Новости евфимий великий

Святители Николай Чудотворец и Евфимий Новгородский. Святителю Христов Евфимие, моли Бога о нас.

Подать записку

  • Лидеры продаж
  • ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
  • Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского - 53 Новости
  • Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля) - YouTube
  • День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
  • День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца

ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.

Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.

Не знали, что святый Евфимий от юности на это призван. В 1429 году, 13 ноября, изволением Божиим и судом народным выпал жребий святого Евфимия, и он торжественно и радостно возведен был на сени, несмотря на его отказ по смирению и мнимому недостоинству. Долгое время святой Евфимий оставался не хиротонисанным; причиной тому было нестроение в Новгороде — одни склонялись к московским князьям, другие хотели владычества литовских королей, — а затем кончина митрополита всея Руси Фотия в 1431 году. Случилось в то время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельства своего посвящения в Смоленске.

Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года. Пробыв шесть с половиною недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ Евфимий в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «емуже дано будет много, много и взыщется от него». Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг. После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию.

Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе. В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам.

В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению.

Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея!

Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт. Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г.

В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших. Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты».

Лавра святого Евфимия была очень бедна, в ней царили строгие аскетические правила. Однако, паломников в обители всегда принимали радушно, предоставляя им кров и стол. Преподобный дожил до девяноста пяти лет, разумно управляя монастырем и воспитывая иноков в любви к Богу. За три дня ему было открыто время отшествия от земной жизни. Совершив богослужение, Евфимий призвал учеников и произнёс последнее наставление. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения.

Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. И пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся. Эти наказы преподобного, подвизавшегося в пятом веке от Рождества Христова, поучительны и для нас. Другие программы.

Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е. Святой облачен в полиставрион с красными и черными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник.

Лик Е. Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения. Таким же образом, без головного убора, Е. ГРМ, см. Значительный ряд сюжетов с участием Е. В частности, здесь показаны закладка и разрушение каменной ц. Иоанна Златоуста «на воротех» в Вел.

Новгороде, вторичное возведение этой церкви, закладка каменной ц. Николая Чудотворца на Вежищах, закладка Е. Петра «у себя во дворе», благословение крестом посадников на вече, посещение Вел. Новгорода митр. Исидором Греком, обновление ц. Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей свт. Иоанна Новгородского, распоряжение Е.

Владимиру Ярославичу и его матери, возведение ц. Анастасии, встреча в Вел. Новгороде святителем вел. Василия II Васильевича, поставление Е. Спаса Преображения в Русе и др. На миниатюрах Е. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых».

Эмалевая икона. Макария, митр. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен.

На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля 80-90-е гг. Подписи к изображениям Е. Ковчеги с частицами св. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Опись имущества Софийского собора 1783 г. Новгород, 1993.

Гордиенко, Г. Иконы Е. По-видимому, довольно старая «штилистовая» размер большой пядницы икона Е. Иоанна Богослова опись 1749 г. Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Вост. Церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиеп. Николая Мирликийского.

Достаточно рано формируется композиция избранных святых, в к-рой Е. Об этом свидетельствует одна из створок складня в металлическом окладе кон. XVI - нач. Stockholm, 2002. Надписи на пластинах сохранились фрагментарно, по-видимому Е. Вслед за Е. Иона, архиеп.

Фрагмент иконы «Собор русских святителей». Владимира в С. Над фигурами святых располагалось изображение новгородского палладиума - образа Божией Матери «Знамение» Описи имущества Софийского собора 1833 г. Подобную композицию воспроизводит пелена сер. Строгановское лицевое шитье. Варлаамом Хутынским. В местном ряду иконостаса собора Св.

Софии в Вел. Новгороде над юж. Вместе со святителями Нифонтом и Ионой Новгородскими Е. С середины XVII в. Так, он представлен вместе со свт. Образ Е. Градозащитной семантикой объясняется присутствие Е.

К образцам поздней иконописи принадлежит икона «Избранные Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий и прав. Иаков Боровичский» кон. Выдающимся произведением, составившим новый этап в иконографии Е. О нек-рых особенностях иконы «Св. Евфимий Новгородский в житии» 1654 г. Новгород, 1997. Икона в богатом чеканном окладе была создана по архиерейскому заказу, по-видимому в московской иконописной мастерской.

На верхнем и нижнем полях - медальоны с резными изображениями Софии Премудрости Божией, с полуфигурами ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца вверху , преподобных Антония Римлянина, Евфимия и Арсения внизу ; на боковых полях - прямоугольные накладки с резными фигурами свт. Льва и архидиак. На левой створке представлены сюжеты: пророчество прп. Михаила Клопского о поставлении Е. Новгороде, погребение Е.

В центре образ святителя в изводе, близком по иконографии к иконам свт. Николая Зарайского,- с разведенными в стороны благословляющей десницей и Евангелием на левой руке; одежды покрыты тончайшими и сложными орнаментами, на поземе - 2 букета в кувшинах, цветы и травы. Стилистика произведения выдержана в традициях иконописания 1-й пол. В составе Собора Новгородских святых образ Е. Еvфимiй арх: но в вяж» , на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. Рябкова, принадлежавшем св. Филарету Дроздову , митр.

Филиппа в Вел. В подобных произведениях фигура Е. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» Барсуков. Изображения Е. Софронием, патриархом Иерусалимским, напр. Тепчегорского - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах И. Любецкого 1730 г.

Москва, С. Иконы св. Клеймо с перенесением мощей Е. Бондаренко: Альбом-кат. В храмовой декорации изображение Е. Сорокатый В. О датировке росписи собора Чуда арх.

Михаила в Хонех моск. Седобородый старец, Е. В академической монументальной живописи Е. Фартусова в приделе блгв. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре живопись в академической манере кон. В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Е. МИИРК ; на образе 1814 г.

Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. ГТГ - погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода сер. ГТГ Е. Фигура Е. В церковном искусстве ХХ в. Софии на иконах письма мон.

Иулиании Соколовой : «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. Сохранился эскиз мон. Иулиании с оплечным рисунком Е. Новгородских святителей для лицевых миней рус. Иконографическим образцом для совр.

Преподобный Евфимий Великий (473)

В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого.

Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией.

Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников.

Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал.

Тогда преподобный громко воскликнул: «Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!

Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век родился он в 377 году. По словам его жизнеописателя Кирилла Скифопольского , «небосожитель Евфимий имел родителей Павла и Дионисию, которые были не только не неизвестны, но даже весьма родовиты и украшены всею добродетелью о Боге; их отечество и место жительства была Мелитина, славная митрополия армян» гл.

После смерти отца он в юном возрасте был посвящен Мелитинским епископом Отрием в чтеца, а «по прошествии немного времени епископ, рассудив, что он уже перешел детский возраст и что ему необходимо заняться учением, передает его учителю Священного Писания. Тогда в чтецах были два юноши, почтенные родовитостью и целомудрием и украшенные всяческим смыслом, по имени Акакий и Синодий; они после многих иноческих подвигов получили, каждый в свое время, архиерейство святейшей церкви Мелитинской… Они, приняв Евфимия от руки епископа, научили его высшему благочестию; этот Евфимий в короткое время превзошел многих из своих сверстников боголюбием души и любовью к учению; в особенности его готовность превосходила его возраст, так что Акакий дивился его просвещенному разуму» гл. Проводя жизнь в целомудрии, воздержании и смиренномудрии, святой, «пройдя через все последование церковных чинов… рукополагается епископом того времени во пресвитера святейшей церкви Мелитинской и получает поручение заботиться о честных монастырях города; на него была возложена эта забота потому, что он был монахолюбец из детства и, стремясь к безмолвию, проводил большую часть времени в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридесяти трех мучеников; во дни же святой Четыредесятницы он удалялся в гору, близ города, в то время пустынную… Эту пустыню он любил от дня святых Богоявлений до праздника Пасхи, подражая любомудрию Илии и Иоанна» гл.

Следовательно, по свидетельству Кирилла Скифопольского, преп. Евфимий являл собою образ подлинного «исихаста».

В ту же минуту показалась вода, он призывает меня, показывает воду и говорит, чтобы я пил. И я пил и, придя в себя, прославил Бога, так чудодействующего чрез святых Своих».

К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. В восьмой день святых Богоявлений, когда он — до самой Недели Ваий — по обыкновению уходил в великую пустыню, то собрались — одни, чтобы его проводить, другие же — ожидая уйти с ним, и в числе их были Мартирий и Илия. Видя же, что он ничем не распорядился и ничего не приготовил, — а это он делал обыкновенно, — они сказали ему: «разве ты завтра не уходишь, честный отче? На третий день по отдании праздника Богоявления он приказал, чтобы было всенощное бдение в память святого отца нашего Антония и в этом бдении, взяв пресвитеров и диаконов, сказал им: «отныне я с вами не совершу другого бдения в этой плоти, ибо призвал меня Бог.

Посему выйдите и пришлите мне Дометиана, а утром соберите всех отцов». И когда наутро все собрались у него, авва Евфимий сказал: «Возлюбленные о Господе отцы, братья и дети! Я уже иду в последний путь отцов моих. Вы же, если любите меня, покажите любовь свою ко мне исполнением заповедей, из коих первая есть любовь, начало и конец всякого добродеяния, яже есть союз совершенства добродетелей Кол.

И как невозможно есть хлеб без соли, так невозможно управить добродетель без любви, ибо всякая добродетель зиждется на любви и смиренномудрии искушением, временем и благодатью; смиренномудрие возвышает, а любовь не допускает пасть с высоты, так как "смиряяй себя вознесется" Мф. Но любовь выше смиренномудрия, ибо ради любви к нам смирил себя Бог Слово, быв, как и мы. Посему мы должны непрестанно волей исповедываться ему и воссылать песни и благодарения, в особенности мы, отрешившиеся от житейских и разнообразных дел, не только ради данного ему обета, но и ради самой нашей неразвлекаемой жизни, так как мы таким образом освободились от всякого слияния с миром и одни, наедине стараемся только о себе самих. Посему принесем Ему чистоту души, целомудрие тела и чистую любовь.

Обыкновенные церковные славословия и устав, прежде нам данный, храните со всей точностью.

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ

Пещера, где жил Евфимий, стала церковью, а сам он, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе, выходя из него только по субботам. За самоотверженную жизнь и служение Богу Евфимия нарекли Великим.

Здесь преподобный, поселившись в отшельнической келлии вне стен лавры, «научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся. Освободив себя от всякого земного попечения, он имел только одну заботу — как угодить Богу в молитвах и постах» гл. Вскоре он сдружился с другим святым мужем, по имени Феоктист, и «настолько соединился с ним духовною любовью, что оба имели одну волю и образ жизни и представляли как бы одну душу в двух телах»; вместе они удалялись в пустыню Кутила, «отлучив себя от всякого человеческого общения, желая молитвенно беседовать с Богом в уединении» гл.

Таким образом, как это верно подмечает X. Шёнборн, оба святых представляют собой то единство двух «соподвижников», примерами которого богата история древнего монашества свв. Савва и Феодосий, Софроний и Иоанн Мосх и др. После пятилетнего пребывания в лавре Фаран они опять же вместе поселились окончательно в пустыне, избрав для уединенных подвигов большую пещеру.

Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения.

Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов. Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню — Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана [3] , который тоже был родом из Мелитины. Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель.

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием память 2 июля. Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову.

Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия — c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся: «Дорогие отцы, братья и сестры, позвольте всех вас от сердца, от души поздравить с престольным днём! Престольный день- это малая Пасха, это особый день для жителей града или посёлка. Мы чествуем небесного покровителя этого места и очень важно иметь с ним духовную связь каждому жителю этого посёлка. Мы хотим, чтобы в наших домах и семьях, и в целом в нашем Отечестве, всё было благополучно, но всё ли мы делаем для этого? Наши преподобные отцы, в том числе и преподобный Евфимий Великий, небесный покровитель этого селения, считал, что правильная жизнь христианина сосредоточена вокруг Божественной литургии.

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ

По окончании Литургии было совершено величание преподобному Евфимию Великому, после чего архимандрит Павел (Кривоногов) передал наместнику монастыря поздравление. Церковь 2 февраля вспоминает преподобного Евфимия Великого, а в народном календаре его называют Ефимий Зимний или Метельный. Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским.

Прп. Евфимия Великого

Через какое-то время преподобный Евфимий взяв благословение своего епископа отправился в Иерусалим, чтобы поселиться в одном из монастырей. Пять лет преподобный подвизался в монастыре рядом с Иерусалимом, но затем решил уйти дальше от города, в пустыню. Слава о подвижнике начала распространяться. В пустынную келью к преподобному приходили люди, желавшие стать его учениками. Не желая принимать над кем-либо начальства подвижник направлял их в монастырь, где сам начинал подвиг. Но затем Господь повелел преподобному принимать всех, желающих спастись.

Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями.

Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере.

Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря.

После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто - кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января 1 февраля , преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: "Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, - непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте". Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века. Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет. На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий.

Евфимий выступил крайним обличителем зловредного учения, и вернул в лоно Православия огромное количество своих современников, включая царицу. Преподобный знал и о дне своей кончины. Перед отшествием в мир иной он собрал своих учеников, дал им последнее наставление и тихо почил в Боге, прожив почти сто лет. В XX веке археологическая экспедиция исследовала руины монастыря святого Евфимия, и даже нашла его гробницу, но тела преподобного в ней не оказалось. Могила была пуста. Однако память о преподобном Евфмимии Великом, как об одном из самых выдающихся подвижников и монахов, бережно хранится в церковной памяти. Его же молитвами укрепи и нас, Боже. Показать больше.

Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать

В день памяти преподобного Антония Великого преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. 2 февраля 2024 года в Церкви праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине. Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия.

Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года

В день памяти преподобного Евфимия Великого, в монастыре имени подвижника в Старом городе Иерусалима была совершена Божественная Литургия. В день памяти преподобного Антония Великого преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. Главная → Новости → Новости общин → Пять дней великих трудов.

Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого

Прочим это не дано. Спрашивается: для чего Господь скрывает от всех почти людей час смертный? Господь утаил от нас час смерти, во-первых, для того, чтобы мы постоянно следили за самими собой, были всегда внимательны к своим поступкам, словам и помышлениям. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий Мф.

Во-вторых, Господь не сказал нам, сколь долог век наш, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день доброделания и самоисправления. Станет ли человек постоянно напрягать свои силы к побеждению зла, займется ли безотлагательно исправлением себя, если будет знать, что конец жизни его еще далеко, что он еще не умрет скоро? Не родится ли у него тогда такая мысль: успею еще запастись добрыми делами, успею еще посвятить себя подвигам исправления, когда буду приближаться к смерти, но до тех пор пока поживу в свое удовольствие.

Если человек все будет откладывать, можно ли поручиться, что он под конец жизни исправится, успеет украсить себя добродетелями? Премудрый Соломон свидетельствует иное: Когда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему бесчестие и поношение Притч. Кости нечестивого наполнились грехов юности его и с ним на персти уснут, говорит праведный Иов 20.

Премудрый Сирах не советует отлагать со день обращения к Богу, говоря: Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения Сир. Оттого-то премудрый Соломон не велит отлагать делание добра до завтра, говоря: Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день Притч. Таким образом, мы должны заботиться о своем спасении неустанно, ежечасно, не отлагая этого великого дела самоисправления на далекое время, потому что мы не знаем, в который час и день Сын человеческий приидет.

Через пять лет они вместе перебрались в пещеру в пустыню Кутила и ушли здесь в затвор. Постепенно о них узнавали другие люди, ищущие аскетичной жизни, и они стали приходить в пустыню и селиться рядом с подвижниками. Однако слава тяготила Евфимия, и он покинул монастырь, отправившись в пустыню Рува, и поселился на высокой горе Марда около Мертвого моря.

В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь. Приходившие к святому нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь Феоктиста.

По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе, где и остановился. Там впоследствии было погребено его святое тело. Преподобный Евфимий скончался в 473 году в возрасте 97 лет.

В это время начиналось время метелей, которое было крайне неприятным для крестьян. Иногда разыгрывалась такая вьюга, что целыми днями нельзя было не только отправиться в дорогу, но и выйти за ворота. Считалось, что о том, будет ли метель, можно узнать по поведению домашних животных.

Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста. Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса. Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю.

Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов. Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню — Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана [3] , который тоже был родом из Мелитины.

Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель. Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение.

Шапша Ханты-Мансийского района 02. Шапша Ханты-Мансийского района. На богослужении присутствовала глава д. Шапша Л. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году

В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским. Главная → Новости → Новости общин → Пять дней великих трудов. Накануне праздника преподобного Антония Великого (17 января) святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий