В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. 14 апреля2024 года, в четвертое воскресенье Великого поста, почитают память Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей. На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп.
Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».
Проповедь "ЛЕСТНИЦА НА НЕБО."
- Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
- В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
- «Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.
- О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника /
- 4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
Кто такой Иоанн Лествичник?
- «Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника
- Смотрите также
- История установления Великого поста
- 26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
- Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года
- «Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
Видео:Преподобный Иоанн Лествичник. Беседа с батюшкой в 4-ю неделю Великого поста. Скачать Первая седмица Великого поста Богослужения в первую неделю различаются по продолжительности, они сразу вводят нас в особое состояние духовной бодрости, настраивают на молитву и освобождают от суетных мыслей и дел. Что касается еды, то мы постимся максимально строго. Первые четыре дня в храмах по вечерам читается покаянный канон св. Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние. На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе. Первая неделя Великого поста. Торжество Православия.
В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения. Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля. Видео:Великий Пост. Иоанн Лествичник. Скачать Третья седмица Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Марка 8:34.
Четвертая неделя Великого поста — память святителя Иоанна Лествичника. В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам.
К сожалению, так мыслят многие христиане! Но, возлюбленные, разве Святая Церковь постановила поминать сегодня преподобного Иоанна только монахам, а не всем православным христианам? Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Хотя между жизнью светских людей и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного и при одинаковых условиях. Все мы отличаемся друг от друга внешним видом, званиями, положением, одеждами, но правосудие Божие требует, чтобы все входящие в Царство Небесное, в обитель праведников и святых, походили друг на друга внутренними качествами, добродетелями, чистотою душ и праведностью. Следовательно, у всех христиан цель жизни одна: достигнуть спасения и для того совершенствоваться духовно. От монаха требуется: отречение от мира, послушание или жизнь не по своей воле и безмолвие, или стремление быть в сердце своем наедине с Богом. Но разве не требуется то же самое и от светского человека? Рассмотрим, для чего инок удаляется в монастырь или пустыню?
Для того чтобы избежать соблазнов, чтобы было легче следить за собой, для борьбы со страстями, чтобы пребывать в молитве и учиться простой, суровой жизни. И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель.
Это есть Небо духовное — верхний конец лествицы.
Достигшим сего предела принадлежат прописанные Господом Блаженства Мф. Бесстрастие есть сердечное небо ума, есть небесная палата Небесного Царя. Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» Мф. Вот куда возводит и чем кончается священная лествица!
И вот эту-то картину хочет живописать ныне в уме нашем Святая Церковь и, конечно, не любопытства ради или празднословия, а ради того, чтобы дать нам побуждение и возможность осмотреть добросовестно самих себя и определить неошибочно — где же стоим мы и какую занимаем степень? Вступили ли на лествицу и, вступивши, далеко ли взошли, высоко ли поднялись от земли и виден ли хоть сколько-нибудь последний конец восхождения? Конечно, численно определить степень свою может быть трудно и даже невозможно, но нетрудно определить степени, резкими чертами отличающиеся. Какой труд определить, например, первую свою степень?
Кто не в состоянии дать определительный ответ, покаялся ли он и положил ли твердое намерение угождать Господу? Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им? Так что же мы с вами скажем, братие? Стали ли на лестницу?
Сделали ль хоть этот шаг? Пусть ответит на сие совесть каждого. Я же приложу, что хоть шаг только кто сделал — все хорошо. Он уже на лестнице, уже на добром пути.
Пусть много еще надо трудиться, пока покажутся в нем ясные следы совершенства, но начало положено. Не ослабевай только и не ленись по мере сил подвигаться вперед. Благословенно будет шествие твое и, если будет постоянно и неуклонно, несомненно увенчается успехом. Так хорошо хоть это.
Но то дурно, если еще и первый шаг не сделан, если кто предан страстям и отстать от них не думает или и думает, но все отлагает день от дня, или, жалея свою страсть любимую, хочет заменить ее каким-либо добром, не отказываясь от нее, или, не имея резких страстей и порочных дел, живет, однако же, как живется, не радея о чистоте сердца. Все такие и подобные им не на добром пути стоят, еще не вступили на лестницу, возводящую к Богу, и им предлежит сделать сей первый шаг. Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться.
Это нам тоже большое назидание. Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному. Они друг друга дополняют.
И как говорил святитель Василий Вели кий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес». Но молиться надо правильно так, как научает нас святая Церковь, святые отцы. Прежде всего, она научает нас благодарить Господа нашего Иисуса Христа в молитве. Так составлены наши молитвословия, которые мы читаем — утренние молитвы, вечерние. Они начинаются с «Царю Небесный», «Трисвятое», а это молитвы, славящие Бога. Мы должны, прежде всего, внутри себя смотреть насколько благ Господь, сколько Он даровал нам и окружающим нас благ, насколько Он заботится о нас, и возблагодарить всем сердцем.
Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить. Именно такое сердце Господь не уничижает. Только такое сердце может о чем-то просить уже. И только тогда, когда мы вот это сердце приобретем, когда мы себя понудим нудить себя нужно , только тогда Господь нам откроет возможность какие-то свои прошения излиять. И опять же прошения должны быть не о каких-то вещественных благах. Мы должны понимать, к кому мы обращаемся.
Мы обращаемся к Творцу, и поэтому прошения наши должны быть соответствующие Тому лицу, к Которому мы обращаемся. Мы должны молиться о спасении, о даровании нам каких-то духовных даров, той же молитвы, видении своих грехов, которых мы подчас не замечаем или не осознаем. На исповедь приходим, говорим грехи, а не раскаиваемся и снова их повторяем, потому что нет сокрушения о том, что совершаем.
Лествица Великого Поста
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России | Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. |
Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена | Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? |
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий) | Волгоградская епархия | Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. |
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь | Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. |
Лествица Великого поста - презентация онлайн | Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро. |
Неделя преподобного Иоанна Лествичника — Русская вера | В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо. |
«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника
Монашество — своего рода образец, икона, некий предел духовной жизни. По крайней мере, в идеале, а вернее — в норме. Другое дело, что большинство, в силу слабости, от нормы уклоняется. Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет таковых будет немного , но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога. Фото Seif Sallam Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее.
Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник. В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья , но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку! Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней.
Монах читает то же Евангелие. Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке. Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и ближних. Поэтому чтение «Лествицы» для мирянина не менее полезно, чем для чернеца. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков.
Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании. Три последующие — внимательному взгляду внутрь себя, покаянию в совершённых грехах и сердечному сокрушению о приобретённых пороках. Проходя по этим ступеням, мы устраняем барьер греха между нами и Богом и вступаем в молитвенный диалог с нашим Создателем. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного», - писал о смысле раскаяния преподобный Иоанн Синайский. О том, как победить отдельные пороки Раскаяние — это уже немало, но недостаточно.
Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он Моисей успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что Иоанн его зовет. Некоторые недоброжелатели, подстрекаемые завистью, называли святого Иоанна излишне говорливым. Тогда он уклонился в совершенное безмолвие. Порицатели же его, увидев, что заградили источник приснотекущей пользы, превратились в просителей и умоляли его оставить безмолвие. Чуждый прекословия, преподобный Иоанн опять начал наставлять братию правилам иноческой жизни. В неослабных подвигах поста и молитвы, в богомыслии и созерцании провел в пустыне преподобный Иоанн сорок лет. Вопреки своим замыслам, общим желанием братии он был избран игуменом Синайской обители. Кроме дара чудотворений, преподобный Иоанн он был украшен многими дарами Духа Святого, был образцом добродетелей. По просьбе святого Иоанна, игумена Раифского, преподобный Иоанн написал замечательный аскетический труд — «Лествицу», в котором раскрыл 30 степеней духовного восхождения к совершенству. Эта книга стала надежным путеводителем для восхождения к Богу, и многие поколения монахов и благочестивых мирян черпали из нее наставления и руководство в духовной жизни. На «Лествицу» ссылались как на лучшую книгу для спасительного руководства многие святые, воссиявшие в Православной Церкви — преподобные Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, старец Паисий Величковский , старцы Оптиной пустыни и многие другие.
Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» Мф. Вот куда возводит и чем кончается священная лествица! И вот эту-то картину хочет живописать ныне в уме нашем Святая Церковь и, конечно, не любопытства ради или празднословия, а ради того, чтобы дать нам побуждение и возможность осмотреть добросовестно самих себя и определить неошибочно — где же стоим мы и какую занимаем степень? Вступили ли на лествицу и, вступивши, далеко ли взошли, высоко ли поднялись от земли и виден ли хоть сколько-нибудь последний конец восхождения? Конечно, численно определить степень свою может быть трудно и даже невозможно, но нетрудно определить степени, резкими чертами отличающиеся. Какой труд определить, например, первую свою степень? Кто не в состоянии дать определительный ответ, покаялся ли он и положил ли твердое намерение угождать Господу? Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им? Так что же мы с вами скажем, братие? Стали ли на лестницу? Сделали ль хоть этот шаг? Пусть ответит на сие совесть каждого. Я же приложу, что хоть шаг только кто сделал — все хорошо. Он уже на лестнице, уже на добром пути. Пусть много еще надо трудиться, пока покажутся в нем ясные следы совершенства, но начало положено. Не ослабевай только и не ленись по мере сил подвигаться вперед. Благословенно будет шествие твое и, если будет постоянно и неуклонно, несомненно увенчается успехом. Так хорошо хоть это. Но то дурно, если еще и первый шаг не сделан, если кто предан страстям и отстать от них не думает или и думает, но все отлагает день от дня, или, жалея свою страсть любимую, хочет заменить ее каким-либо добром, не отказываясь от нее, или, не имея резких страстей и порочных дел, живет, однако же, как живется, не радея о чистоте сердца. Все такие и подобные им не на добром пути стоят, еще не вступили на лестницу, возводящую к Богу, и им предлежит сделать сей первый шаг. Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Вот это и поспешите сделать все, кому сие надлежит еще сделать. А потом усугубьте усердие заняться исправлением себя и утверждением в себе добрых навыков. Ведь другие не стоят, а всё идут.
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Лествица Великого поста. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное.
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника
Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии. Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов.
Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют. Существует другое безмолвие, которое необходимо как монаху, так и светскому человеку: это безмолвие внутреннее, т. При этом человек углубляется в самого себя, разбирается в своих мыслях и действиях, пребывает в непрестанной молитве и памятовании о Боге.
Каждая седмица имеет определенный смысл и символику. Великопостный устав жизни В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие Причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни. Первая седмица Великого поста 14—20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя. Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая соборная и апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения. Вторая седмица 26 марта, 2 и 9 апреля — субботы поминовения усопших. В эти дни Святая Церковь возносит молитвы обо всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела. Вторая Неделя Великого поста — память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. Третья седмица 3 апреля. Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносится Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. Четвертая седмица Как и предыдущая, эта седмица называется Крестопоклонной. Четвертая Неделя Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего в VI в. Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу.
Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря память в Сырную субботу , и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству.
Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу?
На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте.
Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Даже мощей преподобного не осталось.
А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти 30 марта выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. Он был не просто выдающийся аскет. Он был сдержан даже в своем аскетизме.
Он не накладывал на себя никаких лишних постов, смиренно подчиняясь уставу — он вкушал все, что было разрешено, но умеренно. Он не отказывался от сна вовсе а такие примеры в истории Церкви есть — преподобный Силуан Афонский , например, никогда не ложился, лишь дремал сидя , но спал ровно столько, чтобы сохранять работоспособность и трезвость ума. Это то, к чему все мы призваны — к непрестанной молитве и безмерной любви к Богу. Для того нам и дан устав Великого поста: чтобы ради Него мы учились молиться, смиряли себя не столько даже ограничениями в пище нельзя сказать, что постная пища невкусна или малопитательна — было бы желание, любая хозяйка может приготовить замечательную постную трапезу , сколько подчинением себя данным Церковью правилам. Практическая польза от уставных богослужений и рациона питания — это тема для отдельного обсуждения, здесь не вполне уместного. Лестница приоритетов Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви.
Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности».
Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.
Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними.
Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане!
Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Но разве не требуется то же самое и от светского человека? А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей? Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника
Бесстрастие есть сердечное небо ума, есть небесная палата Небесного Царя. Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» Мф. Вот куда возводит и чем кончается священная лествица! И вот эту-то картину хочет живописать ныне в уме нашем Святая Церковь и, конечно, не любопытства ради или празднословия, а ради того, чтобы дать нам побуждение и возможность осмотреть добросовестно самих себя и определить неошибочно — где же стоим мы и какую занимаем степень? Вступили ли на лествицу и, вступивши, далеко ли взошли, высоко ли поднялись от земли и виден ли хоть сколько-нибудь последний конец восхождения? Конечно, численно определить степень свою может быть трудно и даже невозможно, но нетрудно определить степени, резкими чертами отличающиеся. Какой труд определить, например, первую свою степень? Кто не в состоянии дать определительный ответ, покаялся ли он и положил ли твердое намерение угождать Господу? Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им? Так что же мы с вами скажем, братие? Стали ли на лестницу?
Сделали ль хоть этот шаг? Пусть ответит на сие совесть каждого. Я же приложу, что хоть шаг только кто сделал — все хорошо. Он уже на лестнице, уже на добром пути. Пусть много еще надо трудиться, пока покажутся в нем ясные следы совершенства, но начало положено. Не ослабевай только и не ленись по мере сил подвигаться вперед. Благословенно будет шествие твое и, если будет постоянно и неуклонно, несомненно увенчается успехом. Так хорошо хоть это. Но то дурно, если еще и первый шаг не сделан, если кто предан страстям и отстать от них не думает или и думает, но все отлагает день от дня, или, жалея свою страсть любимую, хочет заменить ее каким-либо добром, не отказываясь от нее, или, не имея резких страстей и порочных дел, живет, однако же, как живется, не радея о чистоте сердца. Все такие и подобные им не на добром пути стоят, еще не вступили на лестницу, возводящую к Богу, и им предлежит сделать сей первый шаг.
Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Вот это и поспешите сделать все, кому сие надлежит еще сделать. А потом усугубьте усердие заняться исправлением себя и утверждением в себе добрых навыков.
Чтец Андрей читает Апостол Видео. Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о. Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26. Андрей напомнил прихожанам житие прп. Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о.
Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".
Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей.
Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг? Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое.
Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится.
Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения. Почему у святого Лествичника изображение сего труда кончается двадцать шестой уже степенью. Чему он здесь не учит, против какой страсти не вооружается! Вооружается против гордости и тщеславия, хитрости и лукавства, сребролюбия и любостяжания, чревоугодия и нецеломудрия, многословия и злословия, гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, лености и сонливости, малодушия и боязливости и прочего. Научает смирению, незлобию, мужеству, бдению и усердию к молитве, нестяжательности, целомудрию, воздержанию, кротости, благоразумному молчанию, послушанию, памяти смертной, плачу, мягкосердию и прочему. Искоренение всякой страсти и насаждение противоположной добродетели составляет особую степень, которую надобно пройти, чтоб приступить к следующим.
Во всем этом есть свои чин и порядок, для всякого, впрочем, свой, о которым узнает он, однако ж, уже на самом деле. Благая решимость угождать Богу рождает труды.
Никто ни один грех победить сам не может. Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого». И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто. Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе, и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться.
Господи, сделай что угодно, только спаси». И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет и вода фонтаном начнет бить. Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу. Это уже лукавство, потому что никогда искушение не бывает сильнее человека. Искушение бывает ровно настолько, насколько человек может его победить. И если он обратится к Богу, то Господь ему тут же поможет, тут же пройдет всякое желание греха, тут же человек избавится. Вот в тебе все кипит, прямо не можешь терпеть — помолись Богу: «Господи, меня гнев душит, раздирает на части, помоги, видишь, Господи, в каком я сатанинском состоянии нахожусь». И Господь сразу поможет, гнев утихнет, успокоишься сразу, посмотришь на себя со стороны и облегченно вздохнешь: слава Богу, бес вышел. Надо нам стараться идти не на поводу у своих страстей, которые возбуждаются от геенны, а, наоборот, стараться в себе христианские добродетели воспитывать.
Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который учит нас, как восходить от греха к добродетели, и читалось Евангелие о заповедях блаженства. То есть когда ты приобретешь смирение, тогда будешь блажен; у смиренного нет скорбей, у него за все слава Богу, он рад всему, потому что с ним Бог. Некоторые говорят: во всем грешен; а завтра опять: во всем грешен. И спят спокойно, не ворочаются, их не беспокоит, что их бесы дерут, наплевать на то, что они в геенну огненную пойдут. Во всем грешен, и ладно. А человек должен с грехом бороться. Поэтому надо плакать оттого, что мы во всем грешны, нужно стараться прилагать все силы души, ума, тела для того, чтобы победить грех, нужно вопить к Богу день и ночь о помиловании, о прощении, о том, чтобы Он нас избавил от греха. А у нас этого нет. Хорошо еще человек хоть в праздник придет в церковь, но и то стоит, как будто он всех тут облагодетельствовал: ты меня не толкай, здесь у вас душно, да у вас тут что-то не так происходит — считает, что он милость оказал, пришел, хотя по нашим грехам нас и близко-то подпускать нельзя к такой святыне, которой мы пользуемся. Поэтому нам нужно жаждать праведной жизни, жаждать чистоты; все силы употребить, чтобы освободить душу от греха, возненавидеть свою зависть, раздражительность, гневливость, злобу, блудность, немолитвенность.
Всю эту нечистоту, помойку, в которой мы пребываем, надо от всей души возненавидеть — тогда можно очиститься от греха. А то мы с ним сжились, срослись, и многие дошли до того, что так и говорят: на мне нет ни одного греха. Это значит, что человек просто мертв душой. Так покойника коли иглой — он ничего не чувствует. То есть душа настолько осатанела уже, что не видит и не слышит. И это в большей или меньшей степени с каждым из нас происходит. Нам присуща тяга к сладости греховной. А это бессмысленно, это только дьявол манит: согреши — и получишь блаженство. На деле от греха никакого блаженства нет, наоборот, самые страшные последствия. Допустим, гнев обуял человека, и он хочет сорвать свою злобу.
Ну, сорвал. Хорошо тебе от этого? Нет, не хорошо, на душе тошно, и человека оскорбил или в собственной семье скандал затеял, живи теперь в этом скандале. Не лучше ли было потерпеть? Уйти в ванную, задвижку задвинуть, упасть на пол: «Господи, помоги мне, утешь меня, успокой». Все, отошел бес — слава Богу, личико умыл, полотенчиком вытер, вышел, глазки ясные, все спокойно». Зачем же «зреть мне свои прегрешения»? Неужели, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъедают душу. Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы исцелить!
Этого просим мы, взывая: «Даруй ми зрети моя прегрешения! Даруй же мне «зрети моя прегрешения», проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда! Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». Будем помнить слова святого Иоанна Лествичника, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он — пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
И с надеждой, последуем этому совету — прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная». Митрополит Антоний Сурожский. Только подвиг христианский и молитва к Богу — вот два орудия нашего спасения, которые нас могут управить в Царствие Небесное. Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1: Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Житель пустыни — ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв Небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление. Тропарь святому Иоанну Лествичнику, глас 8: Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4 Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, твоя Божественныя добродетели, к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение.
Тем моли Христа Бога, да спасет души наша. Перевод: Как Божественную лестницу, обрели мы, Иоанн преподобный, твои Божественные добродетели, к Небесам возводящие нас, ибо ты был образцом добродетелей. Потому моли Христа Бога о спасении душ наших. Кондак святому Иоанну Лествичнику, глас 1: Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. Перевод: Неувядаемые плоды принося от твоей книги поучений, премудрый, услаждаешь сердца бдительно внимающих им, блаженный, ибо они - лестница, возводящая души всех, с верой почитающих тебя, от земли к Небесам и пребывающей там славе. Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, глас 4: На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш. Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли. Величание: Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтим святую память твою наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Молитва преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.