Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Проект направлен на увеличение зеленого фонда города, как средства сокращения выбросов СО2 и адаптации к изменению климата, а также регулирования микроклимата во дворах. Существуют реальные, эффективные методы сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к антропогенному изменению климата, и их необходимо внедрять уже сейчас. Кроме того, с изменением климата возрастает риск возникновения экстремальных природных явлений (ледяные дожди, ливни, ураганы, наводнения и т. п.), что также влечет за собой существенные затраты.
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
В сентябре этого года СПЧ направил в регионы список из 13 вопросов по мерам, направленным на сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата. Адаптация к изменению климата. Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата — 2023».
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам
Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. При подготовке планов адаптации к изменениям климата регионы столкнулись с нехваткой данных. Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Проект направлен на увеличение зеленого фонда города, как средства сокращения выбросов СО2 и адаптации к изменению климата, а также регулирования микроклимата во дворах. Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата — 2023».
Изменение климата
Кроме того, с изменением климата возрастает риск возникновения экстремальных природных явлений (ледяные дожди, ливни, ураганы, наводнения и т. п.), что также влечет за собой существенные затраты. Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос).
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования.
При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений.
Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и или многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами. Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности. Субъекты реализации климатической политики 64.
Субъектами реализации климатической политики являются: а федеральные органы государственной власти; б органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в органы местного самоуправления; г общественные организации объединения и другие негосударственные некоммерческие организации; д средства массовой информации; е домашние хозяйства; ж граждане Российской Федерации. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти. Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются: а определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем; б координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями; в включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации; г создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями на производстве и в сфере услуг , а также домашними хозяйствами путем: а повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии; б повышения топливной экономичности транспортных средств; в ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке; г повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту; д использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; е расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; ж сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель. Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям объединениям и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп.
С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон. Реализация климатической политики предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий. Обзор документа Президент подписал новую Климатическую доктрину РФ. Она представляет собой систему взглядов на цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации единой госполитики по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями, и является основой для выработки и реализации климатической политики.
Почему так стремительно сегодня меняется климат? Детальный научный анализ показал, что современное потепление — результат повышения концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, и оно не может быть объяснено естественными циклами. В настоящее время существует научный консенсус о том, что деятельность человека — основная причина происходящего изменения климата. Научный консенсус означает, что группы учёных из разных стран мира независимо друг от друга пришли к единому выводу. Они доказали различными способами антропогенную причину изменения климата, а также неоднократно пытались опровергнуть этот тезис — что не получилось. То есть есть только один шанс на миллион, что современное изменение климата вызвано не человеком. С этой позицией согласен и Росгидромет: «…наблюдаемые изменения климата вызваны в первую очередь увеличением концентраций атмосферных парниковых газов вследствие хозяйственной деятельности человека». Поскольку теория антропогенного изменения климата давно и хорошо разработана в науке, она уже нашла отражение и в документах, принимаемых политиками. Рамочная конвенция ООН об изменении климата ставит цель «добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». А в Климатической доктрине Российской Федерации сказано , что «хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат». Узнать подробнее о том, как конкретно учёные обосновывают антропогенное влияние на изменение климата, можно здесь. А это наглядная графика о том, какой вклад разные факторы внесли в нынешнее глобальное потепление на английском. Как учёные поняли, что причина — в деятельности человека? Учёные знают , что сегодняшнее изменение климата в значительной степени вызвано деятельностью человека, исходя из: понимания основных законов физики; сравнения наблюдений с компьютерными моделями; выявления специфических «отпечатков» человека в климатической системе. При этом учёные фиксируют изменение содержания различных изотопов углерода в атмосфере: снижается доля изотопов 14C и 13C изотоп — это разновидность атома какого-либо химического элемента, отличающаяся от других изотопов только количеством нейтронов в ядре. Это один из примеров «отпечатка» человека. Содержание других парниковых газов особенно метана и закиси азота также увеличивается в результате деятельности человека. Кроме того, фактическое повышение температуры планеты с 1900 года согласуется и с расчётами. Дело в том, что ожидаемые учёными изменения в климате из-за деятельности человека потепление поверхности Земли, увеличение содержания тепла в океане, повышение влажности атмосферы и уровня моря, усиление таяния наземного и морского льда основаны на научном понимании того, как парниковые газы удерживают тепло. Оно закладывается в климатические модели, чтобы узнать, что произошло бы с глобальной температурой, если бы на климат влияли только природные факторы. Расчёты климатических моделей показывают, что одних только естественных причин изменений орбиты и угла наклона оси Земли, извержений вулканов, внутренних колебаний климатической системы недостаточно для объяснения наблюдаемого сегодня изменения климата. Такие модели дают лишь небольшое потепление поверхности или даже некоторое похолодание в течение XX и XXI века. Только когда модели включают влияние человека, результаты расчётов соответствуют фактическим изменениям. Почему причина не в выбросах от вулканов? Достаточно крупные извержения вулканов, напротив, могут приводить к временному похолоданию. После извержения в атмосфере образуются сульфатные аэрозоли, которые могут оставаться в стратосфере до 3—4 лет. Поскольку они отражают часть солнечной радиации, это может понизить температуру в тропосфере, изменить характер атмосферной циркуляции и, как результат, повлиять на глобальный климат. Почему дело не в солнце? Потепление, которое мы наблюдаем в последние несколько десятилетий, слишком масштабно, чтобы быть результатом солнечной активности. По данным Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата МГЭИК , в настоящее время существует научный консенсус о том, что долгосрочные и краткосрочные изменения солнечной активности играют лишь очень небольшую роль в климате Земли. Потепление из-за выбросов парниковых газов, производимых человеком, во много раз сильнее, чем любые эффекты, связанные с солнечной активностью. Согласно расчётам , с 1750 года потепление, вызванное сжиганием ископаемого топлива, более чем в 50 раз превышает небольшое дополнительное потепление, исходящее от Солнца за тот же промежуток времени. Количество солнечной энергии, которую получает Земля, соответствует естественному 11-летнему циклу Солнца, состоящему из небольших подъёмов и спадов, но без какого-либо чистого увеличения получаемой энергии с 1950-х годов. Напротив, за тот же период глобальная температура заметно выросла. На графике от NASA вы можете это увидеть: изменение глобальной температуры красная линия и энергию Солнца, которую получает Земля жёлтая линия. Тонкие линии показывают годовые значения, а толстые — усреднённые за 11 лет. Как видим, глобальное потепление продолжается, несмотря на не очень высокую солнечную активность в последние десятилетия. Поэтому версия о Солнце как причине современного изменения климата несостоятельна. Может дело в колебаниях угла наклона оси и орбите Земли? Изменения в том, как Земля двигается вокруг солнца, тоже не могут объяснить текущий период быстрого потепления Земли с начала индустриального периода между 1850 и 1900 годами , и особенно с середины XX века. Небольшие изменения в движении Земли называют циклами Миланковича. Они относятся к форме орбиты Земли, углу наклона оси Земли по отношению к плоскости орбиты, и направлению, в которое указывает ось вращения Земли. Эти циклы влияют на количество солнечной радиации, получаемой нашей планетой, и дают понимание долгосрочных изменений климата, включая начало и конец ледниковых периодов на протяжении всей истории Земли. Однако учёным известно, что циклы Миланковича не могли привести к тому потеплению, которое мы наблюдаем сегодня: Они действуют на очень долгих временных периодах, от десятков тысяч до сотен тысяч лет, в то время как нынешнее потепление на Земле происходит в масштабах от десятилетий до столетий. За последние 150 лет циклы Миланковича не сильно изменили количество солнечного излучения, получаемого Землёй. Циклы Миланковича — лишь один из факторов, которые могут способствовать изменению климата как в прошлом, так и в настоящем. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека см. В чём разница между изменением климата и глобальным потеплением? Понятие « глобальное потепление » относится к долгосрочному потеплению планеты: так, глобальная температура стала активно расти с начала XX века и особенно с конца 1970-х годов. А вот «изменение климата» хоть и включает в себя глобальное потепление, но означает более широкий круг изменений, которые происходят на нашей планете: например, повышение уровня моря, уменьшение массы ледников, ускорение таяния льда в Гренландии, Антарктиде и Арктике, перераспределение осадков, экстремальные погодные явления, изменения во времени цветения растений и множество других вещей. Термины «глобальное потепление» и «изменение климата» иногда используются взаимозаменяемо, но у второго более широкое значение. В чём тогда смысл словосочетания «климатический кризис»? Изначально словосочетание climate crisis «климатический кризис» стало использоваться активистами, международными организациями и СМИ, чтобы подчеркнуть угрозу изменения климата и необходимость безотлагательных действий. Однако сегодня оно используется и научным сообществом: более 11 тысяч учёных со всего мира подписали « Предупреждение мировых учёных о чрезвычайной климатической ситуации », в котором заявили, что климатический кризис наступил и ускоряется быстрее, чем ожидало большинство учёных. На сайте мы используем преимущественно словосочетание «климатический кризис», так как разделяем позицию о том, что ситуация с изменением климата стала критической. Для того чтобы понять, насколько потеплела планета, нужно соблюсти два условия. Первое — решить, с какого времени начать отсчёт. Так как изменение климата происходит в основном из-за выбросов парниковых газов в результате деятельности человека энергетика, промышленные процессы, лесное и сельское хозяйство и т. Второе условие — наличие достоверных данных о температуре.
И хотя мигрировать смогут только физически здоровые люди с какими-то ресурсами, их будет очень много. При этом надо помнить, что на Земле нет континента «Ноев ковчег», на котором спасутся все. Топ-3 мест для жизни в эпоху климатического коллапса Абсолютно безопасного в экологическом смысле места на Земле в XXI веке не существует. Но постараемся выбрать лучшее из худшего! Парадокс в том, что сбегать придется сразу от всего: засухи, воды, гор, пожаров и холода. Но в то же время от воды человек далеко не убежит: она ежедневно нужна нам для жизни. Поэтому большинство городов и располагается на берегах рек или побережье морей и океанов. Получается, что надо быть где-то рядом, но не очень близко. Россия Россия кажется не самым плохим вариантом. В РФ огромные территории, много воды, есть потенциал и место для реализации различных бизнес-проектов, пока не так много людей и не 365 дней в году экстремально жарко или холодно. Конечно, некоторые города и регионы не очень вписываются в концепцию умеренно безопасного будущего: Санкт-Петербург из-за большого количества воды , Москва из-за засухи и водного стресса. Москва вместе с Калькуттой и Тегераном вошла в тройку самых быстро нагревающихся городов мира. Якутия, Чукотка, часть Красноярского края из-за низких температур , промышленные города с ужасной экологией, например Красноярск , Челябинск или Нижний Тагил. Можно предположить, что медленнее других загибаться будут: Татарстан есть вода, развитое сельское хозяйство, потенциал к экономическому развитию региона, терпимая экологическая ситуация , Байкал и Республика Бурятия большой запас пресной воды, терпимая экологическая ситуация, есть потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство , Алтайский край есть вода, терпимая экологическая ситуация, много земель, потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство, близость к Республике Алтай с уникальной природой , Ярославская, Вологодская, Костромская области есть вода, терпимая экологическая ситуация, сельскохозяйственные территории и производства пищевой промышленности, транспортная доступность. Скандинавия Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия Предпочтение здесь стоит отдавать не крупным городам, находящимся на побережье, а маленьким городкам или деревушкам в глубине стран с доступом к воде. Проблемы с водой будут в Стокгольме, на втором месте — Хельсинки, затем Осло и Копенгаген. Экологическая обстановка в этих странах не такая токсичная, как в других. Даже ситуация с воздухом обстоит гораздо лучше , чем у европейских соседей. Также есть территории, где можно вести экономическую и сельскохозяйственную деятельность, есть технологии и умение обращаться с отходами, развитая система возобновляемых источников энергии и повсеместное использование машин с электродвигателями. Это самые экологически осознанные страны в мире. Канада но не вся Страна делится по климатическим характеристикам на две части. Поэтому для жизни больше подходит южная часть страны, кроме территорий около городов Калгари и Реджайна — там будет нехватка воды.
Самый выгодный вариант — попытаться сохранить производство на своем месте. Поэтому вновь обращаю внимание на то, что адаптация без митигации работать будет ограниченное время. Если рассматривать вопросы по учащению опасных природных явлений, то здесь все вопросы и проблемы адаптации хорошо прорабатываются. Статистика, о которой я говорила выше, свидетельствует, что рост числа опасных явлений, нанесших ущерб стране в последние годы практически не наблюдается. Это говорит о том, что у нас хорошо работает система раннего предупреждения об опасных явлениях, например, таких как наводнения, ураганные ветры, ливневые осадки. Мы с вами стали получать систематические оповещения, которые доносятся до каждого жителя. Наши службы, прежде всего МЧС и Росгидромет, работают эффективно в этом смысле. Екатерина Василенко: Ключевые итоги COP27 С другой стороны, мы должны помнить, что, когда мы говорим об ущербе от опасных природных явлений в нашей стране, мы рассуждаем только о прямом ущербе, например, о поврежденном доме, плотине или количестве погибших. Хотя во всем мире считают не только прямой ущерб, но и косвенный, который пока что у нас считать не умеют. Что такое косвенный ущерб? Это потери экосистемных услуг в результате опасных природных явлений, ущерб здоровью населения с отложенным эффектом, загрязнение источников питьевой воды, смыв плодородного слоя почвы при наводнениях, потеря средств к существованию населения, вынужденное переселение. Вот эти эффекты у нас не учитываются, хотя они влияют на величину ущерба от изменения климата в монетарном выражении. Собственно говоря, если мы хотим строить и реализовывать планы по адаптации, по минимизации климатических рисков и негативных последствий для нашей страны, то лучшим показателем является годовая величина ущерба от изменения климата. И если мы проводим успешные и эффективные меры по адаптации, то эта величина не должна расти, а должна постепенно начинать сокращаться. К сожалению, пока мы эту величину полного ущерба от изменения климата в финансовом выражении считать не умеем. Будет ли он выполнен или могут возникнуть трудности в его исполнении? На 2030-й г. Россия поставила несколько целей. Также есть Стратегия долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Что такое уровень 2019 г.? ОНУВ, который был принят на два года раньше Стратегии, — менее амбициозный. Стратегия низкоуглеродного развития говорит о том, что страна не хочет допускать роста выбросов парниковых газов и предполагает стабилизацию на примерно том же уровне. Конечно, те прогнозы и оценки, которые заложены в Стратегии в цифре о недопущении роста, тщательно проработаны и ближе к реальности. ОНУВ заявлен с сильным запасом. Даже если ничего не делать, современные реалии экономики не позволят увеличить выбросы. За 10 лет этого сделать не удастся ни при каком экономическом росте. В современных реалиях антироссийских санкций, давлении и мировом кризисе ОНУВ, заявленный Россией, тем более будет легко выполнен без каких-либо действий. По моему мнению, никаких рисков его невыполнения не существует.
Изменение климата Земли в 2024 году
Он содержит научные данные, необходимые для адаптации к изменению климата, а также сценарии, показывающие, насколько важно снижать выбросы парниковых газов Доклад опубликован на сайте Климатического центра Росгидромета. В нем говорится о том, почему и как меняется климат, как это влияет на природу, жизнь людей и отрасли экономики сейчас, и как может сказаться в будущем. Поскольку это научный обзор, он не дает рекомендаций для политиков и лиц, принимающих решения, но показывает, что будет в том или ином варианте действий или бездействия по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата. Например, если крупнейшие страны за 30-50 лет не придут к обещанной углеродной нейтральности, то это приведет к многократному росту частоты и силы опасных метеорологических явлений. Впрочем, доклад наглядно показывает, что дело не в этих средних градусах, а в росте опасных метеорологических явлений: засух, лесных пожаров, штормовых ветров, аномальных осадков и наводнений. В худшем случае волн жары в России может быть в 4-5 раз больше, чем сейчас, а засухи на юге Европейской части страны будут происходить в 2-3 раза чаще», -- комментирует Алексей Кокорин, директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы.
Программа ООН по окружающей среде Доклад о разрыве в уровнях выбросов 2019 год 26 ноября 2019 года Сейчас, когда мир стремится к сокращению выбросов парниковых газов и ограничению изменения климата, крайне важно отслеживать прогресс в деле достижения согласованных на глобальном уровне целей в области борьбы с изменением климата. В Докладе ЮНЕП о разрыве в выбросах сравниваются полученные в течение десятилетия данные о том, куда направляются выбросы парниковых газов из мест, где они должны быть, и анализируются оптимальные пути устранения этого разрыва. В нем сделан вывод о том, что уровень глобальных выбросов растет, поскольку национальные обязательства по борьбе с изменением климата оказываются недостаточными. Тем не менее растущий импульс со стороны частного сектора и неиспользованный потенциал инноваций и «зеленого» финансирования предлагают пути для преодоления разрыва в уровнях выбросов. Всемирный доклад ООН о состоянии водных ресурсов-2022 2 марта 2022 года Цель Всемирного доклада ООН о состоянии водных ресурсов ВДОВР-2022 заключается в том, чтобы обратить внимание на вопросы, связанные с подземными водами, подчеркнув их особую роль, проблемы и возможности в контексте оперативного и административного управления водными ресурсами и их развития в глобальных масштабах. В специальном докладе приводятся новые доказательства преимуществ ограничения глобального потепления до как можно более низкого уровня в соответствии с целями Парижского соглашения 2015 года. В нем также делается вывод о том, что значительное сокращение выбросов парниковых газов, защита и восстановление экосистем, а также тщательное рациональное использование природных ресурсов позволит сохранить океаны и криосферу. МГЭИК Специальный доклад «Океан и криосфера в условиях изменяющегося климата» 24 сентября 2019 года В специальном докладе МГЭИК особо подчеркивается неотложная необходимость уделять приоритетное внимание своевременным, амбициозным и скоординированным мерам реагирования на беспрецедентные и устойчивые изменения в океанах и криосфере. Доклад предупреждает, что если не изменить поведение человека радикальным образом, сотни миллионов людей могут пострадать от повышения уровня моря, частых стихийных бедствий и нехватки продовольствия. Этот доклад является наиболее подробным обзором динамики, достигнутой со времени Парижского соглашения, и призван вдохновить и проинформировать участников Саммита Организации Объединенных Наций по действиям в связи с изменением климата, который состоится в Нью-Йорке 23 сентября. ЮНЕП Глобальная экологическая перспектива 2019 год 4 марта 2019 года В шестом издании подготовленного Программой ООН по окружающей среде доклада «Глобальная экологическая перспектива» 2019 год содержится призыв к лицам, принимающим решения, незамедлительно принять меры по решению насущных экологических проблем для достижения целей в области устойчивого развития, а также других согласованных на международном уровне целей в области окружающей среды, таких как Парижское соглашение. Доклады ГЭП, представляющие собой плод коллективного труда сотен ученых, рецензентов и сотрудничающих учреждений и партнерских организаций и основанные на достоверных научных знаниях, призваны предоставить правительствам, местным органам власти, деловым кругам и отдельным гражданам необходимую информацию, которая станет для общества подспорьем в деле построения подлинно устойчивого мира к 2050 году. МГЭИК Изменение климата и земля 2019 год 8 августа 2019 года Как отмечается в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК , земельные ресурсы уже испытывают растущую антропогенную нагрузку, усугубляемую изменением климата. ЮНЕП Выделение средств на природоохранную деятельность в докладе G20 26 января 2022 года Для того чтобы противостоять кризисному положению, сложившемуся в таких взаимозависимых областях, как климат, биоразнообразие и деградация земель, ежегодный объем инвестиций государств-членов «Большой двадцатки» необходимо увеличить до 285 млрд долл. США к 2050 году. Однако в настоящее время расходы «Большой двадцатки» составляют всего лишь 120 млрд долл. США в год. Кроме того, как отмечается в недавно опубликованном докладе, разрыв в объеме средств, выделяемых странами, не входящими в «Большую двадцатку», гораздо более значителен и труднее поддается регулированию, при том что из вышеуказанных инвестиций в размере 120 млрд долл. США всего лишь два процента были направлены в 2020 году на официальную помощь в целях развития. Столь же малозначительной остается и помощь со стороны частного сектора — она составляет всего 14 млрд долл. В докладе представлены данные в масштабе всей системы ООН и на уровне ее отдельных учреждений о воздействии на окружающую среду, связанном с выбросами парниковых газов, климатической нейтральностью, отходами, загрязнением воздуха, водой и сточными водами, а также биоразнообразием. Согласно докладу, в 2020 году объем выбросов парниковых газов системы ООН снизился примерно на 25 процентов по сравнению с 2019 годом, что связано со значительными ограничениями на поездки по всему миру, а также с удаленной работой многих сотрудников ООН. В 2020 году 19 процентов электроэнергии, потребляемой ООН во всем мире, приходилось на долю возобновляемых источников энергии. Система ООН смогла компенсировать 99 процентов выбросов. Несмотря на важное значение компенсации для управления неизбежными выбросами, приоритетом для системы ООН остается сокращение и ликвидация выбросов. В докладе отмечается тенденция к снижению выбросов почти у 60 учреждений системы ООН, в которых трудится 310 000 человек. В нем также освещаются достижения в области рационального природопользования.
В худшем случае волн жары в России может быть в 4-5 раз больше, чем сейчас, а засухи на юге Европейской части страны будут происходить в 2-3 раза чаще», — прокомментировал директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. Территория России является регионом Земли, в котором ожидаемое в ХХI веке потепление климата существенно превышает среднее глобальное потепление Росгидромет В целом температура зимой станет выше, в холодный период увеличится количество осадков, деградация ледников и почв усилится. Среди прочего изменения климата скажутся на состоянии рек: изменятся их русла, стоки и питание. Еще к концу века эксперты прогнозируют учащение экстремальных наводнений и паводков, засух, а также лесных и торфяных пожаров. Уровень воды в морях продолжит расти, а в самих водоемах станут появляться так называемые мертвые зоны, что губительно скажется на экосистеме. Море вместо Петербурга Последствия ждут и самих россиян. При этом, подчеркивают авторы, из-за изменения природных условий и экологической обстановки в некоторых регионах Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток , где и без того не хватает жителей, столкнутся с еще большим оттоком населения. При этом сейчас, согласно официальной статистике, климатические условия являются причиной порядка 0,3 процента всех миграционных перемещений населения в стране. Глобальное потепление окажет сильное влияние на российскую экономику, которая и без того переживает вынужденную структурную трансформацию. Росгидромет предупредил, что это чревато потерей рабочего времени, снижением производительности труда. В целом необходимость реализации мер по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения приведет к существенным структурным сдвигам в экономике России и, как следствие, на рынке труда страны, заметили эксперты. С другой стороны, декарбонизация даст толчок развитию зеленой энергетики, что создаст спрос на новые рабочие места в этих сферах экономики, а также в строительстве, науке и образовании. Если мы приложим руки, голову, деньги к адаптации, то наша жизнь изменится не так сильно. Конечно, при условии, что мы сможем сократить выбросы парниковых газов, а в будущем прийти к углеродной нейтральности», — констатировал Кокорин. Если достичь желаемого не получится, человеческой цивилизации, конечно, не наступит конец, однако последствия в любом случае будут тяжелыми. Изменение климата уже не остановить, но его можно замедлить.
А 14 из них уже целенаправленно вовлечены в планирование и реализацию комплекса мер по сокращению выброса парниковых газов. Важнейший фактор здесь - их инвентаризация. Субъектам рекомендовано ежегодное проведение инвентаризации выбросов парниковых газов, и в 41 регионе уже этим занимаются. В качестве успешного примера адаптации к изменениям климата Валерий Фадеев привел Белгородскую область.
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%. Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно прогнозам, количество лесных пожаров, наводнений, засух и волн тепла будет увеличиваться, а сокращение выбросов и активизация мер по адаптации являются единственным способом. Также антропогенные изменения климата за последние 50 лет замедлили рост продуктивности сельского хозяйства в средних и низких широтах.
Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России
Официально страны должны озвучить свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в день подписания документа. Важнейшее условие - они должны быть не ниже, чем уже заявленные цели в Париже. Для мониторинга выполнения Парижского соглашения и взятых на себя странами обязательств предлагается сформировать специальную рабочую группу. Планируется, что она начнет работу уже в 2016 году. Разногласия и пути их решения "Должны" заменили на "следовало бы" На этапе обсуждения договора Россия выступала за то, чтобы соглашение носило юридически обязывающий характер для всех стран. Против этого выступали США. Как заявил неназванный дипломат, слова которого приводит агентство Associated Press, американская делегация настояла на том, чтобы в итоговом документе в разделе о показателях по сокращению выбросов в атмосферу слово "должны" было заменено на "следовало бы". Такая структура договора позволяет обойтись без ратификации документа в Конгрессе США, который настроен крайне скептично в отношении экологической политики Обамы.
С другой стороны, к выбору и применению мероприятий, нацеленных на противодействие изменениям климата, надо подходить разумно и осторожно. Такие меры, как перенос производств в развивающиеся страны, принудительное сокращение рогатого скота, призывы к отказу от содержания домашних любимцев и предложения ввести индивидуальные углеродные кредиты — это конъюнктурные, экономические, даже геополитические, но не экологически обоснованные решения», — отметил он.
В свою очередь, доцент института экологии РУДН Татьяна Ледащева обратила внимание, что в погоне за переходом на уменьшение выбросов необходимо тщательно и всесторонне прорабатывать предлагаемые альтернативы. Новые технологии нуждаются в дополнительной проработке и поддержке в продолжении всего жизненного цикла», — подчеркнула Ледащева.
Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство.
Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ.
С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности.
Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата.
При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого.
Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов.
По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов.
Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата.
Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню.
Однако против этого выступили развивающиеся страны.
По их мнению, большая часть нагрузки должна ложиться на развитые государства, которые долгое время являлись основными источниками выбросов. Между тем, сейчас в первую пятерку "загрязнителей" планеты, наряду с США и ЕС, входят Китай и Индия, которые считаются развивающимися странами. Россия находится на пятом месте по уровню выбросов СО2.
Как отметил французский эколог Николя Юло, в ходе конференции некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, "приложили все усилия, чтобы максимально ослабить соглашение и вычеркнуть из него неудобные формулировки касательно сокращения выбросов и перехода к новым источникам энергии вместо традиционных углеводородов". В результате в тексте документа отсутствуют какие-либо конкретные обязательства государств по снижению выбросов парниковых газов: предполагается, что каждая из стран будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере. Данный подход обусловлен тем, что среди стран - участников конференции - государства с разными возможностями, что не позволяет предъявлять им единые требования.
США "за все платить не собираются" Еще одним пунктом, по которому страны долго не могли прийти к соглашению, стал вопрос финансирования.
Глава Института глобального климата и экологии перечислила регионы России из зоны риска
Существуют реальные, эффективные методы сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к антропогенному изменению климата, и их необходимо внедрять уже сейчас. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Новости компаний. Существуют реальные, эффективные методы сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к антропогенному изменению климата, и их необходимо внедрять уже сейчас.