Что же такое токката, когда родился этот музыкальный жанр, и какие качества произведения подразумеваются под словом «токкатность»?
Что такое токката
букв. - прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Только токката BWV 916 выделяется своей формой, очень близкой к инструментальному концерту в итальянском стиле. Токката - Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении.
СОДЕРЖАНИЕ
- Презентация на тему Токката
- Что такое токката и что она значит?
- Что такое токката?
- Дополнительная информация
- Что такое фуга токката хорал кантата?
- что такое токката в музыке | Дзен
Что такое токката?
Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. С конца 16 в. Слово toccata означает «прикосновение», «удар», в данном случае короткий удар по клавишам, в отличие от sonata, то есть протяжного «звучания» струнных или духовых инструментов. Кроме того, происхождение термина «токката» указывает на еще более раннюю эпоху самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393 , когда этим словом именовался ритм, отбиваемый военным барабаном, либо фанфары медных духовых например, токката из оперы Орфей Монтеверди.
Токката Листа - это очень короткое и строгое сочинение позднего периода его творчества, которое фактически является токкатой только по названию. Токкаты меньшего размера иногда называют «токкатинами»: современник Листа и хорошо известный в свое время виртуоз. Шарль-Валентин Алкан написал краткую токкатину как свою последнюю опубликованную работу соч. Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал четыре токкаты для фортепиано соло, [2] пока Мойзес Молейро написал два. Первая часть Бенджамин Бриттен с Концерт для фортепиано токката, как и первая часть Николай Метнер 2-й фортепианный концерт. Форма токката имела большое значение во французской романтической органной школе. Жак-Николя Лемменс заложил фундамент своим Фанфары. Токкаты в этом стиле обычно состоят из быстрых последовательностей аккордов в сочетании с мощной мелодией часто играемой на педали.
Реже встречаются Т. В творчестве К. Меруло 2 книги Т. Сходная форма - в токкатах Я. Свелинка при жизни не изданы , оригинальных по фактуре и широко представляющих ричеркарную имитац. Шейдта, Г. Шейдемана, И. Рейнкена и др. Шейдту принадлежит T. Впоследствии хоральная обработка - один из типов нем. Фрескобальди, который ввёл в Т. Смелые и выразит. Токкаты Фрескобальди в «Fiori musicah» - трех т. В этом сборнике представлены два типа Т. Первый из них - Т. Образующееся последование Т. Виртуозная Т. Усложнение исполнит. Примечание «sopra i pedali e senza» указывает, что эти пьесы могут быть исполнены и без педали. Такое сочетание хотя и в несколько ином виде , а также композиц. Фрескобальди оказал влияние на развитие Т. Воздействие тематизма и принципов формообразования его Т. Росси 1637 , И. Фробергера ок. Паскуини 1704 , И. Керля посм. В их творчестве получила распространение Т.
Традиции, заложенные Фрескобальди, продолжили многие композиторы, в том числе и Дитрих Букстехуде — тот самый, ради выступления которого молодой Бах шел пешком из Арнштадта в Любек. Его токкатам присущ драматизм, ораторская патетика, появляются в них полифонические приемы, причем намечается разгранические двух разделов — собственно токкатного и прелюдийного. Это был прообраз цикла токкаты и фуги, с которым мы встречаемся в творчестве Иоганна Себастьяна Баха, создававшего и клавирные, и органные токкаты. По органным баховским токкатам можно судить, какую блестящую виртуозность демонстрировал он, играя на органе. В последующие века токката превращается в виртуозную пьесу, которая дает исполнителю возможность продемонстрировать свою блестящую технику. Органная токката теперь уже не получает большого распространения, зато в XIX столетии пышным цветом расцветает токката фортепианная — такие пьесы создают Карл Черни, Роберт Шуман и другие композиторы. Главными отличительными чертами фортепианной токкаты становятся сложные сочетания фигурационной и аккордовой техники, а также четкое и быстрое движение и подчеркнутая четкость ритма именно эти черты имеются в виду, когда говорят о токкатности. В фортепианных токкатах, как правило, ритмические фигуры проводятся то в правой руке, то в левой. Но одновременно появляются токкаты и для других инструментов — например, токкатой является первая часть Концерта для скрипки Игоря Федоровича Стравинского.
Токката - Toccata
Пахельбель в своих 12 Т. В токкатах Д. Букстехуде сходных по существу с его циклами прелюдий и фуг композиц. Примечательно наметившееся в них обособление токкатно-прелюдийных и фугированных разделов по типу контрастно-составных форм. Свойственные его Т. Во 2-й пол. С кон. Баха, Т. Бах написал 8 клавирных Т.
Стиль баховских Т. Формы Т. Одночастные клавирные T. Вместе с тем строение каждой из них индивидуально: в T. Так, под воздействием прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл - Т. Знаменитая Т. Другие, обособившиеся Т. F-dur отличается длительными канонич.
В образовании трёхчастного цикла T. C-dur BWV 564 , клавирная T. G-dur BWV 916 ] сказывается воздействие новых принципов концертирования. Воздействие сонат da chiesa заметно в четырёхчастных циклах Т. D-dur BWV 912 с тремя фугированными разделами, представляющая смешение черт циклич. Фуги в таких циклах - свободные как и в сонатах , с октавными ответами, с многоголосным, гомофонного типа изложением темы, простые и двойные, в быстром темпе. Adagio - замечат. Нек-рые Adagio вносят тональный контраст, начинаясь в тональности VI ступени; как правило, они тонально не замкнуты, модулируя в конце в осн.
Между частями цикла возможны интонац. Жанр Т.
Прокофьева , А. Хачатуряна , Д. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Часто это были быстрые пробежки и арпеджио чередование с хордовой или фугальный части. Иногда не хватало регулярного темпа и почти всегда импровизационный Чувствовать. Токкаты Баха - одни из самых известных примеров формы, а его Токката и фуга ре минор, BWV 565 сегодня является одним из самых популярных произведений для органа, хотя его авторство оспаривается некоторыми авторитетами. В таких случаях токката используется вместо обычно более стабильной прелюдия. Баха токкаты для клавесина являются многосекционными произведениями, которые включают фугальные письма как часть своей структуры. После барокко За пределами периода барокко токкаты встречаются реже. Однако есть несколько ярких примеров.
Амбициозный Шуман Токката до мажор считается одним из самых технически сложных произведений в репертуаре и передовым представителем жанра 1800-х годов.
Именно в этот период они стали иметь фиксированный композиционный план и структуру. В эпоху Классицизма жанр токкаты почти исчез из музыкальной практики, так как в этот период стала преобладать формальная и строгая структура в музыке. Однако, токката не исчезла полностью, и она продолжала развиваться во многих случаях как исполнительская техника для демонстрации виртуозности исполнителя. В XIX веке токкаты снова стали популярными, особенно в виртуозной музыке для фортепиано и органа. В настоящее время токката остается популярным жанром в мире классической музыки. Она исполняется на различных клавишных инструментах, таких как фортепиано, орган и клавесин. В токкатах важна высокая техническая исполнительская мастерство и умение передать слушателям энергию и интенсивность музыкальных произведений.
Особенности исполнения токкаты Основной особенностью исполнения токкаты является быстрая темповая характеристика. Темп токкаты может быть очень быстрым и динамичным, что требует от музыканта отличной координации движений и скоростной техники игры на инструменте. Одна из важных особенностей исполнения токкаты — использование различных техник игры на инструменте. Это может включать использование легато, стаккато, аккорды, арпеджио и другие приемы. Музыкант должен быть способен справиться с этими техниками и грамотно их применять. Важной частью исполнения токкаты является динамическая интерпретация.
Токката в музыке: что это такое и как она звучит
Мендельсона , К. Дебюсси , М. Равеля , С. Прокофьева , А. Хачатуряна , Д. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И.
Результатом является невероятно мощная музыка, которая продолжает удивлять и впечатлять своей бесконечной энергией и изобилием эмоций. Немецкий композитор Роберт Шуман тоже был знаком с токкатой и написал музыкальное произведение, которое называется «Токката». Оно было написано как память о друге Шумана, композиторе Йоханне Кристиане Кэнпфе. Токката это удивительный жанр, который позволяет композитору выразить свои идеи и эмоции наиболее свободным образом. Гармонии жанра сложны и не описывают привычных музыкальным меломанам правил.
Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в прошлом веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого равномерно-четкого движения. Таковы фортепианные токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна и многих других композиторов. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф.
Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии. Немецких музыкантов с новым жанром познакомил Ганс Лео Хасслер, в молодости проходивший обучение в Венеции у Андреа Габриэли. Впрочем, композиторы Германии новым жанром заинтересовались не сразу, а лишь спустя время. Первыми на «токкату» обратили внимание Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. При этом если Пахельбель сочиняя «токкаты» придерживался норм, установленных Фрескобальди, то Букстехуде отметил их некоторыми нововведениями, к примеру, гомофонный склад «токкаты» раскрасил элементами полифонии. Помимо этого, его композиции, наполненные драматическим накалом, эмоциональной возвышенностью, отличались необычайно высокой степенью виртуозности. Так, беспрестанно развиваясь, жанр наивысшего пика своего усовершенствования достиг в «токкатах» великого Иоганна Себастьяна Баха. Его творения выделяются глубоким идейным содержанием, богатым тематическим материалом, разнообразием форм и технической сложностью музыкального материала. Сочетая в себе гомофонное и фугированное письмо, они в такой степени совершенны и так эмоционально воздействуют на слушателей, что и в нынешнее время исполняются как самостоятельные концертные номера, а королевой всех «токкат» до сих пор считается композиция из двухчастного цикла «Токката и фуга ре-минор». В следующем за эпохой Барокко периоде Романтизма интерес к «токкате» заметно снизился, и потому крупнейшие композиторы в то время обращались к этому жанру довольно редко. В их творчестве «токката» — это самостоятельное виртуозное произведение, главная задача которого заключалась в демонстрации технических возможностей музыканта-исполнителя. В 20—ом веке отношение к «токкате» значительно изменилось. Её развитие, созвучное активным жизненным процессам, стало не только интересным, но и значительным явлением. Композиторы столетия обобщили авторские решения своих предшественников и прогрессивно переосмыслили установленные ими традиции. Достижениями вновь динамично поднимающегося жанра стали не только самостоятельные композиции, весьма напоминающие концертные этюды, такие как произведения Сергея Прокофьева , Арама Хачатуряна, Макса Регера, Андрея Эшпая, но и части циклических произведений Мориса Равеля , Клода Дебюсси, Джорджа Энеску, Пауля Хиндемита, Дмитрия Шостаковича , Родиона Щедрина Интересные факты За неоценимый вклад в развитие жанра Иоганна Себастьяна Баха по праву называют «Королём токкаты», однако рекордсменом по количеству создания произведений данного жанра является знаменитый итальянский композитор Алессандро Скарлатти. В его творческом списке насчитывается двадцать девять токкат. Иоганн Себастьян Бах сочинил более тысячи произведений, пополнивших сокровищницу мировой музыкальной культуры, однако самым популярным творением композитора считается «Токката и фуга» ре-минор. Впрочем, в нынешнее время некоторые музыковеды настойчиво оспаривают авторство Баха этого выдающегося произведения, так как в нём использованы приёмы, не характерные для великого композитора. Композитор очень хотел, чтобы талантливый пианист исполнил это произведение, которое сам Шуман считал самой сложной из своих фортепианных пьес. Впрочем, несмотря на желание автора, Шунке даже не торопился её разбирать. Тогда Роберт, живший с Людвигом по соседству, чтобы побудить музыканта к разучиванию «токкаты» стал иногда наигрывать её в своей комнате, но результата это никакого не давало. Какого же было удивление Шумана, когда он услышал своё произведение, которое длиться почти восемь минут, в безукоризненном исполнении Шунке. Роберт знал, что музыкант с ним к фортепиано даже не подходил. Впоследствии Людвиг признался: он несколько раз прослушал «токкату», а практиковал её, прокручивая услышанный музыкальный материал в своей голове. Франческо да Милано — итальянский композитор, первым озаглавивший инструментальные виртуозные пьесы гомофонного склада «токкатами», снискал славу величайшего лютниста своего времени. Искусный виртуоз и автор произведений, поражающих слушателей изумительной мелодической красотой, так почитался своими поклонниками, что, как и его современник, легендарный скульптор Микеланджело Буонарроти получил неофициальный титул «иль дивино» — в переводе с итальянского «божественный» Имя Франческо да Милано приобрело известность в Советском Союзе в семидесятые годы прошлого столетия, когда на фирме грамзаписи «Мелодия» вышла пластинка гитариста и лютниста Владимира Вавилова с музыкой времён Ренессанса и Барокко. Помимо знаменитой баховской ре-минорной «Токкаты» одним из самых известных произведений с таким заголовком является популярная композиция, которая впервые была исполнена оркестром под управлением Поля Мориа. Это произведение сочинил французский композитор Гастон Роллан, а Поль Мориа так талантливо аранжировал, что оно завоевало любовь и восхищение слушателей во всём мире. Этот виртуозный жанр, зародившийся много веков назад, сегодня пользуется большой популярностью. Наполненные динамизмом, неудержимым движением и захватывающие слушателей своей стихией, токкаты, созданные в разные времена, с завидной регулярностью звучат в концертных залах. Необходимо также отметить, что эта увлекательная творческая форма непрестанно захватывает внимание современных композиторов. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Источник.
Презентация на тему Токката
Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. ТОККАТА (итал. toccata, букв. – прикосновение, удар), 1) в эпоху Возрождения праздничная фанфара или увертюра (напр., в опере «Орфей» К. Монтеверди). касаться) - виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, чётком ритме и размеренном движении с преобладанием ударной аккордной техники.
Техника игры
- Что такое токката - музыкальные произведения - Каталог музыкальных статей - Музыка для всех
- Что такое Токката? Это... Значение на СловоПоиск.ру
- Статья: Что такое токката
- Что такое токката? история развития жанра
Значение слова Токката
Дируты "Il Transilvano" 1-я часть - 1593 , содержащий в качестве примеров орг. Луццаски, А. Романини и др. В отличие от др. Большинство Т. Имитации почти не применяются, возникая в основном при передаче пассажей из одной руки в другую. Главный принцип изложения - колорирование аккордов с помощью трелей, мелодич.
Диминуция, 3. Фактура в целом - гомофонного "этюдного" типа. Реже встречаются Т. В творчестве К. Меруло 2 книги Т. Сходная форма - в токкатах Я.
Свелинка при жизни не изданы , оригинальных по фактуре и широко представляющих ричеркарную имитац. Шейдта, Г. Шейдемана, И. Рейнкена и др. Шейдту принадлежит T. Впоследствии хоральная обработка - один из типов нем.
Муршхаузера в "Octitonium... Фрескобальди, к-рый ввёл в Т. Смелые и выразит. Токкаты Фрескобальди в "Fiori musicah" - трех т. В этом сборнике представлены два типа Т. Первый из них - Т.
Образующееся последование Т. Виртуозная Т. Усложнение исполнит.
В современной музыке токката продолжает быть популярным жанром, и многие композиторы пишут свои собственные версии этой музыкальной формы. Токката остается символом виртуозности и технического мастерства в музыке, и ее исполнение всегда вызывает восхищение слушателей. История возникновения токкаты Термин «токката» происходит от итальянского слова «toccare», что означает «касаться». Изначально токката — это импровизационные вступления к органным или клавесинным произведениям. Такие вступления уже применялись во времена Клавдия Монтеферри и Джованни Габриели. Однако, сложное и формальное устройство токкаты в качестве самостоятельного жанра развивалось именно в органной музыке.
Органные токкаты занимали важное место в музыкальной культуре Барокко. Именно в этот период они стали иметь фиксированный композиционный план и структуру. В эпоху Классицизма жанр токкаты почти исчез из музыкальной практики, так как в этот период стала преобладать формальная и строгая структура в музыке. Однако, токката не исчезла полностью, и она продолжала развиваться во многих случаях как исполнительская техника для демонстрации виртуозности исполнителя. В XIX веке токкаты снова стали популярными, особенно в виртуозной музыке для фортепиано и органа. В настоящее время токката остается популярным жанром в мире классической музыки. Она исполняется на различных клавишных инструментах, таких как фортепиано, орган и клавесин.
В настоящее время токката остается популярным жанром в мире классической музыки. Она исполняется на различных клавишных инструментах, таких как фортепиано, орган и клавесин. В токкатах важна высокая техническая исполнительская мастерство и умение передать слушателям энергию и интенсивность музыкальных произведений.
Особенности исполнения токкаты Основной особенностью исполнения токкаты является быстрая темповая характеристика. Темп токкаты может быть очень быстрым и динамичным, что требует от музыканта отличной координации движений и скоростной техники игры на инструменте. Одна из важных особенностей исполнения токкаты — использование различных техник игры на инструменте. Это может включать использование легато, стаккато, аккорды, арпеджио и другие приемы. Музыкант должен быть способен справиться с этими техниками и грамотно их применять. Важной частью исполнения токкаты является динамическая интерпретация. Музыкант должен уметь передать различные эмоции и настроение произведения через изменение громкости, фразировки и темпа. От исполнителя требуется глубокое понимание музыкального материала и способность передать его аудитории. Исполнение токкаты также требует отличной ритмической точности. В произведении есть много быстрых и сложных ритмических фигур, их надо воспроизвести точно и безошибочно.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 августа 2012 года. Что такое newstest. Он открыт для любого пользователя.
Что такое Токката? Значение слова Токката в историческом словаре
К наиболее известным токкатам уже 20 века, безусловно, можно отнести Токкату Поля Мориа. Токката и фуга ре минор, BWV 565. Токката – музыкальная пьеса преимущественно для клавишных инструментов виртуозного характера. толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. Что такое токката в музыке? прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucher).