В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. Картины Михаила Врубеля трудно перепутать с работами других художников. 17 марта 1856 года родился художник Михаил Врубель, чьи картины признаны шедеврами мировой живописи. вспоминает пять известных полотен великого мастера. Выставка произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) / Гос.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
Позже он исполнил свою мечту: поступил в Академию художеств. Демонический цикл В 1889 году в возрасте 33 лет Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме "Демон". Параллельно художник начал писать большое полотно "Демон сидящий". Позже создал целый "демонический цикл", состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. Через пять лет у супружеской пары родился сын.
Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. Его учителями были П. Чистяков и И. В академии Врубель блестяще овладел техникой академического рисунка.
На выставке можно видеть его работы, созданные во время учебы, в том числе «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом», которая была отмечена Второй серебряной медалью. Врубель не закончил Академию, так как по рекомендации П. Чистякова весной 1884 года был приглашен профессором А. Праховым в Киев для реставрации Кирилловской церкви. В ноябре 1884 -апреле 1885 художник путешествует по Италии, посещает Венецию, где изучает мозаики собора Сан-Марко, и другие города. После возвращения из Италии Врубель пишет иконы, участвует в конкурсе для росписей Владимирского собора, увлекается восточными мотивами и образом Кармен и начинает работать над образом демона. Работы Врубеля киевского периода представлены на выставке. В 1889 году художник переезжает в Москву, где благодаря С. Мамонтову попадает в круг богатых московских коллекционеров.
Все это время произведения хранились в музее и учитывались в фонде временного хранения. О праве собственности на них никто не заявлял, также отсутствовали документы, подтверждающие принадлежность каким-либо лицам. Затем прокуратура Москвы направила в Замоскворецкий районный суд города иск о признании данных произведений бесхозяйными для их передачи в собственность государства. Суд удовлетворил это заявление в полном объеме.
Иконописец и реставратор В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле» , художник Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду». Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги.
Просветительский проект "Александровский сад"
Как и в Софийском соборе, масляной живописью Врубель стремится передать мозаичный эффект. И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Картина писалась в студии Саввы Мамонтова, поскольку Врубель обосновался в доме этого известного мецената.
10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля
И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова.
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины
Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы.
А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом.
Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета.
Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева — и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла — это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея.
Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой — «это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный». Работая мастихином, Врубель словно соединил приемы живописца и скульптора, что проявляется в создании форм, похожих на ограненные камни. В результате рождается монументальная техника, имитирующая мозаику. Тема Демона, олицетворяющего вечную борьбу мятущегося духа, стала главной в творчестве художника. В конце того же года Врубель принял участие в создании иллюстраций для издания собрания сочинений Михаила Лермонтова к пятидесятилетию со дня его смерти. Мастер сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе — «Демон» и «Герой нашего времени».
Все это сближало его со стилем «модерн», для которого характерны особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ. Все это нашло воплощение в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Женские фигуры усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было выполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Морозова на Малой Спиридоновке. Врубель «Морская царевна».
Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо. Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия. Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства. Русское искусство почти никогда не могло жить без надрывного служения. А маэстрия художественного исполнения была как раз тем, к чему отечественные мастера стремились и в то же время к чему боялись приблизиться.
Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах. Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С. Мамонтова во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка. Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках. Благодаря Мамонтову Врубель познакомился с главной музой свой жизни — оперной певицей Надеждой Забелой, поэтому следующей точкой на маршруте экспозиции стал зал с ее изображениями. Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович. На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова».
10 шедевров Михаила Врубеля
Попытки представить репутацию Врубеля сконструированной не вызывают у меня ничего, кроме кривоватой усмешки. «Получил свое» Михаил Врубель от молодого репортера «Нижегородского листка» Алексея Пешкова. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ). Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина.
Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля
Под конец жизни Врубель пишет картину Шестикрылый Серафим, это ангел высшего ранга. В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.