Впервые фильм о Человеке-амфибии вышел не экраны в январе 1962 г. Картина тут же стала знаменитой. Фильм Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-Амфибия» в 2021-м отмечает свое 60-летие. Не стало народного артиста России Владимира Коренева — легендарного Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия».
"Человек-амфибия": 60 лет фильму, снятому в Крыму
Режиссёр решил не стремиться к повторению подводного мира из документальных лент Кусто. Он хотел создать гипертрофированный, фантастичный и условный пейзаж. Съёмки проходили на глубине от 4 до 16 метров в Чёрном море, где художники под руководством В. Улитко из пенопласта создали подводный пейзаж Саргассова моря. Для «морского павильона», как назвали бухту, Эдуард Розовский, оператор картины, придумал сетчатую конструкцию, в которой обитали рыбы, и поместил её перед объективом камеры. Благодаря разнице фокусного расстояния, границы клетки не были видны и создавалось впечатление наличия богатой фауны.
Также оператор использовал прожектора с реактивных самолётов, которые выдерживали давление воды. Некоторые комбинированные сцены сняли в павильонах Ленфильма, где создали декорации морского дна. Эластичную ткань для костюма Ихтиандра нашли на военном производстве в Прибалтике, а отдельные чешуйки из обработанной киноплёнки пришивали вручную. Такой приём создал блестящую под водой чешую. Костюмерам также пришлось краской нарисовать клетчатый узор на белом костюме Педро Зуриты.
Съёмочный процесс вёлся в полевых условиях, команда и актёры жили в палатках. Осветители, художники, артисты и аквалангисты за время съёмок провели под водой, где температура не превышала 15 градусов, в среднем 300 часов, а Эдуард Розовский свыше 400. Трубки для импровизированных аквалангов реквизиторы сделали из шлангов противогазов. Баллонов с кислородом не хватало. Члены съёмочной команды договорились делать шесть вдохов в минуту.
Артистам приходилось надолго задерживать дыхание. В одном из эпизодов Владимир Коренев, привязанный к якорю, начал тонуть, когда шестидесятиметровая привязь потянула ко дну. Спас актёра оператор, который успел подхватить цепь и вытянуть того со дна. Сам Розовский так же пострадал во время работы, когда, зацепившись за техническую конструкцию, не смог всплыть. Его спас матрос, который вовремя заметил, что Эдуард Александрович задыхается.
Последствия, вызванные недостатком кислорода, мучили всю жизнь. В другом эпизоде Анастасии Вертинской необходимо было «утонуть». Для достижения необходимого эффекта к спине привязали свинцовый пояс, который утянул артистку на девятиметровую глубину.
Последний раз он сыграл в сериале «Орлова и Александров». Сейчас Владимир много времени проводит с женой Алевтиной и дочерью Ириной, которая пошла по стопам родителей, став актрисой театра и кино. Михаил Козаков Михаил Козаков прославился не только как актер, но и как режиссер. Под его руководством сняты такие фильмы, как «Король Лир», «Петербургская фантазия» и многие другие. В 2010 году у актера был диагностирован рак легких в неоперабельной форме.
Последний раз он сыграл в сериале «Орлова и Александров». Сейчас Владимир много времени проводит с женой Алевтиной и дочерью Ириной, которая пошла по стопам родителей, став актрисой театра и кино. Под его руководством сняты такие фильмы, как «Король Лир», «Петербургская фантазия» и многие другие. В 2010 году у актера был диагностирован рак легких в неоперабельной форме.
Правда, катран — рыба хищная, и надо было успеть снять до того, как они сожрут мелкую рыбу.
Позже удалось купить у тех же рыбаков несколько небольших дельфинов. К сожалению, я не помню их фамилий. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Правда, в основном они работали сами. Надо отдать должное, ребята были героические.
Но некоторые съёмки я проводил с дублёрами. Например, сцена ареста Ихтиандра. Костюм Владимира Коренева из фильма «»Человек — амфибия» Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа.
Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника. Мы всё старались делать по высшему классу — съёмки, декорации, музыку, костюмы.
Из старой кинопленки вырубили чешуйки 10 000 штук , покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре», — рассказывал оператор. Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: «Единственная неприятность — я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало.
Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее». Дальше ласты, длинные, не отечественные, средне-короткие. Их покупали в Германии по совету подводников. Володя Иванов, который был чемпионом Ленинграда по подводному плаванию, плавал как раз в таких ластах.
Они давали в два раза большую скорость. Я сам в них плавал. Мы снимали ту сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты. Как всё это происходило. Мы выбрали место, где «Медуза» сбрасывала якорь.
Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Коренев вырывается, всё отлично.
Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает, он же без маски, а без неё под водой видно плохо. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов мгновенно реагирует. Он сбрасывает свой акваланг и даёт его Володе.
Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадёт.
Рассказали только после окончания съёмок. Потому что были довольно опасные сцены. Возьмите, например, сцену, когда на героиню Вертинской нападает акула, она опускается на дно моря и плавно ложится на песок. А ведь она это делает без акваланга. На тренировках подводники её научили, как травить воздух.
Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, мы ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать. И только в этот момент ей давали акваланг.
Потом, когда она делала несколько вдохов, мы отбирали у неё акваланг. К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. Тут уже без дублёрш. Настя работала сама. Но я глубоко убеждён, что можно только один раз сделать хороший фильм, любые продолжения будут заведомо хуже.
Фильм "Человек-амфибия": актеры и роли
Фильм «Человек-амфибия», снятый на «Ленфильме» в 1961 году, стал шедевром своего времени. Владимир Коренев и Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия», 1961г. Фантастика, Фильм.
Интересные факты о фильме "Человек - амфибия"
амфибия» сделало Коренева самым популярным артистом того времени. Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия». Съемки фильма «Человек-амфибия» стали прорывом в мировой кинематографии. К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. Говорят, и на съемках фильма «Человек-амфибия» актер играл в любовь с Анастасией Вертинской не только на экране. Премьера фильма "Человек-амфибия" состоялась в конце 1961 года.
Фильм «Человек-амфибия» смотреть онлайн
Но была же опасность короткого замыкания! Так они при подготовке прибора залили контакты эпоксидной смолой, это все застыло и обеспечивало относительную герметичность. А ее проверить было невозможно — могло же и пробить. Вот такие дерзкие были у них решения. А еще мы на берегу заметили — валялся в рулонах поролон.
Тогда он только появился. Они его нарезали лентами, красили и так оживляли наш скудный подводный мир. Что они делали? Привязывали поролон к камню и опускали под воду, а он же легче воды — стремился всплыть, торчал ото дна вертикально, а потом они на разных высотах привязывали другой поролон — и у них получались кораллы, которые покачивались под водой — там же прибойная зона.
Весь фильм из таких придумок состоит. Из подручного материала, по сути, сделали величайший фильм! Он якобы должен был подтянуть дисциплину на съемках, поскольку у нас — по уважительной причине, из-за шторма — образовалось отставание по графику почти на месяц. Так этот Казанский не то чтобы с аквалангом — вообще плавать не умел!
Ихтиандр из Севастополя Город-герой Севастополь является родиной советского Ихтиандра — именно там 20 июня 1940 г. Человека на роль Ихтиандра несколько месяцев искали по всей стране. Как вспоминал Владимир Чеботарев он дал своим ассистентам установку: у Ихтиандра в глазах должно быть море, а у Гуттиэре — небо. В числе соискателей оказался даже пловец-чемпион и просто красавец из Абхазии, родители которого обещали режиссеру за утверждение на роль «Волгу» и квартиру.
Но Чеботраев соблазну не поддался, парень был не той фактуры. Владимир Коренев производил впечатление интеллигентного человека, какой-то особой породы: «Я попробовал его свести с Вертинской, которая уже была утверждена, и увидел, что они совпадают, - вспоминал режиссер. Но он оказался храбрым парнем — когда у него вынимали в воде загубник, он целую минуту работал один, без прикрытия. Практически все сцены он делал сам, только на самые сложные вызывали его дублера —чемпиона Ленинграда по подводному плаванию, каскадера Владимира Иванова».
Владимир Коренев в Керчи на "Боспорских агонах", фото А. Иваниченко Именно Иванов в кадре прыгает с 25-метровой скалы в Гурзуфе — это эпизод ареста Ихтиандра. Наручники надевали на Коренева, он разбегался, а в воду сигал уже Иванов. Каскадер под водой находил акваланг и только после этого снимал шляпу, которая всплывала.
Костюм для Ихтиандра художники сделали из маленьких чешуек белой плёнки. Работа была сверхкропотливой - чешуйки нашивались по одной. А ласты ему по совету подводников купили в Германии. Владимир Коренев и всегда оставлася таким же интелегентым человеком, «какой-то особенной породы».
В последние годы он - профессор, был руководителем театрального факультета Института гуманитарного образования, народный артист России, ведущий артист Театра им. Станиславского, каждое лето приезжает на крымский фестиваль искусств «Боспороские агоны» и охотно вспоминал о своей работе в фильме «Человек-амфибия». Там же сыграли молодой Михаил Козаков, Ася Вертинская...
Однажды у Владимира Коренева, находящегося под водой, сломался акваланг. Артист делал глоток воздуха в перерывах между дублями — раз в минуту. Спортсмен отдал Кореневу свою технику и рванул на поверхность, тем самым заработав кессонную болезнь. Их сшили из ткани для женских колготок. Комбинезоны вручную обшивали выкрашенными чешуйками из кинопленки.
Всего на костюмы ушло десять тысяч чешуек. Фильм снимали в бухте Ласпи, что на Крымском полуострове. Вода в этом месте была достаточно прозрачна для съемок. Киношникам пришлось купить рыболовецкую шхуну.
Но нам просто не дали немножко валюты.
Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги? Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры.
Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съёмки.
Мы первыми боксировали камеру, ещё не очень умея это делать. Боксы нам сделали в мастерской по специальному заказу. Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане.
Такое маленькое рукотворное Карибское море. Мы ждали больших дельфинов, был заключён договор с Новороссийском, с бригадой, которая ловила дельфинов в Чёрном море. Туда даже поехал дрессировщик, который должен был их отловить и привести на съёмочную площадку. Вольер в Ласпи уже стоял, опущенный под воду. Но дельфинов не было.
Мне не дали денег на перевозку. Вообще, весь фильм я задыхался от отсутствия денег. Поэтому мы взяли метровых катранов, которых купили у рыбаков, и запустили в этот вольер. Ну и рыбу поменьше. Правда, катран — рыба хищная, и надо было успеть снять до того, как они сожрут мелкую рыбу.
Позже удалось купить у тех же рыбаков несколько небольших дельфинов. К сожалению, я не помню их фамилий. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Правда, в основном они работали сами. Надо отдать должное, ребята были героические.
Но некоторые съёмки я проводил с дублёрами. Например, сцена ареста Ихтиандра. Костюм Владимира Коренева из фильма «»Человек — амфибия» Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа.
Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника. Мы всё старались делать по высшему классу — съёмки, декорации, музыку, костюмы.
Из старой кинопленки вырубили чешуйки 10 000 штук , покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре», — рассказывал оператор. Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: «Единственная неприятность — я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало.
Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее». Дальше ласты, длинные, не отечественные, средне-короткие. Их покупали в Германии по совету подводников. Володя Иванов, который был чемпионом Ленинграда по подводному плаванию, плавал как раз в таких ластах.
Они давали в два раза большую скорость. Я сам в них плавал. Мы снимали ту сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты. Как всё это происходило. Мы выбрали место, где «Медуза» сбрасывала якорь.
Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Коренев вырывается, всё отлично.
Рассказали только после окончания съёмок. Потому что были довольно опасные сцены. Возьмите, например, сцену, когда на героиню Вертинской нападает акула, она опускается на дно моря и плавно ложится на песок. А ведь она это делает без акваланга. На тренировках подводники её научили, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть.
Кроме этого, мы ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать. И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, мы отбирали у неё акваланг. К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. Тут уже без дублёрш. Настя работала сама.
Но я глубоко убеждён, что можно только один раз сделать хороший фильм, любые продолжения будут заведомо хуже. И с удовольствием бы снял фильм о подводном мире. Но материала уровня «Человека-амфибии» мне больше не попадалось. Занимался им до тех пор, пока мне это позволяла раненая на фронте нога. Кстати, о спорте. На моё восьмидесятилетие мне преподнесли грамоту от Комитета по физической культуре и спорту. Они оценили мой вклад в пропаганду подводного плавания.
Это произошло на фестивале в Ялте, в прошлом году, когда праздновалось сорокалетие фильма. На набережной, в других местах были поставлены большие экраны, на которых в один и тот же вечер демонстрировался фильм «Человек-амфибия». И каждый вечер в ресторане отеля, где мы жили, выбегала девушка и пела: «Нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы пить вино». Замечательная песня композитора Андрея Петрова. Дело в том, что сначала был другой композитор. Пестуя молодого режиссёра, мне посоветовали большого композитора, преподавателя Гнесинки, руководителя курса, который начал писать мне музыку.
Когда он прислал несколько кассет в Баку, где мы тогда находились, и я соединил её с уже готовыми текстами, то понял, что моему фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которой я хотел, той стильности и современности. Я понял, что мне нужно с этим композитором расставаться. И тогда я решился, к великому возмущению музыкального отдела студии, расторгнуть с ним договор. Я был знаком с Петровым, он был, как и я, ленинградец. Привёз его в Баку, показал материал. И через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки к песням и основную музыкальную тему фильма.
Я, в некотором роде, дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали меня в отходе от романа и дурном вкусе. Только в 1962 году, когда прошёл первый фестиваль фантастических фильмов в городе Триесте, на котором фильм получил один из главных призов — «Серебряный парус» приза «Золотой парус» на фестивале не было , отношение изменилось. А зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.
Вспоминает оператор Эдуард Розовский -Мне не раз говорили, что, работай я в Голливуде, стал бы миллиардером, — вспоминал оператор. Я предлагал снимать картины о подводном флоте, сюжеты о морских обитателях, у меня была обученная группа людей, готовая техника. Но все рухнуло. После выхода «Человека-амфибии» опыт подводных съемок выбросили на помойку». Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые восточные — 16 — летней Анастасии Вертинской и демонически бездонные 25 — летнего Михаила Козакова.
Именно глаза персонажей — душа этой картины. Коренева — сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое… Снова цитата из интервью Розовского: «Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга — человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой». Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, — как бы взгляд человека извне». Роль города Буэнос — Айреса «исполнил» Баку, все подводные съемки происходили в Крыму.
Надо отдать должное художникам — постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос — Айрес конца 50-х. Вообще, картину принято пренебрежительно называть «нашим представлением о заграничной жизни», но я хочу вам сказать, что, на мой взгляд, сделано это очень хорошо. Представьте себе, что в то время, кинематографисты выезжали за рубеж крайне редко, особенно в капстрану. В своих стилизациях они чаще опирались на кино- и фотоматериалы. Поэтому получалось слегка утрированно, но зато очень «по — заграничному».
Внебрачные дети Коренева, разводы Вертинской и Козакова. Скандалы звезд фильма «Человек-амфибия»
"Человек-амфибия": как сложилась судьба актера сыгравшего Ихтиандра - - Шоу-биз на | Приключения, фантастика, экранизация. Режиссер: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев. Далекая южная страна взбудоражена появлением в прибрежных водах таинственного серебристого существа, которого молва окрестила "морским дьяволом". |
Исполнитель главной роли в "Человеке-амфибии" Коренев умер от COVID | В 1962 году фильм «Человек-амфибия» был снят по одноименному роману советского писателя-фантаста Александра Беляева. |
История фильма «Человек-Амфибия»: море хранит свою тайну — Кино и сериалы на DTF | Человек-амфибия (фильм, 1961) — У этого термина существуют и другие значения, см. Человек-амфибия (значения). Человек-амфибия Жанр драма, Кинофантастика Режиссёр Геннадий Казанский Владимир Чеботарёв Автор сценария Акиба Гольбурт Александр. |
Человек-амфибия (фильм 1961)
В 1962 году фильм «Человек-амфибия» был снят по одноименному роману советского писателя-фантаста Александра Беляева. «Человек-амфибия» был первым отечественным игровым фильмом с обилием подводных съемок «в натурных условиях». Художественный фильм Человек-амфибия, снятый по роману Александра Беляева, заслуженно входит в золотой фонд советского кино.
Что стало с актерами фильма «Человек-амфибия»
Человек-амфибия (1962) - актеры и роли фильма | В 1961 г. после съемок в ленте «Человек-амфибия» он фактически стал первым секс-символом среди мужчин-актеров. |
Что осталось за кадром советского фильма «Человек-амфибия»: интересные факты | Интерфакс: Народный артист РФ Владимир Коренев, сыгравший главную роль в фильме "Человек-амфибия", скончался от коронавируса в возрасте 80 лет, сообщила в субботу "Интерфаксу" дочь артиста Ирина Коренева. |
«Человек-амфибия»: фильм открывший новые возможности!
Смотреть фильм «Человек-амфибия» (фантастика, драма, мелодрама 1961, СССР) в онлайн-кинотеатре KION без регистрации и рекламы. Интервью с режиссёром фильма, Владимиром Александровичем Чеботарёвым – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, кино на развлекательном портале В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и др. Далекая южная страна взбудоражена появлением в прибрежных водах таинственного серебристого существа, которого молва окрестила "морским дьяволом". Смотреть онлайн фильм Человек-амфибия (1962) в онлайн-кинотеатре Okko. Все образы, созданные актёрами в фильме 1961 года, и для меня являлись точным воплощением героев романа. В 1961 г. после съемок в ленте «Человек-амфибия» он фактически стал первым секс-символом среди мужчин-актеров.