Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов».
Николай константинович рерих, «гонец. восстал род на род», «ангел последний»
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша).
«Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К. Рериха
- Сокровище ангелов рерих картина
- В Новой Третьяковке – выставка Рериха – MyWay
- Последнее обновление
- Сообщить об ошибке
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство
Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. Государственная Третьяковская галерея В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя. Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Город строят. Государственная Третьяковская галерея Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре.
Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан.
Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары. Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов. Здесь представлены горные пейзажи, созданные Рерихом во время его экспедиций по Средней Азии.
Центральное место занимает бронзовая скульптура будущего Будды — Майтрейи, — окруженная картинами в насыщенных тонах, сдвинутых к фиолетовой части спектра. Особую часть экспозиции составляют театральные работы Рериха, включающие эскизы костюмов и декораций к известным спектаклям, таким как "Снегурочка" и "Пер Гюнт".
В создании выставки приняли участие Российский государственный исторический архив и 17 музеев, в том числе Русский музей, Музей Востока, Бахрушинский театральный музей, Исторический музей и другие. Ольга Любимова сообщила, что выставка включает три раздела: русский период творчества, Центрально-Азиатскую экспедицию и работу в театре. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
Как и все коллекционеры, Ростропович и Вишневская прошли все стадии собирательства — от «обстановочников», когда люди еще только вьют семейное гнездо, до тончайших знатоков и ценителей. Обычный советский коллекционер был человеком безденежным, поэтому, чтобы купить хорошую вещь, он должен был продать несколько вещей средних. Таким образом, коллекция очищалась от вещей второстепенных, повышался ее класс. А Ростропович с Вишневской всегда прекрасно зарабатывали, им не нужно было ничего продавать. Поэтому на аукционе будет несколько вещей, обозначенных как Russian school, After Andropov, Studio of Borovikovsky — и так далее. Но это вовсе не фальшаки! Ни в коей мере! Просто на начальной стадии собирательства они иногда покупали вещи с неустановленным авторством.
Да и доступа к международным аукционам с их строгим отбором у них еще не было. Но зато наряду с этим мы увидим в их собрании и абсолютные шедевры — Брюллова, Тропинина, Боровиковского, Рериха, Малявина, Гончарову, Ларионова, Александра Бенуа, Бориса Григорьева, Кустодиева, знаменитый репинский портрет Чуковского, еще более знаменитый портрет Феликса Юсупова работы Серова, уникальный фарфор императорского завода, вазы, люстры...
В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят.
Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт15. И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н. Рериха откликнулись на это событие.
Маковский, русский поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок: «В его религиозных композициях отсутствует всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески "Сокровище ангелов"... Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями. Правой рукой он держит копьё, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, всё выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил.
Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы»16. Лазаревский, историк искусства, художник: «Вот большое полотно — эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов". Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и композиции. Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет.
Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотою»17. Редакция «Огонька» воспроизвела картину на страницах своего журнала с пояснением Рериха: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне»18. Краеугольный камень мироздания, изображённый художником, имеет свой прототип — уникальный шедевр искусства викингов, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Йеллингский камень с руническими надписями X века Дания. Это массивный трёхгранный кусок гранита с красными прожилками высотой около 2,5 м и весом около 10 т. Он установлен могущественным королём Харальдом I Синезубым около 986 года с надписью, гласящей, что «Харальд-король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Этот камень является свидетельством эпохи перехода скандинавов от язычества к христианству. Дата установления камня очень близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославичем.
С этого времени и викинги, и русичи вошли в мировое христианское сообщество.
Владельцы — Мстислав Ростропович и Галина Вишневская — искали эти шедевры по всему миру в течение 30 лет. Картины Боровиковского, Брюллова, Иванова, Венецианова, Серова, Левитана — чрезвычайная редкость на аукционах, и борьба между коллекционерами предстоит серьезная. Кроме того, в собрании сосредоточилось около 20 работ Репина. За фарфор из личного сервиза Екатерины II, Григория Орлова, тарелки и вазы из царских дворцов тоже будет идти ожесточенная битва. По оценкам экспертов, 450 лотов должны принести до 40 миллионов долларов. Они появились здесь в середине 90-х и с тех пор поставили немало оглушительных рекордов. Благодаря их невероятной азартности русское искусство в ценовом отношении оказалось в одном ряду с картинами западных художников впервые за всю историю антикварного рынка. Перелистывая каталог коллекции с двуглавым орлом под короной на обложке, вижу многие знакомые вещи — они были куплены на аукционах в Лондоне или в Женеве, и я была свидетелем того, как за них торговалась Галина Вишневская. На собрании лежит отпечаток требовательного, избалованного вкуса самой Галины Павловны.
Она всегда внимательно слушала советы больших знатоков, обсуждала с мужем каждую покупку, но окончательный выбор принадлежал ей. Чутье на шедевры у Вишневской абсолютно профессиональное, но действовала она не как дилер, цель которого купить дешевле, чтобы от продажи заработать на разнице. Нет, она всегда шла до конца, если влюблялась в какую-то исключительную вещь. Конкуренты могли сделать пару шагов и прекращали торговаться, видя ее в зале. В результате за тридцать лет — а это минимальный срок для составления любого значительного собрания — в руках семьи оказались выдающиеся сокровища императорской России, хронологически охватывающие три столетия, начиная с великоустюжских эмалей XVII века. Многие шедевры собрания Ростроповича—Вишневской вызывают вздох восхищения даже у специалистов наших национальных музеев. Вспомню лишь две истории о том, как великолепные картины, за которыми охотилась Третьяковская галерея, так и не попали в нашу страну, а оказались в коллекции Ростроповича—Вишневской. При встрече Джон поведал историю картины. О красоте Авроры в Петербурге ходили легенды. Она была фрейлиной императрицы Марии Федоровны — та в 1836 году организовала ее брак с князем Павлом Демидовым, сказочно богатым человеком, но безнадежно больным.
Через год Аврора овдовела. Следующий ее брак с сыном известного историка Андреем Карамзиным закончился трагически, он погиб во время Крымской войны. Из семьи картина не выходила, написана она была в Петербурге, а оттуда — увезена Авророй в Италию, на виллу Сан-Донато под Флоренцией которую построил Анатолий Демидов, деверь Авроры. По наследству вместе с чудной виллой портрет перешел югославской королевской семье Карагеоргиевичей. И вот ее первое появление на публичных торгах. Я думаю, такой портрет может заинтересовать русские музеи... Третьяковка как раз тогда начала подготовку к юбилейной выставке Брюллова, и администрация решила, что включить в экспозицию солидное новое приобретение было бы как нельзя кстати. Министерство культуры выделило галерее около 70 тысяч долларов, больше за такой короткий срок собрать не удалось.
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха
Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные".
Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого.
Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства".
Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы.
Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц.
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет. Июнь—октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк. Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Универсальное Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» — через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, — нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение. В силу своего эмоционально живого характера и гармонично найденного синтеза художественных и теоретических идей в истории русского искусства начала ХХ века панно «Сокровище Ангелов» стало не только одной из профессиональных вершин Николая Рериха в области станковой религиозной живописи дореволюционного периода, но и индивидуально ярким проявлением того универсального для мастеров модерна творческого принципа, при котором внутренним импульсом рождения визуальной формы служил поэтически найденный смысловой ритм.
Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески.
Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище.
Впервые во всем объеме можно увидеть вкус и предпочтения создателя коллекции. И это, пожалуй, самое интересное. Вот почему предстоящая аукционная продажа коллекции знаменитой во всем мире четы Ростропович—Вишневская вызывает столько ажиотажа.
В самом деле, событие беспрецедентное — такой цельной, качественной и в то же время индивидуальной коллекции русского искусства на торги, пожалуй, еще не выставлялось. Масштабные коллекции, которые складывались на территории России, как правило, передавались государству из них и вырос, например, Музей личных коллекций. Но Вишневская и Ростропович в первую очередь музыканты, их главными сокровищами всегда были голос и руки. А еще два музыкальных фонда и медицинский фонд помощи детям. Все это требует постоянных вложений, тем более теперь, после ухода великого виолончелиста. Поэтому место этой коллекции на аукционе, а не в музее. Впрочем, чудеса случаются, и кто знает, вдруг найдется меценат, желающий привести эти произведения в российские музеи. Потому что у самих музеев, которые, безусловно, выражают большую заинтересованность, таких средств просто нет. Кстати сказать, вещи из собрания Ростроповича—Вишневской из России не вывозились.
Коллекция начала складываться уже после их вынужденного отъезда из Советского Союза. Да они, собственно, и не считали никогда, что собирают «коллекцию». До сих пор Галина Вишневская с трудом называет выставленные на торги вещи этим громким и, наверное, обязывающим словом.
«Рериховский век» в городе на Неве
На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Сокровище Ангелов. Она стала результатом путешествия художника по древним городам России. Некоторые искусствоведы уверены, что «Сокровище ангелов» предназначалось для росписи Храма Святого Духа в Талашкине. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха. Для того, чтобы заказать или отложить издание, необходимо Войти в систему.
В печатном номере
- Рерих сокровища ангелов картина
- Комментарий Пробуждённого к картинам Н.К.Рериха
- Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
- СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ: fi_lo_sof — LiveJournal
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Солнечная система Re: Созвездие Орион Заповеданный путь Камня с Запада на Восток становился реальностью — 17 ноября 1923 года Рерихи покинули Европу и направились в Индию, вместе с ними в своё новое путешествие по миру отправился и Дар Ориона. К концу года, посетив ряд священных индийских городов, Рерихи прибыли в Дарджилинг. Дарджилингский период был очень важен для продвижения Миссии Доверенных Братства. Здесь произошла долгожданная встреча с Учителями, были совершены поездки по буддийским монастырям Сиккима, писались картины и книги сокровенного содержания. С этого момента Елена Ивановна постоянно находилась в условиях сложнейшего и опаснейшего преобразования своей внутренней сущности. Она послана вам, как свидетельница космических явлений; как носительница Моих поручений, как ваша пророчица будущего. Именно, принятие опыта убедительно.
Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он… Сочинение И. В центре внимания художника — тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают… Сочинение по картине «Май 1945» А. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. Военная тема занимает… Сочинение по картине 3. Серебряковой «За туалетом. Счастливое детство, юность,… Комментарий Пробуждённого к картинам Н. Рериха Н. Картина «Ангел последний» 1942 г. В мире война. На Русь лезут полчища фашистов. Огонь охватывает города. Враг всё ближе подбирается к Москве — сердцу Родины. Предрекают гибель Руси недруги. Но дух русского народа воспрял. Помехи и ошибки руководства мешают. Видя скверну и погибель от полчищ тьмы народ российский воспрянул духом. Поднялся против недругов. Идут колонны бойцов. Захваченная фашистами земля горит под их ногами. Блиц-криг, как на западе, провалился. Войска тьмы увязают в распутье дорог и наступающей снежной зиме. Москва ополчилась против недругов надолбами, противотанковыми рвами, силой духа и героизма.
Всего более 70 музеев и научно-образовательных центров России и мира, среди которых можно выделить Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, привезли в Северную столицу не только картины Рериха, но и его уникальную коллекцию западноевропейской живописи и буддийских танок, ранее никогда не экспонировавшихся вместе. Представленные в «Манеже» картины очень разнятся по времени написания, стилю, настроениям, которые вложили в них Рерихи - Николай и его младший сын Святослав, последовавший по стопам отца. В самом начале становления как художника, Рерих-старший обращался к самобытным русским сюжетам, к которым он ещё вернется позже, во время Второй мировой войны. Написанные им в этот период полотна, например «Строят ладьи», «Зловещие», соседствуют в «Манеже» с большим количеством произведений, призванных раскрыть тему Востока. Так, известный своей склонностью к мистике, эзотерике, буддизму и индуизму, Рерих написал много картин, главными героями которых стали индийские божества и герои буддийских легенд серии картин «Майтрея», «Учителя Востока». Помимо этого, на выставке можно увидеть часть живописных произведений из цикла «Гималаи», в рамках которого Рерихом было написано порядка 2000 полотен. Кроме того, экспозиция позволяет проследить за тем, как менялась живописная техника художника - почти полностью отказавшись от масла, Рерих в конечном итоге отдал предпочтение темпере.
Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом. Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи. В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Люди сказали в неведении — сон подобен смерти. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»23. Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: "Твой Ангел заплачет", и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать»24. В народе говорилось — «доброму делу и Ангелы небесные радуются». Святой Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются»25. Какими же качествами обладают Ангелы? Мы очень часто в нашей речи употребляем слово «ангельский» как прилагательное к каким-то высоким качествам — ангельская любовь, ангельская доброта, ангельская кротость, ангельское терпение, ангельская чистота, ангельское смирение, ангельская красота. В Учении Живой Этики говорится: «Когда же люди поймут, как чудесно уподобиться высшим существам! Но пока они даже мыслить об этом стыдятся»27. Рерих писала: «... Нет Ангелов или Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми. Это утверждает весь Восток — "Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми". Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями, которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ не плох, и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут дать впечатление как бы блистающих крыльев. Ангелы-Хранители, или Великое Братство, эти держатели нашей планеты, были высокими Духами на других мирах и Богочеловеками на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию её человечества»28. Все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию»29. Рерих написал картину «Воззри, человечество! Это — последний призыв к людям, забывшим о своей божественной природе и о Высшей Помощи; это — предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не опомнится и не пойдёт по правильному пути. Известны два варианта картины Н. Рериха «Ангел Последний» 1912, 1942 , которая также сейчас особенно актуальна. В одной руке он держит карающий меч, а в другой — свиток с написанными на нём грехами человечества. Апокалипсический Ангел, воздающий по заслугам за всё содеянное зло, а на далёком горизонте — сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете»31. Новая Заря Новая Заря уже светит на тёмном горизонте. Мир Огненный. Мы шли века, тысячелетья Навстречу ей, наперекор Обманам и противоречьям, Путь преграждавшим с давних пор. Из сборника «Перед Восходом» 30 мая 1999 г.
СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ
Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Рерих Николай Константинович сокровище ангелов. 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы.