Последние годы жизни Данте провёл в Равенне, в спокойствии и достатке, у её правителя Гвидо да Полента, «знатока свободных искусств и почитателя людей, одарённых талантами» (Боккаччо). В 2008 году, через 690 лет после смерти Данте правительство Флоренции аннулировало приказ об его изгнании. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Когда 9 лет спустя увидел её снова уже замужней женщиной, увлёкся ею. История его любви описана в наиболее ярком произведении молодого Данте «Новая жизнь» (1283-1292). В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте.
Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери
В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало дорогу в политику. Это как раз было время обострения борьбы между императором и Папой, так что город был снова разделен на две противоборствующие группировки - "черные" во главе с Корсо Донати и "белые", к которым принадлежал Данте. В 1300 году Данте участвовал в почетном посольстве в Сан-Джиминьяно. В том же году он был избран в городской совет, где во всем блеске проявился ораторский дар поэта. Данте становился все большим противником Папы, участвовал в антипапских коалициях. К тому времени "черные" активировали свою деятельность, ворвались в город и устроили погром своим политическим противникам. Данте несколько раз вызывали в городской совет, однако он отказывался идти, так что 10 марта 1302 Данте и ещё 14 "белых" были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, ему пришлось покинуть родной город. Сначала он принимал непосредственное участие в подготовке военного реванша. Но тщетно.
Наступило разочарование в политике, и Данте возвратился к литературе - продолжил создание "Convivio". В годы изгнания он начал писать и труд своей жизни - "Божественную комедию". В ночь с 13 на 14 сентября 1321 года Данте Алигьери скончался в Равенне.
В 1298 году состоялся деловой брак между ним и Джемме Донати. В это время Данте писал песни, восхваляющие Беатриче, а о Джеме он не писал ни слова. В 1296 году Данте начал участвовать в общественной жизни Флоренции, и в 1300 году стал одним из приоров города. В 1302 году Данте вместе со своей партией был изгнан из Флоренции. Только любовь к Беатриче имела для Данте смысл. Еще в 1295 году он написал «Новую жизнь», повесть об обновившей его любви. В годы изгнания Данте становится более строгим.
Грех Адама дает себя знать в том, что алчность людей заражает и само гос-во, теряющее от этого функции справедливости и вступающее в корыстную борьбу с др. Поэтому, полагает мыслитель, нужна 3-я сила, к-рая объединила бы общество и гос-во. На роль примиряющей 3-й силы может претендовать только монархия. По сути она ограничена сильнее, чем какая бы то ни было др. Император стоит выше страстей, у него нет частной заинтересованности, ему принадлежит все и, значит, ничего в отдельности, к чему он мог бы питать пристрастие. С нек-рыми оговорками можно сравнивать этот образ с аристотелевским монархом, с платоновскими философами и стражами, с подеста правителем итал. Константин - первый христ.
Константинов дар еще не была известна Д. Как высший судья и законодатель император обязан вмешиваться в те споры, к-рые нельзя разрешить из-за равенства прав спорящих таковы споры между суверенными гос-вами , и его дело - забота обо всех и о гос-ве в целом. Если же законы и власть употребляются не для общей пользы, то они теряют свой правовой характер, ибо извращается сама природа закона Ibid. Не только справедливость и порядок, но и свобода есть предмет заботы императора. Свобода - «величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу, ибо посредством него мы здесь обретаем блаженство как люди и посредством него же мы там обретаем блаженство как боги» Ibid. Ведь свобода - это существование людей ради самих себя, а не для чего-то другого; но это состояние может обеспечить лишь монарх, у к-рого нет др. Только он может защитить людей от извращенных гос.
Здоровая форма власти для Д. Духовной опорой монарха должен быть философ Ibid. III 16 ; ведь иначе слишком велика была бы опасность произвола и тирании. Главные задачи монарха - защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира. Только мир может дать человечеству то состояние, к-рое в Писании названо «полнотой времен» Еф 1. Только в мирном обществе могут найти себе место справедливость, законность и правда - социальные добродетели, к-рые Д. Но мир возможен тогда, когда человек предельно точно воспроизводит образец, заданный Богом-мироправителем, а для этого нужно, чтобы он отказался от своекорыстия, опираясь на универсальное начало в самом себе.
Монархия, по Д. I 8-9. Мир и справедливость для Д. Это еще и природные и сверхприродные теологические понятия. Мир создан как воплощение благого замысла, предусмотрительность природы не уступает предусмотрительности человека, и потому природные процессы и исторические события как бы соответствуют друг другу в своем внутреннем порядке. Порядок, установленный природой, необходимо сохранять правом» Ibid. Важное следствие из этих дантовских рассуждений заключалось в идее радикального разделения функций папы и императора.
Он не соглашается с теми, кто толковали евангельский текст Лк 22. Фома призывал императоров подчиняться папе, как Самому Христу. Папа, с его т. И хотя монарх должен оказывать ему уважение, подобное уважению Бога Сына к Богу Отцу, они суть равноправные выразители Божией воли. Особую роль в прояснении статуса всемирного монарха играет у Д. Он замечает, что в то время, когда родился Христос, в империи царили мир и благоденствие что указывало на идеальную цель гос-ва , и обращает внимание на одновременность зарождения «Марииного корня», т. Нет сомнения, что всемирное гос-во с центром в Риме Д.
Как избранничество Израиля было переосмыслено христианством как союз Бога с духовным «Израилем», с верующими, так и миссию Рима Д. Такая идеализация была возможна, поскольку политическая структура всемирной империи представлялась ему в виде равноправного союза независимых городов и царств, во внутренние дела к-рых император не вмешивается, оставаясь верховным стражем законности. Ведь Бог строит Свои отношения с верующими не на силе закона, а на основе веры, даруя людям свободу. Четкое различение духовной и политической власти позволит, как считает Д. Духовный авторитет открывает содержательный мир истины и путь к спасению, но он не должен воплощать эти идеалы, прибегая к политической власти. Власть политика дает юридические формы действий и силу для их защиты, но не может предписывать выбор моральных ценностей. Утопия Д.
Августина и Фомы Аквинского; она противостоит теориям франц. Церковь отнеслась к соч. Недостаточно традиц. Ведомый сменяющими друг друга проводниками - Вергилием , Беатриче и Бернардом Клервоским, герой узнает устройство мира, законы посмертного воздаяния, встречается и беседует с многочисленными персонажами истории и современности. В ходе странствия-паломничества автор-герой заново переживает свою жизнь, очищаясь и преображаясь. В богословском аспекте интересна попытка Д. Церкви так, напр.
С небывалой для средневековья смелостью Д. Если лит. Но в конце концов было в общем признано соответствие «Комедии» догматам и традиции католицизма. В Индекс запрещенных книг «Комедия» не попала, и после волны критики и нападок, вызванной идеологией Контрреформации, утвердился подход кард. Роберта Беллармина , к-рый в работе «О противоречиях христианской веры» 1613 , оставляя в тени еретические мотивы Д.
Данте получил хорошее художественное и научное образование. Образование и поэзия Мало что известно о начальном образовании Данте. Предполагается, что он учился дома. Он изучал тосканскую поэзию. Следует заметить, что в те времена Италия состояла из малых феодальных территориальных единиц, поэтому Сицилия культурно и политически была отделена от Тосканы например, как Прованс.
Регионы отличались языком, культурой и не всегда состояли в добрососедских отношениях. Однако есть основания предполагать, что Данте был интеллектуалом с космополитическими взглядами. В краткой биографии Данте Алигьери сообщается информация, что с 1287 года он учился в Болонье. Вместе они возглавили Dolce Stil Nuovo - новое литературное направление. При написании «Божественной комедии» Данте не забыл о своем учителе Брунетто и упомянул о нем. Беатриче Портинаре Нельзя не рассказать об одном из самых важных фактов. В краткой биографии Данте Алигьери упоминается загадочная Беатриче Портинаре. Данте разговаривал с ней всего дважды: когда ему было 9 и 18 лет. Однако видел ее постоянно, так как они вращались в одном обществе. Их встреча стала важной для итальянской литературы, поскольку именно после нее Данте подтолкнул поэтов и писателей раскрыть тему любви.
В 1290 году Беатриче умерла, только после этого он женился на Джемме Донати, девушке из влиятельной семьи. Своей возлюбленной он посвятил замечательный роман «Новая жизнь». О жене нигде не написал ни строчки. Данте обратился к латинской литературе. Затем он посвятил себя философским исследованиям в религиозных школах. Данте принимал участие в спорах между двумя основными монашескими орденами францисканским и доминиканским , которые состоялись во Флоренции. Первый орден отстаивал доктрину мистиков и Бонавентуры, а второй представлял теории святого Фомы Аквинского. Флоренция и политика В жизни Данте нашлось время и для службы в армии. В 1289 году он сражался в битве при Кампальдино с флорентийскими рыцарями. Затем в 1294 году сопровождал Карло Мартелла, пока тот был во Флоренции.
Закон, изданный в 1295 году, гласил, что дворяне, желавшие занять ту или иную государственную должность, должны быть зачислены в какую-либо гильдию. Данте приняли в гильдию врачей и аптекарей.
Данте Алигьери: биография и творчество, самые важные факты
В возрасте 9 лет Данте знакомится со своей главной в жизни музой. Основные даты в жизни Данте 1265, вторая половина мая — Рождение Данте.1277, 9 февраля — Обручение Данте с Джеммой В 1309 году для гибеллинов и Данте занялась заря новой жизни после избрания Генриха Люксембургского. Беатриче — это Биче Портинари, умершая за 10 лет до времени действия «Комедии», любовь юного Данте, которой он посвятил «Новую жизнь» «Новая жизнь» — первая книга Данте, написанная в 90-е годы XIII века.
Юность и начало карьеры общественного деятеля
- Алигьери Биография, Алигьери Данте биография читать, Алигьери Данте биография читать онлайн
- Данте Алигьери: биография, личная жизнь, фото и видео
- Краткая биография Алигьери Данте
- Биография 2
Восхождение души к Богу: как жил создатель "Божественной комедии" Данте Алигьери
Сменилось плачем наше торжество: От новых стран поднялся вихрь, с налета Ударил в судно, повернул его Три раза в быстрине водоворота; Корма взметнулась на четвертый раз, Нос канул книзу, как назначил Кто-то, И море, хлынув, поглотило нас». Этот Улисс, ищущий неведомые горизонты и миры и рискующий жизнью, образ, предвосхищающий будущие Великие географически открытия, оказался в литературе нового времнии даже более популярным, чем Одиссей Гомера. Картины Ада наполнены поистину адскими ужасами, от которых сам поэт часто теряет сознание. В то же время это - весьма реалистичное повествование, где тени людей страдают, волнуются, переживают, показывают свои вкусы и привычки. Картины потусторонней природы часто сравниваются со знакомыми горами, долинами и реками Италии. Встречаются и совсем необычные образы - например, знаменитый провансальский трубадур Бертран де Борн, несущий, как светильник, собственную голову. Самый тяжкий грех для Данте - предательство. Поэтому на дне ада, у ног Люцифера, стоят в ледяной воде озера Коцит предатели, и самые страшные - наряду с Иудой Брут и Кассий - предатели Цезаря. Из ада Данте и Вергилий возносятся в чистилище, представляющее собой гору на юге земли, поднимающуюся до неба. И я второе царство воспою, Где души получают очищенье И к вечному восходят бытию... Показательно, что сторожит Чистилище Катон Младший, «Вы пройти должны укус огня, идите в жгучем зное,… здесь мука, но не смерть» Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P Peccatum — грех , то есть символ семи смертных грехов.
По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Знаменитые слова в "Чистилище" сказаны о положении раздробленной Италии: Италия, раба, скорбей очаг, В великой буре судно без кормила, Не госпожа народов, а кабак! Здесь доблестной душе довольно было Лишь звук услышать милой стороны, Чтобы она сородича почтила; А у тебя не могут без войны Твои живые, и они грызутся, Одной стеной и рвом окружены. Когда Данте устремляется из Чистилища в Рай, его покидает Вергилий, которому нельзя туда попасть, и его проводником по небесам становится обитающая там Беатриче. Но мой Вергилий в этот миг нежданный Исчез, Вергилий, мой отец и вождь, Вергилий, мне для избавленья данный. Все чудеса запретных Еве рощ Омытого росой не оградили От слез, пролившихся, как черный дождь. Как адмирал, чтобы людей увлечь На кораблях воинственной станицы, То с носа, то с кормы к ним держит речь, Такой, над левым краем колесницы, Чуть я взглянул при имени своем, Здесь поневоле вписанном в страницы, Возникшая с завешенным челом Ко мне чрез реку обратясь лицом. Хотя опущенное покрывало, Ее открыто видеть не давало, Но, с царственно взнесенной головой, Она промолвила, храня обличье Того, кто гнев удерживает свой: "Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
Как соизволил ты взойти сюда, Где обитают счастье и величье? Так мать грозна для сына молодого, Как мне она казалась в гневе том: Горька любовь, когда она сурова. Она умолкла; ангелы кругом Запели: "In te, Domine, speravi", На "pedes meos" завершив псалом. Земной рай «Господень лес». Здесь обитали Адам и Ева. Я долетел до чудного предела... Рай состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам согласно распространенной тогда Птолемеевой системе : сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. В безмерно горьком мире, и, поздней, Вдоль круч, с которых я, из рощ услады, Взнесён очами госпожи моей, И в небо, от лампады до лампады, Я многое узнал, чего вкусить Не все, меня услышав, будут рады; А если с правдой побоюсь дружить, То средь людей, которые бы звали Наш век старинным, вряд ли буду жить... Доблестный предок Данте - рыцарь Каччагвида даёт из рая наставление поэту, напутствие: Кто совесть запятнал Своей или чужой постыдной славой, Тот слов твоих почувствует ужал. И всё-таки, без всякой лжи лукавой, Всё, что ты видел,объяви сполна, И пусть скребётся, если кто лишавый!
Пусть речь твоя покажется дурна На первый вкус и ляжет горьким гнётом, - Усвоясь, жизнь оздоровит она. Сердцевина небес - Эмпирей. Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем. Он обращается к Христу: Или, быть может, в глубине чудесной Твоих судеб ты нам готовишь клад Великой радости, для нас безвестной? Вопрос учащимся: Насколько, по-вашему, Данте - последний поэт средневековья, а насколько - первый поэт нового времени? Окружающие, читая "Комедию", всерьёз считали. Встречая Данте на улице, прохожие говорили: "Он побывал в аду". Совершив дипломатическую поездку в Венецию, поэт умер в сентябре 1321 г. Гробницу поэту воздвигли на месте древнего надгробия.
Почему-то он спрятал в тайнике последние песни "Рая". Лишь по намёткам рукопись обнаружил в стене после смерти отца сын Данте. И после смерти Данте подвергался гонениям - так, в 1329 г. Но слава поэта была уже неопровержимой. В 1373 году, когда прошло чуть больше полувека после смерти Данте, флорентийские власти смягчили своё отношение к нему и решили учредить кафедру для изучения «Божественной комедии». Лекции, посвящённые великому предшественнику, читал там Джованни Бокаччо. Данте подражал Петрарка, написав "Книгу песен" о прекрасной Лауре. Джефри Чосер начал переводить Данте на английский язык. Начиная с современника Джотто, Данте вдохновлял художников. Ученик Джотто изобразил уже в 1337 г.
Данте в раю в капелле Палаццо Подест; во Флоренции. В XV веке живописцы и графики уже упражнялись в изображении миров "Комедии". Наиболее известны рисунки Сандро Ботичелли. Потомки Данте несколько веков жили в Вероне.
Например, доброго и честного троянца Рифея, в отличие от придумавшего его Вергилия, Данте определяет в рай. По версии поэта, за стремление к правде Бог открыл Рифею будущее, и тот стал христианином задолго до основания христианства. При этом в царстве мёртвых «Энеиды» нет системы наказаний или вознаграждений человека за его земные дела. А сам Эней там не затем, чтобы наблюдать жизнь душ. Он преследует личные цели — хочет воссоединиться с отцом. Данте, напротив, совершает своеобразное духовное паломничество и уделяет большое внимание устройству ада, чистилища и рая, а также перечислению типов грехов и наказаний. Само решение Данте забросить другие труды и создать великое произведение о политике, любви и вере роднит его с Вергилием, который писал свою «Энеиду» до смерти. В последние годы жизни Данте переписывался с болонским профессором Джованни дель Вирджилио, большим поклонником Вергилия. Тот сетовал, что «Божественная комедия», рассказывающая о жизни и смерти, написана на volgare народном флорентийском наречии. В ответ Данте продемонстрировал владение латинским языком и сочинил несколько эклог, подражая стилю Вергилия. Однако в «Комедии» Алигьери отстаивал право итальянских поэтов рассуждать о высоком на родном наречии, понятном большинству соотечественников. Поэт видит себя у входа в ад, где ему преграждают путь три диких зверя — рысь, лев и волчица. На помощь ему приходит Вергилий, который предлагает Данте совершить путешествие по загробному миру. Узнав, что Вергилий — посланец умершей возлюбленной поэта Беатриче, Данте с радостью вверяется ему. Античный поэт становится проводником Данте по аду и чистилищу. Ад, I, 112—117 И я тебе скажу в свою чреду: Иди за мной, и в вечные селенья Из этих мест тебя я приведу, И ты услышишь вопли исступленья И древних духов, бедствующих там, О новой смерти тщетные моленья.
С "Божественной комедией" связана вторая уникальная черта Данте, заставляющая восхищаться и радоваться в канун его 755-летнего юбилея. Которая формулируется еще проще: "Божественную комедию" можно читать! Это кажется насмешкой: ну да, читать, а что с ней еще делать, это ж поэма, а не фреска его погодки Джотто! Но штука в том, что ее можно читать сейчас. Попробуйте почитать древнерусский текст той же эпохи. Хотя бы драматическую "Повесть о разорении Рязани Батыем". Да, конечно, это написано по-русски, а не по-болгарски и не по-сербски. Понять в принципе можно. Но сложно без подготовки. Хоть это совсем не поэтические терцины, а летопись, претендующая на точность и понятность. Но все, что было написано по-русски до XVIII века - область академической филологии, а не литературы. Почему так получилось - вопрос интересный, но к Данте прямого отношения не имеющий. Данте же не просто можно читать и понимать - его можно читать, наслаждаясь, как поэзию. Полную ярости и любви, захватывающих дух картин и чеканных строк.
Так что все толкало его в политику. Все — кроме его собственной природы и души. Дуранте дельи Алигьери не хотел власти и не любил ее. Но получил. Тем больше ненависти вызывал он у тех, кто только власти и жаждет. Художник Чезаре Саккаджи, 1903. Это избрание он назовет «началом и причиной всех несчастий». В политике Данте может быть только сторонником гвельфов, причем белых гвельфов. Не стану лишать вас удовольствия припомнить, чем отличались белые гвельфы от черных, и уж тем более — от гибеллинов. Но сперва Данте пришлось голосовать за изгнание из Флоренции брата своей жены, Корсо, устроившего в городе несколько кровавых стычек. А вскоре он сам отправился в Рим с дипломатическим поручением. Быть послом в те годы — дело опасное. Посол в Средние века — он же и заложник. Наконец уехав из Рима, точнее — из очень тесных дипломатических объятий Папы, он спешит во Флоренцию — и узнает, что изгнан. К счастью, имущество родственники сберегли для жены, чье положение хуже, чем у вдовы. Во Флоренцию он не вернется никогда. Шурин — Корсо Донати — грабит его дом, сочиняет клеветническое дело о присвоении городских средств, ему присуждают штраф в пять тысяч флоринов и два года изгнания, но требуют явиться на суд. Данте благоразумно не поехал, и тогда не заставил себя ждать новый приговор — сожжение на костре. Пройдет тринадцать лет, и новая городская власть объявит амнистию, вот только нужно будет надеть на себя мешок и босиком пройти по улицам города в бумажном колпаке с надписью «казнокрад». На такое унижение Данте пойти не может. Флоренция подтверждает приговор в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь в случае, если они приедут в город. Данте не вернется во Флоренцию никогда. И никогда не простит ее. Славный и прекрасный город не любит вспоминать черную страницу своей истории. Ночь с 13 на 14 сентября 1321 года перечеркнет возможность что-то исправить. Изгнание «…Я, как чужестранец, почти что нищий, исходил все пределы, куда только проникает родная речь». Данте Алигьери, «Пир». Почти всю оставшуюся жизнь Данте проведет в пути, в пути и умрет. И ведь не то чтобы не было возможности осесть и начать сначала, добиться почета и благополучия. Некоторые люди могут жить только так, как хотят. Компромиссы для них возможны только на время, и лишь на короткое. А потом — характер, натура и судьба начинают раскачиваться в резонанс, и снова нет у изгнанника ни дома, ни благополучия. Он точно определил причину их будущих успехов — и будущих страданий. Твоя отчизна, стебель окаянный Того, кто первым Богом пренебрег И завистью наполнил мир пространный, Растит и множит проклятый цветок, Чьей прелестью с дороги овцы сбиты, А пастырь волком стал в короткий срок. Рай, IX, 127—132 Они с этим проклятым цветком почти ровесники. Этот цветок — золотой флорин, который старше поэта всего на двенадцать лет, его начали чеканить в 1252 году. В нем и сила любимого города — и слабость его, и гордость — и низость, и в конце концов — падение и утрата былого величия. И коварство Медичи, и кровожадность Пацци — но это уже потом. Данте уже не будет на свете. Ему позволит приехать и поселиться в Вероне видный деятель гибеллинов — Кан Гранде делла Скала. У этого человека были и храбрость, и талант, и ум, и вкус — сочетание, редкое где угодно и когда угодно. В комплекте к этим качествам нередко достается и самомнение. Увы — у Кан Гранде делла Скала его было в избытке. Относясь с интересом и даже с уважением к поэтическому труду Данте, он в то же время мог попросить его почитать — за ужином, для гостей. Однажды придворный шут начал хвастаться перед Данте подаренным нарядом: «А ты со всей твоей премудростью никогда не получал такого подарка». Данте ответил: «Так ведь ты здесь среди себе подобных. Но не я». В 1316 году Дуранте дельи Алигьери получает приглашение от подесты Равенны Гвидо де ла Поленты поселиться в его городке. Поэт согласился. Тон письма был дружеским, автор ценил его дар и образованность, проявил уважение. Но главное — это был племянник Франчески да Римини… Не помните? Я рассердился больше всего не на то, «Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески», а на то что вы, девушка, даже не знаете, кто это! Не говоря уже, откуда цитата!
Данте Алигьери - 755 лет со дня рождения
Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Данте Алигьери (Dante Alighieri) появился на свет во Флоренции, приблизительная дата его рождения май 1265 года. Данте Алигьери (Dante Alighieri) был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры.
Данте - 755 лет: Что мы знаем о поэте ХIII века
Три последних года жизни Данте дописывал «Божественную комедию» в Равенне, надеясь получить признание и вернуться домой. В краткой биографии Данте Алигьери сообщается информация, что с 1287 года он учился в Болонье. В том же году Данте избран членом правительствующего совета приоров – эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. История его любви описана в наиболее ярком произведении молодого Данте «Новая жизнь» (1283-1292). ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция— 13/14 сентября 1321, Равенна) — итальянский поэт и философ.
Деликатный сервис
Январь — осень — Живет в горных замках графов Гвиди. Участвует в гражданской войне Первая Муджелан-ская война между черными гвельфами с одной стороны, белыми гвельфами и гибеллинами с другой. Осень — Живет в Форли и секретарствует у Скарпетты дельи Орделаффи. Продолжает работать над «Народным красноречием», создает цикл стихов о Каменной Даме.
С нек-рыми оговорками можно сравнивать этот образ с аристотелевским монархом, с платоновскими философами и стражами, с подеста правителем итал. Константин - первый христ.
Константинов дар еще не была известна Д. Как высший судья и законодатель император обязан вмешиваться в те споры, к-рые нельзя разрешить из-за равенства прав спорящих таковы споры между суверенными гос-вами , и его дело - забота обо всех и о гос-ве в целом. Если же законы и власть употребляются не для общей пользы, то они теряют свой правовой характер, ибо извращается сама природа закона Ibid. Не только справедливость и порядок, но и свобода есть предмет заботы императора. Свобода - «величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу, ибо посредством него мы здесь обретаем блаженство как люди и посредством него же мы там обретаем блаженство как боги» Ibid.
Ведь свобода - это существование людей ради самих себя, а не для чего-то другого; но это состояние может обеспечить лишь монарх, у к-рого нет др. Только он может защитить людей от извращенных гос. Здоровая форма власти для Д. Духовной опорой монарха должен быть философ Ibid. III 16 ; ведь иначе слишком велика была бы опасность произвола и тирании.
Главные задачи монарха - защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира. Только мир может дать человечеству то состояние, к-рое в Писании названо «полнотой времен» Еф 1. Только в мирном обществе могут найти себе место справедливость, законность и правда - социальные добродетели, к-рые Д. Но мир возможен тогда, когда человек предельно точно воспроизводит образец, заданный Богом-мироправителем, а для этого нужно, чтобы он отказался от своекорыстия, опираясь на универсальное начало в самом себе. Монархия, по Д.
I 8-9. Мир и справедливость для Д. Это еще и природные и сверхприродные теологические понятия. Мир создан как воплощение благого замысла, предусмотрительность природы не уступает предусмотрительности человека, и потому природные процессы и исторические события как бы соответствуют друг другу в своем внутреннем порядке. Порядок, установленный природой, необходимо сохранять правом» Ibid.
Важное следствие из этих дантовских рассуждений заключалось в идее радикального разделения функций папы и императора. Он не соглашается с теми, кто толковали евангельский текст Лк 22. Фома призывал императоров подчиняться папе, как Самому Христу. Папа, с его т. И хотя монарх должен оказывать ему уважение, подобное уважению Бога Сына к Богу Отцу, они суть равноправные выразители Божией воли.
Особую роль в прояснении статуса всемирного монарха играет у Д. Он замечает, что в то время, когда родился Христос, в империи царили мир и благоденствие что указывало на идеальную цель гос-ва , и обращает внимание на одновременность зарождения «Марииного корня», т. Нет сомнения, что всемирное гос-во с центром в Риме Д. Как избранничество Израиля было переосмыслено христианством как союз Бога с духовным «Израилем», с верующими, так и миссию Рима Д. Такая идеализация была возможна, поскольку политическая структура всемирной империи представлялась ему в виде равноправного союза независимых городов и царств, во внутренние дела к-рых император не вмешивается, оставаясь верховным стражем законности.
Ведь Бог строит Свои отношения с верующими не на силе закона, а на основе веры, даруя людям свободу. Четкое различение духовной и политической власти позволит, как считает Д. Духовный авторитет открывает содержательный мир истины и путь к спасению, но он не должен воплощать эти идеалы, прибегая к политической власти. Власть политика дает юридические формы действий и силу для их защиты, но не может предписывать выбор моральных ценностей. Утопия Д.
Августина и Фомы Аквинского; она противостоит теориям франц. Церковь отнеслась к соч. Недостаточно традиц. Ведомый сменяющими друг друга проводниками - Вергилием , Беатриче и Бернардом Клервоским, герой узнает устройство мира, законы посмертного воздаяния, встречается и беседует с многочисленными персонажами истории и современности. В ходе странствия-паломничества автор-герой заново переживает свою жизнь, очищаясь и преображаясь.
В богословском аспекте интересна попытка Д. Церкви так, напр. С небывалой для средневековья смелостью Д. Если лит. Но в конце концов было в общем признано соответствие «Комедии» догматам и традиции католицизма.
В Индекс запрещенных книг «Комедия» не попала, и после волны критики и нападок, вызванной идеологией Контрреформации, утвердился подход кард. Роберта Беллармина , к-рый в работе «О противоречиях христианской веры» 1613 , оставляя в тени еретические мотивы Д. В рус. Романтическое сознание связывает с Д. Романтикам импонировала моральная патетика, политическая пассионарность и глубокая искренняя религиозность Д.
Жуковский и К. Батюшков - пионеры российского дантоведения - пристально изучали «Комедию» и, как показали исследователи, обдумывали ее перевод.
Также известно, что Данте был крещён 26 мая 1265 года в первую страстную субботу после своего рождения под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени. В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари - это его первое биографическое воспоминание.
Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя в 1283 году он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла в 1290 году , а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Семья Данте Алигьери держала сторону флорентийской партии Черки итал.
Cerchi , враждовавшей с партией Донати Donati. Точная дата его женитьбы неизвестна, единственно, есть информация, что в 1301 году у него уже было трое детей Pietro, Jacopo and Antonia. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.
В дальнейшем, когда Данте Алигьери слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил всё это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам поэтому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену.
Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды и их архаизм. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами, а в 1292 году была написана «Новая жизнь», которую ученые назвали первой в истории мировой литературы автобиографией. Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году был избран приором.
Жанры — комедия, трактат, повесть, роман Язык произведений — староитальянский, латинский. Данте Алигьери — мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него. Именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности. Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте.