Тогда в Московский Дом Кино были приглашены многие рок-группы, которые только недавно выбрались из подполья. «Асса» — легендарный советский фильм, прославившийся не только захватывающим сюжетом, но и прекрасно подобранной музыкой.
Фильм Асса.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя | Успех в повторном прокате фильма Сергея Соловьева «Асса» заключен в отвязности картины, считает кинокритик и режиссер Александр Шпагин. |
Рецензии на фильм Асса, отзывы | "Асса" был фильмом, который я с нетерпением ждал увидеть после всех положительных отзывов. |
Авторизация
Лили Идова, сценарист Для меня это абсолютно канонический кадр. Эта, казалось бы, проходная сцена полностью изменила моё отношение к authority власти, устоям, скрепам, правилам. Женщина за рабочим столом, окружённая цветами в горшках и неработающими телевизорами, — мне казалось, что это каждая моя учительница, каждая гардеробщица, библиотекарша, дежурная по этажу. Это весь взрослый мир, в котором всегда нужно кого-то слушать и что-то выполнять. Даже моя бабушка, на тот момент администратор кинотеатра, ходила в точно такой же форме. Мне казалось, что в общении с этим взрослым миром возможны только два варианта: покорно слушать и соответствовать или яростно спорить и бороться.
И тут вдруг приходят два героя, такие не соответствующие всей эстетике кабинета администраторши, вышедшие из абсолютно другого мира: избитые, мятые, один настоящий кореец, второй фальшивый африканец простим это Соловьёву: он хотел как лучше. Они не соглашаются и не спорят, а просто встают и уходят и делают то, что хотят. В этом молчаливом уходе для меня закодировано больше «перемен», чем в следующей легендарной сцене и песне. Умение просто встать и уйти, не дослушав ЦУ, просто спасло меня в старших классах, да и до сих пор помогает в жизни. Патриса Лумумбы.
Забавно: поступала в университет как идеологическая карьеристка, а уже через год-два любая карьера казалась мне нелепостью. Времена менялись — и этот процесс я помню очень хорошо, появилось постоянное чувство. Потому и карьера, и идеология — как формы несвободы — стали стыдными для меня. Этот процесс начался ещё с 1982 года: похороны Брежнева как логическое завершение мёртвого сезона страны. Когда вижу портреты Леонида Ильича, вспоминаю исключительно день его похорон.
Мне до сих пор сложно находить в нём человеческое, а не символичное. Даже эти похороны — символ, и так легко было позволять себе шутить над этим. Всё запрещённое, андеграундное, позорное постепенно становилось нормой, повседневностью. Появилась иллюзия, что теперь можно всё и что это никуда уже не денется. В этом есть даже некоторое везение — увидеть этот переход и полюбить его.
Тем печальнее наблюдать то, что происходит сейчас, и чувствовать себя облапошенной. У моего мужа первая ассоциация с фильмом «Асса» — это лето, «Зелёный театр» и концерт Цоя, который слышно через Москву-реку в его коммуналке на Фрунзенской набережной. И что любопытно, именно на этот концерт «Кино» пришёл Соловьёв и снял финальную сцену фильма. С этим фильмом у меня ушло это стыдное ощущение интеллигентной бедности, в которой мы с мамой жили. Всё самое замечательное происходило в захламленных квартирках, как в кадре с Друбич, Африкой и коммуникативной трубой.
Вероятно, мы виделись, но он тогда пил портвейн, а я молочную смесь.
Заметив, что режиссёра это не убедило, Бугаев сказал, что пусть это будет аббревиатурой от «автор Соловьёв Сергей Александрович». На самом деле это было название неформальной художественной галереи, к которой имели отношение Африка и Виктор Цой. Соловьёв Оказалось, что Бугаев лишен вокальных талантов и петь в кадре не сможет. Соловьёв хотел, чтобы все песни за него исполнил их автор — Борис Гребенщиков, но его отговорили. Один из мэтров рок-тусовки — музыкант Сергей Рыженко — сказал, что для знающих это будет выглядеть так же нелепо, как если бы за героя вдруг запел Кобзон… В результате все вокальные партии Бананана исполнил сам Рыженко. Голос Гребенщикова прозвучал только на песне «Город золотой», которая после выхода фильм стала бешено популярной и на какое-то время превратилась для музыканта в настоящие проклятие. Соловьёв В фильме было две побочные сюжетные линии — историческая и фантасмагорическая. За историческую часть отвечали экранизированные эпизоды из книги Натана Эйдельмана «Грань веков», которую читает Крымов. Закадровый текст этих сцен читал сам автор.
Фантазийные «Сны Бананана» частично сделал сам Африка, а частично это были кадры из фильмов радикально артхаусного режиссёра Евгения Кондратьева. Так же в «Ассе» использовались инсталляции подпольных художников — «Железный занавес», «Коммьюникейшн тьюб» и «Пальма в снегу». Обстановка комнаты Бананана была скопирована с настоящей комнаты в коммуналке, где жил Сергей Бугаев. Соловьёв уже снимал его в драме «Чужая белая и рябой» и знал, что эксцентричный актёр не запоминает тексты. В «Ассе» ему досталась роль лже-майора и ресторанного дебошира Бабакина со всего одним монологом.
Поэтому нынешнее положение, дающее богатые возможности для этого, ему вполне подходит. По этой же причине ему совершенно непонятна мотивация юноши. Ну, предположим, молодой соискатель оспаривает понравившуюся ему девушку у престарелого конкурента, — это понятно. Но увидел же, что «папик» серьезный мужчина, и его голыми руками не возьмешь. Ну, отступись! Других девчонок вокруг мало, что ли? Пренебрежение вполне реальной опасностью иррационально, а Крымовым понятна только рациональная мотивация. Иррациональная, или, иначе говоря, этическая мотивация этика принципиально иррациональна , им недоступна. Конечно, женский персонаж можно трактовать как материальное воплощение Родины, которую и Бананан, и Крымов каждый по-своему любят, нуждаются в ней, сражаются друг с другом за нее. Бананан погибает, но в развязке инспирированного им конфликта девушка поражает Крымова и, наконец-то, освобождается от него.
Сообщить модераторам Ссылка Культовое, шмультовое, арт-отрыжка... Такое ощущение, что другой фильм смотрели. АССА это прежде всего, как и практически все остальные фильмы Соловьева - фильм о любви и ревности, очень неплохо снятый, одна сцена с самоубийством лилипута чего стОит.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
Соловьев пел не осанну новой жизни, а отходную старой. Но делал это так весело и талантливо, что многие обманывались. Журнал «Искусство кино» обращался к фильму «Асса» трижды на протяжении 1988 года. И хочется сказать: хватит ждать, ваша судьба зависит от вас самих». Но Соловьев не был бы большим художником, если бы ограничился одним лишь социальным протестом. Проблематика фильма шире — это, скорее, протест метафизический. Ведь при любом общественном строе люди буду лгать, убивать и малодушничать. Примерно в это же время Егор Летов пел: «А кто не обломался, тем еще предстоит… Я всегда буду против», — предсказывая крах любых социальных перемен. Слишком для многих самым верным компасом стала хрустящая сторублевка».
Так что нет ничего удивительного, что «Асса» сегодня не кажется устаревшей не только по содержанию, но и по форме. Линейное развитие сюжета вдруг прерывается отрывками из истории Павла I Крымов читает книгу о нем. Кто следит за Крымовым? Что видит во сне мальчик Бананан? Всё это непонятно. Критик Станислав Рассадин, один из идейных вождей поколения «шестидесятников», фильм не принял и ругал за выпендреж. Но даже он признавал, что вышло у Соловьева «не хуже, чем в Голливуде». И действительно, несмотря на эксперименты с формой и монтажом, режиссер использует очень традиционную, в определенном смысле «голливудскую» сюжетную схему.
Это кино почти индийское: все поют и умирают. Сам режиссер называл свою картину «рыночным ковриком со вставками из Баха». Фильм отчаянно хочет нравиться, и ему это удается. Более того — обаяние картины нисколько не меркнет с годами. Универсальный сюжет о любви и смерти понятен каждому. Немало сомнений вызывал образ мальчика Бананана. Неправдоподобной критики сочли и историю, разворачивающуюся в фильме: «Внешность и манеры главного героя из молодежной среды — Бананана — соответствуют образу люмпен-интеллектуала постпанковского типа, человека, не привязанного к материальным ценностям, живущего в мире дешевого самодельного дизайна и в духе моды начала 60-х годов. Его бородатый коллега из ансамбля — обладатель старинной машины с новым мощным двигателем.
Откуда такие деньги у мальчиков? Сноска внизу статьи: «Серьга в правом ухе — опознавательный знак для гомосексуалистов». Главный персонаж, кажется, мог бы сказать о себе, ничуть не слукавив, словами героев фильма «Бумажный солдат»: «Симпатичные мы, но какие-то бессмысленные».
Версий происхождения названия у этого культового фильма несколько - связаны они и с Ноевым ковчегом, и с вином Массандра, и даже с осетинской лезгинкой. Но не все ли равно почему так называется этот фильм? Главное, что он был и есть!
Настоящая культовая работа Сергея Соловьева, плоть от плоти своего времени. Хотя в ней говорится как бы об эпохе "совка", и портреты Брежнева демонстрируются повсюду. Но по сути, это конечно же, середина бурлящих восьмидесятых - с только - только пробивающимся Виктором Цоем, уже маститым Борисом Гребенщиковым легендарным БГ , ну и Сергеем - Бугаевым "Африкой" , который по воле автором и стал в фильме "Мальчиком Банананом". Кстати, изначально фильм так и должен был называться точно одна из его песен - "Здравствуй, мальчик Бананан". Очевидно подчеркивая первостепенную важность этого персонажа. Не умаляя заслуг Бугаева, все же приходится признать - до первостепенности своей роли он не дотянул.
Ибо рядом в кадре были такие "монстры" в хорошем смысле нашего тогдашнего экрана, что на их фоне он просто терялся. Один Станислав Говорухин в роли Крымова чего стоит! Кстати, его прототипом был реальный криминальный авторитет, вот только конец его был несколько иным.
Одну из них озвучил сам режиссер, Сергей Соловьев. Он рассказал о том, как во время подготовки к съемкам картины, находясь в Ялте, команда подсела на легендарное массандровское вино. Однажды кто-то, непонятно зачем, зачеркнул в слова «Массандра» первую букву. Потом кто-то еще зачеркнул четыре последних. Вероятно, дело было в слове «асса», характерном восклицании в кавказских танцах — видимо, оно иллюстрировало кураж, который охватил творческую команду Соловьева. А режиссеру вдруг показалось, что это неплохое название фильма, над которым он работает. По другой версии, фильм назвал исполнитель одной из главных ролей, Сергей Бугаев — непрофессиональный актер, музыкант и «свободный художник». Как-то Соловьев сказал, что рабочее название фильма «Здравствуй, мальчик Бананан» ему совершенно не нравится. Режиссер скромно согласился на этот вариант. Некоторые зрители в своих разборах предполагают, что в предложении бунтаря Бугева был определенный смысл. В те времена в молодежном сленге было много англицизмов. Например, девушку, называли «чика» — от английского «chick» — цыпа, цыпленок. Вероятно, нечто подобное произошло со словом «ass» «задница» , к которому также «прилипло» окончание «а». Повернуться к родной социалистической стране известным местом было вполне в духе «времен перемен». Актеры и роли Исполнитель роли Бананана Сергей Бугаев не был профессиональным актером. После выхода в прокат «Ассы» он стал кумиром многих юных девушек, но, по сути, так и остался актером одной роли. До начала нулевых он занимался музыкой и писал картины. Потом он решил вернуться в кинематограф и сыграл Осипа Мандельштама в фильме Алексея Германа-младшего «Гарпастум», а также небольшую роль Бананана в фильме Соловьева «Асса-2». Но «триумфального возвращения» не случилось… Тогда Бугаев решил заняться политикой. Сначала он был помощником одного из депутатов Госдумы, а в 2012 году стал доверенным лицом Путина на выборах. Исполнитель главной роли Сергей Бугаев. В 2017 году Бугаев предпринял новую попытку возвращения в творчество. Приняв участие в питерском фестивале «ПроТоАрт», он показал свои музыкальные композиции. В 2018 г он представил публике свои новые картины. Актерство для нее — скорее хобби: Друбич — врач и совладелец российско-немецкой фармацевтической компании. Сейчас она еще и общественный деятель и изредка снимается в кино. Станислав Говорухин Крымов — актер и режиссер. Его лучшие картины как режиссера — «Ворошиловский стрелок», «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят». С 1986 года заслуженный деятель искусств Украинской ССР. С 2006 года народный артист России. Станислав Говорухин в роли Крымова.
Никто не знает точно, как переводится это слово и с какого языка, так что пусть сегодня оно будет приветствием. Почему бы и нет. В фильме Сергея Соловьева, например, оно вполне может трактоваться как приветствие - новой эпохи, новых людей, новой музыки, новой жизни. Перестроечное кино восьмидесятых, вообще говоря, особый жанр, очень трудный для описания. Его режиссеры все время как будто пытаются сказать что-то очень великое самыми низкими словами. Иногда это удается, и такой контраст производит сокрушающий эффект. А иногда - не получается, и все скатывается в обычную чернуху. Тут главное удержаться на грани, нащупать баланс. А это очень трудно, почти невозможно. В результате подобные картины практически никогда не получается описать. Пересказываешь сюжет и получается полная дичь. Без атмосферы, без разных мелких нюансов все пропадает.
Отзывы и рeцензии. Асса
АССА.если кто помнит • Форум Винского | «Асса», ко всему прочему, стал первым советским фильмом, выход которого сопровождала внушительная рекламная кампания. |
Отзывы к фильму "Асса" (1987) | А в Ялте снимают фильм "Асса", который рассказывает о перестройке выразительнее, чем всё перечисленное выше. |
«Асса»: Во всем заснеженное сиротство – Журнал «Сеанс | Для того, чтобы понять о чем АССА, нужно оказаться в том времени, когда был снят фильм. |
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
в этом отношении некий идол-фильм, без которого мы себя не представляем. Вот возьмём такую популярную почти 30 лет назад кину Асса. Смотрите фильм «Асса» (1987, СССР) в онлайн-кинотеатре KION без рекламы.
«АССУ» ЧУТЬ НЕ УБИЛ ЕЛЬЦИН, НО СПАС ГОРБАЧЕВ
Я не хочу писать о сюжете, который все и так могут прочитать в описании, да и не объяснишь его, на то она и «маразматическая трилогия». Есть такие произведения искусства, смысл которых не в сюжете, не в правильно написанном сценарии, но именно они и трогают больше всего. Лучше я напишу о том, что меня покорило. Как и многих других, меня привел к этому фильму Виктор Цой. А фильм этот, как бы странно это ни звучало, привел меня к Виктору Цою. Когда-то очень давно, в возрасте человека, которого уже давно перестали восхищать мультики, но еще и не начали интересовать фильмы вроде этого, я сидела перед телевизором и переключала каналы. Эта процедура могла продолжаться долго, если бы чисто случайно мое внимание не приковал к экрану мужчина восточной внешности, упорно требовавший «Перемен», пение которого и проникло в меня десятилетнюю.
Можно еще много чего сказать про этот фильм, но в рамках заметки пока достаточно. В этой атмосфере появляется главный герой фильма по прозвищу "Бананан". Искренний парень из народа, альтернативный музыкант, олицетворяющий новое сознание, не побоявшийся оставаться собой со смертельно опасным Крымовым. Бананан в одном из кадров фильма Через десят лет, в 1997 году, в лихие времена очередных перемен, в фильме "Брат" появится Данила Багров.
Сейчас такие фильмы можно оценить как бы со стороны. В принципе, это было уже жизнь назад.
Много всего пережито, понято и тд. И БГ оказался… Ну, вы поняли. Но начну я с финала картины! Собственно, финальную сцену из «АССЫ» знают, наверное, все. Группа «Кино» во главе с Виктором Цоем поёт песню «Перемен». Это уже намного позже выяснится, что изначально песня была про ожидание перемены в ПТУ и там были ещё другие куплеты.
И вообще, если внимательно послушать текст сделайте это не пожалеете! Но на стыке 80-х и 90-х песня «Перемен», естественно, звучала как политический и мировоззренческий манифест.
Гремучая смесь Становится ещё более интересно, когда начинаешь анализировать фильм как, собственно, произведение киноискусства. Обычно, когда говорят об «Ассе», её жанровые рамки сужают до расхожего штампа «молодёжная драма». На деле же отнести картину к какому-либо жанру не представляется возможным, что является ещё одной отличительной её деталью. Да, концовка основного повествования трагична и в чём-то даже беспощадна. Но, например, сюжетная линия «Алика — Бананан» выполнена с заявкой на лиричность, в которой, правда, иногда угадывается комедия нравов. А линия «Алика — Крымов» по мере развития сюжета обретает более драматические черты. Антагонисты Между тем, на протяжении фильма тут и там возникают китчевые, даже абсурдистские, моменты, с помощью которых Соловьёв буквально играет на грани фола.
Впрочем, грань эту не переходя. Таких примеров множество, все их упоминать здесь смысла не имеет. Отмечу особенно лишь сюжетную линию с карликами, один из которых, Альберт, в прошлом был подельником Крымова, а на момент отображаемых в фильме событий находился на гастролях с супругой, вместе с которой исполнял оперетту Кальмана «Сильва». При этом, сидя вместе с Крымовым в ресторане, супруга Альберта с гордостью отметила, что их с Альбертом сын «сейчас в армии». Вообще, вся линия с карликами как минимум в пересказе звучит нелепо и надуманно. Но мы имеем дело с тем редким случаем, когда грамотно, драматургически выстроенный конец этой самой линии то есть гибель Альберта и несколько минут, предшествующих ей в фильме как бы «возвращает» абсурдизм в реализм. Момент на съёмочной площадке При этом в финале «Ассы» режиссёр поступит ровно наоборот — после всех трагедий к зрителям выходит Виктор Цой и исполняет свою легендарную «Мы ждём перемен! Таким образом, создаётся интересное ощущение, что в фильме, как минимум две концовки… Арт-рок-парад Как уже было отмечено, к середине 1980-х своим творческим бэкграундом Сергей Соловьёв заслужил от советской власти карт-бланш едва ли не на всё, что можно вообразить. Однако для времени выхода на экраны «Асса» была всё же чрезмерно смелым и рискованным прожектом.
Первая попытка провести премьерный показ в Москве провалилась — руководство кинотеатра «Ударник», расположенного в 15 минутах ходьбы от Кремля, категорически отказалось принимать «непонятный шабаш». После недолгих мытарств площадка для премьеры была всё-таки найдена — ею стал ДК Московского электролампового завода. Правда, вместо осени 1987-го, прошла эта самая премьера лишь в марте следующего года. Собственно, само представление фильма прошло в рамках большого мероприятия, получившего название «Арт-Рок-Парад». Выступление группы "Кино" на арт-рок-параде "АССА" Первые легальные концерты групп «Аквариум» и «Кино» в Москве, вернисаж андерграундной живописи и моды в фойе, на котором были представлены и арт-объекты, использовавшиеся в картине, продажа значков-футболок-постеров с символикой фильма и групп, принимавших в нём участие… Зрителю ясно давали понять: то, что он увидит на экране — не фантазия разыгравшегося воображения съёмочной группы, а давно существующая реальность. В общей сложности, их посетили около пятидесяти тысяч человек. Так, под рокот электрогитар и приколы мальчика Бананана, советское андерграундное искусство окончательно вышло из подполья. Виниловая пластинка с песнями из кинофильма была в конце 1980-х не менее популярна, чем сам фильм Взгляд сквозь 30 лет Размышления о произведении искусства сквозь призму исторического экскурса — вещь, конечно, интересная. Но на мой взгляд, фильм «Асса» интереснее смотреть именно сегодня, нежели тридцать лет назад.
Сегодня, когда ещё более отчётливо видно, насколько лента разительно отличается от того, что снималось в СССР даже на уровне атмосферы, цветопередачи и качества плёнки. Сегодня, когда картина воспринимается не как фильм-концерт запрещённых музыкантов по очень точному определению Станислава Ростоцкого.
Ещё о переменах
Фильм "АССА-2" является своеобразным продолжением знаменитого фильма "АССА", который вышел на экраны в 1987 году и почти сразу был признан "культовым". Объясняю, в чем дело., Асса фильм кино Виктор Цой СКРЫТЫЙ СМЫСЛ обзор разбор, Фильм: Асса (1987) ~ Обзор, Рецензия на фильм Асса. Тоже Ассу не понимаю, ну да, он попал в тему тех лет для меня, не более, супер художественной и эстетической ценности не вижу, из всех фильмов Соловьёва только Нежный возраст могу пересмотреть с удовольствием. 16 июня в прокат выходит восстановленная версия фильма «Асса» Сергея Соловьева. «АССА» — это не просто фильм, это голос эпохи, не смотря на множество драматических моментов, это невероятно яркий и светлый фильм. отражение эпохи, только в том контекст он и может вписываться абсолютно.
«АССУ» ЧУТЬ НЕ УБИЛ ЕЛЬЦИН, НО СПАС ГОРБАЧЕВ
Сократить этот фильм было бы удивительно легко, но это решение уничтожило бы так много из того, что делает "Ассу" невероятной. Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото. в этом отношении некий идол-фильм, без которого мы себя не представляем.
🎥 На днях пересмотрела фильма «АССА».
Ни для кого не стала сюрпризом её моментальная популярность. После прослушивания пластинки, вы не только будете напевать песни от туда, то и дело постоянно здороваясь с мальчиком Бананан, но и у вас будет ощущение, что вы пересмотрели свой любимой фильм и глубоко погрузились в его сюжет. Эта пластинка играет роль той самой "Коммуникативной трубы" в комнате Бананана, которая связывает поколения и напоминает нам о тех ценностях, о которых мы забываем. Коммуникативная труба в комнате Бананана Я хочу вспомнить главные песни из фильма «Ассы», которые заняли важные места в списке легендарных саундтреков! На самом деле автор музыки этой композиции — Юрий Чернавский. Впервые трек вышел в 1983 году на альбоме «Банановые острова» группы «Весёлые ребята». Также известно, что это композиция появилась из-за счастливой случайности. Почему счастливой? Потому что она идеально открывает пластинку сразу погружая слушателя в особую атмосферу того времени.
Эта композиция не является любимой для группы Аквариум. Концертов где группа исполняла данную песню почти нет. Сам Борис Гребенщеков говорил:...
Поистине, революционность картины заключается совсем в другом. Да, к концу 1980-х в Стране Советов кто только не говорил о политике и гласности. Потому что разрешили. Но параллельно съездам народных депутатов и возгласам о том, «как нам обустроить Россию», в глубоком подполье существовал другой мир. Мир соц-арта.
Его населяли акционисты, литераторы, музыканты и художники, которые не вписывались в рамки советской официальной культуры. И фильм «Асса» стал творческим манифестом их, ждавших совсем других перемен. Ещё о переменах Читая сегодня воспоминания тех, кто принимали участие в работе над фильмом «Асса», складывается впечатление, будто он снимался едва ли не спонтанно. Некоторые артисты придумывали свои тексты буквально на камеру монолог Александра Баширова про первого космонавта как раз является примером такой импровизации , появление в кадре многих арт-объектов — таких, как «коммуникативная труба», — изначально вообще не было запланировано. Так называемые «Сны Бананана», украсившие собой вторую серию и сами по себе являющиеся самобытными художественными произведениями, наспех монтировались и рисовались едва ли не прямо на киноплёнке… Всё это поражает воображение с особенной силой, если знать, кем был и что снимал до «Ассы» Сергей Соловьёв. Режиссёр Сергей Соловьёв с исполнителем роли Бананана Сергеем Бугаевым К середине 1980-х Сергей Александрович имел статус если не небожителя, то уж точно мэтра советского кинематографа. Его фильмы «Сто дней после детства» и «Спасатель» имели успех у молодёжи, а нетривиальные экранизации произведений Горького, Пушкина и Чехова получили одобрение самых взыскательных почитателей русской классики. Сотрудничество с кинематографистами Японии «Мелодии белой ночи» и Колумбии «Избранные» окончательно закрепило статус Соловьёва как одного из образцовых режиссёров позднего СССР.
Казалось бы: зачем успешному, творчески зрелому человеку понадобилось идти на столь рискованные эксперименты? Разительные изменения в режиссёрском почерке Сергея Александровича можно наблюдать на картине «Чужая белая и рябой» 1986. Неожиданные чёрно-белые вставки в основной сюжет, отчасти «чернушный» синопсис и, безусловно, шокирующий финал — фильм входил в явный диссонанс с предыдущими работами мастера. Но именно «Асса» стала своеобразным «водоразделом». Притом не только для Соловьёва — но и для советского киноискусства. Впрочем, если попытаться найти логическое объяснение тому, почему «Асса» вышла столь «не соловьёвской», найти его можно. Соавтором сценария в титрах значится небезызвестный Сергей Ливнев, будущий директор киностудии имени Горького и успешный продюсер, в те же годы — студент ВГИКа, которому было слегка за двадцать. Чем привлёк маститого режиссёра этот юноша — неизвестно.
Но задание, которое Соловьёв дал Ливневу, было простым лишь на первый взгляд: написать сценарий, в котором бы присутствовала история любви, Ялта и желательно два убийства. Сергей Александрович хотел снять что-то в духе а-ля «русская классика в современных интерьерах». Нечто чеховское по содержанию. Пересматривая фильм «Асса» сегодня, понимаешь: классика и получилась. Что такое «Асса» — это… Известный кинокритик, главред журнала «Искусство кино» Антон Долин, говоря об «Ассе», обратил внимание на следующий факт: в 1988 году, в стране победившего соцреализма выходит фильм, название которого необъяснимо. Я позволю себе поправить: название которого имеет множество вариантов для интерпретации.
По мнению Соловьева, она обречена не только на идеологический прессинг, но и на физическое уничтожение. Сергей Бугаев и Татьяна Друбич. Но главная угроза для контркультуры исходит не столько от партии, сколько от «теневой экономики» — бандитов, будущих «новых русских». Режиссер показывает их как могильщиков свободы. В этом отношении «Асса» — пророческая картина. Символично начало фильма и его название. В библейских апокрифах говорится о том, что первое слово, которое произнес Ной после Великого Потопа, было «Асса». Точный перевод этого слова неизвестен. Вероятно, задумка Соловьева выглядела так: после потопа коммунистический режим появились новые люди неформалы , которые спасли свою свободу. У Соловьева они тоже говорят «Асса». Таким образом, смысл названия «Асса» заключается в попытке возрождения нового мира. С позиции сегодняшнего дня, «Асса» — почти мистическое пророчество о предательстве перестроечной свободы. Бунтарство «Асса» появилась на экранах в самом начале 1988 года. По мнению многих зрителей, эта картина символизировала триумфальный выход из подполья контркультуры — и, как результат — наступление новых времен. Легализованный андеграунд в одночасье стал бенефициантом. Возникло иное мироощущение и иные принципы личностных оценок. Эмоциональное воздействие картины было усилено благодаря рок-н-ролльному драйву, клиповой эстетике и новому лексикону. На этом фоне «Асса» — фильм-шоу, фильм-фестиваль, бунтарский и безбашенный. Символ эпохи? Именно так режиссер, представитель творческой интеллигенции, воспринимал умирающую советскую действительность. Слушайте «Началось с того, что я попер Цоя с картины». Сергей Соловьев в спецвыпуске подкаста к юбилею «Ассы» на Яндекс. Музыке По мнению некоторых зрителей, этот фильм не является документом самой эпохи. Одновременно это свидетельство иллюзий советских креативщиков. Фильм получился с одной стороны мрачным, но с другой — наивным, чистым и поэтому привлекательным. Настолько привлекательным, что современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по Советскому Союзу. Это касается как тех, кто жил во времена СССР, так и молодых людей 20-30 лет. Зрители старшего возраста уверены в том, что в 80-90-х «Асса» была больше, чем просто фильмом — она стала социальным явлением: картина прекрасно вписывалась в предсмертную агонию СССР. Примечательно, что в конце восьмидесятых советская культура переживала не лучшие времена. В образованном, интеллигентном СССР точно грибы после дождя, стали появляться экстрасенсы Чумак и Кашпировский и иже с ними, которым удалось одурманить огромное количество людей. Прав был профессор Преображенский, утверждавший, что «разруха в головах»: люди массово смотрели и «Рабыню Изауру», и «Взгляд», посещали церковь и бабок-шептуний, проклинали «проклятый капитализм» и строили финансовые пирамиды, чтобы вмиг разбогатеть.
Но именно в них, как представляется, и содержится квинтэссенция магии «Ассы». Да и на самом деле много чего еще, неявного, но невероятного. Но, пожалуй, первым среди равных все равно останется неведомый статист, заявившийся на смену Крымову в кабинет душа Шарко в чем мать родила: «Вы что, с ума сошли? Здесь же вам не баня! А ну немедленно наденьте трусы! И посмотреть ее сейчас имеет весьма очевидный смысл, пусть и сменив для этого привычную оптику. Ведь, как утверждал Бананан: «Стекла не главное. Главное ощущать себя зрячим человеком». Станислав Ф. Ростоцкий о возвращении «Ассы», 22.
МОИ НАМЕДНИ. Фильм «Асса». Уныние в романтике, грусть в красоте
Фильм 2-АССА-2 является своеобразным продолжением знаменитого фильма "АССА", который вышел на экраны в 1987 году и почти сразу был признан "культовым". Станислав Говорухин в фильме «Асса» (1987). Любимец и неоднократный призер Венецианского фестиваля, в 1986 году он в очередной раз вернулся его триумфатором за фильм «Чужая белая и рябой» (специальный приз жюри). "Асса"-неплохой фильмец,для любителей своего не скачивая посмотреть онлайн его,я думаю он многим что рекомендую,не.