Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул.
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Что это такое?
- Как же научиться прощать? Техника «Пустой стул»
- Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул»
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии - Психология - 2024
- Что такое гештальт и зачем его закрывать
- Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Комментарии
- Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps!
- Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
- Что значит закрыть гештальт на самом деле
- Сидеть в пустом кресле
- Гештальт-техники для поощрения личностного роста
- Что такое гештальттерапия?
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации.
Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства.
В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность.
Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист.
Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля.
Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим?
После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить.
И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными.
Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила.
Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать».
Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице.
Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример.
Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта.
Шестой способ Лично мне он не очень нравится, но он вполне может быть использован вами. Разговор на будущее. Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать. Своеобразная тренировка перед важным разговором. Мой опыт использования данной техники Я пользовалась этой техникой три раза.
Первый раз на паре в университете. Мы тренировались по классическому первому способу. Так как запроса особо не было, я тыкнула пальцем в небо и это не дало результата. По-простому, работать без запроса нет смысла. Второй раз мне порекомендовал, в моей ситуации, тренер по гештальту. Я пришла домой и по второму способу поговорила со стулом.
Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом. Помощь в прощении и принятии Прощение — это сложный и важный психологический процесс.
В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку. Прощение играет важную роль в наших отношениях с близкими людьми. Конфликты, обиды и нанесенные раны могут разрушать наши связи с другими, создавать напряжение и дистанцию. Обиды, которые мы переживаем, часто имеют глубокие эмоциональные последствия — гнев, обида, страх, грусть или разочарование становятся постоянными спутниками. Эти эмоции становятся преградой, затрудняя нашу жизнь. Осознать причины таких чувств и позволяет рассмотренная нами техника. Глубокая саморефлексия предполагает понимание своих эмоций и готовность отпустить негативные чувства, связанные с произошедшим. Прощение не оправдывает совершённые в нашу сторону действия, однако даёт возможность для исцеления и освобождает нас от их влияния, позволяя двигаться вперед. Давно хотели послушать наши курсы-саммари?
Обычно используется для работы трех разных целей. Ситуация или событие Они работают с любым событием, которое значительно отметило человека и каким-то образом изменило его жизнь.. Это может представлять тревожную ситуацию или травмирующее событие. Например, изнасилование, несчастный случай, жестокое обращение, физическая агрессия или сцена детства с вашей матерью. Таким образом, человек может дать голос и другое понимание в настоящем событии, которое произошло в прошлом. Где, несмотря на то, что не может быть изменено, что случилось, через контакт с эмоциями и мыслями этого момента человек сможет выразить то, что не мог в то время, и придать иной смысл. Техника пустого стула, создавая экранный эффект - когда человек обращает внимание и проецирует событие - может познакомить человека с эмоциями и их влиянием на жизнь. Используя воображение, человек вызывает эту значительную фигуру, которая больше не существует в физической реальности, но в его психологической реальности, сидя на пустом стуле.. Как только это достигнуто, человек идет прямо к той фигуре, которая занимает кресло, передавая в настоящем все эмоции, которые заставляли его чувствовать в прошлом и настоящем. Напомним, что целью является достижение катарсического эффекта. Аспект личности Человек проецирует на стуле аспекты своей личности, потребностей, инвалидности, чувств и т. Уметь лучше управлять и понимать субъективные аспекты - внутренние - в другой реальности, конкретной реальности. Проецируя эти аспекты на пустой стул, они становятся более ощутимыми.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды | Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. |
Гештальттерапия | При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. |
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта | Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. |
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула" | Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни". |
Классический эксперимент Зейгарник
- Отзывы о НАДПО
- Техника пустого стула / психология | Психология, философия и размышления о жизни.
- Целое невероятнее частей
- Техника пустого стула / психология | Психология, философия и размышления о жизни.
- Что это такое?
- Она все делает не так и раздражает меня
Техника «пустого стула»: как простить близких
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты | Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. |
Научиться прощать: техника «Пустой стул» | Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. |
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы | Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. |
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика | Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. |
Гештальттерапия
Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. упражнение «пустой стул». Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Техники в гештальт подходе. Эксперимент | Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. |
Психологическая интервенция - Блог Викиум | Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. |
Гештальт-терапия: описание, методы, техники | Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент - Сайт Марии Загорской | Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности
Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница.
Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой.
Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом.
Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте. Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте. Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога. Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом. Помощь в прощении и принятии Прощение — это сложный и важный психологический процесс. В его основе лежит способность осознать, принять и отпустить обиду, которую мы чувствуем по отношению к другому человеку. Прощение играет важную роль в наших отношениях с близкими людьми. Конфликты, обиды и нанесенные раны могут разрушать наши связи с другими, создавать напряжение и дистанцию.
Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. Иногда используется как способ встретить воображаемые проекции других людей. Цель состоит в том, чтобы запустить процесс скорби и разрешить снова пережить травму. Однако, для личностного роста у этого приема есть другая цель: начать внутренний диалог, в котором мы разыгрываем «наши противоположности». Используя это, мы можем вести диалог с собой. С одной стороны, мы ставим то, что вызывает дискомфорт. С другой стороны, ту часть, которая хочет столкнуться с первой, чтобы жить более продуктивной, свободной и открытой жизнью. Вот как это сделать: Я так устаю, у меня нет сил. Ты снова забираешь мою силу, занимаешь слишком много места в моей жизни. Скажи мне, что с тобой не так? Я себя не люблю. И мне не нравится жизнь, в которой я живу. Хорошо, вместо того, чтобы жаловаться, скажи мне, что бы ты сделал, чтобы почувствовать себя лучше? Я несу ответственность Одна из лучших гештальт-техник — игра «взять на себя ответственность». Это выглядит просто, но требует больших усилий. Его цель — помочь нам лучше понять, что происходит внутри нас. Чтобы понять это, примите его, а затем поощряйте более активное поведение, используя эти изменения. Например: «У меня болит голова и болит живот.
Гештальттерапия
Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. Другой техникой является «пустой стул». Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента.
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
«Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. Другой техникой является «пустой стул».