На еврейскую Пасху запрещены любые виды работ, в том числе разведение огня, работа в саду, стирка белья, написание текстов, включение электроприборов и гаджетов. Православная Пасха (5 мая), как и иудейский Песах (22-30 апреля), отмечается весной. В 2022 году еврейская Пасха наступит 15 апреля и продлится в течение несколько дней до 23 апреля.
Праздник освобождения: у евреев наступает Песах - "День рождения народа"
Отмечается он ежегодно 14 числа весеннего месяца нисана. Празднование длится 7 дней в Израиле и 8 дней за его пределами. В этом году Песах продлится с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. Из Ветхого Завета известно, что для освобождения избранного народа Бог послал египтянам 10 казней, среди которых были и жуткие болезни, и непроглядная тьма, и голод, и мор скота. Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. А все первенцы египтян умерли в одну ночь.
Песах — это не просто праздник.
Это мост между прошлым и настоящим, символ свободы и непокорности духа Торжество также подчеркивает важность семьи, общности и традиций, которые сохраняют историю и культурные ценности через поколения. Важно сделать полную уборку помещения, вычистить каждый угол. Также в канун праздника первенцы в семье держат малый пост, отказываясь от еды и воды от восхода и до заката. При этом традиция затрагивает только мужчин: перворожденные дочери от поста освобождаются. Если же мальчик еще ребенок, постится должен его отец. Традиции Песаха В первый день праздника в синагогах проводят праздничные службы, во время которых поют специальные молитвы и псалмы и благодарят Бога за спасение от рабства.
А в последний день принято идти к водоему и петь там стих из Торы. Кроме того, вечером первого дня Песаха израильтяне традиционно собираются за праздничным столом на Седер. При этом иудеи из других стран устраивают его во второй день торжества. Что такое Пасхальный Седер «Седер» с иврита переводится как «порядок». То есть Пасхальный Седер — это заведенный порядок действий во время праздничного ужина, чтения молитв, а также особенности приготовления блюд во время Песаха. С помощью этого иудеи воссоздают историю освобождения евреев из египетского рабства.
Праздничный ужин — Седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме Ужин делится на две части. А вторая часть — это просто еда. Обычный праздничный стол», — пояснил «Ленте. По преданию, во время Исхода из Египта евреи не успели приготовить закваску для хлеба и поэтому взяли в дорогу пресные лепешки. В память об этом событии евреи продолжают готовить их на праздник каждый год. Зроа — жареная куриная ножка или крылышко.
Ее кладут в центр тарелки, но не едят. Это отсылка к пасхальной жертве ягненка, которого израильтяне ели в ночь Исхода. Марор — горькая зелень, которая напоминает о горечи рабства. Харосет — смесь из тертых яблок, орехов, фиников и корицы. Это блюда служит символом глиняной массы, которую евреи использовали для строительства в годы рабства.
Песах начинают праздновать в 14-й день месяца нисана, а заканчивают — на 21-й день этого месяца. Нисан приходится обычно на март-апрель по григорианскому календарю, поэтому у Песаха есть ещё одно название — Хаг ха-Авив, то есть «праздник весны». Песах-2024 празднуется начиная с захода солнца в понедельник, 22 апреля, и до вечера вторника 30 апреля. Интересно, что в Израиле он отмечается на протяжении 7 дней, а во всём остальном мире — в течение 8 дней, поскольку с точки зрения религии евреи, которые живут за пределами Израиля, ещё не освободились от рабства. Дни между этими датами считаются «праздничными буднями» и называются Холь ха-Моэд, в это время работать можно, но по сокращённому графику. В Израиле в эти дни не работают только школы, а работодатели часто предоставляют частично оплачиваемые отпуска сотрудникам, чтобы те могли провести время в кругу семьи. История праздника Песах Песах — один из самых важных еврейских праздников. В переводе его название означает «мимо прошёл», и это связано с событиями, описанными в главной религиозной книге евреев — Торе, конкретно — в 12-й главе Книги Исхода. Так и случилось: неназванный египетский фараон поработил евреев, и они прожили в угнетении 210 лет, как указано в своде правил иудаизма Талмуде. Однако затем появился пророк Моисей, которому было велено Богом вывести евреев из Египта и провести в Ханаан — Землю Обетованную, чтобы освободить от рабства. Когда Моисей попросил об этом фараона, тот ответил отказом, и тогда разгневанный Бог наслал на его подданных «десять египетских казней». Сначала вода в Ниле превратилась в кровь, затем было нашествие жаб и мошек, затем — пёсьих мух, начался мор скота; затем жители Египта стали покрываться язвами и нарывами, с неба на них обрушились гром, молнии и огненный град, а следом пришло нашествие саранчи. Под конец всю землю египетскую покрыла тьма на три дня. Последней казнью, обрушившейся на Египет, стала смерть первенцев во всех семьях, в том числе в семье самого фараона. Обошло несчастье только семьи евреев, которым Бог заранее повелел зарезать ягнят, их мясо испечь на костре, а кровью помазать дверные косяки — по этим меткам ангелы их узнавали и проходили мимо их домов. Отсюда и появилось название праздника Песах — жертвоприношение детей евреев не коснулось, то есть «прошло мимо», «миновало». Считается, что это произошло в полнолуние 14-го дня нисана, когда и празднуется Песах до сих пор. После этого фараон согласился отпустить евреев и позволил Моисею вывести их из Египта; по преданию, они собирались так быстро, что даже тесто не успело подняться. Отсюда происходит ещё одно название праздника — Хаг ха-Мацот, то есть «праздник пресного» или «праздник мацы», поскольку с собой евреи смогли взять только мацу — пресные лепёшки, тесту для которых не нужно было бродить перед приготовлением. На седьмой день евреи подошли к Красному морю, воды которого, согласно преданию, расступились перед Моисеем и позволили беглецам пройти, а когда на освободившееся дно ступили войска фараона, вода сомкнулась над их головами.
Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо». Начнем с названия. Читайте также Шавуот: что за праздник отмечают на 50-й день после Песаха Ужаснувшись случившемуся с первенцами а смерти не избежал даже его собственный сын , фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой , которая означает воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта. Как отмечают Песах: седер и «будни праздника» Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин седер. Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы.
ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
Песах (Пейсах, Пасха) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Почему христианская Пасха не совпадает с иудейским Песах? Еврейская Пасха празднуется по особому календарю. очень древний праздник свободы и обновления, с которого началась когда-то история этого народа.
Интересные фаты о празднике Песах
- Еврейская Пасха - Песах в 2023 году: какого числа праздник, традиции
- Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году
- «Как отмечается Песах в Израиле в 2024 году: даты, обычаи, ограничения»
- Песах — что это за праздник
Когда будет Еврейская Пасха в 2022 году, как отмечают Песах
Иоанна Златоуст в 7-м слове на Пасху 141-я беседа , так объясняет, как сохраняя «согласие таинства с древним установлением», правильно рассчитать день Пасхи: «Итак, прежде чем излагать учение о равноденствии, которое таинственно, о четырнадцатом дне луны, совпадающем с самым таинством, и затем о трех днях относящихся к концу таинства … Согласно с этим подражанием, мы и времена соединяем подражательно, насколько можем, приурочивая и равноденствие, и четырнадцатый день луны и трехдневье к одному месту, — четырнадцатый день по необходимости, как учит древний обычай, включая в одну седмицу с теми тремя днями, а равноденствие полагая около времени пасхи, когда случится. И как Христос пострадал при полном сочетании всех этих признаков времен, так и мы должны совершать пасху при таких же самых, несколько возможно, условиях; а если чего-нибудь из них не доставало бы, то и подражание оказалось бы хромающим. Так как о всем этом ты уже достаточно слышал, то необходимо напоследок сказать и о том, каким образом теперь делается определение времени пасхи, как я и обещал в начале. Мы сказали, брат, что для времени страдания следует вместе брать и весеннее равноденствие, и четырнадцатый день луны, но не раньше равноденствия, и пятницу и субботу и день Господень. И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия, и тогда случается вставочный месяц до появления четырнадцатого дня после равноденствия. И как пятница у нас не может быть днем воскресения, так все равно и совпадающий с нею четырнадцатый день. Воскресению должен соответствовать день Господень и не относиться ко дню страдания. Поэтому, если с этим днем совпадает четырнадцатое число, относящееся ко дню страдания, то, оставив его, мы останавливаемся на следующем дне свободном от воспоминания страдания.
И когда нам предстоит воспоминание страдания и воскресения Господа, мы, как сделал и Владыка, всегда соблюдаем Господень день, как соответствующий дню воскресения и свободный от воспоминания страдания, относя воспоминание страдания к дням предшествующим этому. Необходимо, чтобы четырнадцатый день приходился на неделе ранее определенного воскресного дня. Если он упадет среди недели, тогда определить удобно; если же он совпадет с днем Господним, в этом случае нужна тщательная предусмотрительность, потому что те, которые не производят точного исследования, могут пятнадцатый день лунного месяца принять за четырнадцатый; это самое и ныне случилось» Полное собрание творений. Слова Златоустого подверждает патриарх Александрийский святитель Мелетий Пигас , принимавший активное участие в Соборе 1593 г. Тогда мы без всяких оговорок пользуемся тем календарём, который у нас есть, и выполняем отеческий канон. Если полнолуние приходится на субботу или пятницу, то в первое же воскресенье после этого мы празднуем не Пасху, а день Ваий, а в следующее воскресенье, которое будет вторым воскресеньем после полнолуния, празднуем светлый день божественной Пасхи. Следует, как я думаю, прежде всего, посмотреть, по какой причине неодинаково используется святоотеческий канон, и почему мы ни в чём не преступаем апостольский канон и отмечаем Пасху согласно каноническому установлению святых отцов.
Пасхальный канон, которого мы, православные, придерживаемся, был принят 318 богоносными отцами, собравшимися в Никее. Они, как известно, составили этот канон и передали его вселенской Церкви вместе с другими церковными распоряжениями. Поэтому мы и придерживаемся этого и в точности «сохраняем предания» отеческие, по словам Апостола, как священные и некрадомые сокровища. Очевидно, что этот канон счёта дней подразумевает смещение на три дня по отношению к тому состоянию календаря, которое нам передали отцы. Канон счёта дней показывает, что если еврейский песах выпадает не только на, допустим, 30 марта, но и на 27 марта, то необходимо производить смещение на три дня» «Александрийский Томос о Пасхалии». Поместный Антиохийский собор 341 г. И сие речено о мирянах.
Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый собор отныне уже осуждает, быти чуждым церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству». Константинопольский собор 1583 года постановил твердо держаться на вечные времена юлианского календаря, а также отлучил от Церкви последователей календарной реформы.
По своему смыслу Песах и христианская Пасха отличаются разительно. Но в Новом завете можно найти упоминание о том, что Иисус во время тайной вечери, которая пришлась как раз на вечер 14 числа месяца нисана, сравнил себя с тем самым жертвенным ягненком. На следующий день, когда отмечался Песах, он был распят, а на третий день воскрес. Как принято отмечать Песах Это очень традиционный праздник, расписанный до деталей. Подготовка к нему начинается заранее, нужно убрать и украсить дом, уничтожить все остатки пищи, содержащие дрожжи или солод, приготовить праздничные блюда. Праздничный ужин называется седер. В Песах традиционно ставят на стол следующие: зроа — кусочек жареного мяса на кости, напоминающий о жертвоприношении марор — горькая трава, карпас — любая зелень с огорода, харосет — смесь из перетертых яблок, орехов и фиников, символизирующая глину, из которой евреи в рабстве делали кирпичи, хазерет — тертый хрен, бейца — вареные яйца. Зелень нужно обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, которые проливали евреи в рабстве, и море, которое им пришлось перейти, когда бежали из Египта. Также по традиции нужно выпить четыре бокала вина, по одному в честь обещаний Бога израильскому народу: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…».
Последний, седьмой, день тоже называется йом тов. Но он не повторяет пасхальный обряд. В этот день вспоминается чудесный переход через Чермное Красное море. Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего дня, когда Господь Спаситель воскрес из мертвых. Праздником Пасхи в точном значении является день воскресения, однако один день «не может вместить» всей полноты торжествующей радости. Хотя по богослужебному распорядку вся светлая седмица считается, как один день. Так, алтарные врата открыты до светлой субботы включительно. Но радость о Вокресении Христовом выражается у православных христиан до Вознесения Господня в продолжении 39 дней, во время которых пасхальные песнопения дальее продолжаются. Хотя после Анти-Пасхи Фомино воскресенье имеется особый курс развития. Однако, свт. Иоанн Шанхайский служил отдание Пасхи в среду перед Вознесением, вопреки установленному порядку, как в первый день Пасхи. Правила Православной Церкви определяют, чтобы день Христова Воскресения не совпадал с днем еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» 7-е Апостольское правило. Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в толковании на 7-е Апостольское правило пишет: «Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вместе с иудеями, и посему определяют, чтобы Пасха Господня совершалась у насъ после совершения иудеями законной Пасхи, и поелику они празднуют Пасху прежде весеннего равноденствия. Весеннее же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится. Ибо от кругового вычисления солнечного и лунного течения так и иначе бывает весеннее равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали Пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весеннего равноденствия, когда луна в первом месяце, т. Празднуем и мы Пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается Пасха иудейская, а после нее, т. Известный толкователь канонов епископ Никодим Милаш поясняет: «Поводом к изданию этого правила послужила, по всей вероятности, иудеохристианская секта евионитов, утверждавшая между прочим, что воспоминание Христова Воскресения должно праздноваться в 14-й день еврейского месяца нисана, когда празднуется и иудейская Пасха, так как ни одним законом, по учению этой секты, не было отменено для христиан постановление о дне празднования Пасхи Ветхозаветной Церкви. Но иудеи употребляли для исчисления времени не солнечный год, а лунный, и месяц нисан начинали новолунием, ближайшим к весеннему равноденствию. Так как лунный год на несколько дней короче солнечного, то при таком исчислении большей частью случалось, что иудеи праздновали свою Пасху раньше весеннего равноденствия. Для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собой ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же чтобы осудить обычай, проникший от евионитов и к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями» Правила святой Православной Церкви с толкованиями. Как видим, соборные определения запрещают праздновать Воскресение Христово в день, когда иудеи совершают свою Пасху, то есть 14 нисана. Никакого совпадения, как уже отмечалось, нет. В продолжении первых двух веков после Рождества Христова не было общего согласия относительно времени празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями и Пасха приходилась в различные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя.
За праздничным столом читают книгу под названием Агада, вспоминают выход предков из Египта и представляют себя в их роли, стараясь рассмотреть давние события в контексте современности. Во все дни Песаха запрещается употреблять в пищу квасное хамец - любое блюдо из бродившего теста, муки, дрожжей. К квасному относятся хлеб, пироги, печенье, макароны, пшеничная водка, пиво. Их нельзя не только употреблять в пищу, но и держать в доме, кроме случаев, когда эти продукты проданы насовсем или на время Песаха нееврею. Накануне праздника дом тщательно обыскивают на предмет наличия квасного, а обнаруженное сжигают. Единственный вид мучной продукции, который можно употреблять в пищу в дни праздника, — это маца. Весь процесс приготовления мацы — от добавления воды в муку до выпечки — не превышает 18 минут, и брожения не происходит. Можно ли во время Песаха есть булки на глазах у всех: что говорит закон Маца — напоминание о том, как после разрешения фараона покинуть Египет евреи собирались в такой спешке, что испекли хлеб из не успевшего подойти теста. Помимо мацы на Седере обязательно едят: Харосет — смесь из тертых яблок, орехов, фиников и вина в напоминание о глине, из которой древние евреи лепили кирпичи при строительстве египетских пирамид; Марор — горькая зелень например, листовой салат , вкус которой напоминает о горечи рабства; Зроа — кусок жареной баранины с косточкой или куриное крыло в память о пасхальном жертвоприношении; Бейца — крутое куриное яйцо в память о храмовых богослужениях, символизирующее крепость и выносливость еврейского характера яйцо - единственный продукт, при варке становящийся не мягче, а тверже ; Карпас — кусок негорького овоща картофель, петрушка, сельдерей, капуста , выражающий жизненное обновление. Карпас макают в соленую воду, напоминающую о слeзах, пролитых в рабстве, и заодно символизирующую Красное море, воды которого Б-г разверз для бегства евреев от египетской армии; Хазерет — мелко натёртый хрен, который намазывают на марор наподобие бутерброда.
Соблюдение Пасхи в Израиле и Диаспоре
Месяц пасхи, нисан, был у евреев началом или первым месяцем года48. Его часто называют еврейской Пасхой, хотя многие традиции Песаха заметно отличаются от привычных нам пасхальных обычаев. Еврейская Пасха в 2023 году начнется с вечера 5 апреля 2023 г. и продлится до 12 апреля 2023 г. в Израиле (или до 13 апреля 2023 г. в диаспорах, в том числе в России). Самый значимый праздник для еврейского народа – Песах – в 2023 году начнут отмечать с заходом солнца в среду, 5 апреля, а закончится празднование с наступлением ночи в четверг, 13 апреля. Пасха обозначала вмешательство Господа, когда израильтянам в Египте было велено заколоть ягненка без порока и пролить его кровь на пороги их домов. Пе́сах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Начинается вечером с 14 на 15 Нисана.
Еврейский календарь на 2023 год
Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. Еврейский Календарь. Сегодня: понедельник, 22 Апреля 2024 (14 Нисана 5784) Недельная глава: Ахарей мот Зажигание субботних свечей: в пятницу 26 Апреля в 19:41 Исход субботы: 27 Апреля в 21:08. Еврейская Пасха (Песах) напоминает об исходе евреев из Египта.
Дата празднования
- 7 апреля евреи празднуют самый древний из своих праздников – Песах
- Пасха - древний иудейский кровавый "праздник" ужаса
- Песах 2024: чем "иудейская Пасха" отличается от христианской
- Пасха в 2024 году
- Еврейская Пасха (Песах) в 2023 году
- Песах 2024: даты и суть праздника еврейской Пасхи | 360°