Новости собор пресвятой богородицы

Это стало возможно благодаря вашим пожертвованиям, а также доброй воле начальника мастерской «Собор» Валерия Александровича Кабыкина, решившего установить иконостас прежде полной выплаты нами его стоимости.

Новости приходов

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
  • В Александро-Невском Соборе совершен чин погребения Пресвятой Богородицы
  • Знаменский кафедральный собор - Новости
  • Подготовка работ к епархиальному Конкурсу детского творчества
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы предстал после масштабной реставрации // Новости НТВ

Общественники просят Президента России помочь восстановить храм в Муроме

Бог милосерд, но Он и правый Судия: прощая грехи, Он однако каждому воздает по делам его. Он оставляет неправду, уничтожает беззаконие, но Он же и испытывает свт. Иоанн Златоуст.

А на них живопись, которой два столетия. Лики святых и орнаменты. Сегодня их реставрируют с величайшей осторожностью, ведь главная задача — сохранить, а не сделать как новыми.

Но сперва старинные стены, которым почти четыре века, пропитали специальными составами, чтобы избавиться от солей и плесени. Попасть в Спасо-Преображенский собор означает буквально прикоснуться к истории. По словам реставраторов, в его фресках просматриваются черты, характерные для творчества Карольсфельда, немецкого художника и графика.

Неужели боится его? Нет, Боже, упаси! Бог может сотрясти землю с самых оснований и истребить все народы земли как муравьев. Но Спаситель всю жизнь являет Собой образ, то есть икону, христианской жизни, на все века и времена. Спаситель с самых пеленок стал подавать Собой добрый пример смирения и молчания, делом, а потом и словом, когда стал проповедовать Евангелие, показывая, как поступать нам, христианам, если будет грозить опасность. Божественные отцы — Иоанн Златоуст и другие — говорят, что Он не боялся, а показал нам, людям, что не надо строить из себя гордых, когда услышим, что нам угрожает опасность, и не говорить: «Я не боюсь! Когда мы знаем, что кто-нибудь хочет причинить нам зло, будем остерегаться его пути.

Ты слышал, что говорит Евангелие: «Остерегайтесь людей» ср. И сейчас Христос, остерегаясь Ирода, на деле показал то, что сказал, когда вышел на проповедь после Крещения: «Остерегайтесь людей», — и: «Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ст. И опять же, Он не говорит: «Когда пойдете к правителям», а когда «поведут вас» ст. Это показывает и святой Григорий в 9-й главе «Пидалиона»: «Он не сказал, что вы пойдете, а что вас поведут пред людьми и судьями, то есть другие поведут вас». Итак, не будем говорить, мол, Бог позаботится о нас, и добровольно бросаться в опасность, ибо Христос никак не учит нас этому ни сегодняшней притчей, ни словом, когда проповедовал Евангелие. А словом и делом показал нам, что надо избегать опасностей. Христос пошел в Египет еще по двум причинам. Он бежал туда, потому что существовало пророчество, которое Он должен был исполнить, как в свое время должен был исполнить и пророчество о распятии, уксусе, трости и всем прочем, что было предречено. Надо было, таким образом, чтобы исполнилось и это пророчество, а именно чтобы Спаситель призван был из Египта. Поэтому Он должен был пойти туда на какое-то время, чтобы потом снова быть призванным ангелом в землю Израильскую, как вы слышали.

Но это произошло и по другой причине. И некоторые из них возомнили, будто Христос родился не по-настоящему, а призрачно. Таким образом, если бы Христос не скрылся в Египте, эти еретики думали бы, что Он и не был Человеком, имеющим тело, но только Богом, Который воплотился лишь по видимости. Если же Он бежал от меча Иродова, то бежал как Человек, чтобы явлено было, что Он несет и человеческое естество и меч Ирода сразил бы Его, если бы нашел. Таким образом, Он сделал это, чтобы Церковь извлекла впоследствии пользу. Он бежал, чтобы исполнилось пророчество, которое гласит, что «из Египта воззвал Я Сына Моего», но и для того, чтобы показать, что Он несет тело и остерегается по Своему человеческому естеству меча Ирода. То есть когда ты в опасности, поторопись, беги! А когда они 7 лет провели в Египте, уже не говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в землю Израилеву», — но: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ст. То есть иди спокойно, больше не бойся, ибо враг, искавший души Христа, умер. Итак, когда была опасность и надо было спешить, он сказал: «Беги!

И пришел Младенец с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом, и, услышав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, они уже не дерзнули прийти в Вифлеем, откуда ушли когда-то ночью, второпях, а направились далеко, в Назарет Галилейский, близ моря Средиземного, неподалеку от Сирии. Пришли в город Назарет и пожили там до времени, чтобы исполнилось другое Писание, гласящее, что «Он Назореем наречется» Мф. Ибо Спаситель именуется «Цветком благодати» и «Святыней Отца». Поэтому Спаситель ушел в Египет, а вернулся назад в пределы Назаретские. А теперь расскажу вам о Матери Божией, ведь сегодня Ее Собор. Бытует мнение у некоторых крупных богословов Восточной Церкви, что ценность Матери Божией так велика на небе и на земле, что если бы, не приведи Господь, Бог утратил все девять чинов ангельских, весь мир видимый и невидимый, все народы земли, Он не скорбел бы так, как если бы лишился Пресвятой Богородицы. Так богословствуют многие, в том числе святой Никодим Святогорец, поскольку предусмотрено было, чтобы план спасения рода человеческого исполнился только с Пришествием Спасителя благодаря Божией Матери.

Читать… 25 апреля, 2024 26 апреля, в 19. Читать… 24 апреля, 2024 27 апреля в 10. Читать… 23 апреля, 2024 21 апреля прошли занятия в воскресной школе Свято-Троицкого собора.

Похвала Пресвятой Богородицы

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: благочинный Барнаульского городского округа протоиерей Андрей Басов, настоятель храма протоиерей Константин Метельницкий, протодиакон Владимир Черных, диакон Олег Берендеев и диакон Александр Быков. На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы.

После чтения евангельского отрывка владыка, поздравив прихожан храма с Рождеством Христовым и празднованием Собора Пресвятой Богородицы, обратился к ним со словами духовного наставления. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Лебедев. После отпуста было совершено славление празднику. По окончании богослужения митрополит Савва преподал верующим архипастырское благословение.

В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа».

В 1913 г.

А крестьяне, в семье которых были дети, готовили лучшие угощения и с благодарностью несли их повитухе — женщине, которая принимала роды. Многие женщины пекли хлеб и относили его в церковь — часть угощений оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой. В народе Собор Пресвятой Богородицы называли "Бабьи каши". Считалось, что 8 января женщины должны варить кашу. Однако эта традиция имеет языческое происхождение и связана с культом богини Макошь, покровительницы всех женщин. Также на Собор Пресвятой Богородицы принято готовить каши и другие угощения. Считается, что если каша пригорит, то январь и февраль будут снежными.

Собор Пресвятой Богородицы — большой православный праздник. В этот день запрещено заниматься тяжелой работой. Особенно строго этот запрет следует соблюдать беременным женщинам и их мужьям. Помимо этого, 8 января нельзя вязать, шить и заниматься вышиванием, чтобы не навлечь на себя беды и неприятности.

Руины собора Казанской иконы Божией Матери с пещерным храмом получат статус ОКН

Похвала Пресвятой Богородицы - Феодоровский собор Кафедральный собор Рождества Богородицы просит оказать посильную помощь в приобретении цветов для ежедневного.
Предстоятель Русской Церкви освятил Благовещенский собор в Дивеевском монастыре На второй день празднования Рождества Христова Церковь прославляет Собор Пресвятой Богородицы.
Ростовский кафедральный собор Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.
Собор Пресвятой Богородицы ему почти пять веков - и самый первый каменный храм в Арзамасе.
ВОСКРЕСНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 4 декабря 2023 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий совершил Божеств.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москвы передан Церкви

Собор Пресвятой Богородицы: что категорически нельзя делать 8 января 2022 года. Пояс Пресвятой Богородицы напрямую связан с жизнью Пречистой Девы. Сегодня в Ростове впервые провели чин Великого освящения собора Рождества Пресвятой Богородицы. Похвала пресвятой богородицы. Публикуем краткий фоторепортаж с Всенощного бдения в Александро-Невском соборе на Рождество Пресвятой Богородицы.

ВОСКРЕСНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Матерь Божия — это второе небо и второй мир» 8 января 2024 года в праздник Собора Пресвятой Богородицы епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Тихвинском Богородицком женском монастыре.
Божественная Литургия в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы | Свято-Троицкий собор 26 апреля 2024 года, накануне Лазаревой субботы, митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил утреню в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы.
Общественники просят Президента России помочь восстановить храм в Муроме 8 января 2022 года наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Павел возглавил Божественную Литургию в храме Богоявления Господня при Звенигородском Успенском соборе на Городке.
Собор Пресвятой Богородицы - Спасо-Евфимиев монастырь Отец Иоанн назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Знаменский кафедральный собор - Новости По окончании Божественной литургии был совершен чин славления празднику перед иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В Лавре почтили память святых Собора Пресвятой Богородицы

Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году. 21 сентября 2023 года в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии епископ Армавирский и Лабинский Василий совершил первую Божественную литургию в строящемся храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Новокубанска. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Кирилл возглавит Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе Оренбурга. Когда я думал о чем буду с вами говорить сегодня, именно икона «Собор Пресвятой Богородицы» смотрела на меня. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Кирилл возглавит Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе Оренбурга.

Это стало возможно благодаря вашим пожертвованиям, а также доброй воле начальника мастерской «Собор» Валерия Александровича Кабыкина, решившего установить иконостас прежде полной выплаты нами его стоимости. Распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве от 27.04.2023 № 77-449-р в собственность Русской Православной Церкви передано здание храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, по адресу: г. Москва, ул. Восточная, д. 6. Митрополит Иларион: в день Покрова Пресвятой Богородицы мы прославляем небесное заступничество Матери Божией.

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в нашем соборе состоялись праздничные богослужения.

По благословению митрополита Александра к началу богослужению для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих были принесены ковчеги: с точной копией гвоздя, которым был пригвожден Христос ко Кресту и частицами мощей 12-ти святых апостолов. Песнопения исполнял мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением К. За богослужением молились: преподаватели и учащиеся богословско-миссионерского факультета Алма-Атинской православной духовной семинарии, педагоги и воспитанники приходской воскресной школы имени апостола Иоанна Богослова, прихожане храма. На сугубой ектении возносились особые молитвы о здравии и благоденствии ныне тезоименитого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Глава Православной Церкви Казахстана совершил молитву о восстановлении и укреплении мира. Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Даниил Бобылев.

Обитель осталась на Старом Симонове под управлением игумена Феодора и стала служить для иноков Симонова монастыря как усыпальница для умерших и скит для искавших уединенной подвижнической жизни. В 1380 году после разгрома орд Мамая великий князь Московский Дмитрий Иоаннович решил похоронить отличившихся на Куликовом поле иноков-воинов Пересвета и Ослябю при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В 1509 году на месте деревянной построили и освятили каменную церковь. В 1785 и 1846 годах были перестроены трапезная часть и колокольня. В 1847 году к основному объему добавили Никольский и Сергиевский приделы.

Тогда храм и шатровая колокольня при нём были деревянные «в клетку рубленые». Храм имел один престол, а в 1709 году упоминается и придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Подробности об этом неизвестны. При архиепископе Феофилакте был заложен новый каменный храм Рождества Христова с приделом в честь апостолов Петра и Павла. В день страшного пожара в Твери, 12 мая 1763 года, в храме во время богослужения сгорело более 30-ти человек, в их числе диакон и священник. Вся утварь и иконы сгорели, осталась только одна — в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Оборотная сторона иконы сильно обуглилась. Эта местночтимая икона находилась в пределе святого Митрофана в особо устроенном киоте. Храм был возобновлён и освящён в 1771 году. Через шесть лет был вызолочен иконостас в северном приделе, а на средства Екатерины II выстроен каменный двухэтажный дом причта. В 1838 году на средства купца П. Кобелева построен и 17 октября освящён придел в честь святого Митрофана Воронежского. Также стараниями Кобелева храм был расширен, отремонтирован, стены украшены живописью. Храм был закрыт в 1918 году. В советское время утрачены завершения церкви, верхние ярусы шатровой колокольни, полностью перестроен интерьер: помещение храма разделено перекрытиями на три этажа, свод в трапезной подшит деревянным потолком. Уничтожены росписи — стены заново оштукатурены и побелены, местами окрашены масляной краской. От всего прежнего внутреннего убранства храма сохранился небольшой фрагмент поздней масляной живописи. Здание использовалось отделением ДОСААФ и другими организациями, территория, примыкающая к храму, была плотно застроена.

Так, во время этого светлого праздника верующие почитают не только Богородицу, но и других ближайших родственников Иисуса. В их число входят святой Иосиф Обручник, оберегавший Божию Матерь во время ее земной жизни, царь Давид предок Господа по плоти и святой апостол Иаков — сын Иосифа Обручника от первого брака. Он возник на заре христианства и был известен еще в IV веке. В этот день верующие вспоминают предание о бегстве Святого Семейства в Египет. Согласно легенде, узнав о рождении Христа, царь Ирод приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Тогда ангел, явившийся во сне Иосифу Обручнику, велел тому немедленно бежать в Египет вместе с Богородицей и Младенцем Христом. Иосиф послушал ангела и исполнил его волю. Святое Семейство сопровождал и сын Иосифа от первого брака Иаков. Традиции празднования По традиции, в этот день воздают благодарность не только Деве Марии, но и всем роженицам и акушерам. В Древней Руси 8 января было принято печь пироги и угощать ими рожениц. А крестьяне, в семье которых были дети, готовили лучшие угощения и с благодарностью несли их повитухе — женщине, которая принимала роды. Многие женщины пекли хлеб и относили его в церковь — часть угощений оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой. В народе Собор Пресвятой Богородицы называли "Бабьи каши".

о Боге и Его Церкви

Однако 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, но и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к ней при ее жизни. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память: святого Иосифа Обручника, называемого так, потому что он по благословению первосвященника обручился с Девой Марией, дабы защищать ее чистоту и девство; царя Давида, являвшегося предком Иисуса Христа по плоти; святого Иакова, сына Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом участвовал в сопровождении Богородицы с младенцем Иисусом во время бегства в Египет. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже если они делают это из крайней необходимости, то их ребенок родится с физическими недостатками. Женщины в этот день ходили по домам с поздравлениями и песнями, посещали баб-повитух и причащали их ужином. Существует поверье, что в ночь с 7 на 8 января в храм сходятся все покойники, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим. Если в этот день будет вьюга и мороз, значит, лето будет холодным.

Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: "Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью чтобы ближайшие соседи не узнали этого направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам». Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет" ; а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: "В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, то есть бегать человеческой ярости.

И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: "Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" Ис. В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества. Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: — Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.

При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам». Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет" ; а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: "В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, то есть бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: "Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" Ис. В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества. Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: — Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца. Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику: — Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его. Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же будешь со мною в раю" Лк. И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что "воздаст тебе Сей Младенец". Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся "Персея", которое тамошние жители по своему идолопоклонническому обычаю почитали как бога из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими.

В 1913 г. Фото: Федор Клименко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий