Он заявил, что «Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х годах».
Нагорный Карабах — только начало. Конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов | Между Арменией и Азербайджаном в очередной раз произошел вооруженный конфликт. |
Что армяне и азербайджанцы думают об исходе конфликта в Карабахе | Июльские столкновения между Арменией и Азербайджаном доказывают, что нет прямой связи между односторонним демократическим переходом и мирным процессом. |
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку | Этим они продемонстрировали Азербайджану готовность своего вмешательства в конфликт, в случае попытки оккупировать южные районы Армении. |
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные | Речь идет о достижении договоренностей по таким важнейшим компонентам, как разблокирование транспортных коммуникаций и экономических связей между Арменией и Азербайджаном, о делимитации границы с ее последующей демаркацией, о подписании. |
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов | В очередной эскалации армяно-азербайджанского конфликта могут быть заинтересованы Турция и Азербайджан, а также Армения, и просчёты России в этом направлении сейчас просто недопустимы, заявила кандидат политических наук. |
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Процессом отец Симеон называет делимитацию границы между Арменией и Азербайджаном. На сегодняшний день конфликтная ситуация образовалась между Арменией и Азербайджаном, а также между Таджикистаном и Кыргызстаном. Макрон отозвал на консультации посла из Баку в связи с резко обострившимися отношениями между Францией и Азербайджаном. Сквозное сообщение через Сюникскую область Армении между Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией придало бы Южному Кавказу дополнительную коммуникационную связность в интересах Турции и Азербайджана, что соответствует. Томас де Ваал заявил, что Азербайджан набрался смелости начать свое наступление во время ухудшения отношений между Россией и Арменией и потери "лучших командиров" российских миротворческих сил в результате вторжения в Украину. Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией в основных очертаниях может быть согласовано к ноябрю текущего года, заявил президент АР Ильхам Алиев.
«Огромная трагедия»: Путин сделал новое заявление о конфликте Азербайджана и Армении
Россия в этой ситуации пытается соблюдать нейтралитет и примерить обе стороны. А стратегический партнер России — Турция — открыто заняла стороны «братского» Азербайджана и обещает ему всестороннюю поддержку. Причина более, чем очевидна. Азербайджан и Турция давно живут по формуле — «Одна нация — два государства». Кроме того, у Турции, как известно, очень сложные отношения с Арменией. Османская империя виновата в геноциде миллиона армян, что до сих пор Турция отказывается признавать. Хотя современное государство к османской империи отношение не имеет.
Наконец, Турция претендует на роль геополитического лидера региона и пытается диктовать свои условия всем сопредельным с ней государствам.
Поэтому, думаю, Пашинян и взял линию на демонстративный разрыв с Россией с целью переориентации на Запад. Думаю, Россия оказалась заложницей решений 2020 года. Уже тогда было очевидно, что взятие под вывеской миротворческих сил под протекторат Карабаха делает положение РФ тут очень уязвимым, и в первую очередь зависимой от доброй воли азербайджанской стороны. С нынешней утерей Россией в регионе реальных силовых опций и реальной воли к действию российский контингент превращается, по сути, в военных заложников Азербайджана, и, скорее всего, обречен быть пассивным наблюдателем. Можем ее лишиться? Но в условиях изменения курса Армении и в случае урегулирования отношений с Азербайджаном смысл для Еревана в этой базе будет утрачен. Кроме того, для Армении связь с Ираном крайне невыгодна в свете необходимости для Еревана борьбы за благосклонность Запада.
Поставив во главу угла территориальную целостность Украины и выступая за достижение этой целостности военным путем, Запад не сможет отрицать такого же подхода для Азербайджана.
Если вторая армия мира, как раньше было принято говорить, используя своих миротворцев, не может с позиции силы прекратить военные действия, то мир смотрит на это и делает выводы. Но ведь в этом качестве они и были туда направлены, вряд ли Россия захотела бы разворачивать боевые действия на втором фронте? Например, в Косово сейчас находятся миротворцы — действуют когда-то более агрессивно, когда-то менее, но в любом случае их функция — предотвратить физическое насилие среди мирных жителей. В качестве миротворца Россия находится в сложной ситуации: в условиях санкций она зависит от логистических коридоров, которые проложены через Турцию и Азербайджан параллельный импорт, как мы знаем, идет через Турцию. Во многом от Турции зависят и наши позиции в Сирии. Для России Турция сейчас важный логистический хаб, важная переговорная площадка.
Несмотря на то, что зерновая сделка остановлена, Турция важна и в плане будущего торгового судоходства на Черном море, поскольку у этой страны там самый сильный флот. Кроме того, нельзя забывать и о том, что это вторая армия НАТО. Поддержку Азербайджана Турцией можно назвать абсолютной, поэтому противостоять Азербайджану Россия не станет и, конечно, не может себе позволить два фронта. Тут с одной стороны — Азербайджан с Турцией, с другой — Армения с Ираном. Иран для нас тоже важен, особенно сегодня.
Позже политик признал, что стабильность в регионе удалось сохранить именно благодаря российским силам. Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян выразил готовность признать территориальную целостность Азербайджана в его границах площадью 86,6 тыс. В ответ армянский лидер потребовал от Баку признать территориальную целостность Армении и обеспечить права и безопасность местного населения Нагорного Карабаха.
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов
Армяно-азербайджанский конфликт 5 часов назад. Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. Армяно-азербайджанский конфликт 5 часов назад. Конфликт между Арменией и Азербайджаном набирает обороты, несмотря на то что статус спорной т. Евросоюз призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить боевые действия, и вернуться к переговорам. В непризнанной республике Нагорный Карабах началось новое обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией.
Сатановский: конфликт Армении и Азербайджана может привести к катастрофе
Иран для них является своеобразным транспортным хабом», — объяснил иранист. Гарик Мисякан убежден, что Тегеран найдет способ для противодействия. По его словам, возможно даже применение военной силы в этом регионе. Это захват транзитных путей, городов и населенных пунктов», — прокомментировал эксперт. В рамках тренировки военные отрабатывают маневры с участием боевых вертолетов, десантные операции, марш-броски в темное время суток, а также применяют ударные беспилотники и барражирующие снаряды. Кроме того, военнослужащие строят понтонные мосты через реку Аракс — подготовка к ее возможному пересечению уже вызвала опасения в Азербайджане.
Что же касается исполнения Россией своих договорных обязательств в рамках этого договора, то мы всегда исполняли, исполняем и будем исполнять свои обязательства», — заявил Путин. Накануне директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил , что нынешняя эскалация конфликта в Карабахе вызывает у Москвы особую тревогу. Кроме того, разгорающееся вооруженное противостояние в Карабахе, как магнит, притягивает к себе боевиков из различного рода международных террористических структур», — пояснил глава СВР. По словам Нарышкина, при такой тенденции Закавказье способно стать новым плацдармом для международных террористических организаций, откуда боевики в последующем могут просачиваться в сопредельные с Азербайджаном и Арменией государства, в том числе в Россию.
В начале этого года Армения и Азербайджан при посредничестве России, а также представителей США и Евросоюза приступили к обсуждению будущего мирного договора. Однако ситуация неожиданно изменилась 22 мая. Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно для всех и недвусмысленно дал понять, что он согласен признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом в рамках мирного договора, который обсуждают Ереван и Баку. Это было первое четкое публичное заявление Пашиняна о его политике в отношении Нагорного Карабаха. Когда журналисты попросили Пашиняна разъяснить позицию его правительства по Карабаху, вышедший из себя премьер опять неожиданно для всех сказал, что все бывшие администрации Армении признали территориальную целостность Азербайджана, фактически дезавуировав заявления своих предшественников. Этот тренд Пашинян и его правительство иногда используют, ссылаясь на Алматинскую декларацию 1991 года. Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров. Взамен Армения получит обратно Арцвашен от Азербайджана.
Так как многие карабахские армяне живут большими семьями, эти деньги помогают им при аренде жилья. Однако проблем все еще очень много. Вместе с тем после исхода армян из Нагорного Карабаха оживились разговоры на тему подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру. Мы хотим, чтобы Южный Кавказ был защищен от любых рисков. И, конечно, мы хотим, чтобы Армения и сегодня, и в будущем никогда не ставила под сомнение нашу территориальную целостность и полностью отказалась от любых территориальных претензий к Азербайджану». Президент Азербайджана отметил, что уже сейчас армяне, покинувшие Карабах, могут вернуться. При этом они должны получить азербайджанское гражданство и забыть о самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике. Тем временем премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что процесс ликвидации НКР стал неизбежен после переговоров, последовавших за четырехдневной войной в августе 2016-го. Глава армянского правительства подчеркнул, что раньше власти старались не говорить об этом, потому что тогда пришлось бы сказать народу, что 30 лет ресурсы вкладывали в проблему, которую нельзя было разрешить.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок. Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению. Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее.
МИД Франции осудило начало боевых действий со стороны Азербайджана, заявив, что ни один предлог не может оправдать военную операцию в Нагорном Карабахе. Официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Насер Канани Чафи заявил, что «Иран считает Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога» [91].
США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе. С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92]. Специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида Алиса Вайриму Ндериту высказала опасения, что военная эскалация конфликта несёт угрозу насилия гражданскому населению, в том числе — геноцида и связанных с ним особо тяжких преступлений [94]. В октябре 2023 году Европарламент осудил «неоправданное и заранее спланированное» вооружённое нападение Азербайджана на Нагорный Карабах и обвинил Азербайджан в проведении «этнической чистки» армян в Нагорном Карабахе, призвав ввести против него санкции [95]. В обоих документах говорилось в том числе и о ситуации в регионе. Так в первой декларации в очередной раз осуждается спланированное и неоправданное нападение Азербайджана на армян Нагорного Карабаха, которое грубого нарушает международное право и права человека, а также является явным нарушением трехсторонних заявлений о прекращении огня от 9 ноября 2020 года и обязательств, взятых на себя Азербайджаном перед ЕС. Исход же армян из Нагорного Карабаха назван этнической чисткой [96]. В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха. Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах.
Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке. Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном. Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10]. Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана». В этом перечне четыре танка, одна боевая машина пехоты, 12 гаубиц, две пушки, 12 минометов, 468 мин, 22 гранатомета, 313 автоматов и пулеметов, один зенитно-ракетный комплекс «Тор» и 50 ракет к нему, 28 переносных зенитных систем, 3 противотанковых ракетных комплекса «Фагот», 62 гранаты, 66 262 патрона и пр. В этот же день правительство НКР сообщило, что в рамках достигнутых с Азербайджаном договоренностей проводится вывод военных Армии обороны с боевых позиций [99].
На складе с большим количеством ракет, артиллерийских снарядов и мин, также были обнаружены боеприпасы различного калибра. Оружие азербайджанские военные свозят в Шушу. По словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Анара Эйвазова, это оружие раньше принадлежало «отрядам сепаратистов и Вооружённым силам Армении», которые здесь находились, и оно было изъято у них только в последние два дня [101]. Процесс разоружения при поддержке миротворцев прошел без серьёзных инцидентов и перестрелок [102]. Основная статья: План Азербайджана по реинтеграции карабахских армян 21 сентября в ходе состоявшейся в Евлахе встречи представитель президента Азербайджана представил план реинтеграции карабахских армян. По словам депутатов парламента Азербайджана, он рассчитан на длительный период и предусматривает возможное сотрудничество с российскими миротворцами и «карабахскими муниципальными органами власти» [103]. Как утверждается в сообщении, переведённом на русский язык корреспондентом «Кавказского узла», в рамках работы этой группы в Агдамском, Физулинском и Кельбаджарском районах МЧС Азербайджана установило палаточные городки на 1000 человек для обеспечения нуждающихся армянских жителей первой медицинской помощью и питанием [103]. На встрече, по словам администрации, были обсуждены вопросы медицинской помощи, в частности совместных врачебных бригад, и налаживания контактов Баку с армянским населением Карабаха [105]. По данным Министерства труда Азербайджана, 1 октября «несколько» армян воспользовалось этой услугой [108].
По словам Human Rights Watch , заявления властей Азербайджана, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, тяжело принимать всерьёз с учётом месяцев блокады региона, безнаказанности за предполагаемые преступления, особенно во время военных действий, а также общего ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане [111]. Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе[ править править код ] Основная статья: Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе произошёл вечером 25 сентября 2023 года в селе Беркадзор , расположенном в 6 километрах от Степанакерта. Взрыв произошёл во время отпуска бензина беженцам, стремившимся уехать в Армению [112] , через несколько часов после переговоров в Ходжалы между официальными лицами Азербайджана и представителями властей непризнанной НКР [113] [114]. В результате взрыва погибли более 200 [115] и пострадали 290 человек [116]. Основная статья: Исход армян из Нагорного Карабаха Автомобили беженцев из Нагорного Карабаха, 26 сентября 2023 года Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян сообщила, что на утро 28 сентября из Нагорного Карабаха в Армению прибыло 65 036 беженцев [117]. К 29 сентября число бежавших в Армению из Нагорного Карабаха армян превысило 97 735 человек [119] , а к 30 сентября их количество составило уже более 100 тысяч человек [28].
Армении остается Лачинский коридор шириной 5 километров. При это Азербайджан должен обеспечить безопасность передвижения по коридору. Кроме того, стороны должны обменяться военнопленными, телами погибших и другими удерживаемыми лицами.
Жители Нагорного Карабаха и прилегающих районов могут вернуться домой. С 06:00 10 ноября по московскому времени вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора будут размещены российские миротворцы. Реакция армянской оппозиции После подписания соглашения в Армении начались массовые беспорядки. Оппозиция собирает подписи для отмены участия страны в договоре по Нагорному Карабаху. Протестующие ворвались в здание армянского парламента и потребовали отставки правительства. Правда, при этом депутатов в здании уже не было.
Для полноценной жизни в Азербайджане им предстоит принять азербайджанское гражданство и следовать всем законам республики. Кроме того, в тюрьме оказались бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера, известного миллионера и мецената Рубена Варданяна. В том числе их обвиняют в финансировании терроризма, создании незаконных вооруженных формирований и ведении войны. По азербайджанским законам им грозит пожизненное лишение свободы. Власти Армении пытаются оказать беженцам финансовую помощь. Например, каждому ежемесячно выплачивают по 50 тыс. Так как многие карабахские армяне живут большими семьями, эти деньги помогают им при аренде жилья. Однако проблем все еще очень много. Вместе с тем после исхода армян из Нагорного Карабаха оживились разговоры на тему подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Армения готовила против Азербайджана войсковую операцию с применением бронетехники. Между Арменией и Азербайджаном продолжаются переговоры по демаркации границы. Несмотря на прошлые конфликты, сторонам удалось достичь некоторого прогресса. Он заявил, что «Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х годах». Азербайджан и дальше будет всеми доступными для него средствами стремиться к обострению ситуации, вплоть до полной капитуляции Армении, оставшейся без поддержки по её собственной вине. Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян. В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Президент России Владимир Путин оценил ход и последствия армяно-азербайджанского конфликта. Накануне премьер-министр Армении сообщил в интервью британским СМИ, что Ереван не собирается вести войну за Нагорный Карабах и готов на новые территориальные уступки. Почва для вражды Армении с Азербайджаном в этом случае исчезнет сама собой. Он добавляет, что Азербайджан готов отправить военнослужащих Армении на родину, но карабахских армян сверят со списками. Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках.
Никакого НАТОвского коридора! Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении
Сегодня Армения и Азербайджан, несмотря на многократные призывы друг к другу согласовать очередной драфт мирного договора, сохраняют противоречия. И по-прежнему обе стороны находятся в разных «скоростных режимах» движения к миру. И понимают они его по-разному, для Еревана важно «спасение лица», а для Баку- само утверждение в регионе. Увы, старая истина подтверждается снова. Если конфликтующие стороны не достигают серьезных компромиссов, или достигнутые компромиссы незначительны и не слишком обязывающие, сохраняется риск возобновления противостояния. В той или иной форме. Азербайджанская армия обстреляла армянский пост в Сюникской области на юге страны. Четыре человека погибло. Почему Азербайджан так делает?
Сейчас Алиев добился полного успеха на дипломатической стезе и на поле боя, а также смог конвертировать эти успехи в политический капитал и без проблем выиграть выборы. Но зачем останавливаться на достигнутом, когда можно получить больше, чем уже есть? Азербайджанцев интересует в первую очередь Зангезурский коридор. Через Сюник идёт дорога, связывающая Азербайджан с Турцией и Нахичеванью — азербайджанским эксклавом. Для Алиева ключевой вопрос — это даже не сам Карабах, а возможность реализовать все выгоды работающего коридора, минимизировав те политические выгоды, которые могла бы получить от контроля за этой линией коммуникаций сама Армения. Разумеется, армяне пытаются затянуть переговоры, дождаться более благоприятной конъюнктуры. Проблема в том, что Алиев это тоже прекрасно понимает и опирается на самый банальный, но очень трудно опровергаемый аргумент — угрозу прямого физического насилия. Пашинян долго пытался играть в многовекторность.
Отвязаться от России, заставить её искать расположения Еревана, одновременно заигрывая с ЕС и пытаясь обыграть Турцию и Азербайджан. В итоге он проиграл везде.
Сюжет Война Ситуация вокруг Нагорного Карабаха снова близка к критической. Настолько, что аналитики уже предрекают скорое начало новой армяно-азербайджанской войны.
Дровишек в огонь подбросил, судя по всему, и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Сети широко расходится видеосюжет, в котором он заявляет о претензиях на эту землю: «Армяне создали себе государство на чужой земле. Армения никогда не была на этой территории. Сегодняшняя Армения — это наша земля.
Когда я говорю это много раз, мне пытаются указать на то, что у меня есть территориальные претензии. Я говорю это как исторический факт. Если кто-то может подтвердить другую версию, пожалуйста, сделайте это…» Стоит ли говорить, что это весьма спорное заявление президента Азербайджана, которое, мягко говоря, не соответствует действительности, если хотя бы бегло ознакомиться с учебниками истории: армяне на земле современного Нагорного Карабаха поселились за сотни, если не тысячи лет до прихода туда тюркских племен. Азербайджанские источники в ответ распространяют сообщение о том, что «заявление президента Азербайджана восьмимесячной давности используется российскими и армянскими ТГ-каналами для нагнетания напряженности.
На самом деле, глава Азербайджана заявил об этом еще в декабре прошлого года, пояснив, что это не территориальные претензии, а исторические факты. Распространение отрывков из заявления 8-месячной давности без объяснений явно носит провокационный характер и проводится на фоне эскалации на границе Армении и Азербайджана».
Поэтому, думаю, Пашинян и взял линию на демонстративный разрыв с Россией с целью переориентации на Запад.
Думаю, Россия оказалась заложницей решений 2020 года. Уже тогда было очевидно, что взятие под вывеской миротворческих сил под протекторат Карабаха делает положение РФ тут очень уязвимым, и в первую очередь зависимой от доброй воли азербайджанской стороны. С нынешней утерей Россией в регионе реальных силовых опций и реальной воли к действию российский контингент превращается, по сути, в военных заложников Азербайджана, и, скорее всего, обречен быть пассивным наблюдателем.
Можем ее лишиться? Но в условиях изменения курса Армении и в случае урегулирования отношений с Азербайджаном смысл для Еревана в этой базе будет утрачен. Кроме того, для Армении связь с Ираном крайне невыгодна в свете необходимости для Еревана борьбы за благосклонность Запада.
Поставив во главу угла территориальную целостность Украины и выступая за достижение этой целостности военным путем, Запад не сможет отрицать такого же подхода для Азербайджана.
Начиная с 15 июня население НКР оказались в полной блокаде. Азербайджан не даёт гуманитарным конвоям проезда в НКР и препятствует вывозу тяжелобольных пациентов на лечение в Армению.
Воздушное пространство аналогично полностью заблокировано и находится под прицелом азербайджанских военных. Например, в изоляции от внешнего мира оказались 120 000 жителей НКР, среди них 30 000 детей и 9 000 инвалидов. Сначала у них начались перебои в поставках продовольствия и лекарств, а после установления полной блокады их перестали привозить вовсе.
Начиная с января 2023 регион испытывает недостаток продуктов, которые населению отпускают в ограниченном количестве и только по талонам как это было в голодные военные годы ВОВ. Пустые продуктовые магазины в Степанакерте во время блокады. Талоны на пищевые продукты, внедрённые в январе 2023 года.
В больницах отменяются плановые хирургические операции ввиду недостатка медикаментов , также регулярно отключают электроэнергию и газоснабжение, многие жители остались без питьевой воды, топлива не хватает даже для карет скорой помощи, которые не могут выезжать на вызовы. В результате отсутствия продуктов питания и лекарственных препаратов число выкидышей у беременных женщин увеличилось втрое. Некоторые эксперты назвали это этнической чисткой и новым геноцидом армян.
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
Мы поговорили с уральскими учеными о том, как диаспоры отреагировали на конфликт, почему он вновь перешел в горячую фазу и означает ли победа Азербайджана точку в споре между народами. Разрешение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха не приведет к окончанию противостояния между Арменией и Азербайджаном. Армяно-азербайджанский конфликт 5 часов назад. Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией в основных очертаниях может быть согласовано к ноябрю текущего года, заявил президент АР Ильхам Алиев. Похоже, их участием в событиях во многом и объясняется нынешнее обострение отношений между Арменией и Азербайджаном, которые за три года так и не смогли продвинуться на пути полного урегулирования.
Есть две версии развития конфликта между Арменией и Азербайджаном ― эксперт
Нагорный Карабах — только начало. Конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится | Сквозное сообщение через Сюникскую область Армении между Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией придало бы Южному Кавказу дополнительную коммуникационную связность в интересах Турции и Азербайджана, что соответствует. |
Нагорный Карабах сдался на второй день азербайджанского наступления - Ведомости | «Парадокс ситуации заключается в том, что напряжение вокруг Карабаха растет, несмотря на активные дипломатические контакты между лидерами Армении и Азербайджана», – констатирует Томас де Ваал. |
Четыре вывода из июльских столкновений на армяно-азербайджанской границе — Клуб «Валдай» | Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. |
Конфликт между Арменией и Азербайджаном набирает обороты. Украину стерли с карты мира / РЕН Новости | Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. |
Ситуация между Арменией и Азербайджаном становится все горячее
Несмотря на прошлые конфликты, сторонам удалось достичь некоторого прогресса. Азербайджан получил контроль над четырьмя селами в Тавушской области Армении, что стало результатом последних соглашений. Позиция Армении Премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает объяснять своим гражданам необходимость уступок Азербайджану.
Как закончилась война Накануне поздно вечером лидеры трех стран подписали соглашение о прекращении огня. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что в Баку рады такому решению. Он отметил, что условия соглашения подходят и Азербайджану, и Армении. Но в Армении документ назвали «болезненным решением».
Премьер Никол Пашинян извинился перед народом за то, что не смог продолжить дело своих солдат. Он не считает эти договоренности своевременными. По мнению Саркисяна, решение должно быть принято на основе широкого консенсуса. Тем не менее, согласно подписанному документу, война в Нагорном Карабахе прекратилась в 00:00 10 ноября по московскому времени. Условия соглашения Неудивительно, что документ не понравился армянской стороне.
Баку сообщил о смерти одного своего военного от ударов армянской стороны. Минобороны России подтвердило нарушение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе со стороны вооруженных сил Азербайджана. Миротворцы и обе стороны конфликта принимают меры по стабилизации ситуации, заявили в ведомстве. Новое обострение в Нагорном Карабахе можно увязать с общей геополитической напряженностью, говорит политолог, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин: — Почему сейчас? Да очень просто. Многие считают, что сегодня главный приоритет для России — это, конечно, Украина.
В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар.