Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития. Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины. Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ
В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием память 2 июля. Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия — c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался.
Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели. Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским 431 и Халкидонским 451 соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной.
Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения. Императрица Евдокия память 13 августа , вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников собора. Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение. Желая снова вступить в евхаристическое общение c Церковью, она отправила посланцев к преподобному Симеону Столпнику, подвизавшемуся в окрестностях Антиохии память 1 сентября. Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению — и спасешься».
Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа.
Торжественное богослужение прошло в храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, прославляли преподобного Евфимия Великого, а позже и поздравили дорогого архипастыря с днем тезоименитства. Звучали пожелания здравия, крепости сил, духовного бодрствования и многих лет служения, а также еще множество добрых и теплых слов в адрес владыки.
В торжественном богослужении приняли участие также несколько священников и диакон, таких как: протоиерей Геннадий Четвергов г. Казань , протоиерей Василий Колотов г.
Его родители, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Господа о даровании им ребенка. Однажды ночью, во время молитвы в храме, они услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, который станет утешением Церкви. Еще до появления ребенка на свет они приняли решение посвятить сына Богу. Отец Евфимия умер, когда мальчику не исполнилось еще и трех лет. По совету своего брата, пресвитера Евдоксия, его мать отдала сына на воспитание святителю Отрию, епископу Мелитинскому, который принял на себя заботы о ребенке: он крестил мальчика, а когда тот подрос, отдал для обучения благочестивым юношам Акакию и Синодию, впоследствии ставшим епископами Мелитинскими.
Еще в ранние годы преподобный Евфимий высказал горячую любовь к подвижничеству и чтению Священного Писания, приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, ограничению в еде, хранил целомудрие и телесную чистоту. Пройдя все ступени низших церковных должностей, начиная от чтеца, преподобный Евфимий достиг пресвитерского сана и получил назначение управляющим окрестными монастырями. В возрасте двадцати восьми лет, стремясь духовно совершенствоваться, он отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив известных отшельников и монахов, узнав о добродетелях и образе жизни каждого из них, он пришел в Фаранскую лавру преподобного Харитона. Стремясь к уединению, преподобный Евфимий поселился в келлии за пределами монастыря, по соседству с местом обитания преподобного Феоктиста, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет подвижники переселились в пустыню Кутилла, где они начали жить затворниками в труднодоступной пещере на краю утеса. Питались они только травами, которые собирали в окрестностях своего жилища.
Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития. Преподобный Евфимий был родом из г. Мелитины в Армении. Он происходил из богатой и знатной семьи и был поздним, как и Макарий Великий, вымоленным ребенком. Отданный матерью во исполнение обета Церкви и воспитанный еп. Мелитинским Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был посвящен в пресвитеры. Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преп. Евфимий на 30 году жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим. Оттуда, поклонившись Св. Рядом подвизался преп.
Затем оба монаха ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню недалеко от Иерихона , поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки — сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преп. Феоктист, а духовником был преп.
2 февраля - день памяти Ефимия Великого
Узурпатор отправил в Новгород посольство и «целова крест на всих старинах» т. Но не прошло и года, как Василий Темный вернул себе престол, а еще через два года междоусобиц у Шемяки вообще не осталось союзников кроме Великого Новгорода. Тогда он попросил архиепископа Евфимия приютить у себя его жену и сына, «а сам князь великый Дмитрий Юрьевич, в Великом Новегороде не быв, пошед Галицю т. Святитель Евфимий Новгородский Через год, окончательно разбитый, он и сам приехал в Новгород, но долго там не усидел, продолжал метаться по городам и весям.
В конце концов его отлучили от Церкви, и митрополит Киевский и всея Руси Иона написал об этом архиепископу Евфимию. Однако Великий Новгород остался верен своему крестному целованию и признал Шемяку великим князем. Но когда в 1453 году князя отравили, митрополит Иона запретил поминать его в церкви.
В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским. Но чувство вины за то, что ослушался митрополита, у него осталось.
Следуй его учению — и спасешься». Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты. Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников.
Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва память 5 декабря , преподобный Кириак память 29 сентября , преподобный Герасим память 4 марта и многие епископы. В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена. Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства Кол.
Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам. Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем 482. Преподобный Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также c усердием исполнять все положенные богослужения. После этого преподобный Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 года с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий.
Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником преподобного Евфимия в течение 50 лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле преподобного Евфимия, высеченной на месте его пещеры. Вся Церковь сразу стала почитать преподобного Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он, тем не менее, всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря [1] «Житие преподобного Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским, стало классическим произведением аскетической литературы.
Его память отсутствует в Синаксарях.
Фреска монастыря Пантократор на Афоне. Так, во время пребывания в монастыре Капарвариха он обратил в Православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Евфимий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Кириллу Александрийскому и прп.
Акакию, еп. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе преемник Петра, епископ сарацин Авксил Авксолай , встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев святого Евфимия. Полные драматизма события разыгрались в жизни святого после IV Вселенского Собора 451. В нем участвовали ученики преподобного Евфимия - епископы Стефан и Иоанн, 3-й епископ сарацин, подписавшие определения Собора. Евфимий Великий одобрил их действия и также принял определения этого Собора.
Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20-ти месяцев. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца. Вдохновенная речь преподобного в защиту определений Халкидонского Собора произвела впечатление на Елпидия, который впоследствии вернулся в Православие. Однако продолжающиеся нестроения в Иерусалимской Церкви вынудили преподобного Евфимия уйти в пустыню, где он оставался до тех пор, пока Феодосий не был низвержен и Ювеналий не занял снова патриаршую кафедру. Во время этого добровольного изгнания его сопровождали некоторые аввы, также, под влиянием Евфимия, не признавшие Феодосия, среди них преподобный Герасим Иорданский.
Изгнание Феодосия не вернуло в Православие палестинских монахов и императрицу Евдокию. В поисках истины она обратилась к преподобному Симеону Столпнику, направившему ее к Евфимию Великому. Тот посоветовал императрице отвергнуть ересь монофизитства, что она и сделала, ее примеру последовали многие монахи и миряне. Святой Евфимий также предсказал императрице день ее смерти. Фреска храма Протатон на Афоне.
Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин Евфимий Великий и его лавра были тесно связаны с египетским монашеством. В подкрепление своих поучений Евфимий нередко приводил в качестве примера истории, рассказанные ему приходившими из Египта иноками, которых он всегда гостеприимно принимал. Образцом для подражания Евфимию служили прп. Арсений Великий и его ревность к таким монашеским добродетелям, как безмолвие и смирение.
Кирилл Скифопольский, сравнивая прпп. Арсения и Евфимия, писал, что Бог удостоил Евфимия тех же даров, что и Арсения Великого, в частности дара прозорливости. Одним из ярких примеров тому служит история со скевофилаксом ризничим Анастасием. Во время его визита Евфимий постоянно обращался к нему как к патриарху, а когда святому сказали, что к нему прибыл вовсе не патриарх, а скевофилакс, тот ответил, что он видит перед собой патриарха и потому обращается к нему как к патриарху.
Премудрый Соломон свидетельствует иное: Когда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему бесчестие и поношение Притч. Кости нечестивого наполнились грехов юности его и с ним на персти уснут, говорит праведный Иов 20. Премудрый Сирах не советует отлагать со день обращения к Богу, говоря: Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения Сир. Оттого-то премудрый Соломон не велит отлагать делание добра до завтра, говоря: Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день Притч. Таким образом, мы должны заботиться о своем спасении неустанно, ежечасно, не отлагая этого великого дела самоисправления на далекое время, потому что мы не знаем, в который час и день Сын человеческий приидет.
В-третьих, время кончины нашей не объявлено нам для того, чтобы свобода наша навсегда пребыла неприкосновенной, И чтобы не была отнята ценность у нашей добродетели. Если бы нам открыто было, что мы чрез неделю или месяц непременно должны расстаться с этим светом, тогда конечно мы поспешили бы приготовить себя к смерти, посвятили бы весь остаток дней своих на творение добрых дел. Но такое приготовление разве не будет принужденным? Такое добро разве не будет плодом страха рабского? Бог же любит только добровольных даятелей. Боящийся не совершен в любви, говорит возлюбленный Христов апостол Иоанн Богослов, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви 1Ин. Таким образом, без благого произволения духа нашего, приготовление наше не заслуживало бы особой цены.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ
Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. По окончании Литургии было совершено величание преподобному Евфимию Великому, после чего архимандрит Павел (Кривоногов) передал наместнику монастыря поздравление.
ЕВФИМИЙ II
О величии человека, о том, как понимает величие Церковь и о подвиге преподобного Евфимия архипастырь говорил в наставлении после богослужения: — В истории всего человечества, каждой отдельной страны появлялись особые личности, которым удавалось внести какой-то исключительный вклад в жизнь государства, и их порой называют великими. Как правило, они встречаются среди правителей или завоевателей — например, Александр Македонский, который вошел в историю еще и как Александр Великий. В нашей стране тоже есть такие люди — император Петр I, прозванный в нашей стране Великим, Екатерина. Но какие бы эпитеты за ними не закреплялись, с точки зрения христианских представлений эти люди вряд ли могут получить подобное наименование. Величие, которое им усваивается, носит больше внешний характер — это умение управлять страной, проведение реформ и преобразований, внешние достижения. Но те же самые личности, осуществившие все это, остались людьми со свойственными им человеческими слабостями и страстями. И государей, за которыми история сохранила наименование «Великих», история знает как людей, одержимых многими, порой постыдными страстями.
Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: «Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою.
И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов». Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления.
Когда иноки причащались Святых Таин, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него.
Он стал поучать братию: «Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства.
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда святой царь Давид скрывался от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого.
Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.
Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати. Основным источником сведений о Евфимии Великом является его житие, которое написано Кириллом Скифопольским. Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся? Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова. Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил. Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине.
День памяти Евфимия Великого
Епископ Луховицкий Евфимий, викарий святейшего патриарха московского и всея руси. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена.