Общая информация. великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева. Источники информации. Литература.
Презентация "Великий ученый Д.И. Менделеев"
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в науку | 2)Собрать и систематизировать информацию о работе Менделеева в разных областях науки. |
5 фактов о Менделееве | Биография. Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. |
Россыпь увлекательных фактов из жизни Д.И. Менделеева | Сообщение о к э Циолковском 5 класс. |
Доклад «Интересы и увлечения Д.И. Менделеева» | 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева, русского ученого, которого даже в родной стране знают в основном лишь как создателя Периодической системы химических элементов. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева | Информация. Менделеев Дмитрий Иванович. Менделеев Дмитрий Иванович [27.1(8.2).1834, Тобольск – 20.1(2.2).1907, Санкт-Петербург], российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных законов природы – периодический. |
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов».
Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем.
В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.
После того как закончилась деятельность Д. Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования. В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901.
Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем. Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался.
Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека».
В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического.
Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе.
Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе».
Влиятельные друзья жившего в Москве ее старшего брата Василия не решились идти против циркуляров и не помогли; тогда деятельная сибирячка отправилась в столицу империи, где ей удалось-таки всеми правдами и неправдами устроить Дмитрия казеннокоштным то есть обучающимся за государственный счет студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, того самого, где учился Менделеев-старший. Обеспечив жизнь младшему сыну, Мария Дмитриевна умерла через месяц с небольшим вроде бы от простуды, явно истощенная многочисленными невзгодами и тревогами.
Наука или жизнь Будущий великий ученый в юности не блистал познаниями, учился посредственно и даже добровольно остался на второй год, пройдя первый курс дважды. Но затем взялся за ум и окончил институт с золотой медалью. Вообще-то петербургские врачи не ожидали, что Менделеев доживет до выпускных экзаменов, считая его безнадежно больным туберкулезом.
При этом упрямый студент отказывался переводиться в Киевский университет, в более теплые края, решив, видимо, хоть и умереть, но все же остаться в столичном институте. И только знаменитый хирург Иван Павлов, осмотрев молодого химика, поставил ему правильный диагноз: порок сердечного клапана, неопасный для жизни. Проработав год учителем в Одессе и защитив сразу две диссертации: магистерскую и pro venia legendi — на право читать лекции, Менделеев с 1857 года начал преподавать химию в Санкт-Петербургском императорском университете.
Со временем поле его педагогической деятельности расширилось: он читал курсы во Втором кадетском корпусе, Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Николаевских инженерных академии и училище, руководил химической лабораторией Санкт-Петербургского практического технологического института. На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Под первой службой Менделеев понимал научные открытия, а под второй — педагогику.
Среди прочего он стал автором первых в России учебников «Органическая химия» и «Основы химии». О третьей «службе» речь пойдет ниже. Менделеев - второй справа во втором ряду Русские в Германии Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках».
Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности Менделеева, но не разделяя его интереса к физической химии. Менделеев любил подчеркивать, что в науке всегда действовал самостоятельно. В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар.
Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом. В Гейдельберге Менделеев влился в компанию талантливых ровесников-соотечественников: химика и композитора Александра Бородина, физиологов Ивана Сеченова и Сергея Боткина, также прибывших в Германию на стажировку. С Бородиным Менделеев много путешествовал по Европе и участвовал в эпохальном Международном химическом конгрессе в Карлсруэ, целью которого было создать общую для химиков всего мира систему координат и терминов.
Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось. Отношения с немецкой ак трисой Агнессой Вой тман зашли та к далеко, что она родила ему дочь Розамунду, которую он много лет материально поддерживал. Периодический закон Вернувшись на родину, Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой» — эта история трансформировалась позже в легенду об изобретении им эталонной водки.
Он измерял плотность и тепловое расширение смеси этилового спирта и воды в разных пропорциях, но к 40-градусной водке эти опыты отношения не имели. Начав в конце 1860-х работать над учебником «Общая химия», Менделеев задумался о том, как лучше и нагляднее систематизировать не только научную информацию, но и 63 известных в то время химических элемента. Он знал о попытках других ученых создать такую систему.
Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента.
Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками. Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры.
Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий. Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне.
Уже при его жизни ходили слухи о некоем внезапном озарении, посетившем его в 1869-м, но самого химика они возмущали: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово», — ворчал он, имея в виду таблицу. В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой.
Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым.
Получил несколько золотых медалей, сделал массу научных открытий. Прожил весьма интересную жизнь! Что ещё вы не знали об этой многогранной личности? Мы подобрали для вас 20 увлекательных фактов о великом ученом.
Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье.
Дмитрий принимал активное участие в общественной жизни, он выступал в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций. Протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав. В 1868 г.
Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. Считается, что в 1869 г. Это открытие было результатом многолетних изучений. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов.
Таблица Д. Менделеева Таблица Д.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Биография. Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. учителю, Доклад про Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1940 году правлением Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева (ВХО) были учреждены Менделеевские чтения — ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук (физиков, биологов и биохимиков). Биография. Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Человек своеобычный
С 1859 по 1861 год он находился в Германии, где усовершенствовал свои научные знания. Вернувшись на родину, издал первый учебник по органической химии, за что был удостоен Демидовской премии. Через несколько лет ученый защитил докторскую диссертацию об изучении растворов. Величайшее открытие в истории химии произошло в 1869 году, когда Менделеев вывел периодический закон химических элементов.
Свои знания о любимой науке он обобщил в книге «Основы химии» 1871. Много времени и сил Дмитрий Иванович отдавал преподавательской деятельности. Он был профессором в Петербургском университете, а также вел курсы во многих других учебных заведениях.
В конце жизни Дмитрий Иванович писал: "Я и сам удивляюсь, чего я только не делывал на своей жизни. И сделано, я думаю, недурно". Он был членом почти всех академий и более сотни ученых обществ, но так и не стал членом Российской Академии наук. Менделеев провёл и опубликовал фундаментальные исследования по химии, химической технологии, педагогике, физике, минералогии, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике.
И при этом все его исследования и работы связаны с насущными проблемами. В январе 1907 года сам Дмитрий Иванович сильно простудился, показывая Палату мер и весов новому министру промышленности и торговли Философову. Вначале ему поставили диагноз "сухой плеврит", после врач Яновский нашел воспаление легких. Дмитрий Иванович курил самокрутки из дорогого и хорошего табака, при этом не используя мундштук.
Его пальцы все время были желтые от никотина. При этом Менделеев часто повторял, что ни за что не бросит курить. Он говорил: "Все равно умрешь, кури не кури. Так уж лучше курить".
Кроме изготовления чемоданов, Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, и сам шил себе одежду. Торговцы, продавая его чемоданы, добавляли "от самого Менделеева". Его изделия были сделаны на совесть и служили десятилетиями. Учёный изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и создал свою собственную клеевую смесь, секрет приготовления которой держал в тайне.
В 1893 году Дмитрий Менделеев наладил производство бездымного пороха, который сам же и изобрел. Российское правительство и министр Петр Столыпин не успели запатентовать изобретение, американские производители их обогнали. Производство бездымного пороха наладили в Штатах, а России пришлось закупать его тоннами в 1914 году. Сами американцы не скрывали и даже посмеивались над тем, что продают русским "менделеевский порох".
Однако в трудах Менделеева найти указание на этот выбор на удаётся. Диссертация Дмитрия Ивановича, посвященная свойствам смесей и спирта, никак не выделяет эти цифры. Она называлась полугар, поскольку при сжигании её объём уменьшался вдвое.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль старшей сестры Ольги в жизни Менделеева Исследование влияния старшей сестры Ольги на жизнь и карьеру Дмитрия Ивановича Менделеева. Анализ взаимоотношений в семье и их влияния на ученого.
Анализ содержания и влияния данного труда на развитие химии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Наследие Менделеева в современной химии Исследование влияния и наследия Дмитрия Ивановича Менделеева в современной химии. Рассмотрение его открытий и идей, которые продолжают влиять на развитие научной области. Контент доступен только автору оплаченного проекта Личность и характеристика Менделеева Анализ личности и характеристики выдающегося ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Рассмотрение его качеств, черт характера и влияния на научное сообщество.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Менделеев и его вклад в развитие химии Исследование значимого вклада Дмитрия Ивановича Менделеева в развитие химии как науки. Анализ его открытий, идей и влияния на современное понимание химических процессов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Вот так обосновывает ее название сам ученый: «Было бы правильнее назвать мою систему периодической, поскольку она вытекает из периодического закона, что естественно». На склоне лет ученый так оценит свое открытие: «Это лучший свод моих взглядов и соображений о периодичности элементов... Это главная причина моей научной известности, потому что многое оправдалось гораздо позднее». Окончательная доработка периодической таблицы В течение последующих двух лет после первого упоминания о таблице элементов Менделеев сформулировал и заложил основы учения о периодичности. Параллельно с этим шли «шлифовка» и упорядочивание элементов в таблице, так как распределение иногда казалось Дмитрию Ивановичу несовершенным.
По его мнению, атомные массы во многих случаях были определены неточно. В результате такой ошибки некоторые элементы занимали не те места в таблице, и это подтверждалось свойствами их соединений. Руководствуясь законом периодичности и химико-физическими свойствами соединений, Менделеев изменил атомные массы этих элементов и поставил их в один ряд с теми, у которых были сходные свойства. Так, вначале он поместил карточку с бериллием, атомная масса которого считалась равной 14, рядом с алюминием атомная масса 27,4. В то время бериллий считали аналогом алюминия. Но, сопоставив химические свойства, переместил бериллий ближе к магнию. Можно сказать, что ученый таким образом высказал сомнение в общепринятом значении атомной массы бериллия. Он изменил ее на 9,4.
А формулу оксида бериллия по аналогии с оксидом магния переделал из Be2O3 в BeO. Следует заметить, что такое значение атомной массы бериллия было подтверждено только спустя десять лет. Так же смело Менделеев действовал и в остальных подобных случаях. Например, приписал урану атомную массу 240, вследствие чего элемент оказался последним в системе. Далее четко сформулировал понятия о группах элементов, малых и больших периодах. Один из вариантов современного вида периодической таблицы Д. Менделеева Пустые места в таблице Менделеева не смущали: он с легкостью оставлял их, считая, что эти элементы еще не открыты и неизвестны науке. Так, с учетом свойств соседствующих с пустотами в таблице элементов и их соединений талантливый химик предсказал и подробно описал три неизвестных элемента, назвав их именами аналогов — эка-бор будущий элемент скандий , эка-алюминий известный затем как галлий и эка-силиций получивший название германий.
Доработкой таблицы занимался не только сам ее создатель. К ней приложили руку многие видные химики всех передовых стран. Варианты периодической системы отличались друг от друга порой разительно, однако всегда во главе угла стоял открытый Менделеевым закон периодического изменения свойств элементов. Так, химик поместил элемент водород в первую группу сверху слева , некоторые ученые вообще не предоставляли водороду места в системе, другие рассматривали его как легкий аналог галогенов хлора, брома или йода , третьи размещали водород в середине первого периода, подразумевая, что этот элемент как бы принадлежит ко всем группам элементов. К слову, такая неоднозначная ситуация сохранилась и до сих пор. Закон и периодическая система даже сегодня продолжают свое развитие, которое порой отражается на ее внешнем виде, но не меняет при этом ее сути Вариант таблицы, опубликованной в «Основах химии» Менделеева за 1871 год, представлял классическую короткую форму периодической системы, являющейся в весьма высокой степени информативной — четко очерчены периоды и группы элементов, под их символами приведены формулы важнейших соединений. Здесь большинство атомных масс округлены до целых чисел, а также четко показаны пробелы, которые отвечают предсказанным элементам. Во времена Менделеева было известно мало редкоземельных элементов.
Ученый поместил в таблицу только символ элемента церия, а положение остальных — иттрия, лантана, диспрозия, эрбия — он затем неоднократно менял, но прийти к однозначному выводу так и не смог. Несмотря на это, химик полагал, что за каждым редкоземельным элементом должно быть закреплено отдельное место в определенной группе периодической системы. Последним элементом в этом варианте таблицы был уран с атомной массой 240. Менделеев не спешил предсказывать существование элементов тяжелее урана. Он считал, что если они и есть в природе, то их совсем немного. Так, в таблице после урана идут пять пустых мест, которые соответствуют трансурановым элементам с их вероятными атомными массами.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Знание этих фактов позволяет рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. России: фрагменты биографии Дмитрия Ивановича Менделеева». Знание этих фактов позволяет рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства.
Презентация на тему «Менделеев Д.И. — человек-загадка»
Знание этих фактов позволяет рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства. Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. На этой странице вы можете посмотреть и скачать Презентация "Великий ученый Д.И. Менделеев". Менделеев также занимался метеорологией и создал первую в России метеорологическую станцию.