это семья, для героини — служение Богу. Он стремился к земным радостям, ее не удовлетворяет праздная жизнь. Оба красивы, юны, богаты, но несчастливы, это означает, что радость состоит не в этих ценностях.
Она была богатой и очень красивой, со смугло-янтарным лицом, великолепными черными волосами, мягко блестящими, как черный соболий мех, бровями, черными, как бархатный уголь, глазами; пленительными бархатисто-пунцовыми губами…» — описание прекрасной внешности можно было бы продолжать еще, но автор делает акцент не на этом. Какие же черты характера были присущи этой загадочной женщине? Во-первых, замкнутость и задумчивость. Иван Бунин пытается сосредоточить внимание читателя на том, что «она была молчалива». Во-вторых, не верила в настоящую любовь и поэтому отрицательно реагировала на предложение влюбленного молодого человека вступить в брак. В-третьих, в ней постоянно присутствовала какая-то таинственность. Кроме того, девушка хорошо образована, в ней прослеживаются такие качества, как незаурядный ум, утонченность. Перемены в судьбе Резкий переход от светской жизни к совершенно иной произошел у возлюбленной героя внезапно, совершенно неожиданно для него. В тот день все было каким-то необычным. Девушка, одевшись во все черное, предложила съездить в Новодевичий монастырь. Она неожиданно высказала мысль, из которой ясно, что она понимает, как любит ее молодой человек. Затем они долго гуляли, ища дом Грибоедова, но, так и не найдя его, решили поесть у Егорова на Охотном ряду. Во время трапезы героя рассказа насторожила фраза, вырвавшаяся из уст его любимой: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь…» На следующий день девушка предложила съездить на мероприятие: «капустник» Художественного театра, и рассказчик безропотно согласился, хотя и удивился, ведь раньше ей было чуждо подобное времяпровождение. Неожиданное приглашение Наконец-то она пригласила своего любимого в гости. В первый — и как оказалось, — последний раз. После ночи, проведенной вместе, девушка вдруг сказала: «Я уезжаю в Тверь». Эта встреча стала последней в их жизни. Девушку ждали большие перемены, а героя — переживания, слезы и неизвестность. Она постриглась в монашки «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» — такими были строчки из её последнего письма, полученного героем через две недели после разлуки с любимой. И она сделала то, на что решилась. Мимолетная встреча в церкви Однажды на Ордынке рассказчик по внутреннему побуждению остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители. Ему захотелось непременно войти туда. Пел девичий хор. Каким же было смущение героя, когда среди вереницы поющих он увидел знакомый взгляд черных глаз, устремленных прямо на него. Он повернулся и тихо вышел из ворот церкви. Смысл названия «Чистый понедельник» празднуется в самом начале Великого Поста, когда проходит прощеное воскресенье. В этот период, по замыслу автора, совершен большой перелом в жизни героини — переход от светских развлечений к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью. Отзывы о рассказе: христианский взгляд «После прочтения рассказа Бунина «Чистый понедельник» у меня возникло, по крайней мере, несколько вопросов. Во-первых, почему у героини нет имени? Это символично? Во-вторых, почему она позволила себе согрешить с любимым, нарушив заповедь «не прелюбодействуй» как раз накануне ухода в монастырь? Неужели думала, что этим шагом сможет заслужить прощение грехов. И разве получит человек обновление души, просто спрятавшись от бурь житейских в монастыре? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно вникнуть в Библию». Девушка оставила светскую жизнь и ушла в монастырь. Но почему-то не сказано о посвященности Богу, о возрождении духа через покаяние — к другой, обновленной жизни. Христианин — это тот человек, который понял, что важнее Иисуса Христа никого нет, кто всецело и полностью посвятил себя на служение Ему, кому открылся Его образ через Новый Завет. Но разве ищущая Господа душа получит благословение стать Божьим дитем, просто постригшись в монашки и принимая устав того или иного монастыря? Вдумчивый и ищущий Спасителя читатель исследует этот вопрос». Однако, возможно ли это без того, чтобы не вникать в Божье Слово и не познать его истины? Настоящее предназначение человека — познавать и прославлять Бога через Иисуса Христа. В этом — истинная духовность, к которой так необходимо стремиться! Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то. Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник. Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник». Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником. Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических земных связей. Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась. Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…». Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь. А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне — скоро «…вытащишь — ничего нету». Как ничего не оказалось после их ночи. Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью! Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно. Он никак не мог услышать ее душевный порыв. Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите! Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель: «Я засмеялся: — Опять в обитель? Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь в трактире Егорова , он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем — он и сам не знает — и похоже, его беспокоит именно это. И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство — это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Чувство собственности, эстетического превосходства — вот, что заставляет героя думать, что он любит. Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам. Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет молодежь умеет влюбляться, не умеет любить. Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а ,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение. Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ — грязь трактиров, пьянство на «капустниках». Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой. Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего. Сопоставляя два мира, из которых автор сам выбирает мир героини. В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну. Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» Творчество И. Бунина связано с идейно-эстетическими принципами русской классической литературы. Но реалистические традиции, которые писатель так стремился сохранить, воспринимались им через призму нового, переходного, времени.
Но о чем конкретно повествует нам данное произведение и каков его ключевой смысл? Давайте разбираться! Начнем сначала со смысла названия. Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина Понять идею написания произведения часто помогает его название. Почему Иван Бунин для своего рассказа выбрал «Чистый понедельник»? Что означает этот день? Произведение «Чистый понедельник» знакомит читателей с христианской культурой. Окончание Масленицы. Начало Великого поста. Отказ от праздности, разгульного образа жизни, дурных мыслей. Но не только физическое, но и духовное. Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец. Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви. Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла.
Смысл рассказа Бунина «Чистый понедельник»
Великий пост начинается с Чистого понедельника: в 2023 году это дата приходится на 27 февраля. Чистый понедельник и Чистый четверг — это дни, которые имеют особое значение в православном христианстве. В этой статье представлен анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина, анализ смысла названия и т.д. В Богословии Чистый понедельник и связанный с ним Великий пост отсылают в период, когда Иисус Христос на протяжении 40 дней постился в пустыне.
Чистый понедельник: традиции, когда будет 2023 году и что можно делать в этот день
О том, почему первый день поста называют Чистым понедельником и в чем смысл говения, читайте в материале «Известий». Начало и конец Великого поста в 2024 году Даты начала и окончания Великого поста меняются каждый год, так как зависят от времени празднования Пасхи. В 2024 году православные верующие будут говеть с 18 марта по 4 мая, всего 48 дней. Весь Великий пост можно условно разделить на два периода. Первый — Великая четыредесятница. Он установлен в память о пребывании Иисуса Христа в Иудейской пустыне. В течение 40 дней Сын Божий ходил по бесплодной земле без еды и воды. Под конец к нему явился дьявол, предлагая различные блага и славу в обмен на отказ от веры, но Спаситель не прислушался к его словам и обрел духовную силу. Второй период Великого поста — Страстная седмица. Так называют последнюю неделю перед Пасхой.
В эти дни пост особенно строгий, так как церковь вспоминает о предательстве Иуды и крестных страданиях Христа.
Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят.
Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был... Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»... Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее. Чистый понедельник - Василий Григорьевич Перов. Дерево, масло.
Его картина о супружеской паре, идущей из бани в чистый понедельник, реалистичная, но без социальной критики.
А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!
И почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был...
Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»... Чем все это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее. Чистый понедельник - Василий Григорьевич Перов.
Шмелев «Лето Господне» В книге «Лето Господне» о Чистом понедельнике рассказано словами ребенка, который видит духовный смысл начала поста своей чистой душой.
Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель.
Капает за окном — как плачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое.
Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное.
Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю! Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом.
А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет.
Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост.
На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто.
Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы.
Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают.
Бунин И. А. «Чистый понедельник»
В эти дни пост особенно строгий. Христиане подражают сорокадневному посту Спасителя. И стараются подготовить себя ко встрече с Христом Воскресшим. Традиции Традиционно чистый понедельник начинается с молитвы. В этот день просят друг у друга прощение, чтобы очистить совесть, убирают в домах, меняют белье и ходят в баню. Запрещается употреблять пищу, которая осталась от празднования Масленицы, а женщинам нельзя ходить в гости.
Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец. Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви. Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями.
Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта. Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.
Название произведения «Чистый понедельник» очень символично. Настроиться и решиться круто поменять свою жизнь — отчаянный поступок. Резкий перелом в судьбе прекрасной девушки. Какое будущее ее ждёт? Переход от походов в рестораны, от развлечений и от праздности к затворническому образу жизни.
Чистый понедельник — первый день Великого поста, наступающего на следующий день после окончания Масленицы. В 2023 году Масленичная неделя длилась до 26 февраля, поэтому Чистый понедельник начинался 27 февраля. Народное название первого дня Великого поста — Чистый понедельник — появилось на Руси, когда после Масленичной недели чистили дом от «духа Масленицы». Дом обходили с раскаленным кирпичом или углем, сбрызнутым мятной или уксусной водой. В течение дня нужно найти время, чтобы сходить в баню, дабы начать пост не только с чистой душой, но и с чистым телом. Душу православные очищают в Прощеное воскресенье: просят прощения, прощают.
Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. Иван Шмелёв. Чистый понедельник. Глава из книги «Лето Господне» Суть Чистого понедельника Чистый понедельник — это, в первую очередь, начало Великого поста. Это день, когда мы стараемся начать перестраивать свое внутренне состояние на постный лад. Очищаем свое время, свои мысли от всего лишнего, чтобы сосредоточиться на главном. В Церкви в этот день а также, во вторник, среду и четверг первой недели поста служится особое богослужение — покаянный Канон Андрея Критского. Все верующие призываются на нем побывать. Чистый понедельник или Великий понедельник? Впоследствии, вероятно уже в советские годы, появилась путаница: иногда Чистым понедельником стали называть первый день Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой.
Чистый понедельник — первый день Великого поста
В чем ключевой смысл небольшого рассказа известного русского писателя "Чистый понедельник"? В Русской православной церкви «Чистый понедельник» — неканоническое название первого дня Великого поста[2]. Рассказываем, что такое Чистый (Великий) понедельник, когда его отмечают и какие существуют традиции. Тема чистого понедельника затрагивается и Ветхим Заветом, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. Предлагаем прочесть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Чистый понедельник», который поможет учащимся лучше подготовиться к экзаменам, к уроку литературы.
Чистый понедельник в 2023 году – первый день Великого поста, несущий важное значение
В Чистый понедельник нельзя употреблять еду, оставшуюся после Масленицы. О том, почему первый день поста называют Чистым понедельником и в чем смысл говения, читайте в материале «Известий». Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит примерно за тридцать лет до момента его написания, последовавшего в 1944 году. В Чистый понедельник нельзя употреблять еду, оставшуюся после Масленицы.
Смысл произведения Чистый понедельник и его названия
Сейчас же церковь отмечает, что воздержания от животной пищи будет достаточно. Для тех, кто хочет отмечать пост более строго, будет актуально сухоядение — нужно стараться есть только сырую пищу, не приготовленную на огне, без растительного масла. Это могут быть фрукты, овощи, ягоды, каши на холодной воде. Пользуйтесь помощью календаря питания по дням, чтобы не забывать о том, какие правила действуют в тот или иной день. Это день строгого поста, потому что необходимо более усердно молиться.
Нужно постараться полностью отказаться от всего, что может вас отвлечь от мыслей о Боге, за исключением, конечно, работы. В Чистый понедельник нужно заниматься очищением не только души, но и жилища. Стоит выбросить лишний хлам, сделать уборку. Раньше люди непременно посещали баню в этот день.
И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец.
Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю! Почему же кричит отец?
Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный.
Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет.
Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост.
И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы».
Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты.
Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар». Ну, и сердются. А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли… по закону-то!
Читай — «Господи-Владыко живота моего». Вот и будет весело. И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.
Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может не быть ничего плохого, но что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения балы, салоны, приемы , закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные кроме, конечно, храмов учреждения.
Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года. Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского.
Пепельная среда в славянской традиции. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста [4]. В некоторых местах устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепёшки» вятск.