Глава Учебного комитета и член Высшего церковного совета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов прокомментировал в эфире телеканала «Спас» несогласованные. Екатерина Грачева взяла интервью у председателя учебного комитета РПЦ протоиерея Максима Козлова. 25 июля свой 60-летний юбилей отмечает протоиерей Максим Козлов, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. «Дай Бог нам держаться этого пути», — резюмировал протоиерей Максим Козлов.
Рыбные новости – новости рыбной индустрии на Fish25.Ru
Протоиерей Максим Козлов высказался о смертной казни и кризисе жанра проповеди | 23 ноября 2022 года протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, в пещерах Богом зданных Свято-Успенского. |
протоиерей Максим Козлов | Протоиерей Максим Козлов дал интервью , в котором ответил на критику, которая высказывается в адрес позиции Московского Патриархата в отношении визита Папы Римского. |
Доброволец Максим Козлов из Курской области погиб в зоне СВО
15 марта 2012 года протоиерей Максим Козлов, назначен первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в ходе заседания Священного Синода. Протоиерей Максим Козлов: Мы должны вспомнить, что это событие середины XV века – драматическое во многих отношениях. Максим Козлов в исторической перспективе разбирает католическую догматику (акцентируя внимание на папизме) с православных позиций. Подробности ранней биографии рокер Максим Козлов раскрыл в интервью изданию «Новая газета». Для развития промысла сардины-иваси предприятия предлагали и другие стимулы, например, топливные субсидии, обратил внимание Максим Козлов. Смотрите видео онлайн «НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и.
РПЦ раскрыла уровень заболеваемости ковидом среди священников
Здесь есть поле для дальнейшего совершенствования. Вторым направлением работы станет работа с молодежными общественными организациями, которые существуют в регионе. Посмотрим, какими законодательными инициативами мы сможем им помочь,- отметил Максим Козлов. Мы сформируем рабочие группы, будем проводить рейды в Пскове и Великих Луках. Комментируя разногласия, которые возникли в ходе первого заседания, Максим Козлов отметил, что за недельный перерыв фракциям удалось выработать общее решение -То, что мы видели неделю назад, это в какой- то степени наше детство, наших коллег.
Как вы строите методику преподавания вашей дисциплины? Да, в ней есть теоретические основы, но состоит она в основном из множества прецедентов, частных случаев, после рассмотрения которых у учащихся и формируется первоначальный опыт. Чрезвычайно важным я считаю также опору курса на Священное Писание, Священное Предание. В своем преподавании я стараюсь сочетать эти моменты, соединяя лекционный материал с разбором конкретных ситуаций. На каждом втором занятии мы обсуждаем со студентами реальные случаи, отвечаем на реальные вопросы, иные из которых получены через Интернет. Семинарист должен дать ответ, причем от первого лица. Такая учебная форма дает навык внутреннего реагирования, отклика, умения говорить с человеком лично и конкретно, а не предлагать рецепты, которые являются правильными вообще. После этого мы рассматриваем ответ, который дал священник, и делаем выводы. Я думаю, такие практические занятия весьма полезны для будущих пастырей. Это опыт душепопечения и пастырской любви, пастырского окормления. Ведь несложно изучить и сохранить в памяти, какие есть препятствия к священству, какие могут быть искушения и проч. А душепопечение — вещь, прежде всего, опытная, в нем надо полагаться не на книги, а на то, что накоплено в душе. А у молодого человека двадцати с небольшим лет подобной опоры нет. И отсюда иной раз получается, что пастырское богословие воспринимается как высшая математика. Почему человеку бывает трудно запоминать знания абстрактного свойства? Потому что в сознании ничего не рождается. Конечно, можно все запомнить механически, но для того, чтобы запомнить внутренне, нужно, чтобы возникла ассоциация, а ее как раз может и не быть. Так и с пастырским богословием: затвердить-то в памяти можно, а ассоциировать в душе не с чем. Рождению параллелей как раз и помогает анализ конкретных эпизодов из пастырской практики. И увеличивать их не стоит. Если бы что-то и можно было расширить, это разные формы практик, связанных с пастырским служением. Я уже вкратце рассказал об одной из них. Полезным было бы и пребывание семинаристов на тех или иных приходах или в монастырях, чтобы студент просто наблюдал за священниками, прислуживал за богослужением, перенимал опыт. Это чрезвычайно важно! Ведь далеко не каждый имеет счастье окормляться у опытного духовника, от которого многому можно научиться. Конечно, это оптинские старцы — очень помогут будущему священнику их письма. Считаю очень ценным опыт современных греческих подвижников благочестия, которые подвизались на Афоне: старца Иосифа, старца Паисия, архимандрита Эмилиана и др. Опыт Святой Горы тем важен, что тамошняя традиция никогда не прерывалась, передаваясь из поколения в поколение. А вот у нас из-за трагедии XX века случились разрывы в традиции. Да, были мечевцы — из общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, в Обыденском храме литургическая жизнь не прекращалась. Но это тоненькие ручейки, а там полноводная река, непрерывная традиция, а это дорогого стоит. Я бы советовал молодым священникам читать книги афонских подвижников, благо, они сейчас переводятся. Не со всем я могу согласиться у архимандритов Лазаря Абашидзе и Рафаила Карелина , но, тем не менее, они предлагают не теоретические умствования о жизни, а живой религиозный опыт. Согласитесь, когда батюшка говорит о чем-то не на основании трех брошюр, которые он прочитал, а потому, что действительно разбирается в данном вопросе, это заслуживает уважения, располагает к себе, а главное — на первых порах служит цели душепопечения. В этих разговорах человек открывается священнику, начинает доверять ему. А по мере накопления пастырского опыта внешние заслуги отодвигаются на второй план — важным становится действительное внутреннее общение людей. Мы видим, что не все так благополучно с нынешним молодым поколением и даже с теми, кто с малолетства с конца восьмидесятых — начала девяностых годов пришел в ограду Церкви. Так ли много среди них, воспитанных без атеистического гнета, настоящих православных верующих, которые живут литургической жизнью? Или они обретаются где-то на стороне? Проблема это, несомненно, есть, она не только пастырская, но еще и педагогическая. Так, например, не секрет, что в православных семьях отношения складываются совсем не гладко. Я убежден: самая страшная ошибка, которую можно допустить, общаясь с молодежью, это проявление неискренности в главном, фальши. Ужасно, когда молодые люди чувствуют, что взрослые, и священнослужители в том числе, обозначая нечто, проговаривая слова, не обнаруживают при этом внутреннего убеждения и решительно не склонны делать то, к чему призывают. Да, у всех есть немощи, все совершают ошибки, все иногда падают, и это простят. А вот неискренность не простят, каким бы искусным гомилетом не был батюшка, как бы он ни был образован, какими бы иными внешними дарованиями и наградами он бы ни обладал — ничего не поможет. Фальшь — это соблазнительная вещь, ракушка, в которую хочется закрыться и говорить оттуда гладкие слова, которые подходят для всех и всегда. Священник может сказать хорошую проповедь, в которой не будет ничего противного Преданию Церкви, но если эти слова не стоят за его душой, он никого ими не вылечит.
Особая роль в этом принадлежит духовным образовательным учреждениям. Митрополит Зиновий поблагодарил представителей Учебного комитета за визит в столицу Мордовии и руководство инспекционной проверкой. Архиерей отметил, что каждый раз выездная работа сотрудников Учебного комитета и его председателя придает новый импульс развитию Саранской духовной семинарии. Владыка Зиновий подчеркнул, что совершенствование высшего православного учебного заведения налагает особую ответственность на всю Мордовскую митрополию , потому что является необходимым условием для развития приходской жизни и духовного возрастания жителей региона, а также реализацией благословения Святейшего Патриарха Кирилла.
Новости по теме.
В Липецком районе простились с погибшим на Украине сержантом Максимом Козловым
В Курске почтили память двух погибших на СВО бойцов - Максима Козлова и Егора Тухленкова | — Протоиерей Максим Козлов, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». |
Доброволец Максим Козлов из Курской области погиб в зоне СВО | Информационный портал | 15 марта 2012 года протоиерей Максим Козлов, назначен первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в ходе заседания Священного Синода. |
Во время спецоперации на Украине погиб уроженец Брянска Максим Козлов | В статье протоиерей Максим Козлов рассказывает о роли Святейшего Патриарха в деле становления современного духовного образования и о роли образования в жизни. |
Протоиерей Максим Козлов - про долг христианина в дни СВО и «восемь лет» | Протоиерей Максим Козлов отметил высокий уровень церковно-государственных отношений в республике, который позволил достичь заметных успехов в области духовного образования в. |
Погибшего в ходе СВО липчанина посмертно представили к ордену Мужества
Происшествия - 21 ноября 2022 - Новости. Жизнь и биография протоиерея Максима Козлова: духовное образование, преподавательская деятельность, церковное служение, публикации и награды. Максим Козлов — все новости о персоне на сайте издания Сегодня в Липецком районе простились с гвардии младшим сержантом Максимом Козловым – участником специальной военной операции на территории Украины. В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов. — Отец Максим, нынешняя Пасха — вторая в условиях пандемии коронавируса, но, насколько я понимаю, никаких строгих карантинным мер, которые бытовали в прошлом году.
Протоиерей Максим Козлов: Рождество Богородицы напоминает, что личный выбор немаловажен
Так что опять же здесь мы видим, что этот принцип восстановления как бы исторической справедливости, он опять же применяется лишь частично и лишь по отношению к отдельному региону. Католики никогда не пойдут на проведение этого принципа последовательно именно потому, что на самом деле возвращение того, что было отторгнуто, ударит по самой Римско-Католической Церкви, если говорить о масштабах в целом ее распространения. Возвращаясь к событиям 1946 года, можно сказать, что действительно, конечно же, значительная часть, то есть практически все приходы униатские, после Львовского Собора 1946 года перешли в Православную Церковь. Но если трезво оценить эту ситуацию: какая была альтернатива в 1946 году? Было, по сути дела, два варианта: или наша Церковь отказывается, по тем или иным причинам, принять эти приходы, и в таком случае сколько-нибудь значимое религиозное присутствие в Западной Украине просто организовано и легально прекращает свое бытие, или имеет чисто номинальный декоративный характер, или же Церковь спасает храмы, давая людям возможность ходить в них, таинства их признаются теми же католиками, признаются действительными и опять же, по сути дела, спасает христианство во всем этом огромном регионе. Скорее, что должны бы питать католики по отношению к Русской Православной Церкви за эту ее позицию, мне кажется - благодарность. В начале 1980-х годов много навредил ныне друг римокатоликов, а тогда первый их враг - расстрига Филарет Денисенко, который долго стоял на позиции, что у нас униатов никаких нет.
Я помню его слова на заседаниях комиссии по вопросам христианского единства в начале, в середине 1980-х годов: "Униаты только у вас на Арбате сидят в Москве, а у меня в Украине никаких униатов нет". Конечно, от внес свою лепту в нарастание напряженности, как и многим другим он навредил православию в Украине, но тем не менее не такие дурные в Ватикане дипломаты, чтобы не понять, что к позиции одного Филарета Денисенко нельзя было все свести. Очевидно, что было желание воспользоваться сложившейся политической ситуацией и взять все, что можно было взять, а потом, мол, разберемся, потом можно будет извиниться и вернуть 2-3 храма при случае, пока же надо захватить эту территорию, благо так расположены к нам галицийские националисты. Есть ли противоречия внутри Ватикана по этому вопросу? Но, видимо, сам Папа Римский, в особенности в последние годы, настолько сросся с осознанием себя в роли особенного харизматического лидера, не просто Папы, а исключительного Папы, некоторого апостола католицизма на традиционно некатолических территориях, что те, кто в нем подогревает эти стремления и интересы, находят благодатную почву в его душе и в его личных устремлениях. Поэтому, видимо, при нынешнем Папе ожидать какой-то смены дипломатического курса нам не приходится.
Ну а заниматься гаданиями, кто может быть следующим Папой, крайне неблагодарно. Тем не менее хочу подчеркнуть, что помимо личностных устремлений, мы не должны забывать и другого: католицизм в нынешнем своем варианте может быть только римским католицизмом. И поэтому, что бы там и было, все модели христианского единства для католиков - это модели под приматом, под господством римского епископа. Тактика продвижения к нему может быть различной - от захватов до мягкой дипломатии установления братских отношений и богословских диалогов. Но принципиальная позиция Ватикана не менялась в веках - это единство при папском главенстве. У нас есть законная епархия во Львове с очень активным и деятельным епископом, богословски образованным и лично очень ярким человеком, владыкой Августином, который много делает для поддержания православия.
Но и к тому же резонно задать вопрос: а если бы не очевидные препоны, ставящиеся к распространению и регистрации православных общин в Львовской и Тернопольской областях со стороны местной администрации, то десяток ли был бы православных храмов в Львовской епархии, или на порядок больше? Для объективного ответа нужен чистый эксперимент, а не оценка по той ситуации, которая ныне имеет место. Несомненно то, что визит Папы ближе Украину к России не сделает, а ближе к Европе - в нынешнем ее понимании Европейского союза - сделает несомненно. Полезно ли, хорошо ли это? Максим, те акции протеста, которые сейчас бурно проходят в Украине, насколько они могут повлиять на ситуацию? Для того чтобы он не состоялся, нужно некое действие промысла Божиего или некоторые государственные - на самом высшем уровне - шаги и действия, которых опять же вряд ли сейчас можно ожидать.
Тем не менее свидетельства неприятия не только со стороны иерархии, но и стороны церковного народа очень важно было принести, и в этом смысле чем более массовыми будут эти акции, чем более там будет не только тех, кто как бы по долгу службы должен принимать в них участие и о ком можно сказать, что вот этот епископ или этот клирик не хочет визита Папы, потому что это нанесет урон ему как представителю конкурирующей конфессии, борющейся за души тех же украинцев, как пишут наши оппоненты.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
В связи с этим верующие задаются вопросом: не получится ли так, что в какой-то момент вход в храм будет возможен только по QR-коду о вакцинации? Коснувшись тех противоэпидемических мер, которые принимаются в храмах и монастырях, священнослужитель констатировал, что они не привели к разделениям, провоцирующим возникновение расколов.
Думаю, так происходит, оттого что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся. Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано. Но мы часто уходим из мира, в котором тяжело и грустно, для того, чтобы здесь «препокоиться», как на сеансе у психотерапевта.
Однако Церковь существует не для этого. Можно ли ехать со своими родными и близкими людьми, невоцерковленными или даже, быть может, некрещеными, в святые места? Почему же нельзя? Только не надо считать эту поездку паломнической. Это скорее такой миссионерский туризм. Потому что обязательно возникнут разнонаправленные интересы. И конечно же, это возможно только в кругу своих близких, чтобы никто не соблазнялся, к примеру, фактом того, что, когда он собирается на раннюю литургию, кто-то спит, а кто-то идет созерцать красоты вокруг Оптиной пустыни. Но и среди своих, наверное, будут возникать проблемы, потому что когда одному хочется молиться, приложиться к святыне, исповедаться и причаститься, то для невоцерковленного человека значимой может оказываться исключительно эстетическая сторона поездки, и чаще всего он, как член этого туристическо-миссионерского путешествия, будет побуждать нас погулять, послушать звон колоколов, посмотреть на заходящее солнце над озером у монастырских стен, поговорить о чем-то умном и возвышенном, что в данный момент нам совсем и не нужно. Поэтому, если и ехать вместе, то воцерковленному человеку воспринимать эту поездку прежде всего как нужную для его спутников, и все соответствующим образом выстраивать.
И с самого начала надо себе сказать: в следующий раз, когда я поеду в Оптину , в Печоры , в Дивеево молиться, то поеду отдельно, а сейчас уповательно буду стремиться к тому, чтобы мои муж, жена, отец, мать, брат, сестра через это посещение святых мест стали еще на один шажок ближе к Церкви. Как вести себя с невоцерковленными родственниками во время семейного времяпрепровождения — общая трапеза, совместный отдых, чтобы понапрасну не раздражать и не искушать ни их, ни себя? К этим ситуациям нужно применить одно более общее правило, состоящее в том, что ничего доброго в естественной жизни Церковью не отвергается и соответственно не должно отвергаться и церковными людьми. Ведь христианство не есть антитеза вообще всей внецерковной жизни. И как хорошо должно быть известно всякому верующему, в оппозиции находятся: Церковь — мир, христианин — мирской человек, мир трактуется как греховное состояние общества, как совокупность установок, ведущих человека не к небу, но в противоположном направлении. Поэтому то доброе, что есть в мирской жизни, должно принимать так, чтобы находить область для общения с невоцерковленными или даже неверующими людьми, в том числе и в семье. Понятно, что ваши близкие не способны за трапезой слушать Жития святых, как в монастыре, но темой для общего застольного разговора может быть не последняя газетная публикация про группу «Тату», а какое-то достойное литературное произведение. Пока для вас невозможно и неполезно поделиться с родными теми переживаниями, которые вы испытали сегодня на воскресной литургии, можно найти такую тему, чтобы ваше христианское мировоззрение хотя бы косвенно отразилось в общем разговоре и при этом не было бы банальным и безынтересным для прочих членов вашей семьи. Да, вы до времени не сумеете вместе помолиться, но вечер, проведенный с мужем не у телевизора, а в прогулке вдоль Москва-реки или на Воробьевых горах, уже душу не засорит, а даст те ростки близости друг к другу, которые в иной раз очень вам пригодятся.
Поэтому не относитесь к совместному времяпрепровождению равнодушно, а постоянно ищите, как пробиться к сердечному общению со своими близкими, что вовсе не означает идти на уступки и компромиссы, заставляя себя улыбаться тогда, когда плакать хочется, или выказывать нарочитый интерес к темам, от которых в лучшем случае тянет зевать. Если будете искать то, что на сегодняшний день между вами есть общего, тогда, по слову евангельскому, «всякий просящий получает, и ищущий находит…» Мф. Согрешает ли верующая жена, если во время поста готовит скоромную пищу для своих невоцерковленных родственников? Если не пробует слишком много. И конечно, это зависит от того, что от нее домашние ждут. Если привыкли есть не общепитовский вариант, а пищу, сделанную с любовью и внимательностью, то тогда какое же тут для вас будет право лишить их этого на время поста, ведь это же ваш пост, а не их! И долгом любви будет, чтобы из-за нашего поста тем, кто рядом с нами, не стало хуже. Поэтому готовьте, но не пробуйте без меры. Как себя вести, чтобы твой пост не выглядел в глазах непостящихся родных и близких демонстративным?
Чтобы другие ничего не замечали ни в отношении их рациона, ни качества и количества пищи, ни времени, которое они, а не вы, могут провести за столом. Ведь по большей части мы согрешаем, прежде всего, эгоцентричностью, сосредоточенностью на себе. Для человека внецерковного — это почти общее правило. Но если для вашего нецерковного мужа или не пришедшей пока к вере тещи суп в среду и пятницу хуже не станет, и котлета будет так же поперчена, то они особенно и не заметят, что вы поститесь. Что делать, если ты понимаешь, что у твоих близких христианское отношение к ритуалу подменяется формальным обрядоверием, которое вот-вот приведет их к тому, что называется православным язычеством? Обратиться к опыту Церкви. По преимуществу в те времена, когда в Православии начинало превалировать формально-обрядовое восприятие христианства, Господь посылал в Церковь юродивых, которые могли начать кидаться навозом во время богослужения, громко кричать, сказать царю после окончания многочасового и многолюдного богослужения, что на службе он сегодня не был и что были на ней всего два человека — патриарх и царица, все остальные находились где угодно, только не в храме. Конечно, юродство — очень трудный путь, серьезный, требующий решимости, трезвого рассудка и внутренней выдержанности воли. Однако хотя бы некоторая доля юродствования с вашими близкими может им помочь.
Если вы видите, что они душой на молитве засыпают, хотя вроде бы формально все правильно делают, поведите себя с ними как-то так, чтобы их из этого сонного состояния вывести: например, начните читать Псалтирь не благочестиво, как какой-то церковный чтец с набранной интонацией, а как бы нарочито неправильно, коверкая окончания. Или для того, чтобы кого-то от чего-то пробудить, поставьте на стол котлеты в постный день. И посмотрите за реакцией. Я специально беру очень экстраординарные примеры, так как каждый должен сам искать, что и как делать. Но будить наших близких от такого усыпляющего обрядоверия нужно. Однако не разговорами, упреками и попытками переубедить, а иронией и юродством, и при этом в первую очередь по отношению к себе, глядя на что и другие могут о чем-то задуматься. А если кто-то из ваших родственников начал заниматься магией? Первое — не испугаться по крайней мере по отношению к тем близким, кто в Церкви Божией находится, потому что христианин, имеющий святыню Таинств, щит, ограду Честнаго Животворящего Креста Господня и веру в то, что Тот, Кто с нами, сильней того, кто против нас, от любых экстрасенсорных магических манипуляций никак пострадать не может. Поэтому не надо бояться ни за детей, ни за других спутников жизни.
Если же мы видим, что кто-то занимается подобной практикой по отношению к нашим вовсе не воцерковленным близким, то надо попробовать иногда силой авторитета, иногда апелляцией к внутрисемейной любви настоять на том, чтобы все это прекратилось. Притом, что вред-то, может быть, будет главным образом для того, кто сам этим занимается. Человек может нанести такие искажения своей душе, которые потом из нее годами вытравляются. Существуют вещи, которых лучше бы не знать вовсе. Так же, как есть некие греховные состояния, которых лучше бы никогда не испытать, так есть и опыт, к которому лучше бы не прикасаться и постараться от него уберечься. Господь любит всякого и из всякого состояния человеку поможет выбраться, но в каких-то ямах лучше не валяться. Могут ли православные христиане молиться за своих близких католического вероисповедания, поминать их в записках о здравии на литургии, заказывать о них молебны? Евхаристическое поминовение относится только к тем, кто является реальными членами видимой, воинствующей Церкви, кто осознает себя православным христианином. Втягивать в это единство тех, кто к ней не принадлежит, кто не находится с нами в евхаристическом общении, было бы неправдой и лицемерием по отношению к той исторической реальности отпадения от Церкви многочисленных христианских сообществ.
Ведь мы знаем, что наши инославные близкие вместе с нами не причащаются, но несмотря на это, мы их как бы насильно воссоединяем с православной Евхаристией. Однако это не значит, что у нас нет права молитвы об иноверных и инославных. Во-первых, на великой ектенье каждой литургии Церковь молится о благостоянии святых Божиих Церквей и вхождении в единство православной святоотеческой веры тех, кто сейчас находится с ней в разделении. Во-вторых, на молебнах, то есть не на евхаристических богослужениях, можно поминать и неправославных христиан, живущих ныне, желая им прежде всего, чтобы через совокупность жизненных обстоятельств Господь привел их к познанию истины и к полноте единения веры. Впрочем, допустимо помолиться и о добром здравии, о благопоспешении в делах и иных жизненных обстоятельствах, на это нет и не может быть никакого церковного запрета. Более того, не существует абсолютного препятствия для супружеского союза между православным и инославным христианином — католиком или протестантом — при условии его доброжелательного отношения к Православию. Мы знаем, что в некоторых случаях инославные, благодаря брачным союзам с православными супругами, постепенно стяжали и сокровища православной веры. Вспомним святую преподобномученицу княгиню Елизавету и страстотерпицу царицу Александру. Никто и не отрицает, что есть много по-своему достойных людей и среди тех, кто находится вне Православной Церкви.
Есть достойные буддисты, достойные индуисты и синтоисты. Во времена апостола Павла были достойные язычники, о которых он писал, что живущие по законам совести, которая есть глас Божий в их душе, тоже могут надеяться, что по этому закону будут судимы, то есть не лишатся части спасаемых. Более того, есть достойные атеисты и достойные коммунисты. Даже среди деятелей Думы есть такие, которые, называя себя атеистами, тем не менее много хорошего делают для Православной Церкви и не только на словах любят свое Отечество. Однако из-за того, что они люди хорошие, мы не должны принимать их мировоззрение. И не должны снисходить до релятивизма и говорить, что нам все равно, во что человек верит, коммунист он, буддист, экзистенциалист, рационалист или еще какой-нибудь «ист». Мол, это не препятствие в деле спасения, был бы человек хороший. Но Господь говорит другое: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Ин. Господь утверждает, что Он пришел основать на земле Церковь, а не просто дать какую-то пригоршню истины, которая рассеяна по всей земле, с какого хочешь источника, с такого и напитывайся ею.
Он говорит: «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… пастырь добрый полагает жизнь свою за овец … Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» Ин. То есть в христианской Церкви, о которой Господь Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» Мф. И коли это так, тогда для сознательно верующего встает вопрос: какая эта Церковь? Православный христианин, который принимает святое Православие как истину во Христе, не может быть равнодушным к заблуждениям других. Ведь наши несогласия с католиками и протестантами, а тем более с иноверными — мусульманами, иудеями, буддистами, — это не конкурентная борьба за канонические территории, это несогласия, основанные на знании того, что в конечном итоге цена иноверия и лжеверия — душа человека, ее спасение или погибель. Поэтому, относясь со снисхождением к заблуждающемуся человеку, Церковь не может терпимо и индифферентно относиться к его заблуждению. Это было бы противно самой ее природе.
Сегодня многие либералы соединяют Православие с национал-шовинизмом, который, в свою очередь, прикрывается им как щитом. Если ты видишь, что твой воцерковленный родственник подпадает под это влияние и начинает произносить явно тенденциозные националистические лозунги, далекие от христианства, то надо пытаться его образумить? Безусловно, надо. И в каждом конкретном случае это так. Но мне представляется, что в общем эта проблема скорее надуманна, как и много других проблем, надуманных либеральной интеллигенцией. Нельзя, конечно, отрицать того, что в церковном народе я не говорю о каких-то политических организациях, количество которых минимально и число членов которых смехотворно , вернее, в какой-то его части, есть определенного рода немирность и нетрезвость по отношению к инородцам и инославным, выражающаяся в духе злобы и неприятия. Но это весьма периферийное для церковной жизни явление. И свойственный по самому факту православной веры сознательным верующим патриотизм, приятие ими ценностей своего православного Отечества как чрезвычайно значимых в нашей жизни, в нашем мировоззрении, в нашей ценностной ориентации для подавляющего большинства не переходит в этнический национализм или в неприятие людей другой веры или другой этнической основы. Поэтому по большому счету этого не нужно бояться.
Курянин Максим Козлов погиб во время специальной военной операции
25 июля свой 60-летний юбилей отмечает протоиерей Максим Козлов, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. 20 июля на и мы рассказали историю Максима Козлова из Московской области. Протоиерей Максим Козлов рассказал собравшимся о ситуации в высшем духовном образовании, современных победах и проблемах в. В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов. Смотрите видео онлайн «НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и. Протоиерей Максим Козлов дал интервью , в котором ответил на критику, которая высказывается в адрес позиции Московского Патриархата в отношении визита Папы Римского.
Состоялась встреча протоиерея Максима Козлова с новопоставленными епископами
Сегодня гостем программы «Антонимы» стал протоиерей Максим Козлов — богослов, педагог, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви и ректор об. Жизнь и биография протоиерея Максима Козлова: духовное образование, преподавательская деятельность, церковное служение, публикации и награды. Протоиерей Максим Козлов, биография которого изложена в этой статье, хорошо известен в церковных кругах России. Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми. Его Высокопреподобию протоиерею Максиму Козлову, настоятелю храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских г. Москвы. В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов.
Протоиерей Максим Козлов о протестах 23 января: как избежать раскола?
В различные годы читал курсы в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и Училище сестер милосердия при 1-ой Градской больнице. За годы преподавания в МДАиС опубликовал более 100 статей и переводов патрология, библеистика, церковная история, публицистика в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях. С 1996 года член Синодальной Богословской Комиссии. Член правления Всероссийского православного молодёжного движения, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, член редколлегии сборника «Богословские труды» и журнала «Православная беседа». Настоятель храма св.
Решением Священного Синода от 8 декабря 2009 года прот. Максим Козлов включен рабочую группу по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви. С 2010 года является секретарем Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам отношения к инославию и другим религиям.
Протоиерей Максим — Главное, чтобы они сами оставались в Церкви и склонны были с ней общаться. Проблема-то в том, что они, возникает такая ситуация, когда, ну ладно Сергий Романов, когда, вот, помните, был такой архимандрит Сиверс, вот такой известный тоже в таком, ну не прямо в гонениях, но в такой полуоппозиционной ситуации. Я вот общался с потом с некоторыми людьми, которые у него окормлялисьн, они говорили: ну нет, больше нет духовников, больше нет священника, у которого я мог бы окормляться. Ну вот что в значительной мере опаснее. Вот это такого рода привлечение к личности пастыря, который в этом не прав, если он допускает такое привлечение, которое потом в людях рождает разочарование вообще во всем остальном священстве. В том, что если не он — дорогой, любимый, духовный и единственный святой, — то уж и никто вовсе. И это вовсе, кстати, не зависит от политических взглядов, это может быть по отношению к священнику, может быть, вовсе политически себя никак не позиционирующему, но вот так к себе тащащему.
Ну что тут сделаешь? Ну вот скажем, вот, простите, частично отвечая ваш вопрос, и частично возвращаясь к тому, о чем мы говорили сейчас: вот нынешняя ситуация с ковидом. Понятно, что по отношению к официальной церковной позиции были как бы разные давления с разных сторон. С одной стороны — ну ясно, у нас государство за вакцинацию людей, ну и прочее, да, не будем всю пересказывать аргументацию. С другой стороны — есть, ну не знаю, достаточно громкое, не знаю, насколько массовое движение антивакцинаторов, что это все — ну вот в жесткой форме, что это как бы чипирование, осуществляемое мировой закулисой, до там каких-то там более реалистических, что это заговор, так сказать, коммерческий, вполне себе фармацевтических компаний, грандиозный, которые просто вот проворачивают грандиозную финансовую аферу вот во всем мире на фоне нынешней как бы глобализации. Если первое видится вовсе не имеющим никакой рациональной основы, то второе не видится не имеющим рациональной основы, по крайней мере как сопутствующее обстоятельство к последним годам нашей жизни. И тем не менее вот ни первых, разочарованных часто вот такой жесткой позицией — все должны вакцинироваться, если ты не вакцинирован, тебя не пустим; ни вторых — о том, что Церковь не возвысила свой глас против там государственной вакцинации и прочее — нужно не оттолкнуть. Ну они, да, они — ни первые, ни вторые — не будут рады средней позиций. Вообще среднему царскому пути люди крайних точек зрения никогда не радуются, им хотелось, чем они отличаются — им хочется, чтоб все были как они. Вот идущие средним путем, они понимают, что все разные и что не обязательно все должны быть со мной согласны — повторю, не в том, что отделяет суть нашей веры, а во всем остальном.
А людям крайних взглядов: нет, все должны думать, как я, только в этом правда. И они никогда не удовлетворятся, если ты не запоешь песню, даже не просто не запоешь, а с тем же энтузиазмом, который должен быть в твоих глазах. Ну с этим ничего не поделаешь. Нужно просто держать врата открытыми и терпеливо, гладить по головке, говорить: ну да, ну вот такая жизнь, вот есть другие люди, невозможно думать всем, как ты думаешь. И делать то, что считаешь правильным делать. Ну что тут, я не вижу — это не звучит оптимистически и не решает проблем за год, за два, но я не вижу другого пути. Мацан — Протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот мы говорим, начали с этого разговора, о поколенческих разделениях в Церкви, но даже если это разделения, и понимать не как ссоры или противостояния, а как просто как разные какие-то умонастроения в людях разных поколений. Я бы хотел вот к этой теме вернуться, но с точки зрения именно веры и проживания своей церковности людьми церковными. Я помню, что в одном интервью один очень опытный митрополит, который воцерковлялся в те же годы, что и вы примерно, сказал такую фразу.
Я его спросил: а чего вот вы сейчас ждете от верующих, какими бы вы хотели их видеть? Он сказал фразу, которая меня поразила: я хотел бы, чтобы верующие перестали носиться со своей верой. Вот он сказал, что ему бы хотелось, чтобы вера ну я уже своими словами пересказываю мысль стала как воздух, естественной и простой. Вот как бабушки верили, он говорит, они не размышляли о смысле жизни, о новом свежем воздухе, который им открылся в Церкви — то что было в какой-то степени свойственно людям, вот приходящим в советские годы к этой действительно новой жизни, ничего похожего не было вокруг. А вот хочется, говорил этот пастырь, чтобы просто пойти в храм было естественней, чем не пойти для человека. И мы понимаем, что с одной стороны, это очень здорово звучит, с другой стороны, а как тут не перепутать эту спокойность веры с теплохладностью, с привычностью, как бы с отсутствием горения. Вот что вы об этом думаете? Ведь современному поколению верующих, которые вот в Церкви, уже когда храмов много и все можно, скорее вот эта проблема, если эта проблема стоит. Те горели — из 70—80-х, а вот здесь люди просто живут. Хорошо это или плохо?
Протоиерей Максим — Ну я отчасти, мне кажется, может быть, понимаю, о чем помянутый вами владыка говорил. Ну вот не натужности хочется, не вот такого какого-то педалирования: вот ты должен так, ты должен сяк, вот православному христианину полагается это кино не смотреть, эти книжки не читать, туда-то не ходить, а наоборот, делать так. Хорошо, когда это естественно происходит. Ну хорошо, когда не нужно, ну правда, оно же вырабатывается нормально, когда человеку в воскресенье ну как-то дико не пойти на литургию. Ну в жизни каждого случается, но, в общем, какое-то неправильное воскресенье, если оно не началось с Божественной литургии. Я вот по нынешней жизни не скажу, что там сильно чаще обычному человеку можно и нужно ходить. Но воскресные там, и двунадесятого праздника, и других ключевых дней литургия — ну этот же день, если ты начнешь по-другому, как-то не так сложится. Это как воздух, да. Ну как воздух, наверное, должно быть — ну там много, мало, каждому в свою меру — ну как-то утром, вечером помолился. Ну нехорошо, если встал и вовсе не помолился.
Я не говорю там, прочитал все правило по книжке там или еще как-то — у каждого своя мера. Но Бога-то вспомнил — это же должно быть естественным, а не таким вот натужным побуждением. Ну еще какие-то вещи. Вот там ну такие же вещи в этике должны быть, я думаю. Ну идешь там, лежит там человек на улице — ну наверное, пьяный. Но все идут мимо, а холодно. Ну естественно должно быть для православного христианина — не пройти мимо. Ну не героическое что-то — ну там полицейского привести, ну «911» набрать, ну что-то. Ну скорее всего даже он там не то, что сердечный приступ, но не надо мимо пройти. Ну вот такие вещи, они, правда, должны становиться естественными.
Для меня сейчас другое главное такое опасение и тревога за то, что это происходит. Я вижу, что нет устойчивости в передаче поколенческой веры от родителей к детям. Вот не то чтобы, вот оказалось не совсем так, как мы думали в те же 90-е годы. Нам казалось, что вот мы, пришедши, детей-то своих научим, и они естественно, у них будет то, чего мы были лишены — радость церковного детства. И им-то, конечно, захочется тут остаться, и они вырастут без каких-то глупостей, которые как бы мы сделали. Оказалось, что все не так просто. Ну у нас не было опыта и родительского часто, растить своих детей. И мы же знаем, что отнюдь не у всех хороших — я не говорю сейчас про какие-то другие ситуации, — хороших православных родителей дети остались в Церкви, ну в смысле какой-то меры активности участия в церковной жизни. Для меня величайшая милость в моей жизни, что вот мои как бы дети церковной жизни там и внуки причастны. Вопреки всем ошибкам, которые я там, как отец, по отношению к ним допускал.
И это вот если за что Бога благодарю сейчас уже, к старости, больше всего за это, что вот это дар какой-то. Потому что я знаю очень многих хороших людей, у которых так не получилось, дети уходят. И опять же ну вот, наверное, на радио нужно давать ответы, как сделать, чтобы это не получалось. А я сейчас только могу сказать, что у меня нет однозначного ответа, как сделать так, чтобы это не получалось. Я только хочу сказать, что это главное, по чему проверяется вот наша... Ну и, конечно, искать, вот находить добрые примеры и свидетельства. Потому что здесь все очень индивидуально. Один пример в одном человеке отзовется, другой пример — в другом. Один поймет, что вот исходя из этой семьи или этого человека я смогу сделать для своей семьи и своих близких, а другой — из других И вот это трансляция реального — не надуманного, не фальшивого опыта, не этих всех звезд, которые пришли в церкви — ах! Да ладно с ним, да пришел — может быть, спасется, вот да.
А вот те, кто жизнь прожил и передал. Помню, в свое время для меня, уже в очень взрослом возрасте, уже давно священником я был, очень большое впечатление произвела книга матушки Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего». Это вот известная московская священническая семья, она дочка Николая Евграфовича Пестова, тоже такого церковного человека и крупного ученого своего времени. О том, как удалось ему вырастить их в вере, и как вот эта традиция в вере жить, вот удалось им с отцом Владимиром Соколовым передать своим детям и вырастить их по-настоящему верующими людьми. При этом без всякой идеализации — и себя она не идеализировала, и отца Владимира не идеализировала, и уж церковную действительность никак. Но вот получилось. Вот таких примеров нам бы побольше.
Это ощущение родного человека, за которого ты, может быть, болезнуешь и с которым не соглашаешься, но который родной очень важно сохранить и начать жить не только в противопоставлении ему, это уж какая-то зарница гражданской войны, но и в равнодушии: «ну мне и все равно, если он так думает, то он для меня как бы не существует, с этими его взглядами и поступками». Взрослых, старших людей, с одной стороны делиться опытом, накопленным за жизнь, а с другой стороны, избегать авторитаризма и попытки вот прямо экстраполировать свой опыт на молодое поколение — это никогда не получалось, не получится и теперь. Рассказать о том, что я накопил и постараться предупредить — одно, попытаться заставить — это другое и почти всегда тупик. Молодых людей — помнить о том, что родители — это не застаревшие «предки», которые всего боятся и не видят действительность такой, какая она есть, люди, накопившие за жизнь много опыта и даже если не обладающие вашими навыками работы в социальных сетях и владением компьютерной техникой, то от этого не ставшие глупее вас, а, может быть, даже вовсе наоборот. В Церкви, мне кажется, то же самое, каждому из нас, священнослужителей, важно, начиная с себя, а потом, если мы видим это и в приходе, стараться преодолевать вот эти тенденции к обособлению от кого-то, кто рядом с тобой. Сейчас же все приходы общаются часто не только в храме, но и в социальных сетях, есть какие-то чаты, приходские варианты общения, все это сформировалось, в особенности, в ковидную среду очень интенсивно. Известно последствие социальных сетей, что там люди часто действуют и поступают с пониженным барьером ответственности, одно дело — мы так сидим с вами, разговариваем и внутренне понимаем, что нельзя обидеть человека, который рядом со мной, а написать буковки, нажать кнопочку «отправлено сообщение» значительно проще, а пожинать обиды при разделении придется, может быть, потом очень долго. Вот следить, в том числе, и за тем, что и как мы говорим и делаем в социальных сетях, в средствах массовой информации, на тех или иных ресурсах православных, тем более общественно-политических, помнить, что христианин по заповеди Спасителя прежде всего — миротворец, «блаженны миротворцы», а не блаженны разжигатели конфликтов и искатели разделений, Евангелие-то мы должны помнить. Аркалова — Известно, я уже говорила, что объявлены даты следующих «мирных» митингов, выходов, вот как вам кажется ближайшая перспектива, что будет, чем это может закончится и как долго это продлится? Максим — Видите, мы тоже расходимся в терминах иной раз: вы говорите слово «мирный», подбирая его тщательно, а кто-то бы другой сказал: «несанкционированный», тоже уже исходя из эпитета, который мы употребим, уже разные люди употребляют разные прилагательные в этой ситуации, уже возникнет некое оценочное суждение в данном случае. По-человечески, как отцу и дедушке, мне бы хотелось, чтобы обошлось без конфликтов, человеческих жертв, даже на уровне мелких и средних телесных повреждений, без заключений людей, пусть на короткие сроки, никому не хорошо находится в СИЗО или в иных местах. Долг каждого из нас, священников, молиться о том, чтобы большая беда миновалась, пророчествовать — дело пророков, а кто из нас знает, как будут развиваться события, но кажется, как хочется надеяться, мы не дошли до такого порога, после которого надежды на мирное развитие внутринационального диалога нет, я глубоко уверен, что она есть, но должна быть проявлена некая воля со всех сторон, добрая воля. Аркалова — И в завершение нашей беседы, нас смотрит огромная аудитория, и молодые люди, и пожилые люди, вот в нынешней сложившейся ситуации ваше к ним обращение, ваш им совет. Максим — Дорогие братья и сестры! Вот пусть человек, а не цель будущего светлого будет для нас тем, что определит наше поведение.
Поводом для соборной молитвы именно в этот день послужило празднование 60—летнего юбилея настоятеля храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. По завершении соборного служения приветственный адрес от имени Святейшего Патриарха Кирилла зачитал протопресвитер Владимир Диваков. Далее юбиляра поздравил викарий Святейшего Патриарха епископ Зеленоградский Савва и было провозглашено многолетие.
НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ
Детский катехизис: священник Максим Козлов отвечает на вопросы детей о Боге, о Церкви, о вере в современном мире. потомственный пасечник, уверяющий, что мёд – панацея от всех болезней, лакомство для счастья, гармонии, красоты и безграничных возможностей. Протоиерей Максим Козлов дал интервью , в котором ответил на критику, которая высказывается в адрес позиции Московского Патриархата в отношении визита Папы Римского. В ходе специальной военной операции погиб уроженец села Удобное Горшеченского района Максим Козлов. Сегодня протоиерей Максим Козлов — один из виднейших деятелей нашей страны в области религиозного образования, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви и. 25 июля свой 60-летний юбилей отмечает протоиерей Максим Козлов, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.