«Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. «Зангезурский коридор отвечает нашим интересам. А теперь соединить Азербайджан с Нахичеванью предполагается через Зангезурский коридор. Различные международные наблюдатели охарактеризовали "Зангезурский коридор" как пантюркистскую повестку дня, основанную на ирредентизме, в то время как другие подчеркнули решение проблемы блокады в качестве ключевого аспекта. Турция запустит железнодорожный коридор в Азербайджан через Иран в случае отказа властей Армении обеспечить работу Зангезурского коридора через их страну, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Зангезурский коридор становится красной чертой для Еревана и Баку
В частности, Тегеран направил в Баку своего министра дорог и градостроительства Мехрдада Базрпаша, и уже 6 октября в селе Агбенд Зангеланского района состоялась церемония закладки фундамента дорожного моста через реку Аракс из Азербайджана в Иран. По сути, это стало практическим началом формирования альтернативы «Зангезурскому коридору», реализацию которого по-прежнему тормозил Ереван. Церемония закладки фундамента автомобильного моста между Азербайджаном и Ираном Предполагается, что за счет прокладки автомобильного и железнодорожного маршрутов через территорию Ирана будет соединен Восточный Зангезурский район в Азербайджане с НАР. Этот проект, который в Иране называют «Араксским коридором» или «Иранским путем», лишь немногим длиннее, чем «Зангезурский коридор», и он поддержан и Турцией. В конце сентября в НАР побывал турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который заявил , что если Армения откажется от проекта «Зангезурского коридора», то транспортные коммуникации будут проложены через Иран. Более того, аналогичной позиции сегодня стали придерживаться и в Баку. Как отметил помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, проект создания «Зангезурского коридора» потерял привлекательность после того, как появилась возможности проложить маршрут через Иран. Таким образом, стало понятно, что Тегеран, Баку и Анкара нашли определенные точки соприкосновения и сегодня ведут серьезную политическую игру вокруг распределения ролей в формирующейся новой системе отношений в регионе. Для всех сторон важно не допустить нарастания здесь напряженности с учетом собственных политических и экономических интересов, которые практически не учитывают интересы Армении.
В данном случае Ереван оказался заложником своего стремления стать еще одним вассалом Запада, что естественным образом отвратило от него государства мусульманского мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Сам по себе «Зангезурский коридор» был интересен Азербайджану по большей части в рамках борьбы с Арменией за Нагорный Карабах, а также с точки зрения стабилизации ситуации в регионе. Теперь же, когда главная проблема для Баку оказалась решенной, настаивать далее на создании данного маршрута стало бессмысленно.
Именно поэтому Пашинян на переговорах делает упор на то, готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении. Спустя два года риторика Алиева несколько смягчилась. Такой настрой вызван тем фактом, что к тому моменту Пашинян уже успел признать целостность Азербайджана, включая и Карабах. На тот момент поведение Пашиняна и Алиева выглядело как компромисс. Сейчас же Еревану нечем торговаться. Означает ли это, что Баку нечего терять и он прорубит Зангезурский коридор, захватив Сюникскую область? Прежде чем дать оценку, посмотрим, что об этом говорит администрация Алиева и эксперты республики. В одном из недавних выступлений представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков опроверг слухи о планах захвата Сюника: «Мы признаем, что это суверенная территория РА. Но нам важно знать, как другая сторона будет обеспечивать безопасность движения по коридору». То есть для Баку важно, чтобы Ереван не чинил трудности грузам и пассажирам по будущей дороге. Амирбеков также добавил, что его страна готова проложить путь в Нахичевань через Иран, если Армения будет затягивать процесс. Если быть точнее, то Баку уже запустил иранский маршрут. Еще 6 октября при участии вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева и министра дорог и городского развития Ирана Мехрдада Базрпаша заложили фундамент автомобильного моста и таможенной инфраструктуры между Азербайджаном и ИРИ в районе поселка Агбанд Зангиланского района. Директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов отмечает, что слухи о возможном вторжении Азербайджана появились после вброса американского издания Politico, но они не имеют ничего общего с реальностью. Баку не готовится к войне. У Азербайджана нет целей и намерений. Для такой масштабной операции, в гористой местности, зимой требуется серьёзная подготовка. Если бы она шла, мы увидели бы передвижение больших масс военных, вооружений и техники, реконгнистировки и подготовки. Без этого такую операцию невозможно подвести. Ее нужно готовить несколько месяцев.
Турецкие и азербайджанские представители настаивают именно на коридоре, называя его Зангезурским в армянском инфополе его именуют Мегринским или Сюникским , при этом предполагая его экстерриториальность. Армянские эксперты опасаются, что открытие Зангезурского коридора станет «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Открытие Мегринского коридора, по их мнению, ничего не даст Армении, кроме потери территории и в дальнейшем полного контроля над всей республикой со стороны Турции. Как считают в Ереване, в случае претворения в жизнь проект не позволит Армении напрямую торговать с иранцами, поскольку коридор будут контролировать другие страны: сперва российские пограничники, а затем и турецко-азербайджанская сторона - как главные инвесторы. В дальнейшем, предсказывает Пол Гобл известный американский автор планов по размену территориями между Азербайджаном и Арменией , может статься, «Армения будет искать замену России, а состав миротворцев может измениться»[3]. В свою очередь, руководители Армении неоднократно заверяли, что ни азербайджанская, ни турецкая сторона не получат «отдельный» коридор через Мегри, который находился бы вне юрисдикции Армении. Так, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян высказала официальную позицию, что способы разблокирования региональных коммуникаций должны подчеркивать взаимосвязь региона, а в интерпретации Баку Зангезурский коридор «приобретает логику сохранения региональной изоляции,…и направлен на придание этой изоляции признака необратимости», что противоречит логике установления мира и стабильности в регионе. Однако, по мнению армянской оппозиции, основанному на словах президента Турции Р. Эрдогана, армянский премьер Н. Пашинян ведет двойную игру. Так, турецкий президент рассказал, что Н. Пашинян ищет с ним встречи через премьер-министра Грузии И. Однако Р. Эрдоган огласил условия: «для такой встречи мы ждем от них шагов, которые могли бы продемонстрировать добрую волю». Примером такого шага, по словам турецкого президента, могло бы быть как раз открытие коридора в Нахичевань, которое в Ереване считают нежелательным без разблокировки остальных транспортных маршрутов в регионе. Например, директор грузоперевозочной компании «Апавен» Г. Агаджанян в беседе с журналистами пояснил[4], что транспортные коммуникации целесообразно разблокировать, причем с минимальными затратами и явной выгодой для России, альтернативными путями. Речь идет о маршруте Акстава-Иджеван-Дилижан-Нахичевань [так называемом «северном железнодорожном маршруте» — Прим. Для этого достаточно отремонтировать Иджеванский участок в 10 км, и железная дорога из России в Турцию станет на 350 км короче, чем через предлагаемый Зангезурский коридор. Мы можем построить железную дорогу, эти 500 метров, до границы и всё», - сказал Агаджанян. По его словам, дорога через Ерасх позволит Армении выйти к черноморским портам Грузии через Нахичевань. Кроме того, эта дорога не будет «изолировать» Армению от Ирана, как Зангезурский коридор в случае его экстерриториальности. Геостратегические планы Турции и Азербайджана Позиция Армении основана именно на комплексном подходе к восстановлению коммуникаций в регионе, созданию альтернативных маршрутов. Однако Турция и Азербайджан настаивают исключительно на сооружении Зангезурского коридора, из чего становится очевидно, что коммерческий интерес проекта находится на втором плане, а геополитика - на первом месте.
Опасения Армении Казалось бы, в Армении, которая 30 лет находилась в транспортной блокаде, восстановление путей сообщения с другими странами должно вызывать только положительные эмоции. Однако вариант, который Турция и Азербайджан предлагают для восстановления транспортного сообщения, наоборот, вызвал всплеск недовольства в Армении. Дело в том, что появилась информация, что пути сообщения пройдут через территорию Сюникской области в районе г. Турция и Азербайджан намерены проложить 48-километровый транспортный коридор по берегу Аракса на юге Армении старая железная дорога на этом участке пришла в полную негодность, и ее придется прокладывать заново , затем соединить Азербайджан с Нахичеванью и далее с Турцией. Коридор следует проложить, согласно планам, по всей границе Армении с Ираном. Турецкие и азербайджанские представители настаивают именно на коридоре, называя его Зангезурским в армянском инфополе его именуют Мегринским или Сюникским , при этом предполагая его экстерриториальность. Армянские эксперты опасаются, что открытие Зангезурского коридора станет «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Открытие Мегринского коридора, по их мнению, ничего не даст Армении, кроме потери территории и в дальнейшем полного контроля над всей республикой со стороны Турции. Как считают в Ереване, в случае претворения в жизнь проект не позволит Армении напрямую торговать с иранцами, поскольку коридор будут контролировать другие страны: сперва российские пограничники, а затем и турецко-азербайджанская сторона - как главные инвесторы. В дальнейшем, предсказывает Пол Гобл известный американский автор планов по размену территориями между Азербайджаном и Арменией , может статься, «Армения будет искать замену России, а состав миротворцев может измениться»[3]. В свою очередь, руководители Армении неоднократно заверяли, что ни азербайджанская, ни турецкая сторона не получат «отдельный» коридор через Мегри, который находился бы вне юрисдикции Армении. Так, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян высказала официальную позицию, что способы разблокирования региональных коммуникаций должны подчеркивать взаимосвязь региона, а в интерпретации Баку Зангезурский коридор «приобретает логику сохранения региональной изоляции,…и направлен на придание этой изоляции признака необратимости», что противоречит логике установления мира и стабильности в регионе. Однако, по мнению армянской оппозиции, основанному на словах президента Турции Р. Эрдогана, армянский премьер Н. Пашинян ведет двойную игру. Так, турецкий президент рассказал, что Н. Пашинян ищет с ним встречи через премьер-министра Грузии И. Однако Р. Эрдоган огласил условия: «для такой встречи мы ждем от них шагов, которые могли бы продемонстрировать добрую волю». Примером такого шага, по словам турецкого президента, могло бы быть как раз открытие коридора в Нахичевань, которое в Ереване считают нежелательным без разблокировки остальных транспортных маршрутов в регионе. Например, директор грузоперевозочной компании «Апавен» Г. Агаджанян в беседе с журналистами пояснил[4], что транспортные коммуникации целесообразно разблокировать, причем с минимальными затратами и явной выгодой для России, альтернативными путями. Речь идет о маршруте Акстава-Иджеван-Дилижан-Нахичевань [так называемом «северном железнодорожном маршруте» — Прим. Для этого достаточно отремонтировать Иджеванский участок в 10 км, и железная дорога из России в Турцию станет на 350 км короче, чем через предлагаемый Зангезурский коридор.
Зангезурский коридор – что это такое и зачем он нужен?
«Тегеран был против того, чтобы Зангезурский коридор проходил через Армению на тех условиях, которые выдвигал Баку. Трудности с созданием «Зангезурского коридора» не связаны с Ереваном. В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году. За последние годы Азербайджан превратился в один из основных и надежных транспортно-логистических центров Евразии, а открытие Зангезурского коридора создаст новые возможности в транспортном секторе ре.
Перспективы Зангезурского коридора: в Армении обеспокоены судьбой Сюникской области
зангезурский коридор зангезур карта азербайджан / Zangezur corridor map region фотоизображения. Азербайджанские власти отказались от планов обеспечения Зангезурского коридора через территорию Армении, вместо этого обеспечив транспортное сообщение через Иран Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году.
Зангезурский коридор становится красной чертой для Еревана и Баку
Однако Реджеп Эрдоган не исключил, что теперь он может пройти через Иран, так как азербайджанский эксклав имеет границу с Турцией. По словам азербайджанской стороны, этот проект мог бы составить дополнительные пять-восемь миллионов тонн грузов, что выгодно не только для Баку и Еревана, но и для других стран. Ереван опасается, что действия Баку подорвут суверенитет и территориальную целостность Армении. Люди вынужденно переезжают из Нагорного Карабаха в Армению. Например, в декабре 2022 года он заявил, что Баку в 2024 году завершит на своей территории строительство инфраструктуры, связанное с созданием Зангезурского коридора, выступая на трёхсторонней встрече глав государств Азербайджана, Туркменистана и Турции в Туркменбаши. Что такое Зангезурский коридор С 1995 года Зангезур является частью образованной Сюникской области Республики Армения. Поэтому этот Зангезурский коридор крайне важен Баку для прямой дороги к собственной территории.
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев подчеркивал, что полностью Баку от идеи не отказывается, но армянская сторона «должна продемонстрировать реальную заинтересованность». После новостей о сближении Азербайджана и Ирана армянское руководство представило свой проект под названием «Перекресток мира». В Ереване отмечали, что в рамках этой инициативы предполагается разблокировать на Южном Кавказе все дороги и погранпункты. Пока этот вопрос зашел в тупик. Возможно, через некоторое время Баку и Анкара осознают реальность и прислушаются к нашим предложениям, — подчеркивает армянский политолог Александр Искандарян. Азербайджанский политолог Фархад Мамедов говорит, что не видит перспектив урегулирования вопроса. К этому времени как раз будут достроены последние участки маршрута на азербайджанской и турецкой территориях. После 2025 года диалог с Ереваном будет вестись на других принципах, — полагает эксперт.
Случайно или нет, но через короткое время варчапет с трибуны Национального собрания накинулся на герб собственной страны с Араратом, Ноевым Ковчегом и с символами четырех династий, не отражающий, по его мнению, психологию народа и не имеющий отношения к современному армянскому государству. Ранее сходные мысли тогдашний главный редактор «Айкакан Жаманак» высказывал в своём бестселлере «Обратная сторона страны» , так что удивляться нечему. Сложно не согласиться с общественным деятелем, бывшим депутатом парламента Арманом Абовяном : действия нынешних властей Армении удивительно точно совпадают с выдвинутыми ещё в 1991 году требованиями Анкары убрать из повестки международное признание факта Геноцида армян и гору Арарат. Так что придётся придумать новый герб, нейтральный, спокойный, никого не напрягающий». Помимо встраивания «новой Армении» в тюркский интеграционный проект, символическое рассаживание на инаугурации Эрдогана президентов Азербайджана и Узбекистана призвано было подчеркнуть качественно новую роль «тюркской цивилизации» на просторах Евразии, о которой на фоне втянутых в омут вооружённого противостояния восточнославянских народов говорится всё чаще и настойчивее. По окончании переговоров в Баку с турецким «братом» Ильхам Алиев в очередной раз заявил о растущем значении в современных условиях транскаспийского «Срединного коридора», продвигаемого Анкарой, Баку и Астаной. По словам Ильхама Алиева, «объём грузов, проходящих через Азербайджан, то есть по Каспийскому морю, с каждым годом увеличивается и будет продолжать увеличиваться». В Баку стремятся «ковать железо, пока горячо», наращивая связи с государствами Центральной Азии, апеллируя с этнокультурной и языковой близостью и опираясь на такие структуры, как «Организация тюркских государств». Всё это встречает понимание и поддержку в Ак-Сарае. Господин Хакан [Фидан, министр иностранных дел] немедленно приступит к этому вопросу… Если наше Генеральное консульство в Шуше будет открыто, это послужит четким сигналом всему миру, в частности, Армении. При содействии властей Азербайджана наш фонд «Маариф» продолжает свою образовательную и обучающую деятельность… Крайне важно, чтобы мы рассмотрели средний коридор, пересекающий Каспийское море и железнодорожной линии Баку — Тбилиси — Карс в этом контексте как можно скорее во время нашей двусторонней встречи с моим дорогим братом», — заверил, будучи в Баку, турецкий лидер.
Сегодня большинство глобальных акторов признают Азербайджан основным бенефициаром произошедших за последние три года перемен в транспортно-логистических реалиях Южного Кавказа. В последние три года государства Европы, а также Россия, Китай, страны Центральной Азии предлагают свои варианты по налаживанию транзитных перевозок по территории нашей страны в рамках Среднего коридора. В настоящее время здесь ведутся модернизационные работы, чтобы довести пропускную способность с 1 до 5 млн тонн грузов в год. Однако не меньшие объемы грузов переваливаются и в рамках проекта Север-Юг, а с учетом планов по расширению российско-иранского грузового транзита, потребность в дополнительных транспортных емкостях ощутимо увеличится. Поэтому в рамках транспортно-логистической диверсификации практически сразу же после окончания победной 44-дневной Отечественной войны в Азербайджане инициировали начало работ по строительству автодорожной инфраструктуры и прокладке рельсов в Восточно-Зангезурском экономическом районе. Формирование коммуникаций трансграничного международного маршрута, получившего название «Зангезурский коридор», продвигается весьма успешно. В рамках этого проекта планируется соорудить три тоннеля, несколько десятков мостов, построить девять железнодорожных станций, возвести 456 инженерных сооружений различного назначения. Строительство этой стальной магистрали осуществляют турецкие компании при поддержке местных подрядчиков, и все работы планируется завершить к концу 2024 года. Вместе с тем с октября 2021 года ведется строительство четырехполосной автомагистрали первой технической категории Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд протяженностью 123,5 км, часть которой будет шестиполосной.
Посол Азербайджана рассказал, кто будет контролировать зангезурский коридор
Армения Азербайджан Нахичевань. Лачинский коридор в Карабахе. Железная дорога в Армении на карте. Схема железных дорог Армении.
Железная дорога карс Нахичевань. Железная дорога Нахичевань Иран. Железная дорога Баку-Нахичевань.
Ахалкалаки карс железная дорога. Дорога Нахичевань Ереван. Дорога Азербайджан Нахичевань.
Дорога Россия Армения. Транспортный коридор Север Юг через Иран. Транспортный коридор Север Юг Армения.
Коридор Север Юг Армения карта. Коридор Север Юг по России. Национальный парк Аревик Армения.
Мегри Агарак. Зангезурский Армения. Зангезурский национальный парк Азербайджана.
Дороги Азербайджана. Строительство дороги. Турецкая дорога.
Дорога фото Термез. Город Армения Мегри граница с Ираном. Станция Мегри Армения.
Мегри Азербайджан. Дорога Мегри Иран. Ущелье Зангезур.
Зангезур Кая дорога. Дорога Сисиан Каджаран. Зангезурская автономная Республика.
Лачинский коридор на карте Армении и Азербайджана. Нахичевань и Нагорный Карабах. Зангезур коридор.
Лачинский коридор. Зангезур дорога. Зангезурский коридор дорога.
Лачин Карабах на карте. Лачин на карте Азербайджана. Карта Карабаха дорога в Шуши.
Шуша Лачин на карте Азербайджана. Нагорный Карабах на карте Армении и Азербайджана. Республика Нагорный Карабах на карте.
Карта Азербайджана и Армении границы Карабаха. Схема азербайджанской железной дороги. Схема железных дорог Азербайджана , Армении и России.
То, что сейчас происходит в Армении, ее внутреннее дело", - заявил Нагиев. Парламентарий подчеркнул, что теперь переговоры по другим направлениям будут продолжаться еще более интенсивно. Зангезурский коридор должен быть открыт Политолог Турал Исмайлов уверен, что происходящее в регионе является результатом успешной политики Азербайджана, основанной на правильной стратегии. Мы хорошо помним, что армянская сторона целенаправленно осуществляла в регионе провокации, чтобы сорвать процесс, и всячески уклонялась от того, чтобы сесть за стол переговоров. Естественно, эти шаги приводили к затягиванию процессов, а иногда и к долгим паузам в них. Но, наконец, исторические азербайджанские земли снова окажутся под юрисдикцией Азербайджана", - сказал Исмайлов. Политолог считает, что возвращение четырех сел без единого выстрела следует считать большим успехом.
Тем более — вдоль границы с Ираном, которая единственное, что не позволяет сомкнуть вокруг Армении полную блокаду. В случае, если коридор оказывается под контролем Азербайджана, он в любой момент может банально отсечь стратегически важный кусок армянской территории—её границу. Эти опасения логичны и оправданы. С другой стороны, в позиции Баку также есть своя логика: мы вам Лачинский коридор, по сути, являющийся частью Армении, недоступной для Азербайджана, вы нам на тех же условиях — Зангезурский. Но в увязывании этих коридоров таится опасность. Ведь Баку исходит из того, что через четыре года вооруженные отряды Армении и НКР покинут Карабах вместе с российскими миротворцами, а регион будет полностью интегрирован в Азербайджан. Можно не сомневаться, что даже если интеграция обойдется без этнических чисток, большинство населения будет вынужден уехать в Армению — жить в составе Азербайджана после 30 взращивания взаимной ненависти они не смогут.
Вроде бы можно говорить о полном завершении карабахского конфликта. Но тогда пропадают все обязательства сторон, согласно трехстороннему соглашению, и Армения вправе ставить вопрос: а зачем нам теперь этот Зангезурский коридор, если никто никому ничего не должен? И все. Повод для новой войны. Поэтому, обсуждая идею коридора, необходимо отвязать ее не только от Карабаха, но и от политики вообще, иначе вопрос функционирования трассы всегда будет предметом политических манипуляций и источником новых конфликтов. Как это сделать — вопрос отдельный и крайне сложный. История показала, что армяне и азербайджанцы относительно мирно могут существовать только в рамках одного цивилизационного проекта: Иран, Турция, Россия, СССР.
Когда регион находится на стыке нескольких проектов, на острие их геополитической борьбы—там неизбежно будет война. В условиях, когда Армения оказывается не просто зажатой между двумя враждебными государствами, но и соединяет их дорогой, это рано или поздно может привести к неконтролируемым последствиям. Я приведу еще цитатуДженгиза Чандара, который рассказывает, что уже Тургут Озал менее через год после распада СССР вынашивал план через Азербайджан выйти на Каспий, чтобы соединить Турцию с новыми независимыми тюркскими республиками за для того, чтобы расширитьсферу своего влияния, превративТурциюв значительную региональную державу. Спустя 30 лет Эрдоган реализовал этот план, поэтому именно Турция является главным выгодоприобретателем этой дороги, что может изменить геополитический баланс в регионе. А это, в свою очередь — опасность для России, которая, с другой стороны получает и выгоду — сухопутную дорогу в Армению и Иран. Но где гарантии, что Анкара и Баку не перекроют ее в один прекрасный момент? Тут необходимо юридически оформленное регулирование не только коридора вдоль иранской границы, но и азербайджанского участка дороги.
И вообще нужно некое подобие конвенции Монтре, которая создавала бы правила игры для сторон в регионе, четко обозначала бы, что можно, а что нельзя, чертила «красные линии». Нельзя не учитывать и интересы Ирана, который не только теряет доходы от транзита по своей территории и возможности контроля перемещаемых грузов, но и так же, как и Армения, опасается оказаться отрезанным от нее при резком усилении влияния Турции, строительстве ей военных баз в Азербайджане. Его голос тоже должен прозвучать, а его подпись — встать под всеобъемлющим региональным документом. Если такой компромиссный документ не будет подписан, то открытие коридора в итоге заложит под регион мину замедленного действия покруче карабахской. И об этом нужно думать прежде всего России. Мы уже допустили слишком много ошибок, позволив туркам зайти в регион. Можно сколько угодно рассуждать, что нынче мы с турками друзья, что мы должны создавать общие интеграционные форматы в противовес Западу, но история показывает, что с Турцией мы всегда соперничали, и если и были попутчиками, то исключительно до ближайшего перекрестка.
Фарш обратно уже не провернешь, и Турцию с Кавказа не выставишь, но вопрос стоит о том, дадим ли мы ей возможность оперативно по суши перебрасывать войска к нашим границам, одномоментно отрезая наших союзников, а также резко нарастить влияние в Средней Азии, параллельно снижению нашего, и если да—на каких условиях? Удастся ли нам при этом создать систему ограничений для наших «заклятых партнеров»? И еще один момент не может не смущать — уж больно быстро Пашинян поменял мнение о коридоре причем, по «странному совпадению» именно после встречи в Брюсселе. Параллельно с этим Ереван начал неожиданно для всех договариваться о дружбе с Анкарой, поговаривают, что он даже ради этого готов отказаться не только от территориальных претензий и лоббирования признания геноцида по всему миру, но и убрать священную гору Арарат с герба страны.
Проходя через армянскую территорию, он не будет находиться под контролем Армении, что считается неприемлемым. Ереван боится, что такие действия могут угрожать стране потерей суверенитета. В настоящее время Нахичеванская Автономная Республика НАР является частью Азербайджана, но она фактически отделена от материковой части Азербайджана армянской территорией. Поэтому Зангезурский коридор имеет огромное стратегическое значение для Баку, так как обеспечивает прямой путь к его собственной территории. Более того, этот маршрут в ближайшем будущем установит наземное соединение между Россией и Турцией, включая железнодорожное и автодорожное сообщение.
Зангезурский коридор карта
Но что же из себя представляет этот Зангезурский коридор, из-за которого начались ожесточенные споры между Арменией и Азербайджаном? Коснувшись т.н. “Зангезурского коридора”, глава комисии ЕС по внешним отношениям Рубен Рубинян вновь заверил, что никакого коридора по суверенной территории Армении не будет. Продолжая блокировать Зангезурский коридор, Армения играет по сценарию Москвы по захвату мировой экономики мертвой хваткой». Для России Зангезурский коридор станет новым наземным выходом в Армению и Турцию. Зангезурский транспортный коридор – новейший международный маршрут, призванный соединить Россию с Арме.
Зангезурского транспортного коридора
Как сообщил официальный сайт главы азербайджанского государства, в ходе встречи Алиев отметил, что политические отношения Азербайджана как с Турцией, так и с Туркменистаном, находятся на высоком уровне. В 2017 году была подписана Декларация о стратегическом партнерствe между Азербайджаном и Туркменистаном. Наши страны оказывают взаимную поддержку и сотрудничают друг с другом в рамках международных организаций, в том числе ООН, Организации исламского сотрудничества, Организации тюркских государств, ОБСЕ и других структур. Азербайджан инвестировал в экономику Турции около 20 миллиардов долларов, в свою очередь Турция инвестировала в экономику Азербайджана около 14 миллиардов долларов. В этом году товарооборот с Туркменистаном увеличился в 5 раз.
Это рекордный показатель.
Формирование коммуникаций трансграничного международного маршрута, получившего название «Зангезурский коридор», продвигается весьма успешно. В рамках этого проекта планируется соорудить три тоннеля, несколько десятков мостов, построить девять железнодорожных станций, возвести 456 инженерных сооружений различного назначения. Строительство этой стальной магистрали осуществляют турецкие компании при поддержке местных подрядчиков, и все работы планируется завершить к концу 2024 года.
Вместе с тем с октября 2021 года ведется строительство четырехполосной автомагистрали первой технической категории Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд протяженностью 123,5 км, часть которой будет шестиполосной. А сегодня, 6 октября 2023 года, стартовал еще один важный этап формирования Зангезурского коридора: в рамках строительства автомагистрали Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд в районе поселка Агбенд Зангиланского района на азербайджано-иранской границе состоялась торжественная церемония закладки фундамента автомобильного моста и погранично-таможенной инфраструктуры, а также начались берегоукрепительные мероприятия на реке Араз. Следует пояснить, что первоначально планировалось, что автотрасса от Горадиза до Агбенда будет продолжена через территорию Мегринского района Армении и далее соединится с транспортными артериями Нахчывана, что, собственно, и предполагалось в Трехстороннем заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года. На основе этого документа, а также январского заявления 2021 года была создана рабочая группа на уровне заместителей премьеров Азербайджана, РФ и Армении и первое время некоторая деятельность для решения этой транспортной задачи осуществлялась.
Однако затем Армения заняла крайне неконструктивную позицию в вопросе открытия Зангезурского коридора, выдвигала контрпродуктивные требования, манипулировала формулировками статуса коридора и в целом затягивала весь переговорный процесс, заводя его в тупик. Баку неоднократно предупреждал Ереван о не конструктивности такого подхода, а недавно министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью венгерскому изданию «Мадьяр Демократа» отметил, что такое пренебрежение к процессу разблокирования транспортных коммуникаций вредит самой Армении, лишает ее экономических выгод и может привести к тому, что эта страна упустит еще одну удобную возможность поправить собственную экономику, поскольку Зангезурский коридор может в итоге просто обойти ее территорию.
За проект выступают Азербайджан и Турция, в то время как Армения, по чьей территории пройдет коридор, выступает против.
Главное сражение предполагается на оси Зангилан-Зангезур. Сообщается о том, что после 23-часовой операции в Карабахе, в результате которой карабахские формирования были ликвидированы, власти Азербайджана предоставили армянской стороне в Евлахе время для интеграции с Баку по таким вопросам, как ликвидация незаконной администрации, местное управление, экономика, передача всех государственных учреждений и организаций, вопросы гражданства, валюты и пр. Однако было установлено, что некоторые армянские группировки были направлены в коридор Зангезур для новых провокаций.
«Иран получит очень много»: удастся ли проложить Зангезурский коридор мимо Армении
Мы уже начали работы в этом направлении», — сказал Шахбазов журналистам в Баку. По его словам, в этом контексте создание международного энергетического узла в Джабраиле является «важным стратегическим событием».
Сообщается о том, что после 23-часовой операции в Карабахе, в результате которой карабахские формирования были ликвидированы, власти Азербайджана предоставили армянской стороне в Евлахе время для интеграции с Баку по таким вопросам, как ликвидация незаконной администрации, местное управление, экономика, передача всех государственных учреждений и организаций, вопросы гражданства, валюты и пр. Однако было установлено, что некоторые армянские группировки были направлены в коридор Зангезур для новых провокаций.
Хотя сообщается, что тройка Иран-Франция-Армения укрепила линию Зангилан-Губатлы-Кельбаджар и готовится к новой войне, утверждается, что основная большая война развернется на направлении Зангелан-Зангезур», - сообщает турецкое издание «Turkiye Newspaper» Специалисты отмечают, что если подобные сведения соответствуют действительности, то Азербайджан и Турция могут запросто захватить Сюник, полностью отрезав Армению от границы с Ираном.
Судя по всему, состоявшаяся сегодня торжественная церемония закладки фундамента автомобильного моста и погранично-таможенной инфраструктуры на азербайджано-иранской границе и означает начало реализации альтернативной версии Зангезурского коридора. В ходе мероприятия сопредседатель Госкомиссии по экономическому, торговому и гуманитарному сотрудничеству между Азербайджаном и Ираном, вице-премьер Шахин Мустафаев и министр дорог и городского развития Ирана, сопредседатель комиссии с иранской стороны Мехрдад Базрпаш были проинформированы о координатах и технических параметрах нового моста через реку Араз и подъездной дороги к нему, ознакомились с планом установки погранично-таможенного пункта. Высокопоставленным чиновникам обеих сторон также предоставили информацию по берегоукрепительными мероприятиям и коррекции русла пограничной реки. Было отмечено, что строительство нового моста с семью полосами движения обеспечит беспрепятственный пропуск не менее 1100 большегрузных траков в сутки, а также порядка 15 тысяч человек и многих десятков автобусов.
Также в ходе мероприятия были рассмотрены проекты строительства трех других мостов и запланированной через территорию Ирана транзитной железнодорожной линии. В результате этих мер транзитные возможности региона заметно расширятся. В то же время предпринимаются шаги по улучшению возможностей въезда-выезда в НАР и облегчению перевозки грузов. Для решения этих вопросов была достигнута договоренность с Исламской Республикой Иран», - отметил Шахин Мустафаев. Вице-премьер также подчеркнул, что новая дорога будет обслуживать транзитные грузоперевозки, что важно как для Азербайджана и Ирана, так и для всего региона.
Зангезурский коридор нужен, и он будет», - подчеркнул Колташов. Открытие Зангезурского коридора отвечает экономическим интересам всех стран региона. Азербайджан является страной-участницей таких маршрутов, как Восток-Запад, Север-Юг, и в этом отношении Зангезурский коридор играет уникальную роль, потому что это точка пересечения как маршрута Север-Юг, так и маршрута Восток-Запад.
Создание этого коридора окажет огромное влияние на развитие транспортных коммуникаций всего региона. Зангезурский коридор не только поможет расширить транспортную интеграцию на Южном Кавказе, но и обеспечит кратчайший наземный путь из Азии в Европу.