Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными.
Краски материнской любви в творчестве Элия Белютина
К такому типу художника, особенно распространенному в период столетнего торжества модернизма, относятся и Ларионов, и Малевич, и Кандинский. Без таких людей искусство не могло быть столь стремительно и массово развиваться, как это происходило в ХХ веке. Но и сами они, окажись они в одиночестве, не сумели, не осмелились бы продвигать свое творчество. Поучения Белютина никто не потрудился записать. Но работа «Звери Двое » дает возможность отчасти их реконструировать. Первое правило — подчиненность изображения формальным средствам.
Отсюда «квадратоголовость» персонажей, прямоугольность всех частей тел. Второе правило — картина есть архитектоничная конструкция.
В 1969-м Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 году избран членом Итальянской Академии современного искусства. Элий Белютин. Звери Двое. Холст, масло. Элий Белютин был ее руководителем. Он принадлежал к такому типу художественной натуры, которой необходимо выступать в роли лидера и учителя не только ради общекультурной задачи создания художественных движений, но и для того, чтобы сполна реализовать свой собственный талант. К такому типу художника, особенно распространенному в период столетнего торжества модернизма, относятся и Ларионов, и Малевич, и Кандинский.
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Студия «Новая реальность» В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно.
С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название «Новая реальность», базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцево 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек.
Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н.
Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии.
Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет! Мы едины в беде. И вопрос о национальном самосознании, национальной идее — вот он, народ нашел на него ответ сам. Это наша земля, земля наших дедов, и мы ее не отдадим». Чеховское «Предложение», «Медведь» — они у нас прошли под громовой хохот. Мы играли по три-четыре выступления в день. С ума сойти от повторения одних и тех же слов.
Потом уже брала истории из жизни госпиталей, штабов, «подсматривала» за солдатами, нашими зрителями... От места к месту они перемещались в открытом «ГАЗ-40», едва-едва утепленном какими-то одеялами. Нина сидела в шоферской кабине, рядом с водителем, на коленях — учебники по истории и математике за 9—10-й класс, над которыми она, бывало, засыпала между переездами. Фронтовые гастроли длились подчас и неделю, и десять дней. И все это время семья не знала: жива ли? Писали письма на Второй Белорусский фронт. Ватные штаны. Видели бы свою внучку ее аристократические прабабушки, в нарядах с пышными кринолинами, как в корсеты, утянутые в тысячи дворянских условностей. Перед выступлением она наскоро переодевалась во взятые под расписку платья из депо театральных костюмов в саду «Эрмитаж».
Единственный главный приказ Нины самой себе был один: «До конца войны — никакой любви». Какая уж тут любовь, и в самом деле?! После Парада Победы 24 июня 1945 года в Кремле был прием, в котором принимали участие атташе стран-союзников. Там же поляки вручали пять своих золотых крестов — высшие символы воинской славы страны, красоты неимоверной, их внешний вид не менялся с XVII века. Вручали эти награды маршалу Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белютину и старшему лейтенанту, «артистке» и, теперь уже можно это писать, разведчице Молевой. Тогда она впервые увидела своего будущего мужа. Который в свои 16 лет вывел из окружения 400 красноармейцев, раненый, едва избежавший ампутации, рисовавший потом в госпитале только левой рукой, через боль, чтобы восстановить ее функции. Но в ту первую встречу в Кремле никакого впечатления, если честно, она на него не произвела. И он на нее, кстати, тоже.
А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Вертится, вертится калейдоскоп. Что должно — сбудется, как бы ни старались мы сами избежать приготовленного специально для нас чуда... Второй раз они встретились уже в 49-м. Спустя четыре года. В Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться. Оба окоченевшие, — написала она потом в одной из сотни своих книг. В густеющий сумрак пустынной аллеи вышли будущие супруги Белютины».
Они закончили этот разговор только 63 года спустя. Неспособная превратиться в быль... В этом доме много десятилетий жили совсем другие люди. Хлопали входными дверями работницы заводов и фабрик, сбегали по стертым мраморным ступенькам комсомолки и комсомольцы, гуляли с колясками ширококостные советские мадонны, работяги, вытягивающие из жен в день получки пару десяток, пережившие «хлебные карточки» и войну старухи с запавшими глазами. Целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Невозможно, немыслимо было представить в этом обычном доме... Да и был ли он там еще? Как проверить? Поездки художника Ивана Гринева во Францию — были ли и они?
Сама Франция, оставшаяся за «железным занавесом», тоже превратилась в сказку. Отель «Друо» — Париж, Монпарнас, — в котором находился один из любимых дедом Гриневым аукционных залов, элегантный, ставший прообразом громких и шумных аукционов уже нашей эпохи. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. Картину датируют 1478 годом, заканчивал ее уже не Леонардо, а его современник и ученик Бернардино деи Конти».
10 июня 1925 года родился Элий Михайлович Белютин.
В творчестве Элия Белютина было множество экспериментов, но и неизменна была его главная составляющая — любовь. Белютин Элий Михайлович 10 июня 1925 (Москва) Живописец, график, коллекционер, искусствовед, педагог. С 1962 г. труды Белютина и созданная им «Теория всеобщей контактности», представляющая развитие принципов гегельянства в опровержение советской официальной теории марксизма-ленинизма, публиковались только за рубежом (Италия, Франция, США).
Мастер, взбесивший Никиту Хрущева: личный архив и картины Элия Белютина
Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении. Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Только в эпоху перестройки, в 1988, выставка участников студии «Новая реальность» была устроена в Третьяковской галерее. Первая персональная выставка художника состоялась в Москве в 1948; в том же году его исключили из Союза художников СССР. В 1960-е произведения Э. Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянская Академия современного искусства присудила художнику золотую медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 Э. Белютин был избран членом Итальянской Академии современного искусства, ему была присуждена премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства Италия.
Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. Особенные педагогические возможности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось находиться и работать у него в студии. Для многих юных живописцев, выпустившихся из художественных училищ и институтов, занятия с Элием Белютиным стали реальным откровением, полностью новым подходом к раскрытию творческих возможностей. В критериях запрета на многие российские произведения начала века и фактически всё современное западное искусство, студия была местом, в каком юные живописцы могли познакомиться с «другим искусством» и почувствовать свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Ранее времени тираж издававшихся Белютиным теоретических трудов и творческих пособий в том числе в Китае, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии достигнул полутора миллионов экземпляров. С 1962 г. С 1969 г. Член Итальянской Академии современного искусства. Премия Дженнаццано. Следующий показ манежной выставки по институтским городкам США. Индивидуальная выставка в Союзе американских живописцев — Вудсток, в Бостоне, городках Канады, Швейцарии. Пушкина, 74 региональных музеях РФ и 34 забугорных музеях Центр Помпиду, Государственный художественный музей Венгрии, Музей современного искусства Польши, бессчетных итальянских музеях, Люксембург, Прибалтика. Портрет» ТВ, «Культура», 2014. Многие книжки по теории искусства написаны вкупе с супругой — Н. Занимается в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Столичного педагогического института. С 1950 года преподавал: в Столичном приятельстве живописцев; в Студии инвалидов Российскей войны; в Институте увеличения квалификации художников-графиков; в Текстильном институте; в Полиграфическом институте. С 1954 года Элий Михайлович управлял «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме живописцев книжки и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической для собственных занятий. Конкретно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали зарубежные журналисты и южноамериканское ТВ. Был снят кинофильм, который через некоторое количество дней проявили по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.
В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства Италия. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Творчество Элий Белютин В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма , художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Студия «Новая реальность» В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцево 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С « Новой реальностью » и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н.
Художник «Белютин, Элий Михайлович»
Константин Некрасов, чемпион мира по фитнесу: «А эти картины выставлены на продажу? Сергей Самойленко: «Нет, это подарок краеведческому музею от вдовы Белютина. На рынке его практически нет, а если есть, то стоит очень дорого — сотни тысяч. Хотя это, конечно, не самое дорогое. Только что прошли новости о самой дорогой картине ныне живущего художника — работа Герхарда Рихтера продана за 37 млн долларов… …Вдова Белютина передает его работы провинциальным музеям. На Москву, где у него долго толком даже не было мастерской, у нее есть обида. И это — великое дело в популяризации современного искусства… …Потому что творчество Белютина — яркая страница в советском искусстве второй половины ХХ века. Его учителями были мастера русского авангарда, люди, которые сделали его мировым явлением: Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Лев Бруни. Он получил эту школу из первых рук… …Это не самые известные работы — самые известные в Третьяковке, в Русском музее, за границей… Но наша выставка конспективно передает его творческий путь: от реалистичных работ через экспрессионизм к поздним абстракциям… …Видите, он начинал с реалистичных работ, а потом начал искать другие способы выражения.
Потому что искусство — это не просто способ зафиксировать реальность. Зачем, если есть фотография? Вот в этих работах уже видно, как он ищет выход из реализма… …И вот — 80-е годы, уже такой лютый Белютин! Экспрессия цвета — мощнейшая! Сам он считал, что цвет — главное в картинах, а композиция — уже в меньшей степени». Константин Некрасов осторожно вставляет в разговор : «Я в первый раз столкнулся с такой красотой в художественном плане в доме одного клиента в Москве, человека с очень хорошим достатком. У него я увидел подобную картину, встал и простоял перед ней минут десять». Сергей Самойленко: «А что вас задело?
Константин Некрасов: «Сила. Сергей Самойленко: «Вот! Белютин считал, что картины должны действовать на зрителя и на физиологическом уровне. ХХ век же совсем не такой, как другие, сознание сильно меняется. К тому же после войны… Кстати, Белютин воевал. Пошел на фронт пацаном, был контужен…». Константин Некрасов: «Хм, это дверь, да? Сергей Самойленко: «С одной стороны — дверь.
А с другой — можно прочитать и как женскую фигуру. Тут руки, тут — ха!
Хрущёвым работы белютинцев были убраны и запрещены к дальнейшему показу. Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Только в эпоху перестройки, в 1988, выставка участников студии «Новая реальность» была устроена в Третьяковской галерее. Первая персональная выставка художника состоялась в Москве в 1948; в том же году его исключили из Союза художников СССР. В 1960-е произведения Э.
Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянская Академия современного искусства присудила художнику золотую медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».
Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.
Искусство — вечный дух человека. Дух не его деяний, не его образа, а жизнь самого духа не мыслей или чувств. И художник ищет наполнить его тем языком, которым говорит этот дух, ласкает его, гладит, усмиряет. И тогда рождается искусство. И вдруг все меняется. Нет художника, нет холста — только крик, только мольба, только вера, только любовь. Травинка под упавшим временем, где кто — то ходит, где — то свет. А может быть, это сновидение и жизнь самое нелепое из них.
Белютин, Элий Михайлович (>ylZmnu, |lnw Bn]gwlkfnc)
БЕЛЮТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ Элий Михайлович (р. 10.6.1925), рос. живописец и теоретик иск-ва (2005). Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными. Белютин Элий Михайлович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья. 2012 гг.) - художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности».
Выставка «Элий. Искусство. Любовь»
В 1962 году во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера, Юрия Соболева. Выставка привлекла большое внимание и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ». Хрущевым, работы белютинцев были убраны и запрещены к дальнейшему показу. Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве. В 1990 году в Калининградском музее изобразительных искусств была организована первая региональная выставка студии, которая положила начало формированию в Музее коллекции произведений Элия Белютина и художников студии «Новая реальность». Сегодня Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией произведений живописи и графики Элия Белютина и его студии.
В послевоенные годы собрание, которое уже не так скрывали, удавалось сохранить в целостности благодаря тесным дружеским связям семьи с известными людьми, например, Таммом и Капицей. Также Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям. Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Как пишет «Коммерсантъ», существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещёнными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако эта версия не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника[8][9]. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти»[10]. Коллекция в новое время В начале 1990-х владельцы задумались о создании частного музея и решили оценить свои сокровища. Они пригласили экспертов французского аукционного дома «Отель Друо». Авторство всех ценностей было подтверждено. Стоимость собрания тоже была названа — по стартовым аукционным ценам она составила 400 млн долл[2]. В 1993 году была произведена попытка ограбления. Владельцы должны были уже улететь в Италию, «но с загранпаспортами вышла задержка, и они сидели дома и пили чай. И вдруг раздался страшный грохот, потолок стал лопаться. Дверь открылась. В квартире — ни одной перегородки, пол весь поднят, в межэтажном перекрытии выпилены пять балок, около этой дыры стоит электрический подъёмник с тросами и крюками, рядом — несколько человек в камуфляже, а на подоконнике лежит каталог нашей коллекции, изданный в Италии. Она кинулась звонить в соседние квартиры.
Новости дня Карта боевых действий на Украине сегодня, на 18 февраля 2024 г. Свежий номер. Подписка на издание. Подписаться на новости. Мир Михаила Онуфриенко: последнее видео Михаила Онуфриенко на 13 июня 2023 — обзор Украинского фронта на сегодня от 13. Карты военной спецоперации в Украине и Донбассе, обновили карты. Читайте также Минобороны РФ: нанесен удар по объектам ВСУ на военных аэродромах «Солдат гонят на верную смерть»: в Крынках не осталось ни одного офицера ВСУ Брифинг официального представителя Министерства обороны РФ Игоря Конашенкова Игорь Конашенков Конашенкова — последние новости Киевский градоначальник резко раскритиковал президента Украины Зеленского и заявил, что в стране «пахнет вертикалью и авторитаризмом». Эксперты связывают происходящее с падением рейтинга Зеленского и с тем, что Запад начал подыскивать ему сменщиков. Потери ВСУ составили до 40 военнослужащих, танк, три бронетранспортера и три пикапа. Кроме того, в ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка «Krab» польского производства, две гаубицы Д-20, две самоходные артиллерийские установки «Гвоздика», а также гаубица Д-30. На Краснолиманском направлении подразделения группировки войск «Центр» нанесли поражение живой силе и технике 63-й механизированной и 25-й воздушно-десантной бригад ВСУ в районах населенных пунктов Ямполовка Донецкой Народной Республики и Червоная Диброва Луганской Народной Республики. Отражение контратак, уничтожение техники, и сведения о потерях противника заслуживают внимания. Источник фото: mil. Отражение атак, удачные удары по бригадам противника и эффективность применения ПВО — все эти элементы формируют общую картину боевых действий. Он был комбинированным. Ещё они делились на боевые и имитационные КР Х-101, они же дальнобойные , воздушного и морского базирования. Удар был неотразимым. Сбиты одна авиаракета из 7 и 7 крылатых ракет из 18. На практике это выглядело так: первыми были выпущены дальнобойные крылатые ракеты Х-101. Они летели через всю Украину, периодически меняя курс, так что траектория их движения представляла ломаную кривую линию, начинавшуюся на юго-востоке, проходящую к северным областям Украины, сворачивающую к центру и далее обходящую западные области. По пути движения были засечены все системы ПВО, прореагировавшие на их пролёт. Судя по сводке Минобороны, остальными целями были предприятия ВПК, производящие снаряды, пороха, беспилотники. В Киеве уничтожили по сути последние заводы, производящие беспилотники, арт. А есть ещё высокоскоростные крылатые ракеты Х-32 с современными системами защиты. Это противокорабельная ракета, как и Х-22, успешно применяемая по наземным целям. По признанию телеканала Welt Германия они восхищены этой ракетой. Ни одну из них пока не смогли сбить самые современные ПВО. Так что кроме наших баллистических ракет у западников нет противоядия и против такой крылатой ракеты, как Х-32. В 2024г. Оказалось, что эти самолёты могут выполнять не только разведполёты, но и управлять ракетами, беспилотниками. Для невидимости на ракетах снимается или отключается активное навигационное оборудование. Сигналы в пассивном виде поступают на ракеты с самолётов А-50У, которые далеко видят и могут отправлять сигналы наведения в самый последний момент. При этом дальность выросла с 170 до 300 км. Подлетает к цели, не издавая ни одного сигнала. Электроника отсеивает все шумы и выставляемые противником помехи. Её скорость — минимум 4,2 тыс. Она практически не перехватывается. Потери ВСУ по официальным и неофициальным данным. Сколько на самом деле погибло людей и техники у противника на СВО? Потери Украины на сегодня, 19. Понятны причины, как занижения этой цифры, так и завышения. Если надо выбить деньги, то требуется показать большие текущие расходы, как вооружения, боеприпасов, так и солдатских жизней.
На ней будет представлено наиболее полное собрание работ автора, которое хранится в коллекции Тверской картинной галереи. Многие произведения зрители увидят впервые. Элий Элегий Михайлович Белютин 1925-2012 гг. Художник разработал новаторские формы творчества, основав школу-студию "Новая реальность", которая стала основой неформального искусства в СССР. Созданная им уникальная образовательная программа объединила более двухсот учеников-последователей. На протяжении советского периода выставочная и образовательная деятельность этого объединения оставалась малоизвестной для широкой аудитории.
Лариса Кашук о советских коллекционерах: Коллекция Элия Белютина и Нины Молевой
26 февраля 2012 года на 87-м году ушел из жизни Элий Михайлович Белютин – российский живописец, педагог, историк искусства. Белютин, Элий Михайлович — статья из свободной энциклопедии. 2012 гг.) - художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности».
10 июня 1925 года родился Элий Михайлович Белютин.
Элий Михайлович Белютин умер 27 февраля 2012 г. Ему было 86 лет. Памяти великого педагога, теоретика искусства, художника Элия Белютина 1925-2012 О себе и обо всем, пусть скаже. Элий Белютин был одним из первых представителей русского абстрактного искусства. Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны.
Обида. Рисунок
Нынешнюю передачу ценностей Белютина в Калининграде называют беспрецедентной. После смерти художника в 2012 году, вдова продолжила передавать работы мужа в Калининград, объясняя это особым отношением к городу. Ведь наша художественная галерея стала первым региональным музеем, который провел выставку Белютина, запрещенного в СССР. Было это в 1990 году. И вот, в очередной раз Нина Молева, которой сейчас 91 год, передала шедевры Элия Белютина и учеников легендарной студии «Новая реальность». Свыше 100 живописных полотен начиная 1950-ми и заканчивая 1990-ми годами , альбомы с графическими рисунками военных лет, начиная от 1940-х годов, теперь принадлежат Калининградской художественной галерее.
В Москве создается музей авангарда на основе коллекции Элия Белютина. У нашего музея возникает особая специализация, выстраивается круг партнеров. Программа нашего собирательства и изучения произведений Белютина выходит на общероссийский и международный уровень.
С 1942 по 1947 учился в Московском художественном институте им. Сурикова у А. Лентулова и П. Вокруг Белютина сложилось объединение молодых художников. В 1946 он основал творческую студию живописи.
В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» одноименная книга вышла в 1991 , трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях».
Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовавший в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже, получившую широкую известность благодаря её скандальному закрытию лично Н. Живописец, теоретик искусства, автор 17 монографий по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность". Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовал знаменитую благодаря скандалу, учиненному Н. Хрущевым выставку авангардистов в московском Манеже 1962.
Основной задачей Студии ставился поиск новых форм и средств художественной выразительности. Художники использовали всю силу красок, прибегали к гротеску, обращались к стилизации композиции. Приемы абстракции воспринимались ими как этап на пути дальнейшего художественного поиска. Это направление в искусстве они называли «новая реальность». Белютин так формулировал задачи своего курса: «Мы пройдем по всей мировой истории человеческой культуры и искусства и всех стран современности, проанализируем самые различные методы, принципы изобразительности и выражения — Египет, Возрождение, доисторические эпохи… и лучшее отберем себе на вооружение». В конце 50-х годов он разрабатывает авторскую теорию «всеобщей контактности», основой которой стало представление об искусстве как о своего рода терапии, как о способе сглаживания потрясений от контакта с внешним миром, травмирующим личность человека. Именно ради творческого «Я» я и пишу свои холсты» - это высказывание Белютина можно считать его творческим кредо. Однако поиски своего «я» в искусстве СССР начала 60-х годов прошлого века привели к тому, что Элий Белютин постоянно подвергался гонениям со стороны официальных властей. Его жестко критиковали за «формализм, космополитизм и пропаганду формалистических идей». А его преподавательская деятельность в различных художественных институтах неизменно заканчивалась увольнением. Элий Белютин - фигура легендарная.
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина
Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. [Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля». Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык – удивительно проникновенный и трогательный. Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры.