История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre [17]. История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался.
История театра в России
Ирина Корнеева На биеннале театрального искусства - новом московском фестивале, который продлится до 10 ноября 2017 года, презентовали книгу Ксении Лапиной "Театр начинается с афиши. История театральной афиши в России от истоков до 1917 года". Это первое подобного рода монографическое исследование в России, открывающее новую область нашего театроведения: до сих пор не было ни одной планомерной попытки воссоздать историю афиши и плаката, - казалось, мало что сохранилось, не знали, с чего начать... Ксения Лапина - завотделом афиш и программ Театрального музея им. Бахрушина, с искренней влюбленностью в артефакты, эту историю систематизировала и вместе с художником Диной Васильевой подготовила иллюстрированное и хорошо прокомментированное издание.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра,против сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа,о его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пасхальный,передающий историю его воскресения. Театр в Древней Греции Театр - как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы.
В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. В отношении архитектурном афинский театр послужил образцом для прочих греческих городов. В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов в видах сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, - четырёхугольная удлиненная площадь за орхестрою, занятая особым зданием, которое называлось сценой, - и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены. Около I века до н. По самому характеру преобладавших в то время пьес перемена декораций требовалась редко; для таких случаев могли ставить временные декорации. Колоннада с передней стеной "сцены" соединялась помостом, так что перед зданием сцены получалось как бы другое узкое здание, в целом также называвшееся просцением.
Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы. В 1987 году Московский государственный детский музыкальный театр стал академическим.
Сейчас носит имя своего основателя — Натальи Ильиничны Сац, а в 2003 году к столетию Сац перед зданием театра ей установили памятник. Сац изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка. Большой зал рассчитан на 1100 мест, с тремя сценами, здесь же находится одна из достопримечательностей театра — занавес на тему оперы Николая Римского-Корсакова «Садко».
Родиной театра называют Грецию — первые полноценные театральные представления, где актеры появлялись на специально возведенных театральных подмостках, одетые в наряды, отражающие дух спектаклей, прошли именно здесь. Позже в Греции появилась арена, места для зрителей, оборудованные ярусами. Спектакли разделили на комедии и трагедии.
Предшественниками театра на Руси считают шутов-скоморохов, которые развлекали бояр, и бродячих артистов — они веселили народ. Театр скоморохов упоминают летописцы, жившие в XI веке. В эпоху Петра Первого I появился публичный театр. Правда, немецких артистов, игравших в этой труппе, зрители не приняли. Расцвет театра пришелся на эпоху правления императрицы Елизаветы Первой. В этот период открылись театры, ставшие центром притяжения не только для россиян, но и для жителей заморских стран.
Сыграть на сцене Александринского и Императорского театров почитали за честь как российские, так и зарубежные актеры. Эпоха отечественного театрального искусства, которое крепло на глазах, пришлась на середину XIX-начало XX веков. Это было время формирования традиций того, что впоследствии критики назовут «русская театральная школа». В этот период на Руси появились первые профессиональные актеры, качеству постановок стали завидовать за рубежом. Театральное искусство, созданное россиянами, признали в мире. Когда был создан праздник Предшественником праздника, который во всем мире отмечают 27 марта, считают Международный институт театра МИТ.
В задачи организации входила поддержка исполнительского искусства в целом. Официальные представительства МИТ находились в разных странах. В СССР центр, представляющий интересы организации, появился в 1959 году. Через два года МИТ принял решение учредить праздник, посвященный всем служителям театра. Официально его отмечают, начиная с 1962 года. Примечательно, что в год, когда мировая общественность впервые отмечала знаковое событие, с обращением к поклонникам Мельпомены выступил известный французский писатель и художник Жан Кокто.
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
Всемирный день театра 2024 — история праздника Театр имеет древние корни и играет важную роль в культуре многих цивилизаций. В древности театр служил средством общения, развлечения и передачи историй. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н. В средние века театральные представления часто проводились церковью и были направлены на пропаганду христианства. В эпоху Возрождения театр стал более разнообразным, а в период барокко и классицизма приобрел новые формы и стал популярным развлечением для аристократии. В XIX веке театр стал доступен широким массам благодаря развитию жанров, таких как комедия, драма и опера. В это время в России также начало развиваться театральное искусство.
Как бы то ни было, история документального театра начинается в 20-е гг. ХХ века одновременно в СССР и в Германии — странах, переживших самые сильные социальные потрясения, связанные с Первой мировой и ее последствиями. Другой вопрос, что в советской России линия документалистики, даже подчиненной целям пропаганды, обрывается вместе с исчезновением авангарда и почти не возобновляется вплоть до современных опытов. Нитевидный пульс интереса к факту можно проследить у нас только в 60-х. Но он не идет ни в какое сравнение с мощным развитием документальной традиции, которое наблюдается в тот же период в Германии и напрямую связано с расследованием преступлений нацизма и рефлексией на тему немецкой вины. Другими важными центрами документалистики в 60-естановятся Великобритания и США, где театр естественным образом включается не только в новую молодежную, протестную культуру, но и в борьбу за открытое гражданское общество. Общество, которое вправе заставить власть «предъявить документы». Сегодня можно говорить о немецкой и англоязычной традициях документального театра. Первая выглядит скорее политической, вторая — социальной.
Иногда они переплетаются, и рассматривать их стоит во взаимовлияниях. Но сначала вернемся в Россию. Мейерхольд и авангард 1920-х Театр-газета возник на фронтах Гражданской войны в 1918-1920 гг. Первый профессиональный коллектив такого рода Синяя блуза был создан в Московском институте журналистики, к нему имели отношение Осип Брик и Владимир Маяковский. Гастроли Синей блузы в театре на Ноллендорфплатц в 1927 г. В США во времена Нового курса эту технику использовали в рамках федерального проекта по поддержке безработных артистов и развлечению безработных пролетариев Federal Theatre Project. Отступление 1: «Прибытие поезда» Не только первые фильмы, показанные Огюстом и Луи Люмьер на съезде французских фотографических обществ в Лионе, были документальными Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота, Выход рабочих с фабрики в Монплезир и др. Показ любого художественного фильма на заре кинематографа обязательно предварялся хроникой, которая заменяла новостной блок. На многих фильмах зарождавшейся тогда художественной кинематографии лежал несомненный отпечаток того, что создавала тогдашняя документальная кинематография.
Острота восприятия и факта; острота зрения и остроумие в сочетании увиденного; внедрение в жизнь и действительность и еще многое, многое внес документальный фильм в стиль советской кинематографии» Рецензия С. Эйзенштейна на фильм С. Юткевича Освобожденная Франция, Советское искусство, 1945, 19 апреля, с. Не случайно и Броненосец Потемкин «действует как драма, но построен как хроника». На линии, которая ведет документалистику из 1920-х в 1960-е,немало экспериментов в области кино. Именем Александра Медведкина, запустившего в 1932—1934 гг. Работа с архивными кадрами Эсфирь Шуб в контексте истории документального театра особенно важен ее фильм 1927 г. У Мейерхольда документальность стала способом вовлечь зрителя в сценическое действие. В спектакле-митинге Зори 1920 , где функции массовки были возложены на зрительный зал, взятие крепости Перекоп получило отклик уже через четыре дня.
В 5 картине вместо фронтовой сводки революционной Оппидомани разведчик сообщал Эреньену: «То, о чем я должен вам рассказать, бледнеет перед теми гигантским событиями, которые разыгрались на театре военных действий в Крыму». С тех пор каждый новый вечер актеры зачитывали свежие сводки с фронта. Похожий прием Мейерхольд применил в спектакле «Даешь Европу» 1924. В редакции Д. В 1926 г. Пьеса Сергея Третьякова — великолепный образец лефовской концепции «литературы факта». Советские авангардисты20-30 гг. Еще одну пьесу Третьякова «Слышишь, Москва? Пискатор и революция Под бомбами Первой мировой войны актер и историк театра Эрвин Пискатор почувствовал, насколько не соответствует жизни его профессия.
В 1919 г. В репертуаре — спектакли с названиями День России и Долго ли еще будет существовать буржуазная справедливость?. В 1921 г. Дружественный критик из Rote Fahne писал: «Основным новшеством этого театра является переплетение в очень оригинальной форме игры с действительностью. Часто не знаешь, находишься ли ты в театре или на собрании; появляется такое чувство, будто ты должен присоединиться и помочь происходящему» Политический театр, Э. Пискатор, стр. Пискатор становится главным режиссером театра Фольксбюне, где ставит пьесу Альфонса Паке Знамена о борьбе за 8-часовой рабочий день американских «рыцарей труда», взрыве в Чикаго 1886 г. Пьеса не более документальна, чем, например, Ткачи Гауптмана. Однако режиссеру «пришла в голову свoеобразная и счастливая мысль присоединить к постановке кино» Там же, стр.
Пролог давал характеристику отдельных рабочих вождей, магнатов, работников полиции, а на экране в это время появлялись их портреты. Спектакль имел успех. Альфред Дёблин считал его первым шагом на пути к тому, что позже стали называть эпическим театром. Следующая работа Пискатора, названная словами Карла Либкнехта Несмотря ни на что 1925 , стала «первой постановкой, единственную текстуальную и сценическую основу которой составляет документ» Там же, стр. Весной 1925 г. Тема — революционные моменты в истории человечества от восстания Спартака до русской революции. Часть постановки было предложено перенести в берлинский театр Гроссес Шаушпильхаус и представить на съезде компартии.
Итак, начнем. Начало В Афинах V века до н. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди. А вот чтобы стать хорегом руководителем хора , большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри. Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения. История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов. Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него. Некоторые термины античного театра Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже: Орхестра — часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра. Скена — место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном. Проскений — колоннада перед скеной.
Показывали пьесу один раз. Драматург был не только автором и постановщиком, но и непосредственным участником действия. Что касается истории русского театра, то отголоски театральных зрелищ идут еще со времен скоморохов, веселивших народ. При Петре I появился публичный театр, здание которого называлось «комедийной храминой». Спектакли в нем давала немецкая труппа. И хотя такой вид зрелищ не очень полюбился народу, он положил начало театральной деятельности России. В период правления дочери Петра I Елизаветы театр стал похожим на тот, к которому мы привыкли сейчас. Именно в этот период открылся Императорский театр, а в Петербурге — Александринский. Их особенностью было участие в спектаклях как русских, так и иностранных артистов. Выступали и женщины, и мужчины. На развитие этой отрасли тратилось множество средств. Основной расцвет театральной деятельности пришелся на XIX-XX век, подарив нам множество талантливых людей. Театр всегда играл важную роль в культурной жизни многих стран. Поэтому по инициативе Международного института театра в 1961 году был учрежден праздник — Всемирный день театра.
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre[17]. Первые театральные куклы появились в Древней Греции. Новости Как родился «Современник». Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений.
История возникновения театра.
Вера и поклонение ему заставили древних греков надевать костюмы и организовывать мистерии, включающие мифологические сценки. Подобные постановки устраивали 4 раза в год на Дионисиях. Этим термином назывались праздники в честь бога виноделия и театра. Вначале в спектаклях участвовал хор, но позже к нему стали присоединяться и актеры. Это произошло благодаря драматургу Феспиду. Он считается прародителем древнегреческого театра. Пьесу этого драматурга поставили впервые. Это случилось в 534 году до нашей эры. Помимо Феспида, написанием пьес занимались и другие знаменитые философы. Среди них стоит выделить Аристофана, Софокла, Эсхила, Еврипида.
При этом на сцене играли обычные люди. Однако актерами могли становиться исключительно мужчины. Используя костюмы и маски, они играли женщин, бедняков, царей, богов. При этом демонстрировать какие-либо эмоции не требовалось. Главная задача актеров тех времен заключалась в четком представлении образов своих героев при помощи тона голоса, движений, походки. Маски были довольно крупными и демонстрировали всевозможные эмоции. При помощи цвета они показывали пол, состояние здоровья, характер. В каждом спектакле участвовало максимум 3 актера. Потому одному и тому же человеку приходилось играть нескольких персонажей.
В древнегреческом театре существовало лишь 2 вида спектаклей. Они представляли собой комедии и трагедии. Первые — высмеивали политиков тех времен, вторые — посвящались подвигам мифологических героев и нередко демонстрировали сцены их смерти. Жителям Древней Греции требовалось приходить заранее, чтобы занять места. При этом зрители брали с собой воду и еду, поскольку спектакли нередко длились по несколько суток. Еще одной отличительной особенностью древнегреческого театра были котурны. Актеры, исполнявшие роли представителей высших сил, носили особые сандалии. Они имели высокую подошву и позволяли возвеличиваться на другими героями. Почему верующие осуждали театр В 1068 году театральные постановки начали называть «потехи».
При этом для обозначения спектаклей использовали термин «игрища». Однако в тот период верующие люди считали труд скоморохов неприличным. Более того, их даже воспринимали как нечисть. Ряженье представляло собой огромный грех. Религия не воспринимала сатиру и юмор. При этом шуты небезосновательно высмеивали монахов. Это приводило к подрыву устоев религии. Артистов церковь и вовсе называла «куклами дьявола». Им не разрешалось причащаться.
К тому же актеры лишались права на достойное погребение. Считалось, что они не могут попасть в рай. Чаще всего в первых труппах принимали участие мужчины. Если же в них присутствовали женщины, их статус был для всех очевиден. Таких дам сопоставляли с женщинами легкого поведения. При этом знатные особы любили развлечения. Они часто собирали целые труппы. При этом каждый уважающий себя царь имел шутов, которым разрешались весьма неприличные шутки. Появление Европейского театра В одиннадцатом веке значимые церковные праздники дополняли театральными постановками.
В тот период человек придумал литургическую драму, которая характеризовалась глубоким содержанием и отображала внутренние переживания. В те времена люди стремились сделать евангельские образы особенно реалистичными. При этом они старались уделять много внимания внутреннему миру человека. Это не соответствовало задачам религии. Потому в 1210 году появился Указ, который запрещал показывать литургические драмы в храмах. Театр Олимпико Отличительной особенностью шестнадцатого века стала приверженность людей гуманистическим принципам. Искусство постепенно освобождалось от влияния церкви и становилось более светским. Тот период связан с появлением народных пьес, которые представляли собой основное событие ярмарок. Знать тоже часто посещала такие спектакли.
Потому в обществе появилась потребность в стационарном театре. В 1585 году архитектор из Италии Андреа Палладио создал театр Олимпико с просцениумом, который располагался в Вероне. Эта конструкция стала первым закрытым европейским театром. Над воплощением этого проекта люди работали в течение 5 лет. Здание состояло из деревянных элементов и было уникальным сооружением периода Возрождения. Тут по сей день устраивают всевозможные концерты. К тому же зрители могут посещать театральные спектакли. Строительство театра Фарнезе В 1618 году в Парме впервые создали современный театр, который получил название Фарнезе. Его происхождение связывают с именем Джованни Баттиста Алеотти.
Тут было предусмотрено свободное посещение. Ранее здание использовалось для проведения турниров. Алеотти удалось создать по-настоящему новаторское сооружение. В структуру помещения входило 2 части. Оно обладало сценой с арьерсценой. Для нее было характерно наличие съемных кулис. К тому же конструкция имела теларии, которые позволяли быстро менять декорации. Зрительный зал отличался удлиненной формой. Амфитеатр напоминал по внешнему виду подкову.
К тому же он включал 14 рядов. Перед партером располагалось пустое место, которое преимущественно использовалось для танцевальных постановок. Когда появились оперные театры Впервые оперный театр построили в Венеции. При этом многих людей интересует, какое сооружение было там открыто. Это был театр Сан-Кассиано, основанный в 1637 году. Там оперу смогло слушать большое количество людей. До этого момента данный вид искусства был доступен исключительно придворным. В итоге опера превратилась в отдельный театральный жанр и стала активно распространяться. Этому способствовал успех известных композиторов.
Они постепенно стали выходить за пределы религиозной музыки. Придворный театр Такой театр был впервые создан благодаря стараниям Алексея Михайловича. При этом первый спектакль в стране состоялся 17 октября 1672 года. Его организацией занимался боярин Артем Матвеев. На постановку пришли царь и знатные люди. Она проводилась в деревянном здании, которое получило название «Комедийная хромина». Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». Он базировался на библейских мотивах. При этом сама постановка считалась светской.
Также в Москве проходит «Ночь театров» — жители и гости столицы могут посетить различные открытые представления, мастер-классы и экскурсии в вечерние часы. Интересные факты о театре Вот еще несколько занимательных фактов о театральном искусстве: Покровительницей театра считаются древнегреческие музы Мельпомена и Талия. Первая вдохновляет на трагедию, а вторая — на комедию. В давние времена актрисы в театрах использовали веера не от жары — они выполняли роль суфлеров. Они могли разместить на задней стороне подсказки, чтобы вспомнить сложные фразы во время выступления. Кроме того, посетителям тоже порой раздавали веера, на которые наносились программы и отрывки из пьес. Само слово «театр» произошло от древнегреческого theatron — оно переводится как «место для зрелищ».
В Древней Греции в театрах существовала особая должность — «рабдух». Его работа заключалась в усмирении слишком шумных и возбужденных зрителей.
Идея создания профессионального детского театра появилась у Сац ещё в начале 1920-х годов, и она его организовала. На сцене молодого театра для маленьких зрителей шли разнообразные спектакли к оформлению которых привлекались молодые тогда композиторы - Прокофьев, Раухвергер, Александров, Кабалевский. Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира». И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». Здание было спроектировано специально, а венчает его скульптура Синей птицы на золотой арфе, которая стала символом театра. Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками.
Всемирный день театра 2024 — история праздника Театр имеет древние корни и играет важную роль в культуре многих цивилизаций. В древности театр служил средством общения, развлечения и передачи историй. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н. В средние века театральные представления часто проводились церковью и были направлены на пропаганду христианства. В эпоху Возрождения театр стал более разнообразным, а в период барокко и классицизма приобрел новые формы и стал популярным развлечением для аристократии. В XIX веке театр стал доступен широким массам благодаря развитию жанров, таких как комедия, драма и опера. В это время в России также начало развиваться театральное искусство.
В Москве представили книгу об истории театральных афиш
Новости Как родился «Современник». В России театральная афиша появилась в XVIII веке, а распространение получила уже в следующем, XIX веке. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания.
Свет! Занавес! Аплодисменты: 6 интересных фактов во Всемирный день театра в России
И является ли театр зеркалом реального мира, или он создает собственную реальность? Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование.