суббота, 10 ноября 2012 г. Орфографический минимум.
О программе повышения орфографической грамотности обучающихся 9-х классов
«Узелки на память» Орфографический минимум и орфоэпический минимум для каждого: Много лет, работая в школе, я искала путь, который бы смог помочь не очень сильным детям. Орфографический минимум (5 класс). Ищем педагогов в команду «Инфоурок». Об этом в эфире радиостанции "Говорит Москва" заявила член Орфографической комиссии Российской академии наук (РАН), лингвист.
Эксперт заявил об отсутствии необходимости в обновлении правил русской орфографии
Рекомендуем общеобразовательным организациям принять участие в программе. Участие в программе осуществляется бесплатно. Подробная информация о программе содержится в прикрепленном документе.
Как сообщал министр просвещения России Сергей Кравцов, министерство устранило противоречия с Орфографической комиссией РАН, которые возникали относительно нового свода правил. Его планировали утвердить в начале 2022 года.
Отмечалась договоренность первоначального внесения только минимальной части изменений. По словам Алексея Шмелева, в конце 2024 года будет согласован с Орфографической комиссией РАН полный свод правил орфографии, его подготовят специалисты Института русского языка им. Виноградова РАН и представят в электронном виде.
В русском языке появятся новые правила Ранее главный редактор портала «Грамота. Виноградова Владимир Пахомов заявил, что проект Минпросвещения по обновлению правил русского языка актуализирует многие орфографические нормы, так как правила 1956 года не затрагивают новые слова. Министерство просвещения подготовило проект постановления правительства, которым будет определён полный свод правил орфографии и пунктуации, отвечающий современным нормам русского языка. При этом последний раз правила обновляли в 1956 году.
Над документом работал целый штат экспертов орфографической комиссии и ученых-лингвистов. Теперь новые правила будут отражать состояние современного языка, и разночтений в том же слове "риелтор", которое можно написать тремя разными способами, не будет. Нужно это понимать.
Правила орфографии не меняются — старые", — отметил проректор Института русского языка имени Пушкина Михаил Осадчий. Однако появление новых правил по эффекту оказалось все-таки революционным, а педагогическое и научное сообщества разделились на два лагеря. Часть экспертов ничего страшного не видит и считает, что язык динамичен.
Другая часть уверена, что такие разговорные упрощенные слова, как "телик", "велик" и даже "шизик" — а в документе закреплено их правильное написание — лишь засоряют язык. Это безобразие, которое нельзя допустить. Развитие русского языка из-за введения "видика", "телика", введения этих слов не будет.
Орфографический минимум для егэ
Обо всём этом и не только в книге Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. Пособие А.
Авторы отмечают, что при создании нового свода правил не намеревались вводить новые или изменять существующие — их задачей было разработать более понятные формулировки и объяснить случаи отклонения от правил. Например, составители проекта объяснили, почему в образованных от слов «военный» и «напряженный» словах «военщина» и «напряженка» пишется по одной букве «н». В отличие от прошлого проекта, авторы не стали вводить строгую необходимость использования на письме буквы «ё».
Минимальные орфографические правила содержат в себе учебники, специальные сборники, которые предлагают школьникам выучить сложные слова. Технология обучения Примечательно, что к знанию орфографического минимума детей приучают с первого класса. В конце каждого учебника по русскому языку всегда есть ряд словарных слов, которые предлагаются для заучивания ученикам с первого по пятый класс. Для того чтобы основные правила русской орфографии запоминались быстрее и эффективнее, учителя регулярно проводят словарные и иные виды диктантов, проверяя, как ученики владеют накопленными знаниями.
Обычно к таким диктантам прилагаются дополнительные задания. ЕГЭ: что должен знать каждый? Орфографический минимум - это набор правил, который позволяет людям грамотно писать. А грамотное написание сочинения - важнейшая часть экзамена. Основные орфографические правила, которые могут быть использованы составителями экзамена: правописание гласных и согласных в различных частях слова; слитные и раздельные написания слов; написание слов через дефис; правила написания сложносокращенных слов; перенос слов с одной строки на другую. Каждый из выпускников должен быть готов к тому, что структура экзамена ЕГЭ по русскому языку представляет собой решение тестовых заданий с возрастающим уровнем сложности, а также написание сочинения-рассуждения на выбранную тему с приведением аргументации, источником которой может служить личный опыт или литературные произведения последнее предпочтительнее. Задания первой части включают в себя орфографический минимум. Определение уровня грамотности - процесс несложный, чтобы проверить свою готовность к написанию экзамена, достаточно нескольких часов тренировок в день.
Для иностранцев Что такое орфографический минимум, полезно знать каждому иностранному гражданину, желающему получить российское гражданство. Знание базовых основ русского языка - обязательный критерий для оформления гражданства. Согласно российскому законодательству, мигрант должен обратиться в орган государственного управления из перечня существующих для сдачи экзамена по русскому языку это могут быть и частные специализированные центры. После успешной сдачи экзамена мигрант получает сертификат. На экзамене необходимо не только знать, что такое орфографический минимум, но и владеть базовыми основами государственного строя, законодательства РФ, а также некоторыми аспектами истории страны. Некоторые правила правописания согласных Конечно, все правила русского языка выучить невозможно, ведь в них есть огромное количество всевозможных исключений, которые также необходимо помнить.
Не было академического государственного консенсуса по этому поводу. Сегодня мы имеем проект, который является результатом работы как раз целого академического коллектива. Является государственным актом. Это, конечно, другой уровень.
Важно ли это? Конечно, важно, так как мы имеем дело с государственным языком, который является неотъемлемой частью любого государственного управления и вообще жизни общества. Сегодня мы живем в век тестов, в век языка. Государство общается с гражданами текстами законов, и от того, насколько правильно те понимаются, пишутся, зависит качество работы государственных институтов. Насколько правильно журналисты отражают действительность в своих текстах, насколько адекватно читатели понимают эти тексты, от сферы коммуникации зависит информационное и психическое здоровье общества. Поэтому важно и в сфере орфографических правил выходить на уровень государственного консенсуса. Важно подчеркнуть, что эти изменения никакой революции не произведут. Никакие правила не поменяются кардинально, но будет обобщена речевая практика, которая и сейчас уже существует. Изменения только устранят противоречия.
Орфографическая комиссия раскритиковала проект нового свода правил: В чем претензии лингвистов
Орфографический минимум 8 класс. 1. Посудомоечная машина, патрулировать в пригороде, колоссальная энергия, гармония в природе, стилистическая особенность. Члены Орфографической комиссии входят в состав филологических советов разных общественных проектов, связанных с русским языком (Тотальный диктант, например). это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи. — К 2023 году орфографическая комиссия РАН должна подготовить полный свод правил русской орфографии и пунктуации, которые будут опубликованы на специальном портале. локтЕй, род. п. мн. ч. лыжнЯ мЕстностей, род. п. мн. ч. сущ. мЕстность намЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг нЕнависть нефтепровОд новостЕй, род. п. мн. ч. сущ. нОвость нОгтя. Орфографический минимум – это минимальный набор правил, которые должен освоить человек, чтобы писать грамотно.
Работа над повышением орфографической грамотности учащихся 11-х классов
В защиту наречий не могу не вспомнить, что даже в словаре Эллочки-людоедки, насчитывавшем не более 30 слов, было одно наречие - «знаменито»... Если эта статистика не с потолка, то, видимо, самое время задуматься о совершенствовании методики преподавания. Частица-то не виновата. И представить её изгнание из письменной речи, по-моему, нереально. Русская орфография, безусловно, сложна.
Чтобы усвоить правописные нормы, необходимо приложить немало усилий. И очень хотелось бы верить, что предстоящая реформа орфографии не превратится в ее избиение только потому, что безграмотные носители языка не освоили орфографический минимум школьного курса. Общественно-политическая газета городского округа город Нефтекамск. Издаётся с 1965 года.
Главный редактор - Сабитова Людмила Валерьяновна. При использовании материалов гиперссылка на сайт kzgazeta.
Безударные соединительные гласные При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е. Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j - буквой е, напр. Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью - основой слов на -ия или на -ей, -ея, напр. Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова: я - в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый но в себестоимость и себедовлеющий - буква е ; время-, напр.
В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и - в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- авиабаза, авианосец, авианесущий , аква- акванавт, акватехника , мега- мегатонна, мегаватт, мегапроект , медиа- медиакомпания, медиахолдинг , макси- макси-юбка , миди- миди-платье , милли- миллиметр, миллиграмм , мини- мини-турнир , санти- сантиметр , деци- дециметр , поли- поливитамины, политехнический , квази- квазиизлучение, квазинаучный ; буква и - в части слов со вторыми частями -метрия планиметрия, дозиметрия; но ср. Безударные гласные в падежных окончаниях В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием того же типа склонения , в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр. В форме им. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией. Всегда безударен конечный гласный окончаний им. Имена существительные на -анин -янин , а также слова барин, боярин, цыган в им. В окончании тв.
Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний. Существительные с увеличительным суффиксом -ищ- муж. Существительные жен. Слова на -ище муж. Существительные с суффиксом -ишк- оканчиваются в им. Такие же окончания имеют существительные с ласкательным безударным суффиксом -ушк- -юшк- : ср. В словах сред.
В существительных с суффиксом -л- в им. Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия Существительные с неодносложной основой муж. При наличии вариантов на -ие и -ье, -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - -е: ср. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на -ие в предл. Пишутся: в отношении кого-чего-н. Так же пишется наречие впоследствии.
Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в во и на с существительными на -ие в вин. Пишутся: в заключение чего-н. Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце включающие форму вин. Русские и образованные по образцу русских фамилии на -ин -ын и на -ов -ев имеют в тв. Названия городов на -ов -ев и -ин имеют в тв. Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв.
В названиях населенных пунктов и территорий на -ово -ево и -ино -ыно в формах тв. Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу: неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол. В формах настоящего-будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. В формах 2-го и 3-го лица ед. Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр. В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково как в приведенных парах либо возможно их смешение в некоторых формах 3-го лица мн.
Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива неопределенной форме глагола. Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива -ть - гласная и, то глагол относится ко II спряжению, напр. Глаголы с инфинитивом не на -ить относятся к I спряжению, напр. Поэтому, напр. Исключения: 1 одиннадцать глаголов не на -ить с гласными е и а перед - ть , относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать; 2 три глагола на -ить, относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться. Следует писать: вертишь, зависит, слышат, но бреешь, зиждется, зыблются и т. Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом постфиксом -ся -сь , которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без -ся -сь , напр.
При спряжении глагола стелить и всех производных от него глаголов используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют. Глагол хотеть и все производные от него глаголы имеет в ед. Гласные в инфинитиве неопределенной форме перед -ть Вводные замечания. Гласный перед суффиксом инфинитива неопределенной формы -ть может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Усекаемыми являются основы глаголов, в которых гласный, находящийся в инфинитиве перед -ть, отсутствует в формах настоящего-будущего времени, напр. Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых этот гласный в формах настоящего-будущего времени сохраняется, напр.
Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом -ть инфинитива определяется следующим правилом: - после мягких парных согласных т. Исключения: глаголы с усекаемой основой видеть, зависеть, ненавидеть и обидеть ср. Исключение: глагол слышать с усекаемой основой ср. Буква и пишется после гласного о, напр. Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я, а пишется и. Безударные частицы не и ни Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Кто бы он ним был, с ним необходимо поговорить.
Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не - отрицание. Отрицательная частица может относиться к любому самостоятельному слову в предложении, напр. Он не купил книгу. Он купил не книгу. Он купил не эту книгу.
Он купил эту книгу не в магазине. Он купил эту книгу не сегодня. Основная функция частицы ни - усиление отрицания. Поэтому она употребляется в предложениях с отрицательным сказуемым, т. Одиночная частица ни выступает перед словами один и реже единый, которые могут быть и подразумеваемыми, напр. Ни на одном из этих решений они не остановились. Ни одна из этих книг ему не нужна.
За весь день он не произнес ни одного слова. В ответ он не сказал ни единого слова. В последних двух случаях слова один, единый могут быть опущены. Он не издал ни звука. Они не встретили ни души. В этих предложениях можно подставить слова один, единый. Отрицательное сказуемое нет в предложениях с одиночной частицей ни может опускаться, напр.
В доме ни души. У нас ни клочка бумаги. С ним не переписывались ни брат, ни сестра, ни родители. В этом бесплодном лесу нет ни ягод, ни грибов, ни цветов. Сказуемые нет, нельзя могут отсутствовать, напр. Ни шороха, ни звука, ни движенья Инбер. Условия оказались ужасные: ни помыться, ни постирать, ни даже чаю горячего напиться.
Существуют особые конструкции с частицами не и ни. Конструкцию с глаголом мочь и двойным отрицанием следует отличать от конструкции с глаголом мочь с предшествующим не и повторяющимся усилительным ни. В первом предложении каждой пары утверждается, что соответствующее действие производится; в каждом втором констатируется невозможность производить эти действия. И частица не, и частица ни могут входить в конструкции с местоименными словами кто, что в разных падежах , как, где, куда, откуда и т. Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Как не любить родной Москвы! Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался! Такие предложения - по форме отрицательные - по содержанию всегда содержат утверждение. Кто не знал этого человека! Как ни жаль, а придётся от этого отказаться. Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие.
Кого ни спрашивали, никто не знает. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало посл. Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить Пушкин. Где бы он ни работал, его всюду ценили. Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая! Когда бы к нему ни пришли, он всегда занят.
Сколько ни ищи в этом деле виновника, всё равно не найдёшь. Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как и т. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе - отрицательное. И частица не, и частица ни входят в состав ряда устойчивых сочетаний. Примеры: Подожди, пока не кончится передача. Прекрати, не то я закричу! Погода неприятная: идет не то дождь, не то снег.
Он не только поэт, но и композитор. Отношения между ними не то что не дружеские, а враждебные. Он не то что на десять минут, а и на час опоздает. Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив. Она не так чтобы злая, а равнодушная. Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как. Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти как, какой , не бог весть кто, что, какой и т.
Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори. Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб ногой , ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что ставить , ни гроша, ни гугу, ни за грош погибнуть, пропасть , ни за понюх табаку погибнуть, пропасть , ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту не годится , ни на волос, ни на грош, кто, что, какой ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем остаться , ни фига, ни черта, ни шагу восклицание , ни шиша. Передача на письме согласных звуков 2. Глухие и звонкие согласные Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с и соответствующие мягкие , к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з и соответствующие мягкие , г, ж перед парными же звонкими согласными кроме в. Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова том же корне, приставке, суффиксе проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в и соответствующими мягкими , а также перед j на письме - перед разделительными ъ и ь.
Например, согласные в корнях и суффиксах: - на конце слова: дуб ср. Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать ся , отверзнуть ся и разверзать ся , разверзнуть ся. В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к хотя абстрагировать, реагировать, корригировать , в слове транскрипция пишется п хотя транскрибировать ; в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике латинском. Согласные в приставках перед глухим или парным звонким согласным, кроме в : входить, вбивать ср. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр. Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс.
Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш ий , -вши, -в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав; буква ж - в суффиксе наречий -жды: дважды, единожды, четырежды; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать. Буква в пишется на конце форм род. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв: - в русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд ь ; пишутся: мозг мозга , лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. В начале корней пишутся зг, зд: ни зги не видно , здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный; - на конце основ преобладают буквосочетания ск, ст ь ; пишутся: пуск пуска , поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск, прилагательные с суффиксом -ск- царский, приморский, заводской ; хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть, слова с суффиксами -ист гитарист, футболист , -ость смелость, жадность , -ист ый холмистый, прерывистый , -аст ый глазастый, зубастый.
То же сочетание ст - в суффиксах -ств о богатство, колдовство, казачество , -ственн ый женственный , -ствова ть злобствовать, бодрствовать , в приставке пост- постмодернизм, постсоветский , в окончании -ст даст, надоест. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, напр. Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- роз- , через- чрез- пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ , в них пишется буква с, а в остальных случаях - буква з, напр. Буква й Буква й пишется для передачи звука [j] "йот" после гласных в середине и на конце слова или перед согласными, напр. Перед гласной буква й пишется только в следующих случаях: - если буквой й кончается первая часть сложносокращенного слова, а вторая начинается с гласной, напр. Непроизносимые согласные В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств - начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.
В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр. Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр. В прилагательных с тем же суффиксом, образованных от слов с основой на ст, эта основа целиком сохраняется, т. В глаголах с суффиксом -ствова ть , образованных от основ на ст, пишется только одно ст: фашиствовать от фашист , фашиствующий, анархиствующий. Буквенные сочетания тс также тьс , дс, тц, дц пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на с или ц, напр. От прилагательных на -тский и -дский следует отличать прилагательные на цкий. Слова на -цкий образуются от основ на ц, к и ч, причем согласные к и ч чередуются с ц, а первый согласный суффикса -ск- фонетически поглощается предшествующим ц, и это передается на письме сочетанием цк, напр.
Буквенные сочетания тч, дч в том числе стч, здч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных т и д не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся в соответствии с произношением -чик, -чин а : ср. Это не относится, однако, к словам, где согласной т или д предшествуют н, ль, р, й; в них пишутся в соответствии с произношением -щик, -щин а , напр. Буквосочетания дщ, тщ встречаются также на стыке приставки и корня, напр. Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр. Так же пишутся слова с сочетанием тч в корне: ветчина, потчевать, притча но поручик.
Двойная согласная ч встречается на письме только в заимствованных словах, в том числе в собственных именах, напр. Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных с, з, ж не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся -чик, -чин а : ср.
Фото: pushkin.
Они закреплялась переиздающимся орфографическим Словарём русского языка. Сначала Академическим, потом Русским орфографическим словарем под редакцией Лопатина, - говорит Михаил Осадчий. С 1956 года выпускались разные справочники по орфографии, не имеющие силы академического свода правил, но они были авторитетными и всеми использовались. Справочники Дитмара Эльяшевича Розенталя, на которых выросло не одно поколение редакторов, журналистов, филологов.
Усомниться в их полноте оснований нет. Поэтому нельзя сказать, что шестьдесят лет был вакуум, что вообще ничего не происходило, что мы жили в отсутствии новых правил. Не было академического государственного консенсуса по этому поводу. Сегодня мы имеем проект, который является результатом работы как раз целого академического коллектива.
Является государственным актом. Это, конечно, другой уровень. Важно ли это? Конечно, важно, так как мы имеем дело с государственным языком, который является неотъемлемой частью любого государственного управления и вообще жизни общества.
Этапы подготовки Чтобы успешно дать ответ на тест, нужно знать: основные правила определения ударного слога; исключения, которые придется просто запомнить. Повторяем основные правила В учебниках за 5-11 класс бывает сложно найти необходимый материал, поэтому для подготовки можно воспользоваться специальными сборниками правил или работать, сохранив себе на устройство теоретический материал с нашего сайта, представленный в формате картинок. Определяя, как правильно поставить ударение в существительном, руководствуйтесь такими нормами: Какой слог должен быть ударным в имени прилагательном регламентирует такое правило: При работе с глаголами возникают самые большие трудности, ведь в этой группе представлено достаточно много исключений из основных правил: Для причастий существует 5 правил, но исключений из них не много: С деепричастиями все намного проще, но парочку исключений все-таки стоит просто запомнить. Для наречия нет специальных правил, поэтому эти слова нужно просто выучить. Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму: Прочитайте слова определенного блока.
Выделите из них те, в которых точно не ошибетесь, выполняя тест. Позиции, в которых сомневаетесь, проверьте по правилам, которые были изложены выше. Если слова относятся к исключениям, выделите их красным и попытайтесь просто запомнить, используя одну из рекомендуемых методик. Таким образом, повторяя тему перед экзаменом, вы сможете не тратить лишнее время на повторение хорошо знакомых слов, а сосредоточитесь на сложных для вас позициях.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Представленные в нем "Правила" не вводят новые орфографические нормы и не предлагают менять или реформировать устоявшиеся написания», — сообщается в пояснительной записке. Учителя 5 классов могут легко увидеть необходимый минимум слов, изучаемых детьми в 1-4 классах и в адаптационный период проводить разные виды диктантов. Читая новости, встречаем и такое: «Минпросвещения создаст новые правила русского языка», «Минпросвещения подготовило проект новых правил русской орфографии». К настоящему времени готов краткий свод основных правил русской орфографии, который рассматривают в Орфографической комиссии РАН.
Расписание ОГЭ в 2024 году: даты экзаменов по всем предметам
Он вполне оправдан и даже необходим», — пишут авторы документа. Еще одним приводимым примером является написание буквы «э» после согласных. В правилах 1956 года есть только три таких слова: «сэр», «мэр» и «пэр». Что расходится с орфографическим словарем, где есть «пленэр», «мэтр», «рэкет» и другие редкие и узкоспециализированные слова с этой буквой. Если переходить к конкретным примерам, отраженным в 130-страничном документе, интересны новые правила написания буквы «э» после согласных «ж», «ч», «ш» и «ц». Регламентируется, в частности, правила написания названий торговых марок — колбаса «Докторская», мыло «Детское», напиток «Фанта». В то же время фанта и кока-кола в контексте бытового употребления этих слов пишутся без кавычек и со строчной буквы, как и пошехонский сыр и любительская колбаса. Просторечные неологизмы — «телик», «велик», «квадрик» — пишутся с суффиксом «ик», который сохраняется при склонении. В документе, к слову, уточняется правило, которым злоупотребляют многие СМИ — название должностей, титулов, званий, учреждений.
В общем, задание для тех, кто мечтает о филфаке или журфаке. Во введении сочинения следовало сформулировать тезис главную мысль , а потом доказать его, приведя два примера-иллюстрации из, опять же, попавшегося текста. И, конечно, написать заключение, в котором тезис повторялся бы, хотя и другими словами. Во введении нужно было высказать, опять же, тезис, а потом — написать ещё два абзаца.
В одном из этих абзацев раскрыть свою мысль с опорой на экзаменационный текст, в следующем — привести аргумент из жизненного опыта. И, разумеется, не забыть про заключение например: «Итак, честность — это важнейшее качество любого человека. Нечестный человек никогда не сможет рассчитывать на понимание и принятие окружающих. Именно к этой мысли мы приходим на основе жизненного опыта и чтения художественной литературы».
Так вот. А вот в тестовой части «наворотили» немало. Задания, о которых шла речь раньше, никуда не делись. Просто их поменяли местами, и многие из них теперь носят другие номера.
Запишите номера ответов.
Ведомство предлагает вернуть в язык обязательную букву «ё» и использовать твёрдый знак при указании географических названий. В РАН считают, что в проекте новых правил «полностью отсутствует научный аппарат». В Минпросвещения в очередной раз пообещали учесть мнения экспертов. Члены орфографической комиссии РАН разместили в социальных сетях открытое письмо к Минпросвещения с просьбой отозвать проект.
Мало того, разрушена логика правил, что приводит к неправильным написаниям, "например, придется писать "проэкт". Максим Кронгауз: Главное, что меня расстраивает: непонятно, кто автор этого текста. В министерстве нет достаточного количества специалистов, которые могли бы сделать такую работу. Текст без авторов? На мой взгляд, это снимает ответственность за дело.
Сам проект представлен очень небрежно: он не может в этой редакции функционировать. А мы говорим о правилах, которые должны использоваться всеми. Так вот в том виде, с которым мы познакомились, это будет делать затруднительно. В тексте нет оглавления, он не разделен на параграфы, отсутствуют и ссылки - читатель должен сам разбираться, какое именно общее правило имеется в виду, как найти его и посмотреть формулировку. Предисловие, с моей точки зрения, тоже написано наспех.
В такого уровня документах, должно быть серьезное научное предисловие, которое представляет собрание правил: почему оно создано, зачем… Этого ничего нет. Максим Анисимович, проект повторяет сборник правил Лопатина? Максим Кронгауз: Да, обсуждая это с коллегами, мы пришли к выводу, что чрезвычайно похоже на то.
Андрей Поляков. Орфографический минимум
Школьник должен сразу указать дату, когда собирается проходить тестирование. Примерная форма заявления о записи на ОГЭ. Напротив предмета участник экзамена выбирает период сдачи ОГЭ проходит в три этапа: досрочный, основной и дополнительный. После каждого оставляют резервные дни для тех, кто пропустил тестирование по болезни или у кого совпали даты двух экзаменов.
Сложность произношения слов русского языка заключается в разноместности и подвижности ударных слогов. Ударным может быть любой слог, а в некоторых случаях ударение смещается при образовании грамматических форм. Филологи считают, что в современной системе образования уделяется очень мало внимания орфоэпическим нормам и постановке у школьников грамотно устной речи. На смену устным ответам пришло тестирование, личное общение перешло в мессенджеры и чаты, в русском языке появилось множество заимствованных слов, дети предпочитают просмотры видео чтению книг. В результате таких изменений педагоги отмечают, что количество допускаемых школьниками орфоэпических ошибок очень велико, и если не помогать детям избавляться от них на раннем этапе обучения, неправильное произношение закрепляется, формируя неграмотную речь.
В целях борьбы с неправильным произношением сегодня: в учебниках принята практика обозначения ударных слогов; на уроках детей знакомят с орфоэпическими словарями и учат их использовать; педагогам рекомендовано обращать особое внимание на соблюдение орфоэпических норм в устных ответах учащихся; на Единый государственный экзамен вынесено задание, проверяющее уровень знаний в области орфоэпии. Формулировка вопроса будет следующей. Оценивается задание всего в 1 первичный балл, но иногда именно этого балла может не хватить для желаемого поступления, поэтому игнорировать подготовку к орфоэпическому вопросу КИМа точно не стоит. Также не стоит надеяться на интуитивно правильную постановку ударения, ведь в русском языке есть достаточно много сложных слов, правильность звучания которых можно узнать, только заглянув в орфоэпический словарик.
По словам главного редактора портала «Грамота. При том, что лингвисты продолжают и будут продолжать вести работу над полным академическим описанием правил русской орфографии и пунктуации, которое предполагается в электронном виде.
Это дело не совсем отдаленного, но будущего», — подчеркнул эксперт в беседе с «Газетой. Пахомов добавил, что лингвисты не предлагают какие-либо орфографические реформы, отмены существующих правил, устранения действующих языковых исключений. Речь идет о более подробных правилах, более точных формулировках и о том, что эти правила описывают, в том числе, новые слова и типы слов, которые появились в последние годы и десятилетия», — пояснил эксперт. Авторы документа отмечают, что новый свод правил, конечно же, не сможет охватить все без исключения случаи написания слов. Особенно с учетом постоянного обновления языка. В особо сложных случаях в Минпросвещения советуют обращаться к актуальному орфографическому словарю.
С учетом всех имеющихся замечаний авторы намерены доработать новые правила русского языка к концу 2021 года.
В форме им. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией. Всегда безударен конечный гласный окончаний им. Имена существительные на -анин -янин , а также слова барин, боярин, цыган в им. В окончании тв.
Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний. Существительные с увеличительным суффиксом -ищ- муж. Существительные жен. Слова на -ище муж. Существительные с суффиксом -ишк- оканчиваются в им. Такие же окончания имеют существительные с ласкательным безударным суффиксом -ушк- -юшк- : ср.
В словах сред. В существительных с суффиксом -л- в им. Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия Существительные с неодносложной основой муж. При наличии вариантов на -ие и -ье, -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - -е: ср. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на -ие в предл.
Пишутся: в отношении кого-чего-н. Так же пишется наречие впоследствии. Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в во и на с существительными на -ие в вин. Пишутся: в заключение чего-н. Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце включающие форму вин.
Русские и образованные по образцу русских фамилии на -ин -ын и на -ов -ев имеют в тв. Названия городов на -ов -ев и -ин имеют в тв. Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. В названиях населенных пунктов и территорий на -ово -ево и -ино -ыно в формах тв. Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу: неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.
В формах настоящего-будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. В формах 2-го и 3-го лица ед. Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр. В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково как в приведенных парах либо возможно их смешение в некоторых формах 3-го лица мн. Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива неопределенной форме глагола. Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива -ть - гласная и, то глагол относится ко II спряжению, напр.
Глаголы с инфинитивом не на -ить относятся к I спряжению, напр. Поэтому, напр. Исключения: 1 одиннадцать глаголов не на -ить с гласными е и а перед - ть , относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать; 2 три глагола на -ить, относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться. Следует писать: вертишь, зависит, слышат, но бреешь, зиждется, зыблются и т. Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом постфиксом -ся -сь , которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без -ся -сь , напр. При спряжении глагола стелить и всех производных от него глаголов используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.
Глагол хотеть и все производные от него глаголы имеет в ед. Гласные в инфинитиве неопределенной форме перед -ть Вводные замечания. Гласный перед суффиксом инфинитива неопределенной формы -ть может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Усекаемыми являются основы глаголов, в которых гласный, находящийся в инфинитиве перед -ть, отсутствует в формах настоящего-будущего времени, напр. Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых этот гласный в формах настоящего-будущего времени сохраняется, напр.
Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом -ть инфинитива определяется следующим правилом: - после мягких парных согласных т. Исключения: глаголы с усекаемой основой видеть, зависеть, ненавидеть и обидеть ср. Исключение: глагол слышать с усекаемой основой ср. Буква и пишется после гласного о, напр. Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я, а пишется и. Безударные частицы не и ни Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни.
Кто бы он ним был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не - отрицание. Отрицательная частица может относиться к любому самостоятельному слову в предложении, напр. Он не купил книгу.
Он купил не книгу. Он купил не эту книгу. Он купил эту книгу не в магазине. Он купил эту книгу не сегодня. Основная функция частицы ни - усиление отрицания. Поэтому она употребляется в предложениях с отрицательным сказуемым, т.
Одиночная частица ни выступает перед словами один и реже единый, которые могут быть и подразумеваемыми, напр. Ни на одном из этих решений они не остановились. Ни одна из этих книг ему не нужна. За весь день он не произнес ни одного слова. В ответ он не сказал ни единого слова. В последних двух случаях слова один, единый могут быть опущены.
Он не издал ни звука. Они не встретили ни души. В этих предложениях можно подставить слова один, единый. Отрицательное сказуемое нет в предложениях с одиночной частицей ни может опускаться, напр. В доме ни души. У нас ни клочка бумаги.
С ним не переписывались ни брат, ни сестра, ни родители. В этом бесплодном лесу нет ни ягод, ни грибов, ни цветов. Сказуемые нет, нельзя могут отсутствовать, напр. Ни шороха, ни звука, ни движенья Инбер. Условия оказались ужасные: ни помыться, ни постирать, ни даже чаю горячего напиться. Существуют особые конструкции с частицами не и ни.
Конструкцию с глаголом мочь и двойным отрицанием следует отличать от конструкции с глаголом мочь с предшествующим не и повторяющимся усилительным ни. В первом предложении каждой пары утверждается, что соответствующее действие производится; в каждом втором констатируется невозможность производить эти действия. И частица не, и частица ни могут входить в конструкции с местоименными словами кто, что в разных падежах , как, где, куда, откуда и т. Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Как не любить родной Москвы! Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался! Такие предложения - по форме отрицательные - по содержанию всегда содержат утверждение. Кто не знал этого человека! Как ни жаль, а придётся от этого отказаться.
Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие. Кого ни спрашивали, никто не знает. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало посл. Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить Пушкин. Где бы он ни работал, его всюду ценили.
Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая! Когда бы к нему ни пришли, он всегда занят. Сколько ни ищи в этом деле виновника, всё равно не найдёшь. Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как и т. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе - отрицательное. И частица не, и частица ни входят в состав ряда устойчивых сочетаний.
Примеры: Подожди, пока не кончится передача. Прекрати, не то я закричу! Погода неприятная: идет не то дождь, не то снег. Он не только поэт, но и композитор. Отношения между ними не то что не дружеские, а враждебные. Он не то что на десять минут, а и на час опоздает.
Он не то чтобы груб, а несколько вспыльчив. Она не так чтобы злая, а равнодушная. Частица не входит в состав сочетаний, близких по значению к частицам: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как. Частицей не начинаются многие устойчивые сочетания, в том числе включающие предложные конструкции существительных: не ахти как, какой , не бог весть кто, что, какой и т. Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори. Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб ногой , ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что ставить , ни гроша, ни гугу, ни за грош погибнуть, пропасть , ни за понюх табаку погибнуть, пропасть , ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту не годится , ни на волос, ни на грош, кто, что, какой ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем остаться , ни фига, ни черта, ни шагу восклицание , ни шиша.
Передача на письме согласных звуков 2. Глухие и звонкие согласные Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с и соответствующие мягкие , к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з и соответствующие мягкие , г, ж перед парными же звонкими согласными кроме в. Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова том же корне, приставке, суффиксе проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в и соответствующими мягкими , а также перед j на письме - перед разделительными ъ и ь. Например, согласные в корнях и суффиксах: - на конце слова: дуб ср.
Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать ся , отверзнуть ся и разверзать ся , разверзнуть ся. В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к хотя абстрагировать, реагировать, корригировать , в слове транскрипция пишется п хотя транскрибировать ; в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике латинском. Согласные в приставках перед глухим или парным звонким согласным, кроме в : входить, вбивать ср. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр. Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс.
Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш ий , -вши, -в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав; буква ж - в суффиксе наречий -жды: дважды, единожды, четырежды; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать. Буква в пишется на конце форм род. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв: - в русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд ь ; пишутся: мозг мозга , лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т.
В начале корней пишутся зг, зд: ни зги не видно , здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный; - на конце основ преобладают буквосочетания ск, ст ь ; пишутся: пуск пуска , поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск, прилагательные с суффиксом -ск- царский, приморский, заводской ; хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть, слова с суффиксами -ист гитарист, футболист , -ость смелость, жадность , -ист ый холмистый, прерывистый , -аст ый глазастый, зубастый. То же сочетание ст - в суффиксах -ств о богатство, колдовство, казачество , -ственн ый женственный , -ствова ть злобствовать, бодрствовать , в приставке пост- постмодернизм, постсоветский , в окончании -ст даст, надоест. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, напр. Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- роз- , через- чрез- пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ , в них пишется буква с, а в остальных случаях - буква з, напр. Буква й Буква й пишется для передачи звука [j] "йот" после гласных в середине и на конце слова или перед согласными, напр. Перед гласной буква й пишется только в следующих случаях: - если буквой й кончается первая часть сложносокращенного слова, а вторая начинается с гласной, напр.
Непроизносимые согласные В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств - начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр. В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр. Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр. В прилагательных с тем же суффиксом, образованных от слов с основой на ст, эта основа целиком сохраняется, т. В глаголах с суффиксом -ствова ть , образованных от основ на ст, пишется только одно ст: фашиствовать от фашист , фашиствующий, анархиствующий.
Буквенные сочетания тс также тьс , дс, тц, дц пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на с или ц, напр. От прилагательных на -тский и -дский следует отличать прилагательные на цкий. Слова на -цкий образуются от основ на ц, к и ч, причем согласные к и ч чередуются с ц, а первый согласный суффикса -ск- фонетически поглощается предшествующим ц, и это передается на письме сочетанием цк, напр. Буквенные сочетания тч, дч в том числе стч, здч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр. При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных т и д не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся в соответствии с произношением -чик, -чин а : ср. Это не относится, однако, к словам, где согласной т или д предшествуют н, ль, р, й; в них пишутся в соответствии с произношением -щик, -щин а , напр.
Буквосочетания дщ, тщ встречаются также на стыке приставки и корня, напр. Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр. Так же пишутся слова с сочетанием тч в корне: ветчина, потчевать, притча но поручик. Двойная согласная ч встречается на письме только в заимствованных словах, в том числе в собственных именах, напр. Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр.
При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных с, з, ж не пишутся суффиксы -щик, -щин а , а пишутся -чик, -чин а : ср. Буквосочетание сщ встречается только на стыке приставки и корня, напр. Буквенные сочетания сш, сж, зш, зж пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласную с или з, а последующая начинается на ш или ж, напр. Сочетание зс пишется на стыке корня с суффиксом -ск- в таких словах, как, напр. Буквенные сочетания жс, шс, чс, щс пишутся в соответствии с произношением на стыке корня с суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от собственных имен личных и географических , а также от этнических наименований, напр. Однако в других суффиксальных прилагательных на -ский, образованных от нарицательных существительных, после шипящих согласных пишется в соответствии с произношением -еск-, напр.
Буквы ч и ш перед н и т В словах, образованных от основ на ч, к, ц, перед суффиксами, начинающимися с согласной н суффиксами -н-, -ник, -ниц- , пишется буква ч, которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч, напр.
О проекте новых правил орфографии
Учителя 5 классов могут легко увидеть необходимый минимум слов, изучаемых детьми в 1-4 классах и в адаптационный период проводить разные виды диктантов. Во-первых, необходим орфографический минимум, которым должны овладеть выпускники средних школ, — чтобы на экзаменах не могли проверять знание орфографических норм. это то, что должен знать каждый ученик для успешной сдачи экзаменов, которая, в свою очередь, позволяет молодым людям поступать в колледжи. Во-первых, необходим орфографический минимум, которым должны овладеть выпускники средних школ,— чтобы на экзаменах не могли проверять знание орфографических норм.