Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки. Детство и юность. В понедельник, 8 июля, в амстердамском музее Рейксмюсеум началась беспрецедентная реставрация работы Рембрандта "Ночной дозор". Рембрандт Харменс ван Рейн – нидерландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. произведения самого Рембрандта, а также работы Питера Ластмана, Николауса Кнюпфера, Якоба Баккера, Филипса Конинка, Яна Ливенса, Карела Фабрициуса, Гербрандта. Например, «Ученый, затачивающий перо» ученика Рембрандта Геррита Дау, встретился сам с собой уже в другом образе — «Старика, рассматривающего глобус».
Рисовал любимую богиней и работал вслепую: судьба Рембрандта в шедеврах из Эрмитажа
Перекрестная композиция создает две линии — расслабления и напряжения, причем с интересным цветовым контрастом. Жена и дочь художника написаны теплыми охристыми тонами, при этом изображены в расслабленных позах, хочется сказать, что они прохлаждаются. Линия Мария Якунчикова — офицер, напротив, написана холодными тонами синего и белого, а вот их позы свидетельствуют о горячей заинтересованности беседой, и, возможно, друг другом.
Сейчас в коллекции три картины из серии «аллегория чувств». Это ранний Рембарндт. Его зрелая работа величественная «Минерва» уже по-настоящему монументальное произведение. Причем, художник здесь используют не только свою оригинальную, свойственную только ему светопередачу. Он новаторски смотрит и на образ богини. Но Рембрандт не делает этого. Он не идеализирует, а находит индивидуальные черты.
Поэтому мы видим как будто бы обычную голландскую женщину». Если Рембрандт стремился к некому историзму, то Вермеер запечатлел обычную жизнь. В Лейденовской коллекции есть одна его картин. Единственная в частном собрании. Девушка сидит за верджиналем, ее руки на клавишах, вокруг простой интерьер. Вермеер как бы запечатлел момент, который произошел в течение дня. И эта мягкость и простота привлекают».
Посвящение» — расширенная версия проекта для российского павильона на прошлогодней 58-ой Венецианской биеннале, когда куратором выступил сам Эрмитаж как институция, что само по себе редкость, а для кого-то — возмутительная редкость. Главной темой для размышлений и главным сокровищем музея была заявлена картина «Возвращение блудного сына» великого Рембрандта. В Венеции проект Эрмитажа был принят неоднозначно. В первые дни после открытия русский павильон был назван изданием Financial times одним из пяти обязательных к посещению, однако в фейсбуке и периодике российские искусствоведы заняли критическую позицию. Михаил Вильчук Фрагмент инсталляции Александра Сокурова в русском павильоне на Венецианской биеннале. Фото: Михаил Вильчук Перечислим три главные претензии критиков к проекту. Первая: Рембрандт — хоть и гений, но не актуальный художник, а его работы не отражают положение дел в российском contemporary art, что требуется в контексте биеннале. Вторая: может ли институция — Эрмитаж — выступать куратором и быть автором концепции павильона? А тут музей, без отсылки к конкретному имени! И финальный вопрос к той экспозиции: представленные публике живопись и скульптуры молодых художников, выпускников Академии художеств, не были равносопоставимы с другими объектам национальных павильонов и основного проекта. То есть встал острый и важный вопрос о качестве этих произведений. Фото: Михаил Вильчук Некоторые критики, Лиза Савина например, все же увидели в павильоне, «цельном и довольно внятном», отражение национальной идентичности: «Своего светского [культурного кода с XVIII века в России] не было: прикупили фламандцев, голландцев, итальянцев немножко, французов каких-никаких и стали учиться с этим жить. За пару веков из этих знаков удалось отрастить великую русскую литературу, Христа в пустыне как символ русской духовности». С самого начала выставка в русском павильоне задумывалась как репетиция, а вовсе не одноразовое представление. Ее планировали показать в обеих Венециях, Южной и Северной. А может и провезти по России, чтобы показать в других «эрмитажах» — в Казани, Сибири, на Дальнем Востоке, везде, где в русском сердце отзываются имена Рембрандта и Сокурова. После темной комнаты с невысокими потолками в венецианском Щусевском павильоне — это самое трудное пространство, которое можно было выбрать для видеоинсталляции с вкраплениями скульптуры и живописи. Исчезла мистическая и даже пафосная затемнённость венецианского зала, все что там было узко и тесно, здесь широко и высоко.
Оценочная стоимость двух творений нидерландского художника составит 5-8 миллионов фунтов стерлингов. Культурологи называют его великим мастером искусства света и тени и одним из самых видных представителей золотого века голландской живописи. Самые известные картины Рембрандта — "Иуда, возвращающий тридцать сребреников", "Даная", "Ночной дозор", "Возвращение блудного сына", "Синдики", а также многочисленные портреты.
Лейденское чудо: какое впечатление произвели неизвестные полотна Рембрандта и Вермеера в Петербурге
12 главных произведений Рембрандта Ван Рейна с биографией художника, комментариями искусствоведа и историей создания. Фрагмент "Портрета учёного", 1631: Описание произведения. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением. Как отметил директор музея Тако Диббитс, посетители смогут посмотреть на работу Рембрандта практически в том виде, в каком она задумывалась изначально.
Эрмитаж отметил день памяти Рембрандта выставкой «Падение Амана»
Рембрандт — величайший голландский художник эпохи ренессанса. Прекрасные и знаменитые картины Рембрандта, их фото и описание шедевров. Дело о банкротстве Рембрандта Харменса ван Рейна стало выдающимся процессом для голландской арбитражной практики XVII века. 1661 годы). Его художественное наследие огромно. Рембрандт отошел от условностей, которые предписывали, чтобы такие жанровые произведения были величественными и формальными, скорее линейкой, чем сценой действия. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство.
Перенос выставок «Каббала. Тайны мироздания» и «Рембрандт. Еврейский взгляд» на 2023 год
Лейденское чудо: какое впечатление произвели неизвестные полотна Рембрандта и Вермеера в Петербурге | В день памяти Рембрандта Эрмитаж представил недавно отреставрированный поздний его шедевр «Падение Амана». |
Эрмитаж показал отреставрированный шедевр Рембрандта | В частной коллекции некой британской семьи нашли два неизвестных ранее портрета кисти нидерландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) – их обнаружили. |
Новое на портале
- Произведения искусства Рембрандта
- Популярное
- Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
- Рембрандт в Эрмитаже 🖼: где находится зал, описание самых известных картин
- Две неизвестные картины Рембрандта обнаружили после двухсот лет хранения в частной коллекции
- Материалы рубрики
Спустя 200 лет в частной коллекции обнаружили два неизвестных портрета Рембрандта
Скорость, с которой императрица приняла решение, говорит о том, что сильное, выразительное и очень драматичное произведение Рембрандта произвело на нее большое впечатление. Два написанных Рембрандтом портрета, неизвестных до этого, обнаружили спустя 200 лет в частной художественной коллекции. Об этом сообщает газета Financial Times. По данным издания, эксперты аукционного дома Christie’s наткнулись на картины Рембрандта, проводя обычную оценку полотен. Два неизвестных портрета голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта были обнаружены в частной коллекции произведений искусства британской семьи, пишет Financial. Голландский художник Рембрандт ван Рейн закончил групповой портрет, известный как «Ночной дозор», в 1642 году по заказу гражданского ополчения Нидерландов.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.
- Перенос выставок «Каббала. Тайны мироздания» и «Рембрандт. Еврейский взгляд» на 2023 год
- Популярное
- Жемчужины коллекции. |
- «Святое семейство с ангелами» (1645 г., Эрмитаж)
Рембрандт Харменс ван Рейн - великий мастер светотени и его картины
В числе экспонатов — портреты, в том числе автопортреты, которые он выполнял на протяжении всей жизни, а также пейзажи, библейские и мифологические сцены, бытовые сюжеты. Посетить выставку все желающие смогут до 23 января 2022 года. Опубликовано: 03 декабря 2021.
Кеннет показывает, что Рембрандт был человек широких творческих взглядов. Конечно, это исследование во многом сделало наши представления о Рембрандте, скажем так, более глубокими. Анализ документальных источников и жанровый подход: знаковые монографии последних десятилетий Из научных произведений, таких трудов, которые я хотела бы вам тоже порекомендовать и которые, я считаю, занимают очень достойное место в историографии, я бы отметила фундаментальную монографию американского исследователя Кристофера Райта «Рембрандт» 1984 года, переведенную на русский язык. У Кристофера Райта очень своеобразный подход к изучению. Он пишет о Рембрандте, разбирая его произведения не по хронологии, а по жанрам. Он группирует картины Рембрандта по жанровому принципу, и внутри каждого жанра прослеживает эволюцию. Соответственно, в его книге есть отдельная глава по портретам и автопортретам, по Ветхому Завету, Новому Завету в его живописи, по античной мифологии, пейзажам — по всему, в чем Рембрандт работал, чем интересовался. Это очень серьезный, плодотворный научный подход. Конечно, у такого подхода есть один дефект: теряется цельное представление о личности и общем развитии творчества художника. Действительно, при таком подходе, может быть, страдает его, скажем так, научный портрет. Есть такое. Но при этом такой подход к жанру позволяет более фундаментально проанализировать концептуальное содержание произведений, а также еще и живописную, не только смысловую, но и живописную концепцию жанра, которая может меняться. А Рембрандт — художник очень изменчивый. И между ранними его работами, зрелыми и поздними разница колоссальная как в смысловой трактовке сюжета, так и в манере письма. Еще одна, на мой взгляд, выдающаяся книга о Рембрандте, вышедшая в 2017 году и тоже переведенная на русский язык — это фундаментальное исследование американского историка и искусствоведа Саймона Шамы. Книга имеет такое несколько литературное название — «Глаза Рембрандта», — которое, может быть, солидного ученого несколько отпугнет. Но на самом деле это замечательный научный труд с огромной библиографией и блистательным ссылочным аппаратом. Где-то одну треть толстенной книги занимают примечания, из которых мы видим, что этот исследователь изучил, по-моему, абсолютно все, что о Рембрандте написано. Я имею в виду не только книги, но и огромную научную периодику, статьи, которые выходят в узкоспециальных журналах и которые на самом деле очень сложно отследить. Но тем не менее этому исследователю это удалось. Помимо Рембрандта, книга посвящена еще и Рубенсу. Саймон Шама считает, что Рубенс оказал огромное воздействие на личность и даже творчество молодого Рембрандта и что этих мастеров надо сопоставлять. И что очень важно рассказывать о Рембрандте в контексте сравнения с параллельно развивающимся творчеством Рубенса, хотя Рубенс намного старше Рембрандта и намного раньше ушел из жизни. В книге чередуются главы о Рембрандте с главами о Рубенсе. На мой взгляд, это очень украсило исследование, сделало его действительно очень глубоким. Кроме того, Саймон Шама — достойный представитель духовно-исторического искусствознания, то есть такого направления в науке, когда творчество и биография мастера в обязательном порядке рассматривается в духовно-историческом контексте. В книге очень много исторических сведений, которые на первый взгляд кажутся лишними. Например, описывая переезд Рембрандта из Лейдена в Амстердам, Саймон Шама дает там дополнительные главы, касающиеся топографии Амстердама, образа жизни горожан и даже рациона питания. Он рассказывает, что ели представители разных социальных слоев, от буржуа-миллионеров до обитателей трущоб. Там огромный исторический бэкграунд. Книга начинается с рассказа о нидерландской Реформации, о нидерландской религиозной и политической революции, о страшных иконоборческих погромах. Там рассказывается, например, очень интересная предыстория биографии Рубенса. На первый взгляд, исследователь несколько даже перегружает свое повествование историческим фоном, но это все равно очень интересно. Исторические сведения в огромном количестве не мешают очень тонко и глубоко научно анализировать картины Рембрандта, показывать ту самую знаменитую эволюцию его творчества, которая безумно интересна сама по себе. Рембрандт велик еще и тем, что он многолик. Он легко переходит к каким-то новым формам, у него очень высокие требования к самому себе, и он никогда не останавливается на достигнутом. В этом тоже его очень большое величие как мастера и как человека. Более того, ради саморазвития, ради освоения новых путей в технологии и в интерпретации тем, за которые он брался, он фактически пожертвовал популярностью и успехом. Творческая жизнь Рембрандта — это бескомпромиссное движение к новому и интересному, прежде всего чему-то интересному для него самого. Это такое бесконечное саморазвитие, диалог с самим собой, в котором Рембрандт делает однозначный и безоговорочный выбор в пользу развития этого диалога и поиска новых путей по сравнению с популярностью, важными и модными живописными трендами его эпохи и просто материальным преуспеванием. Он обанкротился — это самый известный факт его биографии — по целому ряду причин. Их целый комплекс. И в том числе банкротство случилось именно от его бескомпромиссности — от нежелания писать так, как модно, как принято. А то, как интересно ему, зритель по целому ряду своих причин отвергает. А Рембрандт не идет на компромиссы. И в результате потеря значительного числа заказчиков, долги и банкротство. Так что вот такой это человек. Конечно, те работы, о которых я сказала, — это очень скромный, крохотный список по сравнению с гигантским количеством исследований по его творчеству. Нужно сказать еще, что начиная с 1979 года и в Европе, и в Америке выходят огромные корпусные издания каталожного формата. Это, по сути, полный и очень обстоятельный каталог его творчества. Не выставочный каталог, а фундаментальный каталог вообще. Как вы понимаете, такие исследования, снабженные комментариями разных искусствоведов, имеют огромную ценность для научной работы. Это базовый справочник, на который будет ориентироваться любой ученый, занимающийся частностями. Существует еще Рембрандтовское общество. Оно международное, хотя основано было в Голландии после Второй мировой войны. В него входят ученые из разных стран, причем не только академические искусствоведы, но в большом количестве реставраторы. Это общество занимается вопросами атрибуции. Дело в том, что в XIX веке Рембрандта начали подделывать. Кроме того, ему очень активно подражали его собственные ученики. На каком-то этапе Рембрандт имел мастерскую, и это была мастерская художников достойных, но по сути своей эпигонов. Соответственно, некоторые картины трудно атрибутировать, эта работа ведется до сих пор, и там был целый ряд достаточно сенсационных исследований, когда какие-то картины отнимались у Рембрандта, а какие-то, наоборот, прибавлялись. Без границ: интернациональное восприятие творчества художника Процесс научного изучения творчества Рембрандта, огромный и масштабный, идет во всем мире. Это процесс интернациональный. Хотя, конечно, отдельные ученые продолжают писать книги и статьи, но все больше внимания в изучении Рембрандта уделяется командным публикациям — каталогам, каким-то коллективным сборникам, где проводятся исследования интернациональной группой ученых.
В итоге аукционный дом признал портреты подлинными, они оцениваются в 5—8 миллионов евро. Речь идёт о картинах, на которых, как предполагается, изображена знакомая художнику семейная пара — Ян Виллемс ван дер Плуйм и Яапген Карелс. Произведение искусства ушло с молотка за рекордную сумму в 37,2 миллиона фунтов, или более 3,6 миллиарда рублей.
Кульминация в развитии этой темы всем вам хорошо известна — это великая картина из Эрмитажа «Возвращение блудного сына», гордость отечественного коллекционирования, посмотреть на которую в буквальном смысле, без преувеличения съезжаются люди со всего мира. Вот такое восторженное отношение к Рембрандту, глубочайшее внимание к нему как живописцу со стороны художников, искусствоведов, ученых других профилей… Например, картинами Рембрандта нередко очень серьезно интересуются психологи и даже психотерапевты, там есть на что посмотреть и о чем подумать людям этих специальностей. Более того, есть огромный интерес к Рембрандту-человеку, который дошел до того, что про Рембрандта пишут романы и художественные произведения. В частности, существует очень известная книга англо-австралийской писательницы Гледис Шмитт, вышедшая во второй половине ХХ века, роман «Рембрандт». Он написан довольно исторически грамотно, выдерживает анализ с позиции искусствоведения. Понятно, что у этого текста есть художественная сторона, что это литературное произведение, но историческая канва, события жизни Рембрандта показаны достоверно и точно. Есть голландские писатели, которые пишут о Рембрандте. В частности, на русский язык переведен очень симпатичный и с литературной точки зрения, и по подходу к биографии Рембрандта роман голландского писателя Тейна де Фриса, он одно время у нас был достаточно популярным. То есть видите, про Рембрандта даже романы пишут. Период забвения, или спад интереса к творчеству художника Такой интерес к его личности, всеобъемлющий, многогранный, на самом деле был не всегда. У Рембрандта были большие проблемы с популярностью уже при жизни. Он блистательно начинал, где-то примерно к 35 годам он уже был звездой и очень богатым человеком. Его известность не выходила за пределы Голландии, может быть, даже за пределы города Амстердама, где он жил примерно с 28-30 лет. Точная дата его появления в Амстердаме пока неизвестна. Может быть, за пределами Амстердама он так известен не был, но в Амстердаме, крупнейшем коммерческом, культурном и политическом центре Голландии XVII века, этот человек считался мастером первой величины. Но во второй половине жизни Рембрандта его начинают быстро забывать. У этого забвения есть целый комплекс причин, которыми мы с вами будем специально заниматься, они заслуживают и исследовательского внимания, и вашего слушательского интереса. Но произошло так, что этот художник, который с годами стал писать смелее, лучше и глубже, постепенно забывался. В Голландии XVII века действительно существует такой парадокс: чем глубже и серьезнее становится живописец, тем меньше у него заказов. Это явление до конца еще не изучено в искусствознании, в его причинах надо разбираться. Так вот, в конце своей жизни Рембрандт был почти забыт. Он, конечно, работал, и такой микрокруг заказчиков у него имелся. У него даже в последние годы жизни был ученик, очень достойный малый голландец Арт де Гельдер. Но широкая публика от Рембрандта отвернулась. После того, как в 1656 году у него случился финансовый крах, и он официально был объявлен банкротом, а его имущество было распродано на нескольких аукционах, он жил к тому же еще и в бедности, в одиночестве. Мы проследим его биографию и посмотрим на то, как постепенно он терял одного за другим самых близких людей. То есть уже при жизни произошел какой-то откат от его творчества, и умирал он уже человеком, почти забытым амстердамскими заказчиками и любителями живописи. После смерти о нем забыли фактически до первой половины XIX века. Нельзя сказать, что вообще никто не имел о нем никакого представления. Какой-то определенный узкий круг если не ценителей, то людей, которые знали и как-то более-менее понимали его творчество, безусловно, был. В частности, очень интересно, что в XVIII веке, в екатерининское время, картины Рембрандта попадают в наши императорские коллекции, Екатерина его охотно покупает, и есть даже сведения, что Петр I во время своего пребывания в Голландии получил представление о его творчестве. Но широкой известности не было. Вторая волна: возрождение былой славы Рембрандта во второй половине XIX века Второе рождение Рембрандта и для мира искусства, и для широкой публики случилось уже ближе к середине XIX века. В 1825 году голландский коллекционер Адриан ван дер Хоуп, такой знаток-дилетант, объявил о нахождении никому не известной картины Рембрандта под названием «Еврейская невеста». Позже эту картину еще стали называть «Еврейская свадьба». Приобретение ван дер Хоупом этой картины оказалось сенсационным, потому что публика начала XIX века вдруг, как это часто случается в жизни художников, обнаружила, что ее автор гений! Что это замечательная техника, удивительная психологическая глубина, что замечательно здесь поставлен свет, который играет на одеждах, на лицах героев, что перед нами прекрасное произведение! И с этого повторного открытия картины «Еврейская свадьба» начинает расти интерес к Рембрандту. Важным этапом в возвращении былой славы этого художника оказался опыт французских импрессионистов. Импрессионисты, как вы, наверное, хорошо знаете, не получали официального художественного образования, они практически не учились в учебных заведениях. Они занимались в частных мастерских, причем у таких преподавателей, которые могли им быть полезны только тем, что обеспечивали их материалами для работы и местом в мастерской. Может быть, давали какие-то уж совсем базовые представления о рисунке, композиции и живописи. В основном главная такая когорта французских импрессионистов училась на копировании. Результатом этого копирования стали поразительные для XIX века художественные и искусствоведческие открытия. Например, Эдуард Мане, который к числу таких классических импрессионистов не принадлежал, но был с ними очень близок, находясь в Испании, во время путешествия открыл для себя Веласкеса. Благодаря его собственному творчеству, его рассуждениям очень быстро в оценке испанской живописи были переставлены акценты: великим и по-настоящему гениальным стал считаться во второй половине XIX века не Мурильо, как раньше, а Веласкес. То же самое произошло и с Рембрандтом, потому что его технические эксперименты казались очень близки подходу импрессионистов опять-таки к проблемам света и цвета, а главное — к проблемам фактуры, к проблемам того, как накладывать краску на холст, гладкими тонкими слоями лессировками или открытыми мазками, как смешивать краску, причем не только на палитре, но и непосредственно на холсте. У Рембрандта в этом плане было очень много технологических открытий и присущих именно ему каких-то особых качеств, приемов. Интерес художников второй половины XIX века во главе с французскими импрессионистами и широкую публику стал привлекать к Рембрандту, причем несмотря на то, что сами импрессионисты при жизни долго не пользовались успехом у публики. Но тем не менее они способствовали усилению интереса к голландскому мастеру. Более того, когда стали устраиваться показы картин Рембрандта, когда их стали выискивать, покупать у разных владельцев, у частных коллекционеров, когда картины Рембрандта — а это окончательно случилось в конце XIX века — стали уже блистательным достоянием больших официальных музейных коллекций уровня Лувра или национальной галереи в любой европейской столице, когда это уже произошло, то есть когда произошла музеефикация творчества Рембрандта и он занял место на пьедестале как музейная ценность, выяснилось, что к этому художнику очень много вопросов, прежде всего в научном мире. Но остался открытым вопрос: а кто он, собственно, такой? Одну концепцию высказал в 1869 году французский историк, литератор, философ в каком-то плане, а также художественный критик Ипполит Тэн. В своей книге «Искусство Италии, Греции и Нидерландов» Ипполит Тэн высказал идею, что Рембрандт, конечно, большой художник, и, конечно, виртуоз в области техники живописи, но представление о нем как о великом новаторе, художнике, совершившем переворот в искусстве, заметно преувеличено. Ипполит Тэн был позитивистом и материалистом. Он считал, что художник, даже гениальный, никогда не живет в истории искусства в одиночестве. Он не верил в гения-одиночку, способного пойти своим путем и изменить общий ход развития культуры. Он считал, что даже мастер масштаба Микеланджело или Рафаэля — это порождение своей среды и порождение тех художественных принципов, которые царят среди живописцев или скульпторов — его современников и среди заказчиков. Он считал, что творчество Рембрандта — это, скажем так, наиболее яркое выражение всего того художественного опыта, который был накоплен искусством Нидерландов, начиная с мастеров XV века, поколения Яна ван Эйка, потом поколения Рогира ван дер Вейдена, Босха и, наконец, тех художников, которых мы сейчас называем малыми голландцами. Если обобщать его выводы, то он считал, что Рембрандт — это самый большой из малых голландцев, что ничего новаторского для искусства своего времени у него нет, что просто его картины крупнее по размерам и посвящены не только пейзажу, натюрморту или сценам из повседневной жизни голландских бюргеров, но еще библейским и мифологическим сюжетам. Вот это единственное, чем он отличается. А еще и портретист он был хороший, так как бы заодно. Но Рембрандт — он, конечно, человек талантливый, очень яркий, безусловно, но он не гений-одиночка, он не вершина, он — часть мира милых голландцев, часть мира современного ему искусства. Это эссе «Рембрандт», выпущенное немецким поэтом Эмилем Верхарном.