В.И. Ленин: "100 лет тому назад подписал декрет об образовании республики. В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.
Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.
Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики.
С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.
Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать».
По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.
К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т.
Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.
Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание.
Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?
Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами.
Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах.
Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней.
Владимир Ленин на Красной площади во время праздника частей Всевобуча. Фотограф: Кузнецов К. Ленин на параде войск Всевобуча. Москва, 25 мая 1919 года. Фото: М. Ленин на параде войск Всевобуча всеобщее военное обучение , Москва, 25 мая 1919 года. Ленин в центре , Свердлов справа любуются памятником Марксу и Энгельсу, на площади Революции в Москве.
Организаторы и члены Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Стоят слева направо: А. Малченко, П.
Видимо, понимал, что против его болезни медицина пока еще бессильна. На чем ездил вождь мирового пролетариата Но через несколько месяцев страданий в нем проснулась воля к жизни. Он снова мыслил, читал, пытался писать. Читала ему вслух и жена, Надежда Константиновна, которая оказалась наилучшей сиделкой и логопедом. Постепенно Ленин возвращался к работе, постоянно пытался вникнуть в нюансы политической жизни — и сделал немалые успехи в восстановлении речи.
Тренировался он рьяно. Врачам даже приходилось ограничивать его упражнения, от которых пациент переутомлялся. Близкие снова всё чаще слышали его смех — иногда добродушный, чаще сардонический. Осенью 1923 года многим казалось, что высокопоставленный пациент встал на путь выздоровления. В первые дни нового, 1924 года состояние здоровья председателя Совнаркома вызывало то тревоги, то надежды. Всё это время неотлучно при нем находилась жена… Опубликованы ее подробные записи, достаточно откровенные. За два дня до смерти Ленина она читала ему вслух рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Слабеют у него силы, он не идет уж, а ползет, а рядом с ним ползет тоже умирающий от голода волк, и вот между ними борьба, человек побеждает — полумертвый, полубезумный добирается до цели.
Ильичу рассказ этот понравился чрезвычайно». Этот сюжет стал классическим для советской ленинианы. Ему по-прежнему доставляли удовольствие прогулки по лесу, ружейные выстрелы спутников — как на настоящей охоте. Такие развлечения Ильичу устраивали до последних дней. Даже если он не мог гулять, непременно проводил какое-то время в кресле на балконе. Крупская свидетельствует: «Улучшение шло непрерывно. Восстанавливалась отраженная речь — говорил Ильич своим обычным голосом, с обычными интонациями, всё лучше шло чтение вслух, были большие успехи в письме, создавался солидный фундамент для самостоятельной речи. Профессор Фельдберг считал, что к лету Владимир Ильич будет говорить.
Если Владимир Ильич чем-нибудь расстраивался, он начинал заниматься, и это успокаивало его». Каждый день он требовал газет, думал о новой конституции, хотел с кем-то поспорить. Но на исходе третьей недели января заметно погрустнел. Все эти месяцы Ленин и так выглядел изможденным, но тут внимательная Надежда Константиновна отметила, что он сильно побледнел и сник. Снова обратимся к записям Крупской: «В понедельник пришел конец. Владимир Ильич утром еще вставал два раза, но тотчас ложился опять. Часов в 11 попил черного кофе и опять заснул. Время у меня спуталось как-то.
Когда он проснулся вновь, он уже не мог совсем говорить, дали ему бульон и опять кофе, он пил с жадностью, потом успокоился немного, но вскоре заклокотало у него в груди. Всё больше и больше клокотало у него в груди. Профессор Ферстер и доктор Елистратов вспрыскивали камфору, старались поддержать искусственное дыхание, ничего не вышло, спасти нельзя было». Владимир Ильич Ленин на смертном одре. Официальное заключение указывало на причину смерти — «распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания». С тех пор появилось множество запоздалых диагнозов и версий, но и в наше время эксперты подтверждают правоту первого официального заключения. В Москву, на Павелецкий вокзал, ленинский гроб доставили специальным траурным поездом. В 1923 году Ленину — уже больному — присвоили почетное звание машиниста этого локомотива У-127.
Гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей народ прощался с главой государства.
В этот день церковная книга Петропавловского храма села Шушенское Минусинского уезда пополнилась новой записью, свидетельствовавшей о том, что узами законного брака здесь сочетались Владимир Ильич Ульянов и Надежда Константиновна Крупская, - пишет РИА Новости. С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году - на тот момент ей было 25 лет. Владимир Ильич был ее на год младше, однако, по воспоминаниям современников, он всегда выглядел старше своих. В то время молодой революционер был увлечен красавицей Аполлинарией Якубовой, которая училась на Высших женских курсах вместе с Ольгой Ульяновой - сестрой Ильича.
Знакомство Ленина и Якубовой состоялось в Петербурге в конце 1893 года, и с той поры их встречи стали регулярными. Через некоторое время Владимир уже называл Аполлинарию ласковым прозвищем Клубочка.
Рекомендуемые материалы
- Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?
- Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
- «Перевестись из Уфы в Псков не разрешили, наоборот — тоже»
- Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
- Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
- ЗНАКОМСТВО И СТРАСТЬ
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской
26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. 153 года назад родилась Надежда Крупская, жена и боевой товарищ Владимира Ленина. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой.
Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
Он всегда говорил: надо комплектовать их как можно богаче. Жаль, она не добавила, что Ильич однажды даже написал в ЦК партии: как только освободим территорию, занятую белогвардейцами, все их книги, статьи, манифесты, листовки нужно собрать и разместить в библиотеках, чтобы люди читали и видели, что они готовили для страны. Вклад Крупской в обучение библиотекарей — ещё одна большая тема. Напомню лишь, что в 1930 году она организовала Московский библиотечный институт ныне Московский государственный институт культуры. Кстати, когда в США задались вопросом, почему Советский Союз первым покорил космос, американские учёные ответили своему президенту так: во-первых, у русских весьма большая сеть библиотек, поэтому они очень квалифицированно готовятся к своим достижениям во всех областях техники; во-вторых, у них вузы и школы работают лучше наших. А теперь мы сами вынуждены признать, что отстали. У нас плохие библиотеки, новое поколение мало читает. А ведь Надежда Константиновна на первое место всегда ставила библиотечное обслуживание детей и молодёжи. У нас пропущена эра «цифры». Недавно в Международной академии информатизации по этому вопросу была конференция.
Там с сожалением отмечалось, что цифровую экономику до библиотек так и не довели. И вот ещё что: мы теряем сеть библиотек. Директор нашей библиотеки ставит вопрос, что надо хотя бы постараться крупные московские библиотеки с их старинными укладами и редкими фондами сберечь, воспользовавшись тем, что некоторые из них защищают свой статус объектов культурного достояния. Этот факт часто недооценивается, в том числе и историками Компартии, это касается и наследия Крупской. Не было бы в нашей Советской стране столь много библиотек — не было бы и Победы в Великой Отечественной войне, не было бы и других достижений. Творчество Крупской нужно изучать и изучать. Она была повседневно теснейшим образом связана с низовыми библиотеками страны. Она каждый день получала оттуда десятки и сотни писем и горела желанием как-то им помочь. И помогала.
Нынешние же власти этого не делают. Они не знают того, что происходит на местах, или просто отмахиваются от этих проблем. Они сокращают 500—700 библиотек в стране ежегодно, вместо того чтобы озаботиться хотя бы стабилизацией сети муниципальных, детских и юношеских библиотек. А Крупская, наоборот, стремилась к расширению этой сети во всех направлениях. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. Я помню из своего детства, когда к нам в село возвращались после учёбы в Москве или в другом городе молодые люди с «поплавком» на груди это такой значок, выдававшийся по окончании вуза , то на них все смотрели с уважением. И какая это была гордость для их родителей! Надежда Константиновна сделала всё, чтобы библиотеки органично вписались в это новое отношение к знанию и просвещению. Они были связаны с важнейшими этапами развития Советской страны.
Национализация, коллективизация, индустриализация, строительство Днепрогэса, подъём целины — всему этому помогали библиотеки. Я помню в советские годы, когда работал методистом в юношеской библиотеке, то два месяца провёл на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Там в каждом посёлке были библиотеки. И я с коллегами приезжал туда из Москвы оказывать методическую помощь. В советские годы динамика подъёма библиотечного дела была большая. А что сейчас? Позвольте, я зачитаю то, что сообщил научно-методический отдел Российской библиотечной ассоциации: «Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс.
Многие из оставшихся переведены на сокращённый режим работы. Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны. Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет? Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры.
В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела? Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения. Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом.
И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет. Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек.
Такой не было нигде в мире! И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки.
Загадочная болезнь затихала на некоторое время и развивалась с новой силой - полный паралич правой конечности. Но диагноз сифилис врачи так и не подтвердили.
И даже вскрытие после смерти показало - сифилис Ленина не коснулся. Наперекор недугу За всё время болезни выдвигалось огромное количество диагнозов. Владимиру Ленину приписывали хроническое отравление свинцом, желудочные недуги и другое. Но официальным диагнозом по-прежнему оставался атеросклероз. На протяжении всего развития болезни Ленин пытался справиться со страшными её проявлениями.
Одно время он едва ли мог говорить, заново учился выражать свои мысли. Один из его многочисленных лечащих врачей описывал то, как усердно в последние годы жизни Владимир Ильич пытался восстановить речь. Успехи были, значительные. Но все снова и снова возвращалось на круги своя — к постельной койке. Виктор Петрович Осипов, лечащий врач Ленина: Правые конечности были напряжены до того, что нельзя было согнуть ногу в колене, судороги были также и в левой стороне тела.
Судорожное состояние начало ослабевать.
На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя.
На нем френч цвета хаки. На Крупской — белая блузка, которые она предпочитала в жизни.
В двадцатые и тридцатые годы эта организация намного улучшила качество жизни советских детей. Под пионеров стали строить «дворцы» с интересными кружками и читальными залами — куда многие дети буквально сбегали из трудного быта коммуналок или бараков. Для пионеров создавали лагеря летнего отдыха — и многие впервые увидели море, именно в лагерях узнали о новых требованиях гигиены, получили вдоволь времени для игр на природе, а не на улицах. Правда, при всей своей любви к коллективизму и труду методов Макаренко не принимала — всё казалось ей, что «казарменностью» лишает он детей детства. Правда, излишняя серьёзность Надежды Константиновны сыграла было плохую службу советским детям. Развлечений легкомысленней прогулки по грибы или для моциона она не понимала и не признавала. И обрушилась с критикой на Чуковского за его «Крокодила», фактически сгубив поэту карьеру и жизнь. Возмутило Крупскую то, что вместо познавательного чтения, рассказа о жизни крокодила, поэт предлагал детям какую-то буржуазную бессмысленную чепуху.
Возможно, поэтому после смерти Крупской упрямо ходили слухи, что её отравил Сталин — прислал ей на день рождения торт с ядом. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. У них было нечто вроде холодного нейтралитета. Сталину Крупская нужна была как знак преемственности от самого Ленина. Правда, Сталин предпринимал все усилия, чтобы уменьшить политической влияние Надежды Константиновны. Оно очень заставляло его нервничать. Крупская Сталина не смогла бы сместить при всём желании и отлично это видела. В конфронтацию они вступали постоянно, в том числе — по вопросу биографии Ленина. Та, которую под руководством Крупской написала сначала Шагинян, Сталину представлялась вредительской. Его мало интересовала правдивость или приукрашенность этой биографии.
Просто была не тем, что требовалось лично Сталину из идеологических соображений. По его приказу Ленину буквально создали новый образ, новую биографию. Надежда Константиновна долго добивалась точно такого захоронения, как было указано в завещании покойного. Сталина последняя воля того, кого он звал учителем, интересовала мало. Ленин ему был нужен как ещё один зримый знак. Вскрытие показало, что у пожилой женщины развился некроз кишечника, приведший в конце концов к перитониту. Жуткая смерть, для которой никакого яда не надо.
Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина? - ВФокусе | В 1896 году Крупская попала в тюрьму, а Ленин в то время уже отбывал наказание. |
Крупская, Надежда Константиновна - ПЕРСОНА ТАСС | В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых. |
Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел? | Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд. |
«Слушайся доктора: ешь и спи больше»
Как и где Ленин и Крупская жили в Уфе во время ссылки - 22 января 2023 - УФА1.ру | Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. |
Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона? | Попробуем выяснить причины, по которым у Крупской и Ленина не было своих детей. |
Крупская, Надежда Константиновна - ПЕРСОНА ТАСС | Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. |
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Владимир Ильич Ленин и россия: вперёд, к социализму! |
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Владимир Ильич Ленин и россия: вперёд, к социализму! В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет.
Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина
Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. на тот момент ей было 25 лет. Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой.
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
В письмах Ленин обращается к ней «дорогой друг» и проявляет крайнюю заботу и нежность. Инесса Арманд, 1909 год. TASS «Почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитями связана с мыслью о тебе», — спустя несколько лет, в 1913 г. Из письма ясно: революционерка была искренне влюблена в своего соратника и учителя: «Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал... Вопреки соперничеству из-за вождя большевиков, между женщинами установились дружеские отношения. Крупская писала : «Уютнее, веселее становилось, когда приходила Инесса». Та, в свою очередь, с любовью говорила о Крупской: «Я ее полюбила почти с первого знакомства. По отношению к товарищам в ней есть какая-то особая чарующая мягкость и нежность». Надежда Крупская, жена Ленина.
Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима. До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф. Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело». Отложил В. Когда Ленину передали изданный Коминтерном стенной календарь, вождь подолгу его рассматривал. Но вот «со свиданиями дело налаживалось плохо». Крупская отмечает: «Спрашивали, не хочет ли он повидать Бухарина, который раньше чаще других бывал у нас, или кого-нибудь еще из товарищей, близко связанных по работе, он отрицательно качал головой, зная, что это будет непомерно тяжело». Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много: «В. Местность он знал хорошо. В солнечные дни товарищи брали с собой ружья. Раза два брали собак. Видели несколько раз лису, зайчишку». Супруга вождя раз в неделю отправлялась в Москву.
Несмотря на соперничество жены и любовницы, все участники любовного треугольника сохраняли теплые, практически семейные отношения. Всю жизнь он ругался даже с самыми близкими друзьями, если их политические взгляды расходились, а находясь у власти, недрогнувшей рукой подписывал указы о расстрелах. Один из немногих случаев, когда энергичный политик публично проявил слабость — 12 октября 1920 г. Он шел с закрытыми глазами и, казалось, — вот-вот упадет», — вспоминала революционерка Александра Коллонтай. Арманд внезапно умерла от холеры в Нальчике за несколько недель до этого, и для Ленина это стало страшным ударом. Он плачет и смотрит в одну точку». История социалистки Француженка Инесса Арманд оказалась в Москве в пятнадцать лет, после смерти отца — там её воспитали бабушка и тётка. К 35 годам она успела дважды выйти замуж, второй муж Владимир Арманд и «заразил» её революционными идеями. В 1904 году Инесса вступила в Российскую социал-демократическую партию. За участие в революции 1905 г.
Ленин , Н. Крупская , А. Ульянова-Елизарова ; стоят — М. Ульянова , Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва , Кремль. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [16]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [16]. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [17]. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [18] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [19]. Одним из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [22] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах.
Ленин, Крупская и Арманд: любовь на троих
Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино". Попробуем выяснить причины, по которым у Крупской и Ленина не было своих детей. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. В ссылке Ленин и Крупская пробыли до 1900 года, а после отправились в эмиграцию – жили в Швейцарии, Великобритании и Германии. Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд.
Ленин, Крупская и Арманд: любовь на троих
Потомки Спасителева владели ею до XVIII века, а затем усадьба переходила от одних дворянских и купеческих семей к другим. В 1909 году усадьбу Горки купила Зинаида Рейнбот Морозова. Она получила миллионное наследство после смерти второго мужа С. Морозова, которого нашли мертвым в 1905 году в Каннах Франция. Между прочим, он — выходец из старообрядческой среды. Старообрядцы, начиная с раскола Православной церкви, подвергались жестоким гонениям со стороны царской власти с середины XYII века. Так что он, имея отрицательное отношение к царской династии, не случайно являлся одним из главных спонсоров партии большевиков, а его роскошный особняк на Спиридоновке в Москве сегодня Центр политической и общественной жизни города не раз служил местом укрытия революционеров например, Н. Он с большой заботой относился к рабочим своей мануфактуры, а те платили ему доверием.
Отменил наказания и штрафы, введенные отцом, обеспечил качественное медицинское обслуживание тружеников, первый из промышленников ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике. Морозов жертвовал на строительство больниц, родильного приюта. В центре: экскурсовод В. Ухорцева фото на память Портрет С. Морозова Зинаида Морозова в 1907 году вышла замуж за московского градоначальника А. Рейнбот был фигурой знаковой. Подавив «железной» рукой вооруженное восстание в Казани в декабре 1905 г.
Зато царская власть возлюбила генерала А. Рейнбота, назначив на должность московского градоначальника в начале 1906-го. Но уже через год его обвинили в масштабной коррупции и покровительстве настоящим матерым московским бандитам, то есть он оказался «высокопоставленным оборотнем в погонах». Ленин тогда писал: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении.
Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста». Ленин В. Том 20. Оставаться в Москве после такого скандала З. Морозовой было неудобно для ее репутации. Случившееся сильно ударяло по самолюбию гордой и независимой женщины. Она, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто меняет прежний полный встреч, балов и приемов, образ жизни.
Решила найти спокойное место для жизни за городом. Продав роскошный особняк на Спиридоновке, приобретает поместье «Горки» в 23 верстах от Москвы. При ней произошел подлинный расцвет усадьбы. Она была оборудована по последнему слову техники. В главном здании были оборудованы ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление. Заказали европейскую сантехнику. Еще одна особенность усадьбы — она провела телефонную линию, чтобы всегда быть в курсе дел своих московских предприятий.
Сегодня узнал о взятии Екатеринбурга. На юге — перелом, но еще нет серьезной перемены к лучшему. Надеемся, будет. Горького не уговорил поехать, хотя уговаривал усердно.
Вчера и 3-го дня были в Горках с Митей он здесь дня 4 и Аней. Липы цветут. Отдохнули хорошо. Крепко обнимаю и целую.
Прошу больше отдыхать, меньше работать.
У нас плохие библиотеки, новое поколение мало читает. А ведь Надежда Константиновна на первое место всегда ставила библиотечное обслуживание детей и молодёжи. У нас пропущена эра «цифры». Недавно в Международной академии информатизации по этому вопросу была конференция.
Там с сожалением отмечалось, что цифровую экономику до библиотек так и не довели. И вот ещё что: мы теряем сеть библиотек. Директор нашей библиотеки ставит вопрос, что надо хотя бы постараться крупные московские библиотеки с их старинными укладами и редкими фондами сберечь, воспользовавшись тем, что некоторые из них защищают свой статус объектов культурного достояния. Этот факт часто недооценивается, в том числе и историками Компартии, это касается и наследия Крупской. Не было бы в нашей Советской стране столь много библиотек — не было бы и Победы в Великой Отечественной войне, не было бы и других достижений. Творчество Крупской нужно изучать и изучать.
Она была повседневно теснейшим образом связана с низовыми библиотеками страны. Она каждый день получала оттуда десятки и сотни писем и горела желанием как-то им помочь. И помогала. Нынешние же власти этого не делают. Они не знают того, что происходит на местах, или просто отмахиваются от этих проблем. Они сокращают 500—700 библиотек в стране ежегодно, вместо того чтобы озаботиться хотя бы стабилизацией сети муниципальных, детских и юношеских библиотек.
А Крупская, наоборот, стремилась к расширению этой сети во всех направлениях. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. Я помню из своего детства, когда к нам в село возвращались после учёбы в Москве или в другом городе молодые люди с «поплавком» на груди это такой значок, выдававшийся по окончании вуза , то на них все смотрели с уважением. И какая это была гордость для их родителей! Надежда Константиновна сделала всё, чтобы библиотеки органично вписались в это новое отношение к знанию и просвещению. Они были связаны с важнейшими этапами развития Советской страны.
Национализация, коллективизация, индустриализация, строительство Днепрогэса, подъём целины — всему этому помогали библиотеки. Я помню в советские годы, когда работал методистом в юношеской библиотеке, то два месяца провёл на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Там в каждом посёлке были библиотеки. И я с коллегами приезжал туда из Москвы оказывать методическую помощь. В советские годы динамика подъёма библиотечного дела была большая. А что сейчас?
Позвольте, я зачитаю то, что сообщил научно-методический отдел Российской библиотечной ассоциации: «Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. Многие из оставшихся переведены на сокращённый режим работы. Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны. Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет?
Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры.
В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела?
Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения. Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом. И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет.
Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек.
Такой не было нигде в мире! И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки. Коллеги, нам нужно чаще встречаться, чтобы обсуждать все наши проблемы. Это очень важно для нового поколения. Совсем недавно состоялась встреча молодых библиотекарей.
И вот что я заметила. Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо.
В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Несколько дней пребывания в городе Ленин использовал для подбора людей и установления связей, необходимых для создания общерусской политической газеты. В Уфе он заложил основы революционного органа печати - «Искры», которая сыграла особую роль в организации партии большевиков. В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов. Возвращавшиеся из ссылки заезжали условливаться о работе», - уточняет газета. Незадолго до приезда Ленина в Уфу среди местных социал-демократов произошел раскол.
Одна группа образовалась вокруг Цюрупы и Свидерского, другая вокруг Плаксина, впоследствии меньшевика. Когда приезжал видный деятель, то социал-демократы собирались на «нейтральной» квартире народовольца Аптекмана. Однако Ленин, вопреки установившимся традициям, в Уфе встретился лишь с группой большевиков.
Брак Ленина и Крупской: зачем вождь революции завёл любовницу
Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. Ленин же в конечном счёте остался с женой – как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской».
Последний обыск
- Поговорить с миссис Ленин
- В Чулпанове Нурлатского района за поправки к Конституции РФ проголосовали Ленин и Крупская
- «Ильич в июле сбежал»
- Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
- Последний обыск
Женщины в жизни Ленина
Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину Фото: sn-gazeta. Ученый процитировал обращение Надежжы Крупской, датируемое 30 января 1924 года. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим, — говорилось в письме Крупской.
Когда Надежда Крупская в очередной раз попыталась «наехать» на вождя всех народов, тот ей сказал в лицо: «Если что, мы подыщем товарищу Ленину другую вдову…» Ну, кого, кроме Инессы Арманд, он мог иметь в виду?.. Только ли ради сомнительных идей философии марксизма или же в нем играло честолюбие мужчины, готового показать своим женщинам: я лучше и выше всех?.. Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров. Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке — в селе Шушенское, в 1898-м — обвенчались. Жили в мире и любви. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников.
Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело — социал-демократия… Инессу влекла революция — как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой — одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой». Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака! Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником.
Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции!
Дальше было так: Инессу Арманд сослали за революционно-социалистическую деятельность в Архангельск. Ее возлюбленный, младший брат Владимир Арманд, поехал за ней в Архангельск, но затем, поскольку у него открылся туберкулез, уехал за границу.
А Арманд бежит за ним из ссылки, и возлюбленный умирает у нее на руках. В 1910-м году она уже свободна, и тут встречается Владимир Ильич. Он был сразу потрясен этой женщиной — красивая, обворожительная, энергичная.
И было о чем с ней говорить. Понимаете, Крупская поддакивала, восхищалась, поддерживала, а эта могла возразить, не отрывая влюбленных глаз. И он доказывал, и ему это нравилось, и ей нравилось.
Такая парижская встреча. Инесса Арманд Есть воспоминания Коллонтай если Коллонтай можно верить о том, что Надежда Константиновна предложила разойтись, но Владимир Ильич был против, сказал: останься. Судя по разным документам, в том числе по дневнику Арманд, причина была в том, что авторитет революционного вождя, интересы революции Ленин ставил выше своего чувства к Инессе Арманд.
А Крупская все-таки создавала быт. Она была прекрасным личным секретарем, вела весьма обширную переписку ЦК. Арманд же могла еще ребенка родить.
Вот возись с этим ребенком, воспитывай, корми, няню и гувернантку содержи, лечи и образование дай. Инесса являлась совершенно другой женщиной, к тому же склонной к свободной любви. Причем есть ощущение, что Арманд даже не возражала бы жить втроем с Надеждой Константиновной.
Но Ленин был против. Он попросил Инессу Арманд прислать всю переписку. И в основном их переписка уничтожена Лениным.
Но кое-что осталось. Завалялось письмо, где он пишет, что покрыл бы ее тысячей поцелуев. Есть дневник Арманд, где она пишет о горячем чувстве, о страсти к Владимиру Ильичу.
Кстати, в архиве из дневника Арманд несколько страниц вырезали. И изъятое — не политика, политически они были абсолютно близки. Значит, что-то интимное.
Но когда грянула революция, Владимир Ильич отстранил любимую женщину. То есть главная любовь в жизни Ленина — это была революция. Вот так.
Именно поэтому он победил. Он сконцентрировался полностью, и отношения с Инессой возобновились только после ранения 30 августа 1918 года, когда было покушение на заводе Михельсона, когда Ленин взглянул в лицо смерти. И будучи раненным, — а сначала думали, что он может умереть, — он захотел увидеть Инессу.
И она пришла, и она была рядом. И у них возобновились отношения… Затем так получилось Владимир Ильич это очень переживал , что он сам «помог» Инессе уйти из жизни. Она плохо себя чувствовала, очень устала и хотела поехать во Францию, но он отговорил ее ехать туда, сказал: «Тебя там могут арестовать, поезжай на Кавказ, я все организую».
И организовал, и сам звонил, и требовал создать особые условия, и всё сделали. Но холера. Холера… Очевидно, в Беслане она заразилась.
По воспоминаниям, Крупская вела своего мужа, он был в полубессознательном состоянии и не мог прийти в себя, взять себя в руки. Протоиерей Александр Ильяшенко: Владимир Михайлович, простите, а в каком году это было? Профессор Владимир Лавров: В 20-м году.
В 1920-м году умерла женщина, которую он, безусловно, любил, к которой было сильное чувство. И во всей этой ситуации Надежда Константиновна вела себя очень достойно.
Тараненко В её юбилейный год в текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения Ленинский мемориал представил живописную выставку «Жена и соратник», где показаны портреты Надежды Константиновны с 8 и до 70 лет. Но экспозиция необычна, она сопровождается аннотациями, в которых приводятся слова самой Крупской и Владимира Ильича Ульянова Ленина. И это сделано не случайно.
Они как бы очеловечивают образ не только Надежды Константиновны, но и Ленина. Это всё-таки личное». А данной выставкой мы и захотели показать это личное. Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. К сожалению, переписки между Владимиром Ильичом и Надеждой Константиновной практически не сохранилось.
Может, потому, что они всю жизнь прожили вместе, надолго не разлучаясь, - отметила Елена Горбунова, заведующая экспозиционным отделом Ленинского мемориала. В экспозиции есть такое письмо Владимира Ильича, адресованное Надежде Константиновне, которое он ей отправил в 1919 году, когда она с агитпароходом плыла по Волге. Кстати, тогда Крупская останавливалась и в Симбирске. Это письмо очень хорошо показывает отношения Крупской и Ульянова. Авось догонит.
Вчера получил телеграмму Молотова из Казани, назначенного, как мне сказали, в 3 часа ночи. От Молотова узнал, что приступ болезни сердца у тебя всё же был. Значит, работаешь не в меру. Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько… Крепко обнимаю и целую. Прошу больше отдыхать, меньше работать.