Главная» Новости» Цаган сар 2024 калмыкия. Главная» Новости» Цаган сар в 2024 году в калмыкии какого.
Вы точно человек?
Виды борцоков на цаган сар | Особенно многолюдно было на площади Победы, где в субботу и воскресенье состоялись массовые мероприятия, посвященные Масленице и Цаган Сару. |
В столице Калмыкии отметили Цаган Сар: всех желающих очищали огнем и угощали борцоками | В праздник Цаган сар готовят 13 видов борцоков, каждый из которых что то символизирует. |
Цаган Сар и День родного языка отметили в малодербетовском детском саду
В последние годы у буддистов Калмыкии сложилась традиция рано утром в день Цаган сара собираться в хурулах, чтобы принимать от лам обеты Махаяны тиб. Содженг с обещанием отказаться от негативных деяний сроком на один день. В этом году досточтимый лама Калмыкии Геше Тензин Дугда дарует обеты Махаяны в 5 часов утра 14 февраля для всех желающих. Цаган Сар на протяжении многих веков для калмыцкого народа был связан с кочевым образом жизни; в старинных источниках говорится, что оставаться после праздника на прежнем месте дольше семи дней считалось большим грехом. Став народом оседлым, калмыки сохранили торжественность Цаган Сара - белого, счастливого месяца приветствий и поздравлений, имеющего преимущественно религиозную важность. Цаган Сар калмыки празднуют дома и в хурулах; в храмы приходят для участия в торжественных молебнах, а также ритуалах "чаксум", проводимых монахами в целях ограждения людей от негативного влияния злых духов.
Специальная кукла при сожжении заберет на себя все неблагоприятное. Кусочки теста, которые прихожане получат от служителей хурула, будут собраны и преданы огню также в знак устранения преград. Согласно поверью, тесто вбирает в себя людские болезни и препятствия в добрых делах. Затем эти кусочки сжигаются в ритуальном костре. Буддисты верят, что в ходе особого ритуала, обращенного к божествам-защитникам, устраняются все проблемы, болезни, в огне сжигаются все негативные помыслы и неблаговидные дела, которые были совершены в течение уходящего года.
В Калмыкии мотивация празднования Цаган сара традиционно объясняется мифологическими событиями: почитаемая калмыцким народом богиня Окон Тенгр спасла мира от своего сына, родившегося от брака с царем мангусов страшных чудовищ : младенец, превратившись в великана, со временем мог уничтожить весь род человеческий. Традиционно Окон Тенгр изображается восседающей на спине мула, поверх которой накинута человеческая кожа попона , - по одной из легенд, кожа убитого ею сына. Богиня Окон Тенгр тиб. Палден Лхамо, санскр.
Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться. Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни. Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья.
Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота — главные составляющие счастья, по мнению народов Востока. Приготовление борцоков на кефире Можно подумать, что блюдо невероятно сложное. Но наша простая инструкция вас разубедит. Давайте попробуем приготовить борцоки. Для рецепта на кефире понадобится следующее: кефир — литр; соль и сода — по 1 ч. Взбейте яйцо с сахаром и солью, добавьте растопленное сливочное масло. Влейте кефир и сразу введите соду. Муку следует вводить постепенно, просеивая.
Обычно рядом с Окон Тенгр в качестве свиты изображают четырёх махарадж - богинь времён года, которые сторожат четыре стороны света. Над ее головой изображается белая богиня Сарасвати, которая держит в руках пиванг - струнный музыкальный инструмент, напоминающий лютню. Божества, сопровождающие Лхамо, это крокодилоголовая Дакини, ведущая мула, и львиноголовая Дакини позади неё. Во многих монастырях изображение Окон Тенгр держат в углу за занавесом. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому её имя без надобности стараются не упоминать. Легенда гласит, что Окон Тенгр, всячески благоволившая буддизму, была женою царя Ланки или царя мангусов , варвара по имени Шиндже, который был против распространения Учения Будды. И царь, и царица рассчитывали на поддержку своего сына, однако царевич был больше привязан к отцу. Когда она узнала, что Шиндже убеждает сына помочь ему навсегда покончить с буддизмом на Ланке, она поклялась положить предел бесчинствам мужа и истребить его род. В отсутствие супруга она убила своего сына, выпила его кровь и съела его мясо. Затем, взяв лучшего царского коня, она поскакала на север. Царь, узнав о совершенном ею, помчался следом. Догоняя ее, он произнес страшное проклятие и пустил стрелу в свою супругу. Стрела вонзилась в круп коня. Царица, противодействуя заклятию, выдернула стрелу и воскликнула: "Да станет рана моего коня глазом, таким большим, чтобы увидеть двадцать четыре страны, и да смогу я своими силами истребить этот род злых царей Ланки! На Тибете есть озеро, называемое Лхамо Латцо, где, согласно легендам, живёт богиня.
Гости мероприятия приняли участие в обряде очищения огнем. Пока на сцене звучали любимые мелодии, зрители могли принять участие в мастер-классах по изготовлению борцоков, прокатиться на верблюдах, попробовать свои силы в спортивных состязаниях. Отдельное внимание было приковано к праздничным столам элистинских семей, которые представляли организации города.
Виды борцоков на цаган сар
Борцоки: рецепт на дрожжах Подогрейте 250 мл молока, добавьте небольшой кусочек масла. Перемешайте щепотку соли и столовую ложку сахара со взбитым яйцом, добавьте в смесь. Введите дрожжи 25 г и немного муки. Накройте тесто полотенцем и оставьте в тепле на час. Осталось вымесить тесто и слепить борцоки. Рецепт, как и в предыдущем случае, предполагает обжаривание фигурок в большом количестве растительного масла. Подача к столу Калмыцкие борцоки, рецепт которых пришел из древности, на их исторической родине непременно готовят к главному празднику года.
Цаган Сар так он называется — это очень светлый и радостный день, являющийся началом весны и первым днем нового года. Калмыки готовят сразу помногу борцоков, ведь в этот день принято ходить в гости и приглашать близких людей к себе, встречаться с друзьями и родными. Принято надевать несколько разных фигурок на веревочку и дарить друг другу с добрыми словами. В Калмыкии к этому угощению принято готовить еще и особый чай с молоком и специями. Если вы готовите борцоки в качестве сладости, просто разложите их на плоском блюде. При желании можно немного присыпать сахарной пудрой.
В качестве напитка можно предложить чай, какао или подогретое молоко.
Унковскому, возглавлявшему посольство к джунгарскому хун-тайджи Цеван-Рабтану. Унковский подробно описал празднование, проходившее 26 января 1723 г. Более всего его поразило, что «калмыцкие ламы плясали» Унковский, 1887: 146. В исторических сведениях о калмыках не сохранилось описания всего ритуального комплекса праздника Цаган Сар. В результате исследований фольклористов и этнографов, а также благодаря информации знатоков фольклора восстанавливаются структура праздника и устно-поэтические тексты, исполняемые на этом празднике Бакаева, 1994; Борджанова, 1999; Эрдниев, 1980. Обрядовый цикл праздника в эпосе именуется «цага барихар» — весенняя церемония подношения молочных продуктов в знак счастья и благополучия.
Чтобы совершить обряд «цага барихар» к Джангару-богдо съезжаются три тысячи богатырей Козин, 1940:173. В соответствии с символикой белого цвета, обозначавшего чистоту и святость, к этому празднику готовились заранее, наводили чистоту в кибитке, перетряхивали одежду, как бы освобождаясь от старого, ненужного. Отличительной чертой праздника Цагаан Сар было обновление жизни, заключавшееся в изготовлении новой одежды: богатые калмыки шили шубы, нарядные платья и обувь, бедные — недорогие платья и нательное белье. В порядок приводили хозяйство: перековывали коней, чистили дворы. Сам праздник проводился как семейное, внутриродовое и общественное торжество. В Цаган Саре отражены черты народного праздника, но его основная часть проходила в хуруле. Одним из элементов богослужения было исполнение песни, посвященной Цаган Сару.
Трое мужчин подносили хурулу чашу с калмыцким чаем и пели песню, в которой они обращались к Окон-Тенгри с мольбой о благополучии Орлов, 2005: 37. Праздник Цаган Сар воспринимался как прославление перехода от зимних бурь и лишений к благодатной весне.
Продолжился праздник концертом художественной самодеятельности «Культурно-досугового центра» МО «Икрянинский сельсовет». В имитированной кибитке желающие могли познакомиться с укладом и кухней калмыцкого народа, здесь была представлена выставка национальной одежды, бытовой утвари и книг. Гостям праздника предлагалось отведать традиционное блюдо из отварной баранины — шулюм, борцоки — национальное мучное изделие, которое жарят в казане и, конечно же, знаменитый калмыцкий чай. Среди участников народного гуляния оказалось не мало желающих потягать гирю и канат, проверить свои силы в соревнованиях по армрестлингу и пройтись на ходулях.
Также от имени Игоря Бабушкина вице-губернатор Олег Князев передал почетные грамоты и благодарственные письма. На самом празднике были представлены экспозиция калмыцкой этнокультуры, выставка декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Профессионалы провели мастер-классы, а на сцене филармонии выступили Калмыцкий государственный ансамбль "Тюльпан" и Астраханский государственный ансамбль песни и танца.
Цаган Сар. Виды борцоков.
Борцоки калмыцкие на Зул. Названия борцоков. Борцоги калмыцкие разновидности. Формы борцоков на Цаган. Калмыцкий борцик. Калмыцкое блюдо на Цаган сар.
Калмыцкие борцоки названия. Название борциков. Борцок Калмыков. Боовы бурятские. Калмыцкая кухня борцоги.
Борцг калмыцкий. Калмыцкая кухня презентация. Целвг борцг. Борцоги на Зул. Борцоки на Цаган сар виды.
Цели и задачи урока по теме Цаган сар.
К празднику Цаган Сар и сейчас, и в древности готовились самым тщательным образом. Приобретали новые одежды, приводили в порядок старые. Убирали и украшали кибитку.
Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Уговаривать, как видите, никого не надо. У опытного в этом деле Цецена, даже названия борцоков, как говорят, отскакивают от зубов. А запомнить названия всех 13 видов боцоков, ребенку не просто.
Потому и превращает Тогтана Батаевна каждое такое занятие в своеобразный мастер — класс, объясняя смысл каждой фигурки. Но первым делом готовят борцоки для подношения божествам. Их помещают на алтаре в знак благодарности высшим силам за покровительство, за благополучие в прошлом, а также пожелания всего доброго, счастливого в наступившем, новом году. Сохранилась еще одна добрая традиция. Нанизывают на нитки борцоки, по 13 фигур в каждой связке, и дарят их обычно детям.
Цаган сар: народные традиции и мифы о происхождении
Хозяйка дома должна до наступления праздника Цаган сар приготовить борцоки. 4 марта жители МО «Икрянинский сельсовет» встретили калмыцкий праздник Цаган Сар, который символизирует приход весны, объединяет религиозные и народные традиции. Борцоки готовят на разные праздники, обязательно — на Цаган сар, или Новый год по лунно-солнечному календарю. борцоки - мучное изделие калмыков и соленый калмыцкий чай с молоком и бараньим жиром. Калмыцкие борцоки, рецепт которых пришел из древности, на их исторической родине непременно готовят к главному празднику года.
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано!
Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб.
Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов.
Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг. Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Обрядовый цикл праздника в эпосе именуется «цага барихар» — весенняя церемония подношения молочных продуктов в знак счастья и благополучия. Чтобы совершить обряд «цага барихар» к Джангару-богдо съезжаются три тысячи богатырей Козин, 1940:173. В соответствии с символикой белого цвета, обозначавшего чистоту и святость, к этому празднику готовились заранее, наводили чистоту в кибитке, перетряхивали одежду, как бы освобождаясь от старого, ненужного. Отличительной чертой праздника Цагаан Сар было обновление жизни, заключавшееся в изготовлении новой одежды: богатые калмыки шили шубы, нарядные платья и обувь, бедные — недорогие платья и нательное белье. В порядок приводили хозяйство: перековывали коней, чистили дворы. Сам праздник проводился как семейное, внутриродовое и общественное торжество. В Цаган Саре отражены черты народного праздника, но его основная часть проходила в хуруле. Одним из элементов богослужения было исполнение песни, посвященной Цаган Сару. Трое мужчин подносили хурулу чашу с калмыцким чаем и пели песню, в которой они обращались к Окон-Тенгри с мольбой о благополучии Орлов, 2005: 37. Праздник Цаган Сар воспринимался как прославление перехода от зимних бурь и лишений к благодатной весне. Приветствие калмыков в дни праздника называлось «цагалган». Один человек говорил другому: «цагалый», то есть «поприветствуйте друг друга в дни праздника Цаган Сар». Кроме приветствия, калмыки задавали обязательный вопрос: «Благополучно ли вышли из зимовки члены вашей семье и домашний скот? День непосредственно перед началом Белого месяца называли «день, когда делают борцоки». В процессе их приготовления участвовала вся семья.
Борцоги на Цаган сар - подарок с особым символическим значением
борцоки - мучное изделие калмыков и соленый калмыцкий чай с молоком и бараньим жиром. Калмыцкие борцоки, рецепт которых пришел из древности, на их исторической родине непременно готовят к главному празднику года. Главная» Новости» Когда цаган сар в калмыкии в 2024 году. Главная» Новости» Дружненское сельское поселение отпраздновали Цаган Сар и Масленицу. По калмыцкой традиции Цаган Сар символизирует окончание зимы, знаменует зарождение новой жизни.
Праздник весны Цаган Сар объявлен в Калмыкии выходным днем
В Цаган Сар ходят друг к другу в гости, желая здоровья и благополучия. «На Цаган Сар мы жарим наши борцоки – это сдобное тесто, из которого мы вырезаем различные фигурки, которые символизируют наших животных. 5 февраля в первый день Цаган Сара (или Сагаалгана, буддийского Нового года) на Ступе Просветления в Элисте состоялась особая праздничная программа. Первичная ПАО Ростелеком провела мероприятие «Белый Месяц – знатоки борцоков», посвященное одному из самых любимых праздников нашего народа – Цаган Сар!
В Астрахани прошел концерт в честь калмыцкого праздника Цаган Сар
В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе. Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!
Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу.
Обязательным блюдом на нем были борцоки. Причем выпечка имеет разную форму, каждая из которых символична. Например, выпекая хорха борцик, хозяйки надеялись на хороший приплод. Для детей этот день был самым долгожданным. Их угощали сладостями, наряжали в красивые одежды, дарили подарки.
В Цаган Сар ходят друг к другу в гости, желая здоровья и благополучия.
Перед отъездом из Аллейска, Раиса Игнатьевна подготовила нам целые проводы — она и ребята принесли нам в дорогу какие-то продукты, домашнюю выпечку: пироги, блины и т. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю это время и свою любимую учительницу». Несмотря на то, что соседи и окружающие относились к калмыкам хорошо, но тоска по родным местам не давала им забыть свою родину. Вера Кетляевна вспоминает, как отец всегда говорил, что мечтает снова оказаться на своей земле, в родных местах: почувствовать запах степных трав и тюльпанов, увидеть степи и испить воды из речки. Поэтому, когда появилась возможность вернуться в республику, они, нисколько не сомневаясь, стали собираться в дорогу. Семья Эвеевых приехала в поселок Тавн Гашун Яшкульского района. Там Вера пошла уже в третий класс, а затем, после окончания школы поступила в Элистинское педучилище по специальности учитель калмыцкого языка. В 1965 году она закончила его, а позже вышла замуж за Ивана Сергеевича Андреева, партийного работника. В 1970 году супруги Андреевы переехали в Цаган Аман.
Иван Сергеевич трудился инструктором райкома партии, а затем заведующим районо. Была отмечена и другими наградами районного, республиканского и общероссийского значений. После школы В. Андреева много лет занималась предпринимательской деятельностью, открыв свой продуктовый магазин. Трое детей родилось у Андреевых: Татьяна, Инга, Салават. К сожалению, сын погиб в молодом возрасте, не стало и супруга Ивана Сергеевича. Дочери подарили Вере Кетляевне пятерых внуков и одного правнука. Дети и старшие внуки нашли свою дорогу в жизни, выбрали профессию по душе.
Майя Каруева печет борцоги разной формы. Фото Александра Когданова. Целвг, хуц, кит, джола, мошкмр, шор белг, нохан келн, тоhш, hалуна баасн, шовун, темян, хорха боорцг, эркя боорцг — все эти тринадцать видов борцогов готовятся в дни празднования Цаган сар. Каждый из них несет в себе определенное символическое значение — приход весны, достаток, приплод скота, удачу. Делали также связку с борцогами меньшего размера для детей.
Суслик вышел из норки и просвистел: калмыки отмечают праздник весны Цаган Сар
4 марта жители МО «Икрянинский сельсовет» встретили калмыцкий праздник Цаган Сар, который символизирует приход весны, объединяет религиозные и народные традиции. Формы борцоков могут быть различными, и таких вариаций гораздо больше, чем самих рецептов приготовления этого мучного изделия. Главная» Новости» Йоряли на цаган сар.