Родион Щедрин (род. 1932). Опера `Не только любовь` (1961), op. 22. Скачать ноты. Сам писатель называл свое произведение «колхозный Евгений Онегин», но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. 6-8 марта в МАМТ прошла премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке главного дирижера театра Феликса Коробова и худрука МДТ имени Пушкина Евгения Писарева. Билеты на Опера «Не только любовь» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. Театр Санкт-Петербург опера опера Не только любовь Родиона Щедрина 20.11.2015 Ранняя опера Родиона Щедрина Не только любовь давно была у меня в планах. На то были свои причины. Во-первых, интересен сам театр Санкт-Петербург опера и его главный.
Курсы валюты:
- Не только любовь
- Игровая программа «Средь шумного бала»
- В МАМТ представят премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь"
- 21.02.2024 Опера Не только любовь, Мариинский театр. КЗ Афиша Санкт-Петербург
- Опера не только любовь краткое содержание
- Комментарии
На сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
Ранее состоялся квест «Дружная семья». Его участники узнали много нового и интересного о традициях народов, проживающих на территории России. В игровой форме дети познакомились с новыми для себя промыслами, национальными костюмами, устройством жилища различных народностей. Основная идея программы — только в мире, согласии и взаимопомощи могут сосуществовать народы нашей страны, развивать свою национальную самобытность и культуру.
Произведение, кстати, посвящено ей. Было написано в 1961 году. Но как оказалось, не потеряло актуальность. Щедрин как-то назвал оперу «колхозным «Евгением Онегиным».
Линия электропередач уходила в сине-фиолетовое небо.
Отрывистое пиано в оркестре зачастило лейтмотивом дождевых капель. На авансцене, накрывшись промокшей газетой, резались в домино трактористы… Синий на сцене станет продолжением синего в зале. В синей цветовой гамме будут решены сценография и реквизит всего спектакля ровно настолько, чтобы не стать назойливыми глазу. Цвета костюмов выбраны приглушённо-запылённые, как старые фотографии 1950-х. Будучи студентом Московской консерватории, в 1951 году Щедрин ездил в творческую экспедицию за фольклором по глухим местам Белоруссии, которую не пощадила война. Собирая частушки, композитор проникся переживаниями и чувствами простых людей, выраженными в оригинальной форме народного творчества. Сюжетной основой для либретто Василия Катаняна стали мотивы рассказов писателя: "Тётя Луша" 1956 , "Поддубенские частушки" 1953 , "Дожди" 1955 , "Дело было в Пенькове" 1956. В 1961 году была написана опера "Не только любовь", где композитор ввёл частушечный жанр в оперную партитуру.
В конце этого года состоялся единственный премьерный спектакль в Большом театре. Оперу не приняли и сняли с показа. Не помогли и дирижировавший спектаклем Евгений Светланов, и оформивший сценографию Александр Тышлер. В 1981 году МАМТ им.
Свистишь да мычишь? Сумбур вместо музыки! Спектаклем дирижировал Евгений Светланов, сцену оформлял Александр Тышлер.
Опера прозвучала всего четыре раза. В 1972 году Борис Покровский спектаклем «Не только любовь» открывал новую экспериментальную площадку — Московский камерный музыкальный театр. Для этой постановки Щедрин сделал новую оркестровую редакцию для одиннадцати инструментов. В Мариинском «Не только любовь» исполняется впервые.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
На наш взгляд, эта задача у постановщиков была одной из самых сложных, ведь в опере были также и сцены откровенного характера, которых в свое время так «убоялась» советская публика. Была и опасность упростить народные образы до уровня «деревенских посиделок» и не достигнуть роскошной кульминации в конце третьей картины. Но, к счастью, этого не случилось. В постановке Александрова главная героиня, председатель колхоза, в свой «момент истины» остается в белом одеянии, и, подобно святой мученице, приносит свою любовь в жертву ради счастья любимого человека. В этот момент зритель растворяется и в сюжете, и во времени, перед глазами остается лишь картина проливного дождя, смывающего все проблемы и решающего финал оперы в духе катарсиса. Режиссер, очевидно, этой метафорой подчеркнул и стирание всяческих предрассудков в восприятии столь простого и незатейливого на первый взгляд сюжета. Отдельных аплодисментов заслуживает сценическое оформление и 3D-анимация, придавшая постановке, прямо скажем, мистический оттенок. Образы деревни и леса, капли дождя на экране казались «ожившими» и ведущими диалог с судьбой основных героев. Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучал ярко и сочно, каждый раз подчеркивая особенную народную манеру повествования актеров, сотканную из песен, частушек и прибауток. Действительно, некоторые выражения ну просто просились на то, чтобы быть проиллюстрированными: «Скотный двор! Да, пойди разбери этих женщин», или «А третья труба где?
Спокойно, умиротворённо, без пафоса. Истаивают звуки, меркнет сценический свет. Не только любовь… А спектакль, между тем, о любви. Которая «нечаянно нагрянет», надорвёт душу, разорит привычный порядок… И даст силы жить дальше. Молодой Щедрин выплеснул страстность творческой натуры в очень сильном двухчастном монологе Варвары, где сначала — пронзительная тоска по любви, а потом бесшабашная частушка как попытка защититься от неё, от любви, утвердиться в своей независимости как не вспомнить аналогичное построение первой арии Виолетты! Варвара — КЕ.
Сергеева, Володя — Александр Трофимов. Фото Наташи Разиной Этот прорыв темперамента очень близок Екатерине Сергеевой, сроднившейся со своей героиней уже давно: частушки Варвары — коронный номер великолепной певицы-актрисы в концертах. Варвара у Сергеевой — характер страстный, затаённый, опасный. Почти из Достоевского. Другая Варвара этого спектакля — Надежда Сердюк: её героиня старше, ближе к деревенской земле, она больше подвластна разуму. Но голос выдаёт страстность и пленяет полнокровной красотой.
Режиссёр и художник по костюмам Ирина Чередникова кутают Варвару в большое чёрное пальто, будто с чужого плеча. Только в момент эмоционального взрыва она его скидывает, отдавая себя чувству уже в женственном обличии — в платье. Володя Гаврилин в этом спектакле — нахально самоутверждающийся стиляга в жёлтых штанах и шляпе, якобы элегантно-циничный, городской, но есть в нём нечто петрушечное, корневое, деревенское.
И в её судьбе будет солнце.! Обратить бы ей внимание на Федота Петровича. Потрясающие частушки и кадриль. Замечательный хор. Великолепный оркестр.
Самая сильная сторона спектакля — это музыка. Мастерство режиссера и постановочной группы заключалось именно в том, чтобы бережно переработать критично «скучные» затянутые места либретто, состоящие из сухих диалогов и наполнить это время новой динамикой. Было удивительно, к примеру, наблюдать, что сюжетная кульминация, приходящаяся на вторую картину, практически полностью состоит из танцевальных номеров. И как оказывается мастерски можно показать это драматическое «натяжение» с помощью двух оркестров одного симфонического, настоящего, другого духового, бутафорского и танцевальной импровизации актеров. Трагическая линия любви Варвары Васильевны прописана в постановке также детально, многообразно и, можно сказать, эстетично. На наш взгляд, эта задача у постановщиков была одной из самых сложных, ведь в опере были также и сцены откровенного характера, которых в свое время так «убоялась» советская публика. Была и опасность упростить народные образы до уровня «деревенских посиделок» и не достигнуть роскошной кульминации в конце третьей картины. Но, к счастью, этого не случилось. В постановке Александрова главная героиня, председатель колхоза, в свой «момент истины» остается в белом одеянии, и, подобно святой мученице, приносит свою любовь в жертву ради счастья любимого человека. В этот момент зритель растворяется и в сюжете, и во времени, перед глазами остается лишь картина проливного дождя, смывающего все проблемы и решающего финал оперы в духе катарсиса. Режиссер, очевидно, этой метафорой подчеркнул и стирание всяческих предрассудков в восприятии столь простого и незатейливого на первый взгляд сюжета.
Что еще почитать
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером. Новости | «Музыкальная карта»
- МАМТ. Весенняя премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь".
- «Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
- Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ"
- О мероприятии
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе
Премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина состоялась в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. Оперу «Не только любовь», поставленную почти полвека назад в Большом театре, и в Петербурге XXI века не обошел скандал.
"Не только любовь" вернулась в Москву
На концерт еще осталось несколько билетов. Их можно приобрести на сайте филармонии, а также в кассе БКЗ на улице Некрасова, 24. В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства. Также с 24 по 26 апреля в музеях-усадьбах М. Мусоргского Куньинский район и Н.
Римского-Корсакова Плюсский район с шестью концертами выступит дуэт аккордеонистов из Липецкой области. Помимо концертных выступлений в рамках фестиваля пройдет мастер-класс для учащихся и преподавателей народных отделений колледжа искусств, детских школ искусств и детских музыкальных школ региона.
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось.
А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись.
Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.
«Не только любовь» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»
Самым заметным событием начавшегося учебного года стала премьера оперы Р.К. Щедрина «Не только любовь», которая ознаменовала рождение Оперной студии МГИМ имени А.Г. Шнитке. Сразу после постановки «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предложил зрителям свою версию оперы «Не только любовь». Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой.
Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ"
Представляем Вам новую премьеру оперы "Не только любовь", которая перенесет вас в атмосферу советской колхозной деревни после Великой Отечественной войны. |. 6-8 марта в МАМТ прошла премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке главного дирижера театра Феликса Коробова и худрука МДТ имени Пушкина Евгения Писарева. спектакль Александра Кузина. Новости. Календарь. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. Там прошла премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». На нее приехал сам композитор вместе с супругой Майей Плисецкой.
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Он рассказал, что в первой постановке оперы участвовала балерина Майя Плисецкая, жена Щедрина. Режиссером-постановщиком спектакля по приглашению театра выступил заслуженный артист России Евгений Писарев. Согласно его замыслу, постановка привязана к историческому периоду, описанному в либретто, подчеркнули в пресс-службе театра. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить". В основном оперные театры меня зовут ставить про жизнь принцев, королей, придворных артистов, а здесь - про жизнь советского колхоза. С другой стороны, может именно это и заставило меня согласиться, не все же время ходить по одной дороге. Сейчас могу сказать, что получил совершенно потрясающий опыт работы с живым классиком Родионом Щедриным", - сказал режиссер, подчеркнув, что сегодня опера звучит "совершенно по-новому".
В Варвару Васильевну влюблен Федот Петрович 9командир трактористов , но Варвара Васильевна симпотизирует только что вернувшемуся в колхоз Володе Гаврилову, который влюблен в Наташу деревенскую девушку. Все перепитии любви героев происходят на глазах у селян. Всем все известно. Кто то сочувствует кто то укоряет и осуждает. Впечатлении о спектакле Сюжет оперы не оригинален, Обычная судьба. Действие могло происходит впринципе в любое время в любой стране.
Но здесь режиссер выбрал именно 50-е года Советски союз.
Если подумать, причин неуспеха можно найти немало, преимущественно они связаны с контекстом того времени, но, главное, что сейчас у нас наконец-то есть шанс понять: «Не только любовь» справедливо не встала в ряд полузабытых «производственных» опер советского периода, ее сюжет не теряет актуальности и сегодня может считываться вполне современно. Есть лишь одно «но»: Щедрину, как никому другому, удалось достичь подобного эффекта в антураже непростой жизни послевоенного колхоза.
Вопрос об оценке советского прошлого стоит сегодня особенно остро, и это, несомненно, сказывается на восприятии оперы: одни ностальгируют, другие видят в этой ностальгии корень всех современных проблем нашего общества. Так или иначе, тот период из истории вычеркнуть невозможно. Однако никого из нас не удивляет, что, например, действие в опере Беллини «Норма» происходит до нашей эры, а Чайковский в «Евгении Онегине» средствами музыкального языка указывает на временной контекст XIX века — это вовсе не вызывает скепсиса или иронического отношения.
Сила оперы Щедрина в том, что, если убрать из либретто всю колхозную действительность, заменить текст либретто Василия Катаняна или осовременить изначальный сюжет рассказа Сергея Антонова «Тетя Луша», в ней точно так же все будет работать. История главной героини Варвары Васильевны рассказана композитором с не меньшей изобретательностью и яркостью музыкального языка, если сравнивать ее с сильными женскими образами Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича. Фольклор до сих пор, хотим мы этого или нет, остается частью русского культурного кода, многие люди воспринимают такую мелодику абсолютно естественно, тем более что Щедрин, опираясь на частушку, раскрывает ее подлинный масштаб, о потенциале которого можно даже и не подозревать.
В советские годы люди шли на премьеру и ждали более детально прописанного колхозного быта, но Щедрин этого предусмотрительно избежал. К примеру, видный критик, профессор Московской консерватории Борис Ярустовский сокрушался, что финал якобы перечеркивает смысл произведения. Всерьез или нет — неизвестно, но он писал, что личная трагедия Варвары, которая влюбляется в неожиданно приехавшего из города бывшего односельчанина Володю Гаврилова, не важна.
По его мнению, в опере нужно было сделать акцент вовсе не на том, что она, взрослая женщина, борется сама с собой, со своими нерастраченными женскими и материнскими чувствами, не хочет «уводить» чужого жениха, опасаясь при этом не столько разницы в возрасте, сколько осуждения со стороны вверенного ей как председателю колхоза коллектива: «Важно другое: то, что случилось с Варварой, — не катастрофа. Радость возвращения к любимому труду, к своему родному коллективу — выше всего и дороже всего для Варвары Васильевны». К счастью, сегодня мы абсолютно свободны от подобной логики и можем воспринимать эту оперу совершенно иначе.
После череды первых неудачных постановок «Не только любовь» постепенно все же обретала внимание публики, которого заслуживает. Сейчас она с успехом идет в Мариинском театре и «Санктъ-Петербургъ опере», а также в целом ряде студенческих театров.
Раньше студенты показывали на государственных экзаменах отдельные сцены, ансамбли, дуэты. Теперь государственные экзамены будут проходить в таком же формате полноценной оперой постановки, которую мы продемонстрировали 26-27 сентября в концертном зале института. Мы не планируем останавливаться на двух-трех операх. Репертуар будет расширяться, чтобы у наших студентов были варианты для исполнения той или иной партии. Я хорошо знаю театральную работу, так как около десяти лет дирижировал в театре.
Так что самое трудное было — это именно организаторская работа. Исполнение оперы Щедрина прошло весьма успешно. Отзывы были очень хорошие. Безусловно, рождение такой интересной действующей структуры, как Оперная студия — важный шаг для института. Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Алексеевич Большаков в своей беседе с Полиной Чернэ рассказал о работе с певцами, не являющимися профессиональными актёрами, о реализации творческого замысла в спектакле и о своём отношении к современной классической музыке. В связи с чем была выбрана самая первая опера Щедрина? Молчанова «А зори здесь тихие».
Но ближе к сентябрю появилось другое название — «Не только любовь» Р. Щедрина, и это было неожиданно. Тем не менее у меня было достаточно времени, чтобы подготовиться, пока студенты разучивали материал. Эта опера стала инициативой Игоря Юрьевича Громова, и она была успешно осуществлена. Главным образом они заключаются в том, что это — музыкальный институт. Театр, в отличии от учебного заведения, имеет механизмы для работы и отлаженную структуру, где весь коллектив работает только на ставящийся спектакль. В институте же много педагогических задач, что является основной целью деятельности учебного заведения.
Процесс постановки может длиться полгода или год, пока учится материал, когда как оперу «Не только любовь» можно поставить за 2 месяца в других условиях. Также в музыкальных ВУЗах, как правило, недостаточный уровень подготовки студентов по актёрскому мастерству. У певцов в данном случае парадигма мышления совсем другая, и их необходимо подготавливать педагогическими методами. При всей специфике работы, сами участники — большие молодцы: они очень подвижны, с ними легко и приятно в работе, многое «схватывают на лету». Студенты были в целом готовы к появлению оперной студии, и эта деятельность доставляет им радость. Было бы кокетством утверждать, насколько замысел реализован.
На сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
В этом и драма женско-девичья, недаром у Щедрина Трактористка — девочка-плясунья. А сцена концертного зала полна статных молодых мужчин. И куда ж смотрела Варвара?.. Невеста Володи -Наталья Павлова. Фото Наташи Разиной Конечно, молодёжь Академии работает замечательно. И солисты особенно хороша Наталья Павлова — трепетная, с трудом сдерживающая счастье и слёзы невеста Володи , и хоровой ансамбль. Тонко звучат, красиво выполняют с виду простой, но капризный хореографический рисунок Гали Абайдулова, ни минуты не остаются на сцене «пустыми» — и это, конечно оправдывает смысловую нестыковку. Но лишь отчасти. Поскольку в этом спектакле дурная оперная условность сведена к минимуму. Спектакль полон драматизма и мягкой тёплой иронии, ярких звуко-цветовых контрастов и звенящей деревенской тишины, юмора и горечи.
Но его особенность — неторопливая красота сказа. Душевного, ясного и естественного. Лишённого оперных котурн. Все права защищены. Копирование запрещено.
Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.
В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.
Всем, кому хочется увидеть «новую оперу», далекую от классических канонов и близкую, скорее, к драматическому спектаклю и мюзиклу, однозначно стоит купить билеты на «Не только любовь» театра «Санктъ-Петербургъ Опера» - это можно сделать за пару минут на нашем сайте. Здесь нет места классическому вокалу и академическому стилю игры — опера «Не только любовь» это очень яркое, динамичное действо, разворачивающееся в интерьерах недавно ушедшего советского времени. Герои оперы — отнюдь не итальянские дворяне, не средневековые любовники и не сказочные существа, они — обычные колхозники, живущие все теми же нешуточными страстями, которыми изобилуют произведения Россини, Верди и других мастеров оперы. Опера «Не только любовь» Щедрина удивительно сочетает в себе юмористическое и драматическое, и даже сегодня, когда многие реалии советской эпохи канули в небытие, она вовсе не кажется устаревшей или немодной.
Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании. Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий.
Начало спектакля — в 18:00.