Для чего сжигают чучело на Масленицу – что это значит? Бытует поверье, что если не съесть на Масленицу блин и не сжечь чучело, то зима не закончится.
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить
Самое главное действо Масленицы – сожжение чучела в Прощёное воскресенье. Традиционно масленичная неделя завершается сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. Церковь терпимо относится к Масленице, однако сжигание чучела не поощряет, относя этот ритуал к языческим. Это сжигание чучела Масленицы (Марены – богини зимы и смерти), катание на санях, хороводы и песни-веснянки, высокие костры, которые жгли повсеместно. Для чего сжигают чучело на Масленицу – что это значит?
Откуда пошла традиция сжигать чучело на Масленицу?
Кульминацией Масленицы становится сжигание чучела, которое по языческим верованиям олицетворяет богиню зимы и холода – Морену или сжигают чучело на Масленицу и как его сделать своими руками, читайте в Sputnik. Откуда пошла традиция сжигать чучело, водить хороводы и почему готовить принято именно блины, а не любую другую выпечку? Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход.
Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле
- Масленица в 2024 году: когда праздновать
- Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви
- Традиции сожжения чучела Масленицы
- Масленица 2024: традиции, обряды и ритуалы
- Сжигать чучело на Масленицу - грех?
Зачем сжигают чучело на Масленицу
Процесс создания куклы состоит из нескольких этапов. Выбор образа По народной традиции чучело Масленицы своим внешним видом должно было напоминать богато наряженную злую барышню. Наряжали эту обрядовую бабу в ветхие старые костюмы. Для украшения куклы использовали шубы, вывернутые мехом наизнанку, цветные платья и рубахи. Таким образом люди также избавлялись от всего ненужного, что хранилось у них дома. Лицо чучела разрисовывали при помощи угля и свеклы. Современные чучела, которые сжигают на площадях, выглядят намного красивее.
В качестве источника вдохновения можно использовать любых персонажей. Изготовление каркаса Процесс создания масленичного чучела очень прост. Его делают по тому же принципу, что и огородное пугало. В качестве основы используют две большие доски. Одна из них должна быть более длинной, другая — короткой. Их соединяют между собой в виде большого креста.
Для надежности конструкцию скрепляют при помощи прочных веревок или скотча. Делается это для того, чтобы руки фигурки не отвалились в самый неподходящий момент. Чучело такого типа горит очень быстро. Формирование туловища и головы Когда основа фигуры готова, можно приступать к формированию туловища Масленицы. Правильнее всего это делать, используя солому. Ею заготовку обтягивают полностью.
Нижнюю часть фигуры надо слегка распушить. Используя бечевку, можно сделать талию чучела и руки. Для создания поделки надо брать хорошо просушенную солому. Она быстрее воспламеняется и дольше горит. Чтобы поделка получилась более объемной, ее дополняют сухой травой и ненужной бумагой. Голова фигурки делается из обычного мешка подходящего размера.
Его набивают соломой, перевязывают и крепят к основе туловища. Когда лицо будет готово, на нем можно нарисовать глаза, красные губы и румяные щечки. Ранее это делали, используя все, что находилось под рукой. Куклы получались довольно пугающими. Сейчас для украшения поделки можно взять косметический карандаш, а также ненужные румяна и помаду. Фигурка от этого станет только красивее.
Вместо косметики также можно использовать яркие краски. Выбор наряда После этого фигуру надо нарядить. Для украшения чучела стоит использовать яркие ткани. Лучший вариант — вещи с узорами или цветочными принтами. Верхняя часть фигуры обычно обматывается светлой тканью. Очень часто готовую поделку украшают фартуком подходящего цвета.
Кисти рук можно дополнить старыми рукавичками, набитыми остатками сена. Они крепятся на концах палки обычными веревками. Из кусков коричневой или желтой материи можно нарезать несколько длинных полос, и сплести из них косы.
Первые испеченные блины отдавали комам, то есть предкам, чтобы задобрить их перед земледельческим сезоном. Чучело сжигали, чтобы обеспечить хороший урожай. Как именно называли Масленицу в дохристианской Руси доподлинно неизвестно. День встречи Масленицы, походов в гости, строительства снежных городов и установки чучела из соломы. Заигрыши вторник. День веселья и смотрин, то есть выбора невесты. Тещины блины или Лакомки Среда.
В этот день принято есть много блинов, тещи приглашают зятьев на ужин. Разгуляй четверг.
За околицей главным образом устраивался большой костер. Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица! В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра. В центральных областях России же, к примеру «проводы масленицы» сопровождались сжиганием скоромной пищи, которая символизировала Масленицу.
В кострах на масленицу иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко.
Обряды символизируют очищение перед Великим постом и изгнание злых духов. Любой человек хоть раз в жизни испытывал ощущение наступления спокойствия и умиротворения, созерцая огонь в камине или костер на берегу озера.
Почему так происходит? В психологическом смысле огонь отсылает нас к архетипическому символу домашнего очага, защиты и уюта». Помимо основного ритуала его сопровождают играми, соревнованиями, гуляниями и поеданием блинов.
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?
Зачем на Масленицу сжигают чучело. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. Когда-то славяне верили, что вместе с чучелом Масленицы в костре сгорают все проблемы и напасти. А еще на смену сытной масленичной неделе приходит великой пост, так что народные веселые забавы неизменно сопровождаются смакованием блинов, пирогов, пельменей.
Зачем сжигают чучело на масленицу?
Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. Обычно чучело делали к четвергу Масленичной недели. И в данной публикации мы расскажем, зачем на Масленицу сжигают чучело, откуда это повелось и что символизирует.
Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело
Пепел, оставшийся после костра, развеивали по полям для хорошего урожая. Кроме того, в конце Масленичной недели сжигались все остатки блюд, которые не удалось доесть за праздник. Считалось, что это поможет воздерживаться от пищи в первые дни Великого поста. Оберег «Дочка Масленицы» В некоторых областях нашей страны было принято делать маленькое безликое чучело Масленицы, обычно этим занимались женщины вместе с детьми. Его хранили на самом почетном месте — в красном углу, и называли эту куколку дочкой Масленицы. Куколка служила для семьи сильным оберегом целый год. Спустя год оберег сжигали или пускали по воде.
Масленица — обожаемый многими праздник, означающий, что конец зимы наступит совсем скоро. И если вы печете блины, участвуете в народных гуляниях и наблюдаете за сжиганием чучела, пять интересных фактов об этом празднике для вас.
Изначально Масленица имела другое название. Комами наши предки называли медведей, а праздник весны — комоедицей. Уже тогда было известно о том, что медведи чувствуют приход весны. Потому в качестве подношения им приносили блины. Раньше во время Масленицы мужчины искали себе невест. Колодка из дерева — символ продолжения рода — привязывалась девушками к одежде мужчины, который хотел жениться или к одежде его родителей. Взамен парни угощали девушек сладостями или дарили подарки.
Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая. Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель.
Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс. Потому вместе с ним принято сжигать также старые вещи, а сам пепел развеивается по полям землепашцев и огородам с тем, чтобы обеспечить в наступившем году богатый урожай.
Одно из свидетельств тому — сказка «Снегурочка». Это самая что ни на есть «масленичная» сказка. Девочка из снега погибает с наступлением весны в пламени костра. Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда. В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом.
Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка. Дети воспринимают сказку здесь и теперь, внутри контекста той культуры, в которую рождаются и в которой живут, внутри современного ассоциативного ряда. И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим. Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка. Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия. Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали.
Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами. Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм».
Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое. Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом.