11 октября 2023 года Священный Синод РПЦ сменил управляющего Патриаршим экзархатом в Африке, сообщает сайт «». Ответом на создание Африканского экзархата РПЦ может стать Русский экзархат Константинопольской Церкви.
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви
11 октября 2023 года Священный Синод РПЦ сменил управляющего Патриаршим экзархатом в Африке, сообщает сайт «». Как сообщает «РИА Новости», поводом для этого стало якобы незаконное присутствие РПЦ в зоне ответственности африканской церкви. Речь идет об открытии патриаршего экзархата Африки, который РПЦ образовала в конце прошлого года. Священный Синод РПЦ принял заявление, в котором ответил на возмущение Александрийского патриархата по поводу создания Патриаршего экзархата в Африке. Также, как отметил Представитель Церкви, члены Священного Синода постановили образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий, а главе Патриаршего Экзархата Африки иметь титул «Клинский». В юрисдикцию Русской Православной Церкви приняли 102 клириков Александрийского патриархата из восьми стран Африки.
РПЦ создала патриарший экзархат Африки
Синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки | Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки. |
Африканский ответ РПЦ: впервые в сан рукоположены местные православные / ИА REX | Бывший патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) утверждает, что за ним нет никакой вины перед Русской православной церковью, и он ничего не делал без решений церковного. |
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви | Образован экзархат был после разрыва евхаристического общения РПЦ с патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II из-за того, что тот признал легитимность и каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ). |
Африка будет православной: о развитии экзархата РПЦ на территории Черного Континента | Патриарший экзархат Африки был создан после того, как Александрийский патриарх, канонической территорией которого считалась Африка, признал украинский раскол. |
Синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки
Хотя Русская православная церковь никогда не возражала против несения этой миссии Александрийской церковью и отправляла значительные суммы в поддержку ее миссионерской и гуманитарной деятельности. Эта поддержка была разрушена солидарными с украинскими раскольниками действиями патриарха Феодора II. То, что произошло на Украине, неожиданно помогло Африке. Без Русской православной церкви Африке пришлось бы очень тяжело И когда часть африканских православных священнослужителей и верующих, поняв, что их совесть не позволяет им находиться в общении с патриархом Феодором II, стали просить, чтобы их взяли в прямое ведение Русской православной церкви, не было причин им отказать, подчеркивает иерей Георгий Максимов. И после решения Священного Синода РПЦ началось время "нашего присутствия" и заботы о христианском православном населении Африки. Почему я решил перейти в РПЦ?
И когда патриарх Феодор II, не посоветовавшись ни с кем, не проведя никаких консультаций, присоединился к украинским раскольникам, истинность нашей веры оказалась под вопросом. По его словам, большинство священников, особенно в Танзании, не согласившись с этим решением, решили бороться за истинную веру и отстаивать истинное православие. Пришлось столкнуться с "огромными проблемами", прежде всего связанными с изгнанием из храмов и домов. Постриженный в монахи в 2010 году, архимандрит Захария, вернувшись в Танзанию, и так вел сложную жизнь монаха без монастыря - снимал квартиры, менял жилье. По словам этого упорного и верного православию человека, приход в Африку Русской православной церкви "очень положительно" сказался на ситуации дал возможность не отступить от истины и канонов веры тем, кто этого для себя не допускает и обернулся настоящей человеческой поддержкой не только в вере, но и в жизни.
Важен вклад РПЦ в образование африканских священников - И конечно, Африка очень много получила с точки зрения образования, - подчеркивает архимандрит Захария. По его словам, многие африканские священники не имели в детстве возможности учиться. И первое, что получили такие священники от РПЦ - поддержку и возможность учиться. В том числе, и в Москве. В Александрийской церкви таких возможностей не было, церковь не проявляла активности в желании помочь африканским священнослужителям получить хорошее образование, отмечает архимандрит Захария.
Посещая исторические места, я все более и более убеждаюсь в величии русского православия Результатом открытости и заботы со стороны Русской церкви, выдачи ею стипендий на богословское образование, по его словам, стало резко выросшее желание многих молодых африканцев быть православными священниками и монахами. Еретики по неграмотности - Я женился в этом году и милостию Господней получил возможность отправиться в Россию учиться, - рассказывает диакон Даниил Агбаза из Нигерии.
Мы посылали различные сигналы Александрийскому Патриарху о том, что не хотели бы вступать на территорию Африки. Но когда наши предложения были отвергнуты, когда Александрийский Патриарх показал, что он не собирается менять свою позицию по Украине, что нам оставалось делать? Поэтому сейчас тех, кто пожелал к нам обратиться, мы приняли, — добавил митрополит Иларион. Председатель ОВЦС отметил, что помимо принятых 102 клириков есть и другие священнослужители из стран Африки, которые желают присоединиться к Русской Православной Церкви, добавив, что их «тоже будем их принимать».
Митрополит Леонид и Африка. Крещение Африки происходит именно сейчас, как крещение коренных народов Сибири происходило в 19 веке. Якуты, например, с тех пор - православный народ. Традиционно считалось, что Африка это каноническая территория Александрийской Православной Церкви хотя, большую часть истории это касалось лишь бывших провинций Римской империи на африканском севере. Однако, Александрийская Церковь поддержала раскол на канонической Русской территории - поддержала раскольническую Украинскую церковь, которая вопреки традициям отделилась от РПЦ. Александрийский патриарх отказался признавать 63 легитимность канонической территории, а значит, по мнению русского духовенства, Александрийская церковь и сама стала не очень-то легитимной. Миссионер иерей Георгий Максимов пояснил : «Видя то, что Александрийская церковь вступила на путь раскола, наша церковь была вынуждена предпринять шаги по восстановлению своей юрисдикции в Африке… Если бы они православные верующие и священники в Африке — прим. Георгий Максимов о миссионерстве. Нюансы религиозной легитимности понимают и чернокожие священники в Африке.
Митрополитом Клинским, Патриаршим Экзархом Африки назначен архиепископ Ереванский и Армянский Леонид с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией. При этом владыка Леонид освобожден от должности зам.
Кирилл Фролов: Униаты травят экзархат Африки, целясь в Патриарха Кирилла и президента Путина
В ответном заявлении Священного синода Русской православной церкви от 28 января 2022 года говорилось: «Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине. Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия» [13]. Есть люди, которые смотрят, есть сомневающиеся» [14]. Священный синод Русской православной церкви на заседании 24 марта 2022 года утвердил Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Африки [15] и его Устав [16]. В марте 2023 года митрополит Леонид отмечал: «В нашем Экзархате существует программа повышения квалификации для людей, уже имеющих богословское образование, которое они получили в греческих школах или католических университетах. Для них читают специализированные курсы по основным предметам духовных школ. В этом деле мы первопроходцы, поэтому тщательно и скрупулезно стараемся разработать максимально комфортные курсы лекций и программы для слушателей, приезжающих к нам в Москву. Африканский континент — это 1,3 миллиарда населения и 54 страны с официальным суверенным статусом. На территории данных стран немало различного рода христианских и псевдохристианских образований и сект, многие из которых после образования Патриаршего Экзархата в Африке стали проситься к нам.
В ЮАР я совершил четыре богослужения: Литургию в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого в нашем русском храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге; молебен на приходе в Робертсоне, на Богоявление на нашем приходе в Кейптауне — всенощное бдение и Литургию с великим освящением воды. Все священники ЮАР мне сослужили на этих службах — в разном составе.
После службы в Кейптауне мы провели собрание духовенства ЮАР, обсудили текущие вопросы. Там мы имеем четыре храма и пять священников, поэтому вопросы были в основном о пастырской практике: как действовать священнику в той или иной трудной ситуации, как взаимодействовать между собой. В ЮАР есть возможности для развития нашей церковной жизни: там есть русские общины, которые не охвачены постоянно пастырским вниманием. Конечно, всех интересует и ситуация в России, все те сложные вопросы, которые стоят у нас на повестке дня. Растут ли они, и появляются ли новые, есть ли интерес к Православию у буров? Это молодой священник, но чувствуется, что это настоящий, хороший пастырь. Среди верующих там и наши русские, и местные. Что касается развития, то перспективы очень хорошие. В Робертсоне приятное впечатление производит приход храма преподобной Марии Египетской. Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего.
Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки.
В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине.
Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь?
Позднее монахиня Матрона выступила на молодежном форуме, собравшем на приходе преподобного Стилиана в селе Сигинваи духовенство и прихожан благочиния Нанди. Она рассказала о практике приходского благочестия Русской Православной Церкви. Особенное внимание было уделено исповеди, которая в Александрийской Церкви практически исчезла.
Госпожа Муге была рада познакомиться с духовенством и мирянами Русской Церкви в Нанди.
Скандал разразился уже после отъезда Леонида из Латинской Америки в июне 2016 года. После Аргентины Леонида направили в Северную Осетию в качестве епископа с 2017 года — архиепископа Владикавказского и Аланского. Эта одна из самых сложных епархий на территории России с учетом широкого распространения в республике традиционных верований, к которым с симпатией относится местная элита. В 2019 году архиепископ в проповеди в главном соборе Северной Осетии подверг критике действия руководства республики, фактически обвинив его в срыве подготовки к празднованию 1110-летия крещения Алании и потворствовании развитию неоязычества. Он, в частности, заявил, что «заверения главы республики Святейшему Патриарху, что Осетия-Алания будет развиваться в православном векторе, не выдерживают критики». Кроме того, архиепископ резко высказался о растущем влиянии т. Но зато есть скифо-сарматские обычаи и традиции. Люди, опомнитесь!
Многочисленные Telegram-каналы, лояльные к руководству Северной Осетии, обвинили владыку Леонида в «разжигании межрелигиозной розни», «атаке на истинную веру осетин» и «политических интригах». Осетинским архиереем Леонид был до 2021 года, но со временем он все более занимался другими обязанностями. В 2016 году он стал управляющим образованными тогда же Патриаршими приходами в Армении, в 2021-м преобразованных в Ереванско-Армянскую епархию. В этом качестве архиепископ Леонид занялся самым амбициозным и конфликтным проектом РПЦ последних десятилетий — африканским. Африканский экзархат 24 сентября 2021 года решением Священного синода архиепископ Леонид был назначен викарием патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский», с пребыванием в Москве. Кроме того, ввиду «многочисленных обращений клириков Александрийской Православной Церкви в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата», ему поручено «по тщательном изучении поступивших обращений представить предложения Священному Синоду». Речь шла о священнослужителях из африканских стран, входивших в юрисдикцию Александрийского патриархата. Также Синод констатировал «невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, которые подавали соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата». К началу ХХ века Александрийский патриархат представлял собой маленькую греческую церковь, представленную в основном в Египте, где она уступала по влиянию и численности прихожан Коптской церкви, придерживающейся миафизитского умеренного монофизитского — то есть еретического с точки зрения ортодоксальной церкви учения.
В 1926 году александрийским патриархом стал один из самых ярких и противоречивых церковных деятелей ХХ века Мелетий Метаксасис , либерал и сторонник церковных реформ, последовательно занимавший афинскую, константинопольскую и александрийскую кафедры, инициатор перевода греческих церквей на новоюлианский календарь. Из Греции он был изгнан после прихода к власти консервативных монархистов, из Стамбула — вскоре после занятия города войсками Кемаля Ататюрка. Возглавив Александрийский патриархат, Мелетий укрепил за Александрийским патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой которая до этого была номинальной , и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Тунисе, Судане и Эфиопии. Его преемники продолжили этот курс. Африканскую политику Александрийского патриархата активно поддерживал и кипрский архиепископ Макарий III, бывший по совместительству президентом Кипра. Синод РПЦ также постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий во главе с архиепископом Леонидом, ставшим одновременно управляющим Северо-Африканской и временно управляющим Южно-Африканской епархиями. Епархиальный архиерей получил титул «Каирский и Северо-Африканский». Епархиальный архиерей получил титул «Йоханнесбургский и Южно-Африканский». На следующий день Александрийский патриархат выразил «глубочайшее сожаление» в связи с решением Московского патриархата о создании собственной структуры в Африке.
В интервью агентству ТАСС 31 декабря 2021 года архиепископ Леонид заявил, что после признания ПЦУ патриархом Феодором «нам безразлично, будут ли предприниматься какие-либо действия со стороны Александрийского патриархата», подчеркнув, что «если священноначалие АПЦ признает свою ошибку и принесёт покаяние, мы будем готовы о чём-то говорить. Но принятое решение Священного синода РПЦ о создании экзархата в Африке обратной силы иметь не будет в любом случае». Конфликт обострялся. Синод Александрийского патриархата на заседании 12 января 2022 года принял заявление, в котором осудил учреждение Московским патриархатом своего экзархата в пределах юрисдикции Александрийской церкви, охарактеризовав такое деяние как «безнравственное вторжение Церкви России, осуществленное неканоническими и недостойными методами». В ответном заявлении Священного синода РПЦ от 28 января 2022 года говорилось: «Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине». Есть люди, которые смотрят, есть сомневающиеся». По состоянию на июль 2023 года общины экзархата действуют в 25 странах Африканского континента. В Московском патриархате утверждают, что африканские священники недовольны как украинским расколом, так и доминированием греков в структурах Александрийского патриархата — здесь РПЦ вписывается в антиколониальную стилистику внешнеполитического позиционирования российского государства. В Александрийском патриархате обвиняют Москву в переманивании клириков на материальной основе.
Владыка Леонид сформировал команду миссионеров, которая стала активно продвигать интересы Московского патриархата в Африке. Миссионерской концепцией стало продвижение аутентичного православия русской традиции с уставными службами более длительными, чем у греков и апелляцией к опыту русского православного благочестия.
Тысячи людей убивают именно за исповедание Христа
То, что произошло на Украине, неожиданно помогло Африке. Без Русской православной церкви Африке пришлось бы очень тяжело И когда часть африканских православных священнослужителей и верующих, поняв, что их совесть не позволяет им находиться в общении с патриархом Феодором II, стали просить, чтобы их взяли в прямое ведение Русской православной церкви, не было причин им отказать, подчеркивает иерей Георгий Максимов. И после решения Священного Синода РПЦ началось время "нашего присутствия" и заботы о христианском православном населении Африки. Почему я решил перейти в РПЦ? И когда патриарх Феодор II, не посоветовавшись ни с кем, не проведя никаких консультаций, присоединился к украинским раскольникам, истинность нашей веры оказалась под вопросом. По его словам, большинство священников, особенно в Танзании, не согласившись с этим решением, решили бороться за истинную веру и отстаивать истинное православие. Пришлось столкнуться с "огромными проблемами", прежде всего связанными с изгнанием из храмов и домов. Постриженный в монахи в 2010 году, архимандрит Захария, вернувшись в Танзанию, и так вел сложную жизнь монаха без монастыря - снимал квартиры, менял жилье.
По словам этого упорного и верного православию человека, приход в Африку Русской православной церкви "очень положительно" сказался на ситуации дал возможность не отступить от истины и канонов веры тем, кто этого для себя не допускает и обернулся настоящей человеческой поддержкой не только в вере, но и в жизни. Важен вклад РПЦ в образование африканских священников - И конечно, Африка очень много получила с точки зрения образования, - подчеркивает архимандрит Захария. По его словам, многие африканские священники не имели в детстве возможности учиться. И первое, что получили такие священники от РПЦ - поддержку и возможность учиться. В том числе, и в Москве. В Александрийской церкви таких возможностей не было, церковь не проявляла активности в желании помочь африканским священнослужителям получить хорошее образование, отмечает архимандрит Захария. Посещая исторические места, я все более и более убеждаюсь в величии русского православия Результатом открытости и заботы со стороны Русской церкви, выдачи ею стипендий на богословское образование, по его словам, стало резко выросшее желание многих молодых африканцев быть православными священниками и монахами.
Еретики по неграмотности - Я женился в этом году и милостию Господней получил возможность отправиться в Россию учиться, - рассказывает диакон Даниил Агбаза из Нигерии. Помимо занятий теологией сейчас он активно посещает русские церкви и монастыри. Мне особенно запомнился монастырь, где находятся мощи святой Матроны.
В планы входит удаление из здания XIII века священников и алтарей и замена классических произведений искусства и скульптуры современным "уличным искусством".
Глобалисты лишают страны Запада христианского наследства. И стараются нанести удар по русскому православию. Потому что именно русская цивилизация сегодня, несмотря на наше с вами несовершенство, является хранителем и твердыней православного христианства. Мы не соглашаемся отказываться от Рождества Христова, не соглашаемся менять папу и маму на родителей номер один, два, три и так далее.
Россия сегодня — это больше Европа, чем сама Европа. Это бастион традиционных в целом и христианских в частности ценностей. Это вызывает симпатии к нам у всех нормальных людей мира. Что, естественно, не нравится строителям глобального мирового порядка.
Но особенно им не нравится то, что православная христианская вера стягивает пространство собственно русской цивилизации, а именно - Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию и другие земли. Крестный ход. РИА Новости Именно с этой целью на территории Малой Руси создавались различные раскольничьи группировки, вроде «украинской автокефальной церкви» или «киевского патриархата». А в 2018 году американской разведке удалось заставить Константинопольского патриарха Варфоломея признать украинских раскольников, предоставив им томос об автокефалии.
Признав сборище раскольников, отступников, аферистов и извращенцев равными законным священникам и епископам, Варфоломей внес раскол и смущение в мировое православие.
Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия» [13]. Есть люди, которые смотрят, есть сомневающиеся» [14]. Священный синод Русской православной церкви на заседании 24 марта 2022 года утвердил Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Африки [15] и его Устав [16]. В марте 2023 года митрополит Леонид отмечал: «В нашем Экзархате существует программа повышения квалификации для людей, уже имеющих богословское образование, которое они получили в греческих школах или католических университетах. Для них читают специализированные курсы по основным предметам духовных школ. В этом деле мы первопроходцы, поэтому тщательно и скрупулезно стараемся разработать максимально комфортные курсы лекций и программы для слушателей, приезжающих к нам в Москву. Африканский континент — это 1,3 миллиарда населения и 54 страны с официальным суверенным статусом. На территории данных стран немало различного рода христианских и псевдохристианских образований и сект, многие из которых после образования Патриаршего Экзархата в Африке стали проситься к нам. Это длительный процесс, в котором нужны уже не курсы повышения квалификации.
Среди перешедших есть как белое духовенство, так и монашествующие», — отметил он. Африканский Экзархат РПЦ — структура относительно новая. Появилась она 29 декабря 2021 года в ответ на признание александрийский патриархом Феодором II украинских раскольников из так называемой «Православной церкви Украины» ПЦУ. Подробнее о начале этой истории ранее писал портал «Сенсаций.
Если же говорить максимально кратко, в официальном заявлении Синода РПЦ подчеркивалось следующее: «Такое непростое решение… никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине» В общем Русская православная церковь отказалась от молитвенного общения только с александрийским патриархом, епископатом и клириками, которые признали ПЦУ, но никак не со всей полнотой этой Церкви. Однако процесс, что называется, пошел. Уже в двадцатых числах февраля 2023 года тогдашний экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид Горбачев говорил, что под юрисдикцию РПЦ перешло 160-170 священников Александрийской Церкви. На момент 17 февраля 2024 года речь идет уже о 217-ти клириках, перешедших от греков под омофор РПЦ.
Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории. И не придумали ничего лучше, как 22 ноября 2022 года «извергнуть из сана» тогдашнего экзарха африканского, митрополита Леонида. Понятно, что решение это не имело никакой канонической силы. Даже в том случае, если бы РПЦ не разорвала отношений с патриархом Феодором, в православной церкви, кто епископа рукоположил, тот и имеет право накладывать на него различные канонические прещения.
А митрополит Леонид явно вне юрисдикции и иерархии Александрийской поместной церкви. Собственно, эти моменты африканскому экзарху потом пришлось пояснять в ряде интервью, отвечая на вопрос о том, каковы будут для него последствия подобных выпадов Александрийского патриархата.
Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви
Священный синод РПЦ 29 декабря 2021 года принял решение о создании Патриаршего экзархата Африки с двумя епархиями в его составе: Северо-Африканской и Южно-Африканской. Предложение временно лишить автокефалии Русскую православную церковь (РПЦ) за создание экзархата в Африке, высказанное одним из митрополитов Элладской православной церкви, назвал абсурдом секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних. Тысяча новых чад Русской Церкви в Африке.
РПЦ открыла в Африке более 200 приходов за 1,5 года
«Вопрос совести, а не материальной выгоды»: как живёт и развивается Патриарший экзархат Африки | Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначили епископа Зарайского Константина. |
Патриарх Феодор посетовал на «молчание» Церквей об Экзархате РПЦ в Африке | Появление Патриаршего экзархата Африки Русской православной церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента. |
РПЦ oткрыла бoлее 200 прихoдoв в Африке за пoлтoра гoда
С применением грубой силы беззаконно захватывались и захватываются храмы, проводились и до сих пор проводятся обыски в храмах, а также по месту жительства иерархов и клириков. Духовенство подвергалось и подвергается грубому давлению посредством унизительных допросов со стороны специальных служб, давлению экзальтированной толпы, зачастую объединявшей раскольников с самыми экзотическими язычниками и людьми, вообще чуждыми всякой веры. Эти гонения приобрели новый размах с начала 2022 года. Мы увидели аресты и избиения служителей Божиих, кощунство над святынями. Возбуждены и продолжаются судебные процессы против нескольких архиереев. Умножились случаи изгнания из храмов православных общин.
Древняя Киево-Печерская лавра находится под угрозой закрытия. Её главные храмы изъяты у Украинской православной церкви, в них действуют раскольники. Один за другим изымаются корпуса монастыря. Совершенно очевидно, что украинские власти приступили к ликвидации канонической Украинской православной церкви, не обращая никакого внимания на так называемые европейские ценности. В настоящий момент речь идёт о войне против православия.
Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определённые компромиссы… Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населённые русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях.
Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013—2014 годах. Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной церкви". Что и говорить, тяжёлая обстановка сложилась сегодня для Украинской православной церкви. Мне прежде всего жаль простых людей.
К сожалению, УПЦ в лице своего руководства повела себя ненадёжно. Можно и нужно было отстаивать свои интересы, выводить на крестные ходы сотни тысяч людей, как это было в 2018—2020 годах, и тогда никакая нацистская власть не посмела бы тронуть такое количество людей, и люди бы отстояли свои интересы. Говоря о грядущей развязке, думаю, что, в конечном счёте, победит Святая Русь, которая духовно объединит Россию, Украину и Белоруссию. Читая о нападках на Русскую церковь, на Святейшего патриарха Кирилла, на вас, я сталкиваюсь с таким мнением, как у о. Кирилла Говоруна , который традиционное святоотеческое православие называет фашизмом.
Что это за нападки, кто эти фигуранты, чего они от нас хотят? Печально известный архимандрит Кирилл в миру Сергей Николаевич Говорун 1974 г. Думаю, что цели и задачи подобных людей предельно ясны и не нуждаются в дополнительных комментариях. Как сказано в Священном Писании: "Они вышли от нас, но не были наши" 1 Ин. Какая помощь Экзархату наиболее актуальна, что, по-вашему, нужно для того, чтобы православная миссия на Африканском континенте была наиболее эффективной?
Африканские христиане видят в России и в Русской православной церкви надежду и опору в плане защиты канонического порядка, традиционных христианских ценностей и религиозных свобод. Образование Патриаршего экзархата Африки — событие без преувеличения историческое, и задачи перед ним стоят соответственные. Прежде всего, это духовное окормление верующих, а также одновременно широкий спектр направлений: от гуманитарной миссии и обеспечения наших братьев и сестёр в Африке элементарными бытовыми условиями и инфраструктурой, необходимой медицинской помощью до защиты прав христиан на континенте. Сейчас настало то время, когда Русская православная церковь должна повести за собой весь православный мир, не претендуя на пальму первенства, но своими трудами показывая объединительную составляющую жертвенного духовного служения. Это многоуровневая общая работа.
Об этом сообщил совершивший постриг митрополит Клинский Леонид, Патриарший экзарх Африки, в своем Telegram-канале. Также митрополит Леонид сообщил, что в послушницы принята еще одна африканка, Гертруда Пенде из Нигерии. Напомним, 27 декабря 2022 года митрополит Леонид рассказал о том, что Патриарший экзархат Африки будет создавать монастыри на континенте по подобию русских обителей.
Патриарший экзархат Африки был создан после того, как Александрийский патриарх, канонической территорией которого считалась Африка, признал украинский раскол. После этого десятки священников-африканцев, не согласных с этим решением своего патриарха, попросили принять их в РПЦ.
По слова владыки, «появление Африканского экзархата Русской Православной Церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента».
Всего за полтора года деятельности Патриаршего экзархата Африки количество африканских приходов Русской Православной Церкви увеличилось с пяти до двухсот, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырех до двадцати пяти. Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы. Именно Русская Православная Церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас», — подчеркнул экзарх.
Митрополит Леонид: ядро Африканского экзархата будет коваться в Москве
Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке. В юрисдикцию Русской Православной Церкви приняли 102 клириков Александрийского патриархата из восьми стран Африки. Священный Синод РПЦ принял заявление, в котором ответил на возмущение Александрийского патриархата по поводу создания Патриаршего экзархата в Африке. Внутреннее Положение о Патриаршем экзархате Африки. В тот же день отец Георгий и глава юридического отдела Патриаршего экзархата Африки С.А. Беляев приняли участие в собрании духовенства Республики Конго, в ходе которого был решен ряд текущих вопросов, обозначены пути развития миссии Русской Православной Церкви. Священный Синод РПЦ принял заявление, в котором ответил на возмущение Александрийского патриархата по поводу создания Патриаршего экзархата в Африке.