Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Когнитивные нарушения у взрослых в молодом и среднем возрасте: почему появляются, как лечить | — Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. |
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас | Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. |
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает - Блог Викиум | Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. |
Плохая память: названа неожиданная причина | Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. |
6 причин, почему память иногда подводит нас
Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. Виды нарушения памяти следует начать рассматривать с нарушения непосредственной памяти. В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Снижение памяти может сопровождаться качественными мнестическими нарушениями (парамнезиями), которые характеризуются ослаблением функции запоминания.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
О краткосрочной и долгосрочной памяти известно всем. Первая способствует запоминанию большого количества информации на небольшой промежуток времени, после чего она ликвидируется или переходит раздел долгосрочной. Произвольная и непроизвольная память. Первая срабатывает благодаря предварительному указанию на запоминание, а вторая делает это произвольно, без каких-либо команд. Для каждого из этих видов существует свое нарушение памяти. В психологии Корсаковский синдром, к примеру, является расстройством кратковременной памяти. Виды расстройства памяти Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта. Парамнезия — потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации.
Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда. Виды амнезии Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая. Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы. Фиксационная амнезия — это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию.
Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей. При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни.
Деменция может быть также вызвана дисметаболическим расстройством это гиповитаминозы, гипотиреоз, гипофизарная недостаточность, печеночная недостаточность, почечная недостаточность, алкоголизм и др. Забыл, что делал вчера Болезнь Альцгеймера опасна тем, что признаки когнитивного расстройства появляются тогда, когда поражен уже практически весь головной мозг. На что обращать внимание, чтобы заметить болезнь раньше?
Потеря памяти на недавние события — отличительная особенность болезни Альцгеймера. Кожевникова, выступая на форуме «Россия — территория заботы». Еще одна сложность в том, что человек с болезнью Альцгеймера скрывает свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия. Другие симптомы, указывающие на это заболевание, — стремление прятать вещи, нарушение ориентации, проблемы со счетом и с речью трудности в подборе слов. Эгоизм и шаркающая походка Сосудистая деменция может возникнуть в результате инсульта или вследствие хронических заболеваний, вызывающих нарушение кровоснабжения мозга. Характерные особенности сосудистой деменции: общее ухудшение памяти, не только на недавние события, замедление психической деятельности, сильное сужение круга интересов, сложности с восприятием новой информации, болтливость.
У человека нарушается письмо, меняется походка становится «шаркающей». Он превращается в эгоиста, требует к себе особого внимания. Чтобы получить это внимание, человек охотно жалуется на свое состояние, в отличие от пациента с болезнью Альцгеймера. Сколько стоит деменция «Ко мне на обед приходит Путин» Деменция с тельцами Леви дает, по словам Элен Мхитарян, «очень богатую клиническую картину». Характерная особенность — состояние пациента то улучшается, то резко ухудшается. Ему сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения.
Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания. Люди часто понимают, что это галлюцинации, но не воспринимают их критически. Она говорит: я понимаю, что это президент и премьер-министр, что этого быть не может, но они приходят», — рассказала Элен Мхитарян. Кроме того, у этих пациентов возникают двигательные расстройства, напоминающие симптомы болезни Паркинсона, но со своими нюансами.
Пациент амнезирует события определенного промежутка времени, измеряемого десятками минут или часами, реже - днями или неделями. Длительный период амнезии наблюдается в относительно редких случаях длительного пребывания в состоянии спутанного сознания или сопора, например, при тяжелой интоксикации, последствиях черепно-мозговой травмы, инсульте, нейроинфекции и др. При данном типе нарушений памяти забываются только события, произошедшие в период измененного состояния сознания. Полностью сохранна память о событиях, предшествующих этому состоянию и последовавших по выходу из него. Отдельные эмоционально значимые или важные события либо детали самого эпизода также могут припоминаться впоследствии.
Обычно не выявляется каких-либо нарушений памяти при ней- ропсихологическом исследовании пациента после нормализации сознания или восстановления надлежащего уровня бодрствования. Во время состояния измененного сознания нейропсихологическое исследование, как правило, невозможно из-за трудностей контакта с пациентом и грубых поведенческих расстройств. В редких случаях, когда нейропсихологическое исследование все же удается провести, выявляются грубые нарушения не только памяти, но и всех когнитивных функций. Среди преходящих нарушений запоминания особое место занимает транзиторная глобальная амнезия ТГА. В отличие от других вариантов преходящих нарушений запоминания при ТГА в острую фазу нет никаких изменений уровня бодрствования. Пациент находится в ясном сознании, у него также нет нарушений других высших психических функций, но избирательно утрачивается способность запечатлевать текущие события. При этом критика остается сохранной, пациент, как правило, адекватно обеспокоен происходящим с ним. Нейропсихологи-ческое исследование во время острого эпизода выявляет нарушения эпизодической памяти по гиппокампальному типу. Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует.
ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств. При наиболее распространенной в клинической практике неспецифической забывчивости, как уже говорилось выше, трудности воспроизведения обусловлены дефицитом внимания и снижением активности познавательной деятельности в целом. Поэтому в таких случаях целесообразно использовать лекарственные препараты, повышающие нейродинамический тонус церебральной коры, то есть степень ее активации со стороны стволо-во-подкорковых структур. Хорошо известно, что такой эффект имеется у ноотропных препаратов из группы производных пирролидона. Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют, что на фоне применения нооторопных препаратов активируется внутриклеточный метаболизм, увеличивается число рибосом в нейронах, повышается синтез молекул АТФ в митохондриях. Результатом активации внутриклеточного метаболизма становится увеличение синтеза и активности ключевых церебральных нейротрансмиттеров - дофамина, норадреналина, ацетилхолина, которые участвуют в по- знавательной деятельности. Одновременно наблюдается увеличение кровоснабжения головного мозга [19, 20]. Первым ноотропным препаратом, специально синтезированным для коррекции нарушений памяти и других высших мозговых функций, был пирацетам.
Применение ноотропов способствует улучшению памяти и обучаемости, регрессу речевых и других когнитивных расстройств при различной неврологической патологии у взрослых и детей [21-23]. Однако у пожилых пациентов с клиникой когнитивных нарушений употребление пирацетама иногда сопровождается психомоторным возбуждением, раздражительностью, нарушениями сна и другими нежелательными явлениями. Наряду с пирацетамом существуют другие производные пирролидона фонтурацетам, этирацетам, окси-рацетам, анирацетам и т. Фармакологический профиль, данные исследований и опыт практического применения свидетельствуют о наличии важных преимуществ у препарата фонтурацетам М-карбамоил-метил-4-фенил-2-пир-ролидон, Актитропил. Фонтурацетам был синтезирован отечественными учеными в конце 70-х гг. XX века и в течение длительного времени использовался исключительно в космической медицине в качестве препарата, позволяющего космонавтам преодолевать высокие нагрузки космического полета. Однако с середины нулевых годов препарат стал широко применяться в клинической практике, в том числе для терапии когнитивных нарушений различной этиологии. Согласно проведенным к настоящему времени экспериментальным и клиническим исследованиям, Актитропил значительно превосходит пира-цетам по ноотропной активности, не вызывая побочных эффектов гиперстимуляции, и оказывает ряд дополнительных благоприятных фармакологических эффектов антиастенический, нейропротективный, нейропластиче-ский и др. По данным В.
Ахапкиной и соавт. В то же время фонтура-цетам не вызывает психомоторного возбуждения и нарушений сна. Показано, что данный препарат стимулирует окислительно-восстановительные процессы, увеличивает утилизацию глюкозы, повышает энергетический потенциал за счет ускорения оборота АТФ, повышает активность аденилатциклазы и глутаматдекарбоксилазы, усиливает синтез ядерной РНК, увеличивает содержание дофамина, норадреналина и серотонина [24, 25]. В клинической практике фонтурацетам используется при различных нозологических формах: в восстановительном периоде ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы, при хронической ишемии головного мозга, астенических нарушениях различной природы.
Лабораторные анализы крови необходимы для выявления таких состояний, как анемия малокровие , при котором кровь плохо насыщается кислородом и, соответственно, ухудшается питание головного мозга, для выявления дефицит а витамина В12 и фолиевой кислоты. Гормональный анализ крови например, понижение гормонов щитовидной железы провоцирует снижение памяти и концентрации внимания.
Психометрические тесты могут показать какая именно память и по какому типу нарушена. Например, болезнь Альцгеймера можно выявить по специфическим результатам психометрического тестирования еще до клинических проявлений. Лечение в клинике «Эхинацея» Лечение плохой памяти строится на непосредственном воздействии на причину проблемы. Чаще всего снижение памяти связано с неврозом, нервным истощением и бессонницей. Мы восстанавливаем работу нервной системы, полноценный ночной сон и адекватную реакцию пациента на внешние раздражители. После этого память восстанавливается довольно быстро.
В том случае, если ухудшение памяти вызвано органическими причинами гибель или нарушение работы клеток мозга , лечение будет построено на коррекции основного заболевания, а прогноз зависит от того, насколько восполнима потеря клеток головного мозга.
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Оперативная память необходима для того, чтобы выполнить конкретное определённое действие. Самой короткой является сенсорная память. Она хранит получаемую информацию от органов чувств в долю секунды. Благодаря этому типу памяти человек не замечает моргания глаз. Под воздействием различных факторов может произойти нарушение того или другого вида памяти.
Что делать в этом случае? Обращайтесь в Юсуповскую больницу. Причины ухудшения памяти Ухудшение памяти в молодом возрасте может развиться у людей, которые злоупотребляют алкоголем или много курят. Память может ухудшиться вследствие информационной перегрузки.
Избыточная информация усваивается поверхностно. Большое количество информации порождает нежелание и неумение концентрироваться на одном источнике, из-за чего они не могут ничего запомнить. Неправильное питание — одна из ведущих причин нарушения памяти. Витамины и микроэлементы ускоряют биохимические процессы в головном мозге человека, стимулируют мозговые клетки.
Правильное питание улучшает и сохраняет память. Ухудшение памяти происходит при нехватке кислорода. Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую активность головного мозга, и хорошую память. Часто ухудшения памяти возникает при плохом самочувствии, депрессии, беспокойстве и стрессе.
Память ухудшается пропорционально беспокойству человека. Следующая причина ухудшения памяти — плохой сон. Без полноценного сна память не может работать в полную силу. Спать нужно ночью, не менее восьми часов в сутки, поскольку в тёмное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга.
Ухудшение памяти в старости может быть первым симптомом рассеянного склероза, болезни Паркинсона, Альцгеймера. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается при сосудистых заболеваниях головного мозга. Неврологи Юсуповской больницы выясняют причину ухудшения памяти, после чего проводят лечение заболеваний, проявлением которых является нарушение когнитивных функций. Диагностика нарушений памяти Неврологи Юсуповской больницы вначале устанавливают причину, которая вызвала нарушение памяти.
Обследование включает опрос пациента и родственников, получение информации о времени возникновения и динамике нарушений памяти, исследование неврологического статуса.
Причины болезни Альцгеймера до сих пор не известны. Установлено, что риск этого заболевания многократно увеличивается с возрастом, а также при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, после инсульта и черепно-мозговых травм. Главный симптом - прогрессирующее снижение памяти. Сначала забываются события ближайшего прошлого, в то время как память на события молодости и детства долгое время остается сохранной. Постепенно появляется нарушение пространственной ориентировки, трудности счета и речи. В конечном итоге утрачиваются и общие знания,человек нуждается в постоянном постороннем уходе. Болезнь Альцгеймера — медленно прогрессирующее заболевание. В течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность.
Поэтому большое значение имеет своевременное обследование и лечение данного заболевания. Особенно следует обращать внимание на преходящие нарушения мозгового кровообращения, которые бесследно проходят, и больные зачастую недооценивают значимость преходящих слабости или онемения в конечности, кратковременного нарушения зрения или речи, и даже забывают об этих эпизодах в своей жизни. В настоящее время при обследовании с помощью МРТ, КТ головного мозга , ультразвуковых методов диагностики мы можем определить жизнеспособность вещества мозга, что влияет на выбор лечения.
В результате из-за чрезмерной конкретизации больные хуже запоминают слова, когда они пытаются прибегнуть к опосредованию. Пример 2. Процесс опосредования мало помогал и больным, которые устанавливали чрезмерно формальные связи, например, связи по созвучию. Так, для запоминания слова «сомнение» больной нарисовали рыбу-сом, потому что «у них одинаково звучат первые слоги». Или для слова «дружба» больной нарисовал треугольник и квадрат, поскольку «треугольник это одно, а квадрат - другое».
Знание особенностей нарушения механизма опосредованного запоминания позволяет клиническому психологу участвовать в постановке диагноза основного заболевания, а также разрабатывать коррекционные программы, позволяющие скомпенсировать рассматриваемый мнемический дефект. Нарушение мотивационного компонента памяти Более 70 лет назад, а именно, в 1927 году, был открыт уже известный нам из курса общей психологии «эффект Зейгарник» или так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий». Эксперимент заключался в следующем. Испытуемому предъявлялся ряд задач от 18 до 22 , которые он должен был выполнить. Это были сравнительно легкие задания различного типа: зарисовать монограмму, сложить определенную фигурку из спичек, нанизать бусы, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, слепить коробочку из картона, обратный счет письменно , нарисовать вазу, из бумаги сложить фигурки, умножение трехзначных чисел, из проволоки, сделать фигурку, решить кроссворд, составить ландшафт испытуемым даются муляжи — деревья, животные, люди, дома - из цветного картона и т. Инструкция: «Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее». Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, половина же их прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый их завершит. Прерывание происходило таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу.
Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенным заданием, экспериментатор делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае, испытуемый не получал четкого, определенного ответа. Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания? Экспериментатор записывает названные задания в порядке их воспроизведения испытуемым. Как правило, воспроизведение носит вначале плавный характер, после чего наступает остановка потока перечисленного. Испытуемый начинает активно «отыскивать», «перебирать» в своей памяти предложенные ему задания. После окончания опыта экспериментатор спрашивает о том, какие задания показались ему более интересными или приятными. Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершенные действия. При этом отношение воспроизведенных незаконченных действий [НД] к воспроизведению законченных [ЗД] равнялось 1,9.
Преимущество воспроизведения незавершенных действий по отношению к завершенным проявилось не только в количественном отношении, но и в том, что незавершенные задания назывались первыми. Попытаемся осмыслить психологический механизм наблюдаемого эффекта. Выявленная закономерность может быть объяснена следующим образом. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней. У одних это желание проверить себя, свои возможности - экспериментальная ситуация приобретает в таких случаях характер некой «экспертизы», контроля. У других испытуемых ситуация эксперимента вызывала некий задор: «Хотелось и себе, и вам показать, что я хорошо справляюсь с задачами». Наконец, третьи испытуемые выполняли экспериментальные задачи из чувства «долга», «вежливости». Как бы то ни было, у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание.
При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, появляется некий излишек аффективной заря-женности в терминологии К. Левина, «динамическая система» , которая проявляет себя в другом виде деятельности, в данном случае - в воспроизведении. Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации. Здесь необходимо указать на ряд наблюдений, указывающих на роль мотивационного компонента в работе памяти. Первое — эффект не проявляется, если вместо нейтральной просьбы: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания? Новая мотивация вызывала иной результат. И еще одно доказательство. У больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, экспериментаторы не получали эффекта лучшего воспроизведения незавершенных действий.
У больных с ригидностью эмоциональных установок и их гипертрофией например, при некоторых формах эпилептической болезни превалирование воспроизведения незавершенных действий было выражено. Так, если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий, к воспроизведению завершенных равняется 1,9, то у больных шизофренией простая форма оно равно 1,1; у больных эпилепсией — 1,8; а у больных с астеническим синдромом - 1,2. Таким образом, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с разной патологией мотивационной сферы указывает на ее роль в мнемической деятельности и на возможность использования данных эффектов в диагностических целях. Нарушение памяти у больных разных нозологических групп При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени - узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности. У больных олигофренией наблюдаются трудности опосредования, которые заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между сти-мульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти, У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти.
При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным. У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной и отсроченной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия. У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам.
Поэтому испытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой. Методики, используемые для исследования памяти 1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять однодвухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз, данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед.
Она может активироваться визуально или словесно. Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок. Декларативная память делится на следующие категории: Семантическая. Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч. Относится к событиям.
Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране. Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность». Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее.
Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают. Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память. Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно.
Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия. Он погружал человека в гипноз, и тот воспроизводил своё детство. Учёные сразу разделились на два лагеря. Одни считали, что гипнотизируемый действительно воспроизводит воспоминания своего детства. Однако были те, кто считал, что он просто играл какую-то роль, то есть хотел, чтобы так всё было.
Именно работы Крайфта-Эбинга дали начало противоречивым дискуссиям. Однако реальные причины расстройств памяти неизвестны. С медицинской точки зрения, чаще всего парамнезии встречаются у людей с повреждениями передней части мозга лобных долей. Врачи выделяют следующие причины возникновения ложных воспоминаний: черепно-мозговые травмы с корсаковским синдромом в период обострения; нарушение мозгового кровообращения ишемия, геморрагические инсульты с поражением сосудов ; синдром Корсакова как результат — острая нехватка витамина В1 при нездоровом образе жизни или образовании злокачественных опухолей ; амнестический церебральный атеросклероз последствия — дезориентация и нарушение памяти ; сосудистая деменция возникает в результате единичных инфарктов головного мозга ; разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции ; параноидальный психоз с бредом преследования, сопровождающийся галлюцинациями; тяжёлая форма отравления алкоголем, наркотическими веществами, ядами, угарным газом; абсцессы и опухоли в мозге. К сожалению, ложные воспоминания встречаются у здоровых людей. Это осознанное замещение плохих моментов хорошими событиями.
То есть простая форма самозащиты. Некоторые люди, которые потеряли близких, искренне верят, что те всё ещё живы и находятся где-то за границей. Профессор когнитивной психологии Элизабет Лофтус проводила исследования, пытаясь выяснить пластичность человеческих воспоминаний. Она показывала ролики катастроф длительностью 5—30 секунд и просила заполнить отчёт. Вопрос звучал так: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга? Например, заменяли слово «врезались» на «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись».
В зависимости от одного слова испытуемые меняли свои показания. Например, слово «разбились» приписывало событию более ужасающий характер, и людям казалось, что автомобили двигались гораздо быстрее. В других экспериментах эффект был тот же. Испытуемые приводили большое количество ложных свидетельств. Например, утверждали, что какая-то деталь автомобиля была разбита или сломана. Хотя на видео она была цела.
Почему все жалуются на память и что с этим делать
Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. Поскольку любое нарушение памяти – это ответ организма, а точнее головного мозга, на раздражитель, все факторы развития связаны с воздействием на головной мозг. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения.
Лекция 7 Нарушения памяти
Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний. У детей она наступает в следствии неблагоприятной обстановки в семье или в детских учреждениях, которые они посещают. Так же к причинам амнезии можно отнести частые острые заболевания дыхательных путей и гиповитаминоз. Помимо этого, детские особенности памяти проявляются в том, что начиная с рождения она постоянно развивается, в результате чего становится уязвимой. Проблемные беременность и роды, а также неправильная стимуляция развития запоминательных процессов могут приводить к повреждениям памяти. Заболевания, связанные с кровоснабжением головного мозга, например, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, болезнь Паркинсона влияют на память. Если этот физиологический процесс не тянет за собой серьезные заболевания, то ухудшение памяти происходит медленно. Вначале человеку становится трудно вспомнить давние события из жизни, постепенно стираются и более новые события и переживания. Вышеперечисленные заболевания, а также Альцгеймер, шизофрения и неврозы значительно усиливают нарушение памяти.
Он означает отрицание или специальное забывание человеком особенно тяжелых для него моментов жизни. Это защитный механизм психики. Дефицит йода и нарушения функций щитовидной железы повышают склонность к депрессии и апатии, что в свою очередь чревато нарушением процессов запоминания. Поэтому так важно правильно составить рацион, чтобы в полной мере получать все необходимые витамины и микроэлементы. Память как психологическое явление Память - это в психологии функция, которая осуществляет фиксацию, хранение и воспроизведение разных событий и переживаний, а также дает способность постоянно пополнять данные и использовать уже имеющийся опыт. Как известно, в зависимости от функциональной нагрузки существует несколько видов памяти. Виды памяти Образная память занимается тем, что позволяет фиксировать в памяти различные образы. Двигательная делает то же, но по отношению к движению.
Эмоциональная память концентрируется на пережитых эмоциях. Символическая является своеобразной, но благодаря ей мы можем запоминать слова, мысли, идеи. О краткосрочной и долгосрочной памяти известно всем.
Существует немало экспериментов, доказывающих возможность вживления ложных воспоминаний. По разным подсчетам, от 20-ти до 40-ка процентов людей готовы принять их за свои. В одном из опытов абсолютно здоровых психически участников просили вспомнить одно конкретное событие, которое якобы произошло в их детстве. В этом им помогали психологи, которые «напоминали» людям о том, что каждый из них потерялся в раннем возрасте в супермаркете чего, конечно, не было. Каждому участнику эксперимента психологи говорили, что информация об этом событии была получена от кого-то из ее или его близких родственников. В результате почти 30 процентов людей не просто вспоминали этот случай, но и добавляли много красочных подробностей из этого «воспоминания». Однако есть еще более шокирующие случаи вживления ложных воспоминаний, которые приводят к самооговору.
Известный американский профессор психологии Сол Кассин Saul Kassin , специализирующийся в уголовной сфере, провел немало экспериментов, в результате которых выяснилось, что больше 40-ка процентов обвиняемых в каких-либо злодеяниях брали на себя и другие отягощающие обстоятельства, если на этом настаивали подставные свидетели преступлений. И не просто брали, а описывали в деталях, что и как они делали. Что влияет на память человека? Стереотипы, меняющие воспоминания Возможно, вы удивитесь, узнав, что стереотипы способны оказать влияние не только на наши мысли, но и на наши воспоминания. На самом деле, в этом нет ничего удивительного: ведь наши воспоминания постоянно искажаются из-за того, во что вы верите именно в этот период жизни; из-за того, что представляет ценность для вас именно сейчас. В одном из исследований участникам дали списки мужских и женских фамилий. Затем, когда их попросили припомнить фамилии, которые, по их мнению, принадлежали успешным и известным людям, участники эксперимента чаще вспоминали именно мужские фамилии. И это притом, что список состоял из одинакового количества фамилий успешных и знаменитых представителей обоих полов. Нередко можно увидеть на практике, как стереотипы, связанные с негативными суждениями по отношению, к примеру, к определенным расовым или национальным группам, способны повлиять на свидетельские показания свидетелей и даже на целую группу свидетелей. И дело тут не в осознанных предубеждениях, как таковых, а в том, как эти предубеждения неосознанно меняют воспоминания свидетелей.
Различные исследования также не раз демонстрировали влияние на свидетельские показания стереотипов, связанных с полом подозреваемого и его внешностью. Вспоминая подробности того или иного происшествия, связанного с группой преступников, свидетели, глядя на фотографии подозреваемых, «вспоминали», как этот мужчина «со злым взглядом и низким лбом» творил наказуемые деяния. Хотя, на самом деле, эти деяния были на совести женщин с вполне невинной внешностью. Воспоминания, которые ухудшаются со временем Каждый знает, что воспоминания со временем стираются, становятся менее отчетливыми. По определенным причинам даже воспоминания о каком-либо важном событии становятся все менее детальными по прошествии времени; и вот уже вы можете вспомнить только основную суть событий, но не их детали. Это прозвучит странно, но мы зачастую не нуждаемся в полной детализации событий. Возможно, в тот момент, когда это событие имело место быть, вам казалась важной каждая мелочь. Однако нет никакой необходимости всегда помнить все детали своей жизни: какая, к примеру, погода была в день вашего первого знакомства с любимым человеком; или в какого цвета ванночке вы искупали первый раз своего ребенка. Существует такое понятие в психологии — кривая забывания или кривая Эббингауза, по имени немецкого психолога Германа Эббингауза, получившего эту кривую экспериментальным путем. По сути, это график, который демонстрирует то, как ухудшается человеческая память в зависимости от времени, в течение которого сохраняются воспоминания о каком-либо событии.
Если изучить любой пример этой кривой, связанной с каким-то событием, то можно сделать вывод, что мы быстрее забываем детали события лишь в самом начале. Однако со временем, когда наименее важная информация уже была утрачена, скорость забывания снижается. Получается, что мы сохраняем главное воспоминание, однако отбрасываем детали, в которых уже нет необходимости. Роль памяти в жизни человека Реконсолидация памяти Когда наш мозг запоминает что-либо, происходит процесс, называемый консолидацией памяти. Иными словами, кратковременные воспоминания в результате этого процесса превращаются в долговременные. Раньше считалось, что именно из-за этого процесса стираются предыдущие воспоминания — мозг как бы стирает их сам, освобождая место для новых. Однако относительно недавно, в результате экспериментов психологов и нейробиологов, удалось выяснить, что процесс «извлечения» консолидированных воспоминаний приводит к их нестабильности. Иными словами, каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, наш мозг часть знаний утрачивает, а часть — дополняет. Происходит так называемая реконсолидация памяти.
С другой стороны, долговременная память — запоминаемые события, изученная информация, имена людей, которых мы знаем, и все остальные воспоминания. Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания. В некоторых условиях воспоминания бывают заменены ложными. То же самое происходит с некоторыми деталями воспоминаний при сохранении их общей структуры. Провалы в памяти — количественные расстройства, при которых доступ к самим воспоминаниям невозможен. Среди этих расстройств выделяют следующие типы: амнезия — неспособность вспомнить определенный период времени; экмнезия — восприятие воспоминаний как настоящего; гипомнезия — трудности с запоминанием; гипермнезия — чрезвычайно редкая способность запоминать каждое событие жизни, включая незначительные или обыденные детали. Кратковременная потеря памяти Легкие провалы кратковременной памяти иногда случаются у всех, независимо от возраста.
Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием». Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах. На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu. Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы. Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент. По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии. От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания. По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом. Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции. Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти. Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни. Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе». Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе». Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах. Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным. Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза. При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение. При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями. Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение. Больному 70 лет, никогда ранее не обнаруживал признаков психического расстройства. Несколько месяцев назад вдруг «вспомнил», что жена, будучи еще молодой женщиной, изменила ему с каким-то офицером. Память «подсказала» множество других подробностей мнимого события, в том числе личное признание жены. Воспоминания отличались яркостью, спонтанным появлением, образностью, четкой локализацией во времени, абсолютной уверенностью в непогрешимости памяти. Внимание было целиком приковано к факту «измены», нарушилось поведение. Больной требовал у жены признаний, объяснений, угрожал расправой, искал подтверждения своей правоты у знакомых, находил компрометирующие сведения в семейном архиве, расценивал различные детали прошлого и настоящего поведения жены в плане идей ревности, в связи с чем был госпитализирован. В другом наблюдении девушка «вдруг вспомнила», как неделю назад, ночью, к ней в комнату в общежитии проник знакомый юноша и стал брить ей лобок безопасной бритвой. Она испугалась, прогнала его, сообщила о случившемся вахтеру и тот вызвал милицию. Юношу увезли в наручниках. Позже, встречаясь с ним на самом деле, она спрашивала его, зачем он делал все это, будучи абсолютно уверенной в реальности случившегося. Бредовые конфабуляции чаще наблюдаются при паранойяльном и парафренном синдроме параноидной шизофрении. Галлюцинаторные псевдогаллюцинаторные конфабуляции представляют собой состояния зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций, содержанием которых являются различные события, будто бы имевшие место в прошлом. Встречаются при шизофрении. Наплывы конфабуляций могут выражаться состояниями конфабуляторной спутанности и конфабулеза. Конфабуляторная спутанность проявляется заполнением сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сопровождающихся ложным узнаванием окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью. В таком состоянии окружающие принимаются за родственников, знакомых, живущих или давно умерших, больница — за квартиру, место работы, вокзал.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. «В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой.
Проблемы с памятью
При нарушении памяти, амнезии, парамнезии, как правило, выделяются особенные расстройства, связанные с неточными действиями, когда источники разных воспоминаний могут наслаиваться друг на друга и приводить к изменениям в фантомных участках памяти. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний.
Проблемы с памятью: причины, лечение
На эти и другие вопросы отвечает врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии «Клиника Эксперт» Курск Наталья Владимировна Умеренкова. Севиля Ибраимова.
Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование. К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению.
Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян. Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время. Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт. Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то — зеркально перевернутое изображение и т. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы. Психиатры и неврологи подходят к деменции по-разному Психиатры и неврологи подходят к диагностике и лечению деменции по-разному. Например, психиатр ставит диагноз: «деменция при болезни Альцгеймера». Невролог ставит диагноз: «болезнь Альцгеймера».
Но деменция — это синдром. Заболевание — это болезнь Альцгеймера. В качестве примера неправильного лечения она привела назначение нейролептиков пациентам с деменцией с тельцами Леви из-за галлюцинаций. Между тем у таких людей — повышенная чувствительность к нейролептикам. Лечение любых когнитивных нарушений нужно начинать с немедикаментозных методов, отметила она.
Она не против. Конечно, она была бы не против. У нее будет белое брюшко, продолжал я. На брюшке будет изображение носорога с черными волосами. Уилл перевернул мышь и сказал, что да, у нее белое брюшко с черноволосым носорогом. Учтите, что окраска брюшка и носорога были уточнены позже, когда Уилл давно уже вышел из состояния гипнотического транса. Несмотря на это, характеристики сообщились и позже, были положены на желание увидеть и однозначно помнятся по сей день. В моем случае гипнотически индуцированные галлюцинации проявились случайно во время уроков в высшей школе. Мои глаза потускнели, как это обычно происходило во время лекций и не только в высшей школе. На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке. Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет. Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими». Носорогомышь Уилла это один пример. Такие воспоминания могут возникать из снов и кошмаров, также как и из галлюцинаций. Галлюцинации могут вызываться не только гипнотическим внушением, но также воздействием психоделических наркотиков, вроде ЛСД или Salvia divinorum, психическими расстройствами вроде шизофрении и мании, мистическим и религиозным переживанием, а также клинической смертью. Иногда эти воспоминания полностью меняют людей, которые считают их абсолютно реальными. Как писал хорошо известный невролог Оливер Сакс, «галлюцинации, обычные или особенные, не имеют сверхъестественного происхождения; они часть нормального диапазона человеческого сознания и опыта». Это может случиться с каждым. Ведущий эксперт в сфере памяти Лофтус сама рассказала со слов своего дяди, что когда ей было 14 лет, она трагическим образом обнаружила мать, утонувшую в бассейне. Ужасные воспоминания вернулись. Но потом дядя признался, что солгал, а родственники подтвердили: тело нашла тетя.
Самолечение в таких ситуациях категорически недопустимо, потому что опасные болезни, сопровождаемые сбоями памяти, распознаются только специалистами. Вот почему при их обнаружении нужно обращаться к врачу, который диагностирует главную проблему, назначит правильное лечение, что в дальнейшем предотвратит прогрессирование серьезных стадий слабоумия. В каждой подобной терапии используют коррекционные мероприятия, которые направлены на нормализацию и улучшение функций головного мозга. Плохая память не лечится лекарствами, но ее можно значительно улучшить, если вы сами в этом серьезно заинтересованы. Исключите вредные привычки из своей жизни, займитесь доступным видом спорта, регулярно обращайтесь к доктору для лечения возникающих соматических заболеваний: нарушение памяти и здоровое тело — не совместимы. Сознательно и разумно соблюдайте режим работы и отдыха. Здоровый сон с нормальной продолжительностью — основа качественной деятельности головного мозга, поскольку именно в состоянии сна мозг продолжает сортировку поступившей за период бодрствования информации и фиксирует ее в долгосрочной памяти. Если же человек страдает бессонницей и отсутствием полноценного сна, то нарушения памяти неизбежны. Пересмотрите питание. Включите в ежедневный рацион блюда из жирных сортов морской рыбы, содержащие полезный легкоусвояемый йод и полиненасыщенные жирные кислоты, а также омега-3, которые улучшают интеллектуальные способности. Кроме того, полезны свежие сезонные овощи, блюда из цельнозерновых злаков, тыквенные семечки и различные виды орехов. Придерживайтесь питьевого режима, потому что обезвоживание отрицательно влияет на функционирование нервной системы человека. Выделите время для ежедневных интеллектуальных занятий, читайте художественную литературу, отгадывайте различные виды кроссвордов, выполняйте упражнения для улучшения памяти, и ваши усилия увенчаются успехом. Заведите новые полезные привычки для тренировки памяти.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала «», как улучшить свои навыки запоминания. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний. Вступительные заметки о живой памяти: Памяти Зинченко Татьяны Петровны. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами.