Согласно заключению экспертов Збарский не отразил роль Сталина во время Октябрьской революции, умалил значение бальзамирования тела Ленина описанием способов. Бальзамирование останков началось в конце марта 1924 года.
Почему не хоронят Ленина: отвечает профессиональный историк
Тогда они подали идею руководству страны о том, чтобы подвергнуть его тело бальзамированию. В 2011 году был проведен опрос, результат которого показал, что 43 % опрошенных посчитали, что бальзамирование Ленина противоречит всем православным и нравственным ценностям. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. «СП»: Внутренности при бальзамировании удаляют всегда.
Прощание затянулось или любовь к трупам. Критический взгляд на Мавзолей Ленина
Работы по бальзамированию начались 26 марта, спустя два месяца после смерти Ленина. ленин бальзамирование тело мавзолей история отвратительные мужики disgusting men. Несколько лет ведутся жаркие дискуссии — похоронить Ленина или нет.
Как сохранили тело вождя
- Почему не хоронят Ленина: отвечает профессиональный историк
- Учёные рассказали, как удалось сохранить тело Ленина на век / ИА REX
- Учёные рассказали, как удалось сохранить тело Ленина на век
- Зачем хранят тело Ленина? | MAXIM
Что было после смерти Ленина?
- Тайны мавзолея Ленина: 10 фактов о том, как поддерживают тело Владимира Ильича - Roomidea
- Идея обуха завоёвывает массы
- Уникальная мумия: что осталось от тела Ленина - Политика -
- Назван срок годности тела Ленина
- Что Ленин говорил о своем захоронении: пожелания вождя
Главархив рассказал о руководителе бальзамирования тела Ленина Борисе Збарском
В частности, основываясь на их методиках, бальзамировали тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Георгия Димитрова и других ближайших к нам коммунистических лидеров. Многие не знают, что в истории было целых три ленинских мавзолея, и два первых — из дерева. Почему первоначально такое важное сооружение строили из столь непрочного материала? Создателем всех трех мавзолеев был архитектор Алексей Викторович Щусев. Поэтому прикасаться к нему нельзя! Сейчас его на праздники закрывают какими-то тряпками… Смешно, но что поделаешь!
Причем даже сегодня находятся те, кто уверяет, будто Ленина подменили на другого человека или вообще на восковую фигуру. Что вы думаете об этом? В этом не было необходимости: я знаю, что в институте, который занимался хранением тела Ленина, в совершенно аналогичных условиях, в лаборатории, точно так же хранилось тело какого-то случайного человека. Ученые на нем проверяли, все ли хорошо: раз это тело лежит — значит, и там все в порядке. Когда Ленина похоронили, он был одет в военный френч защитного цвета и на груди у него был орден Красного Знамени, которым его наградили в свое время.
А потом его вывозили в эвакуацию в Тюмень когда началась Великая Отечественная война, тело Ленина было решено эвакуировать из Мавзолея на Красной площади, куда его вернули только в 1945 году.
Мы встречаем такие случаи сейчас... Простой работы с прошлым здесь не может быть. В некотором отношении мы все внучата Ильича. У нас такая наследственность. С ней надо работать. Менять себя потихонечку. Сбросить все статуи Ленина — на мой взгляд, это инфантильная компенсация». Кирилл Савушкин Хотелось бы добавить к сказанному автором этой статьи : Нахождение Ленина — творца и основоположника социализма в мавзолее оправданно было во времена СССР , символом которого он и являлся. Однако сейчас, когда его бредовые идеи о торжестве мировой революции и социализма рухнули и СССР развалился как карточный домик, какой смысл держать его там.
Это тогда он был живее всех живых, а теперь он мертвее всех мёртвых! Если бы Ленин знал , что теперь творится с его социалистическим государством , в котором он намеревался даже христианскую религию полностью заменить ленинской , то ,несомненно , сам бы зарылся как можно глубже в землю , чтобы не быть свидетелем своего позора и краха своих утопических идей. Пожалуй , ни в одной стране мира не было такого факта , чтобы агент иностранных спецслужб покоился в Мавзолее с такими почестями. Кроме того, в мавзолее лежит генетически неполноценный изувер , поскольку дед Ленина по отцовской линии был женат на собственной дочери и именно в результате кровосмешения на свет появился отец Ленина , Илья. Безусловно, это не могло не сказаться на психику вождя мирового пролетариата в этом отношении поучительна книга Василия Варга «Гений зла», в которой можно найти много подобных интересных фактов про кровавых вождей революции. Немаловажно также, что жестокому вдохновителю уничтожения российской царской династии не место не только в мавзолее, но и в российской земле, которую он так люто ненавидел известно, что Ленин не доверял и боялся русских и именно поэтому его охраняли латыши, финны и т. Этот подлый изувер даже не позволил по-человечески и по-христиански придать земле останки царя-батюшки и его семьи, как это , например, сделали в свое время после убийства Карла I и Людовика XVI их восставшие поданные в Англии и во Франции. Что же касается российской истории, то она не изменится вне зависимости от того, где будет покоиться пролетарский вождь , руки которого были запятнаны кровью миллионов соотечественников и грехи которого вряд ли когда-то искупятся!
Но последний много раз отмечал, что рецепт бальзамирующей жидкости — не его изобретение. Специалисты применили способ бальзамирования ученого Николая Мельникова-Разведенкова, работавшего на кафедре Сеченовского университета в конце XIX века. Збарский и Воробьев только модифицировали его способ и забальзамировали целое тело Ленина, а не отдельные органы, как делалось до этого. В музее кафедры Сеченовского университета все еще хранятся препараты, изготовленные Мельниковым-Разведенковым. Она высоко оценила результаты работы Бориса Збарского и Владимира Воробьева. Было признано, что у специалистов получилось бальзамировать тело вождя и добиться существенного улучшения его состояния, сохранив при этом объем, форму и все клеточные и тканевые структуры. Далее на протяжении десятилетий по решению советских властей постоянно создавались комиссии, оценивавшие состояние тела вождя и модифицировавшие способы бальзамирования. В частности, в 1934 году специалисты признали, что "результаты сохранения тела В. Ленина представляют собой научное достижение мирового значения".
Забальзамированное таким способом тело может сохраняться в течение 10 лет». И обычные бальзамировщики, и сотрудники «ленинской лаборатории» сталкиваются с общими проблемами, объясняет Блэк. Тело необходимо предохранить от высыхания, чтобы оно не мумифицировалось. Если чрезмерно использовать формалин, ткани тела могут приобрести цвет «консервированного тунца», и по этой причине бальзамировщики применяют в своей работе красители, чтобы покойник имел здоровый розовый цвет. Сотрудники похоронных бюро также используют косметику, гримируя умершего для прощания. Но сохраненное в формалине тело со временем обесцвечивается, теряет эластичность и становится хрупким. В современном альтернативном методе Тиля сочетаются различные смеси жидкостей включающие нитратные соли для сохранения естественного цвета, упругости и гибкости тканей. Такой метод чаще всего применяется в медицинском образовании. Еще есть метод пластинации, популяризованный выставками Body Worlds, которые передвигаются по всему миру. Тело погружают в ледяной ацетон. Когда в результате диффузии вода в тканях заменится ацетоном, тело погружают в биополимер. Ацетон откачивается, и его место в тканях заполняется силиконом. Получаются твердые статичные скульптуры, застывшие во времени. Таких современных методик у «ленинской лаборатории» не было. Но пластинация была бы неприемлема в любом случае, потому что сохраняемое тело становится жестким, как бы одеревеневшим. Чтобы сохранять тело Ленина в надлежащем состоянии, сотрудникам приходится регулярно осуществлять проверку и анализ с заменой бальзамирующего раствора, а иногда даже заменять отдельные части, пристально следя за деталями.
Мумия Ленина: уход за телом. Обслуживание мавзолея Ленина
Какие тайны скрывает мавзолей Ленина | Музей Мировой Погребальной Культуры | Где находится тело Ленина и как его удалось сохранить на сто лет: секрет метода бальзамирования, разработанного российскими учеными. |
Тайны мавзолея Ленина: 10 фактов о том, как поддерживают тело Владимира Ильича - Roomidea | Параллельно с бальзамированием на Красной площади начали возводить деревянный мавзолей по проекту архитектора Алексея Щусева. |
Какие тайны скрывает мавзолей Ленина | Музей Мировой Погребальной Культуры | Тем не менее, в первой части, предполагаемого триптиха, ключевой будет тема — Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»? |
История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева
Представитель ФСО раскрыл тайны Мавзолея: почему Ленина не перезахоронят - МК | На встрече с Дзержинским проф. Збарский доложил о критическом состоянии тела, и Феликс отказался от замораживания в пользу химического бальзамирования. |
Мумия Ленина: уход за телом. Обслуживание мавзолея Ленина | Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался. |
Дело и тело Ленина: Ильич вернулся в Питер. Частично…
А уже 25 января Президиум Центрального исполнительного комитета ЦИК СССР постановил: тело Ленина земле не предавать, а забальзамировать и поместить «на сохранение в склеп» у Кремлёвской стены слово «мавзолей» тогда ещё не использовали. Значит, решение о мумификации вождя было принято в течение этих четырёх суток — между 21 и 25 января. Что же произошло за эти дни? Идея обуха завоёвывает массы Предложение забальзамировать тело Ленина, как ни странно, звучало ещё до того, как Ленин умер. И эта идея быстро обрела много сторонников и в политбюро, и среди простых большевиков. Правда, первое время члены только что организованной комиссии по организации похорон Ленина рассматривали по инерции план традиционного захоронения на Красной площади, рядом с могилой Свердлова.
Но идея Обуха, ушедшая уже к тому времени «в народ» в большевистские низы , быстро набирала популярность. Транспортировка тела Ленина, 1924 г. Wikimedia Commons В комиссию посыпались петиции от трудящихся с просьбой «сохранить тело гения революции для потомков». Власти оперативно отреагировали на настроения трудящихся, и уже 23 января стал рассматриваться вопрос именно бальзамирования и помещения в общественно доступный склеп мавзолей. Ленин предпочёл бы крематорий?
Мнения большевистской верхушки по этому поводу разделились.
Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать». Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений». Похороны Сталина, 1953 год. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин.
В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа. Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его. Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.
Великий легитиматор В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно — просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — уникального политического института. Ленин в мавзолее. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.
Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным — погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.
Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело — всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно — как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца. Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента.
Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.
Как склеп стал трибуной 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильина Ленина», так как первое бальзамирование не могло долго сохранять тело вождя. Медики Владимир Воробьёв и Борис Збарский предложили способ долговременного бальзамирования. Чтобы осуществить повторную обработку тела, Мавзолей закрыли 26 марта 1924 года. Новое бальзамирование было рассчитано на сохранение трупа в течение десятилетий о столетиях речь уже не шла — было понятно, что это нереально! Одновременно с повторным бальзамированием происходило сооружение нового тоже пока что деревянного Мавзолея — более монументального и представительного. Новую стройку доверили всё тому же Алексею Щусеву.
Он сохранил пирамидальный характер сооружения, но наделил его дополнительной функцией — служить трибуной руководителям партии и правительства. Новый — второй по счёту — Мавзолей открылся 1 августа 1924 года. С тех пор и до конца советской власти партийные боссы будут приветствовать праздничные народные массы именно с трибуны Мавзолея. Ну и, наконец, третий, уже привычный нам, гранитный Мавзолей, был построен в 1930 году. Создателем его выступил — уже по традиции — всё тот же Алексей Щусев. Льстецы называли правителя: «Сталин — это Ленин сегодня». Ну а если Сталин равен Ленину, то и покоиться они должны вместе — решили в политбюро.
И тело генсека было забальзамировано и помещено в Мавзолей рядом с телом Ленина. Само сооружение стало называться «Мавзолеем Ленина-Сталина». Сложилась парадоксальная ситуация. На идеологическом уровне Сталина вывели из сонма богов, приравняли к простым смертным и объявили чуть ли не еретиком.
Однако, трудно сопоставить с чем-либо многолетний российский эксперимент по бальзамированию останков первого революционера и основателя СССР Владимира Ленина. Деяния при жизни и посмертный культ личности вызывают у людей разную реакцию.
Но мероприятия, предпринимаемые по сохранности тела Ильича можно уверенно отнести к уникальной научной деятельности. Столетняя работа над технологиями сохранения тела вождя Ответственность возложена на шестерых хирургов, анатомов и биохимиков Учебно-методического центра биомедицинских технологий в Москве. В процессе работы российские учёные оказались создателями «квазибиологической» науки бальзамирования. Разработанная методика направлена на сохранение физических параметров, включающих внешний вид, вес, оттенок и упругость кожи, гибкость рук и ног. Задач по сохранению исходного состава биологических материалов не стояло. Сразу после смерти академик А.
Абрикосов провёл стандартную процедуру, которая применяется к останкам для продления возможности попрощаться с покойным. Они вынули внутренние органы, включая ленинский мозг, и по его состоянию установили основное заболевание Владимира Ильича. По мнению специалистов, кончину спровоцировал давний склероз сосудов вследствие усиленной интеллектуальной деятельности и генетической предрасположенности. Причины размягчения мозга Сплетни и легенды всегда сопровождают жизнь и смерть известных людей. Ленин тоже не избежал этого. Часто можно было услышать от разных людей, что инсульт был спровоцирован огнестрельным ранением при покушении на Ильича в 1918 году.
Вынести нельзя оставить. Почему не хоронят Ленина — и надо ли?
После смерти Владимира Ульянова-Ленина впервые в истории Российской империи и СССР была проведена процедура бальзамирования тела с сохранением его объемов, форм и. В 1947 году технику бальзамирования испытывали над обычным бомжом, труп которого нашли на вокзале. После чего была осуществлена проверка еженедельником “Власть, благодаря которой пришли к выводу, что в результате вскрытия и бальзамирования тела от В.И. Ленина осталось 23%.
Вечная память: какие страны в XX веке переняли традицию бальзамирования
Дело и тело Ленина: Ильич вернулся в Питер. Частично… | Почему Ленина не похоронили: причины ранней смерти основателя «Советской империи» + истоки бальзамирования «вождя народов» + как сохраняют тело Ленина + история. |
Почему не хоронят Ленина: отвечает профессиональный историк | Надежда Крупская, супруга и одна из ближайших сподвижников Ленина, испытывала смешанные чувства в отношении бальзамирования. |
Бальзамирование тела Ленина
Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.
Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина. Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось.
Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ.
Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.
Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма. С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни. В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли.
В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина.
На следующий день она опубликовала в «Правде» «завуалированный протест»[516]. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Бонч-Бруевич также замечает, что «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича»[518]. Крупская не смогла заставить распорядителей отказаться от их намерения, однако продолжала молча выказывать недовольство: она ни разу не посетила Мавзолей и не присутствовала на его трибуне во время революционных праздников. В изданных работах Крупской, посвященных Ленину, не содержится ни одного упоминания останков, хранящихся в Мавзолее[519].
С ними был согласен Бонч-Бруевич, член Комиссии по организации похорон, ответственный за построение гробницы; он был убежден, что Ленин решительно возражал бы против подобного обращения со своим и чьим бы то ни было телом. Ленин, говорил Бонч-Бруевич, высказался бы в пользу самых простых похорон или кремации; он не единожды замечал, что необходимо построить в России крематории[520]. Видимо, по этой причине нарком здравоохранения Семашко настаивал на кремации останков Ленина. Согласно свидетельству, за день до похорон Семашко говорил, что тело следует кремировать, а для этого его следует беречь от тления, пока не будет сооружен крематорий. Он добавил, что «считает своевременной и необходимой идею введения кремации в России вообще»[521]. Однако, по словам Бонч-Бруевича, идея набальзамировать останки Ленина и выставить их на постоянное всеобщее обозрение «быстро охватила всех, была всеми одобрена»[522]. Бонч-Бруевич был неправ, утверждая, что кроме него самого и семейства Ленина у идеи бальзамирования нет противников. На заседании Политбюро осенью 1923 г. Троцкий, Каменев и Бухарин также высказались против мумификации. После смерти Ленина никто из них не заявил публично о несогласии с намерением набальзамировать тело вождя.
Однако Бухарин нашел возможность осудить подобное обращение с останками Ленина. Этому предмету «Правда» посвятила значительно меньше публикаций, чем «Известия»; соответствующие статьи объемом значительно уступали известинским и не попадали на первые полосы. Но 30 января все три крупнейшие газеты опубликовали пространную статью Зиновьева, посвященную траурным дням, где автор высказывался в пользу бальзамирования: «Как хорошо, что решили хоронить Ильича в склепе! Как хорошо, что мы вовремя догадались это сделать! Зарыть в землю тело Ильича — это было бы слишком уж непереносимо»[523]. Каким образом партийные руководители приняли соответствующее решение, навсегда осталось тайной: власти не обнародовали протоколов совещаний, которые обрекли Ленина на уникальную по тем временам участь. Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г. Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы.
Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила. В решении превратить гробницу Ленина в святыню главную роль сыграли политические соображения. Но благодаря чему эта идея возникла?
Во время Первой мировой войны Борис Збарский успешно организовал производство формалина для нужд армии. В 1915 году он разработал и наладил впервые в России заводской способ производства наркозного хлороформа.
После Октябрьской революции Борис Збарский работал в области химической промышленности и здравоохранения, занимался вопросами организации науки. Тогда же он предложил антисептический препарат бактерицид, который применяли для бальзамирования. В 1924 году Збарский стал совместно с Владимиром Воробьевым руководителем бальзамирования тела Владимира Ленина. Спустя десять лет было отмечено, что «результаты сохранения тела Ленина представляют собой научное достижение мирового значения», были признаны и исключительные заслуги профессоров Збарского и Воробьева. После смерти последнего в 1937 году все работы по наблюдению за телом вождя пролетариата легли на Бориса Збарского.
Wikimedia Commons В комиссию посыпались петиции от трудящихся с просьбой «сохранить тело гения революции для потомков». Власти оперативно отреагировали на настроения трудящихся, и уже 23 января стал рассматриваться вопрос именно бальзамирования и помещения в общественно доступный склеп мавзолей. Ленин предпочёл бы крематорий? Мнения большевистской верхушки по этому поводу разделились. Против, разумеется, родные и близкие Ленина те старые большевики, которые были дружны с Лениным как с человеком, а не как с «символом революции». Мнение несогласных хорошо высказал Владимир Бонч-Бруевич: «Я подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому, и высказался отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против такого обращения с собой: он всегда высказывался за обыкновенное захоронение или за сожжение, нередко говоря, что необходимо и у нас построить крематорий». Караул у временного мавзолея, 1924 г. Wikimedia Commons Надежда Крупская, вдова Ленина, позднее писала: «Когда у наших возник проект похоронить Владимира Ильича в мавзолее, я ужасно возмутилась — его надо было похоронить с товарищами, вместе под Красной стеной пусть лежат…» Против высказался и Лев Троцкий. Он считал, что такое отношение к телу покойного больше подходит для древних религиозных культов, а не для победившей революции. Исаак Бродский, 1924 г. Wikimedia Commons «Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет», — вторили путиловцам рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы.
Тайна Мавзолея оказалась страшной: почему Ленина никак не захоронят
Работы по бальзамированию начались 26 марта, спустя два месяца после смерти Ленина. Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Где находится тело Ленина и как его удалось сохранить на сто лет: секрет метода бальзамирования, разработанного российскими учеными.
Операция «Мавзолей»
Общество в России не готово осознать, что создатель СССР Владимир Ульянов-Ленин на момент прихода к власти был человеком с больным мозгом. Тогда же появилась идея сохранить тело Ленина нетленным с помощью бальзамирования как символ международного коммунистического движения. "Технология бальзамирования Ким Ир Сена разработана в СССР и применялась для бальзамирования Ленина. Позднее были изучены эти письма, и выяснилось, что про бальзамирование и длительное сохранение тела Ленина там не было ни слова. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался. В 2011 году был проведен опрос, результат которого показал, что 43 % опрошенных посчитали, что бальзамирование Ленина противоречит всем православным и нравственным ценностям.