Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная.
"Даная" Рембранта
Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи.
"Даная" Рембранта
Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника.
Сюжет картины
- Даная (картина Рембрандта) — Рувики
- Поиск в Google
- Образ Данаи
- Другие статьи по теме
- Трагедия не должна быть предметом злорадства
- Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта: 3 комментария
- ЗАГАДОЧНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА "ДАНАЯ"
- 14 октября 1997 года — В Эрмитаже вновь выставлена картина Рембрандта «Даная» - Русский Исполин
- Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
- На чём основан сюжет картины
- Автор полотна
История о том, как копия спасла оригинал
Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя на картине снизу и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных шедевров Эрмитажа. Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских живописцев золотого века является Рембрандт.
Художники 14. Исследование одной из самых известных картин Рембрандта показало, что лицо изображённой женщины изначально было другим и напоминало жену художника Саскию. Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс.
История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Полотно написано по истории древнегреческого мифа о Данае, это сюжет обыгрывался многими знаменитыми художниками. История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах. Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году.
Белоснежное тело Данаи выделено ярким солнечным светом и очень живописно выделяется на общем темном фоне картины. Даная протягивает ладонь, будто пытается прикоснуться к солнечному потоку и почувствовать его. Взгляд Данаи устремлен к свету. Весь ее вид выражает нетерпение, но на лице заметна искренняя радость. В основе картины лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. На полотне запечатлен момент первой встречи девушки с богом Зевсом. Примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад Даная крепко спала.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Как спасали "Данаю" Рембрандта, и что от нее осталось после реставрации | Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. |
История о том, как копия спасла оригинал | Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). |
Интересные факты
- Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
- Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023)
- Многоликая Даная
- Картина «Даная» Рембрандт Ван Рейн: описание, фото, анализ, история создания
Воскрешение “Данаи”
Такая, почти монохромная, живопись у Айвазовского вовсе не кажется однообразной — она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Чёрное море За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. Сюжет - их противоборство и единство. У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные - например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские — лишь 11.
На картине Рембрандта «Даная» изображен момент появления олимпийского бога в тайной опочивальне девушки. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя.
В середине прошлого века при помощи рентгеноскопии искусствоведам удалось обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что художник дорабатывал полотно. В первоначальном варианте взор женщины был направлен вверх, как и ладонь протянутой руки. Помимо этого, в первом варианте картины Рембрандта «Даная» лицо женщины было написано с Саскии, но после ее смерти художник слегка изменил его черты — так, чтобы они напоминали ему и о Саскии, и о его новой возлюбленной Гертье Дикс. В 1656 году имущество живописца было распродано за долги.
Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного. И самое интересное - на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением. Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние. Это подтверждает и изображение плачущего Ангела Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не вернется к женщине. Известно, что "Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются.
Перед тем, как приступить к реставрации, картину покрыли слоем лака. Это делается на тот случай, если когда-нибудь появится возможность усовершенствовать работу реставраторов, то слой XX века можно будет без труда снять, чтобы вернуться к первоначальному варианту. Но это не так. Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы». Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат. Это делается специально, чтобы при пристальном изучении каждый мог понять, где отреставрированное, а где нет. Через 12 лет кропотливого восстановленная картина снова появилась в Эрмитаже. На этот раз уже под бронированным стеклом.
Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". Документальный фильм рассказывает о покушении на картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже и об истории ее восстановления. Рембрандта и Тициана.
Многоликая Даная
Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего | Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. |
Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна | | Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
Картина Даная - Рембрандт Ван Рей | картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. |
История о том, как копия спасла оригинал | По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. |
Шедевры мирового искусства, которые портили люди
В их колорите преобладают холодные оттенки, но центральная часть выписана иначе. Здесь художник использовал широкие мазки и свою любимую золотисто-коричневую, теплую гамму, которая присуща его поздним работам. Говорят, для большего эффекта он добавлял в краску толченый янтарь. Многие детали шедевра вызывают недоумение. Кто позировал художнику? Почему рыдает Купидон? Отчего безымянный палец незамужней Данаи украшает обручальное кольцо? Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии.
Супруга часто выступала моделью для художника, в том числе и для «Данаи». Но на этом шедевре ее черты гораздо менее узнаваемы, чем на других. Дело в том, что для картины позировали две женщины.
Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г. В декабре 1956 г. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" — едва заметная отметина. Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г.
К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину. В 1987 г. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III". Его поймали, он отсидел, вышел — и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь — и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.
В 1988 г. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн Hans-Joachim Bohlmann , который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев. Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно. Две из них — из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции — пострадали серьезно, в картине же "Стоящая Зора" "Марокканка" из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом.
Её изображение и было наложено художником на первоначальное.
Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин - Саскии и Гертье. Но, как бы там не было, Даная прекрасна! Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги... Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства. Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : "Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта". На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса. По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки. Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли?
Да и ключи в руках.
Если же в качестве грунта был использован материал, сильно поглощающий рентгеновские лучи, например, свинцовые белила, хорошего изображения красочного слоя на рентгенограмме получить не удается. Проницаемость рентгеновских лучей зависит от атомного веса просвечиваемого вещества. С увеличением атомного веса проницаемость уменьшается. Непосредственно воспринимаемый зрителем красочный слой картины представляет наибольший интерес для исследователя. Различные краски поглощают рентгеновские лучи далеко не одинаково. Так, если растительные краски их практически не задерживают, то краски, содержащие соли и окислы металлов, представляют для лучей препятствие более или менее серьезное — в зависимости от атомного веса металла или его количественного содержания в химическом соединении. Например, краски, содержащее свинец, почти непрозрачны для лучей; ртуть, кадмий более прозрачны; такие же краски, как охра, умбра, сиена, состоят из веществ, очень слабо поглощающих рентгеновские лучи. На оригиналах картин всегда можно видеть следы поиска художника: изменение позы, положения головы и рук, расстановки предметов...
На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки. Всестороннее изучение картины «Даная», написанной Рембрандтом в 1636 году, позволило искусствоведу Государственного Эрмитажа Юрию Ивановичу Кузнецову доказать, что картина спустя несколько лет была переписана автором чуть ли не заново. Сопоставление рентгенограммы знаменитом «Мадонны Литты», созданной Леонардо да Винчи почти 500 лет назад и находящейся в Эрмитаже с 1865 года, с рентгенограммами других картин великого флорентийского мастера показало их удивительное сходство в манере письма и технике выполнения. Рентгеновский анализ «Мадонны Литты» — этого, по определению советского историка искусств В. Лазарева, «одного из самых земных и поэтических образов всего ренессансного искусства», — проводился с большими трудностями и позволил установить принадлежность «Мадонны Литты» кисти Леонардо да Винчи. Сложность рентгенографического исследования картин Леонардо да Винчи вызвана тем, что живописный слой очень тонок и выполнен такими легкими красками, которые не задерживают рентгеновских лучей. Рентгеновские лучи проходили, ничуть не ослабляясь, даже сквозь самые светлые места картины, которым на рентгенограммах обычно отвечает наименьшее потемнение пленки — ведь белила, как уже говорилось, сильно поглощают рентгеновское излучение. Видимо, белила, применявшиеся гениальным флорентийцем, имеют не совсем обычный состав: быть может, белизна наиболее светлых участков картины получается скорее за счет отражения света от белого грунта сквозь прозрачные слои краски, чем за счет белил. Вышедшая из мастерской своего создателя, картина за долгие годы жизни переходит от одного владельца к другому: передается пo наследству, продается на аукционах, в антикварных лавках, пока наконец не попадет в надежные руки хранителя музея.
Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение. Когда картина состарится, ее реставрируют. Опытный мастер оживит краски, исправит поврежденные места, нанесет свежим слой покровного лака... И картина вновь предстанет перед зрителем во всем своем блеске. Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна. Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора.
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
"Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта. Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет.