В 1941 году Юрий Гагарин начал учиться в средней школе села Клушино, но учебу прервала война. Имя Юрия Гагарина известно во всем мире — 12 апреля 1961 года, 59 лет назад, он стал первым человеком, который совершил полет в космос и дал тем самым начало новой эпохе. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. В 1968 году Юрий Гагарин погиб, совершая тренировочный полет на МиГ-15УТИ.
Гагарин Юрий Алексеевич
Краткая биография Гагарина Юрия Алексеевича для детей – семья, родители, жена | Для советского государства Юрий Алексеевич Гагарин был одной из самых значительных, культовых фигур. |
"Я увидел, как прекрасна планета": уникальная биография Юрия Гагарина | В 1968 году Юрий Гагарин погиб, совершая тренировочный полет на МиГ-15УТИ. |
Биография Юрия Гагарина | Рассказываем, как погиб первый космонавт Юрий Гагарин и к каким выводам о причинах его гибели пришла комиссия, расследовавшая катастрофу. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | Юрию Алексеевичу Гагарину 9 марта нынешнего года исполнилось бы 82 года. |
Гибель Юрия Гагарина: полвека назад эту тайну засекретили сознательно и надолго
Рассказываем, как погиб первый космонавт Юрий Гагарин и к каким выводам о причинах его гибели пришла комиссия, расследовавшая катастрофу. На старте Юрий Гагарин произнёс фразу "Поехали! ", ставшую впоследствии знаменитой. Рассказываем, как погиб первый космонавт Юрий Гагарин и к каким выводам о причинах его гибели пришла комиссия, расследовавшая катастрофу. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) – советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космос, герой Советского Союза. Биография Гагарина Юрия Алексеевича, совершившего первый полет в космос, фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти.
Юрий Гагарин: какой путь прошёл первый космонавт до полёта и что было после?
Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории.
У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах.
После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина.
Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату.
Это было их первое семейное жилье. Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина. Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку.
Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар. Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома. К счастью у них все получилось. Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет. Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар. Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей.
Болел он долго. Много обсуждал с родными космос. В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли. Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой. Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос. И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин. Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов. Не знали они об этом до самого дня полета в космос.
Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов. После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо. Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут. В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины. Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов.
Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза. Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета. Юрия Гагарина выбрали первым из-за безупречной биографии, оптимистичного настроя и стрессоустойчивости. Герман Титов стал капитаном второй экспедиции в рамках программы «Восток». До 10-го числа еще никто точно не знал, кто станет «счастливчиком». Среди всего отряда, несмотря на дружеское, я бы даже сказал родственное отношение друг к другу, обладал дух соперничества. Все осознавали масштаб доверия партии к каждому из претендентов, но никто не ссорился.
На одном из предпоследних правительственных собраний, на которых присутствовали все конструкторы, инженеры и потенциальные космонавты, при всех было вынесено решение, что кандидатов на первый полет будет двое. Ими стали Гагарин и Титов. По рассказам Сергея Павловича Королева и его знакомых Гагарин был выбран из-за того, что он был любознательным, искренним. Не знаю, было ли именно это на самом деле. Но в один из дней, когда Гагарин и Титов находились на заключительных испытаниях в барокамере, на вопрос о самочувствии Герман ответил, что все хорошо. Он боялся не пройти до конца. А вот Гагарин наоборот, в подробностях расписал свои негативные ощущения от эксперимента. Для Королева было важно, чтобы космонавт «без прикрас» докладывал о своем личном состоянии, а также о состоянии всех систем космического корабля, ну и о ходе самого полета конечно же. Юрий Алексеевич этому целиком и полностью соответствовал.
Были осуществлены заключительный проверки и сборки технической части ракеты-носителя, а также самого космического корабля «Восток». Врачи волновались, наверное, больше самих космонавтов. Двум товарищам — Гагарину и Титову была важна грамотная организация отдыха перед полетом. Для крепкого сна врачи предлагали им снотворное. Но те отказавшись крепко сладким сном проспали до рассвета.
Через два года Военно-воздушные силы СССР начали отбор и подготовку космонавтов и 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой стать одним из них. Отбор в первый отряд космонавтов проводился по определенным параметрам: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70—72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений, которые определялись мощностью ракеты-носителя корабля «Восток-1». Рост Юрия Гагарина, согласно официальной служебной характеристике составлял 165 см. Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию в июне 1960 года , политическая активность, социальное происхождение.
В итоге Юрий Гагарин стал одним из шестерых, кому специальная комиссия дозволила быть космонавтом. В период с декабря 1960 года по январь 1961 года они все готовились к первому полету в космос в городе Жуковском. Тренировками кандидатов в космонавты занимался знаменитый летчик-испытатель и Герой Советского Союза Марк Галлай. Выпускные экзамены, прошедшие 17—18 января 1961 года, все шестеро сдали на отлично.
Но мечта о полетах заставила его взять себя в руки и вернуться к интенсивным тренировкам.
В своем дневнике он записал: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать". Отправляясь в первый в истории человечества космический полет, Гагарин оставил прощальное письмо жене, на случай, если ему не суждено будет вернуться. Он просил ее воспитать дочек «настоящими людьми», не забывать о его родителях и не горевать о нем «слишком сильно».
Впрочем, тут же приписал: «Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость». Валентина Ивановна это письмо увидела — ей передали его спустя семь лет, в марте 1968-го. Юрию Алексеевичу Гагарину, первому землянину, преодолевшему земное притяжение, было только 34 года… 12.
Пожелания, оставленные Юрием Гагариным в Центре дальней космической связи в Евпатории 5 марта 1968 года Фото: Наталья Веденеева Космонавт, бесспорно, сумел очаровать англичан.
Рассказывают, что от непрерывных рукопожатий у него сильно разболелась правая кисть. Туда его пригласил видный американский промышленник, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Сайрус Итон, которого на Западе называли «агентом Кремля». Примечательно, что Итон пригласил на организованную им конференцию и первого американского астронавта Алана Шепарда, совершившего суборбитальный прыжок в капсуле корабля «Mercury» 5 мая 1961 года, но тот отказался, вероятно, понимая, что не он, а первый космонавт Земли Юрий Гагарин будет в центре внимания. После, уже в следующем, 1962 году зарубежные полеты Гагарина продолжились. Китель Ю.
Гагарина, в котором он ходил в 1963 году. Фото: Наталья Веденеева Космонавт все время смотрит в небо — Как складывалась жизнь Гагарина после сногсшибательного турне? Насколько активно он принимал участие в других космических проектах? Уже в октябре 1961 года главный конструктор Сергей Павлович Королёв под псевдонимом «проф. Сергеев» обозначил следующие цели для советской космической отрасли: «Создание огромных, весом в десятки тонн, межпланетных кораблей с экипажем, состоящим из нескольких человек, позволит впервые осуществить длительные, порядка двух-трех лет, космические полеты к ближним мирам нашей Солнечной системы...
Тяжелый межпланетный комплекс, по замыслу Королева, можно было собирать на «опорной» орбите из отдельных блоков, — рассказывает Первушин. Однако командование ВВС, от которого во многом зависела стратегия советской космонавтики, проявило осторожность и решило ограничиться групповым полетом двух кораблей. В 1962 году Юрий Гагарин участвовал в непосредственной подготовке и проведении первого группового полета советских космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Пилотировали их Андриян Николаев и Павел Попович. Всё время Гагарин, оставался в контакте с Николаевым и Поповичем, фактически выполняя обязанности сменного руководителя полета, и справился с ними превосходно.
В 1963-м году Юрий Алексеевич досрочно получил звание полковника, но не имел соответствующей званию должности. По инициативе генерал-лейтенанта ВВС Николая Каманина Гагарина решили готовить в начальники Центра подготовки космонавтов, а для этого тому надо было подтянуть образовательный уровень, закончив обучение в Военно-воздушной академии им. Каманин писал в своем дневнике, что «два с половиной года всемирной славы не испортили Гагарина», следовательно, из него получится очень хороший начальник для космонавтов. Кошкиным в 1961 году и подаренный Музею ЦПК им. Гагарина в 1963 году.
Он согласился. Но напрасно все решили после этого, что спасут «Колубма космоса», как когда-то назвал Гагарина Каманин, от излишних, по их мнению, рискованных полетов в космос. Юрий Алексеевич все равно мечтал вернутся к летной работе, надеялся еще раз попасть в космос. Ведь еще в феврале 1963 года он прошел медицинское обследование, чтобы получить аттестат годности к полетам. Гагарин участвовал в подготовке первого полета с выходом в открытый космос Алексея Леонова, ратовал за расширение линейки отечественных космических кораблей, вместе с другими космонавтами писал письма руководству страны о необходимости проектирования многоместных маневрирующих кораблей.
Биография Юрия Гагарина
Биография Гагарина Юрия Алексеевича, совершившего первый полет в космос, фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Имя Юрия Гагарина известно во всем мире — 12 апреля 1961 года, 59 лет назад, он стал первым человеком, который совершил полет в космос и дал тем самым начало новой эпохе.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Юрий Гагарин - первый человек в космосе | 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. |
Первый в космосе. Биография Юрия Гагарина - ТАСС | Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин с дочками Галей и Леной. |
Юрий Гагарин: какой путь прошёл первый космонавт до полёта и что было после? | В 1964 году Юрий Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и командиром отряда советских космонавтов. |
Юрий Алексеевич Гагарин | это... Что такое Юрий Алексеевич Гагарин? | «А я — Юрий Гагарин»: неизвестные факты о приземлении первого космонавта, рассказанные старожилами села Узморье. |
Гагарин Юрий Алексеевич
Всего через несколько часов оно станет сенсацией. Поднявшись на металлическую площадку у вершины ракеты, космонавт приветственно поднял обе руки. В книге «Дорога в космос» он напишет: «Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив, красивее локомотива, парохода, самолета, дворцов и мостов, вместе взятых. Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства». Первый полет Юрия Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года. Корабль «Восток-1» взлетел с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут по московскому времени.
Из-за технических неполадок ракета поднялась примерно на 100 километров выше расчетной высоты орбиты, однако полет прошел без неприятностей. Космонавт не имел прямого доступа к управлению никто не знал, как человек поведет себя в космосе : чтобы получить код разблокировки, нужно было вскрыть конверт и решить задачу. На орбите космонавт Юрий Гагарин описывал все происходящее во время полета: наблюдения и ощущения он записывал на бортовой магнитофон. Совершал герой простейшие действия — ел, пил, делал записи карандашом. Когда «положенный» рядом карандаш начал уплывать, Юрий Алексеевич понял, что предметы в космосе желательно привязывать. После облета земного шара в соответствии с заданной программой, включилась тормозная двигательная установка. Это произошло в 10 часов 25 минут.
В целом первый полет прошел успешно, только корабль Юрия Гагарина перед входом в атмосферу беспорядочно кувыркался со скоростью один оборот в секунду в течение десяти минут. Космонавт в условном выражении доложил о нештатной ситуации на борту. Вскоре ситуация нормализовалась. Началось приземление Юрия Гагарина. Спуск происходил с десятикратными перегрузками, к которым военный летчик был готов. Более сложными оказались психологические нагрузки — снаружи температура при спуске составляет от 3 до 5 тысяч градусов, и кабина при этом трещит. На высоте семь километров космонавт катапультировался: он и капсула спускались на парашютах раздельно.
После этого произошла заминка, в результате которой Юрий Гагарин едва не погиб. Катапультирование привело к отсоединению воздуховода спускаемого аппарата, и в герметичном скафандре некоторое время не открывался клапан, через который должен поступать наружный воздух. Он был прижат ремнем привязной системы, из-за чего Юрий едва не задохнулся. В трех километрах от земли раскрылся дополнительный парашют. Тут героя ждал новый сюрприз — приземление в ледяную воду Волги. Юрий Гагарин не мог завершить свой космический прорыв так неудачно и вспомнил, чему его учили во время предполетной подготовки. Управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в поле, примерно в двух километрах от берега.
Эти минуты космонавт запомнил навсегда: «Погода была отличная. Небольшая облачность, солнце, ветерок. И когда надо мной раскрылся парашют, и я ощутил крепкие стропы — запел! Запел во весь голос, что называется — на всю Вселенную: "Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает... Сбой в системе торможения привел к корректировке места приземления — Юрий ступил на землю в Саратовской области, рядом с селом Смеловка. Аппарат опустился чуть раньше неподалеку. После приземления Юрий Гагарин доложил: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет.
Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию. Позже корабль, на котором совершил подвиг космонавт Юрий Гагарин, стал главным экспонатом в музее ракетно-космической корпорации «Энергия». Лишь с 2016 года он стал общедоступен, а до этого времени в музей было очень сложно попасть. Он поздравил советский народ «с благополучным полетом астронавта». Юрий Гагарин приветствует встречающих его в Москве советских граждан в открытом «ЗИЛ-111В» Известно, какую государственную награду получил Юрий Гагарин прямо на месте посадки. Ею стала медаль «За освоение целинных земель», хотя положение о ней не предусматривало награждения тех, кто не работал на целине. Награды удостаивались колхозники, работники совхозов, строительных и других организаций.
Впоследствии такую медаль вручали на месте приземления многим другим космонавтам. В тот же день Юрия Гагарина произвели в майоры, хотя он должен был получить очередной звание капитан. В следующие несколько месяцев он посетил с визитами дружбы около 30 стран, а осенью поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую окончил в 1968 году. В 1963 году получил звание полковника. В качестве премиальных космонавт получил 15 тысяч рублей, автомобиль «Волга», полностью укомплектованную четырехкомнатную квартиру в Звездном городке — в ней была и мебель, и бытовая техника. Гибель Юрия Гагарина: версии Встречи и поездки отнимали у Юрия Алексеевича большую часть его личного времени. Как правило, такие приемы сопровождались застольем.
Герой стал уделять меньше внимания спорту, набрал лишний вес. Однако продолжал заниматься карьерой и общественной деятельностью. В 1964 году Юрий Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов. А в 1966 году приступил к тренировкам: он мечтал вернуться в небо. Юрий смог это сделать в 1967 году, когда совершил после долгого перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17. Активную жизнь Юрия Гагарина оборвала трагическая смерть.
Большую часть детства он провёл в городке Гжатске теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию.
В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку.
В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину. Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо.
Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене. Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.
Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!
Так закончился этот космический полёт. Капсула «Востока-1» после приземления После полёта После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах.
Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления.
А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза». Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать.
Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы. Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.
Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском. Юрий Гагарин и Сергей Королёв на переднем плане Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза.
Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос. Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...
Доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, руководитель страны без колебаний выбрал Гагарина. И вот наступил этот день, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут первый космонавт Земли приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет, но этим минутам суждено стать звездными в биографии Гагарина. Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета.
Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года за героический подвиг: первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества майору Гагарину Юрию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Уже в конце апреля Юрий Алексеевич отправился в свою первую зарубежную поездку. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. Следующие несколько лет Юрий Гагарин занимался в основном общественной деятельностью, почти не занимаясь летной службой. Знаменитый космонавт немало усилий приложил к популяризации космонавтики, сам готовился стать членом лунного космического экипажа. Также поступил в Военно-воздушную инженерную академию. В марте 1968 года с большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года.
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
Следующие несколько лет Юрий Гагарин занимался в основном общественной деятельностью, почти не занимаясь летной службой. 12 апреля — день, когда советский лётчик Юрий Гагарин обогнул Землю на корабле «Восток», открыв человечеству дорогу в космос. Юрий Гагарин — имя, известное каждому. 12 апреля — день, когда советский лётчик Юрий Гагарин обогнул Землю на корабле «Восток», открыв человечеству дорогу в космос.
"Я увидел, как прекрасна планета": уникальная биография Юрия Гагарина
По мнению летчика-космонавта СССР Алексея Леонова 1934 — 2019 причиной трагедии стало «разгильдяйство и нарушение режима полетов»: в зоне тренировочных полетов Гагарина и Серегина несанкционированно оказался другой самолет — сверхзвуковой Су-15, который взлетал с другого аэродрома в Жуковском. Су-15 должен был летать на высоте свыше 10 000 метров, но по какой-то причине опустился на высоту 450 метров — в зону, где тренировались Гагарин с Серегиным. Возвращаясь в свой эшелон, летчик Су-15 включил форсаж в условиях плотной облачности он не сразу увидел находившийся рядом МиГ-15УТИ , и самолет Гагарина попал в вихревой след сверхзвукового перехватчика. Алексей Архипович знал, из-за кого погиб Гагарин, но дал клятву никогда не называть фамилию летчика. Версия Качоровского: Гагарин отказался катапультироваться первым Летчик-исследователь Илья Качоровский обращает внимание, что Гагарин не был опытным летчиком. За шесть лет пребывания в отряде космонавтов он не сделал ни одного самостоятельного вылета. Это не его вина, в отряде космонавтов тренировали другие навыки, летали они от случая к случаю. Серегин, будучи командиром полка, тоже летал очень мало.
По мнению Качоровского к трагедии могла привести ошибка в пилотировании, когда Гагарин, получив команду на возвращение, ввел самолет в так называемую нисходящую спираль. Но когда самолет свалился в штопор, летчики могли катапультироваться. Почему они этого не сделали?
ТАСС подготовил его биографию. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области ныне Гагаринский район Смоленской области в крестьянской семье.
Отец, Алексей Иванович 1902-1973 , был плотником. Мать, Анна Тимофеевна 1903-1984 , работала дояркой. Юрий Гагарин был четвертым ребенком; братья - Валентин, Борис, сестра Зоя. Во время Великой Отечественной войны семья Гагариных находилась на оккупированной территории, а после ее окончания переехала в городе Гжатск ныне Гагарин. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю.
Одновременно учился в Люберецкой вечерней школе рабочей молодежи. В июне 1951 года с отличием окончил училище, получив специальность формовщика-литейщика, и 7-й класс вечерней школы. В августе 1951 года по направлению Московского областного управления трудовых резервов он был зачислен в Саратовский индустриальный техникум ныне Профессионально-педагогический колледж Саратовского государственного технического университета им. Окончил его в 1955 году с отличием по специальности "литейное производство". В 1954-1955 годах одновременно с учебой занимался в Саратовском областном аэроклубе, летал на Як-18.
В 1957 году с отличием окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. Ворошилова в 1958 году училище было переименовано в Оренбургское в связи с возвращением городу прежнего названия , получив квалификацию летчика-истребителя. Во время учебы летал на самолетах Як-18, МиГ-15бис. С сентября 1961 года по март 1968 года был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в подмосковном г.
Окончил академию с отличием по специальности "пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним" квалификация - летчик-космонавт-инженер. Служба в ВВС С декабря 1957 года служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил ВВС Северного флота в пос. Луостари-Новое Мурманской обл.
У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою.
Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше.
Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою.
Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания".
Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге.
Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю.
В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние.
Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях. За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР.
Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды.
Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность,ощущение коллектива. Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения.
Но 29 томов расследования были засекречены. Спустя время некоторые детали стали просачиваться из интервью и выступлений отдельных членов комиссии и привлекавшихся экспертов. Если кратко, их суть такова. Обнаружив в зоне учебного пилотажа сложную метеообстановку в момент, когда Гагарин и Серегин вылетали с аэродрома, благоприятный прогноз был дан ошибочно , экипаж по какой-то причине совершил резкий маневр и вышел из нижнего слоя облаков, пикируя почти вертикально. Летчики пытались вывести машину в горизонтальный полет, но запаса высоты для этого не хватило, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб.
В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Виновата в катастрофе… внешняя среда При исследовании составляющих полета "экипаж - самолет - среда" в отношении двух первых у комиссии Смирнова было если не табу, то явное и неявное сопротивление на всех возможных уровнях - от командного до партийно-политического. А вот на "внешнюю среду", уловив заданный вектор расследования, навалились со всех сторон - летчики, инженеры и особенно штабисты-администраторы. Все словно "прозрели" и принялись искать внешние факторы, причины и обстоятельства сваливания самолета Гагарина-Серегина в штопор. Сначала говорили о других самолетах того же полка под началом полковника Серегина одиночный МиГ-17 в соседней зоне пилотажа и пара МиГ-21, взлетевших на свой маршрут после Гагарина. Затем появился таинственный истребитель с соседнего аэродрома Раменское, якобы пролетевший через район полетов Чкаловского аэродрома впоследствии об этом не единожды говорил в своих интервью Алексей Леонов. Гагарина Двенадцать лет назад, когда готовились отметить 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели были рассекречены - только выводы.
Однако в них ничего нового: резкий маневр и сваливание в штопор, а по какой причине - мнения расходятся. Алексей Леонов и после этого продолжал говорить об истребителе Су-15 с Раменского аэродрома, который якобы прошел в облаках всего в 10-15 метрах от самолета Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости и тем самым вогнал "спарку" УТИ-15, утяжеленную подвесными баками, в гибельную спираль… Анна Тимофеевна Гагарина в день прощания с сыном 30 марта 1968 года. Гагарина Как бы там ни было, сегодня, спустя 55 лет после случившегося, пересматривать выводы комиссии, исследовать что-то заново, с использованием новых технических, расчетных, аналитических возможностей, никто не предлагает и не планирует. Видимо, тот компромисс, к которому пришли старшие товарищи в конце 60-х, устраивает нас всех и сегодня.
"Я увидел, как прекрасна планета": уникальная биография Юрия Гагарина
Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры.
Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа.
Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков.
Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы.
Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон.
Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека.
Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g.
Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование.
Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично.
Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал...
Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя.
Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу. А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела.
Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов. Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество.
Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20]. Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью.
С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты? Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку.
Родился будущий космонавт 9 марта 1934 года в обычной советской семье сельских тружеников, в Смоленской области. Маленький городок Гжатск сейчас носит его имя. После того, как Юрий окончил школу в своём родном городе, он поступает в ремесленное училище, на специальность формовщик—литейщик. После окончания этого учебного заведения, он решает поступать на учёбу в индустриальный техникум. В эти годы Гагарин страстно увлёкся авиацией, стал посещать Саратовский аэроклуб. Юрий Гагарин мечтал о небе. Летом 1955 года Гагарин заканчивает техникум с отличием. Через месяц ему посчастливилось осуществить свою давнюю мечту - совершить свой первый самостоятельный полёт на самолёте ЯК-18. В том же году Юрия призвали на службу в рядах Советской армии. Служить он стал в городе Оренбург. Там он поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков имени К. Валентина Гагарина. В это же время Юрий познакомился со своё будущей женой и любовью всей жизни. Темноволосая и кареглазая, хрупкая и невысокая, с россыпью милых маленьких веснушек на лице, Валентина сразу покорила сердце бравого курсанта. Спустя почти четыре года долгих ухаживаний, через несколько дней после того, как окончилась учёба Гагарина в лётном училище, пара поженилась. Юрий и Валентина Гагарины. Первая дочка Гагариных, Елена, родилась в Заполярном, Мурманской области, куда отправлен был служить Юрий. В этом же году Гагарин узнал о наборе лётчиков в космонавты и решился попробовать. Конкурс был сумасшедший — около трёх тысяч человек на место, но его это ничуть не испугало и не остановило. Счастливая семья Гагариных. После очень тяжёлых и многочисленных испытаний, Гагарина приняли в ряды советских космонавтов. Он перевозит свою семью в Звёздный Городок, что недалеко от Москвы и начинает новую жизнь, которая теперь состоит из бесконечных тренировок для полётов. Валентина стала работать тут же — в Центре управления полётами, лаборантом-биохимиком. За месяц до судьбоносного полёта в космос, Валя подарила мужу ещё одну дочурку — Галину.
Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам, вероятно, за освоение звездной целины. Сразу после того, как стало известно о благополучном завершении полета, Гагарину прислали приглашения 80 стран! Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 из них, иногда выступая по 18-20 раз в сутки. Забавный случай произошел, когда его принимала в Букингемском дворце королева Великобритании Елизавета II. Разумеется, обедал Гагарин не только с королевой — фактически три года после своего легендарного полета он только и делал, что «выполнял представительские функции». А поскольку все хотели как можно лучше принять дорогого гостя, как можно вкуснее угостить, то Гагарин банальным образом потолстел и начал терять форму. Но мечта о полетах заставила его взять себя в руки и вернуться к интенсивным тренировкам. В своем дневнике он записал: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать".
С 1951 года Гагарин обучается на литейном отделении Саратовского индустриального техникума. Начало летной службы С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области. Читайте также: Владимир Маяковский биография Подготовка к полету в космос Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы Н. Каманин, М.
Гагарин Юрий Алексеевич
В 1949 году Юрий Гагарин поступил в ремесленное училище №10 в подмосковных Люберцах (ныне Люберецкий техникум им. Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. А. Гагарина). Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Со своей будущей женой Юрий Гагарин познакомился на танцах во времена учёбы в авиационном училище. Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. "В "личное дело" Юрия Гагарина вложена анкета, заполненная в авиационном училище со слов Юрия Гагарина и дополняемая в ходе службы.
Десять фактов из биографии Юрия Гагарина
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды | Историю покорителя околоземного пространства напомнило Федеральное агентство новостей. Юрий Гагарин родился в 1934 году в деревне Клушино Смоленской области. |
«Я поверил в счастье!» Что на самом деле произошло и почему погиб первый космонавт Юрий Гагарин? | В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | первый человек в космосе» на канале «ТАСС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 марта 2022 года в 12:36, длительностью 00:03:12, на видеохостинге RUTUBE. |
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды
Причем к нему не имел доступ даже сам работник. В ней есть интересные детали биографии, которые по неизвестной причине умалчивались советским официозом", — сообщают российские СМИ. Многие факты биографии Гагарина широко известны, но в его личном деле присутствуют некоторые подробности, которым не уделялось много внимания. Больше не секретны данные о семейном положении и наградах Гагарина.
И вот, в 1961 году, он поступает в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Было очень трудно, но Гагарин был занят тем, что больше всего любил.
Он отдавал делу всего себя. Два года спустя его назначили замначальника Центра подготовки космонавтов. Тогда же он снова начал подготовку к космическим полётам. Это должен был быть полёт на Луну. Полёт корабля «Союз-1», в рамках советской «лунной программы», закончился неудачей и гибелью космонавта Владимира Михайловича Комарова.
Во время своей речи на траурном митинге, Гагарин дал обещание, что они «научат «Союзы» летать». Так и случилось, только к тому времени самого Юрия уже не стало. Валентина Гагарина с Алексеем Леоновым на свой 84 день рождения. После защиты диплома, Гагарин добился разрешения совершить самостоятельный тренировочный полёт — он продолжал готовиться к новым космическим свершениям. Первый и последний такой полёт он совершил 27 марта 1968 года.
Всё закончилось в один момент, вся счастливая жизнь — Юрий Гагарин погиб. Точные причины и обстоятельства этой трагедии, по сей день так и остались до конца не выясненными. Точно известно только то, что небо забрало своё, погиб первый космонавт нашей планеты — Юрий Алексеевич Гагарин. Этот день власти объявили траурным. Галина Гагарина с сыном Юрием.
Наверное, неким шестым чувством Юрий ощущал нависшую над ним угрозу. Перед полётом он написал своей любимой супруге письмо. Оно стало прощальным. Валентина только после гибели мужа прочла его. Ведь жизнь есть жизнь и никто не застрахован от того, что его завтра вдруг не задавит машина.
Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Воспитай их, пожалуйста так, чтобы они выросли не маменькими дочками и белоручками, а настоящими людьми, которым не были бы страшны никакие жизненные трудности и ухабы жизни.
По данным расследования, 27 марта 1968 года Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серёгин выполняли тренировочный полет на МиГ-15. Самолёт поднялся в воздух с военного аэродрома Чкаловский в 10 часов 19 минут. После 11 минут полёта Гагарин сообщил о завершении тренировочных манёвров и получил разрешение на возвращение на аэродром. Эти фотографии были сделаны в марте 1968 года. Несмотря на усилия лётчиков по восстановлению горизонтального полёта, самолёт столкнулся с землей, оба члена экипажа погибли. Также по результатам расследования было установлено, что до момента удара о землю самолёт находился в исправном состоянии. К сожалению, на борту МиГ-15 отсутствовал чёрный ящик, который помог бы выявить причины катастрофы.
В числе предположений о причинах аварии были: столкновение самолёта с шаром-зондом или птицей, разрушение фонарей кабины в полёте, а также опасное сближение с другим воздушным судном. Однако правительственная комиссия не смогла подтвердить ни одну из этих версий. Версия Леонова и не только В 2003 году на пресс-конференции, приуроченной к годовщине смерти Гагарина, космонавт Алексей Леонов рассказал свою версию случившегося. По его мнению, учебный МиГ оказался в вихревом следе пролетевшего рядом сверхзвукового Су-15. Но Леонов подчеркнул, что обещал не раскрывать имени лётчика, чьи действия, согласно его версии, привели к трагедии, повлекшей смерть обоих пилотов. Двадцать лет я боролся, чтобы рассказать правду. Все было по-другому: 27 марта 1968 года в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет, Су-15. Летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — я это знаю, так как беседовал со свидетелями. На форсаже на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее в глубокую спираль, на скорости 750 километров в час Алексей Архипович Леонов Лётчик-космонавт Так кто же был пилотом того Су-15?
Здесь нет никакой тайны. Лётчик ЛИИ им. Громова, профессор Арсений Дмитриевич Миронов, в своем открытом письме Леонову утверждает, что 27 марта 1968 года в ЛИИ прошли полёты двух самолётов Су-15. Первый выполнил заслуженный лётчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский, протестировавший новый двигатель на высоте 18 000 метров. Второй полёт совершил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков, на высоте 14 000 метров. Симонов «Заслуженные испытатели СССР» Детальный анализ хронометража показал, что Богородский приземлился, когда Гагарин только начал подниматься ввысь. С другой стороны, Щербаков поднялся в воздух уже после катастрофы самолёта Юрия Алексеевича. Таким образом, оба полёта Су-15 в принципе не могли повлиять на полёт учебного МиГ-15. В своих мемуарах он высказал сомнения в том, что самолёт Гагарина и Серёгина встал в штопор из-за вихревого следа другого воздушного судна.
Согласно Микояну, после авиакатастрофы в ЛИИ им. Громова были проведены специальные испытания аналогичного МиГ-15 с подвесными баками. Они показали, что попадание этого самолёта в воздушную струю не приводит к потере управления и падению в штопор. Наиболее вероятной причиной катастрофы, по его мнению, могло быть уклонение от метеорологического зонда или даже столкновение с ним. Впрочем, зонд тоже не нашли. Хотя это не значит, что его не могло быть — зонды в том районе действительно запускали. Версию с зондом можно подтвердить следующим образом: приборы зафиксировали отрицательное изменение давления в кабине учебного МиГ-15, что могло быть вызвано разгерметизацией воздушной обстановки внутри кабины. В его книге «Правда о гибели Гагарина» 1994 он предположил, что во время полёта у Серёгина мог произойти острый сердечный приступ, который привёл к потере им сознания.
Основные статьи: Список зарубежных визитов Юрия Гагарина и Список почтовых марок, имеющих отношение к визитам Юрия Гагарина Жители Карл-Маркс-Штадта на улице, названной именем Юрия Гагарина, 6 мая 1961 года Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с «Миссией мира». Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у памятника Алёше. В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах. В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет [68]. В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику Египет по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. В октябре 1963 года вместе с В. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран [6]. Дальнейшая жизнь и карьера[ править править код ] Космонавты: Юрий Гагарин третий слева на фотографии , Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии [72]. В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем [73]. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс [74]. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов. Советские космонавты слева направо: Павел Попович , Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.