должен иметь такую возможность, кто-то хочет традиционную форму экзаменов - могут сдавать такие", - заявила Лантратова. Редактор статей и новостей об образовании и EdTech. Новости. Темы. Сделано в России. ЕГЭ хотят заменить государственными экзаменами, которые выпускники будут сдавать по программам основного общего и среднего общего образования для поступления в вузы.
Что изменится в образовании после послания президента и почему это важно
Цвета хаки: реформы российского образования в 2023 году: Статьи общества ➕1, 17.04.2023 | Для некоторых университетов новость о том, что они станут участниками пилота по новой системе высшего образования, похоже стала сюрпризом. |
Мишустин оценил идею введения изменений в систему образования - 17.10.2023, ПРАЙМ | Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в будущем учебном году (2023/24), а также в следующем за ним (2025/26) пилотного проекта, который будет направлен на реформу высшего образования. |
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й | Аргументы и Факты | Президент Путин поручил реализовать пилотный проект в рамках реформы высшего образования. |
Каким будет образование будущего в России и мире
Фундаментальная база Если говорить о традициях, то национальную модель высшего образования нашей страны, без сомнения, олицетворяет вузовская подготовка советских времен и первого постсоветского десятилетия. Основой ее основ был специалитет — непрерывное обучение, завершающееся выпуском дипломированных специалистов. Отсюда, собственно, и название. В подавляющем большинстве вузов срок обучения по программам специалитета составлял 5 лет. Но были и редкие исключения. Так, медики учились 6 лет, а, скажем, аграрии и некоторые из будущих педагогов — 4 года. Но и в этих случаях обучение было непрерывным, одноуровневым и не предполагало по его завершении перехода на новую, более высокую ступень высшего образования.
Ординатура и прочие особенности в медицинских вузах — отдельная история. Другим родовым признаком традиционного высшего образования нашей страны была фундаментальность. Долгое время считалось, что в отечественных вузах должна господствовать целостная взаимосвязанная система профессионального обучения, направленная на выпуск специалистов с разносторонней подготовкой. Поэтому главная ставка в вузах делалась не столько на развитие практических навыков учащихся, сколько на вооружение их теоретическими знаниями. Примечательно, что данный подход доминировал не только в классических университетах, но и на прикладных направлениях — скажем, в вузах, готовящих инженеров по эксплуатации холодильных установок, гидро- и газовых турбин и т. Отмечались даже попытки внедрить фундаментальность в среднее профтехобразование.
Так, в самом начале 2000-х годов при модернизации одного из ПТУ там пытались ввести… курс истории и теории экономических учений. Однако вернемся к высшему образованию. Попытки внедрить фундаментальность в среднее профтехобразование остались в прошлом Теория минус практика Подготовка специалистов с высшим образованием советского образца непрерывность и фундаментальность имела как свои плюсы, так и минусы. К числу первых относятся широкий кругозор и серьезные теоретические познания. В этом смысле нашим выпускникам не было равных. Но существовали и серьезные проблемы.
Отечественным молодым специалистам остро не хватало практических навыков. Люди постарше помнят юмореску о первом дне молодого специалиста: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Но если у слушателей и зрителей ситуация, в которой оказался выпускник вуза, вызывала хохот, то работодателям было не до смеха. Молодого специалиста приходилось доучивать прямо на производстве, тратя на это массу времени, средств и сил. А это, понятно, не способствовало эффективности работы предприятия. Вторая серьезная проблема состояла в том, что специалисты обучались единожды и, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.
Непрерывный специалитет не предполагал продолжения учебы. И это чем дальше, тем заметнее вступало в противоречие с нарастающей необходимостью обновления знаний и технологий в современном мире. Так появилась необходимость в вузовской реформе.
После выступления российского лидера ряд российских политиков заявили о необходимости пересмотра законодательства. Путина растрогала помощь людей со скромными доходами бойцам СВО Изменения не коснутся тех, кто уже начал обучение по действующим программам. То есть оценка уровня подготовки и документы об образовании учившихся по ныне действующим программам не подлежат пересмотру. Однако если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то на втором уровне образование может быть продолжено в магистратуре или ординатуре. В качестве третьего уровня образования будет выделена аспирантура, которая будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.
Базируется на либеральных идеях: исключение обществознания и его последствия Семьеведение — чтобы «лодка любви не разбилась о рифы быта» «Околопоповский бред»: нужен ли школьникам «Домострой» Сюжет Эксклюзив Базируется на либеральных идеях: исключение обществознания и его последствия С 1 сентября 2025 года из школьной программы 6—8-х классов исключат обществознание. Изучать предмет будут в 9 классе, один раз в неделю. Сейчас общее число часов «общества» составляет 136, а после изменения сократится до 34, при этом курс обещают сделать более практикоориентированным. Отодвинуть обществознание на второй план пришлось из-за решения минпросвещения почти в полтора раза увеличить количество уроков истории. Теперь ее будут изучать не 340 часов, а 476. Профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Сергей Толкачев предположил, что это также связано с содержанием нынешних курсов обществознания, «базирующихся на либеральных идеях стран Запада, той цивилизации, которая отошла от консервативных ценностей, исповедуемых ныне в России». Фото: 1MI Какие последствия могут быть у этого решения? Во-первых, школьники будут менее подкованы в правовых моментах. Культуролог и культурный аналитик Анна Осадчая отмечает: обществознание дает хотя бы минимальные юридические основы, чего сегодня критически не хватает россиянам. В пример она привела большое количество случаев, когда люди ведутся на обман мошенников: отдают свои пароли, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.
Участникам пилотного проекта поручено до 30 июня разработать и утвердить образовательные стандарты и требования по уровням образования, установленным данным указом, а также соответствующей образовательной программы для вузов и аспирантуры. Правительству в двухмесячный срок поручается определить порядок перераспределения участниками пилотного проекта установленных им контрольных цифр на обучение по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки за счет бюджетных ассигнований, а также порядок приема на обучение... Владимир Путин в послании Федеральному собранию в феврале 2023 года предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Подразумевается, что в результате сроки обучения в вузах будут варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда.
Анатомия развала российского образования. Что же будет построено на месте развала?
В нем он среди прочего заявил о необходимости возврата к базовой системе подготовки в высших учебных заведениях, так называемому специалитету. Срок обучения по этой схеме будет составлять от четырех до шести лет — так же система высшего образования работала в СССР. По словам Путина, изменения в высшей школе назрели «с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни». Президент считает, что будет эффективно объединить «лучшее из советской системы» и опыт последних десятилетий, чтобы создать некую новую траекторию получения высшего образования в России. На самом деле эти заявления — продолжение решений, принятых в 2022 году.
В мае 2022 года министр образования и науки Валерий Фальков заявил , что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать свою модель высшего образования. Давайте разберемся в том, что же собой представляет Болонская система и как Россия решила из нее выйти. Студенту пришла повестка.
К 2025 году кабмин должен отработать новую модель оплаты труда бюджетников в регионах, а к 2026 году — распространить ее на всю страну. Также в ходе оглашения послания Федеральному собранию президент РФ заявил, что к 2030 году в России откроются 12 особых школ для будущих лидеров. Именно таким учительским командам предстоит принять участие в создании перспективных школ. Строительство первой школы лидерского уровня начнем в этом году в Рязанской, Псковской, Белгородской, Нижегородской и Новгородской областях. В дальнейшем такие школы появятся во всех федеральных округах: на Дальнем Востоке, в Сибири и Донбассе.
Всего до 2030 года откроем 12 таких школ», — отметил Владимир Путин. Позднее стало известно, что, по ожиданиям комитета Госдумы по просвещению, пересдать ЕГЭ по новой системе можно будет уже в 2024 году. Также президент отметил, что учебная нагрузка на детей должна быть разумной, а не чрезмерной. Путин потребовал привести в соответствие программы школ и вопросы на экзаменах.
Строительство первой школы лидерского уровня начнем в этом году в Рязанской, Псковской, Белгородской, Нижегородской и Новгородской областях. В дальнейшем такие школы появятся во всех федеральных округах: на Дальнем Востоке, в Сибири и Донбассе. Всего до 2030 года откроем 12 таких школ», — отметил Владимир Путин.
Позднее стало известно, что, по ожиданиям комитета Госдумы по просвещению, пересдать ЕГЭ по новой системе можно будет уже в 2024 году. Также президент отметил, что учебная нагрузка на детей должна быть разумной, а не чрезмерной. Путин потребовал привести в соответствие программы школ и вопросы на экзаменах. Что изменится для вузов Президент подчеркнул, что в России планируется направить 120 млрд рублей на ремонт и оснащение учреждений среднего профессионального образования. Были обозначены и другие направления федеральной поддержки. На это направлена программа «Приоритет-2030».
И здесь опять лгут постоянно, извращают исторические факты, не прекращают нападки на нашу культуру, на Русскую православную церковь, другие традиционные религиозные организации нашей страны, — напомнил Путин. Даже американские телеканалы не против выступления российского лидера. Так, речь президента транслировал CNBC в прямом эфире. После выступления российского лидера ряд российских политиков заявили о необходимости пересмотра законодательства. Путина растрогала помощь людей со скромными доходами бойцам СВО Изменения не коснутся тех, кто уже начал обучение по действующим программам.
Сергей Кравцов рассказал о главном в сфере образования за 2023 год
Новости образования РФ – Telegram | Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. |
Как будет работать новая система высшего образования в России - 12 мая 2023 - НГС.ру | Путин подписал указ о трёхступенчатой системе высшего образования в шести вузах. |
Мишустин: системе образования нужны качественные изменения | Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал подробности о модернизации высшего образования в России. |
Какие изменения ждут систему высшего образования - МК | Президент РФ Владимир Путин подписал указ о новых сроках получения высшего образования. |
Вузы России перейдут на новую систему образования к 2026 году. Какие изменения ждут студентов
Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в будущем учебном году (2023/24), а также в следующем за ним (2025/26) пилотного проекта, который будет направлен на реформу высшего образования. В 2024 году абитуриентам облегчат поступление на программы высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратуру. Для России это означало отказ от непрерывного пятилетнего специалитета и переход на обучение по схеме «бакалавриат + магистратура». В России 14:55, 12 мая 2023. Подписан указ об эксперименте по изменению уровней профессионального образования в РФ.
Новости образования 2024 года
Что такое Болонская система образования Болонская система появилась в Европе в конце 1990-х годов. Она была разработана министрами образования Великобритании, Франции, Германии и Италии с целью построения общеевропейского образовательного пространства. Россия присоединилась к ней в сентябре 2003 года. Болонская система предполагает: трехуровневое образование первой ступенью является бакалавриат — 3—4 года, второй — магистратура — 1—3 года для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата , а третья ступень — ученая степень, докторантура ; общую для всех высших учебных заведений систему оценки знаний; дипломы единого образца; зачетные единицы — кредиты, необходимые для получения той или иной степени. При этом один кредит равен 25—30 часам аудиторных занятий и может быть зачтен в любом вузе, входящем в систему. К примеру, для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать 180—240 кредитов. В процессе обучения он может набирать их в разных учебных заведениях. Как в России решили найти замену Болонской системе 6 июня 2022 года все российские вузы были исключены из Болонской системы. Уже в конце июня стало известно, что в РФ будет создана национальная система высшего образования, которая заменит Болонскую систему. Министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что основными принципами новой системы станут обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность, а также направленность на развитие интересов страны. Глава Минобрнауки отметил, что обновленная система может быть запущена уже в 2023 году.
В декабре 2022 года стало известно, что Минобрнауки проводит консультации с университетским и научным сообществом, работодателями, законодательными органами власти, региональными органами власти по выстраиванию новой образовательной системы.
Стоит отметить, что, согласно новой системе, поступить в аспирантуру смогут студенты, проучившиеся менее 5 лет на ступени базового высшего образования. В аспирантуру также смогут поступить люди, закончившие программы специализированного высшего. При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника» — пояснил Валерий Фальков Система будет такова, что точные сроки обучения будут устанавливаться в соответствии с востребованностью профессии на рынке труда и после консультаций с работодателями. Будет учитываться и мнение вуза, а также министров, отвечающих за определённые отрасли — Минздрав, Минсельхоз, Минтранс и т.
При разработке программ теперь учитывается то, что не учитывалось при Болонской системе. Изменение формата дипломов В связи с данными модернизациями, планируется и изменение формата дипломов. Так, Валерий Фальков предложил указывать количество лет, в течение которых студент проходил обучение по тому или иному направлению.
Ее характер во многом определила эпоха романтического либерализма, которую переживала Россия в 1990-х — начале 2000-х годов. Тогда казалось, что окружающий мир — доброжелательный и справедливый — раскрылся перед нашей страной и надо лишь синхронизировать механизмы развития, чтобы стать полноправной частью этого замечательного мира. Ну а когда приучаться к новшествам, как не с юности? И жребий был брошен. В основу реформы, определившей сегодняшнее лицо высшего образования нашей страны, легла так называемая Болонская система.
Приманки Болонского соглашения Болонское соглашение об интеграции систем образования европейских стран и создании единого образовательного пространства в Европе было достигнуто в 1999 году, а в 2003-м к нему примкнула Россия. Главной приманкой Болонского процесса стало уравнивание возможностей всех граждан стран-подписантов при выборе вуза, а в перспективе — и трудоустройства в пределах Европы. Но для взаимозачета учебных курсов и программ, дипломов и ученых степеней, полученных в условиях всеевропейской академической мобильности, страны — участницы Болонского процесса должны были отказаться от специфических особенностей своих систем образования и прийти к единому знаменателю. Скажем прямо: болонские новшества вызвали неоднозначную реакцию в нашей стране, причем как со стороны образовательного сообщества, так и общества в целом. Как утверждали оппоненты, от перехода на новую модель высшего образования наша страна мало что приобрела. А вот потеряла многое. И прежде всего в качестве образования. Три формальных уровня Замена непрерывного специалитета на уровневое образование стала обязательной для всех российских вузов с 2009 года.
Формально таких уровней три: бакалавриат, магистратура и PhD защита кандидатской диссертации. Нижний и самый массовый по численности студентов уровень высшего образования — бакалавриат. Он предполагает четырехлетнее обучение. Поначалу, правда, особо горячие головы грезили о трехлетнем — так называемом техническом бакалавриате. Но, к счастью, эта идея не прижилась. Все бакалавры — люди с высшим образованием. Однако обучение можно продолжить на следующем уровне высшего образования — в магистратуре. Формально двухлетняя магистратура предназначена для выпускников бакалавриата, намеренных двинуться в науку либо заняться работой аналитического характера.
Но на деле бывает по-всякому. Так, социологи отмечают, что в ряде случаев в магистратуру идут ребята, не стремящиеся к трудоустройству и предпочитающие сидеть за партой как можно дольше. Впрочем, суть в другом. Количество мест в магистратуре значительно уступает числу выпускников бакалавриата. По некоторым прикидкам, туда может попасть лишь каждый пятый бакалавр. Это главное, за что критикуют современную систему высшего образования России. Но не единственное.
Фальков объяснил, что в новой системе люди с высшим образованием смогут поступать в магистратуру или ординатуру "на конкурсных началах". По его словам, обучение в магистратуре будет бесплатным на базе любого базового высшего образования.
Дипломы бакалавриата при этом продолжат котироваться в России. А студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Изменения в работе преподавателей и студентов в связи реформацией системы высшего образования также будут минимальны, добавил глава Минобрнауки. В задачи аспирантуры будет входить подготовка кадров для научной или преподавательской деятельности. Ректор Казанского государственного медицинского университета Алексей Созинов отметил, что это важное решение для системы высшего образования. То есть это будет подготовка специалистов с высшим образованием. Как сказал президент, продолжительность от четырех до шести лет. А дальше эта квалификация сможет дополняться магистратурой, ординатурой или аспирантурой", — поделился подробностями с РЕН ТВ Ливанов. При этом те, кто уже поступил к этому времени в университеты, продолжат обучение по программам, по которым они были приняты.
Пока трудно сказать, что будет с приемом 2023 года — теми, кто летом будет поступать.
Какие изменения ждут систему высшего образования
В начале августа президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, внесший поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Образование - 20 марта 2023 - Новости Ярославля - Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей. Школам оставляют право на разработку собственных программ, но, согласно поправкам в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», их содержание и ожидаемые результаты обучения не должны быть ниже государственных стандартов.
В РФ планируют начать апробацию новой системы высшего образования в 2023 году
РАПСИ проанализировало предпосылки отказа от действовавшей в России последние 20 лет Болонской системы образования, а также разобралось, какой будет. Пилотный проект изменения уровней высшего образования в России пройдёт в 2023-2024 и 2025-2026 учебных годах. Об этом говорится в указе «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который подписал Владимир Путин. Главная» Новости» Новости об образовании в россии. Общество, Навигатор абитуриента. Новости образования РФ. На конкурсе «Учитель года России» стартовало «Воспитательное событие» Министерство просвещения Российской Федерации.
Что изменится в школах в 2024 году
Он заявил, что будущее за российской собственной уникальной системой образования. На днях замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев заявил , что все вузы страны исключены из Болонского образовательного процесса. То же самое касается высших образовательных учреждений в Белоруссии. Дарья Акимова.
Об этом в программе «Родительский вопрос» на « Радио КП » спросили профессора Института образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину: - Магистратура, специалитет, бакалавриат — эти уровни довольно слабо были прописаны в профессиональных стандартах. А профессиональные стандарты отражают требования работодателей, — говорит профессор. Руководителям образовательных организаций было предписано иметь уровень магистратуры по управлению. Трудно сопоставить компетенции заведующей сельским детсадом и ректора крупнейшего вуза, тем не менее это было внесено.
Сейчас мы пока еще по старым квалификационным стандартам имеем право работать. Но когда перейдем именно на профессиональные стандарты, вроде это требование появится как требование допуска к профессии. Но очень многие просто останавливались в профстандартах на формулировке «высшее образование». И в этом смысле любой уровень высшего образования подходил. Четко сформулировать, какой именно уровень требуется, наверное, достаточно сложно, особенно если говорим о высоких квалификационных уровнях, включая руководителей. Там играет роль резюме, предыдущий опыт работы, рекомендации, собеседования. И конечно, это будут дополнительные возможности для абитуриентов», — подчеркнул он.
Результаты работы и лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут использованы другими университетами для последующего перехода на новую систему высшего образования. Она будет основана на двух ведущих принципах: учет лучших достижений прошлого и ориентация на актуальные задачи развития. Особым уровнем профессионального образования становится аспирантура с главной задачей — подготовкой диссертационных исследований.
Такой закон в начале декабря подписал президент. Фонд будет сам обмениваться информацией о зачислении с образовательными организациями. Такие договоры уже заключены со всеми вузами и почти со всеми колледжами. Кроме того, заявление на оплату обучения ребенка в вузе или колледже за счет средств материнского капитала с января 2023 года можно будет подавать через портал госуслуг. Согласно бюджету, вырастет и сам маткапитал: на первого ребенка на 65 тысяч рублей, на второго — на 86 тысяч рублей, если семья не получала выплат на первого.
Таким образом, совокупный объем маткапитала достигнет 779 тысяч рублей. Ранее также сообщалось, что программа материнского капитала будет продлена до 2026 года. Безопасность усилят В конце 2022 года в Минпросвещения подготовили памятку по защите школ от терроризма. В работе над документом также участвовали сенаторы из Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Новая памятка уже разослана во все школы. Обновить требования и собрать их в единой памятке потребовалось, потому что сейчас безопасность в образовательных организациях регулируют до 50 нормативных актов, отмечала председатель профильного комитета палаты регионов Лилия Гумер ова. Гумерова также рассказала, что половина школ и детских садов в России в 2022 году не отвечала требованиям антитеррористической защищенности. Образовательным учреждениям не хватало металлодетекторов, сигнализаций, тревожных кнопок.
В Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре считают, что России нужна единая федеральная программа антитеррористического оснащения школ. Она в том числе должна включать требование о выпуске необходимого отечественного оборудования для безопасности школ на отечественных предприятиях по единым стандартам. Это, во-первых, сэкономит бюджетные средства, а во-вторых, обеспечит единообразие подходов к оснащению школ», — полагает Лилия Гумерова. Педагогам приготовиться В 2022 году в шести регионах России изменили подходы к начислению зарплаты учителям. Теперь там базовый оклад учителя составляет не менее 70 процентов зарплаты, а стимулирующие надбавки — не более 30 процентов. Сенатор напомнила, что в 2020 году около 67 процентов педагогов за 18-часовую ставку получали зарплату ниже прожиточного минимума. Именно поэтому еще тогда палата регионов вышла с такой инициативой. А в Госдуме надеются на доработку и принятие законопроекта о статусе педагога.
Такой документ внесли еще в 2020 году, напомнила нашему изданию член Комитета по просвещению Лариса Тутова : «Было бы си мволично доработать и принять законопроект в Год педагогов и наставников». Кроме того, особое внимание уделят подготовке педагогических кадров, систематизации деятельности педагогических отрядов, профориентационной работе в педклассах, рассказала депутат. Новые законы готовят и для учителей высшей школы, сообщил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга: «Сегодня преподаватель высшей школы выполняет учебную нагрузку, включая все ее документальное сопровождение, участвует в процессах воспитания, занимается научно-исследовательской работой, вовлечен в прикладные работы, общается с заказчиками и потребителями.
Тем не менее с 1 сентября 2025 года обществознание полностью уберут из школьной программы 6—8-го классов. А в 9—11-м классах предмет будут преподавать ровно в два раза меньше, чем сейчас. Освобожденные часы уйдут на дополнительные уроки истории. Репетиторы и учителя по обществознанию рассказали MSK1. RU, почему власти меняют школьную программу. Сохранится ли ОГЭ по обществознанию?
И что будет с учителями по предмету? Об этом — в нашем материале. Основы духовной культуры и семьеведение Сейчас обществознание преподается с 6-го в отдельных школах с 5-го по 11-й класс. По базе данных заданий для ЕГЭ, в программу входят пять модулей: человек и общество, право, экономика, политика и социальные отношения. Всё это — базовые знания для жизни в обществе, которые дают представление о законах, финансовой грамотности и государственном устройстве России. Количество часов обществознания за полный школьный курс — 272 академических часа. Однако с 2025 года их станет вдвое меньше: 136 часов. Из них только 34 часа или 1 урок в неделю останется тем школьникам, кто планирует окончить 9 классов и поступить в колледж. В то же время количество уроков истории в 6—8-м классах увеличится до трех в неделю.
При этом в 6—7-м классах в рамках курса «История нашего края» будут преподаваться модули предмета Основы духовно-нравственной культуры России ОДНКР , куда входят знания по религии, духовным и семейным ценностям.
Изменения в школах с 1 сентября 2023 года
Можно отметить неравномерность уровня подготовки студентов, которые поступают на бакалавриат, и высокие требования к самостоятельности и самоорганизации. В Россию система пришла в 2003 году, после чего и начался процесс формирования двухуровневой системы образования, а официально бакалавриат и магистратуру ввели в 2007 году. В отличии от европейских вузов, до внесения изменений в систему высшего образования в России был специалитет, который был почти повсеместно отменен после 2007 года. Новая система высшего образования Ещё 6 июня 2022 года все российские вузы были исключены из Болонской системы. Теперь в российских университетах будет новая программа. На смену бакалавриату и магистратуре придут базовое и специализированное высшее образование. Основными принципами новой системы станут обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность, а также направленность на развитие интересов страны.
Базовое высшее образование подразумевает под собой обучение сроком от 4-х до 6-ти лет, что обеспечит «междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров».
Ранее подобную мысль высказывал Вячеслав Володин. Менеджер — он менеджер и есть. Рассуждая о магистрах в целом, Володин говорил, что негоже, если гуманитарии, отучившись на бакалавриате, вдруг идут в инженеры.
Сразу хочется дополнить: и наоборот. Не зря уже не первый год обсуждают план разделения на профиль и базу ЕГЭ по русскому языку, а то технарям сложно. Ясно высказывался на тему магистратуры по специальности и глава Минобразования Валерий Фальков. Фальков отметил, что выступает против «прямых траекторий», чтобы «на юриспруденцию могли поступать только юрист».
Дескать, экономисты могут и в маркетинг пойти, если надо. Несовершенство законов о нашем высшем образовании обсуждается несколько лет, наверное, со старта новой образовательной реформы. Идея-то была правильная: почти все перспективные профессии сейчас «на стыке» и требует от «носителя диплома» 2-3 и более компетенций. Поэтому возможность вписать в диплом не одну специальность, а две или больше, а позже продвинуться на магистерский уровень еще по смежной, важна и современна.
То есть устойчивость развития цивилизации, по-прежнему, будет зависеть именно от стабильности и надёжности работы минерально-сырьевого сектора. Если вспомнить о прежних «партнёрских» отношениях между Россией и Западом, то в их основе лежало, если можно так выразиться, некое «распределение ролей». Перед нашей страной была поставлена задача добывать ресурсы и направлять их в Европу или США, где из этого сырья производились передовые технологии. Но такая парадигма развития невозможна без изменений в системе высшего образования, поскольку её нынешние стандарты, навязанные нам извне 20 лет назад, совершенно не соответствуют потребностям России. Реальный сектор отечественной экономики нуждается не в бакалаврах, а в молодых инженерах, которые уже на стадии окончания «альма-матер» будут обладать определённым набором знаний, навыков, дополнительных компетенций в области IT, управления, экономики и ряда других сфер.
Это особенно важно, учитывая современные реалии - искусственный интеллект, глобализацию, всё ускоряющийся технологический прогресс. Как известно, кадры решают всё, но, перейдя в начале века на двухуровневую систему, мы, без всякого преувеличения, стали заложниками либеральной идеи, неотъемлемая часть которой — снижение требований к качеству учебных планов во всём мире. Следствием такой повестки становится дефицит в планетарном масштабе инженеров и учёных. Учитывая, что лучшие из них эмигрируют в центры притяжения на Западе, проблема «утечки мозгов» в тех регионах, где они родились, становится ещё более острой и ведёт к потере преемственности поколений. Именно такая стратегия позволяет США, Европе и ряду других держав ограничивать развитие конкурентов и «оставаться на коне».
Новая структура высшего технического образования Так каким же образом отечественная высшая школа может выбраться из либеральной ловушки? Руководство Санкт-Петербургского горного университета уверено - для этого необходимо внедрить единый подход к подготовке инженеров, который, с одной стороны, будет соответствовать потребностям бизнеса, а, с другой, содействовать решению государственных задач. То есть позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускников вузов с учётом большой неопределённости рынка труда и обеспечить преемственность поколений в промышленности и науке. Первый — это «ядро» высшего технического образования, рассчитанное на первые три семестра. В течение этих полутора лет все студенты, вне зависимости от своего направления подготовки, учатся по абсолютно одинаковым программам.
То есть изучают общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы, вне зависимости от специализации. Это основы российской государственности, русский язык и культура речи, высшая математика, физика, введение в IT, начертательная геометрия, математическое и компьютерное моделирование, экономика отрасли… Освоение «ядра» высшего технического образования, включающего также дисциплины по базовой научной компетенции, — это своего рода пропуск к занятиям по специальности. Для того, чтобы его получило максимальное число юношей и девушек, в Горном университете создана новая структурная единица - Институт базового инженерного образования. В его задачу вошла работа по повышению качества знаний и навыков недавних школьников, которое в последние годы, к сожалению, заметно «просело», а также воспитательная работа. Ведь государству нужны не только компетентные специалисты, но ещё и патриоты, нацеленные на то, чтобы реализовывать свой потенциал на благо Отечества.
Взрастить пул нового поколения инженеров, чья ментальность сочетает стремление к высокой образованности и любовь к Родине, людей, которые в меньшей степени являются потребителями, а в большей — созидателями, пожалуй, основная цель всех нынешних преобразований. Её непосредственным воплощением в жизнь занимаются 84 куратора, назначенных из числа преподавателей Института.
В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ об изменениях здесь читайте ниже. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.
Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.