Таким образом, выражение "по мощам и елей" означает примерно то же, что и фразеологизм "по заслугам и честь".
Происхождение и значение мощей и елей
по мощам и елей. Ведь слова апостола: елеем во имя Господне означают, что елей освящён во имя Господне. По мощам и елей?))+ В городе Гент (Бельгия) зародилась новая традиция европейской молодёжи. В древности мощи и елей значили не только религиозные обряды и символизировали силу и благодать, но также считались лекарственными и магическими средствами, которые исцеляют душу и тело. Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Лучший ответ про по мощам и елей дан 24 декабря автором Елена Горячая.
Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв
«Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое. По мощам и елей! По сообщениям СМИ, командование так называемых «военно-морских сил Украины» разработало новую тактику по борьбе с российским флотом в Черном море. Разница между мощами святых и сатанинской мумией в том, что мощи нетленны естественным образом, а на поддержание нетленности трупа Ульянова-Ленина идут ГОСУДАРСТВЕННЫЕ средства. Выражение «по мощам и елей» представляет собой пословицу, которая выражает идею о том, что награда или вознаграждение должны соответствовать заслугам человека. «Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
О каком православном святом было сказано: "По мощам и елей"
Прикладываться к мощам святого нужно, как и к любой святыне, в первую очередь, осознанно и благоговейно, с молитвой и верой. Неудачное покушение на Гитлера летом 1944 года довело паранойю нацистских лидеров до предельного значения. По мощам и елей – это традиционное выражение, которое означает по статусу и богатству. Выясним вместе, что это такое мощи святых, каково их значение и в чем они хранятся. Ответ на вопрос: Значение и смысл пословицы«По мощам и елей» в категории Пословицы и поговорки. Лучший ответ про по мощам и елей дан 24 декабря автором Елена Горячая.
«По мощам и елей». О некорректности сравнений на высшем уровне
Корни происходят из церковной среды, где мощи святых предписывалось поливать елеем. Слова По мощам и елей якобы произнесены в частной беседе в 1924 году Патриархом Тихоном. Никаких документальных подтверждений этому факту нет. Иначе говоря — известно из нарративных источников. Если точнее, в сообществе большевиков об этом высказывании Патриарха Тихона, противника коммунистических идей, стало известно от Бонч-Бруевича. Оставим в стороне вопрос исторической достоверности. Обратимся к фактам.
Напомним, гражданская война на Украине, обострение ситуации в Ираке, Сирии, разрастание очага исламизма в Ливии всего в нескольких сотнях километров от границ Европы, новый виток гражданской войны в Афганистане. Наконец, возникла беспроигрышная для НАТО ситуация: необходимость противодействия нестабильности в Средиземноморье, трансграничной преступности, нелегальной миграции и беженцам. То есть именно тем низкоинтенсивным угрозам, о необходимости переориентации НАТО на которые так много говорили в 1990-е годы. Но и тут «не сложилось». А в результате вездесущая фрау Меркель аккуратно подкинула завораживающую европейские умы идею европейской армии, которая, если и правда будет реализована, сделает НАТО бессмысленным. Почему так происходит? Ларчик открывается несложно. С другой стороны, деятельность альянса настолько забюрократизирована и политизирована, что решение реальных проблем безопасности в формате НАТО возможно только в небольшом количестве случаев. Причем только при наличии прямой заинтересованности со стороны США. В остальном НАТО превращается в политический и коммуникационный механизм, пытающийся сохранить себе место в системе европейской безопасности. Поэтому-то в НАТО так привечают прибалтийских лидеров и украинских политиков, которые постоянно говорят об альянсе как о главном смысле своего государственного существования. Кажется, не будь этих периодических истерик, НАТО в принципе могло бы выпасть из глобальной повестки дня. А так — есть за что зацепиться, хотя бы и пропагандистски.
Но и тут «не сложилось». А в результате вездесущая фрау Меркель аккуратно подкинула завораживающую европейские умы идею европейской армии, которая, если и правда будет реализована, сделает НАТО бессмысленным. Почему так происходит? Ларчик открывается несложно. С другой стороны, деятельность альянса настолько забюрократизирована и политизирована, что решение реальных проблем безопасности в формате НАТО возможно только в небольшом количестве случаев. Причем только при наличии прямой заинтересованности со стороны США. В остальном НАТО превращается в политический и коммуникационный механизм, пытающийся сохранить себе место в системе европейской безопасности. Поэтому-то в НАТО так привечают прибалтийских лидеров и украинских политиков, которые постоянно говорят об альянсе как о главном смысле своего государственного существования. Кажется, не будь этих периодических истерик, НАТО в принципе могло бы выпасть из глобальной повестки дня. А так — есть за что зацепиться, хотя бы и пропагандистски. Ничего хорошего в этом нет. НАТО — крупнейший бюрократический механизм с устанавливавшимися годами политическими связями, а также с колоссальной политической инерцией и информационным потенциалом. Наконец, НАТО — это и крупное сообщество людей, объединенных не только большими зарплатами, но и пониманием необходимости выживания альянса.
Тактика получила название «волчья стая». Командир одного из бронекатеров с говорящей фамилией Мокряк выразил мнение, что большие российские корабли не в состоянии вести много целей. А это означает, что по крайней мере один из этих бронированных «волчат» достанет противника. Так что теперь увидим, кто кого», — пригрозил Мокряк. Подходящая к данному случаю народная мудрость звучит так: «Дурень думкой богатеет! И действительно, данное заявление если что и подтверждает, то только крайне невысокие интеллектуальные стандарты офицерского состава «украинского флота». Причем глупость здесь, так сказать, многоэтажная. Во-первых, этот незатейливый Мокряк имел неосторожность прояснить ситуацию насчет источников военно-морской эрудиции личного состава нынешних «ВМСУ». Оказывается, что таковыми источниками являются боевые наставления нацистского «кригсмарине» периода второй мировой войны. Именно в гитлеровском флоте была изобретена тактика так называемых «волчьих стай», с помощью которой группы немецких подводных лодок пытались помешать движению союзных конвоев через Атлантику. Символично и закономерно то, что офицеры нынешних «украинских ВМС» берут на свое вооружение именно военную терминологию и тактику времен нацистского Третьего рейха.
По мощам и елей?))+
Мощи эти были из Мир Ликийских украдены итальянскими контракторами — взяты с боем и увезены в Италию, конкретно — в Венецию. Контракторы и раньше ходили в рейд за этими мощами, но в первый раз не повезло — оторвали только руку, которая тогда же попала в город Бари. Ныне праздник перенесения оторванной руки Николая Чудотворца в Бари празднуется всеми христианскими церквами. Православные отмечают его 22 мая. Смысл этой притчи см у Иоанна 4:20-23 20.
Вокруг него в последние пару лет возникало много ситуаций, когда альянс мог бы сыграть ключевую роль, позитивную или дестабилизирующую — не суть важно, но не сыграл. Напомним, гражданская война на Украине, обострение ситуации в Ираке, Сирии, разрастание очага исламизма в Ливии всего в нескольких сотнях километров от границ Европы, новый виток гражданской войны в Афганистане. Наконец, возникла беспроигрышная для НАТО ситуация: необходимость противодействия нестабильности в Средиземноморье, трансграничной преступности, нелегальной миграции и беженцам. То есть именно тем низкоинтенсивным угрозам, о необходимости переориентации НАТО на которые так много говорили в 1990-е годы. Но и тут «не сложилось». А в результате вездесущая фрау Меркель аккуратно подкинула завораживающую европейские умы идею европейской армии, которая, если и правда будет реализована, сделает НАТО бессмысленным. Почему так происходит? Ларчик открывается несложно. С другой стороны, деятельность альянса настолько забюрократизирована и политизирована, что решение реальных проблем безопасности в формате НАТО возможно только в небольшом количестве случаев. Причем только при наличии прямой заинтересованности со стороны США. В остальном НАТО превращается в политический и коммуникационный механизм, пытающийся сохранить себе место в системе европейской безопасности. Поэтому-то в НАТО так привечают прибалтийских лидеров и украинских политиков, которые постоянно говорят об альянсе как о главном смысле своего государственного существования. Кажется, не будь этих периодических истерик, НАТО в принципе могло бы выпасть из глобальной повестки дня.
Мощи эти были из Мир Ликийских украдены итальянскими контракторами — взяты с боем и увезены в Италию, конкретно — в Венецию. Контракторы и раньше ходили в рейд за этими мощами, но в первый раз не повезло — оторвали только руку, которая тогда же попала в город Бари. Ныне праздник перенесения оторванной руки Николая Чудотворца в Бари празднуется всеми христианскими церквами. Православные отмечают его 22 мая. Смысл этой притчи см у Иоанна 4:20-23 20.
Михаил, понятно. Участие в похоронах -- это действие публичное. Оно действительно может многих соблазнить и вызвать кривотолки. Тем более, что Ленин и патриарх Тихон "идейно...
по мощам и елей)))
«По мощам и елей!» – утверждают, что именно это изронил патриарх Тихон, когда в 1925 году шел через Красную площадь. Говорят, что святейший патриарх Тихон, узнав об этом, сказал: «По мощам – и елей!», что странно, учитывая, что без тех мощей патриархом бы он не стал ни в жизнь; его же предшественник был и вовсе назначен патриархом, посредством тех самых мощей. Нетленность мощей является дополнительным признаком того, что святой в своей земной жизни угодил Богу, но не является необходимым условием канонизации.
Святые: кто это такие? К какому святому и в каких случаях можно обращаться (молиться)? Список
Поэтому речь не может идти об идолопоклонстве как поклонении творению человеческим телам вместо творца. Что до культовой практики, то пред честными останками действительно совершаются молебны, читаются акафисты , молитвы , обращенные к святому — и по вере дается просимое. Кто установил почитание Церковь — с первых веков существования. Еще тогда христиане совершали литургии на могилах мучеников за веру, чтили их мощи, погребая зачастую даже в собственном доме. Для этого останки казненных за веру даже выкупали у палачей. Позже сложилась практика закладывать части мощей во основание храмов — они в особом ковчеге помещаются под престолом, кроме того, вкладываются в антиминс — постоянно находящийся на нем плат. Его также можно вынести из храма, чтобы совершить литургию вне его пространства — тогда престолом может стать любое благолепное место, куда положен антиминс так, например, появляются походные, переносные храмы при войсках. Антиминс из ризницы монастыря Симонопетра на Афоне.
XVI в. Но, хотя с первых веков Церкви литургия служилась на мощах, формальное церковное установление об их почитании относится только к VIII в. VII Вселенский Собор постановил: «Будем же ныне делать со страхом Божиим, прося ходатайства непорочной Владычицы нашей, воистину Богородицы и Приснодевы Марии, святых ангелов, всех святых; будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение». Одновременно с установлением почитания мощей утвержден также догмат о поклонении священным изображениям — иконам. Как и мощи, они были признаны сосудами Благодати Божией, было установлено, что христиане поклоняются не доске, краскам, или костям святых, их одеждам — но действующей чрез них силе Божией. Таким образом, была поставлена точка в разговорах об «идолопоклонстве» чтителей икон и мощей. Нетленность и антимощи сохранение всего тела в целости многие годы; сохранение без разложения, в «естественном» состоянии частей тела.
Костница скита Ксилургу — первого русского монастыря на Афоне. Фото 2007 года. Однако, это не совсем так. Силуана Афонского. ВXIII в. Одно время их показывали, как назидание для всех, однако после снова похоронили: паломники или пугались страшного вида покойных, или, по неразумию, пытались поклониться нетленным телам, как святым мощам. Состояние тел и, вероятно, душ не смогли изменить даже многолетние усерднейшие моления всей братии.
К этим телам применяется редкое у христиан определение «антимощи». Как определяется святость останков По сути, единственным ее критерием являются происходящие от них чудеса: это могут быть исцеления болезней, изгнание бесов, помощь во время житейских скорбей.
Зюганова ругают и аксакалы вроде Егора Лигачева, и партийная молодежь. И все же попробуем сравнить отношение Православной Церкви к мощам угодников Божиих и коммунистов к телу их вождя. Почитание мощей Церковью О почитании мощей святых написано много.
Приведем фрагменты из статьи известного русского богослова, профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова 1867-1938. Он прославлен как мученик, пострадавший во время гонений на Церковь со стороны Советской власти. В 1919 году профессор Попов обратился в Совнарком, возглавляемый Лениным, с протестом против планов изъятия из Троице-Сергиевой лавры мощей прп. Сергия Радонежского. В декабре 1924 г.
Что же он пишет? Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком». С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви Ориген говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…» «Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика».
И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления» «Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам…» «Почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей». Нетленность мощей Нетленность мощей является дополнительным признаком того, что святой в своей земной жизни угодил Богу, но не является необходимым условием канонизации. Бывали случаи, что у святых, которые были праведны, но в чем-то согрешили, истлевала часть мощей.
Как будто бы Бог их таким образом смирял. Но есть случаи, что величайшие святые, лежат в костях. Например, прп. Серафим Саровский. Есть и примеры того, что мощи святых обретали нетленными, а потом они истлевали — уже почитаемые.
Церковь относилась к нетлению мощей, как к Божиему дару. Есть, слава Богу. Нет, все равно святой почитается. Пруденций пишет о почитании мощей мучеников в ранней Церкви: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Скульптурный портрет Ленина создавался еще при его жизни, до того, как был утвержден канон изображения вождя мирового пролетариата с веселым прищуром добрых глаз.
В Александро-Свирском монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощам Александра Свирского. Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре. Орла хранится десница правая рука чудотворца. В Таганроге Ростовской обл. Обретение святости Культ почитания мощей святых угодников уходит корнями в первые века христианской эры.
О том, как в наше время происходит их обретение в России, мы беседуем с Юрием Александровичем Смирновым, старшим научным сотрудником Института археологии РАН. Профессионал, специалист высокого класса, он ввел в нашу историческую науку такое понятие, как тафология — наука о погребении, написал книгу о древнейших погребениях на земле и книгу о погребениях древних и современных. В последние 15 лет он участвовал в обретении мощей 12 российских святых и 14 церковных деятелей. Среди прочих ему довелось соприкоснуться с мощами и честными останками троих нижегородских иерархов. Мне тогда было 13 лет, это были мои первые раскопки, которые возглавлял мой первый археологический учитель, тогда уже маститый археолог И.
Мы раскапывали одно из неолитических поселений на берегу Оки, где я отработал подряд три полевых сезона. В одном из жилищ было открыто первое человеческое захоронение, которое я расчистил, зарисовал и описал очень коряво, как мог в 14 лет. Это погребение произвело на меня настолько глубокое впечатление, что изучение погребальных обрядов стало делом всей моей жизни. Спустя десятки лет, когда я стал работать на обретениях мощей святых и честных останков церковных деятелей и подвижников, моя задача как археолога не изменилась. Я должен найти место захоронения иногда приходится искать долго , очень аккуратно вскрыть его, расчистить и поднять искомое в том состоянии сохранности, в каком оно находилось к моменту вскрытия.
Помимо главного, делается это и для того, чтобы впоследствии другие специалисты смогли качественно провести идентификацию личности и последующую консервацию мощей или же честных останков консервация обычно проходит двумя путями: либо путем пеленания останков, либо путем опускания их в теплый воск, как издревле делал человек. Как ученый на сей момент могу свидетельствовать, что произошло это впервые на Святой Земле, в пещерах горы Кармел — Кафзех и Кебара. Часто у разных народов захоронение и сожжение сменяли друг друга. К примеру, мы не знаем, почему у древних греков ингумация сменилась кремацией. Гомер описывает кремацию в «Илиаде», так как этот обряд был распространен в его время, а в эпоху Троянской войны, которой и посвящена поэма, греки кремации не знали.
До христианства славяне, норманны и другие язычники кремировали покойников. Во времена Иисуса Христа захоронение умерших в Иудее происходило в пещерах мы знаем это по описанию погребений патриархов в Библии , то есть, собственно, в земле древние иудеи своих умерших старались не хоронить. Вспомним, что некто Иосиф взыскивал тела Христа, чтобы сохранить Его в своей построенной для себя новой гробнице, в пещере, в которую еще никто не был положен Мк. В своей книге «Лабиринт, или морфология преднамеренного погребения» в числе прочего я описал, как хоронили веро- и законоучителей. И если говорить о погребении Господа нашего Иисуса Христа, то вход в Его погребальную пещеру, вероятно, закрывался «плитой» камнем в виде жернова очень большого диаметра, а перед входом в гробницу выдалбливался желоб, по которому камень могли двигать.
Камень у гроба Христа был, возможно, в полтора раза больше человеческого роста, так что жены-мироносицы его сдвинуть не могли, да и не помышляли… Что касается обращения с телом умершего, возможно, древние иудеи отчасти позаимствовали египетский способ — пеленание без бальзамирования он же применяется и в отношении христианских мощей. Это было в Богородске ныне Ногинске , под Москвой. Отец Константин был активным миссионером, обращал староверов в православие. В 1918 году его арестовали и расстреляли в лесу, на окраине города. Позднее он был прославлен в лике святых исповедников и новомучеников, в земле Российской просиявших.
Его расстрел происходил на глазах у дочери. Один из солдат расстрельной команды был прихожанином церкви отца Константина. Он отказался выполнить приказ командира и был убит выстрелом в голову мы нашли в могиле череп с пулевым отверстием. До этого отца Константина заставили выкопать себе могилу, в которую и бросили убитого солдата. Затем какая-то женщина вступилась за батюшку и, видимо, была заколота штыком в ее честных останках пули не обнаружено, но она могла пройти навылет — мы это не фиксируем.
Ее тоже бросили в эту могилу, за ней — отца Константина, раненого, не дострелянного, засыпав землей. Перед этим изверги потоптались на телах убиенных за отца Константина — я могу судить об этом по позам казненных. Его дочь умоляла убить отца, но этого не сделали, поставив охрану вокруг могилы. Приходившие к могиле говорили, что 2-3 дня земля еще колыхалась, то есть отец Константин жил и дышал. В 1997 году этими работами руководил мой коллега-археолог С.
Алексеев ныне гендиректор Выставочной , работающей в Нижнем, Москве и Ярославле. На Бутовском полигоне не отдельные могилы, а большие расстрельные рвы, выкапывавшиеся под расстрел! В одном из самых длинных рвов — 300 м — на площади примерно 3 х 4 м мы обнаружили останки 59 человек! Считайте, сколько людей лежит в этом рву и сколько тысяч на этом полигоне. Остатки плоти сохранились хорошо, — этому способствовала очень влажная глинистая бутовская почва: у некоторых сброшенных в ров или расстрелянных на его краю сохранились даже глазные яблоки при этом по положению костей видно, кто был сброшен, а кто упал убитый.
Органика вообще хорошо сохраняется либо в очень сухих условиях, либо в очень влажных, или же по промыслу Божию, независимо от условий, когда законы природы не действуют. Запах там был устрашающий, положение костяков самое неимоверное: их бросали как в помойку, сверху закидывая резиновыми перчатками исполнители работали в перчатках! Но в 1997 г. Думаю, что сейчас ни у кого нет ни сил, ни средств для проведения масштабных раскопок и идентификации всех погребенных в Бутове. Этот полигон много больше той площади, которая сегодня обнесена забором.
В 2001-2002 гг. Фроловым ныне гендиректором архитектурно-археологического общества «Кром», с которым нам в 2001 году посчастливилось обретать мощи прп. Иосифа Волоцкого занимались выяснением границ расстрельных рвов в Бутове.
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных.
По мощам и елей. (получай, что заслужил)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «по мощам и елей». Поэтому выражение «по мощам и елей» означает привлечение благодати и помощи святых в своих делах, решение проблем и преодоление трудностей. Оригинал взят у izofatov в Скелеты и барсуки под Красной площадью или По мощам и елей Оригинал взят у a_dedushkin в Скелеты.