Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси. Замечание 2 Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи. На Руси термином «тиун» обозначалась группа привилегированных княжеских и боярских слуг участвовавших в управлении феодальным хозяйством. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В Киевской Руси тивуном или тиуном принято было называть боярского или княжеского управляющего, управителя или приказчика.
тиуны в древней руси это определение
Харизма — свойство некоторых людей внушать людям веру в их особые способности. Харизматическая власть — это власть, основанная на преданности лидеру, которому приписываются некие высшие, почти мистические свойства. Холопы — в 10 — начале 18 в. С введением в 1722 г. Царь — официальное звание титул главы государства монарха в России до 1917 г. Титул царя равнозначен титулу короля, является высшим монархическим титулом. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной централизованной власти ранее разрозненные земли.
Объединение носит политический и экономический характер. Цесаревич — официальный титул наследника престола. С 1797 г. Цивилизация— устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок. Части особого назначения — военно-партийные отряды в 1919—1925 гг.
Обладая широкими полномочиями, тиуны зачастую использовали свою власть для личного обогащения. С XII в. Так, «владычен тиун» служитель архиерея наблюдал за исполнением священниками и старостами своих обязанностей.
Он обозначал должностное лицо, занимавшее высокое положение в административной иерархии Киевской Руси и других славянских государств. Тиун был непосредственным помощником князя или боярина, выполнял обязанности по управлению земельными владениями, сбору налогов, руководству княжеским двором, а также мог служить представителем власти в регионах. Функции и полномочия тиуна В обязанности тиуна входило множество различных функций, которые были необходимы для поддержания порядка и управления в государстве. Он контролировал порядок на землях, которые ему были поручены, занимался судопроизводством, мог выступать в роли посредника между князем и населением. Также тиун участвовал в военных походах, нередко командуя войсками.
Энциклопедический словарь.
Брокгауз Ф.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Тиун - это слуга князя или боярина
- Тиуны. Москва. Путь к империи
- Кто такие тиуны в древней Руси
- Что такое тиун и что это означает
Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…
ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Кроме наместников, о которых говорилось выше, в Москве существовали тиуны великого князя: они разбирали дела великокняжеских людей, кроме душегубства и кражи с поличным. Фактически тиуны были слугами на княжеском дворе или низшими звеньями в административном управлении селом. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? В Киевской Руси словом «тиун» (или «тивун») называли княжеского или боярского управляющего, который заведовал теремом. Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. Тиун – это управляющий боярским или княжеским хозяйством на Руси.
Что такое Тиуны? Значение слова Тиуны в историческом словаре
Рерих полюдье. Сбор Дани в древней Руси. Погосты для сбора Дани. Место сбора Дани. Огнищанин по русской правде это. Картина полюдье Рерих. Сбор полюдья в древней Руси.
Сбор Дани Рерих. Рерих собирают дань картина. Погосты княгини Ольги. Княгиня Ольга уроки и погосты. Уроки княгини Ольги. Погосты Ольга.
Княгиня Ольга уроки... Смерды это зависимые крестьяне. Смерды холопы тиуны. Холопы это в древней Руси определение. Холопы страдники. Холопы и челядь.
Объяснение слова закуп. Объясни слово. Объяснить понятия слов. Княгиня Ольга заменила полюдье повозом. Повоз княгиня Ольга. Место сбора Дани в древней Руси.
Губарев преданье старины глубокой. Предание старины глубокой рисунки. Смерды иллюстрации. Преданья старины глубокой картинки для детей. Рядовичи холопы. Древнерусское общество.
Смерды закупы Рядовичи. Княжеское хозяйство в древней Руси. Княжеское хозяйство в древней Руси 6 класс. Боярская вотчина 16 век. Княжеско Боярская вотчина Киевской Руси. Древняя Русь 862 год.
История возникновения древней Руси. Георгиева русская Повседневная культура. Четверть в древней Руси. Меньшиков древняя Русь. Воронин древняя Русь. Климова н.
Кроме того, в Великом княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями позднее — наместники , производили сбор дани так называемое полюдье. В отдельных местностях Галицкой Руси, где действие сохраняло древнерусское право, тиуны были выборными представителями сельских общин.
Впрочем, в большинстве случаев тиуны являются исправляющими преимущественно судебныя обязанности при архиереях, их наместниках, десятильниках, прикащиках и проч. От этого различия положения и обязанностей тиунов, происходящих от различия положения и обязанностей их ближайших начальников, зависит отчасти неопределенность и запутанность в известиях об их обязанностях и деятельности, неопределенность, впрочем, вполне понятная и необходимая,— тиун исполнял то, что приказывал ему его начальник, поэтому вполне естественно являться ему, то в роли судьи, то как будто сборщиком податей, то простым полицейским чиновником, поставляемым на ряду вместе с недельщиком или приставом. Известно, что при княжеском наместнике был всегда его тиун, который во всех ------------ 1 А. Очевидно, что тиуны при архиерейских наместниках, волостелях и пр.
Свое содержание тиуны при архиерейских чиновниках получали от тех дел и лиц, которыя подлежали ведению их начальников; как судьи, они получали известную плату с каждаго судебнаго иска, в тоже время в их пользу собирались различныя пошлины с духовенства. В жалованных архиерейских грамотах, когда определяется количество пошлин, какия должны давать десятильнику те или другия церкви и монастыри, обыкновенно говорится: «то ему десятильнику с тиуном и с доводчиком». Сколько именно из общей суммы, взносимой духовенством в пользу десятильника, тиуна и доводчика, получал собственно тиун, грамоты этого не объясняют. В соборном приговоре 1551 года, по жалобницам новгородских священников сказано: «про тиунские алтыны обыскати, и будет та пошлина тиуну с попов и дьяконов изстари шла, ино впредь имати, а будет изстари такова пошлина тиуну не шла, и тое пошлины впредь по имати» 1. Отсюда видно, что количество тиунских алтынов не было определено законом, руководились в этом случае стариною, сложившимся обычаем, который в различных епархиях и местах был конечно различен, почему тиунския пошлины в различных местах были далеко не одинаковы, тем более, что это много зависело от личнаго договора тиуна с его начальником, так как каждый наместник, волостель и проч. В Москве, при митрополитах и потом патриархах, существовал особаго рода чиновник под именем тиуна, который жил в митрополичем дворе и собирал известныя пошлины с священников и диаконов, приезжавших в Москву и служивших в московских церквах по найму. Об этом тиуне стоглавый собор говорит: «да в царствующем граде Москве в митрополиче дворе искони вечная тиунская пошлина ведется глаголема крестец, не вем как уставися кроме священных правил».
В московской епархии, еще гораздо ранее стоглаваго собора, образовался особый класс духовенства, под именем крестцоваго, который состоял главным образом из безместных попов. Они собирались обыкновенно на перекрестках в больших городах и, подобно поденщикам на биржах, предлагали свои услуги,— не наймет ли кто совершить службу или справить какия либо требы. В Москву же, как в резиденцию митрополита, особенно много стекалось из различных мест попов и дьяконов не только безместных, но и имеющих места. Одни приезжали сюда по каким либо частным делам и нуждам, другие за поруками в духовных делах, или же за приставами по обвинению в преступлениях. Приехавшие в Москву священнослужители жили здесь иногда месяц и более; чтобы чем-нибудь содержать себя, они нанимались за известную плату отправлять службы и требы, для чего они становились обыкновенно на самых бойких местах на базаре, на Ильинской улице, потом у Фроловских ворот, где и предлагали проходившим свои услуги. Нанявшиеся служить обязаны были являться на митрополичий двор к тиуну и брать у него знамя на право служить, при чем платили ему пошлину от десяти денег до двух алтын в месяц. Замечательно при этом, что тиун, давая знамена священникам и дьяконам на право совершать различныя службы и требы, «о том не обыскивает, есть ли у них ставленныя и отпускныя грамо- -------------- стника; 2 ему принадлежали отчасти судныя пошлины и пени в случае преступлений; 3 жители должны были, в виде повинности, исправлять на него некоторыя работы натурою.
VI его сочинений, стр. Чтобы на будущее время прекратить возможность подобных случаев, стоглавый собор постановил, чтобы тиун у приезжих в Москву священников, являющихся к нему за знаменами, осматривал ставленныя, отпускныя и благословенныя грамоты вместе с старостами поповскими, и давал бы знамена только тем священнослужителям, которые имели у себя упомянутыя грамоты, и при том приехали в Москву по своим частным делам; приехавшим же за поруками или за приставами, хотя бы они имели нужныя грамоты, знамен однолично ему не давать, в противном случае, тиун должен быть лишен тиунства. Таким образом до стоглаваго собора обязанность тиуна митрополичьяго двора состояла в том, чтобы выдавать знамена и получать за это пошлины с священнослужителей, зачем либо приехавших в Москву и нанявшихся здесь служить; Стоглав же вменил еще в обязанность тиуну, кроме выдачи знамен и получения пошлин, осматривать еще различныя грамоты тех священно-служителей, которым он выдавал знамена на право отправлять службы и требы, и притом не единолично, а в присутствии поповских старост. С течением времени обязанности тиунов значительно разширились. В 1604 году патриарший тиун, сын боярский Иван Чертов, доносил между прочим патриарху Иову: «безместные деи попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед божественною литургиею правила не правят, а садятся деи безместные попы и дьяконы у Фроловскаго мосту и безчинства чинят великие, межь себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иные межь себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймутся обедню служити и они с своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат; а служат деи и местные и безместные попы обедни по церквам не во время, рано, и часов не отдает, а которые приезжие попы наймутся служити и они ему тиуну ставленых своих грамот не кажут, а его деи тиуна те безместные попы не слушают, лают и позорят». Из этого, интереснаго для характеристики тогдашняго безместнаго духовенства, доноса патриаршаго тиуна видно, что он в 1604 году уже не только раздавал знамена служившим в Москве по найму священникам и осматривал у них грамоты, но и на- 157 блюдал за их жизнию и поведением, за правильным выполнением ими их священнических обязанностей и даже считал себя в праве контролировать деятельность самых поповских старост, и в случае нерадения в исполнении ими своих обязанностей доносить о них патриарху. Относительно обязанностей тиуна выдавать безместным попам знамена и количества получаемых им от сего пошлин, патриаршая грамота говорит: «да и того старостам и десяцким поповским беречи на крепко, чтобы безместные попы и диаконы, не явясь патриархову тиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им велети давати тиуну от обедни по денге, а больши того им явки давати не велети, чтобы безместным попам продажи от тиуна не было; а будет тиун учнет на попех имати явки больши того, и им старостам про то на тиуна извещати Иову патриарху; а который поп или диакон начнет где служити наймуяся, тиуну не явяся, и тиуну на тех попех имати промыты по две гривны да хоженаго по десяти денег, а больши того на тех попех тиуну промыта неимати» 1.
В 1636 году, в памяти тиуну Манойлову и поповскому старосте Никольскому попу Панкратию, п. Иоасаф, описав различные безпорядки в самом богослужении московских священников, их крайне неприличное и зазорное поведение в церкви, соблазнительное поведение многих молящихся в храме и пр. В заключение памяти патриарх пишет: «и будет тиун и старосты поповские, противу сей памяти, о благочинии церковном радети не учнут и положат то дело себе в оплошку, и тиуну за то быти от великаго господина Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии, в духовном наказании; а старостам поповским быти в запрещении накрепко» 2. Таким образом тиун является здесь не только раздающим знамена безместным попам и получающим с них установленную пошлину, или надзирающим ----------- 1 А. Первоначально, как мы говорили, тиун жил на митрополичем дворе. В 1594 году, по повелению патр. Иова, была учреждена особая поповская изба около церкви Покрова Богородицы, что на Рву; сюда должны были приходить ежедневно восемь поповских старост, избранных из московских священников, и четыре десятских из дьяконов, чтобы наблюдать за церковным благочинием в Москве, за жизнию и поведением приходских п безместных попов и дьяконов; здесь же стал заседать и патриарший тиун 1.
В последствии поповская изба переименована была в тиунскую, с оставлением ея первоначальнаго назначения. До 1667 года тиунская изба находилась постоянно в ведении тиуна из светских патриарших служилых людей; но с этого времени ею стали заведывать один из московских игуменов и протопопов, которые назначались в эту должность самим царем. В соборных статьях 1667 года об этом сказано: «в тиунской избе быти Знаменскаго монастыря игумену Арсению, да Стретенскаго собора протопопу Андрею, или кому великий государь укажет» 2. Патриарх Иоаким построил особыя палаты близь собора Покрова Пресвятыя Богородицы и Василия Блаженнаго, что на Рву, повелев, вместо тиунской избы, быть приказу церковных дел; тиуны с этого времени стали называться уже приказными. Так тиунская изба переделалась в особый приказ церковных дел, тиуны — в судей; впрочем, перемена коснулась только названия, а не существа дела. В 1701 году приказ церковных дел велено ведать судье духовнаго приказа монаху Иосифу Булгакову «для всякаго его скоро-разсмотрительного в приказном поведении управления и разсуждения», и таким образом приказ церковных дел был соединен с духовным приказом. После Иосифа Булгакова судьею в этом приказе был крестовый иеромонах.
В 1711 году приказ церковных дел снова получил самостоятельное зна- --------------- 1 А.
Тиуна мог судить только сам князь [7]. Как правило, тиун был княжеским холопом , или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства [8]. Тиуны в Русском государстве и Великом княжестве Литовском В XIV — XVII веках существовали тиуны великого князя , которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями , и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции.
Вы точно человек?
Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка | Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси. |
Тиуны в древней руси это | Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси. |
Зависимое население Древней Руси
Значение слова ТИУН. Что такое ТИУН? | Кто такой тиун в древней Руси? Таковы в древнейшее время княжеские тиуны, отроки его и детские. |
Кто такие тиуны в древней Руси: история и значение | это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах. |
Вы точно человек? | в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. |
Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка
Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв. Русская Правда знает тиуны разных специальностей — «ратайного», т. е. пашенного, заведовавшего пахотным, земледельческим хозяйством, тиун конюшего, ведавшего скотоводством, тиун дворского, руководившего всем дворовым боярским и княжеским. Кто такой Тиун в древней Руси. Упоминание вслед за боярским тиуном закупа позволяет думать, что в 66-й статье под боярским тиуном имеется в виду не холоп, а свободный, находящийся у господина в услужении (на рабской должности).
тиуны в древней руси это определение
ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. Что такое тиун? Тиун. Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. это человек, который занимался управлением боярского или княжеского хозяйства в древней Руси.
Что такое тиун и что это означает
Результаты обрядов тиунов были связаны с верованиями в магическую силу и энергию. Тиуны проводили обряды для достижения благополучия, удачи, плодородия и защиты от болезней и бедствий. Они верили, что своими обрядами и символикой они могут влиять на природу и богов. В целом, символика и обряды тиунов в Древней Руси были важной частью славянской культуры.
Они позволяли людям связаться с богами и получить защиту и благословение. Тиуны в мифологии Тиуны представляли собой различные силы, символизировавшие определенные явления или аспекты мира. Например, Велес — это бог мудрости, знаний и магии, а Перун — бог грома и молнии.
Каждый из тиунов имел свою область влияния и свою функцию в мифологии. Русичи верили, что Тиуны могли влиять на вселенную и помогать или причинять вред людям. Поэтому они постоянно ходили на святилища и шабашей, чтобы умолять богов и просить их о защите и помощи.
Они приносили жертвы и проводили различные ритуалы, чтобы укрепить связь с Тиунами и просить о благословении. В русской мифологии было также поверье, что Тиуны могут меняться и перевоплощаться. Например, Триглав — бог трех глав, был образом святых трех лиц Триединого Бога.
Это символизировало единство и разнообразие жизни, а также связь с Богом Всевышним. Тиуны в мифологии играли роль посредников между людьми и богами. Они помогали русичам в их повседневной жизни, давали советы и защищали от зла.
Тиуны были неотъемлемой частью культуры и религии древних русичей. Современное наследие и интерес Сегодня тема тиунов и их роли и значение в Древней Руси продолжает привлекать интерес и исследователей, и обычных людей, интересующихся историей и фольклором. Многочисленные исследования, публикации и археологические находки расширяют наши знания о тиунах, их функциях и значениях.
Современное наследие тиунов можно встретить в различных аспектах русской культуры. Их образы и мотивы могут встретиться в народных сказках, песнях и сказаниях. Также, тиуны стали одной из популярных тем в искусстве и дизайне, используя их образы в картинах, скульптурах и различных рекламных материалах.
Тиуны также входят в программы исторических и тематических фестивалей, посвященных Древней Руси.
Конечно такое разграничение должностей при архиерейском дворе совершалось не вдруг, а постепенно; только с течением времени за боярами все более и более постоянно стали приурочивать обязанности судей, с оставлением всех других обязанностей, которые возлагались на них прежде. Собственно, со всею ясностью и определённостью судные обязанности бояр в первый раз были высказаны в половине XVI века стоглавым собором, и только с этого времени мы встречаем их всегда уже исключительно в качестве судей. Стоглавый собор, желавший ввести во все церковное управление порядок, более строгий и более соответствующий канонам, нежели какой был прежде, особенно занялся вопросом о святительском суде, хотел внести сюда большую определенность и отчетность, нежели какие были прежде. Собор прежде всего настаивает, чтобы все духовные лица во всех, собственно духовных, делах были всегда судимы духовными же лицами, так чтобы светские лица даже и не присутствовали на этом суде: «а бояре митрополичьи в том суде у святителей не сидят, развее писарей, кому те дела записывати... А царевым бояром и дворецким, и митрополичьим бояром и архиепископлим и епископлим, архимандритов, и игуменов, и игуменей, и строителей не в которых делех не судити, а судят их святители сами по священным правилам» 130. Чтобы лучше понять настойчивость, с какою собор требует, чтобы духовные в духовных делах судились непременно духовными же, нелишне припомнить здесь вышеприведенное извлечение из грамоты ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю, где епископ суд над братией и игуменом в духовных делах поручает своим боярам.
Кроме того, самая настойчивость, с которою собор требует, чтобы духовные лица в духовных делах никаким образом не судились светскими лицами, чтобы последние даже и не присутствовали на этом суде, показывает, что до собора положение дел в этом отношении было несколько иное, иначе к чему такая настойчивость соборных постановлений? Впрочем, устранив архиерейских бояр от суда над духовенством в духовных делах, собор в то же время отдает в руки бояр все судебные дела духовенства по делам гражданским и уголовным, подлежащим архиерейской юрисдикции: «а по рядным грамотам и по духовным, и по кабалам, и в поклажаех, и боех, и в грабежех и в прочих во всяких делех опричь духовных дел, попов и диаконов и всех причетников и мирских людей, повелевают святители бояром своим судити» 131. Таким образом, по мысли стоглавого собора, при архиереях должно было образоваться два судебных отделения: первое должно было состоять исключительно из духовных лиц; здесь суд давал или сам митрополит в митрополии или, когда ему «не поможется», «владыка сарский и подонский», бояре и вообще светские лица не могли присутствовать при заседаниях этого суда «развее писарей кому те дела записывати». Отделение давало суд и расправу всему духовенству по делам исключительно духовным. В другом отделении судьи были светские — архиерейские бояре, суду которых подлежали как духовные лица по всем гражданским и уголовным делам, так и все лица светские по всем делам, которые предоставлены были тогдашним законодательством суду церкви. А так как суд архиерейских бояр не отличался обыкновенно особым беспристрастием и справедливостью, то собор постановил: «у бояр в суде сидети старостам поповским, и пятидесяцким и десятским, по неделям, по два или по три, да грацкым старостам и целовальником, да земскому диаку, которым царь и государь прикажет». Всем этим лицам повелевается собором иметь с судных дел «противни» и прикладывать к ним свои руки так, чтобы засвидетельствованный подписью всех бывших на суде и подписью дьяка судный список, в одном экземпляре, хранился у бояр, производивших суд, в другом у целовальников, присутствовавших на этом суде, а хранился бы у дьяка в ларце, за боярскими печатями, «доколе те судные списки бояре перед святителем положат и обоих истцов пред ним поставят».
Только после того как святители получат от обоих истцов утвердительный ответ, что суд им действительно был таков, как он записан в представленных списках, святители повелевают боярам произнести тот или другой решительный приговор по делу 132. Согласно постановлениям стоглавого собора о святительском суде, на архиерейских бояр с этого времени уже не возлагались никакие другие служебные обязанности и должности, кроме судных; они теперь постоянно жили при архиерее, составляли при нем судное отделение по всем делам, подлежащим архиерейской юрисдикции; у них хранились различные архиерейские указы и распоряжения по различным делам управления; к ним, а не к архиерею непосредственно, обращались царские приказы с своими памятями по тем или другим вопросам 134. Со времени стоглавого собора архиерейские бояре встречаются во всех актах не иначе, как только в качестве судей, но замечательно, ни один акт не делает даже и намека на то, чтобы на суде у бояр присутствовали выборные от духовенства и земства, как того требовал стоглавый собор; очевидно, что это последнее постановление собора так и осталось на бумаге и вовсе не прилагалось на практике, — бояре по прежнему продолжали судить однолично или вместе с дьяками 135. Со времени учреждения в России патриаршества положение дел относительно бояр нисколько не изменилось, они и при патриархах по-прежнему продолжали заведовать епархиальным судом. В «записке о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и пр. Со времени же учреждения патр. Филаретом, так называемых, патриарших приказов, которые заведовали всем епархиальным архиерейским управлением, бояре были в них судьями, и таким образом от них, главным образом, зависело производство и отчасти самое решение всех епархиальных дел, поступавших в приказ; впрочем, о боярах, как судьях архиерейских приказов, мы скажем подробнее ниже 136.
Таким образом, с конца ХV и начала XVI века, из круга всех других обязанностей и должностей, при дворе архиерея по своей важности и обширности круга деятельности, стала выделяться должность архиерейских судей, которая постепенно и была усвоена исключительно за боярами. Собор 1551 года образовал из бояр судное отделение, которое должно было постоянно находиться при архиерее и под его высшим надзором, давать суд и расправу лицам духовным и мирским по предметам, указанным самим собором. С этого времени бояре уже всегда являются только в качестве судей при архиереях, и мы не видим в их правах и обязанностях никакого заметного изменения до самого учреждения приказов патриархом Филаретом. Из всего сказанного нами об обязанностях и роде службы архиерейских бояр само собою понятным становится, какую важную, видную роль они играли во всем архиерейском управлении; — все дела, какие были только подведомственны архиерею, иногда не исключая и чисто духовных, проходили через их руки, ибо самим архиереем произносился только окончательный приговор. Как ближайшие непосредственные советники и помощники архиерея, как производители всех дел, бояре необходимо имели большое влияние на характер архиерейских решений дел, а чрез это и на все вообще архиерейское епархиальное управление. Интересно, в этом отношении, свидетельство Флетчера о значении архиерейских бояр в епархиальном управлении. По словам Флетчера, для управления различными делами, подведомыми церковному суду, у всех епископов были чиновники и комиссары, которые назывались Владычные бояре; они были миряне и, считаясь наравне с воеводами или благородными, управляли архиерейским двором и заведовали судом.
Описывая характер управления этих чиновников, Флетчер замечает, что они, не довольствуясь угнетением народа, еще злобствовали над священниками и действовали по отношению к ним точно также, как воеводы и дьяки действовали по отношению к простому народу в своих областях. В виду действий этих чиновников даже епископы не имели власти решать самостоятельно дела, которые поступали на их суд. Так, если бы епископ захотел смягчить какое-нибудь решение, то он должен был предварительно предложить это на рассмотрение своим чиновникам. Такое положение дела, по замечанию Флетчера, было следствием того, что эти чиновники назначались не епископами, а самим государем, или его Думой, и они обязаны были давать отчет в своем управлении не епископу, а светской власти. Если епископ получал позволение иметь чиновников по своему собственному выбору, то это считалось знаком особенной царской милости 137. Хотя Флетчер и очень преувеличивает значение бояр в архиерейском епархиальном управлении, а его слова об отношении бояр к архиереям решительно не верны и противоречат всем историческим данным; однако его свидетельство важно, как выражение того взгляда, что бояре при архиереях играли очень видную и заметную роль, так что обращали даже на себя внимание тех иностранцев, которые всматривались в склад русской жизни. Во всяком случае несомненно то, что московское правительство еще очень рано хорошо поняло то важное значение, какое бояре имели во всем епархиальном архиерейском управлении, почему оно постаралось поставить бояр в некоторую зависимость от светской власти.
Когда Макарий был послан в Новгород на архиепископскую кафедру, то великий князь дал ему своих бояр, которые должны были заменить собою прежних бояр новгородского архиепископа, новгородцев по происхождению и симпатиям. Смысл подобного распоряжения московского правительства понятен: оно хорошо знало, что бояре по самому своему положению и обязанностям имеют большое влияние как на самую личность архиерея, так и на все управление им епархии. Поэтому, если бы оставить епископа окруженным боярами — новгородцами, враждебными Москве, еще не забывшими политической и церковной независимости Новгорода, то трудно было бы ожидать, чтобы их влияние на личность архиепископа и на всю его правительственную деятельность было для Москвы благоприятным, а потому правительство и позаботилось дать архиепископу бояр — москвичей, которые бы во всем были преданы Москве, и чтобы таким образом с Макарием не повторилось истории Сергия и Серапиона, Иоанн Грозный, при разгроме Новгорода, арестовал, а потом мучил владычных бояр 138 , он же, по низвержении св. Филиппа митрополита, по свидетельству Курбского, мучил и убивал бояр этого святителя 139 , конечно потому, что он считал их людьми близкими иерархам, влиявшими на них и все их действия. На стоглавом соборе правительство, в сознании важности положения и обязанностей бояр в сфере архиерейского управления, прямо и решительно высказало стремление подчинить архиерейских бояр своему контролю, потребовало от архиереев, чтобы они сносились с ним при выборе своих бояр и при их увольнении от занимаемой ими должности, при чем царь, конечно, всегда удерживал за собою право утверждать или не утверждать выбор и увольнение известного архиерейского боярина, или на место уволенного лица назначить собственного чиновника. Последнее уже несомненно существовало во времена патриаршества, когда цари решительно присвоили себе право назначать патриархам в бояре своих собственных чиновников, которые, председательствуя в патриарших приказах и удерживая таким образом в своих руках патриаршее епархиальное управление, в тоже время не переставали быть царскими чиновниками. Очевидно, что московское правительство воспользовалось архиерейскими боярами для того, чтобы иметь постоянное влияние на все архиерейское управление и даже контролировать его.
Боярин назначался к архиерею царем из его чиновников и им же увольнялся от должности; следовательно, находясь на службе у архиерея, боярин, в тоже время, всегда считал своим начальником не архиерея, а царя, он зависел во всем от последнего, а не от архиерея, потому, естественно, во всей своей деятельности имел более в виду угодить светскому правительству, а не духовному. При столкновении интересов государственных и церковных, он конечно всегда охотнее жертвовал последними в пользу первых. Очень вероятно, что вступая в должность архиерейского боярина, царский чиновник получал, конечно не гласно, от светской высшей власти инструкции для своей деятельности, указания, как он должен вести себя относительно архиерея, как должен поступать в тех или других случаях, и после давал отчет государю о всей своей деятельности, о таком или ином положении всех епархиальных дел, так что все епархиальное архиерейское управление, в существе, дела находилось под постоянным контролем светской власти и без ее одобрения или неодобрения не могло сделать ни одного самостоятельного шага. Не удивительно поэтому, что назначение бояр к архиереям царем было одной из главных причин, заставивших соборы 1667 и 1675 гг. Этой реформой архиереи надеялись освободиться из-под тягостного и постоянного, хотя конечно и неофициального, контроля над их деятельностью светской правительственной власти и в то же время думали придать епархиальному управлению большую самостоятельность и независимость от светской власти, которая с устранением светских чиновников теряла через это один из главных поводов вмешиваться во все даже мелкие, так сказать, домашние дела архиерейского епархиального управления. Архиерейские бояре не получали за свою службу при архиереях определённого жалованья; вместо всякого жалованья архиереи давали им в пожизненное владение участки из своих земель в объеме, определяемом самим архиереем. Курбский говорит, что к архиепископам поступали на службу лица знатных фамилий, которые получали от архиереев во владение церковные земли, за что обязывались нести службу при дворе архиерея и отбывать с его земель военную повинность.
Стоглавый собор повелевает святителям лишать своих бояр, за неправды и поборы по суду, их боярского достоинства и отнимать у них данные им поместья. До нас дошла одна поместная грамота новгородского архиепископа Леонида, данная в 1574 году его боярину Василию Григорьевичу Фомину. Эта грамота боярину ничем не отличается от обыкновенных поместных грамот, которые архиереи давали своим детям боярским и множество которых дошло до нас. В ней, как и в грамотах детям боярским, после точного обозначения самого поместья, пожалованного боярину, о его владельческих правах говорится, чтобы все крестьяне боярина Василия Григорьевича Фомина чтили и слушали во всем и пашню на него пахали, и оброк ему всякой денежной и хлебной давали, чем он вас изоброчит, и он вас ведает и судит по сей нашей жалованной грамоте В конце грамоты находится следующая приписка: «а дано то поместье Василию Григорьевичу на время, до тех мест как его государь царь и великий князь пожалует, здесь в Великом Новгороде велит ему дать поместье и грамота жалованная взяти» 140 , — смысл этой приписки мы объясняли выше. Кроме поместий, подучаемых от архиереев в пожизненное владение, бояре, в силу системы кормления, на которой была построена светская церковная администрация, получали еще различные доходы от прохождения занимаемой ими должности. Так как главные их обязанности состояли в производстве суда, то они получали известные пошлины от каждого судного дела. В то время, по одному характерному выражению, «каждый шаг в присутствие суда был куплен ценою денег», — так что доходы бояр от судных дел были очень значительны.
В заключение исследования об архиерейских боярах древней Руси нужно заметить, что, при исследовании, почти исключительно, имелись в виду только бояре московских митрополитов, а потом патриархов, и совершенно ничего не говорилось о боярах других епархий. Это, впрочем, совершенно невольное, ограничение в нашем исследовании зависит от того, что все сведения, какие только дошли до нас об архиерейских боярах, за самыми незначительными исключениями, относятся только к боярам митрополичьим и патриаршим, так что о боярах других епархиальных архиереев мы можем заключать только по аналогии. Дело в том, что двор и все управление митрополита, а потом патриарха, служили без сомнения образцом для всех епархиальных архиереев, которые во всем конечно подражали митрополитам, и потому у них были, как у митрополитов и потом патриархов, свои бояре, с теми же правами и обязанностями, как у последних. Это несомненно утверждается словами стоглавого собора: «митрополичьим бояром и архиепископьим и епископьим архимандритов и игуменов и игуменей и строителей ни в которых делех не судити.... Да митрополиту ж и архиепископом и епископом без царева ведома бояр от себя и дворецких не отсылати» и пр. Из этих слов стоглавого собора видно, что значение в епархиальном управлении, обязанности, круг и образ деятельности бояр при всех архиереях были совершенно одинаковы, так что собор не делает в этом отношении между ними никакого различия. Правда, у простых епархиальных архиереев бояре не могли быть так многочисленны и принадлежать к фамилиям знатным и важным, но это различие очевидно определялось только тем неравенством, какое существовало между митрополитом и подчиненным ему архиереем, а не различием происхождения, обязанностей и круга деятельности их бояр.
Из приведённого постановления стоглавого собора видно так же, что бояре существовали при всех архиереях без исключения. В частности, бояре упоминаются, в дошедших до нас актах, только у следующих епархиальных архиереев: новгородского 141 , ростовского 142 , суздальского 143 и казанского 144. По своему происхождению дьяки были собственно люди не важные и не знатные. Степени низших чинов при царском дворе стояли так: стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, жильцы, дети боярские 145. Но не смотря на свое очень невысокое положение в чиновной государственной иерархии, дьяки, благодаря крайнему невежеству наших предков, их безграмотности даже в высших правительственных классах часто, например, воеводы не умели писать и особенно их неуменью вести какие бы то ни было письменные дела, с течением времени по своему роду деятельности приобрели очень важное и влиятельное положение в государстве. Они, как единственные присяжные знатоки законов и всяких письменных дел, сделались решительно необходимыми во всех тех случаях, где требовалось знание закона, старины, искусное составление деловой бумаги; — рассмотреть поданную князю или царю бумагу, сделать доклад из нее, указать и сделать выписки подходящих к данному случаю статей законов, составить новую бумагу, написать память, приказ и пр. Вследствие такого важного значения дьяков мы видим их при особе государей в качестве их секретарей, в приказах, при воеводах, при посольствах и даже иногда в качестве наместников в различных городах 146.
Государство вполне ясно понимало важное, необходимое значение дьяков при производстве всех письменных дел и потому узаконило, что ни одна бумага не может иметь официального, обязательного значения без подписи дьяков. Мало этого, сознание важного значения и необходимости дьяков во всех делах побудило государство ввести дьяков, не смотря на их очень не высокое происхождение, в государственную думу,— так произошли, вероятию в конце XVI века, думные дьяки 147. Оклады дьякам были поместные, равнявшиеся окладам московских дворян, но также неравные, как и у последних. Денежное их жалованье в XVII столетии было от 80 до 150 рублей, думных дьяков 200 руб. Так как обязанности дьяков были слишком многочисленны и сложны, то им были приданы низшие чиновники, получившие название подьячих, которые с течением времени разделились на три разряда: старых, средних и молодых, из старых подьячих более искусные производились в дьяки. Как в государственном, так и архиерейском управлении дьяки занимают также очень видное место. У архиереев были свои дьяки, которые вели все письменные дела архиерея, как княжеские дьяки — при князьях.
Они были знатоки не только государственных, но и церковных законов, что требовалось особенностями архиерейского управления. Иоанн III, при походе на Новгород, взял с собою архиепископского дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы». Когда придут новгородские послы, говорил ему Иоанн, ты им помяни давния неправды новгородцев: припомни им все, как они в прежнее время изменяли князьям, отцам нашим и дедам и прадедам 148. Из того факта, что Иоанн III при походе на Новгород взял с собою архиепископского дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы», видно, что архиерейские дьяки считались людьми очень книжными, знавшими русскую старину и умевшими при случае воспользоваться своими знаниями, к которым обращались даже при нужде и князья. Для разъясне ния вопроса о монастырских имуществах, поднятого на соборе 1503 года Нилом Сорским и его сторонниками, отцы собора послали к великому князю митрополичьего дьяка Леваша, конечно ввиду его отличного знания церковных и гражданских постановлений по данному вопросу и уменья представить дело в том виде, как того желал собор. Как люди постоянно необходимые для архиереев и близкие к ним, дьяки пользовались большим влиянием и силою во всем архиерейском управлении, при чем дозволяли себе очень много злоупотреблений, именно, — были большею частью страшные взяточники. Некоторые из них приобрели себе этим даже печальную известность.
Летопись так объясняет причину удаления Геннадия с архиепископской новгородской кафедры: «начал мзду имати у священников ставления, наипаче советом своего единомысленнаго любовника и дьяка Михаила Иванова сына Алексеева» 149. О патриаршем дьяке Кокошилове духовенство говорит в своей жалобе, что «людям его раздавали по полтине и по рублю, и самому рублей по пяти и по шести деньгами, кроме гостинцев меду и рыбы, да еще бы рыба была живая, да жене его переносят гостинцев мылом и ягодами на рубль и больше, а если не дать людям, никакими мерами на двор не пустят» 150. Все бумаги, исходившие от архиереев, скреплялись подписью дьяка, которая придавала им официальный характер. В первый раз подпись архиерейского дьяка встречается под уставной грамотой митрополита Киприана Константиновскому монастырю, подтвержденной потом митрополитом Ионою и скрепленной подписью его дьяка Карло 151 , и следовательно в половине XV века; с этого времени уже на всех архиерейских грамотах мы всегда встречаем подписи дьяков. Кроме дьяков собственно архиерейских были еще дьяки при архиерейских боярах; они всегда присутствовали на суде бояр, для отправления при них письменных обязанностей. Собором 1531 года было постановлено, чтобы дьяки присутствовали на суде архиерейских бояр, писали судные списки, прикладывали к ним свои руки, и потом хранили у себя эти списки в ларце, пока бояре не положат их перед святителями, — подьячим же тех списков не давать. Дьяки принадлежали к известным фамилиям, в которых это звание переходило по наследству, по крайней мере некоторые фамилии дьяков мы встречаем в конце XV и в начале XVI века при московских митрополитах и затем в XVII веке при патриархах 152.
Первоначально дьяки назначались на свои должности и увольнялись от них исключительно по произволу епископа, государство не вмешивалось в их взаимные отношения. Но как скоро оно сознало необходимость подчинить своему контролю выбор и увольнение важнейших чиновников архиерейского управления — каковы: бояре, дворецкие, то очевидно не могло опустить из внимания и дьяков, которые, по характеру своих обязанностей и деятельности, всегда играли самую видную, а нередко и первенствующую роль во всех делах. По этому собор 1551 года наряду с боярами и дворецкими сделал постановление и о дьяках: «да и дьяков бы им архиереям у себя держати, с царева же ведома, которым будет пригоже с бояры всякие дела делати, чтобы было бережно» 153. Тоже утверждается и «запискою о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и проч. Со времени учреждения Филаретом Никитичем патриарших приказов, в них, вместе с боярами, заседали и дьяки, на обязанности которых лежало все письменное делопроизводство приказов, — о самой их деятельности в патриарших приказах мы скажем ниже. Кроме письменных собственно дел при архиереях и их боярах дьяки исполняли, по поручению архиерея, еще и различные частные поручения, иногда и такие, которые вовсе не гармонировали с их прямыми обязанностями. Так дьяки посылались архиереями описывать имение и земли подведомственных им лиц 155 ; они покупали митрополиту по его поручению земли 156 ; присутствовали при совершении купчих в пользу митрополита в качестве послухов 157 ; являлись, в качестве представителей митрополичьих интересов, на судебное разбирательство исков в светский суд 158 ; на патриарших торжественных обедах они исполняли роль кравчих и вообще заменяли собою парадную прислугу 159.
Содержание дьяки получали от самой своей должности. Стоглавый собор говорит, что они должны получать в судных делах следующие им пошлины, как они определены в царском судебнике 160. Кроме того, они получали пошлины от подписи различных грамот 161. Впоследствии дьякам, заседавшим в приказах, давались поместья и определенное жалованье, о чем мы скажем в своем месте. Говоря о дьяках, считаю не лишним сделать следующее замечание: мы имели случай говорить, что архиереи, в устройстве своего двора и при учреждении различных чинов, брали за образец князя, так что архиерейский двор, со всеми его чинами, представлял из себя довольно верную копию княжеского двора и чинов. По-видимому, этому общему положению противоречит то обстоятельство, что дьяки, как показывает самое их название, имеют чисто церковное происхождение, так что справедливее кажется думать, что не архиереи заимствовали эту должность у князей, а князья у архиереев.
В тринадцатом — четырнадцатых веках количество тиунов наместника было принято определять при помощи так называемых уставных грамот. Сравнивая второстепенных чиновников с тиуном наместника можно понять, что первый из перечисленных является низшей инстанцией. Несмотря на то, что фактическое вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, доходы его не достигали и половины от прибыли наместника. В дошедших до нас литературных источниках того периода тиуны выступают в роли корыстного притеснителя русского народа. Интересные материалы:.
Тиун был очень важным человеком на имении, потому что благодаря его усилиям все вокруг процветало. Он был трудолюбивым и ответственным, и его работа помогала боярам и князьям иметь успешное и процветающее хозяйство. Теперь, когда ты знаешь, что такое тиун, ты можешь лучше понять, как важна работа тех, кто заботится о животных и природе, чтобы все было в порядке и хорошо. Используемая литература: 1. Верт Н. История Советского государства. Поляка, А. Гегель Л. История России: Учебное пособие для вузов. Васильева, Потатурова В. Горяйнов С. История России. Данилов А. XX век. Георгиева, В. Сивохина, А. Янковский, С. Позняк, В. Меньковский и др.
Кто такие тиуны в Древней Руси
тивунь стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде Русск. есть тиун сельской и тиун дворский. Замечание 2 Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи. это уникальное понятие из сферы духовности и психологии, которое имеет важное значение в различных культурах и религиях.
Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874
В сельской местности дань взималась с сохи, в городах к сохе приравнивался двор. До появления баскаков - официальных сборщиков-надзирателей пока система управления на покоренных землях не было установлена, чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, сбор дани отдали на откуп хивинским купцам — бесерменам. Откупщики отсылали в ханскую ставку положенную часть, а всё, что собиралось ими сверх этого, было их личной выгодой. Однако и риски были высоки, чтобы не распрощаться с головой, откупщики объезжали сёла и города в сопровождении отрядов ордынцев.
Что же объединяло баскаков с мытарями и тиунами? Слово «мытарь» в русский язык пришло из церковнославянского. При переводе Библии так были названы иудейские сборщики податей в пользу римской казны.
В библейский период Иудея была римской провинцией, образованной в 6 г. На одном из библейских сюжетов, демонстрирующих пример налоговой дисциплины, я остановлюсь в следующем эссе. Общая характеристика, которой наделяли мытарей, - люди алчные и жестокие, которых сограждане презирали за предательства.
Разрешение на право сбора с населения пошлин и податей в Древнем Риме можно было купить. Откупщики вносили деньги в казну, а затем собирали их с населения. Мытарство как явление начало складываться в тот момент, когда откупщики начали нанимать сборщиков, оставляя себе доход и передавая им риски профессии.
Для достижения своих целей сборщики применяли широкий инструментарий: угрожали расправой, могли отправить в тюрьму и т.
Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. Москва, 1982. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср. Тиунить, быть тиуном. Тиуны что трут, рядовичи что искры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Чудинов А. ТИУН название древнерусских должностных лиц разных разрядов. По Русской Правде, т. Руси и русских княжествах 11 15 вв. В России до 17 в. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. Политическая наука: Словарь справочник.
При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие отдельно функции. Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем впоследствии он назывался тиуном дворским и с XII в. Кроме того, различались тиун конюшный, тиун ратайный пашенный. Русская Правда является наиболее ранним из древнерусских источников, в котором встречается термин "тиун".
Население восставало против ненавистных ему чиновников можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году. В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа к примеру, в Слове Даниила Заточника. Тиуны в Московском государстве и Великом Княжестве Литовском Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям.
В 14—17 вв. Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями позже их стали называть наместниками и собирали дань которое в ту пору ещё называлось «полюдье». В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин. Тиуны и Церковь Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви.
Уложенные комиссии — временные коллегиальные органы в России. Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после соборного уложения 1649 г. Уния — объединение, союз государств. Урбанизация — концентрация населения в большие общины — города. Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве с разделением труда. Факт исторический— событие или явление исторической действительности; сообщение источника; то есть информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии. Феодальная раздробленность— закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Начиная с 30-х годов XIIв.
Феодальная рента — одна из форм земельной ренты, существовала в отработочном барщина , продуктовом натуральный оброк и денежном видах. Фискал — в 1711—1729 гг. Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в 1439 г.
Тиуны в древней руси это
Что такое ТИУН? княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. Кто такой тиун в древней Руси? Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси. Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами.
Окольничий
- Частично зависимое население
- Кто такой тиун?
- Тиун это что такое?
- Популярные термины
- Соседние слова
Значение слова "Тиуны"
Силуэты и позы с невероятной выразительностью передают атмосферу. Характерным признаками работ С. Но справедливости ради следует отметить, что несмотря на название «Баскаки», баскак на картине только один - тот самый, что восседает на коне, преисполненный осознания собственного могущества. Непосредственно сборщиком дани баскак не являлся. Термин «баскак» в Золотой Орде не употреблялся, чиновников с его функциями называли монгольским словом «даруга». На Руси применяли оба термина: даругой называли высшего начальника над всеми поступлениями в казну, в обязанности баскака входило проведение переписей, набор войска, устройство почтовых сообщений, организация сбора податей. То есть на баскака были возложены управленческие функции. Для осуществления полномочий баскаки располагали военными отрядами. Сбор дани в прямую обязанность баскаков не входил. Они были начальниками чиновников, осуществлявших сбор дани в пользу хана: «данщиков» и «пошлинников».
Таким образом, на картине С. В городах Северо-Восточной Руси баскаки появились в конце 50-х гг. XIII века, прибыли они для проведения первой переписи 1257 г. На основе переписи устанавливался размер ежегодной дани.
Москва, 1982. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср. Тиунить, быть тиуном. Тиуны что трут, рядовичи что искры.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. ТИУН название древнерусских должностных лиц разных разрядов. По Русской Правде, т. Руси и русских княжествах 11 15 вв. В России до 17 в. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. Политическая наука: Словарь справочник.
При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие отдельно функции. Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем впоследствии он назывался тиуном дворским и с XII в. Кроме того, различались тиун конюшный, тиун ратайный пашенный. Русская Правда является наиболее ранним из древнерусских источников, в котором встречается термин "тиун". В ней прежде всего зафиксирована административно-хозяйственная функция княжеского тиуна "тиун огнищный", "тиун конюший", "тиун сельский княж", "тиун ратайный".
Последние состояли при самом архиерее и находились в кафедральном городе. По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна была выдача священнослужителям, приезжавшим по каким-либо делам из сел и городов в кафедральный город и нанимавшимся здесь служить литургии, знамен, которые давали им право на это служение. Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом.
Священный союз — объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений. Секуляризация — процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии. Славянофильство — возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого были возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор. Жили на землях князя сначала как свободные общинники, а с развитием феодального общества многие смерды попали в зависимость от частных землевладельцев. Совокупное название крестьян. Совнархозы — сокращённое название органов территориального управления народным хозяйством, созданных в результате реформы 1957 г. Состязательный суд — новый принцип суда по реформе 1864 года, подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката. Стахановское движение — массовое движение новаторов социалистического производства — рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда и лучшее использование техники в СССР в 1930-е годы. Название получили от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. Несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в. В конце XVII в. Судебник — свод законов Российского государства, созданный в 1497 г. СЭВ Совет экономической взаимопомощи — сокращенное название международной организации, созданной в 1949 г. В феврале 1949 в СЭВ вступила Албания с 1961 г. Табель о рангах — законодательный акт, введенный в 1722 г. Петром I о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях. Имелось 14 рангов классов, классных чинов. Табель о рангах устанавливала принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп. Тиун — в 11-13 вв. Трёхполье — система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур. Трудовики — одна из фракций в Государственной думе, состоявшая из крестьян и народнической интеллигенции, выдвинувшая радикальный проект решения земельного вопроса — «проект 104-х». Тысяцкий — должностное лицо в городах Руси, военный руководитель городского ополчения. Уложенная комиссия — название созванной Екатериной II в 1767 г. Включала выборных депутатов от дворянства, духовенства, купечества и других свободных сословий. Работа комиссии не увенчалась успехом, и она была распущена в 1768 г. Университетская автономия — введённая в 1804 г. Уроки — размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги. Урочные лета — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Уставные грамоты — документы, составлявшиеся в ходе Крестьянской реформы 1861 г. Фаворитизм — явление, связанное с нахождением при правителе правительнице лиц «временщиков» , обладавших его её полным доверием и часто руководивших вместо него неё государством или принимавшим важное участие в решении государственных дел. Расцвет данного явления в России пришёлся на эпоху дворцовых переворотов. Февральский переворот — событие российской истории, результатом которого стало отречение императора и образование Временного правительства, называется по времени произошедших событий. Фреска — одна из техник стенной росписи, живопись водяными красками по сырой штукатурке. Холодная война — термин, обозначающий военное, политическое, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками, возникшее после окончания Второй мировой войны.