Новости гагаузы что за нация где живут

последние известия.

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ

Одежда мужчин и женщин имеет свои отличительные черты. Мужская одежда включает в себя традиционную рубашку с длинными рукавами, которая называется «камарь», а также широкие брюки и национальную головную убор «каппа». Женская одежда также включает в себя длинную рубашку с длинными рукавами, юбку и фартук, а также головной убор «песочник». Одежда гагаузов обычно яркая и красочная, с использованием множества цветов и узоров. Кроме традиционной национальной одежды, современные гагаузы также носят современную одежду, которая соответствует современным требованиям и модным тенденциям.

Одежда гагаузов играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия этого народа. Она также является объектом гордости и идентификации для гагаузов, помогая им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Традиционная кухня и еда Гагаузская кухня является смесью традиций разных культур, с которыми гагаузы взаимодействовали в течение своей истории. Она богата вкусными мясными блюдами, молочными продуктами, зерновыми и овощными блюдами, которые традиционно готовят на открытом огне.

Некоторые из наиболее популярных гагаузских блюд включают: Шашлык. Это одно из самых популярных блюд гагаузской кухни. Шашлык готовится из кусков мяса, которое маринуется в специях и жарится на открытом огне. Это традиционное блюдо, которое готовится из тонко нарезанных лепешек, которые затем смешиваются с говядиной или бараниной и подаются в густом мясном соусе.

Это блюдо, которое готовится из кусков мяса, приправленных специями и жаренных на открытом огне. Гагаузы готовят множество разных пирогов, включая мясные, овощные и фруктовые. Пироги могут быть сладкими или солеными. Гагаузы производят множество разных видов сыров, включая козий, овечий и коровий.

Сыры могут быть молодыми или зрелыми, и они используются во многих гагаузских блюдах. Чай является важной частью гагаузской культуры и традиционно подается вместе с сухофруктами и другими сладостями. Гагаузская кухня отличается богатством вкусов и ароматов, а также традиционным способом приготовления на открытом огне, что добавляет ей особый шарм и аутентичность. Характер Характер гагаузов отражает их историю и традиции.

Гагаузы известны своей гостеприимностью, душевностью, приветливостью и открытостью к новым знакомствам. Они также обычно терпеливы, трудолюбивы и усердны в работе. Гагаузы имеют сильный дух сообщества, их община традиционно была организована вокруг семейных кланов, которые поддерживали друг друга и работали вместе над общими целями. У гагаузов также есть уважение к старшим, которые играют важную роль в принятии решений и сохранении традиций.

Не просто переселенцы Центр маленькой Бешалмы выглядит как небольшой городок, с фонтанами, памятниками и храмом. Здесь в музее будем погружаться в историю Гагаузии, тем более, гостей тут встречают с виноградом. В здании несколько залов и каждый отвечает за определенную эпоху. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Если бы не он, мы бы не знали как жили наши предки 100 лет назад», - рассказывает гид по музею Кеся Мария Ивановна.

Гагаузы в Бразилии Отдельный стенд в музее посвящен массовой эмиграции из Гагаузии в Бразилию в начале 20 века, когда эти края были частью Румынии вместе с остальной Бессарабией. Тысячи гагаузов тогда бросили родные края, часть из них вернулась, а остальные надолго потеряли контакт с родиной, пока в последнее время он не начал налаживаться. Уехать можно было только всей семьей и даже на паспорт фотографировали сразу всех её членов. Кто в доме хозяин? Многое в музее говорит об особенностях гагаузской семьи, где роли мужчины и женщины разделены сильнее чем в других народах.

Ей так было удобнее», - с улыбкой продолжает гид. Для того, чтобы большую гагаузскую семью было проще представить, здесь есть и макет типичного двора, где на самом почетном месте сидит старший.

На накопленные деньги мы купили дом в Липках. И сразу же подали документы на оформление гражданства. Спустя полтора года мы получили российские паспорта, тогда упрощенной программы оформления гражданства не было. Обязательное условие — отказ от гражданства Молдовы и, соответственно, выписка с предыдущего места жительства. Мы, не задумываясь, это сделали», — рассказывает Светлана. Светлана и Николай понимали, что российское гражданство позволит им работать легально и быть вместе, быть настоящей семьей. Там все так же не хватает рабочих мест. В России молдавских гастарбайтеров меньше не стало, только теперь они с российскими паспортами», — говорит Николай.

Надежда и Петр Куюжуклу Сын Николая и Светланы Петр, студент четвертого курса Рославльского железнодорожного техникума, далее планирует стать машинистом и получить высшее образование. В перспективности выбранной специальности Петр не сомневается. Но его планы на будущее в скором времени будут прерваны службой в армии. Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии. За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны. Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии. Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию.

Но и в Гагаузии своего будущего не видели. Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать. Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию. Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун. Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске. Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается.

Квартиру в Смоленске пока сдаем. Переезжать туда совсем не хочется. Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород. В общем, есть чем заняться. Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют. В семье между собой чаще говорят на гагаузском. Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит.

Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне. В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности.

Если придерживаться версии про турок-сельджуков, тогда предки гагаузов появились на севере Балканского полуострова в 13 веке. Если булгарской версии — то еще в 7 веке. Исследования показывают, что генетически гагаузы очень неоднородны: «В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские ». Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица. Когда в 19 веке османы почти полностью потеряли свое господство над Европой, на Балканах началось время безвластья. Полуостров продолжали делить между собой две империи — Российская и Османская, война шла уже давно. Россия при этом предлагала жителям Балкан обосноваться в малонаселенной южной Бессарабии. Эмигранты получали от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии. Условия были выгодными и часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали на дикие земли, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Не считая тех лет 1918-1940 , когда Бессарабия входила в состав Румынии, она с начала 19 века была в составе Российской империи, затем Советского Союза — Молдавской ССР. Еще одна часть гагаузского населения ушла на Кавказ. В 1918 году, в хаосе гражданской войны, горцы разоряли крестьянские хозяйства гагаузов и те перекочевали в Семипалатинскую губернию. Через 7 лет они обратились к руководству Кабардино-Балкарской Республики с просьбой разрешить им вернуться обратно. До переселения в Бессарабию гагаузы принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов на территорию Бессарабии они перешли в лоно Русской православной церкви. Большинство гагаузов в настоящее время исповедует православие, хотя есть среди них и протестанты. Их переход к христианству в 13 веке связывают с активной миссионерской деятельностью некоего Сары Салтыка, под именем которого, по балканским легендам, мог скрываться св.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Гагаузы известны как народ традиционный, трудолюбивый, внешне спокойный, но способный к взрывоопасным эмоциям. 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить. происхождение народа, где и как живут, фото. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека.

"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул

Историки отмечают, что гагаузские и болгарские крестьяне довольно быстро приспособились к климатическим условиям Буджака, характеризующимся малым количеством осадков, сухой осенью и малоснежной зимой. Продолжительные засухи, морозы, бесснежные зимы, низкий научно-технический уровень ведения сельского хозяйства не позволяли выращивать озимые хлеба. В пашенном клину преобладала яровая пшеница "арнаутка". Жителей края выручала кукуруза, которая давала неплохие по тем временам урожаи. Для накопления влаги люди строили системы запруд для водопоев скота, полива и т. Климатические условия Буджака, его тяжелые суглинки позволяли выращивать виноград столовых и винных сортов, абрикосы, персики, айву, бахчевые культуры. Под садово-виноградные плантации и огороды отводились участки по берегам рек и лиманов. В выращивании овощей равных болгарам специалистов в Буджаке не было. Что касается скота, то он с апреля по октябрь находился на вольном содержании. Гагаузам и болгарам параллельно с выращиванием зерновых, винограда, фруктов, овощей, содержанием скота пришлось поднимать целину.

А для этого в первое время не было подходящего инвентаря и необходимого количества тяглового скота. Первым задунайским колонистам приходилось впрягать в малороссийский плуг по шесть-во- семь волов. Так, в 1852 г. В начале устройства в Буджаке лишь немногие гагаузские и болгарские хозяйства могли полностью закомплектовать плуг. По словам И. Мещерюка, в 50-х годах XIX в. Благо, что колонии были богаты большим трудовым потенциалом. В середине 30-х годов XIX в. На поле или дома работали также члены семьи моложе четырнадцати и старше шестидесяти лет.

Специфику зернового производства в крае создавала короткая весна. До наступления засушливых дней нужно было успеть подготовить почву. С посевом, как правило, запаздывали малоимущие крестьяне, которые часто оставались без должного количества продовольственного и кормового зерна. В начале 40-х годов XIX в. В крае уже не было достаточного количества казенной земли, особенно плодородной. Серьезной проблемой стали быстрый естественный прирост населения, прибытие новых переселенцев. Эти факторы привели к тому, что сокращались семейные наделы. Многие молодые семьи оставались без земли. Местные чиновники стали взимать с переселенцев дополнительные поборы.

Исправники заставляли их бесплатно работать на себя. Чиновники вынуждали крестьян продавать зерно по низким ценам. Продажа мяса была привилегией откупщиков, которым шла также пятая часть улова рыбы. Гагаузы и болгары, как и молдаване, крайне негативно отнеслись к переписи населения Бессарабии 1816 г. Ее целью было установить количество налогоплательщиков для обложения биром бир от венгерского слова Ьег - основная денежная подать крестьян и горожан в XV - начале XIX вв. С населения Буджа-ка стали взимать более 40 видов налогов и поборов. На колонистов легло основное бремя по сооружению мостов, общественных зданий, а также посадке государственных лесов. В страдную пору местные власти заставляли крестьян использовать лошадей для перевозки строительных материалов, находивших-ся в десятках километров от их домов. Гнев переселенцев постоянно нарастал.

Крестьяне открыто стали критиковать политику местных властей. Центром народ-ного движения 1842 г. Первая вспышка в Верхне-Буджакском округе была направлена против эксплуататорской деятельности окружного старшины А. Илашкова и его подручных. Вскоре, однако, выступление коснулось и представителя царских властей более высокого ранга - управляющего задунайскими переселенцами М. Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе".

Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев. Вскоре движение 9 мая 1842 г. В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены. Однако царские власти вынуждены были отстранить от должности М. Буткова и целый ряд других чиновников. На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов.

Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г.

Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел.

Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы.

Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г.

История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича.

Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно.

После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей.

Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности. Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи.

Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни. И с этим наш герой неплохо справляется! Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы.

Еще три гагаузские семьи купили дома в этой деревне, но пока живут в Москве. Если пройтись по российской деревне, легко можно определить, в каких домах живут гагаузы. В их дворах и на их участках растут нехарактерные для этого региона кусты и деревья. Мы очень рады, что они принялись и, более того, плодоносят. Глядя на эти кусты и деревья, мы вспоминаем нашу малую родину», — рассказывает супруга Григория Тащи Лидия. По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года, в России проживали 12 210 гагаузов. Из них 3 754 — в Центральном федеральном округе. Поток гагаузов в Россию особенно усилился в начале 2000-х годов, когда Молдова переживала не лучшие времена: в стране начался тяжелый экономический кризис, который затянулся на годы.

Устав от жизни на два государства, все больше гагаузов приняли для себя решение переехать в Россию на постоянное место жительства. Казаклийская семья Куюжуклу более 10 лет живет в деревне Липки. Тогда, в начале нулевых, причин для их переезда было предостаточно, но самая главная из них — это то, что они устали ждать перемен к лучшему. Мы были гастарбайтерами долгие годы, где работали, там зачастую и жили, прямо на стройке. Заработанные деньги вкладывали в ремонт родительского дома в Казаклии. За несколько лет наших скитаний в родном селе, впрочем, как и во всей Молдове, в лучшую сторону ничего не изменилось. Во всяком случае, для простого рабочего класса. Мы понимали, что кризис в Молдове затянулся и что ждать резких улучшений не стоит.

У нас уже был сын Петя, мы планировали иметь еще детей, и при этом понимали, что должны обеспечить им хорошее будущее», — рассказывает Николай Куюжуклу. Мы практически не видели, как растет наш ребенок. Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию. Они решают приехать в деревню Липки, так как здесь жили их родственники. Первое время я с детьми жила у сестры, а муж продолжал работать на стройке в Москве.

На накопленные деньги мы купили дом в Липках. И сразу же подали документы на оформление гражданства.

Этноним действительно привлекает к себе внимание, причём историки не могут точно сказать, где истоки его происхождения. Сегодня исследователи выделяют две версии появления названия гагаузов. Первая гипотеза, вероятно, принадлежит самим гагаузам. Они гордятся своей стойкостью, считают, что этноним образовался от слияния двух слов «гага» — «клюв» и «уз» — «прямой». Вы можете удивиться: при чём здесь «прямой клюв», если речь идёт о народе?

Но в том-то и дело, что сами гагаузы заявляют: «Сколько клюв не гни — он останется прямым». Здесь представители этноса замечают аналогию с гагаузским характером — несгибаемым и готовым к любым испытаниям. Вторая версия более прозаична. Её сторонники склоняются к тому, что предками гагаузов были племена огузов. Тюркские народы могли именовать гагаузов «гёк-огузами», что в дословном переводе значит «небесные огузы». Согласитесь, эта гипотеза хоть и более логична, но весьма своеобразна и тоже имеет некоторые неясности. У самых разных историков постоянно появляются новые предположения.

В целом, на данный момент можно выделить более двадцати версий, пытающихся объяснить появление столь необыкновенного народа. Перечислять все я не стану, но остановлюсь на основных, к которым принадлежат следующие идеи: Многие историки склоняются к тому, что гагаузы принадлежали к коренному населению Балкан. Они сумели развить свою культуру, но были ассимилированы тюркским народом, от которого переняли языковые особенности.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

Происхождение Множество гипотез порождается отсутствием точной информации о происхождении гагаузов. Исторических документов, датирующихся ранее XIX века, на данный момент не найдено — похоже, что во времена переписи их просто не рассматривали как отдельную этногруппу. Наиболее убедительная версия их появления: от огузов узов , перешедших Дунай в 1064 году и оставшихся на Балканском полуострове. В результате фонетических трансформаций и получилось имя народности — гагаузы. Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века.

Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции. Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности.

Христианизация греческое православие части балканских тюрок шла медленно и болезненно. До переселения в Бессарабию , гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники. Другая часть гагаузов исповедует ислам суннитского толка. Браки Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключенных в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключенных в 2003 году такими являлись 77 [19]. На 2018 год кол-во моноэтичных браков снизилось. Всемирный конгресс гагаузов Гагаузы Конгресс гагаузов проводится раз в три года начиная с 2006 года в столице АТО «Гагаузия» городе Комрат. Он собирает гагаузов со всего мира. Расселение Первый официальный флаг гагаузов В Молдавии по данным переписи 2004 года проживало 147,5 тыс.

Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки karmyarik , внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами. Под общим названием manca манджа известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие [18]. Религия Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, были тенгрианами [ источник не указан 575 дней ]. Христианизация греческое православие части балканских тюрок шла медленно и болезненно. До переселения в Бессарабию , гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники. Другая часть гагаузов исповедует ислам суннитского толка.

В этот день проводятся праздничные мероприятия, национальные гуляния и концерты. Музыка и танцы — еще одна важная составляющая культуры гагаузов. Традиционная музыкальная форма — это песни, исполняемые сопрано, а также оркестры, в которых играют национальные музыкальные инструменты, такие как баян и скрипка. Танцы гагаузов отличаются энергией и грацией и также являются частью их культуры. Гагаузы также известны своей национальной кухней. Они готовят разнообразные блюда, используя местные продукты и традиционные рецепты. Некоторые известные блюда гагаузской кухни — плов, манты и лепешки с сыром.

Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов

Да всё очень просто. То, что они считают нас своей провинцией , давно известно. Почти всё руководство страны имеет румынские паспорта и, как Дорин Речан, считают себя румынами. У нас официальный язык уже год как — румынский.

Гагаузия — автономное территориальное образование в составе Молдавии. До декабря 1995 года регион существовал как непризнанное государство. Власти Гагаузии, вопреки европейской позиции руководства республики, выступают за дружбу с Россией.

В 1861—1862 годах некоторые из них поселились в Таврической губернии. Волна столыпинской аграрной политики в период между 1912 и 1914 годами привела некоторых гагаузов в Казахстан, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в течение очень сложных лет начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день. Традиционное жилище Где проживают гагаузы? Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна завалинки вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами украшенными цветочными узорами , популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками. Экономика Традиционная экономика гагаузов базировалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве — выращивании зерновых и виноградарстве. Еще недавно, несмотря на культурное сходство, можно было без труда определить кто это — гагауз или болгарин. У них всегда были важные различия: болгары были крестьянами, а гагаузы хотя и занимались сельским хозяйством, в своем мировоззрении, по сути, являлись скотоводами.

Продукты питания Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока. Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов калачей и пресных лепешек. Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой. К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину.

Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец. Одежда В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу. Обязательными чертами женской одежды были серьги, браслеты, бусы, а среди богатых гагаузок — ожерелье из золотых монет. По словам дореволюционного исследователя, женщины носили так много украшений, что они покрывали всю грудь до пояса. Традиционная внешность гагауза фото приведено в статье включала рубашку, штаны, широкий красный пояс, а летом — шляпу. Зимняя шапка была сделана из каракулевой овечьей шерсти. Одежда пастуха состояла из обычной рубашки в сочетании со штанами из овчины с шерстью вовнутрь, безрукавной шубой и короткой дубленой куртки, иногда украшаемой красно-зеленой строчкой.

По одной из версий — потомки тюркоязычных народов, пришедших с Алтая на Балканы. Во времена Османской империи турки прозвали их «прямыми клювами» упрямцами за отказ принять ислам. Оставшись православными, гагаузы сохранили в своей культуре и традициях много суеверий и языческих ритуалов, которые соблюдают по сей день.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты.

Содержание

  • Содержание
  • Прорусская Гагаузия, или Из-за чего молдаване ссорятся с «бессарабскими чеченцами»
  • Гагаузы: их язык и кто они такие
  • Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
  • Гагаузы, кто они?
  • Как гагаузы попали в Молдавию

Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа

Гагаузы (самоназвание Gagauzlar) — тюркоязычный народ, который довольно компактно проживает на юге Молдавии в исторической области Буджак. Гагаузия — автономная территория, которая расположена в границах современной Молдовы, а гагаузы — малочисленный тюркоязычный этнос, который проживает в Причерноморье. Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать.

Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа

Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские. Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь. Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах.

Гость для кочевого народа — святой человек, говорят, в гагаузских сёлах не бывает бродяг — каждый может постучаться в дверь и найти приют. Нет и одиноких стариков — семья занимает важное место в жизни гагаузов. Эти качества маленький кочевой народ сумел сохранить и передать своим потомкам, уважение — прежде всего.

Интересные постоянные экспозиции и познавательные выставки, невероятно насыщенные, информативные экскурсии, полная интерактивность и наглядность, многоаспектность и «нескучность» — вот главные отличительные черты музеев этнопарка. Понравилась статья - поделись с друзьями!

При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями. Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались.

Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие анти-турецкие аргументы участники обсуждения, за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчиненный статус Молдовы.

Более того, Штефан чел Маре Великий , фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность. Они, если приходят на какую-либо землю - никогда не уйдут с нее, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры, и они будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнетом.

Вот главный итог двухдневной поездки Гуцул в Москву: с 1 мая в Гагаузии начнут действовать карты "Мир", а значит, этот молдавский анклав сможет напрямую работать с российскими компаниями.

Потому что у бюджетников, у пенсионеров будет возможность получить надбавку к зарплате, к пенсии", — сказала глава Гагаузии. В начале марта — в день, когда президент Молдавии Майя Санду предлагала французскому коллеге Эммануэлю Макрону разместить в Кишиневе французские войска, — Гуцул в Сочи общалась с Владимиром Путиным. Сейчас впервые раскрывает журналистам подробности той встречи.

Потому что на сегодняшний день власть Республики Молдова покупает российский же газ, но через офшорные компании, и для обычного жителя газ в разы дороже", — рассказывает Гуцул. Еще одна просьба лично российскому президенту — открыть российский рынок для сельхозпроизводителей Гагаузии. Закрыли его, к слову, прозападные политики в Кишиневе.

В какую сторону они смотрят, красноречиво говорит и румынское гражданство Майи Санду, и последние заявления молдавского премьера.

В Гагаузии есть собственный герб, флаг и гимн. Кроме того, в Гагаузии есть глава, который избирается на свои полномочия раз в четыре года и входит в состав молдавского правительстве. Стоит отметить, что сегодня гагаузский язык считается одним из самых редких на планете. При этом турки, когда слышат бытовую речь гагаузов, спокойно могут посчитать их соотечественниками, так как фонетика, лексика и грамматика очень похожи.

Страна трех городов и двадцати девяти сел

Те гагаузы, которые проживали на территории Cеверной Добруджи, ассимилировались с румынами, а гагаузы Южной Добруджи — с болгарами. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту.

Давние связи с Россией

  • Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
  • Историческая сущность нации
  • Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
  • Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
  • Гагаузия - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
  • Кто такие гагаузы?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий