2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки. Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления —. Значение слова Увертюра на это Увертюра Увертюра (от «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к. В XIX веке увертюра становится самостоятельной оркестровой пьесой, в большей степени программной. В немецкой музыке 1-й половины 18 в. французская увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха BWV 828), причём увертюрой могло называться и всё сочинение (оркестровые увертюры, или сюиты, Баха BWV 1066–1071).
Толковый словарь
- Похожие презентации
- Похожие презентации
- История оперной увертюры
- Найдено научных статей по теме — 6
- Похожие презентации
Таким образом, увертюры являются важным элементом классической музыки, который помогает создать и подчеркнуть атмосферу и контекст музыкального произведения, а также вызвать эмоциональные реакции у слушателей. При этом часто вместо увертюры композитор создаёт просто маленькое вступление, где передаёт исключительно одну основную музыкальную мысль. Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления —. В немецкой музыке 1-й половины 18 в. французская увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха BWV 828), причём увертюрой могло называться и всё сочинение (оркестровые увертюры, или сюиты, Баха BWV 1066–1071). Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром,А программная увертюра это специальная музыка которая имеет мму или сюжетное название. Увертюра имеет важное значение в музыкальном произведении, так как она устанавливает настроение и атмосферу перед основной частью.
Что такое увертюра. Увертюра
Особенностью увертюры является ее функциональность — она служит в качестве вступления и подготавливает слушателя к основной части произведения. Увертюры могут быть эмоциональными, драматическими или феерическими, и они важны для создания атмосферы и установки настроения перед началом музыкального спектакля или концерта. Роль увертюры в оркестровой музыке Увертюра обычно является вступительной частью оркестрового произведения и представляет собой короткую музыкальную композицию. Ее основная задача — создать настроение и подготовить слушателей к следующим частям музыкального произведения. Увертюра часто отличается быстрым и энергичным темпом, а также насыщенным звучанием оркестра.
Она может иметь яркую и запоминающуюся мелодию, которая становится визитной карточкой композиции. Увертюра может быть написана в различных стилях и жанрах, от классической до романтической. Роль увертюры в оркестровой музыке очень важна. Она помогает установить контакт между музыкантами и аудиторией, подготовить слушателей к следующим частям произведения и создать особую атмосферу.
Увертюра становится своеобразным прелюдией, захватывающим взгляд и слух уже с первых нот. Известные композиторы-авторы увертюр Существуют множество известных композиторов, авторов увертюр, которые блестяще исполняются на различных концертах и музыкальных событиях. Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, один из крупнейших мастеров классической музыки. Известные увертюры, написанные Моцартом, включают «Увертюру к опере «Свадьба Фигаро»» и «Увертюру к опере «Волшебная флейта»».
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, один из великих музыкальных гении. Петр Ильич Чайковский — русский композитор-романтик, автор множества шедевров. Он написал увертюру к балету «Щелкунчик», которая стала одной из самых известных и популярных увертюр в истории.
Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в.
Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер.
Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Такт а-кишвили; для оркестра русских народных инструментов - «Русская увертюра» Н. Бу-дашкина и др.
Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года - это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир». Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино.
Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации.
Но главной их целью было только создать праздничное, приподнятое настроение у зрителей, привлечь их внимание к порталу сцены.
Правда, еще предшественник Россини, великий оперный реформатор Глюк говорил о том, что увертюра должна "предупредить слушателей о характере предстоящего действия и оповестить их о содержании" оперы. Для этого необходимо было строить увертюру на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречались бы в опере. И не просто встречались, а играли бы важную роль в ее драматургии. Вспомним увертюру к "Руслану и Людмиле" Глинки.
В ней нет ни одной мелодии, которая затем не использовалась бы в опере. Первая, радостная и сильная, звучит в финале, вторая - певучая восторженная - в арии Руслана, когда он мысленно обращается к Людмиле. А странные пугающие аккорды слышатся в сцене похищения Людмилы злым карлой Черномором. Музыка становится грозной, растет напряжение борьбы.
Но вот, наконец, возвращается радостная, торжествующая мелодия. Увертюра заканчивается. Скачать О чем же нам рассказала ее музыка?
Люлли, а позже преобразилась в трехчастную с медленными крайними частями. Возникшая в неаполитанской оперной школе, трехчастная итальянская увертюра А. Страделла, А. Скарлатти имела две быстрых части, которые обрамляли медленную. Увертюра применялась в операх, кантатах, а также в инструментальных сюитах И. Следующий этап развития увертюры Важнейшим этапом развития жанра является творчество К.
Глюка, которое способствовало эволюции увертюры. На протяжении его творчества все более укрепляется связь увертюры с самой оперой, например в опере «Ифигения в Авлиде» увертюра имеет тематическую связь с оперой и структурно к ней примыкает, будучи незавершенной. А в «Ифигении в Тавриде» увертюра подготавливает драму, не являясь ее «пересказом». Со временем намечается тенденция сближения увертюры с оперой не только в драматургическом, но и в интонационно-тематическом плане. В результате увертюра становится воплощением основного конфликта оперы с помощью использованного в ней материала из сцен оперы. А сама опера приобретает ценнейшие качества инструментальной музыки, и оркестр уже не является лишь «фоном», а получает важнейшую роль, отражая сценическую ситуацию в психологическом контексте, выражая чувства героев. Оперные увертюры Моцарта От творчества Глюка лежит путь к «блестящим образцам» увертюр В.
Информация
музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы. Некоторые из увертюр настолько узнаваемы сами по себе, что, я не сомневаюсь, многие из вас легко напоют увертюру к опере «Кармен» или к балету «Лебединое озеро» ского. При этом часто вместо увертюры композитор создаёт просто маленькое вступление, где передаёт исключительно одну основную музыкальную мысль. Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение.
Найдено книг по теме — 3
- Значение слова «увертюра»
- Увертюры: что это значит?
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: УВЕРТЮРА.
- Увертюры в музыке: что это значит и как они используются?
- История развития увертюры
Значение слова «увертюра»
Яркая увертюра | Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром,А программная увертюра это специальная музыка которая имеет мму или сюжетное название. |
Увертюры: что это значит? | Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. |
Увертюра в музыке: что это такое кратко | В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. |
Информация | УВЕРТЮРА в Словаре русского языка Ожегова: одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке) увертюра оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму Оперная. |
Яркая увертюра | Учительская | Дзен | Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. |
Что такое увертюра. Увертюра
Таким образом, увертюры являются важным элементом классической музыки, который помогает создать и подчеркнуть атмосферу и контекст музыкального произведения, а также вызвать эмоциональные реакции у слушателей. В Викиданных есть лексема увертюра (L172468). Смотреть значение Увертюра в других словарях. Увертюра — ж. франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища. В немецкой музыке 1-й половины 18 в. французская увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах (4-я партита для клавира И. С. Баха BWV 828), причём увертюрой могло называться и всё сочинение (оркестровые увертюры, или сюиты, Баха BWV 1066–1071).
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Вагнера или «Евгении Онегине» П. Чайковского, с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями. Аналогичное явление наблюдалось и в балете, и в оперетте. Если в конце XIX века с новой формой вступления ещё соперничали увертюры, выдержанные в сонатной форме, то в XX столетии последние встречались уже крайне редко.
Концертная увертюра Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века около 1730 года , в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании. Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение. Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии.
Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса, В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным отличающимся большей сюжетной конкретизацией типом программы. В свою «Бурю» Берлиоз включил хор, но здесь, как и в увертюрах-фантазиях Чайковского «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», концертная увертюра уже перерастала в другой любимый романтиками жанр — симфоническую поэму. В XX веке концертные увертюры сочиняли значительно реже; одна из наиболее известных — Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича.
Вагнера [18]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [19] [18].
Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [18]. Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р. Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в « Лоэнгрине » Р. Вагнера или « Евгении Онегине » П.
Чайковского , с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере [18]. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями. Аналогичное явление наблюдалось и в балете, и в оперетте [18]. Если в конце XIX века с новой формой вступления ещё соперничали увертюры, выдержанные в сонатной форме, то в XX столетии последние встречались уже крайне редко [20]. Концертная увертюра[ править править код ] Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века около 1730 года , в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании [21].
Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение [22] [18]. Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии. Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса , В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным отличающимся большей сюжетной конкретизацией типом программы.
Иногда А. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами.
Но не всегда они придерживались этих форм в У. Отступления от установившейся позднейшей формы У. Многие У. Образцовыми У. Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма У. Не следует смешивать У.
Разбираемся, что такое увертюра
Как П. Чайковский изобразил в музыке Бородинскую битву? Какой темой композитор изображает русское войско, а какой мелодией - французов? Для чего в Увертюре 1812 г. Чайковский использует православную молитву? Какую роль играет включение в увертюру гимна царской России "Боже, царя храни"?
Отечественная война 1812 года в картинах русских художников Многие русские художники запечатлели исторические события войны 1812 года в своих картинах. Поэзия о войне 1812 года Многие русские поэты посвятили свои стихи событиям 1812 года. Та знаешь стихотворение М. Лермонтова "Бородино".
Они являются популярным выбором для открытий концертов, так как они обычно более короткие, энергичные и динамичные, что позволяет создать эффектное открытие для аудитории.
Классическая увертюра может иметь различные формы и структуру в зависимости от композитора и жанра музыки. Некоторые известные увертюры включают увертюру к опере «Вильгельм Телль» Россини, увертюру к балету «Щелкунчик» Чайковского и увертюру к опере «Лебединое озеро» Чайковского. Современные тенденции в использовании увертюры Одной из современных тенденций в использовании увертюры является ее применение в киноиндустрии. Многочисленные фильмы используют увертюры в своих саундтреках, чтобы подготовить зрителей к загадочности и интриге предстоящего произведения. Такие увертюры часто написаны в духе классической музыки, но имеют современное звучание благодаря использованию современных инструментов и электроники.
Другая актуальная тенденция — использование увертюры в музыкальных спектаклях и мюзиклах. Увертюра здесь служит своеобразным предисловием, в котором зрители знакомятся с основными мотивами и темой спектакля. Она помогает создать нужное настроение и подготовить зрителей к предстоящему музыкальному путешествию. И наконец, не стоит забывать о классической музыке, где увертюра по-прежнему занимает важное место. Современные композиторы пишут увертюры в симфонические концерты, оперы и оркестровые произведения, привнося в них свежий взгляд и современные музыкальные техники.
Примеры использования увертюры в современной музыке: 1. Саундтреки к фильмам «Звездные войны», «Гарри Поттер» и «Иллюзия обмана» содержат увертюры, которые подчеркивают масштабность и эпичность произведений. Мюзикл «Призрак Оперы» начинается с увертюры, которая включает все главные темы произведения и создает загадочную атмосферу. Композитор Джон Адамс в своем произведении «Гармониейр лейк овертюра» сочетает классический стиль с современными звуками электроники, создавая уникальное звучание. Разновидности увертюр Что касается разновидностей увертюр, то их существует несколько: 1.
Глюк , считавший, что увертюра должна быть «вступительным обзором содержания» оперы [1]. В сонатной форме , с её тремя основными разделами — экспозицией , разработкой и репризой , воплотилась художественная логика классической драмы : завязка, развитие действия и развязка [5] [6] , — именно в такой форме Глюк представил в увертюре содержание своей оперы « Альцеста », написанной в 1767 году [7]. В реформаторских операх Глюка циклическая трёхчастная форма уступила место одночастной увертюре, призванной передать характер основного конфликта драмы и её господствующий тон; иногда увертюру предваряло короткое медленное вступление. Моцарта ; но широкое распространение этот принцип получил лишь в XIX веке [1]. Ученик Сальери и последователь Глюка Л. Оперная увертюра в XIX веке Опыт Бетховена получил своё дальнейшее развитие в творчестве немецких романтиков , которые не просто насыщали увертюру тематизмом оперы, но и отбирали для неё наиболее важные музыкальные образы, у Р. Вагнера и его последователей, в том числе у Н. Римского-Корсакова , — лейтмотивы. Порою композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму», как увертюры к « Вольному стрелку » К. Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р.
Вагнера [8]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [9] [8]. Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [8].
Часто она исполняется в качестве открытия концерта и создает подходящую атмосферу для предстоящих музыкальных произведений. Что касается музыкального содержания концертной увертюры, то здесь ограничений практически нет.
Композитор может использовать различные стили и жанры, объединять темы из разных частей будущего концерта или создавать свои собственные музыкальные идеи. Это делает концертную увертюру уникальным и захватывающим произведением, которое может вызывать широкий диапазон эмоций у слушателей. Концертная увертюра является важной частью программы концерта и является прекрасным способом погрузить слушателей в музыкальное путешествие, предвещающее грядущие волнующие музыкальные переживания. Увертюра к опере Увертюра к опере играет важную роль, так как она помогает зрителю и слушателю подготовиться к тому, что будет происходить на сцене. Она создает настроение и атмосферу, передает эмоции и передвигает сюжет вперед. Что касается структуры увертюры к опере, то она может быть очень разнообразной.
Она может представлять собой серию коротких музыкальных фрагментов, которые сменяют друг друга, или же быть более цельным произведением. Увертюра к опере может быть динамичной и энергичной, чтобы привлечь внимание зрителя, или же медитативной и задумчивой, чтобы помочь ему погрузиться в атмосферу оперы. Увертюра к балету В области балета увертюра играет важную роль. Она, как правило, звучит перед началом самого спектакля и служит для создания атмосферы и введения зрителей в основную тему и сюжет балета. Зачастую, увертюра к балету представляет собой своеобразное оглавление, в котором звучат музыкальные мотивы, стилизующие тематику балета. Примером может служить увертюра к балету «Лебединое озеро» П.
В этом произведении композитор представляет слушателю главные музыкальные темы и мотивы, используемые в дальнейшем развитии сюжета. Уже из самой увертюры зритель может сделать предположения о том, что ждет его дальше — драматическая история о принцессе-лебеде и ее взаимоотношениях с принцем.
Увертюра в музыке: что это такое?
Некоторые из увертюр настолько узнаваемы сами по себе, что, я не сомневаюсь, многие из вас легко напоют увертюру к опере «Кармен» или к балету «Лебединое озеро» ского. скорби и страха”. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром,А программная увертюра это специальная музыка которая имеет мму или сюжетное название.
Толковый словарь Ушакова
- История увертюры
- История увертюры
- Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра
- Увертюры: что это значит?
Увертюры: что это значит и как они используются в музыке
Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р.
Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С.
Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д.
Эта токката считается первым образцом увертюры к опере… Теперь понятно, что открывает увертюра — она призвана открывать то есть начинать спектакль — драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему. И довольно скоро композиторы поняли, что призывать публику в зрительный зал — это далеко не все, на что способна увертюра, она тоже может доставлять наслаждение слушателям. Правда, на заре существования оперы слово «увертюра» еще не употреблялось.
В Италии вступления к операм было принято именовать «симфониями», и в отношении их сложились определенные традиции. У композиторов венецианской школы они слагались из двух разделов: первый раздел — медленный и величественный — сменялся быстрым. Иначе выглядели оперные вступления у композиторов неаполитанской школы — например, Алессандро Скарлатти: в трехчастном построении быстрым крайним разделам фугированным или жанрово-танцевальным противопоставлялся средний — кантиленный, лирический. Тем временем, французы шли своим путем.
Во Франции вступления к операм — в частности, у Жана-Батиста Люлли — тоже были трехчастными, но последование разделов было иным. Начиналось все с торжественного, размеренного раздела, далее следовал быстрый, а в заключении вновь звучала медленная и величавая музыка, либо воспроизводившая материал вступления, либо перекликающаяся с ним. Именно во Франции — во второй половине XVII столетия — возникло и утвердилось наименование «увертюра». Но композиторы других стран позаимствовали у французов не только слово, но и тип увертюры — вступления такого типа писали Георг Фридрих Гендель , Иоганн Себастьян Бах … Но причем здесь Бах — он же не создавал опер?
Концертная увертюра является важной частью программы концерта и является прекрасным способом погрузить слушателей в музыкальное путешествие, предвещающее грядущие волнующие музыкальные переживания. Увертюра к опере Увертюра к опере играет важную роль, так как она помогает зрителю и слушателю подготовиться к тому, что будет происходить на сцене. Она создает настроение и атмосферу, передает эмоции и передвигает сюжет вперед. Что касается структуры увертюры к опере, то она может быть очень разнообразной.
Она может представлять собой серию коротких музыкальных фрагментов, которые сменяют друг друга, или же быть более цельным произведением. Увертюра к опере может быть динамичной и энергичной, чтобы привлечь внимание зрителя, или же медитативной и задумчивой, чтобы помочь ему погрузиться в атмосферу оперы. Увертюра к балету В области балета увертюра играет важную роль. Она, как правило, звучит перед началом самого спектакля и служит для создания атмосферы и введения зрителей в основную тему и сюжет балета.
Зачастую, увертюра к балету представляет собой своеобразное оглавление, в котором звучат музыкальные мотивы, стилизующие тематику балета. Примером может служить увертюра к балету «Лебединое озеро» П. В этом произведении композитор представляет слушателю главные музыкальные темы и мотивы, используемые в дальнейшем развитии сюжета. Уже из самой увертюры зритель может сделать предположения о том, что ждет его дальше — драматическая история о принцессе-лебеде и ее взаимоотношениях с принцем.
Знаменитые увертюры Некоторые увертюры стали настолько популярными, что стали известными как самостоятельные произведения. Они являются истинными шедеврами музыкального искусства и нередко исполняются отдельно от основного спектакля. Вот некоторые известные увертюры, которые заслуживают особого внимания: Увертюра «Вильгельм Телль» — Гиацинто Россини Увертюра «1776» — Шерман Эдвардс Увертюра «Времена года» — Антонио Вивальди Увертюра «Утренняя хмара» — Рихард Вагнер Увертюра «Жизель» — Адольф Адан Каждая из этих увертюр обладает уникальным стилем и настроением, а также является отражением таланта и гениальности своих авторов. Их исполнение всегда вызывает сильные эмоции и радость в сердцах слушателей.
Акт лат. Иногда А. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А.