Новости рерих сокровище ангелов

С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы. Ангелы-демоны Рериха таят угрозу, но ее огненные чары не вырываются наружу, как ослепляющие молнии, в сумраке мерещатся только зарницы. Надо полагать, что и Рерих в “Сокровище ангелов” выразил своё понимание пути к Богочеловечеству. Сокровище ангелов рерих.

Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.

Спасибо,что оценили : Остальные ответы «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» : ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло - символы чего начертаны на камне». Похожие вопросы.

В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику [9]. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи. В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом» [10]. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды.

В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе» [11]. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф. Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма [12]. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани.

Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости» [13]. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе» [14]. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани [15]. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки — астрологию, алхимию, «все языки» [16]. Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями.

Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас. Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь» [17]. В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е. Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг. В научных кругах России во второй половине XIX века параллельно с освоением русского национального прошлого шел процесс исследования культуры стран Востока и Азии, чему немало способствовали экспедиции известных ученых и путешественников.

Огромный интерес вызвали в русском обществе книги Г. Потанина и Н. Во время экспедиций в страны Центральной Азии Г. Потанин особенно внимательно изучал предания и легенды этих стран, положив их в основу своей книги «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе» 1899. Не вызывает сомнения, что Рерих знал работы выдающихся русских путешественников. Весь эпос монгольский, уже не говоря о сокровищах Индии, всегда привлекал» [18]. В 1898 году произошло важное событие в жизни Рериха — знакомство с доктором К. Рябининым, изучавшим тибетскую медицину. Рябинин вспоминает: «Впервые с Н. Рерихом мы встретились в 1898 году.

В то время Н[иколай] К[онстантинович], уже известный художник, ученый-археолог и администратор жил в том же столичном городе мирового значения, где и я. Общность интересов по изучению трудных и малодоступных для понимания широкими массами областей человеческого духа сблизили нас. Помню, в то время мы много беседовали о великих достижениях духа в Индии, об Учителях Востока, глубина мыслей и учения которых свидетельствовали о величайших познаниях духа, собранных и хранящихся в тайниках отдельных центров посвящения, главным образом, в Гималайском Братстве, существующем, по преданию, с давних времен. Последний центр был для нас всегда источником непреложного познания и истины. Пути туда мы полагали тогда проложить через Индию» [19]. Впоследствии, с 1926 по 1928 год, доктор К. Рябинин участвовал в рериховской экспедиции в Гималаи. Именно в России из книг Г. Потанина, А. Грюнведеля, Беттани и Дугласа и других исследователей Рерих впервые узнал о тех легендарных героях, которые в 1920—1940 годы стали персонажами его картин.

Духовные устремления Рериха развивались таким oбpазом, что постепенно мечта о странах Азии стала неотъемлемой частью его внутреннего мира. Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э. Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными — В.

Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн.

На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании.

Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства. Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке. Его площадь — больше 200 квадратных метров.

Рериха в Изваре Ленинградская область.

Сама экспозиция разделена на две части: древнерусскую и восточную. Это отразилось на пространственном решении зала. Архитектор экспозиции Евгений Асс объясняет: зал с работами на тему Древней Руси выполнен в форме прямоугольной шкатулки, а Восточный — в форме круглой. Это отражает различия в философии двух разных культур и миров.

Настоящей сенсацией выставки стал театральный занавес, выполненный художником в 1908 году по заказу Сергея Дягилева для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже.

Сокровище ангелов. Николай Рерих

В то время княгиня занималась постройкой церкви во Флёнове3, которая позднее стала именоваться церковью Святого Духа. Тогда же Мария Клавдиевна поделилась с Николаем Константиновичем своими мыслями об украшении церкви. В 1904 и 1905 годах Рерих посещает Талашкино и по просьбе Тенишевой создаёт эскизы мебели и убранства дома в «русском стиле». Тогда же у него появились первые планы по оформлению внутреннего пространства церкви. Первоначально храм во Флёнове задумывался в «строго древнерусском» стиле. Полотно «Сокровище ангелов», с необычным для церковной живописи сюжетом и явным сочетанием черт наследия византийской, средневековой русской и скандинавской культур, вполне вписывается в эту версию. Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». Этот факт также приводится в подтверждение того, что и большое полотно было написано по её заказу. В 1905 году работа над оформлением храма во Флёнове была прервана, так как в связи с тревожной обстановкой в России княгиня уехала из страны.

И только в 1908 году, по возвращении Марии Клавдиевны в Россию, в беседах с Николаем Константиновичем, по её свидетельству, родился замысел «богато украсить церковь росписями». Сомнения в изначальной принадлежности «Сокровища ангелов» убранству талашкинской церкви более всего вызывает сама картина, о которой теперь поговорим подробнее. Признанию картины самостоятельной живописной работой препятствует наличие части фигуры второго Архангела. Однако это вполне объяснимо в эскизе — вероятно, тем самым была обозначена симметричность композиции. Со всех сторон полотна сохранились первоначальные кромки холста, на которых отсутствует грунт, поэтому нет сомнений, что размер картины изначально был именно таким. Мазки очень крупные, широкие до 2,5 см , в промежутках между ними можно различить... Сочетания «плотных, ярких, переливающихся разными оттенками мазков и нейтрального матового нижележащего слоя отчасти имитируют эффект мозаичного набора». Родство с мозаикой Николай Константинович подчёркивает, «используя проблески чистого цвета — кобальта, бирюзы, изумрудной зелени, рождающие впечатление игры света на поверхности смальты...

Золотистые холмы, словно бы излучающие неяркое свечение, также вызывают в памяти фоны византийских мозаик»6. Такой формат мог быть у картона для мозаики, которые... К тому же холст надставлен двумя полосами около 60 см сверху и около 30 см снизу — скорее всего, художник ориентировался на параметры помещения-усыпальницы, для декора которого создавался эскиз, оно должно было вместить стенопись высотой 3,2 метра и длиной от 4 до 5 метров вероятно, неопределённость размера связана с фрагментарностью композиции. В самом Храме Духа для такой грандиозной росписи места нет... Рерих был привлечён к работе над церковью Покрова Богородицы в Пархомовке9, в комплексе с которой возводились и другие сооружения, в том числе и пристроенная с южной стороны церкви усыпальница придел святого Виктора. По эскизам художника должны были быть выполнены наружные мозаики и внутренние росписи. В итоге по его рисункам были исполнены мозаичный «Покров Богородицы» в нише над главным порталом и мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в придел святого Виктора. Роспись же храма по эскизам Рериха осуществлена не была.

Образ «Покрова Богородицы» Пархомовской церкви и «Сокровище ангелов» очень близки по стилистике. В созвучии красок в обеих работах ярко выделяются янтарный тон нимбов, светлые одежды и белокаменные стены. В обоих произведениях «цельность живописного пространства обеспечивается перекличкой композиционных ритмов. В "Покрове" линии, образованной нимбами святых отцов, вторят линии верхней части покрова и нимбов ангелов, а в противовес им... В "Сокровище ангелов" очевидно ритмическое созвучие линий стен Небесного Града, строя ангельских сил и очертаний холмов»10. Кроме того, в обоих случаях ангелы и силы небесные представлены в свободных позах и ракурсах, и даже со спины, отчётливо выражена плоскостность изображений фигур. Это одна из возможных гипотез. Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы.

Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11. Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода. Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV — началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12. Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским. Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля.

Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д.

Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.

Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы.

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им.

Трепша, он опубликован и всегда рассматривался и самим Н. Рерихом, и исследователями его творчества как важнейший источниковедческий и юридический документ. В этой связи законное недоумение и возмущение вызывают запутанные сведения о картине Н. Рериха «Еще не ушли» в каталоге Кристис 2008. Рерих в 1935 году, «безусловной собственностью Музея» [3]. О факте связи картины с Музеем упоминается лишь в конце списка литературы.

Весьма странно! Однако благодарность за предоставление каталожных сведений по-прежнему выражается старшему исследователю Музея Рериха в Нью-Йорке синьору Гвидо Трепша. Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам». По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L. Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935!

Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха. Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н. Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н. Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам?

Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е.

Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства — иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески.

Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит.

Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке

На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Сокровище ангелов рерих.

Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов

Как терпеливо Н. Как Н. Забываешь всю усталость, жаждешь момента быть с ним вместе, но, увы — летит время, уже больше недели! И все время мы ярко чувствуем возле нас Е.

Любимые наши, светлые учителя! Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне. Рерих Огонёк.

No 13. Рериха "Сокровище ангелов". Бальмонт К.

Кроме того, экспозиция позволяет проследить за тем, как менялась живописная техника художника - почти полностью отказавшись от масла, Рерих в конечном итоге отдал предпочтение темпере. Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии.

Да будет мир».

О факте связи картины с Музеем упоминается лишь в конце списка литературы. Весьма странно! Однако благодарность за предоставление каталожных сведений по-прежнему выражается старшему исследователю Музея Рериха в Нью-Йорке синьору Гвидо Трепша. Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам». По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L.

Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935! Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха. Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н.

Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н. Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам? Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е. Трудно представить, что сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке не знают содержания цитируемых нами документов — ведь все они находятся в составе музейного архива и адресованы лично З. Почему же, передавая на мировые аукционы каталожные сведения о картинах Н.

Рериха стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов каждая, они искажают и затемняют факты, связанные с историей бытования картин, их происхождением и именами их владельцев? Известно, что содержание провенанса имеет первостепенное значение как для правового статуса продаваемого произведения искусства, так и для репутации продающей и покупающей стороны. Может быть, они стыдятся своей собственной истории, которая благодаря публикации МЦР в полном объеме писем Е.

Сокровище ангелов

Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл.

«Рериховский век» в городе на Неве

Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью». Русский блоггер. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Надо полагать, что и Рерих в “Сокровище ангелов” выразил своё понимание пути к Богочеловечеству. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий