(Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ). сколько согласных букв в татарском алфавите. Александр Завидов. Русский алфавит состоит из 33 букв, татарский – из 39.
Татарский алфавит: от древних рун до современной кириллицы
Татарские буквы. Кириллический татарский алфавит | яналиф (т.е. "новый алфавит"). |
Татарский алфавит | К буквам русского алфавита добавлено 6 татарских букв. |
Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита
Примечания tatar. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Хальфин, 1778 1 2 3 Закиев, М. Тюрко-татарское письмо.
История, состояние, перспективы. Татар-информ 29 Июня 2011. Проверено 25 августа 2011.
Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Мухамедшин Руслан. Состоялось заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Курбатов Х. Хальфин, Сагит.
Обе тетради были созданы в немецкой тюрьме после официального введения кириллицы. Также яналиф использовался в нацистской пропаганде. Ограниченно яналиф использовался до пятидесятых годов, пока большинство используемых школьных учебников составляли выпущенные до войны. В 1939 году татарский алфавит был переведен на кириллицу.
Первоначальный проект профессора М. Фазлуллина предполагал полный отказ от диакритики и использование диграфов: аь, жъ, нъ, оь, уь, хъ. Однако такой вариант был отвергнут как крайне неудобный. Постановлением Государственного Совета РТ.
Последние создали в 1926 году «Добровольное общество нового алфавита». После проведения дискуссии в городах Кызыл Урда, Ташкент, Кызыл Яр при Совете народных комиссаров Казахстана был организован центральный комитет яналифа, в округах также были созданы его ячейки. Это привело к ускоренным темпам латинизации.
Тем не менее представитель Казахстана на II Пленуме Всесоюзного центрального комитета новотюркского алфавита отставание объяснял огромностью территории, слабой налаженностью путей сообщения. В Туркменистане латинский алфавит был введен в короткие сроки. Автор статьи «Теркмэнистанда латин язуы» «Латинская письменность в Туркменистане» Айтаков объяснял это малочисленностью грамотных среди местных народов и малочисленностью противников латыни среди интеллигенции. Процесс латинизации начался там в 1927 году. В Ашхабаде на годичных курсах обучались представители районных отделов народного образования, сельские учителя и работники дошкольного воспитания. В Киргизстане также открываются курсы в 1926—1927 гг. В 1925 году в Абхазии принят новый алфавит, составленный профессором Н.
Марром на основе латиницы. Башкортостан первый Что касается алфавита крымских татар, то сами их представители процесс его реформирования делили на три этапа. Первый этап этого движения относится ко второй половине XIX века, он начат Гаспринским. На втором этапе происходит его усовершенствование. До Тюркологического конгресса сторонники латинизации алфавита не получили большинства, хотя комитет «Яналифа» был организован в 1924 году во время посещения Крыма азербайджанским лидером латинизации Агамалы оглы. В 1927 году собирается Всекрымская конференция по этой проблеме, после которой началась подготовка учителей и наборщиков типографий через краткосрочные курсы и обеспечение школ учебниками. Это время и получило известность как третий этап введения латинского алфавита.
Такие конкретные меры, принявшие официальный, государственный характер, наблюдаются после I Тюркологического съезда, состоявшегося в 1926 году в Баку. А до этого проходили дискуссии, обсуждения по проблемам перехода на латинизированньй алфавит. Так, в 1924 году на съезде татаро-башкирских работников народного образования в Москве вновь была поднята проблема латинского алфавита. В решении съезда значится: «Переход на яналиф — дело нужное, сближает народы. Однако пока целесообразнее будет ограничиться реформированием арабского шрифта, а для математических формул немедленно использовать латинские буквы». Так, Г. Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения».
С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта. Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества.
Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте. Это требует больших средств». Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии.
Аргументы те же самые. Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против. Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году.
Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит. Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт».
Латинский алфавит Джагалиф использовался с 1928 по 1939 год, а кириллица - с тех пор. Некоторые ученые считают Institutiones linguae Turcicae libri quator «Основные правила тюркского языка» , написанные на латыни Иеронимом Мегизером и напечатанные в Лейпциге в 1612 году. Между тем в «Chorographia Tartariae» Иеронима Мегизера, опубликованной в 1611 году, описывается уникальный татарский алфавит и цитируется Отче наш на татарском языке, написанный латиницей. Первым тюрко-татарским печатным изданием в России является Манифест Петра Великого , напечатанный арабским шрифтом и опубликованный в Астрахани в 1722 году. Печатные книги массово появились в 1801 году, когда в Казани появилась первая частная типография «Восточная типография». Первая безуспешная попытка издания татарской газеты была в 1808 году, когда профессор математики Казанского университета И.
Запольский предложил издавать газету «Казанские новости» на русском и татарском языках. Безвременная смерть Запольского в 1810 году помешала проекту. Первая успешная попытка издания газеты на татарском языке была предпринята в 1905 году. Петербург Гатауллы Баязитова.
Татарские буквы. Кириллический татарский алфавит
Каждая из этих букв имеет свое собственное фонетическое значение и правила произношения. Более того, татарский алфавит также включает в себя дополнительные буквы, которые обозначают ударение и другие звуки, характерные для татарского языка. Это делает алфавит более комплексным и полным по сравнению с русским алфавитом. Несмотря на то, что татарский алфавит существует уже несколько лет, его использование и популярность неуклонно возрастают. Татарскому языку уделяется все больше внимания в Татарстане, и его официальный статус в регионе признается и поддерживается правительством.
Это означает, что изучение татарского языка и алфавита становится одной из важных составляющих образования в Татарстане. Еще по теме: Проект "Дополняем литературную сказку своими историями" Однако, стоит отметить, что в наше время все больше татарскоязычного населения обращается к латинскому алфавиту, считая его более удобным и современным. Это вызвано в основном глобализацией и влиянием международных коммуникаций, где латинский алфавит широко распространен, особенно в интернете и международной переписке.
Есть и третья причина: переход на новый алфавит осуществлялся в спешке, без широкого обсуждения. Практически судьбу татарской письменности решили несколько человек. В 60-е годы было проведено несколько всесоюзных конференций, посвященных совершенствованию алфавитов и орфографий языков народов СССР последняя такая конференция проходила в 1977 году.
На них действующий алфавит и орфография тюркских языков, в том числе татарского, подвергались серьезной критике. В рекомендациях предлагалось принять меры к их совершенствованию. Например, Институт языкознания АН СССР рекомендовал ввести в тюркские алфавиты новые буквы для более полного отражения их звуковой системы. Большинство тюркских народов усовершенствовали свои алфавиты и орфографии, причем по нескольку раз. Три раза корректировали свой алфавит азербайджанцы, два раза — каракалпаки. В татарскую письменность за это время не было внесено каких-либо существенных дополнений и изменений, хотя общественность с самого начала существования нового алфавита проявляла озабоченность в связи с его существенными недостатками, вызванными отсутствием нужных букв, имевшихся в прежних алфавитах.
Это привело к придумыванию многих запутанных правил правописания, запомнить которые не так-то легко. К тому же эти правила совершенно не пригодны для адекватного произношения слов, особенно в том случае, если ученики-татары учатся в русских школах. Возникает множество слов, сходных по написанию, но разных по значению и звучанию. В течение многих лет в советские учреждения, органы печати и на радио, в Казанский филиал АН СССР шли многочисленные жалобы на недостатки татарского языка. В январе 1954 и феврале — марте 1959 годов в КФАН, а также на страницах газет была проведена оживленная дискуссия по этому поводу.
Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р]. Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах. Таким образом, В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: [а], [о], [у], [ы].
В лексике имеется значительное количество арабских, персидских и русских заимствований; влияние этих языков прослеживается также в фонетике и грамматике например, возникновение союзов и союзных сложных предложений. В период существования Волжской Булгарии 9—12 вв. До образования самостоятельного татарского языка предки татар и башкир входили в состав Золотой Орды и в 13—19 вв. Письменные памятники существуют с 13 в. В 16—19 вв. Современный татарский литературный язык создан на основе среднего и западного диалектов в конце 19 — начале 20 вв. Насыри и писателей того периода Я. Емельянова, Г. Ильяси, Ф. Халиди , освободивших татарский язык от влияния тюрки. Письменность до 1927 существовала на арабской, в 1927—1939 на латинской основе, с 1939 — на основе русской графики с несколькими дополнительными буквами. В 1992 был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», а в 1994 — Государственная программа по его реализации. На татарском языке ведется преподавание как в средней еще с начала 20 в. Татарский язык преподается в ряде институтов и университетов. Издается обширная периодика, причем в последние годы не только в Татарстане, но и в ряде других районов компактного проживания татар; ведется радио- и телевещание. Научное изучение татарского языка началось в 18 в. Котельникова 1740 и русско-татарский словарь С. Хальфина 1785. В 1801 в Санкт-Петербурге была опубликована грамматика И. Гиганова, в 1804 — словарь того же автора. Впоследствии значительный вклад в изучение татарского языка внесли труды Г. Алпарова, В. Богородицкого, М. Закиева и др. Исследования татарского языка ведутся в Казанском и Башкирском университетах, Институте языка, литературы и истории им. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, а также в ряде педагогических вузов. Фонетика[ править ] Графика татарского языка базируется на кириллице.
Сколько букв в татарском алфавите сколько?
Предполагалось, что переход с кириллицы на латинский алфавит будет проходить поэтапно в течение целого десятилетия. С осени латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До , когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита. Отмена решения федеральными властями После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Примечания О переводе татарской письменности с латиницы на алфавит на основе русской графики 1939 г. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Тюрко-татарское письмо.
История, состояние, перспективы. Ознакомление и практические задания для ребенка.
О конфликте вокруг перехода на латинский алфавит Стремление к языковому суверенитету В конце 1980-х годов период гласности и перестройки некоторые татарские лингвисты и писатели начали поднимать вопрос о возвращении к латинице. Вопрос о введении латинской графики в Татарстане официально был поднят уже в начале 1990-х годов после распада СССР одновременно с переходом на латиницу других тюркских бывших союзных республик. Второй Всемирный конгресс татар , прошедший в Казани в 1997 , рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы. Предполагалось, что переход с кириллицы на латинский алфавит будет проходить поэтапно в течение целого десятилетия.
С осени 2000 латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До 2011 , когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита. Отмена федеральными властями и оспаривание республикой 15 января 2002 года Государственная Дума Российской Федерации внесла поправку в Федеральный Закон «О языках народов РФ», которая установила, что графической основой государственного языка РФ и всех государственных языков республик РФ является кириллица. На это время среди республик России, предусматривавших перевод письменности на латиницу, были Татарстан и Карелия. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка.
Но без неё в представленном алфавите можно насчитать 38 букв. То есть, информация о конечном множестве букв, используемых в системе современной татарской письменности, носит расплывчатый характер: это 38 или 39 букв. В наших рассуждениях мы будем опираться на число 39, которое взято из указанного выше «источника».
Они делятся на звонкие и глухие. Звонкие яцгырау : б, в, г, гъ, д, ж, з, л, м, н, ц, й, р, w. Три звука в, ц, щ употребляются лишь в русских словах или в словах, заимствованных через русский язык: вагон, революция, цинк, щетка. Особенности обозначения татарских звуков буквами русского алфавита. Как уже отмечалось, некоторые буквы в татарском алфавите имеют двоякое произношение.
Республика Татарстан: как латиница стала дублершей кириллицы
Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в 1997 году, рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы. Татарский (тюркский) алфавит остановился в своем развитие в X веке, после перехода татарами (тюрксками) на мировые религии и соответственно на их алфавиты. Презентация всех букв татарского алфавита. Погрузитесь в языковое богатство Татарский алфавита на сайте SYMBL (‿).
Кириллический татарский алфавит. Татарский алфавит Стремление к языковому суверенитету
В 1918 году арабский алфавит был пересмотрен: были добавлены некоторые новые буквы татарских звуков и удалены некоторые арабские буквы. Некоторые ученые считают Institutiones linguae Turcicae libri quator «Основные правила тюркского языка» , написанные на латыни Иероним Мегисер и напечатаны в Лейпциг в 1612 г. Первое тюрко-татарское печатное издание в России [3] по-видимому Петр Великий с Манифест, напечатано в Арабский шрифт и опубликовано в Астрахань в 1722 г. Печатные книги стали массово появляться в 1801 году, когда первый частный типография «Восточная типография» в Казань появившийся. Первая неудачная попытка издать татарский газета было в 1808 году, когда профессор математики в Казанский университет , И. Запольский предложил издавать газету «Казанские новости» на русском и татарском языках.
Безвременная смерть Запольского в 1810 году помешала проекту. Первая успешная попытка издания газеты на татарском языке была предпринята в 1905 году.
Учебно-методическая литература Учебная и методическая литература на русском и татарском языках издается в большом количестве несколько сотен большими тиражами. Создаются электронные учебники. В 2014 г. На татарском издавались 184 газеты и 28 журналов. Электронных периодических изданий насчитывается 4, в т. Радио В РТ 86 радиостанций, из них 22 вещают на татарском и русском языках, 6 — на татарском, 58 — на русском. Радиоканалов в РТ — 62, из них на русском языке — 62 и на татарском — 21 некоторые из них ведут вещание одновременно на двух языках. Время вещания информационных программ на татарском и русском языках примерно одинаково.
В РТ 6 крупных медиахолдингов, каждый из которых имеет и телеканалы и радиоканалы на русском и татарском языках. Часто вещание осуществляется на двух языках. Ведущие радиостанции республики вещают чаще всего на двух государственных языках, и не только на территории республики, но и на территории Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Коми, Мордовии, Марий Эл, а также в сети Интернет. Телевидение В РТ функционирует государственная телерадиокомпания «Татарстан» и 50 телевизионных компаний из них 25 государственных , 39 районных и городских станций.
Очень много книг переписывали ученики медресе - шакирды. Традиция переписывания рукописных сборников спасло от исчезновения многие ценные памятники средневековой литературы.
Рукопись поэмы Кул Гали «Кыйса-и Йосыф», написанной в ХIII веке, имелась практически в каждом доме Во многом благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура. Но войны, пожары наносили необратимый ущерб книжным собраниям. В результате монголо-татарского нашествия было уничтожено несметное количество накопленных культурных и материальных ценностей, в том числе и библиотек в Средней Азии, Поволжье, Кавказе. Также при завоевании Казани войсками Ивана Грозного от огня погибла бесценная ханская библиотека. И в более поздние времена книги подвергались уничтожению. В годы Советской власти книги, написанные арабской вязью, в массовом количестве сжигались теми, кто был против религии.
В надежде уберечь книги от уничтожения люди закапывали их в землю, но там они портились и тысячи книг были безвозвратно потеряны. Для того, чтобы спасти книги от огня и пожаров, в деревянных домах для их хранения строили специальные каменные комнатки. Богатыми книжными коллекциями располагали дома купцов, князей, ученых, а также библиотеки «Марджания», «Мухаммадия», «Касымия» в Казани, а также Тунтарское, Байракинское, Чистопольское, Тумутыкское, Иж-Бубинское, Стерлибашевское медресе и др. Сегодня большая часть сохранившихся как рукописных, так и изданных книг рассеяна по библиотекам и частным собраниям. В книжных хранилищах Казани сегодня хранится более 50 тысяч восточных рукописей на арабском, персидском, татарском и других тюркских языках. Искусство каллиграфии Традиционно переписыванием книг занимались шакирды медресе, преподаватели, муллы, образованные люди своего времени.
В 1843 в Казанском университете открылся курс арабской каллиграфии, куда для преподавания был приглашен известный переписчик Али Махмудов. С его именем в татарском национальном искусстве связано возрождение профессиональной школы каллиграфии. В мусульманских домах часто можно увидеть необычные рисунки с каллиграфией - шамаили, своеобразный жанр народного творчества. В начале ХХ в. После смены в 1928 году у татар алфавита на латиницу, а позже и на русскую кириллицу, начинается угасание, упадок искусства арабской каллиграфии. Остался лишь один профессиональный художник-каллиграф - Баки Урманче, знаменитый скульптор, живописец, график.
В 1990-х годах, восхитившись искусством шамаиля и полюбив его, повернулись к нему некоторые профессиональные живописцы и графики. Они в короткое время усвоили это искусство и начали создавать новые произведения. Популярен и другой вид каллиграфического искусства - тугра. Тугра - личный знак халифа, султана и др. В настоящее время получили распространение тугры различных должностных лиц, рода, семьи. В шамаиле имя и титул правителя закручиваются в причудливый узор.
В переводе с арабского языка - это печать, клеймо, ярлык, личный знак.
Но после угрозы со стороны Советов все-таки отдает своего уже обученного сына на переобучение, на промывание мозгов. Мы когда учились, мозги уже были намыты полностью. Я с первого по десятой класс учился на Татарском языке, меня учили писать разговаривать, мыслит на чужом языке. Что Вы хотите, чтоб я знал как писать и читать на Кряшенчком. Когда то мой отец библиотеку деда из-за угрозы властей сжег в печке.
Церковные книги были запрещены. Мне читать и писать на родном языке, не было возможности, мне лишь осталось слышать молитвы моей матери на Кряшенском языке. Мы Кряшены: Некоторые говорят про нас что угодно, тем самым, извлекая из этого свою выгоду. Кто-то считает, что мы были, кем-то мы ни народ, а что-то иное, что мы насильно приняли веру и должны благодарить за это кого-то. Мы должны благодарить своих предков, которые приняли православию и донесли до нашего поколения. Вера бывает одна, она насильно не предается.
Самая верная история это слово предков и реликвия, которое передается с поколение на поколение. Историю пишут и трактуют люди, которые хотят быть выше соей головы и ищут во всем свою выгоду. История Кряшен: Наши предки, наши обычая, наши традиция, наша самобытность, наша вера наше будущее.
Татарский алфавит с произношением
По инициативе Института Татарской энциклопедии Академии наук РТ 20 января 1997 года Государственным Советом РТ был принят Закон «Об упорядочении татарского алфавита», в соответствии с которым внесены изменения в расположение дополнительных букв в алфавит. В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении. Татарские буквы. Татарские алфавиты на латинице Татарский алфавит буквы с переводом. Числа в татарском языке – учим татарский с нуля (татарский для начинающих). Татарский алфавит по буквам с произношением.
Татарские буквы. Кириллический татарский алфавит
Алфавит Ильминского использовались для христианизации татарского населения, и поэтому татары-мусульмане не использовали их. Всего для татарской кириллицы требуется русский алфавит плюс 6 дополнительных букв: Әә, Өө, Үү, Җҗ, Ңң, Һһ. Татарский алфавит состоит из 39 включает в себя 33 буквы русского алфавита и 6. В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении.
Татарский язык
В 1929 году, на основе латиницы, был разработан так называемый «единый тюркский алфавит» — Яналиф. Применяли его не долго.
Безвременная смерть Запольского в 1810 году помешала проекту. Первая успешная попытка издания газеты на татарском языке была предпринята в 1905 году. Санкт-Петербург Гатауллы Баязитова. Вторая татарская газета «Казань мухбире» появилась 29 октября 1905 года. Издателем газеты был депутат Казанского горсовета Саидгирей Алкин. Первый татарин печатная машинка был создан в Татарстане в 1920-х годах и использовал арабский алфавит. Татарский латинский джаналиф и татарский Арабский шрифт , 1927 Титульный лист татарина Яна имла книга напечатана в 1924 г.
Татарский алфавит, напечатанный в 1778 году.
Сайт alfavit-market.
В татарской фонетике основополагающее значение имеет нёбный сингармонизм, по законам которого в исконных словах используются либо только переднеязычные мягкие , либо только заднеязычные твердые гласные. Если в первом слоге стоит твердый гласный, например в слове бала «ребенок» , то во всех последующих слогах тоже будут твердые: балалар «дети» , балаларны «детей». Если заимствования полностью осваиваются татарским языком, они тоже встраиваются в эту систему. Так случилось с русским словом «изба», в котором встречается гласный переднего ряда «и» и гласный заднего ряда «а»; татары, чтобы привести гласные к гармонии, стали произносить [ызба]. Но, подбирая к корню суффиксы китап-лар-ы-быз-га , носитель татарского все равно попытается соблюсти гармонию с последним гласным. Логика здесь схожая: гласный, стоящий в первом слоге, должен присутствовать в следующих слогах. Например, при произношении слова солы «овес» первый огубленный [о] подчиняет себе второй гласный [ы] — и фактически произносится [соло].
Грамматика: будущее в прошлом и заглазность Татарский — агглютинативно-аналитический язык, то есть грамматические отношения в нем выражаются как с помощью аффиксов, присоединяемых один за другим к корню, так и с помощью вспомогательных слов. В случае агглютинации к неизменной основе в определенном порядке добавляют суффиксы, ответственные за словообразование или словоизменение, а также модальные показатели. Например, для образования множественного числа к корню бала «ребенок» прибавим аффикс -лар: бала-лар «дети». Чтобы подчеркнуть, что это «наши дети», добавим аффикс принадлежности: балалар-ыбыз. К тому же, в отличие от русского, являющегося флективным языком, где один показатель может иметь несколько грамматических значений, татарские морфемы-форманты выражают только одно. Например, окончание -у в русском может указывать и на дательный падеж «другу» , и на предложный «в лесу» , и на будущее время «пойду» и быть суффиксом наречия «потихоньку». В татарском, как и в тюркских языках вообще, аффикс, например, -лар указывает только на множественное число. Кроме того, он является универсальным показателем множественности для всех частей речи. Его можно применять и к существительным ызба — ызбалар, диван — диваннар , и к глаголам: яза «пишет» — язалар «пишут» , барган «ездил» — барганнар «ездили». В татарском языке принято выделять шесть падежей.
Направительный указывает на направление движения действия: урманга «в сторону леса». Исходный описывает либо выход из некоего пространства авылдан кайту — «возвращаться из деревни»; институттан чыгу — «выходить из института» , либо временное значение бер елдан очрашу — «встреча через год» , либо значение причины шатлыктан елмаю — «улыбаться от радости». В предложении Мин китап укыйм «Я читаю книгу» слово китап «книга» стоит в начальной форме без аффиксов, из чего слушатель может сделать вывод, что это некая любая книга, о которой пока ничего не известно. А во фразе Мин бу китапны укыйм у «книги» появляется аффикс винительного падежа, и она становится уже определенной. Конкретизировать ситуацию в данном случае помогает и указательное местоимение бу. В татарском языке отсутствует грамматическая категория рода, в результате чего в нем нет понятия согласованности частей речи между собой. В предложениях «Алсу пришла» и «Марат пришел» глагол стоит в одной форме: Алсу килде, Марат килде. У татарского глагола может быть девять грамматических времен, но самое интересное в них то, что прошедшее и будущее времена делятся на определенное и предполагаемое. Акцент делается на самом действии, чаще всего однократном и динамичном. Тем не менее о том, что кто-то ездил в Казань, можно рассказать и иначе: Ул Казанга барган.
Неопределенное прошедшее еще называют результативным, потому что, в отличие от категорического, акцент здесь ставится на последствия совершенного действия, на его результат. Такое прошедшее, направленное в будущее, используется в татарском довольно часто. Полноценных будущих времени два: категорическое и неопределенное. Такое будущее часто встречается в официальной речи. Здесь также больше залогов, чем в русском, и обозначаются они разными аффиксами. В русском языке все эти оттенки смысла выражаются частицей -ся.
Кириллический татарский алфавит. Татарская письменность Татарский алфавит
Татарский алфавит на основе арабской графики использовался с X в. по 1920 г., он начал применяться предками татарского народа, после принятия ими ислама, и получил название «иске имля» старое письмо. Татарские алфавиты на латинице Татарский алфавит буквы с переводом. Татарский язык (тат. татар теле, tatar tele) — язык татар, один из тюркских языков кыпчакской группы. К буквам русского алфавита добавлено 6 татарских букв.