Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания.
Куба и США
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
- Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
- В 1860 году родился Соломон Джозеф СОЛОМОН
- Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств
День в истории: Рождество Христово, "Брюсов календарь" и открытие академии наук в России
С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост.
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург.
Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.
С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире.
ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств. Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии.
Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И. Бродский 1883-1939 , известный художник, любимый ученик И. Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год. Бродский был страстным коллекционером.
В его доме находились произведения И. Айвазовского, В. Маковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, Ф.
Малявина, А. Бенуа, М. Добужинского, К. Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н. Сапунова, Б. Григорьева, Н. Фешина, А. Яковлева, М.
Шагала и других русских художников. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И. Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею. Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков. Интерьер с цветами. Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ.
На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И. В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств. В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н. Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские.
Герасимов, Б. Иогансон, В. Серов, Н. Томский, Б. Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И. Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути. Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев.
Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И. Бродского, Дом-музей П. Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П. Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И. Репин, В. Поленов, B. Суриков, В. Васнецов, В.
Савинский, В. Серов, М. Врубель, И. Грабарь, Д. Кардовский, А. Рябушкин, В. Борисов-Мусатов и другие. Мемориальный музей «Творческая мастерская C. Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем.
Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва. Экспозиция Фото С. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной. Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». Музей-квартира великого пейзажиста академика А. Куинджи 1841 1842? Оно принадлежало его ученику, академику Н.
Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии. При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я. Ромас, О. Г Верейский, Т. Салахов, А. Грицай, И.
Заринь, Д. Налбандян, М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов, А. Мыльников, Д. Мочальский, Н. Пономарев, Ф. Решетников, Н. Ромадин, Б.
Школой велено было ведать боярину Федору Алексеевичу Головину. В Школу принимали юношей от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Тех, кто нуждался в государственной помощи, брали на полный пансион. Школа была устроена, как и современная средняя школа из трех ступеней. В начальной школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики. В средней — арифметике, геометрии, "плоской и сферической тригонометрии".
В старших классах преподавались: математическая география, астрономия, черчение, геодезия и навигация. Многие ученики недворянского происхождения ограничивалось первыми двумя ступенями и шли после школы на подсобные работы во флот. Те, кто продолжал учебу в старших классах, проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.
Впрочем, эти демократические замашки были быстро пресечены, и монарх сам назначал руководителя главного ученого сообщества страны. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук. Отсюда отправлялись первые географические экспедиции, организовывались астрономические наблюдения. Так начиналась Российская академия наук.
Структура РАН
- Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
- Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
- Петербургская академия наук
- АКАДЕМИЯ НАУК
- РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа
- Содержание статьи
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки
Рассматривая Российскую Академию Наук, стоит отметить, что открыта она была лишь в 18 веке. С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Первая в России академия наук (прообраз современной РАН) появилась в 1724 году по распоряжению Петра I. Несколько первых лет Академия существовала без фиксированного названия и часто называлась «Академией наук» или «Академией наук и художеств». Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем.
Комментарии
- Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук
- Как Петр I Академию наук России создавал - А знаете ли вы что… - ЦБС для детей г. Севастополя
- Первая академия наук была открыта в Санкт-Петербурге
- Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
- Учреждение Академии наук при Петре I
- История Российской Академии Наук —
В каком веке произошло открытие академии наук
Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. Выступившие на нем академики и нгер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. Бывалые члены академии утверждают, что впервые вопрос о реформировании Российской академии наук был поставлен еще в 1993 году, причем кураторами из-за рубежа.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
В честь Российской академии наук назван астероид (829) Академия, открытый в 1916 году российским астрономом Григорием Николаевичем Неуйминым. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография.
Российская академия наук
В начале 1740-х годов было опубликовано несколько томов каталога коллекций Кунсткамеры. Проводившиеся в Академии наук исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии выдвинули ее на почетное место среди научных корпораций. В Академии наук Д. Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика» 1738 ; вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике. Мировую известность получили труды Л. Эйлера «Морская наука» и «Механика», И. Гмелина «Сибирская флора», И. Вейтбрехта «Синдесмология», С. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» первая естественнонаучная книга, написанная на русском языке.
Исследования явлений электричества и магнетизма проводились Г. Рихманом и Ф. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 году была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский». Академия начала публикацию источников по русской истории. Трудами Г. Байера , Г. Миллера , М.
Щербатова , А. Шлецера , И. Фишера, организацией архивов и отделов рукописей в в музеях в России осуществлялось становление истории как науки. В 1773 году были приобретены 18 томов рукописей И. Создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции 18 в. Во второй половине 18 века академиками были ботаник И. Кельрейтер , основатель эмбриологии К. Вольф , знаменитый натуралист и путешественник П. Паллас и др.
В 1748 году состоялось назначение первого русского президента — графа К. С середины сороковых городов появляются первые русские академики: поэт В. Тредиаковский , астрономы Н. Попов, С. Румовский , П. Иноходцев , натуралисты И. Лепехин , Н. Озерецковский , В. Зуев и др.
Целую эпоху в развитии отечественной науки и культуры составила деятельность академика М. Ломоносова, который положил начало многим отечественным исследованиям в естественных науках, стал реформатором русского языка и стихосложения. Велика роль Академии наук в подготовке и проведении реформы образования в 1780-1790-х годах. Члены Академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. АН оказала помощь в создании в 1755 году Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Академии морской гвардии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей. В 18 веке почетными членами и членами-корреспондентами стали более 160 иностранных ученых в т. Вольф , К. Линней , Вольтер , Ш. Дидро , Ж.
Бюффон , У.
В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. В этом году в преддверии праздника всех учёных во многих исследовательских и образовательных центрах города состоятся научные конференции, семинары и открытые лекции.
Розумовский и П. Бакунин в год назначения им исполнилось по 18 лет ; первой женщиной-президентом стала Е. Дашкова сподвижница Екатерины II, способствовавшая ее возведению на престол ; дольше всего пост занимал К. Розумовский — 52 года. Последним президентом АН до 1915 года был великий князь Константин Константинович Романов, поэт и историк. После 1915-го и до 1917-го годов президента у АН не было. Знаменитые ученики Академии За почти два века работы Академия наук воспитала целую плеяду выдающихся ученых, которые как учились, так и работали в ней таблица. Остроградский механик, член АН с 1830 года , В. Лобачевский член АН с 1830 года, фактический создатель неевклидовой геометрии. Физика А. Попов электротехник, изобретатель, член АН с 1899 года , В. Струве уроженец Германии, астроном, академик, основатель Пулковской обсерватории , Б. Якоби электротехник, изобретатель. Химия Д. Менделеев создатель периодической системы , А. Буклетов исследователь в области органической химии. География И.
Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности. Картина «Первое торжественное заседание в Российской академии наук».