Рассказываем, как составить бизнес-план, благодаря которому можно структурировать всю информацию и предугадать риски. Как составить бизнес план для своего бизнес проекта. Как привлечь инвестиции при помощи бизнес плана.
Зачем фирме бизнес-план и как его составить
Чтобы правильно составить бизнес-план необходимо также понимать, для какой цели он пишется. Как устроена структура бизнес-плана, зачем он нужен, какие виды этого документа бывают, по каким стандартам его оформляют и как написать бизнес-план самостоятельно. В статье рассказываем, что такое бизнес-план и как составить его самостоятельно. Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому. Чтобы правильно составить бизнес-план необходимо также понимать, для какой цели он пишется. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.
Своими силами
- Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
- Лучшие бизнес планы 2024 - Топ Альтера Инвест
- Как составить бизнес план: инструкция, советы | РБК Тренды
- Разработка бизнес-плана
- Как составить бизнес-план для социального контракта в 2023-2024 годах
- Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Разработка бизнес-планов
Бизнес-план: как разработать самостоятельно | план составляется для уже действующего предприятия, подготовьте следующую информацию. |
Как составить бизнес план: инструкция, советы | РБК Тренды | Грамотно составленный бизнес-план способен как просто стать основой для организации бизнеса, так и помочь привлечь средства на развитие проекта, если окажется привлекательным для инвестора или кредитора. |
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей | Вы узнаете, как написать бизнес-план самостоятельно и на какой срок ориентироваться. |
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить | Рассказываем, как составить бизнес-план, благодаря которому можно структурировать всю информацию и предугадать риски. |
Обучающая платформа VK — Как правильно составить бизнес-план | как называется профессия человека который составляет бизнес планы и сколько в среднем стоит БП? может ли кто то подсказать что и как?). |
Бизнес-план
Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца.
Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере. После составления бизнес-плана дайте ему какое-то время отлежаться.
Вам нужно объяснить, почему существует этот пробел, как вы его определили и как вы закроете его. При описании отрасли вы должны ответить на следующие вопросы: Порог входа — насколько легко или сложно будущим конкурентам выйти на этот же рынок и предложить тот же продукт или услугу, что и вы.
Кто ваши клиенты и как они влияют на цены. Кто ваши поставщики и как они влияют на цены. Кто ваши конкуренты, насколько сильны их продукты или услуги и основные изменения, влияющие на отрасль. Что касается рынка, вам необходимо указать общий размер рынка, какую долю рынка вы будете иметь и основные тенденции. Бизнес модель Бизнес-модель, которую вы выберете, станет решающим фактором будущего успеха вашего бизнеса. Бизнес-модель должна включать информацию о том, что ваша компания предлагает с точки зрения продуктов или услуг, что делает ваше предложение уникальным, кто целевая аудитория и вы зарабатываете деньги.
Вы должны принять во внимание источник дохода, основные затраты, понесенные при получении дохода, прибыльность бизнеса, инвестиции, необходимые для запуска бизнеса и его работы и критические факторы успеха для работы модели. Стратегия Напишите в бизнес-плане, как компания будет конкурировать на своем конкретном рынке. Объясните стратегические выборы, которые вы сделали, включая приоритеты бизнеса, как вы создадите уникальное и ценностное предложение, что уникального в вашем бизнесе и какая ценность для клиентов. В бизнес-плане также должен быть изложен план по выходу на рынок и увеличению рыночной доли. Команда: управление и организация Декомпозиция людей в бизнесе. Этот раздел включает в себя список учредителей, их квалификацию и опыт; описание того, кто будет управлять бизнесом и организационную структуру, если у вас более 10 сотрудников.
Маркетинговый план Здесь вы предоставляете подробную информацию о маркетинговой стратегии на основе исследований рынка.
Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений.
Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца.
Партнёры Этим товарищам хороший бизнес-план должен показать, как проект инициатора поможет партнёрам достичь их целей. А цели у партнёров могут быть весьма разнообразными: присутствие партнёрской торговой марки на малоприбыльных или высокорисковых рынках, упрощение логистики, повышение финансовой отдачи от собственности партнёров путем широкого применения аутсорсинга и прочая, и прочая, и прочая… И опять же, прибыль проекта, самого по себе, партнёров практически никогда не волнует. Таким образом, хороший бизнес-план для партнёров должен показать: как партнёры достигнут собственных целей при своих минимальных вложениях и приемлемом риске. Вернее, чиновники Что интересно чиновникам? Тут главное - служба отечеству, результат которой описывается одним: социально экономическое развитие вверенного региона. А социально-экономическое развитие региона, с точки зрения отдачи от бизнеса, характеризуется следующими немногими параметрами: уровень безработицы, объём налоговых отчислений и обязательных платежей, уровень зарплат. Поэтому хороший бизнес-план для чиновника должен показать: требуемую поддержку со стороны администрации, желательно с минимальным использованием денежных средств, с одной стороны. И социально-экономическую отдачу от реализации описываемого проекта, то есть количество работников, лучше всего из безработных или социально не защищённых слоёв - молодёжи, инвалидов, отбывших наказание и проч. Уровень зарплаты, желательно выше средней по региону. И объём налогов и обязательных платежей, генерируемых в описываемым проекте. Ну и последнее: различные фонды поддержки и грантодатели Здесь всё просто. У этих организаций есть официально прописанные цели существования и, соответственно, свои ресурсы они тратят на максимально возможное достижение этих целей. Таким образом, хороший бизнес-план для грантодателя будет таким, который бы в наибольшей степени отражал совпадение целей реализуемого проекта, описываемого в бизнес-плане и целей и задач организации-грантодателя.
Содержание
- Информация
- Содержание
- Для тех, кто ценит свое время
- Как составить бизнес-план для успешного старта?
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Что такое бизнес-план и как его правильно составить – пошаговая инструкция от эксперта. Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому. Стандарт составления бизнес-плана задан системой UNIDO. Составить краткий бизнес-план можно в качестве первого подхода к написанию подробной стратегии. Бизнес-план и Бизнес-модель: Курс «Создание программного продукта и управление его развитием».
Что такое бизнес-план и зачем он нужен
- Как правильно составить бизнес-план
- Взвесить шансы: как написать бизнес-план
- Бизнес-план | Что это такое, как составить, пример с расчётами
- Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
- Из чего он состоит
К вопросу о стоимости, или Сколько стоит бизнес-план
Но она невыгодна для ИП: на ней платится НДС, налог на доходы, ведется сложный учет и осуществляется много проверок. Поэтому при открытии своего маленького бизнеса с нуля лучше переходить на спецрежим с одним налогом или льготной ставкой. Причем делать это нужно сразу. Чтобы не ошибиться с выбором, стоит заранее проконсультироваться с бухгалтером, специалистом налоговой инспекции или изучить законы самостоятельно. Принять правильное решение без подготовки сложно, а ошибки чреваты высокими налоговыми ставками и штрафами. Варианты спецрежимов: упрощенная система. Налог платится с дохода либо разницы между прибылью и затратами.
Декларация подается раз в году, есть ограничения на оборот, количество персонала, виды деятельности; патентная система. Патент покупается на год или несколько месяцев. Налог не зависит от дохода, отчетности нет, но право на патент могут забирать в случае просрочки очередной оплаты. Подходит не для всех регионов и видов деятельности; единый налог, который платится от вмененного дохода. Этот режим можно применять с другими, декларация предоставляется каждый квартал. Самое главное на спецрежимах — следить за сроками подачи документации.
Из-за просрочек предпринимателей нередко переводят на общие основания налогообложения. Тестируем идею Далее следует проверка боем. Важно провести быстрое тестирование идеи: собрать минимальный ассортимент, запустить сайт, дать небольшую рекламу и попробовать получить первые продажи. Этот этап необходим для изучения спроса на практике. Чтобы быстрее стартануть, не стоит зацикливаться на доработках и постоянно откладывать запуск. Нужно начинать с тем, что есть, проверять идею в действии и постепенно совершенствовать проект по ходу его развития.
Если первые результаты не соответствуют ожиданиям, пересмотрите план, проанализируйте вероятные ошибки. Лучше всего увидеть их на старте, а затем быстро внести нужные корректировки или пересмотреть малоперспективную идею. Немного рекомендаций по запуску магазина с нуля: делайте сайт на платформе, адаптированной под особенности ecommerce. Это гораздо проще и выгоднее, чем заказывать разработку у программиста или в профессиональной веб-студии. Отличный вариант — платформа для интернет-магазинов InSales. На ней есть все необходимые инструменты для эффективного ведения бизнеса; найдите 2-3 проверенных поставщиков и начинайте закупки с небольших тестовых партий.
Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников.
Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования.
Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования. Список будет различаться для бизнесов в разных сферах. Например, если деятельность компании связана с доставкой товаров из-за границы, нужно будет заранее продумать логистику и способы оплаты за рубежом. Шаг 4. Формируем финансовую модель проекта Финансовая модель — система, куда заносятся все основные финансовые показатели проекта. Она помогает спрогнозировать прибыль, выручку и как изменения внутри компании отразятся на её финансовом состоянии. Собственникам финансовая модель поможет проконтролировать развитие компании, а кредиторам — принять решение о выдаче денег.
Финансовая модель поможет также рассчитать сроки, когда вложения в бизнес начнут себя окупать Крупному бизнесу имеет смысл заказать финансовую модель у профессионалов.
Для примера возьмем все то же кафе при автомойке. У нас будут сотрудники, конкуренты, услуги и цены — все, как по-настоящему.
Перед тем как считать расходы Нам нужно посчитать все расходы компании на ближайший год, которые мы способны спрогнозировать. Перед тем как считать расходы, нужно сделать несколько подготовительных этапов. Определимся с понятиями.
Итак, расходы бывают: Единоразовые — то, что нужно купить или оплатить один раз за анализируемый период. К таким расходам относятся регистрация юридического лица, покупка мебели и др. Лист «Сотрудники и рабочие места» На периодические расходы сильнее всего влияют сотрудники зарплаты, налоги и взносы , поэтому мы рекомендуем сделать до «Расходов» отдельный лист — «Сотрудники и рабочие места».
Пример листа «Сотрудники и рабочие места». Номера столбцов «1», «2», «3» и так далее — это месяцы. Если вы запланируете увольнения или прием новых сотрудников — этот факт отразится в строке «Изменения за месяц» В нашем плане нет выделенного рабочего места для руководителя кафе на автомойке.
Предположим, что поначалу мы не будем выделять для него кабинет, покупать мебель и компьютер — на старте он может выполнять бумажную работу удаленно. Это позволит снизить расходы. Лист-справочник «Ресурсы» Еще один подготовительный этап — лист-справочник «Ресурсы».
Важно заранее определить, какие ресурсы вам понадобятся и сколько это стоит. Как определить список ресурсов? Сесть и подумать.
Как узнать стоимость? Найти в интернете. Чтобы облегчить задачу, разделите ресурсы на категории и занесите в лист-справочник со ссылками на магазины либо компании-поставщики и ценами.
Категории ресурсов: человеческие ресурсы — это необходимые проекту сотрудники: программисты, менеджеры, операторы, кассиры, специалисты по продажам, бухгалтер, системный администратор, уборщица и пр. Пример «Справочника Ресурсов». Ресурсы поделены на категории вертикально, чтобы каждый список можно было бесконечно пополнять.
Маркет Дальше при расчете расходов мы будем строить формулы, ссылаясь на ячейки с ценами из «Справочника ресурсов». Тогда, если какие-то цены поменяются, вам достаточно будет поменять это в «Справочнике ресурсов», а данные в расходах и бюджете пересчитаются автоматически. Вывод: чтобы расходы было удобно считать в любое время, сделайте лист «Справочник ресурсов».
Считаем расходы Итак, необходимо посчитать все единовременные и периодические расходы по месяцам. Данные берем из заранее составленного «Справочника ресурсов». Некоторые вещи нужно купить для каждого сотрудника: компьютер, письменный стол, рабочий стул, в нашем примере — форменную одежду кассира.
В этом случае умножьте нужные позиции расходов ячейки на листе «Ресурсы» на общее количество сотрудников в месяц ячейки листа «Сотрудники и рабочие места». Единовременные расходы Запланируйте единовременные расходы и отразите их в плане в нужном месяце. Формулы включают в себя ссылки на ячейки из вспомогательных листов — так проще работать с изменениями Периодические расходы Периодические траты учитываем тогда, когда их необходимо оплачивать.
Плана не стоит бояться. Написание бизнес-плана может казаться большой и сложной работой, которая доступна только профессионалам. Для начала рекомендуем представить свою идею в голове и кратко расписать ее на бумаге. Затем стоит обратиться к каждой маленькой цели и продумывать, как ее можно достичь. Пошаговый подход к составлению плана сделает работу проще. Помните, что вы не первый человек, который садится за план без необходимого опыта. Экономика инноваций Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес Какие ошибки допускают при составлении бизнес-плана Елена Малькова, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию в компании Malkova , выделяет две ключевые ошибки, которые могут испортить весь план. Пропуск нулевого шага при подготовке бизнес-плана Речь идет о работе с задачами, интересами и предпочтениями инвестора. Руководители компаний и предприниматели сегодня хорошо ориентируются в вопросах управления и развития бизнеса.
Однако, несмотря на багаж знаний и опыта, часто спотыкаются на вопросе: «Зачем мы готовим бизнес-план? Он отвечает на вопрос, каким образом предприниматель сможет заработать деньги и избежать критических финансовых угроз. Важно поставить себя на место инвестора и изучить его интересы. С этой точки зрения не так важно, кто выступает инвестором — банк, венчурный фонд, бизнес-агент или круг родственников. У каждой группы инвесторов своя картина мира, в которой есть ключ к позитивному решению. Информация не всегда доступна в полном объеме, но нужно обращать внимание на любые сигналы, связанные с задачами и интересами инвесторов. Так предприниматель сможет понять, что можно сделать, как оформить и преподнести информацию, чтобы инвестор смог оценить потенциал проекта, риски и принять решение. Произвольная организация работы с бизнес-планом Предположим, что предпринимателю нужно обосновать перед инвесторами строительство нового цеха. Времени всегда не хватает, предприниматель чувствует, что находится на растущем рынке, и старается быстрее ухватить удачу за хвост.
Он примерно прикидывает организацию работы в новой части производства, на скорую руку подтягивает строительный проект часто довольно сырой , поручает финансисту сделать расчеты. В этой ситуации есть идея бизнес-проекта, но сам план создается «на коленке». Он годится в случае, если инвесторы так же хорошо чувствуют рынок и у них есть доверие и позитивный опыт работы с предприятием. В других случаях, например, при выводе на рынок нового продукта, нужна последовательность в организации работы с бизнес-планом: исследование внешней среды, выделение рыночных трендов, фиксация идеи, поиск потенциальной бизнес-модели и т. Затем — определение круга потенциальных инвесторов, изучение их интересов и проработка позиции бизнес-плана. Экономика инноваций Как стать венчурным инвестором: пять шагов для начинающих Можно ли составить план самому Елена Малькова считает, что успех плана сильно зависит от того, что бизнесмен умеет делать сам. Для расчетов ему понадобится помощь грамотного финансиста. А также, вероятно, ему нужно будет сделать несколько полевых исследований силами сотрудников собственной компании или сторонних агентств. В этом случае он может выступить и как эксперт, и как интегратор результата.
В случае, если руководитель компании обладает сильной бизнес-чуйкой, лидерским талантом, опытом и сильной профессиональной командой, в которую входят директор по маркетингу, финансовый директор, коммерческий директор и директор по производству, то руководитель может организовать работу команды над бизнес-планом. В такой ситуации «приглашенные» специалисты будут полезны на этапах выполнения внешних исследований, работы с первым лицом при подготовке решения о стратегии и бизнес-модели, для оценки разработанного бизнес-плана, готовности команды к презентации перед инвесторами, организации командной дискуссии. Если опыт в развитии инвестиционных проектов мал, а команда первого лица не контактировала с новым типом инвестора, то лучше обращаться к специалистам. Это могут быть разные профессионалы, и сам проект по разработке бизнес-плана будет состоять из отдельных элементов: исследования, описания бизнес-модели, финансового анализа, оформления презентации и пр. Главное здесь — собрать информацию у разных специалистов и интегрировать ее в единый документ, который будет соответствовать интересам инвесторов. Такая работа обладает более сильным потенциалом для руководителя, чем полный аутсорсинг.
Как составить бизнес-план для социального контракта в 2023-2024 годах
Составление бизнес-плана поможет привлечь к проекту инвесторов и определить главные сложности и риски. Грамотно составленный бизнес-план поможет открыть собственное дело и масштабировать его. Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования. В статье рассказываем, что такое бизнес-план и как составить его самостоятельно.