Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. § 43. Агнатическое и когнатическое родство.
zavtrasessiya.com
ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Римская семья. Агнатское и когнатское родство
Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Вытеснение агнатического родства когнатическим.
Способы установления отцовской власти: 1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке. Узаконение отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака : 1 последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2 путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3 путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.
В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск. В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке. Понятие и виды владения Владение — фактическое соприкосновение с вещью или хозяйственное возможность всегда получить фактическое господство лица владельца над вещью. Правовая категория владения posessio позволяла внешне зафиксировать принадлежность вещи конкретному лицу в конкретный момент времени. Римляне рассматривали владение одновременно и как право, и как факт. Виды владения: владение законное и незаконное, добросовестное и недобросовестное 1. Законное титульное и незаконное беститульное , последнее могло быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестным беститульное владение в римском праве признается в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью напр.
Примером недобросовестного владельца является вор.
Тула В нашем регионе нет ни сборной, ни дружеских компашек по моим предметам. А АПО помогла мне найти по-настоящему заинтересованных в олимпиадах людей. Сороки г. Великий Новгород АПО — это прекрасное место, где тебя направляют, поддерживают, помогают понять твои сильные и слабые стороны. Как минимум четверть знаний, которые я использовала на районной олимпиаде по обществознанию, я получила в АПО. Мы всегда рады помочь! Наш телефон 8 800 350 83 89 Остались вопросы?
Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. По мнению 3.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Гай, 1. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.
Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Когнатское родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии.
По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять , которое принципиального значения не имело..
Брак и его виды. Заключение и прекращение брака. В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D. Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.
Линии родства: 1.
Прямые родственники — объединяет родственников, которые происходят непосредственно друг от друга: дед — отец — сын — внук. Прямые линии бывают нисходящие от предка к потомку и восходящие от потомка к предку. Боковые родственники — объединяет родственников, которые происходят от общего предка, но не непосредственно друг от друга: между братьями и сестрами 3 сына , между дядями и племянниками, двоюродные братья и сестры. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по прямой линии: - между дедом и отцом — 1 степень, - между дедом и сыном — 2 степень, - между дедом и внуком — 3 степень.
Свойств о - adf i nitas. Свойств о м в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга супруги. Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.
Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, то есть в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата. Брак matrimonium в римском праве. Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права» [25]. Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий: 1 постоянное совместное проживание consortium omnis vitae ; 2 физическая зрелость, то есть достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин — 12 лет; 3 согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны — и их домовладык consensus ; 4 постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком affectiomaritalis ; 5 половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода coniunctiomarisetfeminae. Основными препятствиями к заключению брака являлись: 1 наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства; 2 социальное неравенство жениха и невесты например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса. При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также: 1 наличие предыдущего брака binaenuptiae ; 2 различные религии жениха и невесты disparitascultus — например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка.
Заключению брака предшествовала помолвка — spons a lia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж — принять ее в жены. Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые a rrhae sponsal i ciae — задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований. В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака: 1 matrimonium cum manu - брак с властью мужа; 2 matrimonium sine manu — брак без власти мужа. Matrimonium cum manu брак с властью мужа представляет собой древнейшую форму брака.
Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной.
Основными препятствиями к заключению брака являлись: 1 наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства; 2 социальное неравенство жениха и невесты например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса. При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также: 1 наличие предыдущего брака binaenuptiae ; 2 различные религии жениха и невесты disparitascultus — например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка. Заключению брака предшествовала помолвка — spons a lia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж — принять ее в жены. Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые a rrhae sponsal i ciae — задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований. В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака: 1 matrimonium cum manu - брак с властью мужа; 2 matrimonium sine manu — брак без власти мужа. Matrimonium cum manu брак с властью мужа представляет собой древнейшую форму брака.
Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной. Супруг или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным приобретал над женой особенную разновидность власти — т. В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей становилась агнаткой в семье мужа. Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа или его домовладыки , а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось. В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены. Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне. Отдельные члены семьи, по выражению И. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias». Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu.
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах. Таким образом, можно выделить три формы брака: 1. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.
Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия 4 г. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна auctoritas tutoris , после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества позднее сословиям , либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия 445 г. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия 18 г. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами consobrini , а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.
В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.
В рамках агнатического родства возможные наследники разделялись на 4 условные степени.
Первая степень — прямые близкие sui heredes , в числе которых считались все находившиеся под властью домовладыки его кровные родственники и другие близкие, в том числе усыновленные и находившиеся in mancipii; в эту же степень относились и освобожденные дети при условии внесения ими имущественного вклада в общую массу семейного имущества; все наследники этой степени наследовали поколение, т. Вторая степень — близкие родственники agnati proximi , к числу которых относились братья, сестры, мать если она состояла в браке, заключенном в форме cum maim ; все наследники этой степени разделяли достававшееся им наследство поголовно, по равным долям. Третью степень составляли все другие родственники; в более позднем римском праве круг родственников ограничивался 6 — 7 степенями родства до детей троюродных братьев и сестер включительно ; в эту же степень наследников относились и незаконные дети допускаемых степеней родства; наследование шло также поколенно.
Последнюю, четвертую степень составлял переживший супруг т.
Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатско- го родства между нею и семьей мужа; — брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права.
Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни. Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака: — при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации истребования из чужого незаконного владения на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи.
Все возможные приобретения в это имущество как до, так и после брака переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агна-тической родственницы; — при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им.
Но жена не могла как не обладающая jus commerii самостоятельно распоряжаться этими имущест-вами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям. Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: — приданое dos — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу.
Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса.
Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом; — брачные дары dos propter nupdas представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались. Правоотношения родителей и детей.
Отцовская власть и ее значение. Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки , на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа.
Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство cogn a tio могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям. По восходящей линии — отец, дед, прадед; по нисходящей — сын, внук, правнук; по боковой — брат, двоюродный брат, дядя.
Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии - сначала необходимо «подняться» до общего предка не считая его самого , а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства. Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья — второй степени, а вот двоюродные — в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын — первая степень родства, а дед и внук — вторая, и т. Свойств о - adf i nitas.
Свойств о м в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга супруги. Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка. Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, то есть в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата. Брак matrimonium в римском праве.
Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права» [25]. Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий: 1 постоянное совместное проживание consortium omnis vitae ; 2 физическая зрелость, то есть достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин — 12 лет; 3 согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны — и их домовладык consensus ; 4 постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком affectiomaritalis ; 5 половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода coniunctiomarisetfeminae. Основными препятствиями к заключению брака являлись: 1 наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства; 2 социальное неравенство жениха и невесты например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса.
При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также: 1 наличие предыдущего брака binaenuptiae ; 2 различные религии жениха и невесты disparitascultus — например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка. Заключению брака предшествовала помолвка — spons a lia.