Оренбургский пуховый платок — не только произведение всемирно известного народного художественного промысла данного края, насчитывающее почти 300-летнюю историю.
В Музее Победы открылась выставка об оренбургском пуховом платке
Постепенно интерес к оренбургским пуховым платкам возвращается, что благотворно сказывается на развитии промысла. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества. Детали для изготовления пухового ажурного платка и недовязанная шаль. Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок.
Оренбургский платок и китайскую каллиграфию представили на выставке в Благовещенске
Документальный фильм об оренбургском пуховом платке Куйбышевской студии кинохроники Маэстро так впечатлил легендарный оренбургский пуховый платок, что на его основе он создал коллекцию одежды. Мастерица Артели ПУША Легендарные пуховые платки ручной работы. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Так мы и привыкли сначала пух выбирать, потом прясть и вязать», – рассказывает Валентина Федорова, сестра легендарной Ольги Федоровой, главного художника комбината оренбургских пуховых платков.
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы. В конце прошлого года в галерее «Оренбургский пуховый платок» прошла выставка «Радость души», посвященная 75-летию Миннур Гизятовны Ишмухаметовой. Пуховыми платками впервые стали утепляться джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды, защищаясь в горах от лютой стужи.
Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы
Магазины и пункты выдачи по всей России 3 собственных магазина в центре Москвы и более 200 партнёрских пунктов выдачи по всей России - выберите наиболее подходящий для Вас! На нашем официальном сайте оренбургских пуховых платков представлен полный каталог оренбургских пуховых платков , пледов, шарфов и палантинов, а также женской, детской и мужской одежды. Также купить оренбургский пуховый платок Вы можете в нашем фирменном магазине с полным ассортиментом продукции — адрес и время работы смотрите в разделе " Фирменный магазин ". Наши опытные консультанты - настоящие профессионалы своего дела, любящие и ценящие продукцию Фабрики оренбургских пуховых платков, готовые предоставить Вам не только исчерпывающую консультацию, но и помочь создать Вам индивидуальный образ.
Поэтому если Вы хотите купить оренбургский пуховый платок, но затрудняетесь с выбором — просто оставьте заявку ниже, и мы обязательно свяжемся с Вами! Новости Новинка этого сезона! Двухсторонняя теплая накидка-трансформер, которую можно носить с любой стороны, в зависимости от образа и настроения.
Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий. Причём для "передачи" чаще использовалась линейная вязка. В Линейной вязке плотность информации была очень высокой, узлы вязы это как бы трёхмерные иероглифы. А для сохранения летописания , поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка. В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию. Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги. Вязы существовали, как основные корневые , их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы подвязки. Были и специальные технические вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые "регистры" считывания.
Таковыми вязами были перевязь и развязка и другие. Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение. Вязка осуществлялась с помощью родового "Устя". Усть это грубо - палка длиной в локоть и толщиной с руку, полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Усть мог быть: из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена. У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю.
Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками перстками и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие 4 штуки с фалангу большого пальца Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор то есть записывают, наматывают на усть «нить повествования» , но и "завязывают" боли, или душевные муки. Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу. Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!
Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки. Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха. Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др.
В 1743г. Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности.
Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре.
Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа.
Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности.
Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его. Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием!
Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку.
Оренбургская история» открыла традиционную областную акцию «Дни оренбургского пухового платка». Оренбуржье — родина пухового платка и кузница кадров отечественной космонавтики. Выставка рассказывает о пуховязальном промысле и освоении космических просторов на понятном всем языке моды. Эти два символа соединила в одном проекте дизайнер Анна Советова — она представила футуристичную коллекцию костюмов, посвященную космосу.
Самойлова, А. Шерера и А. Выставочная медаль 1862 г. Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз.
Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри. Относительно предметов из Оренбуржья А. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках». История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги. Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил». Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон. Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены. Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург».
Вязание платков в старину Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору. В 1870-е гг. Но пуховый платок уже активно участвует не только в международных, но и внутрироссийских выставках, привлекая всё большее внимание. Например, в 1882 году на московской выставке художественной промышленности платки мастериц Н. Владимировой и всё той же М. Усковой наградили денежной выплатой по сотне рублей за каждый. С ростом внимания к платкам рос и спрос на них. Поэтому к концу века число мастериц выросло уже до четырёх тысяч.
Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8—10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ». К этому времени число тех, кто занимался вязанием платков из пуха, уже достигло 21 000. Причём, занятие было настолько прибыльным, что платки теперь вязали не только женщины, но и мужчины. Можно сказать, что пика пуховый промысел Российской империи достиг именно тогда. Дальнейшие неудачи российской армии на фронте, две революции и распад страны с последующей разрухой и Гражданской войной надолго сократили число тех, кто мог отдать солидную сумму за красивый предмет гардероба. В чём уникальность оренбургских пуховых платков?
Пух коз Оренбуржья признают самым тонким в мире. Его толщина — всего 16-18 микрометров. Даже всемирно известный мохер пряжа из шерсти ангорской козы толще — 22-24 микрометра. Но именно такую защиту придумала природа для оренбургских коз, спасая их от жестоких зим, изобилующих снегом, морозами и буранами. Вторая причина выработки такого типа пуха — рацион поголовья, основанный на растительности горных уральских степей. При этом прочность данного пуха выше прочности шерсти. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки вывести подобных коз и в других регионах мира. Но география и тут сказала своё веское слово. Например, когда закупленных в Поволжье профессором-востоковедом Жубером коз доставили в Марсель, оказалось, что мягкий и тёплый климат Западной Европы противоречит задумке природы.
Уникальная тонкость пуха во Франции козам не пригодилась, и вскоре привозные козы выродились: их пух стал грубым и толстым, как у местных. Вывозили коз также в Англию и Латинскую Америку, но и там эксперименты потерпели неудачу. Оренбургская пуховая коза Российские учёные тоже не оставляют оренбургских коз в покое. С 2021 года стартовал уникальный эксперимент по разведению оренбургских пуховых коз в арктической зоне Северного Ледовитого океана. Для этого 37 особей привезли в Плейстоценовый заказник. Учёные считают, что проживание в суровых условиях Севера только укрепит генофонд животных. Правда, питаться здесь козам предстоит не степным разнотравьем, а скудными арктическими мхами. Насколько изменится в результате эксперимента главное сокровище коз — их пух, и не пострадает ли его качество, пока не может предсказать никто. Какими бывают оренбургские платки?
Рассматриваемый нами платок — это всегда изделие из пуха, а не из шерсти. Пуховые платки Оренбуржья делят на три основных вида: платок; палантин; Оренбургский платок «Княгиня Анна» Платок — это продукт начала данного народно-художественного промысла.
Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства
Володарского,13 13 октября 12. Приглашаем всех желающих владеющих техникой вязания на спицах. Место проведения: Оренбургская областная филармония, ул. Маршала Жукова, 34. Обращение к женщинам Оренбуржья в этот день выйти на улицу, пойти на работу, учебу в оренбургском пуховом платке. На выставке будут представлены дипломные и курсовые работы 2012-2013 учебного года, выполненные студентами пуховязального отделения педагоги Е.
Изделия были настолько изящны, удивляли всех качеством пуха и сложностью ажурных узоров, что по решению международного жюри произведения оренбургских вязальщиц были удостоены Большой серебряной медали. Это важное для оренбургского пуховязального промысла событие произошло ровно 55 лет назад. Сотрудникам музея удалось разыскать столь ценный экспонат в одной из оренбургских семей. На презентации вы сможете познакомиться с архивными материалами, рассказывающими о событиях 1958 года, услышите рассказ о семье, в которой хранили платок, увидите и оцените красоту того самого исторического платка, который связан с легендарными событиями.
В экспозицию вошли 33 экспоната, отмечают в министерстве. Среди них - платки большого размера и палантины, а также применяемые в производственном процессе машинного пуховязания платки-образцы, использованные для предварительного внедрения нового орнамента. Экспозиция дополнена скульптурами малой формы из серии работ художника Алекса Долля - "Цветы.
Готовый аксессуар повторно чистят и отбеливают. Вернуться к оглавлению Преимущества оренбургских платков Чем объясняется невероятная популярность изделий? Во-первых, они имеют оригинальные ажурные узоры. Во-вторых, несмотря на небольшой вес и тонкость, являются прочными и эластичными. На создание аксессуара из пуха уходит от пары дней до нескольких недель. Оренбургский платок, связанный на фабрике выглядит плотней и имеет менее ажурный орнамент. Тонкую паутинку из козьей шерсти можно использовать в качестве дополнения к вечернему наряду. Он элегантно прикроет обнаженные плечи. А вот фабричное изделие лучше согреет в холодные дни. Каждый платок обладает неповторимым орнаментом. Если присмотреться, можно разглядеть сказочные узоры, снежинки и затейливые мотивы. Поэтому изделие является уникальным, не имеющим мировых аналогов. Аксессуар обладает нежной текстурой, не доставляет дискомфорта и не колется. В платок можно укутать малыша, не опасаясь за его нежную кожу. Пух считается гипоаллергенным материалом и не вызывает раздражения. Вязаное изделие способно «дышать». Это еще одно неоспоримое преимущество перед «конкурентами». Платочные аксессуары станут прекрасной альтернативой шапке, если необходимо сохранить прическу. Они невероятно теплые, поэтому вы точно не замерзнете. Изделия из пуха рекомендовано носить при простуде и болях в спине. К тому же шаль хорошо справляется с ломотой в суставах. Как выбрать пуховый платок Чтобы купить оригинальное изделие, обращайте внимание на следующие нюансы: При тщательном рассмотрении аксессуара можно увидеть, что оно создано из двух нитей разной пряжи. На «просвет» хорошо заметно, что пуховая нить лежит вдоль шелковой, а не «налеплена» кусками. Максимальный вес изделия в виде «паутинки» — сто грамм. А вот толстая шаль примерно 300 гр. Некоторые производители вместо козьего пуха используют ангору. Ее пух в несколько раз тяжелей и плотней, поэтому готовое изделие весит больше. Оренбургская шаль чаще всего белая и серая. Местные рукодельницы в шутку говоря: «Мы цветных козочек не разводим». Отличить ручную вязку от машинной просто. В первом случае петли получаются воздушными и разного размера. Машинная вязка отличается по плотности, петельки ровные и тугие. Опытная мастерица создает одну шаль на протяжении двухсот часов. Соответственно, такой товар не будет стоить копейки. Да и козий пух не самое дешевое сырьё, ведь животное за год выдает всего триста грамм.
Самый дорогой пуховый платок - что в нем необычного и сколько он может стоить?
они совсем из другой ценовой категории. Детали для изготовления пухового ажурного платка и недовязанная шаль. Пенсионерка из поселка Редутово под Чесмой стала поставщиком знаменитых оренбургских пуховых платков для иностранцев. Каталог товаров Легендарные пуховые платки на OZON: выгодные цены, фото, отзывы. Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами.
Облако тепла: почему так ценят Оренбургский платок и как его создают
Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть. Миф 6. Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу, шелк или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, состоящая из синтетики. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из «основы», то есть хлопчатобумажных, шелковых или вискозных нитей — в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух — тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.
Миф 7. Оренбургские платки — только из пуха оренбургских пуховых коз. Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха коз оренбургской породы. Данный пух является, возможно, лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но наши козы, оказываясь вне уральского морозного климата, сразу теряют все свои лучшие свойства.
Поэтому Оренбургский регион — фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха — в его изумительной нежности. Другие виды пуха например, волгоградский имеют иные качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами — как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка происхождение ангорки покрыто мраком: кто утверждает, что это козий пух, кто — овечий или кроличий, некоторые вязальщицы говорят, что это не пух, а шерсть.
Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, — одно и то же. Особенность оренбургского платка — в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность узоров — отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла. Миф 8.
Все оренбургские пуховые платки — исключительно ручной работы. Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных «пуховых» деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий. Недаром пуховязальщицы, как правило, с уважением относятся к фабричной продукции.
Холодные зимы в одночасье сделали бы армию небоеспособной, если бы солдаты не были оснащены теплыми вещами. А вязаные свитера, носки и жилеты из козьего пуха защищают от холода лучше любых других изделий. Качественный пух пропускает воздух, позволяя телу дышать, но удерживает влагу, что было особенно актуально в холодный период в болотистой местности и в боях на замерзших водоемах. Яркий пример — «Дорога Жизни» — единственный путь из блокадного Ленинграда — дорога, проложенная прямо по льду замерзшего Ладожского озера около 30 км.
Пуховых шалей ждали на передовой женщины-военнообязанные: медперсонал, радисты, связисты и т. Утилитарные качества этого изделия в военные годы ценились больше, чем красота узора и изящество. Интересно то, что оренбургские платки носили не только женщины, но и мужчины. Даже враги советской армии считали для себя хорошей наживой — найти или приобрести такое изделие [8]. Вражеские лазутчики считали невероятной удачей, если удавалось взять в качестве трофея этот легендарный платок. Устраивались целые диверсионные операции по захвату «теплого золота». Направление второе.
Специализированные изделия для армии. Это направление — новое для вязальщиц, которое им пришлось достаточно быстро освоить. Заказы на такие изделия приходили непосредственно с фронта, яркий пример — вязаные подшлемники для солдат, ведь моментально промерзающую металлическую каску просто невозможно надеть на голову суровой зимой [Приложение]. Для армейских снайперов вязали специальные рукавицы с отдельно выполненными большим и указательным пальцами, что было необходимо для ведения прицельной стрельбы. Направление третье. Ажурные платки и паутинки. Художественные достоинства паутинки высоко ценились за рубежом.
В эти годы она оставалась экспортным товаром. Был налажен своеобразный бартер, когда паутинки выступали платежным средством и обменивались на вооружение, бронетехнику. Оренбургскими платками покупали танки и самолеты в США в связи с огромными потерями в первые годы оккупации приходилось закупать часть из них за границей. Оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух в платках является отличным природным сорбентом — он способен поглощать токсичные вещества из окружающей среды. Таким образом, мы выявили, что пуховые изделия в военное лихолетье и кормили, и выступали платежным средством с целью обмена на вооружение, и одевали, а также являлись бесценным подарком бойцу для поднятия духа. Платки согревали не только тело, но и душу, сердца наших бойцов: оренбургские пуховницы в то время вязали и днем и ночью, прокладывая на пуховом поле «змейками» дорожки для солдат к родимому дому. Вклад вязальщиц в победу В годы Великой Отечественной Войны труд вязальщиц был направлен на военные нужды.
Работницы оренбургской пуховязальной артели без устали трудились для фронта, для победы. Да, эти женщины не держали в руках автоматов, их оружием стали обыкновенные вязальные спицы. Древний промысел превратился в стратегический план по спасению бойцов в самых тяжелых условиях военного лихолетья. Планы на изготовление были огромными, чтобы осилить их, вязальщицам приходилось собираться в артелях и ночами. Но никто не жаловался и не сдавался, все понимали, насколько важно их дело. Если бы сломались они — суровые холода на передовой сделали бы все за фашистов. Но никто не сдался, и победа — наша Великая Победа — заслуга всех — солдат, передовиков оборонного производства и, конечно, тех самых вязальщиц.
В итоге их посильный вклад нашел свой отклик. Более 200 вязальщиц были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», некоторые из них — еще рядом медалей, орденов и почетных званий. Среди награжденных: П. Луговая, Е. Кислякова, М. Новоженина, Е. Дмитриева, А.
Рукина, А. Скороход и др. К шестидесятилетию Великой победы жители п. Акбулак решили увековечить бессмертную память о великих женщинах-труженицах Отечественной Войны. Фигура русской женщины, покрытой оренбургским платком, стала символом выдержки, смелости и терпения. Заключение Настоящее исследования посвящено определению роли пухового платка в годы Великой Отечественной войны.
С одной козы в год можно получить пуха максимум на три платка, при этом надо знать время его начеса, и места на теле животного, с которых следует аккуратно вычесывать пух специальными приспособлениями. Мифы и легенды об оренбургском пуховом платке Оренбургский пуховый платок проходит через кольцо. Фото: culture. Существует легенда, что оренбургские пуховые платки настолько теплые, что изначально ими пользовались только мужчины.
Скачущие зимой на лошадях, по бескрайним оренбургским просторам, казаки были облачены в легкие одежды, под которыми их защищали от холода оренбургские пуховые платки. В этой легенде есть доля правды, поскольку изначально пуховые платки были плотной вязки, без узоров, поэтому вполне могли использоваться казаками для защиты от холода. Ажурные паутинки, ставшие неизменным атрибутом оренбургского пухового платка появились значительно позже. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как текстильное искусство покорило мир: Работы выдающихся художников и скульпторов Вторая легенда гласит, что качество настоящего оренбургского платка проверяется тем, что он должен свободно проходить через кольцо или помещаться в гусиное яйцо. Это не совсем верно, поскольку изделия бывают разной плотности и размера. Это могут быть большие шали достаточно плотной вязки, с кисточками и бахромой. Однако тонкие ажурные платки вполне могут соответствовать таким параметрам.
Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины.
Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь.
Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности.
Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его. Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку.
Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных.
На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях. После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней.
Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром.
В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев.
История и уникальность оренбургского пухового платка
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade. Интернет магазин пуховых платков, шалей, знаменитых ажурных паутинок, палантинов, косынок, кардиганов, и других пуховых изделий. Легендарные пуховые платки Платок вязаный ручная работа 140х140 см. История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году.