Новости чему посвящен праздник масленица

Масленица– это семидневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. В 2023 году Масленица отмечается с 20 по 26 февраля. Масленица, наравне с другими славянскими праздниками и традициями, стала вдохновением для многих русских живописцев. Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур.

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины

Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. Почему Масленица длится одну неделю? Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Этот последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью.

Золотой век

  • Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
  • Сообщение отправлено
  • Что такое Масленица
  • Что такое Масленица и как ее празднуют?
  • Современные традиции празднования Масленицы — «Шиханские новости», новости

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

К сожалению, неприятные непредвиденные события не всегда получается предотвратить, но можно избежать финансовых трат. Владельцам домов и дач мы рекомендуем приобрести полис «Дом. Фундаментальное решение», который предусматривает страховую выплату в случае различных неприятных событий, в т.

На Масленицу - девушки, женщины на посиделках не только водят хороводы под русские песни, играют в игры, а занимаются рукоделием, делами. И Карагайлинская сельская библиотека с детьми отгадывали загадки, прославляли стишками масленицу, дегустировали блины, запивая ароматным чаем. Весна-Красна и ее помощница Марфуша познакомили гостей с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица".

Шарап прошел праздник масленицы «Масленица идет — весну под руку ведет! Под веселую музыку и канат то перетягивали, и на лыжах да санках соревнования устраивали, и гири пудовые поднимали, призы за это получали да песни веселые слушали. Лакомились блинами да пирогами, да всё горячим чаем запивали. А затем чучело Масленицы сожгли, чтобы весна поскорее настала. Они приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Веселые хороводы, петушиные бои, игра в снежки и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое.

Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. С самого утра на площади у Дома культуры играла веселая музыка. Всем посёлком, от мала до велика, спешили односельчане на Масленичное гуляние. Гостей встречали весёлые Скоморохи Наботова С. Началось гуляние театрализованным представлением, в котором зашёл спор о том, как Зиму провожать да Весну встречать надо. А по народному обычаю встречать ее нужно - весело да задорно, и обязательно прощения у всех попросить. Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы.

Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь. Не обошлось на празднике и без шашлыков и чаепития с горячими блинами. Завершилось гуляние традиционным сожжением чучела - символизирующего прощание с Зимой и приход Весны, и пожеланиями добра и счастья всем присутствующим. За правильный ответ — вкусный блинок! С вареньем, да медком! Не смотря на то, что погода была не весенней, земляки с огромным удовольствием отвечали на вопросы и угощались блинами. Дети и молодежь с удовольствием ходили на ходулях и лыжах, сражались боем мешков на бревнах, перетягивали канат.

Самые сильные парни села поднимали гирю. Жителей и гостей села угощали блинами с чаем. Между конкурсами участники художественной самодеятельности «Селяне» дарили музыкальные подарки. Соколово состоялся заключительный праздник «Ух ты, Масленица! Жители села состязались в играх, конкурсах, для молодежи и детей подготовлена программа отдельным блоком «Ой, блин, Масленица! Особо интересны и занимательны конкурсные и командные соревнования: «Забей гол! А также совет ветеранов и жители села порадовали угощеньем, блинами и сладостями.

Праздник состоялся, все разошлись с веселым настроением и призами. Бурлаки весело и с размахом проводили Широкую Масленицу. В этом им помогли библиотекари Бурлаковской сельской библиотеки в роли купчих. Вместе с жителями купчихи проводили Госпожу Зиму, встретили Широкую Масленицу и Весну, участвовали в разных играх и забавах. Даже морозная и ветреная погода не помешала гостям мероприятия получить заряд хорошего настроения для встречи весны. В этот день для гостей праздника прошли веселые конкурсы — масленичные хороводы, игры «Ряженные», «Сковорода», «Скороходы» и другие. Каждый смог в этот день повеселиться от души, испробовать себя на силу, ловкость и смекалку.

А любителям песен было предложено исполнить частушки про весну, масленицу и блины. Согреться можно было у чайного стола, где кроме ароматного чая можно угоститься блинами, пирогами, сладким вареньем и медом. В конце мероприятия прошло традиционное сжигание чучела Масленицы с кричалками, зазывалками и пожеланиями на скорую весну. Праздник прошел весело и задорно, каждый получил свой кусочек праздничного настроения и вкусный блин. Для гостей на празднике выступали веселые скоморохи с шутками и прибаутками.

Народная культура с её обычаями, обрядами, песнями, орнаментами народных одежд, пирогами, блинами, обрядовыми кушаньями, свадьбами и проводами, - это и есть наша Русская Народная Вера. Славянское язычество не нужно искать в глубине веков где-то там за пресловутую тысячу лет, как это нам нарочно твердят. Оно здесь сегодня с нами — в народной культуре. Древнерусская Солнечная Масленица по своим датам отличается от той, что сейчас официально пытаются отмечать по стране. Официально отмечают Христианскую Масленицу, которая проводится по Лунному календарю, исходно использовавшемся в обычаях Еврейского народа. Не путайте Древнюю Славянскую Масленицу, отмечаемую по Солнечному календарю, с Христианской Масленицей, справляемой по Лунному календарю. Разница в их датах — существенна. В Лунном календаре даты праздников смещаются от года к году — «плавают» вслед за фазами Луны. Потому в разные годы даты лунных праздников попадают на разные дни. В какие-то года Лунная Масленица близка по дате к Солнечной, попадает на Весну, а в какие-то года отстоит почти на месяц и попадает на самый «разгар» Зимы. Лунная Масленица «плавает» вслед за Христианской Пасхой. Перед Пасхой Христиане ставят Великий Пост.

В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов причем свадьбы игрались только после Пасхи. Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины. Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины». Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами. Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Что такое Масленица и как ее празднуют?

день весеннего равноденствия. Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. «» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника.

Традиции празднования русской Масленицы

Однако после крещения Руси празднование сократили до недели и приурочили к Великому Посту. Но Масленичная неделя на удивление удачно вписалась в православные обычаи: за неделю до Великого Поста не едят мясо, а блины стали сытной альтернативой. Раньше блины традиционно подавали с маслом, сейчас же вариаций блинных начинок на столько много, что и целой недели не хватит чтобы попробовать их все. Одна из версий происхождения названия праздника появилась после крещения Руси, когда наши предки пекли блины и поливали их внушительным количеством масла. По другой версии значение уходит корнями во времена языческого празднования, когда люди задабривали и «умасливали» весну. Отдельным мероприятием были обряды поклонения солнцу, связанные с магией круга - украшение деревянных колес лентами, хороводы и многое другое.

Главный обычай масленичного понедельника — выпекание первого блина. Его не ели, а отдавали неимущим, чтобы те помянули души усопших родственников. День 2. Заигрыши До нас дошла память о множестве русских традиционных обычаев, посвященных знакомству юношей и девушек.

Некоторые дни, такие, например, как вторник Масленичной недели, были полностью посвящены смотринам. Молодежь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться. Те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей. Чем более изобильным был стол, тем больше уважения выказывал хозяин. Во вторник впервые начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Лакомка, или Скоромная среда В середине Масленичной недели зять ходил в гости к теще — на блины, конечно же. И не только он — поесть блинов приходили его друзья и родственники.

Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение. Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Разгуляй, или Широкий четверг С этого дня начиналась Широкая Масленица.

Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней. В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений. Так например, наш вытегорский корреспондент Олонецкая губерния сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место чаще всего на реку , разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх. Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20—30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья. Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений. Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом. Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо!

Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца».

Масленица: что за праздник и как его отмечать

Исключить новости. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет с 23 по 26 февраля. Многие обряды на масленицу сохранились до наших дней, некоторые изменились, другие ушли в прошлое. в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. Масленица — древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время — время Весны. Однако Масленица — праздник светский, время, когда принято есть вволю, гулять и веселиться.

Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы

Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян.
Масленичная неделя 2024 по дням: когда начинается, какие есть традиции, как называется Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси.

Масленица: история, традиции и обычаи

Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку.

Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз.

Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз». Масленица и Пасха Современные исследователи народных традиций все чаще обращают внимание на то, что 7 дней Масленицы соотносимы с таким же количеством недель следующей за ней «Святой Четыредесятницы ». Происходящее на Масленицу и многие наши предки переосмысливали христиански, например: смотрины невест, семейные встречи — как бы воспоминание о райском состоянии человека, ведь и Божие повеление — «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» — дано было Адаму и Еве до, а не после грехопадения; сожжение чучела, как считали многие, тоже может рассматриваться в христианском контексте, как отказ от «ветхого человека», начало новой жизни. Этнографы приводят, например, высказывание представителей полуязыческой финно-угорской народности сето район Пскова и Новгорода , которые, не раз видевшие масленичные действа, полагали, что «русские жгут костры — они свои грехи сжигают».

К тому же «чисто языческое» содержание праздника, конечно, не вяжется с тем, что делали наши предки в последний день «масляны».

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма… Протоиерей Максим Первозванский Татьяна Ивашкова Масленица в христианскую эпоху После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту. Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой — и, разумеется, главным блюдом, блинами.

Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу — «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо». Татьяна Ивашкова Гуляния на масленичной неделе Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму Марена вместе с Ярилой ушли в отставку , с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник — «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые.

В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг — «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу «тещины вечерки» чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в.

Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде.

В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием.

Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях.

Так в первые 2 дня следует отложить все домашние дела на потом. В это время есть чем заняться — приготовить блинчики, сделать чучело и пригласить в гости близких. На Масленицу можно есть почти все: рыбу, молочную продукцию, разные сыры, однако запрещено употреблять мясо. Помимо этого, несмотря на изобилие на столе, которое всегда должно быть на праздничной неделе, необходимо умерить аппетит. Много есть в это время считается грехом.

Кроме того, по обычаю, ни в коем случае нельзя резать испеченные блины. Это может навлечь беду на всю семью.

Вот и решили библиотекари в масленичную неделю читателям настроение поднять и самим повеселиться. Используя электронную презентацию "Масленица идёт, блин да мёд несёт", рассказали историю Масленицы, о днях масленичной недели, как наши предки праздновали и шутили на Масленицу, какие молодецкие были забавы.

Гости библиотеки с удовольствием поиграли, отгадывали загадки, вспомнили пословицы и поговорки о Масленице и блинах. Мероприятие завершилось чаепитием, песнями в исполнении "Ивановских девчат". Информацию подготовила Елена Сидорова. Телефон для справок: 73-29-66.

Николаева 25 февраля 2020 года прошла литературно-игровая программа, участниками которой стали представители женского клуба "Золотой возраст" 15 человек. Началось мероприятие с традиционного рассказа библиотекаря об истоках возникновения праздника, его языческих корнях, о назначении каждого из семи дней Масленичной недели. Затем участники мероприятия узнали о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца. Оживленный рассказ сопровождался песнями и конкурсными заданиями, а подготовленная электронная слайд-презентация стала прекрасным дополнением к предлагаемому материалу.

Особое место в литературно-игровой программе занял момент раскрытия секрета приготовления масленичных блинов. Ведущая программы поделилась рецептами приготовления традиционного масленичного кушанья, описанного в рассказе А. Чехова "Блины". Кроме этого все присутствующие с удовольствием послушали рассказы М.

Зощенко "Веселая масленица", А. Аверченко "Широкая масленица", Тэффи "Блины". Завершилось мероприятие душевными разговорами за чашкой ароматного чая. Информацию подготовила Вера Требухина.

Масленица — почему так называется?

Празднование русской Масленицы на Воробьёвых горах. Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. В течение долгого времени праздник Масленицы отмечали неделю до и неделю после дня Весеннего Равноденствия. Изначально Масленица — это языческий праздник. Изначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота и символизировала смену времен года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий