В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!».
Кутья да мед душе надежду дает
Совсем нет мяса, сдобы. Многие кафе профильные, работают только на организацию поминок, есть также и обычные кафе, которые предоставляют зал без посторонних, со своим алкоголем. У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам - мы подготовили данную статью. Кутью из пшена, риса подают первой. Обрядовая каша символизирует вечность и возрождение. Как зёрна прорастают, когда попадают в землю, так и покойный обретает новую жизнь в загробном мире. В память о родном человеке кашу, часто сдобренную сухофруктами, вкушают по ложечке.
Традиционная кутья — сваренные рисовые или пшеничные зерна, заправленные медом, орехами, изюмом. Съесть ложку кутьи на поминках должен каждый гость перед трапезой. Рис с изюмом ставится на столы в нескольких небольших пиалах. В постные дни на первое подают овощные супы, на второе предлагают гостям грибные пироги и кулебяки, картофель, вареники. На третье — компот или кисель, постные печенья, фрукты и ягоды. Алкоголь на поминках Православная церковь категорически не приветствует спиртное на поминальных столах, тем не менее водка или вино на поминальных обедах присутствуют. Это связано со многими причинами. Алкоголь в небольших количествах помогает близким снять нервное напряжение, накопившееся за время трагических событий и организационных похоронных хлопот.
Родственники также считают своим долгом поднести по стопке людям, которые выполняли тяжелые обязанности несли гроб, мыли или переносили покойного, рыли могилу и т. Обрядовое угощение вином в память об умершем — отголоски языческой тризны. Если на поминальном столе присутствует алкоголь, важно, чтобы его количество было умеренным. Обычно гостям подают небольшие стаканчики и наливают в них не более трех раз при смене блюд. Каждый, кто хочет сказать добрые слова об ушедшем в мир иной, может предложить помянуть покойного. Выпивая «за упокой», люди за столом стаканчиками не чокаются. Посуда и столовые приборы Посуда на поминапольной трапезе не должна быть вычурной, разноцветной и богатой. В сервировке необходима разумная скромность: однотонные тарелки, прозрачное стекло бокалов и ваз, аккуратные салфетки.
Распространенное суеверие относительно того, что нельзя на поминках есть вилкой, прочно укоренилось в народе.
Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей.
А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста.
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы.
Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения.
Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших».
Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи.
Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам.
Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом. Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего?
Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день.
Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни. Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином».
После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму. Молитва о новопреставленном усопшем.
Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего.
Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи!
Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память.
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.
Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя.
Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости.
Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене.
Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.
Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю!
Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию.
Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей.
Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.
Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом».
Простой и строгий стол требует простых и питательных блюд, которые помогут подкрепить силы скорбящих. Традиционные поминальные блюда Продукты для поминального стола тщательно отбираются. Они должны быть свежими и качественными. В этом выражается любовь близких к покойному, так как все поминальные блюда — это милостыня, подаваемая о упокоении его души. Приготовление блюд должно быть необременительным, особенно при самостоятельном приготовлении трапезы. Поэтому выбирайте простые привычные рецепты. В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние. Кутья Кутья — это блюдо, сваренное из цельных зёрен пшеницы или риса, приправленное сахаром либо мёдом, иногда смешанное с изюмом, черносливом или яблоками. Зёрна служат символом воскресения, а мёд или изюм — сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном.
Кутья освящается в храме во время панихиды и только после этого ставится на поминальный стол. Блины Блины — традиционное русское поминальное блюдо. Их могут подавать просто со сливочным маслом или закусками — например, с мёдом, со сметаной, икрой или семгой, в зависимости от достатка и вкусов семьи. При этом, поминки — скромная трапеза, блины готовятся из расчета: 1-2 блина на каждого пришедшего. Кисель Кисель завершает поминальную трапезу. Он бывает двух видов — кислый зерновой и сладкий фруктово-ягодный. Кислый зерновой кисель является традиционным поминальным блюдом. Овсяный, ржаной или пшеничный кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком. Сладкий фруктово-ягодный кисель — это напиток, который тоже можно подать на поминки.
Напитки Алкоголь на поминках неуместен. Иногда даже сильно напиваются. Что об этом говорит Православная Церковь? Поминки — это милостыня, которую мы раздаём людям за усопшего. То есть ту милостыню, которую он не успел сделать при жизни. В своей жизни мы должны принимать людей в своём доме, кормить, делать добрые дела. Но жизнь заканчивается, и чтобы увеличить количество добрых дел, которые не успели сделать наши ближние, мы делаем это вместо них. Есть ли какая-то милостыня в том, чтобы кому-то налить водку? Если ты дал нуждающемуся человеку кусок хлеба или деньги, или покормил его — это милостыня. Водка — это не милостыня.
Спиртные напитки — это абсолютно лишнее на поминках.
Как поминать умерших
Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности. Кутья из риса с медом и изюмом поминальная: рецепт приготовления пошагово. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон.
Кутья поминальная
После ухода человека наше благоговейное отношение к его телу и забота о достойном погребении усопшего — это проявление любви к нему и его душе. Ведь тело было храмом для души, и в конце времен оно воскреснет, снова восстанет из праха. Поэтому после смерти близкие усопшего совершают омовение его тела с молитвой «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это действо символизирует очищение от грехов. Затем человека облекают в чистую одежду, надевают на шею нательный крест и крестообразно укладывают на груди руки. Затем усопшего помещают во гроб, накрывают погребальным покрывалом с изображением креста, вкладывают в руки крест. Существует традиция также класть в руки умершего или на его грудь иконы: мужчины — икону Спасителя, женщины — Пресвятой Богородицы. Все это символизирует надежду христиан на спасение души. Покрывало, венчик и иконы входят в погребальный набор , который можно приобрести в церковных лавках или же заказать в нашем каталоге. Какие молитвы читать, когда умер человек?
Когда душа человека покинула тело, в первую очередь его родные должны помолиться о нем. Над телом усопшего положено читать молитвы, которые можно найти в православном молитвослове: Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию. Важной поддержкой для души усопшего является чтение Псалтири. Как читать Псалтирь по усопшему новопреставленному , мы писали в отдельной статье. Если человек умер вне дома и его тело находится в морге, молиться за него также можно и нужно. Панихида и погребение. В чем отличие? Панихида и отпевание — две службы, которые совершаются по усопшим членам Православной Церкви. Отпевание — это обряд погребения, он совершается только один раз, на третий день после смерти человека, непосредственно перед преданием тела земле.
Это более глубокий и сугубый чин, он содержит особые прошения и чин прощения сродников с усопшим. Панихида с др. Панихида служится сразу после смерти человека в храме или на дому , а затем на 3-й, 9-й и 40-й день и в дни особой памяти о человеке — его рождения и смерти. Панихиду служат в храме или на кладбище, это не такой сугубый и длительный чин, как отпевание, но он не менее важен. Кроме того, родственникам усопшего, которые заказывают в храме поминовение на панихиде, важно и самим присутствовать на этой службе и принимать в ней молитвенное участие. Как проходит обряд погребения? После необходимых приготовлений в назначенный день тело усопшего приносят в храм на обряд погребения, на котором люди прощаются с человеком, видя его в последний раз. По церковной традиции это третий день после смерти, в то время как первым днем считается сам день смерти, даже если человек отошел ко Господу вечером.
Если говорить о поминках, то таким образом люди, собравшиеся на поминках, отдают дань душе умершего и желают ему упокоения. На поминки готовят специальную черную кутью, в которую добавляют только мед и семена мака. Орехи и сухофрукты, которые добавляют в праздники, символизируют достаток и плодородие, которые на поминках ни к чему. Кутью обязательно есть ложкой или руками. Считается, что если человек возьмет это блюдо вилкой, то может потревожить душу усопшего человека, «уколоть ее». Тогда она будет не упокоена и может наведываться к нему.
Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова. В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками. Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря. В постные дни на столе не должно быть мяса и рыбы. Исключаются яйца в том числе в блинном тесте. Летом и осенью на поминальном столе могут быть салаты из свежих овощей помидоров, огурцов. Зимой или весной на закуски готовят свекольные салаты или оливье. Традиционные первые блюда — борщ, щи или лапша. В некоторых регионах к столу подают поочередно два первых блюда.
Даже в качественном продукте могут попадаться камушки и мелкий сор. Сухофрукты перед добавлением в кашу требуется распарить. Для этого их нужно залить кипятком, оставить на 10-15 минут, слить воду. Крупные сухофрукты обычно нарезают на кусочки размером с изюмину или чуть более крупные. Мак перед добавлением в кашу тоже часто распаривают, залив кипятком. Он набухает и сильно увеличивается в объеме. Орехи для кутьи крошат ножом и обжаривают на сухой сковороде, благодаря чему блюдо получается более вкусным и ароматным. После смешивания всех ингредиентов кутьи ей позволяют настояться в течение нескольких часов, тогда она будет иметь более цельный и гармоничный вкус. Подается кутья к рождественскому столу обычно уже остывшей. С нее и начинают, по традиции, праздничную трапезу. Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу. Ингредиенты: 200 грамм пшеницы 600 мл. Пшеницу залить водой примерно на 4-5 часов, так крупа быстрее свариться, но можно варить пшеницу без замачивания, просто вариться будет чуть дольше. Купить крупу можно на рынке или в магазине, на пакетах так и написано «крупа или пшеница для приготовления кутьи». Затем воду сливаем, крупу промываем проточной водой. Всыпаем в кастрюлю, и заливаем водой. Если говорить о пропорциях пшеницы и воды, то нужно брать 1:3. Если у вас стакан крупы, то вливаем 3 стакана воды. Ставим на плиту и включаем огонь. Доводим до кипения и снимаем пенку. Огонь убавьте на минимальный, но чтобы продолжался процесс кипения. Пенку снимаем обязательно, и следим, чтобы при кипении «не побежало через верх», особенно когда закрыта крышка. Крышку обязательно накройте, и продолжайте варить до готовности, обычно на это уходит минут 30, и 40, если вы не замачивали водой. Но в любом случае, пробуем на вкус. Она может быть жесткая, но не сырая.
Как похоронить и поминать своего близкого?
Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение. Что символизирует кутья Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому. Поэтому ее варят в особые церковные праздники, а также она присутствует на столе во время поминок. Зерна в поминальной кутье символизируют воскрешение. Попадая в землю, зерно прорастает.
О невозможности изменения однажды предопределенного свидетельствуют былички о повитухах, в которых предсказываются судьба новорожденного, сроки и вид смерти. В какой-то степени это может даже служить оправданием самоубийства.
С другой стороны, отмечают, что своим поведением человек может изменить судьбу. Ну, если ты живешь и молишься, Господь может и смилосердиться, изменить судьбу. Если ты грешишь - в другую сторону изменит». Более того, своею жизнью можно подготовить себе будущую жизнь. В настоящее время в «смертный узел» складывают то, что может понадобиться при погребении: одежду, свечи, крестик в руки, полотенца, платки. Иногда, в качестве одежды для похорон хранили предметы венчального костюма. Некоторые собеседники помнят, что люди старшего поколения шили на смерть рубаху вручную. О приготовлении гроба к смерти упоминают редко, порою это является запретом.
На случай чьей-либо смерти собирали и берегли в течение года «троецкую траву». Под «троецкой» травой может пониматься как трава, лежавшая во время праздника Троицы дома, так и трава с приятным запахом: мята, чабрец. Собирают волосы, для того, чтобы потом их поместили в подушку, которую кладут в гроб. Подушку шьют вручную после смерти человека родственники умершего. В представлении станичниковб о скорой смерти кого-то из близких говорят внезапные разрушения, появляющиеся в доме: падение иконы, лопнувший стол, треск в стене, разбитое окно. Животные, предчувствуя несчастье, ведут себя по-особому в том дворе, где оно скоро случится: собака воет, курица вдруг закричит по-петушиному, сыч кричит. Во время молебна перед уходом на службу конь казака, которому не суждено вернуться, стоит, опустив голову. У человека, близкого к смерти, заостряются черты лица, пальцы, синеют ногти, сам он «делается черный» - говорят: «земля упала».
Пожилая женщина начинает часто «чипурится» - поглаживать себе лицо, платок поправлять. О таких говорят: «домой собирается», «край подходит». Нередко больного соборовали. На тех, кто после этого выздоравливал, народная традиция накладывает ряд запретов и предписаний: «... Чувствуя приближение смерти, станичники старались испросить друг у друга прощение. Умирающий давал последние распоряжения и наставления. Нередко они касались распределения имущества и совершения обряда. Последнее стало особенно актуально после революции, когда началось активное разрушение традиционных норм и обычаев.
Готовь обед скромный, шоб мяса не було вообще». Смерть понимается как разделение души и тела. Для того, чтобы облегчить человеку последние минуты, близкие зажигали свечу. Иногда отмечают, что лучше, чтобы это была «четверговая» свеча свеча, с которой присутствовали в церкви на службе при чтении двенадцати Евангелий в страстной четверг перед Пасхой. Бывало, умирающий просил, чтобы его положили на землю. Считалось, что на земле умирать легче. День смерти После того, как человек скончался, телу его давали полежать около двух часов. В это время посылали кого-нибудь в церковь сообщить о смерти, и по колокольному звону в станице узнавали о новопреставленном.
Одежду, в которой умер человек, снимали с него, разрывая, после сжигали или закапывали. Постель белье , на которой умер человек, или сжигали, либо, если смерть была легкой, без болезни, стирали и после использовали или отдавали кому-либо. Предметы мебели - кровать, лаву, в последнее время диван - могли вынести на время из дома. Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин. Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь. Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое».
На казака одевали бешмет и черкеску. Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали. Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали. Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему. Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча. Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки.
В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые. Гроб украшали цветами. Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха. Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог».
Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе. А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились. Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников. Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать». Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу.
В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены. В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду. Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник. Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь. Рядом с тем местом, где лежал покойный, устанавливали стол для того, кто будет читать. Чаще это была женщина, но есть упоминания о том, что Псалтырь читали мужчины.
На стол ставили икону, клали хлеб, кутью, стаканчик с пшеницей, в котором стоит свеча, воду, мед, иногда здесь же могли оказаться лук и яйца. Для того, чтобы читалке было удобно читать, Псалтырь клали на сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. После чтения читалка забирала хлеб и платок или полотенце себе. Воду после похорон переставляли на окно. Мед использовался для приготовления кутьи, а все остальное раздавалось как помин. В некоторых станицах на этот стол ставят тарелочку, на которую приходящие кладут деньги - кто сколько может. После эти деньги используются для заказывания поминальных служб в церкви, либо их отдаются читалке. Информаторы отмечают, что Псалтырь не читают над детьми, умершими до семилетнего возраста, так как «они безгрешные», а также в период от страстной пятницы до «родительского дня».
Для того чтобы дать читалке отдохнуть и не разговаривать на посторонние темы, поют духовные стихи - «псалмы». Исполнять могли любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих. В наших полевых материалах отмечается необходимость чтения Псалтыри для души умершего, тогда как пение псальмов происходило только «для настроения». Поэтому в некоторых станицах псальмы не поются над телом усопшего. Их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Здесь же отметим, что на Кубани было принято причитывать за покойным. Тексты причитаний - импровизация. В них вспоминался ушедший, описывалось горе родных, присутствовали мотивы дороги, нового жилища.
Да что ж тебе заставило туды ложится.
Это связано со многими причинами. Алкоголь в небольших количествах помогает близким снять нервное напряжение, накопившееся за время трагических событий и организационных похоронных хлопот. Родственники также считают своим долгом поднести по стопке людям, которые выполняли тяжелые обязанности несли гроб, мыли или переносили покойного, рыли могилу и т. Обрядовое угощение вином в память об умершем — отголоски языческой тризны. Если на поминальном столе присутствует алкоголь, важно, чтобы его количество было умеренным. Обычно гостям подают небольшие стаканчики и наливают в них не более трех раз при смене блюд. Каждый, кто хочет сказать добрые слова об ушедшем в мир иной, может предложить помянуть покойного. Выпивая «за упокой», люди за столом стаканчиками не чокаются. Посуда и столовые приборы Посуда на поминапольной трапезе не должна быть вычурной, разноцветной и богатой.
В сервировке необходима разумная скромность: однотонные тарелки, прозрачное стекло бокалов и ваз, аккуратные салфетки. Распространенное суеверие относительно того, что нельзя на поминках есть вилкой, прочно укоренилось в народе. Православная церковь не запрещает вилки и ножи на поминальных трапезах. Обычай пользоваться только ложкой зародился еще в допетровские времена, когда вилок попросту не было. Староверы называли введенную Петром в обиход вилку «чертовым хвостом» и не принимали этот предмет. Позднее острые столовые приборы на поминальных столах не использовались из опасения, что после выпивки наследники имущества умершего могут повздорить между собой и поранить друг друга в пылу ссоры. Чтобы провести поминальный обед достойно, не потратить лишних средств, сил и времени, целесообразно обратиться к сотрудникам ритуальной службы. Специалисты помогут выбрать подходящий зал кафе или ресторана для определенного количества присутствующих, составить меню поминального обеда с учетом бюджета и пожеланий родственников.
Это символическое блюдо, поэтому достаточно небольшой горстки этого поминального угощения.
Берут её ложкой, вилки на поминальном столе не выкладываются. Помощь в организации поминок Наша Ритуальная Служба поможет организовать и достойно провести поминальное мероприятие. Наши сотрудники помогут выбрать зал в кафе, сформировать меню, следуя православным традициям, с обязательной подачей главного поминального блюда — кутьи. Все ваши пожелания будут учтены, и поминальная трапеза пройдёт в условленное время и на достойном уровне. Мы бесплатно проконсультируем вас по телефону 8 495 966-46-46 , который работает круглосуточно. Название этого блюда пришло в русский язык из греческого, где похожее слово обозначает... Кутья, на, поминки, —, рецепты, главного, блюда, православных, поминках Те, кто бывал на поминках, знают, что первым блюдом, которое надо опробовать, это кутья. Название этого блюда пришло в русский язык из греческого, где похожее слово обозначает «зерно». Действительно, кутью готовят из зерен пшеницы, ячменя, риса и других злаков.
По сути, кутья не что иное, как каша, подслащённая мёдом, сахаром с добавлением изюма. Откуда пришёл обычай готовить на поминки кутью Пшеница и ячмень были одними из первых сельскохозяйственных культур. Блюда из них прочно вошли в рацион восточных славян.
40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Когда заказывать похороны
Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события.
Похоронные обряды и поминки у народа мари
Вероятно, современная кутья — это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй. Рецептов приготовления кутьи существует несколько но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза — чтобы его задобрить. В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили. Ещё одним обязательным блюдом на поминальном столе являются небольшие булочки, сплетённые в виде погребального костра или с символикой погребального костра. Главными культами славян были культы огня небесного и земного , воды, земли и Рода родителей, мёртвых. Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным если только они не символизировали огонь конь, петух , воду, землю или Рода олениха, корова, медведь. Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др.
Кутья — одно из основных ритуальных блюд поминального стола. Она присутствует у всех славянских народов и христиан, и уже трудно сказать, когда именно была заложена эта традиция. От языческих греков блюдо перешло в христианство и распространилось среди славян. Кутья — символ возрождения Блюдо готовят из ежегодно произрастающих злаков, и оно воплощает круговорот жизни, возрождение, воскрешение, плодородие. Семена олицетворяют будущую жизнь. Их можно долго хранить после смерти растения, они могут лежать в земле, а после этого пускают побеги, из которых вырастают новые растения.
Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом. Они же и дали название этому блюду — кутья. Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья — сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл. Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха. Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека.
Продукты на 4 порции Изюм без косточек - 1 стакан Мед - 100 г Сахар по желанию - 1-1,5 ст. Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды. Для этого залить рис водой не менее 0,8 л , довести до кипения, посолить, накрыть крышкой и варить при слабом кипении 15-20 минут. Откинуть на сито, промыть холодной водой.
Поминальная кутья
Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов. Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов. Православная поминальная трапеза.
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Когда она появилась Во время поминок обязательно употреблять определенные ритуальные блюда. Одним из таких является кутья. По одной из версий, обрядовая каша пришла на Русь из Греции. Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение. Что символизирует кутья Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту. Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед.
Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания. Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире». Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели. Вожжи — ремни, веревки для управления лошадью в упряжи. Кисель — студенистое жидкое кушанье. Киндерке — блины, уложенные стопкой, сверху прикрытые творожными оладьями тугара. Кутья — каша, обычно рисовая с медом, изюмом, которую едят на поминках.
Коло-сорта — свеча длиной в 1 метр, закрученная в виде спирали. Ладан — ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении. Новина — суровая небеленая холстина. Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традициии. Осырок — участок земли, отведенный для ведения личного подсобного хозяйства. Отпевание — церковный обряд, проводимый над покойником при похоронах. Подловка — помещение между потолком и крышей дома. Полати — нары для сна, устраиваемые под потолком между печью и стеной. Порен — тонкая, очень прочная нитка, используемая для вышивания узоров на подоле марийского платья.
Сугуне — благословление. Апокрифы — произведения на библейскую тему, признаваемые недостоверными и отвергаемые церковью. Поминки — обрядовый обед в память умершего. Приложение 2. Шабдарова Анна Егоровна, 1932 года рождения: «У нас, если человек умрет, его обмывают в бане. Гроб готовят дома, а покойника держат 1 или 2 ночи. На похоронах всегда играют на гармошке, песни поют, но мало. Когда в могилу опускают, играют тяжелую музыку. Готовят гостинец, куда кладут 41 орех.
Орехи надо детям или родне, которые встречают на том свете. В гроб кладут рубаху, трусы, носки, перчатки шерстяные, иголку, нитки. Когда гроб выносят, перед этим рубят петуха и отпускают. Если петух забежит во двор, то будет еще покойник. Петуха потом кладут в суп. После кладбища все едут в баню, потом домой. Копальщикам раздают полотенца. Маленьких детей передают через гроб». Антипина Анна Савватеевна, 1930 года рождения: «У меня муж долго болел раком, я его возила по многим больницам: и в Яранск, и в Йошкар-Олу, и в Киров.
Лучше не было. В Яранске была врач Сверткова, которая один раз похлопала меня по плечу и сказала: «Готовься потихоньку, долго он у тебя не проживет». Я привезла его домой, вымыла в бане, а дня через три мужику совсем плохо стало. Думаю, надо к свекру сбегать, сказать. Пришли свекор со свекровью и говорят мне: «Анна, мы решили с ним проститься». Попросили свечку, зажгли и поставили перед иконой. Сами молятся и говорят: «Господи, если жизнь у Валентина есть, то облегчи его страдания, а если нету жизни, то подбери его, Господи, не мучай». Они были у меня утром, а в 3 часа мужик у меня умер. Да я и сама это-то делала.
Соседка моя бывшая уже несколько лет мучается, да еще как-то заболела более тяжело. Мы с кумой Марьей тоже решили сходить проститься. Так и сделали. Слава Богу! До сих пор живет. А мужика своего я похоронила честь по чести. Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем. Одежду запасла уже, а на стол деньги были кое-какие, ведь на ферме работала». Федотова Мария Ивановна, 1928 года рождения: «Больной всегда дожидает смерти и обязательно будет какая-то весточка.
Когда умирала наша бабушка, то прилетела маленькая пичужка, синичка, и постучала по стеклу. Это верная примета. Если собака книзу воет, то тоже в деревне покойник будет. Больно точно бывает, это много раз замечали, когда кого-нибудь хоронят и у покойника глаза не закрыты до конца, — то жди еще одного. Говорят, покойник еще кого-то высматривает, чтобы с собой увести. Когда хоронили тетку у Дуси Берляковой, так пришлось на глаза даже пятаки класть, чтоб не было другой беды. Моя матка сказывала, да и сама уже похоронила родителей, зятя, сватьев, что во сне тоже можно увидеть, если смерть близко. Увидишь во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для жилья. Зубы коренные выпали — смерть близкого человека.
Кума Анна говорила, что картошку копать или видеть во сне — тоже к покойнику. Или еще если часто снятся покойники, которые зовут с собой, — тоже умрешь. Примет-то много всяких, которые сбываются, которые и забываются». Лукоянова Ирина Матвеевна, 1932 года рождения: «Приглашают на 40-й день заранее. Накануне едут на кладбище звать в баню умершего и всех родителей и говорят: «... Все родители приходите». С утра стряпают, варят уху, суп какой-нибудь, рыбу, картошку, пироги, соленья. Кто приходит, все несут на поминки свою стряпню — киндерке. Сначала поминают, делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей.
Кто обмывал покойника, он в этот день вместо него. Его называют по имени умершего, одевают в одежду покойного, жена величает его «мужем». Для него делают круглую большую свечку и ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение. Эта свечка, коло-сорта, длиной 1 метр и, пока не прогорит, все пминают, все сидят». Сидорова Анна Яковлевна, 1928 года рождения: «Когда с кладбища приедут, сначала идут в баню, моются мужики, потом бабы. После бани все садятся вместе за стол, раньше никто не садится. Ничинают поминать. На стол ставят блины, пироги, мед, рыбу, суп куриный и обязательно кисель. Вино тоже подавали, но пили мало.
Помянут и идут все по домам. У хозяев на другой день начинается стирка». Иванова Екатерина Петровна,.
На сливочном масле обжарьте распаренный изюм с сахаром. Обжаривать нужно всего пару минут, чтобы сахар приобрел карамельный вкус.
Снимите с огня изюм. В готовый рис добавьте сладкий изюм с маслом. Тщательно перемешайте кутью.
Кутья на поминки. Поминальный стол на Руси. Коливо кутья. Сочиво кутья на Руси. Кутья с рисом. Кутья из риса с изюмом поминальная. Кутья из риса с изюмом и медом поминальная. Кутья из риса с изюмом и медом. Рождественская кутья коливо. Кутья коливо на Рождество. Кутья поминальная рис. Кутья рисовая. Кутья рисовая с изюмом. Кутья из риса на поминки. Кутью из риса с изюмом на поминки. Украшение кутьи из риса на поминки. Крест на кутье. Похоронная кутья. Кутья на поминальный обед. Кутья с мясом. Кутья поминальная фото. Рождество 2021 кутья. Украшение колива в Великий пост. Коливо кутья освящение. Кутья на подоконнике. С днем кутьи. Кутья поминальная на 3 день. Пшено для кутьи. Пшеница для кутьи. Кутья из пшеницы. Кутья из пшена. Кутья с изюмом.
Что символизирует?
С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!».
Войти на сайт
Поминки 9 дней | Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих. |
Как правильно организовать поминки по усопшему? | Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. |
Завтрак на кладбище после похорон | Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. |
если уронили кутью | Зачем на поминках готовят кутью? |
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год | Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. |