В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета | Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. |
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского | "Хованщина". Фильм-опера по скому (1959). В основе драмы — стрелецкий бунт 1682 года. |
Хованщина - Khovanshchina | Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. |
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. это быстро, легко и просто. 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина. опера хованщина скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.
Мусоргский: Хованщина
Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Мусоргский изучал историческую литературу и использовал сюжеты из романа Шпильгагена и драмы Островского. Критик Владимир Стасов сыграл важную роль, предложив либретто и оказав влияние на Мусоргского в процессе создания оперы.
Это описание знаменитого фрагмента авторства Модеста Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».
Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Мусоргский создавал его в 1873 —1874 годах. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. А на странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года. Не имея литературного первоисточника, композитор черпал материалы для либретто в подлинных документах XVII века и исторических исследованиях. Работа растянулась на восемь долгих лет.
Сегодня "Хованщина" идет в театре в постановке Лео нида Баратова и Фед ора Фе доровского новая сценическая версия 2000 года возобновлена Юри ем Александровым. Интуитивное постижение исполнителями жизненной силы оперы передавалось едва ли не в каждой сцене спектакля. Пронзителен финал "Хованщины" - сцена самосожжения раскольников в лесном скиту. Этот трагический исход - спор тела и души, противостояние жизни и смерти венчает музыкальную драму. Валери й Гергиев зараз ил своей кипучей энергией солистов, хор и оркестр. Его неукротимая воля и экспрессия передавались не только исполнителям, но и завороженной публике, которая устроила по окончании спектакля долгие овации!
Валерий Гергиев: "Спек такль в классической постановке Леонида Баратова и офор млении художника Федора Федоро вского мы бережно сохраняем в репертуаре Мариинского театра вот уже более 70 лет, с огромным успехом показывали его по всему миру. Он не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер. Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования".
А на странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года.
Не имея литературного первоисточника, композитор черпал материалы для либретто в подлинных документах XVII века и исторических исследованиях. Работа растянулась на восемь долгих лет. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Переработанная и оркестрованная композитором Римским-Корсаковым «Хованщина» вышла в свет в 1883 году, премьера оперы состоялась 9 февраля 1886 года в Петербурге. Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, что при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского.
Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Хованщина, действие I сцена 1: "Подойду, подойду под Ивангород". Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. опера хованщина скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ».
Хованщина - Khovanshchina
Три девушки стояли у черты. Хованщина (Ида Рапайкова) / Проза.ру | Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. |
Хованщина | OperaHD | Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». |
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета | Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. |
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове | Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. |
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности.
Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды.
Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.
Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.
Поляна в глухом бору.
Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет. Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть. Шакловитый торжествует над поверженным врагом. Вторая картина. Красная площадь. Медленно движется печальный поезд — везут в ссылку князя Голицына. Скорбит, не видя выхода, другой представитель старой Руси, Досифей.
Появляется Андрей Хованский, еще не знающий ни о смерти отца, ни о полной неудаче заговора, гневный и нетерпеливый. Марфа рассказывает ему обо всем, и присмиревший, испуганный Андрей молит ее укрыть его, спасти. Начинается траурное шествие стрельцов к месту казни. В последний миг приходит помилование, петровцы торжественным маршем проходят в Кремль. Пятое действие. Поляна в глухом лесу, перед раскольничьим скитом. Досифей в мрачном раздумье. Все пропало — раскольники окружены петровцами; лучше погибнуть от своей руки, чем сдаться врагам.
Театральная газета «Новости сезона» прокомментировала премьеру, отметил исполнение хора без натянутости, присущей обыкновенным хорам: «Они живут и дышат, картины выхвачены из народной жизни [106] ». Исполнение хора с положительной точки зрения отметил Цезарь Кюи , поставив его на первое место, даже выше партии Фёдора Шаляпина в роли Досифея [103]. Владимир Стасов отметил прекрасные декорации, лучшей среди которых назвал «Стрелецкую слободу», которая «истинно воскрешает старую Москву, с пушками на неуклюжих колодках вместо лафетов, с тыном вокруг всей слободы, с перспективой древней Москвы и её мостов, с богатою палатою стрелецкого главы князя Хованского, разукрашенной майоликами, и с неуклюже и грубо нагромождёнными избами и клетями самих стрельцов». Аналогично он высказался и о декорациях скита раскольников. Помимо Стасова, похожим образом высказывались и другие рецензенты [107] Тем не менее, в воспоминаниях Василия Шкафера успех оперы является «средним», так как, во-первых, публика ещё не привыкла «разбираться в красотах русской музыки», а во-вторых, некоторые впервые получившие сложное задание артисты ещё не смогли в совершенстве овладеть требованиями, которые ставит подобного рода постановка [35]. Постановщик Пётр Мельников в письме Мамонтову также критиковал исполнителя старика Хованского: «У Вас нет Хованского… Только первый выход у Бедлевича интересен, и это дело Ваших рук; в каждом жесте я вижу Вас, а есть моменты, где были на сцене Вы сами, собственной своей фигурой.
Но этот выход исчерпывает собою весь интерес исполнения Бедлевича. Вся же остальная роль — это просто жирная свинья, а не Хованский. Поёт же Бедлевич невозможно скверно». По его мнению, стоило найти «переходную степень от одного костюма к другому» [103]. Премьеры в государственных театрах[ править править код ] Страница журнала « Искра », посвящённая постановке оперы в Мариинском театре 1911 После того как в Париже опера «Борис Годунов» вызвала огромный интерес, государственные театры стали задумываться о том, чтобы показать «Хованщину» [91]. Премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась 7 20 ноября 1911 года [35] , режиссёром был Фёдор Шаляпин, который, как и четырнадцать лет назад, исполнял партию Досифея.
Его постановка не отличалась новаторскими идеями; своей целью он считал создание единого целого из элементов спектакля. Музыковед Исай Кнорозовский в журнале «Театр и искусство» писал, что грим у Шаляпина — такое же художественное произведение, как декорации Васнецова и Нестерова. Дирижёр Альберт Коутс тесно сотрудничал с Шаляпиным и соглашался на необходимые, по его мнению, оттенки [108]. Дирижёр Даниил Похитонов вспоминал о работе Шаляпина над постановкой оперы в Мариинском театре как о «самом замечательном периоде его артистической и режиссёрской деятельности». В спектакле были задействованы такие известные исполнители, как Иван Ершов , Павел Андреев , Василий Шаронов , и при этом в процессе постановки не возникло ни единого конфликта между ними.
Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 года: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться». Фрагмент очерка В. Стасова «Модест Петрович Мусоргский»: Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Первый сюжет предложил ему я весной 1872 года.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы. «Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск.
Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
началу царствования Петра. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г., но умер, оставив незавершенными II д. и финал и инструментовав лишь немногие фрагменты.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Постановка объединила в зале слушателей разных поколений. Не менее внимательно слушали оперу молодые псковичи. Елена — студентка Псковского колледжа искусств. Опера знакома ей по звукозаписям, но вживую девушка слушает ее впервые. Сегодняшний концерт полезен мне и с точки зрения педагогической практики». На наш вопрос о том, зачем оперное искусство молодежи, студентка отвечает, что это важно для общего уровня культуры, знания истории и своих корней. Самой яркой сценой для меня стал финал оперы. Он затронул какие-то струны в душе, я чуть не расплакалась. Это, наверное, то, что называют катарсисом.
А может, это любовь к своей родине. В общем, я нахожусь под сильнейшим впечатлением». Девушка считает, что слушать оперу — это серьезный интеллектуальный труд, усилия, которые возвращаются сторицей. Очень зрелищно, очень эпично и масштабно, я насладилась вокалом, музыкой, актерской и исполнительской игрой. Больше всего меня впечатлили массовые сцены. А еще я очень люблю моменты, когда артисты выходят на поклон. Когда зал аплодирует, все воодушевлены в едином порыве, приятно быть частью этого благодарного сообщества». Финальная постановка Фестиваля русской музыки в Пскове стала своеобразной квинтэссенцией всей его программы.
Мелодичные арии, хоровые номера, балетные эпизоды, оркестровые картины, народные мотивы, духовные песнопения — все это подарил псковскому слушателю юбилейный фестиваль.
Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы. Смена картин происходит молниеносно, что позволяют выполнить трансформируемые декорации.
Живое, деятельное участие в работе принимал Владимир Васильевич Стасов, которому Мусоргский и посвятил свое творение. Остальные ответы.
А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать.
Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции.
Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются. В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация. Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский.
«Хованщина»
- THE PROBLEM OF THE FINALE OF "KHOVANSHCHINA" IN THE MIRROR OF MODEST MUSSORGSKY'S EPISTOLARY LEGACY
- Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
- Хованщина: стрельцы против Софьи
- М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина" - 26 треков. Слушать онлайн
Шедевры оперы
Посем здравствуй, свет мой, о Христе на веки неищетные. И из другого письма: «Батюшка мой платить за такие твои труды неисчетные радость моя, свет очей моих, мне веры не иметца, сердце мое, что тебя, свет мой, видеть. Велик бы мне день той был, когда ты, душа моя, ко мне будешь, еслибы мне возможно было, бы единым днем тебя поставила перед собою. Письма твои, врученны Богу, к нам все дошли в целости из под Перекопу… Я брела пеша из Воздвиженскова, толко подхожу к монастырю Сергия Чудотворца, к самым святым воротам, а от вас отписки о боях: я не помню, как взошла, чла идучи, не ведаю, чем его света благодарить за такую милость его и матерь его, пресвятую Богородицу, и преподобного Сергия, чудотворца милостиваго…» Орфография цинично сохранена впрочем, это семейное — у братца ее правильнописание тоже хромало.
Письма, очевидно, писаны из крымских походов, о которых мы еще поговорим. Далее следует очень мутная сцена с лютеранским Пастором впрочем, ее часто купируют. Сразу после расшаркиваний, поклонов и реверансов Пастор разражается аццкой фразой: ПАСТОР Злоба и ненависть, презренье и мщенья жажда, целый мир проклятых противоречий терзают сердце мое.
О как! Когда же Голицын участливо осведомляется, в чем дело, святой отец сообщает, что сегодня на площади князь Хованский junior обидел девушку каков негодяй! O mores!
Голицыну, разумеется, об этом уже докладывали, и он, разумеется, сразу встал на сторону угнетенной: ГОЛИЦЫН Видите, гер пастор, о, прошу вас, успокойтесь; не могу входить я в дело частное Хованских. Достойный служитель культа немедленно успокаивается и плавно переходит к следующему вопросу не исключено, что заступничество за Эмму было лишь отвлекающим маневром. ПАСТОР Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены.
Если не врет Педивикия, к тому времени в Немецкой слободе было уже две лютеранских церкви — Михаила и Петра и Павла. Что такого ужасного в постройке третьей — не пойму. Вообще складывается впечатление, что ради красного словца этой фразы Голицына вся сцена и писалась.
Впрочем, не будем забегать вперед — дальше будет еще хуже. Приходит Марфа, раскладывает карты растопляет воск и предрекает Голицыну дальнюю дорогу и казенный дом. Князя это неприятно удивило хотя для фаворитов такой финал более чем обыкновенен, и Голицын, как образованный человек, не мог этого не знать и он немедленно приказывает утопить гадалку в болоте, «чтобы сплетни не вышло».
Более разумный и взвешенный поступок сложно себе представить. Далее Князь поет речитатив, в котором повествует о своих политических заслугах перед Россией. Покончил с боярскими "местами" - то есть упразднил местничество — систему распределения должностей согласно знатности рода, типичный средневековый атавизм.
Отменено 12 января 1682 года указом Федора Алексеевича по инициативе Голицына. Сношения с Европою упрочил — нестыковочка. Начальником Посольского приказа то есть министром иностранных дел Голицын станет только в 1683 году.
ГОЛИЦЫН Когда, в главе полков, испытанных в боях, Надменность сбил я заядлому шляхетству… Интересно, каким образом он сбивал надменность шляхетства, воюя исключительно против турок и крымских татар? Да и больше преуспел в дипломатии, чем в военных действиях: "Умелой дипломатической деятельностью в крымских владениях, Запорожье, ближайших областях османского владычества князь свел фактические военные действия на нет. Осенью полномочные послы В.
Тяпкин и Н. Зотов начали мирные переговоры в Крыму, увенчавшиеся 13 января 1681 года Бахчисарайским миром. За благоприятный исход мирных переговоров князь Василий был пожалован царем Федором Алексеевичем большими земельными владениями".
По Андрусовскому перемирию с Польшей 1667 года к России действительно отошли значительные территории в частности, правобережная Украина с Киевом , но Голицын к этому никакого отношения не имел. Подписывал он «Вечный мир», закрепивший итоги перемирия, но будет это 26 апреля 1686 года, то есть 4 года спустя. Спаси бог!..
Мы теперь своих местов лишились. Ты же сам нас удалил, князь, с холопьем поравнял; где присесть прикажешь? Намек на отмену местничества см.
Уж не с татар ли ты пример берешь? Вроде прабабка Голицына была татаркой, так что намек весьма оскорбителен. Впрочем, за ним тоже не заржавеет: ГОЛИЦЫН Хотя и знал я, что вам завиден был боярин тот, что, помните, при царе Алексии за «место» обиделся гораздо и за трапезой затискался под стол, горючими слезами обливаясь и хныча, точь-в-точь наказанный ребенок.
Туда, под стол, тишайший царь велел боярину совать и мед, и яства… Неужели описан реальный случай? К сожалению, ничего о нем не знаю. Такая наглось не может остаться без ответа.
Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я. Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю?
Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься? Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил? Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс.
Впрочем, официально это плюходейство было подано как великий триумф русского оружия: "Правительница сделала, что могла, чтобы изгладить тягостное впечатление, произведенное вторичным фиаско её любимца, и заставить молчать злые языки; в грамоте на имя Голицына она официально признала поход победоносным и осыпала все войско, от генерала до последнего рядового, наградами". Петр потом ему это припомнит. Но так как Хованский — не Марфа и не может знать, что случится через пять лет, скорее всего, он намекает на Чигиринские походы 1674 и 1678 годов — тоже не очень успешные.
Опять появляется Досифей и опять пытается призвать к порядку. Между делом выясняется, что он — удалившийся от суеты мирской князь Мышецкий впрочем, это место тоже часто купируют — чтобы у бедных слушателей окончательно не взорвался моск. Гугль знает двух Мышецких — Андрея и Симеона Дионисиевичев родные братья?
Но первому на момент бунта было только 18 лет, второй же вообще едва появился на свет. Значит, подразумевается третий Мышецкий? Оказывается, был еще Петр Иванович Мышецкий, единственным известным мне фактом жизни которого было самосожжение в 1690 году.
Похоже, это он и есть. Далее начинается продуктивная дискуссия слепого, немого и глухого — все трое самозабвенно несут какую-то ересь, и никто никого не слушает. Ну что ж, веди на нас Теута с ополчением бесовским его.
Изволь, разводи и у нас прохлады и танцы, дьяволу в угоду. Не знаю, действительно ли Голицын учился за рубежом кажется, нет , но образован он был прекрасно — в частности, владел немецким, греческим и латынью. Разумеется, был ярым западником и ненавидел все русское.
Теутом русские староверы называли ложного по их мнению бога — сатанинского идола католической и протестантской Теологии. Сравните с польским трактатом «Против человека, всечестнаго Божия создания, завистное суждение и злое поведение проклятаго демона»: «Люцифер посла и в нашу страну целой полк демонов или паче тьму ловити и приводити во многая любострастия, а паче в гордость и в пианство, в прохлады и танцы». Голицын хорошо относится к немцам тевтонам — следовательно, продался Сотоне.
Досифей переключается на Хованского и его стрельцов. Маммон - демон скупости и богатства. По народным поверьям, он первым научил людей разрывать землю, чтобы похищать оттуда сокровища.
Велиал - в Библии демоническое существо, дух небытия, разврата, разрушения. В Новом Завете апостол Павел спрашивает: «Kакoe общение праведности с беззаконием? Какоe согласие между Христом и Велиаром?
Эх, Тараруй ты, Тараруй! Буквально — пустомеля. Действительно, Хованский тайно держался старообрядства как и многие стрельцы , и теперь, пользуясь оживлением раскольников, решил половить рыбку в мутной воде.
Он встречался с их лидерами, принимал челобитные и в конце концов организовал всенародные прения о вере 5 июля. Возможно, что на дворе как раз это число и раскольники возвращаются после дискуссии из Кремля.
Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие.
Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.
Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей.
Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому. Хованский и Досифей — разные люди.
Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы.
И если в европейской традиции такая разница заложена только диапазоном, то в русской — меццо-сопрано имеет более глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный по сравнению с центральным и высоким сопрано. Меццо-сопрано — это Марина Мнишек опера М. Мусоргского «Борис Годунов» , Любаша опера Н.
Девушки согласно действу оперы становятся невольными конкурентками за сердце молодого Хованского. Причем любовный треугольник создает своим поведением именно княжич Андрей, бросив горячо любившую его русскую раскольницу ради немецкой девушки. Национальность героинь, думается, имеет неслучайный характер. Эмма, как видно из повествования, скромная, не умеющая за себя постоять под натиском грубости и варварства русского барчука, пугающаяся действительности в чужой стране, с непонятными и угрожающими жизни порядками, где человек, убивший её отца, издевавшийся над матерью, изгнавший жениха, способен лаской и угрозами добиваться расположения и близости.
Марфа, как пламень и лед, не похожа на вожделенный Андреем образ избранницы сердца. Выросшая среди русского народа девушка , не смотря на религиозность и безропотное подчинении обстоятельствам и старшим, способна дать отпор взбешённому мужчине, который не понимает и не принимает слов: нет и нельзя. Марфа не только имеет при себе такой же подходящий для обороны нож, как и у барского сынка, но и способна его применить, отражая угрозу жизни, что своей, что незнакомой ей немецкой девушки. Заметим, что привычка брать понравившееся силой заложена в обоих Хованских: и в отце, и в сыне.
Причем, в своих амбициях и притязаниях ни один не готов уступить не только кому бы то ни было, но и друг другу. Большого труда стоит Игумену Досифею вразумить князей на противостояние не друг другу, а разрушителям исконной русской христианской веры. И с той же запальчивостью, которая только что была явлена в противоборстве за тело Эммы, больший Хованский готов расправиться с врагами православия. О сыне же его можно сказать только одно в создавшемся историческом конфликте: молодому человеку ни до чего нет дела, кроме собственных желаний и прихотей.
Ни отец «батька» московских стрельцов, ни его сынок симпатий у Эммы вызвать не могут. Тогда в чем причина её общения с такими ужасными людьми? Лютеранский пастор. Как за Марфой стоит Досифей, указующим персом и защитой от коварства мира, так за Эммой — её духовник.
Жалуясь Василию Глицину на недостойное поведение князей Хованских по отношению к его прихожанке лютеранский священник использует это как повод для выказывания совершенно недвусмысленного прошения, смогущего загладить в глазах немецкой паствы такое оскорбление: - Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены. Девушка из немецкой слободки , чудом избежавшая смерти от рук вожделевших её негодяев - становится в глазах духовника разменной монетой для интриги, в качестве откупного — разрешение на возведение лютеранской церкви. Да, кстати: сегодня я жду к себе на совещанье Хованского, senior, и, что важно, Досифея; встреча с ними удобна ли вам будет, скажите? Разумеется, не удобна.
Но настанет время — немецкая слободка вспомнит этот ответ. Придет день и час Эммануила, в переводе звучащем, как Эмма — с нами бог. Три девушки стояли у черты. И можно порадоваться за удачный подбор исполнительниц партий, либо напротив - остаться равнодушным или недовольным.
Сношения с Европою упрочил — нестыковочка. Начальником Посольского приказа то есть министром иностранных дел Голицын станет только в 1683 году. ГОЛИЦЫН Когда, в главе полков, испытанных в боях, Надменность сбил я заядлому шляхетству… Интересно, каким образом он сбивал надменность шляхетства, воюя исключительно против турок и крымских татар? Да и больше преуспел в дипломатии, чем в военных действиях: "Умелой дипломатической деятельностью в крымских владениях, Запорожье, ближайших областях османского владычества князь свел фактические военные действия на нет.
Осенью полномочные послы В. Тяпкин и Н. Зотов начали мирные переговоры в Крыму, увенчавшиеся 13 января 1681 года Бахчисарайским миром. За благоприятный исход мирных переговоров князь Василий был пожалован царем Федором Алексеевичем большими земельными владениями".
По Андрусовскому перемирию с Польшей 1667 года к России действительно отошли значительные территории в частности, правобережная Украина с Киевом , но Голицын к этому никакого отношения не имел. Подписывал он «Вечный мир», закрепивший итоги перемирия, но будет это 26 апреля 1686 года, то есть 4 года спустя. Спаси бог!.. Мы теперь своих местов лишились.
Ты же сам нас удалил, князь, с холопьем поравнял; где присесть прикажешь? Намек на отмену местничества см. Уж не с татар ли ты пример берешь? Вроде прабабка Голицына была татаркой, так что намек весьма оскорбителен.
Впрочем, за ним тоже не заржавеет: ГОЛИЦЫН Хотя и знал я, что вам завиден был боярин тот, что, помните, при царе Алексии за «место» обиделся гораздо и за трапезой затискался под стол, горючими слезами обливаясь и хныча, точь-в-точь наказанный ребенок. Туда, под стол, тишайший царь велел боярину совать и мед, и яства… Неужели описан реальный случай? К сожалению, ничего о нем не знаю. Такая наглось не может остаться без ответа.
Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я. Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю? Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься?
Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил? Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс. Впрочем, официально это плюходейство было подано как великий триумф русского оружия: "Правительница сделала, что могла, чтобы изгладить тягостное впечатление, произведенное вторичным фиаско её любимца, и заставить молчать злые языки; в грамоте на имя Голицына она официально признала поход победоносным и осыпала все войско, от генерала до последнего рядового, наградами". Петр потом ему это припомнит.
Но так как Хованский — не Марфа и не может знать, что случится через пять лет, скорее всего, он намекает на Чигиринские походы 1674 и 1678 годов — тоже не очень успешные. Опять появляется Досифей и опять пытается призвать к порядку. Между делом выясняется, что он — удалившийся от суеты мирской князь Мышецкий впрочем, это место тоже часто купируют — чтобы у бедных слушателей окончательно не взорвался моск. Гугль знает двух Мышецких — Андрея и Симеона Дионисиевичев родные братья?
Но первому на момент бунта было только 18 лет, второй же вообще едва появился на свет. Значит, подразумевается третий Мышецкий? Оказывается, был еще Петр Иванович Мышецкий, единственным известным мне фактом жизни которого было самосожжение в 1690 году. Похоже, это он и есть.
Далее начинается продуктивная дискуссия слепого, немого и глухого — все трое самозабвенно несут какую-то ересь, и никто никого не слушает. Ну что ж, веди на нас Теута с ополчением бесовским его. Изволь, разводи и у нас прохлады и танцы, дьяволу в угоду. Не знаю, действительно ли Голицын учился за рубежом кажется, нет , но образован он был прекрасно — в частности, владел немецким, греческим и латынью.
Разумеется, был ярым западником и ненавидел все русское. Теутом русские староверы называли ложного по их мнению бога — сатанинского идола католической и протестантской Теологии. Сравните с польским трактатом «Против человека, всечестнаго Божия создания, завистное суждение и злое поведение проклятаго демона»: «Люцифер посла и в нашу страну целой полк демонов или паче тьму ловити и приводити во многая любострастия, а паче в гордость и в пианство, в прохлады и танцы». Голицын хорошо относится к немцам тевтонам — следовательно, продался Сотоне.
Досифей переключается на Хованского и его стрельцов. Маммон - демон скупости и богатства. По народным поверьям, он первым научил людей разрывать землю, чтобы похищать оттуда сокровища. Велиал - в Библии демоническое существо, дух небытия, разврата, разрушения.
В Новом Завете апостол Павел спрашивает: «Kакoe общение праведности с беззаконием? Какоe согласие между Христом и Велиаром? Эх, Тараруй ты, Тараруй! Буквально — пустомеля.
Действительно, Хованский тайно держался старообрядства как и многие стрельцы , и теперь, пользуясь оживлением раскольников, решил половить рыбку в мутной воде. Он встречался с их лидерами, принимал челобитные и в конце концов организовал всенародные прения о вере 5 июля. Возможно, что на дворе как раз это число и раскольники возвращаются после дискуссии из Кремля. Пререкохом никоньянцев и препрехом!
В реале было так: «Раскольники вышли со всеми своими налоями, книгами, образами и кричали во все горло, подымая два пальца вверх: «Победихом! Вот как веруйте! Расколоучители остановились на Лобном месте и стали поучать народ, а оттуда отправились в церковь Спаса в Чигасах, отслужили со звоном благодарственный молебен и потом уже разошлись по домам». Правда, Хованский принимал в прениях самое живое участие — уговаривал Софью устраниться от дебатов, провожал патриарха в Кремль и без сомнения присутствовал в Грановитой палате — то есть, никак не мог быть в тот день у Голицына.
Но это мелочь, конечно. Вбегает Марфа, спасенная Божественным Провидением «потешными» Петра. Опять неувязочка: потешные полки Петр заведет только год спустя в селе Преображенском, да и состоять они будут на первых порах исключительно из его сверстников. Царевна велела весть вам дать.
В Измайловском селе донос прибит: Хованские на царство покусились. Не в Измайловском, а в Коломенском см. Усиленная работа над документами дает себя знать, не иначе. А что сказал царь Петр?
Все стоят в недоумении. Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного.
Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси! Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость. Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили...
Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло.